10 апреля 2001 г.
Источник: газета "Коммерсант"
Автор: Ирина Резник
Предоплата законна
Так решила Федеральная энергетическая комиссия
Вчера Министерство юстиции официально утвердило подготовленный Федеральной энергетической комиссией (ФЭК) новый порядок оплаты услуг по транспортировке нефти, предусматривающий 100-процентную предоплату при экспорте сырья, на которой давно настаивала "Транснефть". По данным ФЭК, у Минюста нет претензий к новому порядку оплаты, а нефтяные компании отнеслись к предоплате экспорта с пониманием - новый документ оставляет за ними право не платить авансом за нефть, идущую на собственные нефтеперерабатывающие заводы.
До 1997 года все нефтяные компании полностью оплачивали услуги "Транснефти" авансом. В 1997-1999 годах порядок оплаты транспортировки нефти по решению правительства утверждала ФЭК. За транспортировку платили в три приема: 5-го, 15-го и 25 числа каждого месяца. В мае 1999 года ФЭК ввела для мелких и средних компаний полную предоплату прокачки, для крупных предусматривалась 15-дневная отсрочка по оплате, и только нефтяники, поставляющие нефть для собственных НПЗ, могли платить в три приема: 1-го, 9-го и 18 числа каждого месяца.
Как уже писал "Ъ", "Транснефть" предложила в 2001 году новые договоры с полной предоплатой своих услуг - и для крупных, и для мелких компаний. Среди нефтяников это вызвало бурное недовольство. Компании утверждали, что тем самым "Транснефть" злоупотребила своим монопольным положением. Нефтяники утверждали, что с некоторыми компаниями "Транснефть" уже давно заключила долгосрочные договоры с более выгодными для отправителей условиями и поэтому эти компании находятся в привилегированном положении. Согласно же Гражданскому кодексу, компания не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим при заключении публичного договора. Но "Транснефть" утверждала, что предоплата - совершенно нормальная практика. На сторону нефтяников встал министр по антимонопольной политике Илья Южанов: "Предоплата услуг "Транснефти" несправедлива".
Федеральная энергетическая комиссия нашла соломоново решение и, введя предоплату на экспорт нефти, оставила более выгодные для нефтяников условия оплаты на внутреннем рынке. Согласно разработанному в ФЭК документу, грузоотправители, поставляющие нефть на "свои" НПЗ, оплачивают услуги 29 числа месяца, предшествующего транспортировке, а также 8-го и 16 числа месяца транспортировки в размере 1/3 суммы платежа за предусмотренный месячным графиком объем транспортировки нефти. В ФЭК корреспонденту "Ъ" сказали, что перед комиссией стоял выбор: повышать тарифы на прокачку нефти либо ввести предоплату по экспорту. "Мы выбрали последнее, - сказал "Ъ" сотрудник комиссии. - Пусть это будет проблема экспортеров. А то получалось, что при прежних договорах госкомпания "Транснефть" кредитовала частные компании. И ей это было очень невыгодно".
Руководитель пресс-службы "Роснефти" Александр Степаненко назвал условия ФЭК "вполне компромиссными": "Если, согласно договорам, при поставках на экспорт, который составляет примерно 30% от всей добываемой компанией нефти, нефтяные компании авансируют "Транснефть", что им не очень-то выгодно, то при транспортировке нефти на НПЗ ситуация более выгодна для добывающих компаний". Впрочем, вопрос еще не закрыт. В конце апреля МАП, "Транснефть" и нефтяные компании намерены обсудить разногласия. И одним из основных на переговорах станет вопрос о размере штрафных санкций в случае невыполнения договора грузоотправителями.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены