|
|
21 марта
2001 г. |
Источник:
газета "Время МН" |
Автор: Оксана
Соловец |
Соглашения о разделе продукции опять пробуксовывают
|
За
последние несколько месяцев соглашения о разделе продукции, прежде
всего в нефтяной отрасли, сдвинулись с мертвой точки. В ближайшее
время можно ожидать, что государство определит, кто от его имени
будет иметь дело с инвесторами, готовыми работать на условиях СРП.
Схема в данном случае примерно ясна: она очерчивалась еще прошлой
осенью. Правительство должно назвать некий субъект, который будет
уполномочен решать с инвесторами все возникшие по ходу реализации
проекта вопросы. После этого избавиться от нынешней необходимости
обивать пороги разнообразных федеральных и региональных структур,
каждая из которых занимается только своими частными проблемами,
а за целостную картину не отвечает никто. Именно такое положение,
когда система СРП, изначально призванная упростить для инвесторов
работу в России, была забюрокрачена донельзя, приводило к тому,
что соглашения о разделе продукции оставались на бумаге. |
В
этом свете мысль передать все полномочия в одни руки выглядит вполне
здраво, благо и мировой опыт свидетельствует о том же. Тот же мировой
опыт указывает, что "одними руками" может быть (и в большинстве
случаев бывает) структура, по статусу и реальному положению своему
могущая называться национальной нефтяной компанией. Причем подобная
схема применяется в странах с совершенно различным укладом экономики,
более того, она уже используется и на просторах бывшего СССР, а
точнее - в Казахстане. |
Однако
проблема в том, что российские чиновники - особенно в последнее
время - считают тождественными по смыслу слова "национальная" и
"государственная". В свете борьбы с олигархами, благословленной
на высшем уровне, допуск частных компаний к такого рода функциям
считается изначально невозможным. В результате госкомпании, которых,
кстати, немного, получают существенные конкурентные преимущества:
всем понятно, что получение подобного статуса значительно облегчает
контакты с иностранными инвесторами по всему спектру вопросов, который
только может быть у нефтяной компании. |
Между
тем представляется, что никак нельзя подходить к выбору уполномоченной
структуры только с критерием "государственная - частная". Проблема
СРП слишком сложна и слишком важна, чтобы вот так упрощать подход
к ней. Многие специалисты в сфере нефтедобычи считают, что в течение
ближайших десятилетий сложится ситуация, когда свыше двух третей
российской нефти будет добываться компаниями, созданными на основе
СРП. Строго говоря, вопрос о разделе продукции - это вопрос будущего
российской "нефтянки", поскольку только через СРП в отрасль могут
пойти достаточно быстрые и при этом масштабные инвестиции, без которых
об освоении новых крупных месторождений даже говорить не приходится. |
И
вот в этой ситуации федеральная власть рассматривает "кандидатуры"
двух госкомпаний, "Роснефти" и "Зарубежнефти", в качестве структур,
уполномоченных работать с инвесторами в СРП. И дело даже не в том,
что это далеко не крупнейшие и не самые эффективные организации.
Проблема глубже: в угоду желанию высшей российской власти повысить
роль государства и "равноудалить" олигархов попираются принципы
свободной конкуренции. Государственный статус структуры оказывается
важнее эффективности ее работы. |
В
то же время нет никаких юридических препятствий к тому, чтобы с
инвесторами в СРП работала частная компания. Контролировать ее деятельность
госструктуры, прежде всего Министерство экономического развития
и торговли, в чьем ведении находятся вопросы соглашений о разделе
продукции, вполне могут. Тем более что нередко работа частных компаний
более прозрачна, нежели работа компаний государственных. В этой
связи эксперты полагают, что такие компании, как, к примеру, "Сибнефть",
могли бы более удачно справляться с описанной ролью. Хотя бы за
счет большего опыта международной деятельности и большего масштаба
решаемых в России задач. |
Однако
не похоже, чтобы все эти соображения принимались в расчет. По крайней
мере, с прошлой осени вопрос о предоставлении инвестору минимально
бюрократического режима деятельности в СРП так и не решается. Что,
кстати, наглядно иллюстрирует эффективность работы государственных
структур, и так уже ставшей притчей во языцех. Специалисты-нефтяники
полагают, что правительство по-прежнему склонно при решении вопроса
СРП ориентироваться на политические установки высшего руководства
о приоритете государства над частным бизнесом, что практически не
оставляет шансов "Сибнефти" и другим нефтяным компаниям. |
|
|
|