|
|
10 апреля
2001 г. |
Источник:
"Российская газета" |
Автор: Алексей
Балиев, Петр Дымов |
Бензин по осени сливают
|
В
последние дни многие автолюбители, решившие пополнить бензобаки
на тех заправках, что расположены вдали от крупных городов и перегруженных
трасс, с приятным удивлением обнаружили заметное снижение расценок
на бензин. Кое-где даже самый ходовой "76-й" упал в цене аж на целый
рубль. |
Однако
эксперты, занимающиеся рынком нефтепродуктов, не спешат с оптимистическими
прогнозами в отношении цен на топливо. Да, сегодня, по имеющейся
информации, хранилища заводов и топливных баз в большинстве российских
регионов переполнены нефтепродуктами, что, как считают во многих
нефтяных компаниях, может привести даже к обвалу внутрироссийских
цен. Впрочем, такое радующее потребителя падение цен будет скорее
всего очень непродолжительным - максимум неделя-другая... Затем
неизбежен откат на прежний уровень цен и даже их рост. Оснований
для такого вывода у нефтяных экспертов предостаточно. Дело в том,
что нефтянка, как и в прошлые годы, отреагирует на затоваривание
двояко - нефтяные гиганты тут же постараются облегчить экспорт топлива
и, если потребуется, спровоцируют ажиотажный спрос в стране, а стало
быть, взвинтят цены. |
Ну
а снижение пошлин и отмена балансовых заданий, как ни печально,
вольно или невольно работают именно на такой сценарий. Речь идет
сразу о двух решениях, принятых на самом высоком уровне и призванных,
судя по всему, облегчить жизнь и нефтяникам, и их клиентам. Напомним,
в первые дни марта были отменены так называемые балансовые задания
нефтяным компаниям, то есть обязательные поставки горючего в регионы,
а две недели назад правительственным постановлением впервые за последние
два года были снижены пошлины на вывоз нефти. Причем снижены "скачком",
сразу более чем вдвое, до 22 евро за тонну. Не секрет, что такое
решение напрямую связано с тем, что уже к концу февраля наше "черное
золото" резко подешевело на мировом рынке - до 26 долларов за баррель.
В то же время в ближайшие дни могут быть снижены и пошлины на мазут. |
Однако,
несмотря на это, по оценкам сразу двух федеральных ведомств, так
или иначе "ответственных" за обеспечение посевной горючим, - Минэнерго
и Минсельхоза РФ, уже нынешний весенний сев и уборка урожая, как
и во все предыдущие годы, вряд ли обойдутся без обязательных поставок
нефтепродуктов, точнее - без административно-принудительных мер.
Что же тому причиной? Все по традиции: который год ближе к лету
прогнозируется "неподъемное" для села удорожание топлива. |
С
прошлого года пошлины впрямую привязаны к мировой нефтяной торговле
- чем выше цены, тем выше пошлинные расценки. Прежняя ставка - 48
евро за тонну - не менялась последние три месяца, но тогда цены
на нашу нефть достигали 29 - 31 доллара за баррель. Однако со второй
половины января российское "черное золото" подешевело примерно на
четверть и вряд ли будет дорожать в ближайшие месяцы. Если же не
менять вывозные тарифы, потери казны с учетом дальнейшего падения
мировых цен могут составить, по экспертным оценкам Минэнерго РФ.
до 200 - 250 миллионов долларов в предстоящие два-три месяца. |
Пока
нефть вывозится строго по графику: по данным "Транснефти", с начала
года экспортировано около 20 миллионов тонн, а всего за январь -
март зарубежным потребителям поставят 36 миллионов тонн. Но эту
цифру могут понизить до 30 миллионов тонн, если наше топливо подешевеет
до 23 - 24 долларов за баррель. Да, против балансовых заданий давно
возражает Международный валютный фонд. Там не только считают эту
меру нерыночной, но и... приравнивают ее к косвенным субсидиям нашей
экономике, включая сельское хозяйство, "севера" и т.п. Однако отметим,
что, например, автономные территории Дании (Гренландия, Фареры)
и Франции, разбросанные, что называется, по всем азимутам, получают
нефтепродукты по спецзаданиям, выполняемым исключительно национальными
компаниями. Это для них - проходной балл для экспорта, инвестиционных
проектов в других странах и т.п. "Топливное выживание" принадлежащих
США Алеутских островов, Микронезии, Восточного Самоа и ряда районов
Аляски тоже обеспечивается обязательными поставками. |
Да
и в России до недавнего времени балансовые задания служили своего
рода лакмусовой бумажкой для проверки лояльности нефтяной компании
в части снабжения тех же "северов", армии и социалсоциалки. Мало
того, четкая работа по "балансу" служила, с одной стороны, критерием
допуска к экспортной трубе, а с другой - давала и нефтекомпаниям
какую-никакую гарантию сбыта на случай неплатежеспособности какого-то
из регионов. Ведь сама география, можно сказать, предначертала снабжение
топливом отдаленных регионов - во всех странах и в любых экономических
системах - по принципу обязаловки. А недавний топливный кризис в
западных странах вновь доказал значимость именно такого топливообеспечения,
образно говоря, "западных северов", причем значимость не только
экономическую. И МВФ это и не думает оспаривать... |
По
мнению президента Российского топливного союза Сергея Борисова,
пока наши ведомства не будут располагать достоверной информацией
о балансе спроса-предложения по нефти и нефтепродуктам, причем с
учетом их колебаний по времени года в каждой отрасли, ценовые и
снабженческие "авралы" останутся традицией. То же, по его мнению,
относится и к политике нефтяных пошлин, которая пока сориентирована
только на мировой рынок. А вот ее увязка с внутренними потребностями
ли просматривается. |
Поэтому
неудивительно, что. занимая одно из первых мест в мире по добыче
и переработке нефти, Россия уже который год испытывает дефицит нефтяного
топлива и в отраслях, и в регионах. И, к сожалению, особые обострения
такого дефицита слушаются в самые ответственные моменты - то есть.
как правило, весной и осенью. |
|
|