|
|
4 апреля
2001 г. |
Источник:
газета "Коммерсант" |
Автор: Ирина
Резник |
Минфин заглянул в недра
|
Вчера
министр финансов Алексей Кудрин заявил, что в ближайшие дни правительство
внесет в Госдуму законопроект по налогообложению природных ресурсов.
Его первый заместитель Сергей Шаталов пояснил, что речь идет о проекте
главы Налогового кодекса, посвященной налогу за пользование недрами
(роялти). Теперь роялти будет взиматься совсем по-новому, а другой
"природный" налог - на воспроизведение минерально-сырьевой базы
(ВМСБ) - скорее всего, будет отменен. О решении Минфина и правительства
отменить этот налог "Ъ" написал еще осенью. Тогда Минфин в приложении
к проекту бюджета-2001 предложил отменить этот налог с 2002 года.
Отмену ВМСБ особенно активно лоббировали нефтяные компании. |
В
новой налоговой главе прописан новый механизм взимания роялти. Как
пояснил Сергей Шаталов, будут установлены единые правила взимания
этого налога. Предполагается сделать единую методику расчета ставки
роялти, а за счет корректировочных коэффициентов учитывать степень
разработки месторождения, удаленность от трубопровода и ряд других
факторов. Сейчас роялти (этот рентный платеж составляет 6-16% от
стоимости реализованной продукции) устанавливают как бог на душу
положит: когда Госком недра, когда Минприроды или их региональные
отделения, иногда ставка роялти устанавливается на тендере. По общим
принципам. Только в Ханты-Мансийском округе учитываются более серьезные
факторы (например, глубина извлекаемости нефти). |
Надо
сказать, что такую общую методику расчетов отстаивал не Минфин,
а Минэкономразвития. По информации "Ъ", до последнего времени существовало
два проекта налоговой главы по взиманию роялти. Один готовило Минэкономразвития,
а другой - Минфин. Минфин предлагал просто расширить диапазон изъятия
роялти: от 0% (на новых или истощенных нефтяных месторождениях)
до 16% (на прибыльных участках). Недропользователи, разрабатывающие
новые месторождения, могли бы освобождаться от платежей роялти (акцизов)
на срок до трех лет. А для истощенных месторождений с продуктивностью
скважин не более трех тонн нефти в сутки и обводненностью не менее
90% предусматривались большие льготы по ресурсным платежам. |
Сошлись
на предложениях введения общей методики Минэкономразвития. "Сегодняшняя
практика взимания роялти такова, что никаких достаточно четких правил
по установлению ставки роялти ни в законах, ни в постановлениях
правительства нет. Есть лишь набор общих факторов, - говорит партнер
по налогообложению PriceWaterhouseCoopers Михаил Клубничкин. - С
этой точки зрения, наверное, и следовало бы дать какие-то методические
принципы, но тут надо соблюдать золотую середину. Это не должна
быть слишком жесткая методика, к тому же все учесть невозможно,
а если она будет слишком мягкая и размытая, то останется лишь на
бумаге и никто не будет ее соблюдать". |
Что
же касается отмены ВМСБ, то, по мнению Михаила Клубничкина, торопиться
с полной ликвидацией этого налога пока не стоит. "Роль, которую
играл налог ВМСБ, становится уже не такой важной, учитывая, что
проект главы по налогу на прибыль впервые в российской практике
прямо говорит о том, что затраты на геологоразведочные работы могут
уменьшать налогооблагаемую базу в течение короткого периода времени,
как это делается практически во всем мире", - говорит господин Клубничкин.
Но при этом, по его мнению, разумно было бы не отменять полностью
налог на ВМСБ а оставить 1, 5-2% отчислений этого налога применительно
к нефтяным компаниям (главное, чтобы эти средства обязательно шли
в бюджет как целевой источник для финансирования геологических работ)
или увеличить для них действующие ставки роялти для нефтяных компаний
на те же 1, 5%. |
|
|
|