|
|
18 апреля
2001 г. |
Источник:
"Российская газета" |
Автор: Татьяна
Афанасьева |
С чем же идти в разведку?
|
Чтобы
стимулировать освоение новых запасов нефти и газа, нужно изменить
налогообложение
|
В
ближайшие дни Правительство должно внести в Госдуму законопроект
по "Налогу на добычу полезных ископаемых". Речь идет о проекте 27-й
главы Налогового кодекса, посвященной налогу за пользование недрами.
Предполагается, что часть налога на воспроизводство минерально-сырьевой
базы (ВМСБ) и "роялти" будет отменена вовсе, что горячо поддерживается
нефтяными компаниями. Однако вопрос имеет две стороны медали. |
То,
что поддерживают нефтяники, вызывает бурный протест со стороны руководителей
геологоразведочных предприятий, субъектов Федерации, Министерства
природных ресурсов и Минэнерго. Директора геологоразведочных предприятий
Ханты-Мансийского автономного округа даже обратились к Президенту
с письмом, смысл которого: не будет денег - умрет геологоразведка.
Где именно может быть поставлена запятая в сакраментальном "отменить
нельзя оставить" относительно ВМСБ, сегодня сказать трудно. Но проанализировать
некоторые данные о том, что представляет собой этот вид налога и
на что он тратится, не мешало бы. |
Платеж
этот был введен в советские времена. Правда, выполнял он несколько
иные функции. Тогда нефтяные предприятия отчисляли средства на геологоразведочные
работы (ГРР), за счет которых государство финансировало поиск и
разведку нефти и газа, что позволяло геологоразведчикам открывать
новые месторождения, которые государство передавало нефтяникам в
разработку. Подчеркнем - бесплатно. Сегодня ставка ВМСБ взимается
в прежних, скажем так, "советских" размерах - 10 процентов от цены
нефти делится между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации,
добывающими предприятиями. |
Однако
не все эти деньги идут на геологоразведку. В частности, если проанализировать
1999 год, то картина получается такая: из средств, полученных от
отчислений на ВМСБ федеральным бюджетом по прямому назначению в
1999 использовано 56, 3 процента, субъектами Федерации - 59, 8,
а добывающие предприятия направили на ГРР 93, 8 процента. При этом
заметим, что от общей суммы отчислений на ВМСБ добывающим предприятиям
перепало лишь 35, 2 процента от причитающихся. |
И
как быть предприятиям в этой ситуации? Ведь они должны приращивать
запасы. Месторождения сегодня бесплатно не раздают, их приобретают
на конкурсах и аукционах за счет собственной прибыли. Большая часть
средств, которые они отчисляют на восстановление минерально-сырьевой
базы, оседают неизвестно где, а это - миллиарды рублей. Так, в 1998
году на уровне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации
"потерялось" около 5 миллиардов рублей, а в 1999 уже 8 миллиардов
рублей "растворились в воздухе". Эти несложные расчеты произведены
на основании данных Министерства природных ресурсов, и никакой подтасовки
здесь нет. Поэтому возникает вопрос: так какую функцию сегодня выполняет
ставка отчислений на так называемое ВМСБ? |
Вместо
того чтобы эффективно использовать эту ставку и приращивать запасы,
ее разбрасывают по разным уровням власти, а запасы тем временем
"проедаются". Стало быть, нужно что-то менять в существующей системе.
Федеральный центр это понимает, но против этого категорически возражают
субъекты Федерации и руководители геологоразведочных предприятий,
что в общем-то вполне понятно: "кушать" всем хочется. Что касается
геологоразведочных предприятий, найти какие-нибудь статистические
данные по выполненным за счет выделяемой им части ставки ВМСБ объемов
сейсмических и поисково-разведочных работ практически невозможно,
не говоря уже о количестве открытых запасов. |
Если
ставка ВМСБ будет отменена и геологоразведочные предприятия перейдут
на прямые договоры с нефтяниками и с государством - счет деньгам
будет другой, и отчитываться придется за каждый рубль. Не потому
ли и заявляют руководители малых геологоразведывательных предприятий,
находящихся в ведении МПР, ныне столь смело, что ВМСБ - единственный
налог, который полностью идет на восполнение минерально-сырьевой
базы. Простая арифметика показывает, что это не так: если нефтяники
за 2000 год вложили в ГРР 10, 363 миллиарда рублей и выполнили геологоразведочные
работы по России в объеме более одного миллиона метров проходки,
то что сделано на ту часть ВМСБ, которая ушла в государственную
казну и бюджеты Федерации, не может ответить никто. Что интересно:
непонятно, куда делись работы, выполненные еще как минимум на 10
миллиардов рублей, если ставка ВМСБ, действительно, полностью идет
на восполнение минерально-сырьевой базы. |
И
власти в субъектах федерации, в их нежелании что-то менять в этом
вопросе, вполне понять можно: сегодня в их руках миллиарды рублей.
А кто же станет добровольно отказываться от денег? Сегодня они могут
запретить компаниям использовать средства от ВМСБ на разведку и
поиск месторождений за границами своих регионов, увеличить или уменьшить
ставку тем или иным компаниям по своему усмотрению, а завтра они
этой функции могут лишиться, а главное - не смогут оставлять ее
себе. Но ведь пора уже подходить к стратегически важным вопросам
по-государственному: нефтяникам нужно выходить в новые нефтегазовые
регионы, нужно начинать работы на шельфе северных морей. Если административными
методами в этом плане не удалось продвинуться вперед ни на шаг,
стало быть, пора включать иные механизмы, в том числе и рыночные. |
При
этом источник финансирования останется прежним - средства нефтегазодобывающих
компаний. Но сегодня деньги из этого кармана изымаются и делятся
непонятно как и для чего. Почему бы не сделать так, как это уже
давно делается во всем мире: отнести средства, затрачиваемые компаниями
на геологоразведку, на их затраты. А на нужды фундаментальной науки,
региональные поисковые работы в новых районах, решение задач по
изучению структур, залежей, месторождений, которые будут выставляться
на конкурсы и аукционы, можно оставить ставку налога примерно на
уровне 2 процентов. |
А
еще лучше вообще забыть об этом налоге, абсурдном уже в силу того,
что выплаты на восстановление минерально-сырьевой базы на таких
давно эксплуатируемых месторождениях, как Западно-Сургутское, Самотлорское,
Мамонтовское, многих других, уже давно перешагнули все мыслимые
и немыслимые границы восстановления их запасов. Взамен ставки ВМСБ
можно поднять ставку роялти на1 - 3 процента и записать в бюджете
строкой: на проведение ГРР. |
Однако
противники отмены "советского" налога говорят о том, что отмена
ВМСБ приведет к росту себестоимости нефти. На самом деле, заявление
это "от лукавого". Эта ставка сегодня "сидит" в себестоимости. И
что изменится оттого, что этот элемент себестоимости будет называться
по-другому? Разница лишь в том, что деньги будут потрачены по назначению.
Те же предприятия, которые не будут заниматься геологоразведкой,
просто уплатят больший налог на прибыль. Государство от этого будет
только в выигрыше. Можно, конечно, предположить, что нефтяники начнут
без всякой меры вести поиск и разведку, увеличивая тем самым затратную
часть. Но их возможности в этом плане можно ограничить 8 процентами
от цены одной тонны нефти, разрешив только такую долю относить на
затраты. |
Оставляя
же ставку ВМСБ в ее сегодняшнем виде, мы оставляем "черную дыру",
в которой бесследно исчезают миллиарды рублей, предназначенных для
воспроизводства минерально-сырьевой базы. |
|
|