20 марта 2001 г.
Источник: "Российская бизнес-газета" (приложение к "Российской газете")
Авторы: Рудольф Макрушин, ведущий научный сотрудник ВНИИ экономики природных ресурсов и недропользования
Природные ресурсы - интересам страны
Преобладающая часть (почти 60 процентов) площади России относится к территории Крайнего Севера или районам, приравненным к ним.
Согласно сведениям последних лет, по подтвержденным запасам ряда наиболее потребляемых полезных ископаемых лидирующее положение в мире занимают (согласно указанной последовательности): по нефти и газоконденсату - страны Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, Иран, ОАЭ), Россия, Венесуэла, Мексика; природному горючему газу - Россия, Иран, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия, США; углям - США, Китай, Россия, ЮАР, Австралия, Германия, Индия, Канада; урану - Австралия, Казахстан, ЮАР, Бразилия, Намибия, Россия; железу - Россия, Украина, Австралия, США, Канада, Бразилия, Китай, Казахстан; никелю - Куба, Австралия и Океания, Канада, ЮАР, Индонезия, Греция; кобальту - Заир, Куба, Австралия и Океания, Замбия, Индонезия; алюминию - Гвинея, Бразилия, Австралия, Ямайка, Камерун, Мали; фосфатам - Марокко, Казахстан, Россия, Западная Сахара, США, Египет, ЮАР, Австралия, Алжир; калийным солям - Канада, Россия, Белоруссия, Германия, Туркменистан.
***
Качество минеральных ресурсов отечественных месторождений, горногеологические условия их отработки значительно хуже, чем в перечисленных странах дальнего зарубежья. Например, затраты на добычу 1 тонны нефти в регионе Персидского залива - 14,5 доллара, в Африке - 45 долларов, в Южной Америке и США - 60 долларов, в России - 40-60 долларов, в Северном море - 74 доллара. По многим другим полезным ископаемым средняя себестоимость добычи тонны продукции в России превышает цены мирового рынка. Ориентация минерально-сырьевой политики России в 90-х годах на международные биржевые цены явилась крупным "подарком" для представителей зарубежного горнодобывающего бизнеса. В результате в нашей стране нерентабельной для разработки оказалась огромная часть разведанных запасов различных месторождений, полезных ископаемых, даже золота, на разведку которых были израсходованы огромные денежные и материальные ресурсы. В течение нескольких лет были закрыты сотни горнодобывающих предприятий в России и странах СНГ.
Необходимо создание объединенными усилиями заинтересованных государств евразийского минерально-сырьевого и энергетического пространства в качестве альтернативы агрессивному международному бизнесу. В решении таких сложных межгосударственных задач заинтересованы многие страны Евразийского континента. Надежному экономическому партнерству государств, имеющих протяженные общие границы, в совместном освоении недр и расширении взаимовыгодной торговли, позволяющих обеспечить потребность промышленности и сельского хозяйства в минерально-сырьевых ресурсах, нет альтернативы.
Подобный подход противоречит интересам некоторых западных стран - партнеров России. Особенности формирования мировой минерально-сырьевой политики видны на примере сравнения расчетных цифровых значений некоторых наиболее важных показателей - неравномерного географического размещения, освоения и потребления минеральных ресурсов, необходимых в экономике всех стран: топливно-энергетического комплекса (нефть, газ, уголь), некоторых стратегических видов ресурсов (уран, железо, никель, кобальт, алюминий), а также агрохимического сырья (фосфаты, калийные соли).
Основу минерально-сырьевой базы нефтегазовой промышленности континентов составляют подтвержденные запасы нефти и газоконденсата, а также природного горючего газа (Евразия - 76,4 и 77,8 процента, Африка - 6,6 и 6,7 процента, Америка - 14,7 и 10,5 процента, Австралия - 0,3 и 0,4 процента). Сравнительно небольшое число стран мира обладают уникальными и крупными нефтегазоносными регионами, включающими различное количество подтвержденных запасов углеводородов: Россия - 13,7 и 34 процента, Ирак - 9,9 и 2,4 процента, Иран - 8 и 15,1 процента, Кувейт - 8,4 и 1,1 процента, ОАЭ - 5,6 и 4,2 процента, Саудовская Аравия - 23,1 и 3,8 процента, Китай - 3 и 0,8 процента, Ливия - 2,6 и 1 процент, Венесуэла - 6,4 и 2,9 процента, Мексика - 4,3 и 1,4 процента, США - 1,9 и 3,4 процента, обеспечивающих - 62 процента мировой добычи нефти и 57 процентов газа.
В прошедшие годы и в настоящее время страны ОПЕК обосновывают политические вопросы перед промышленно развитыми странами, импортирующими в сумме более 65 процентов сырой нефти. Бойкот увеличения квот добычи нефти сохраняется. Сформулировано требование о повышении мировых цен на нефть с целью уравнивания прибылей, сокращения разрыва в уровне жизни населения экспортеров и импортеров этого вида углеводородного сырья.
Обеспечив лидирующее положение в мире по разведанным запасам, добыче, экспорту нефти Россия имеет возможность не входить в ОПЕК, а проводить самостоятельную балансирующую политику на мировом рынке этого вида сырья. Без наличия конкурентоспособной минерально-сырьевой базы нельзя формировать независимую международную минерально-сырьевую политику, отстаивать в конкурентной борьбе международной торговли свои государственные интересы.
Наша страна как серьезный конкурент в мировой минерально-сырьевой политике постоянно испытывает финансовое и экономическое давление в международной торговле. Для Российской Федерации основой противодействия такой политике является восстановление утраченных взаимовыгодных торгово-экономических связей со странами СНГ и дальнего зарубежья, предусматривающих также координацию минерально-сырьевой политики на внешних рынках. На рубеже третьего тысячелетия мировое сообщество и особенно страны Евразийского континента, в том числе страны СНГ, ощутили необходимость в пересмотре мировой минерально-сырьевой политики. Начало этому процессу положено на Евразийском континенте.
Промышленность стран Юго-Восточной Азии, в том числе КНР, Индии, Японии, в настоящее время быстро развивается. Растущая потребность в черных, цветных металлах, энергоносителях, которые в значительном количестве импортируются этими странами из Австралии, Африки, Ближнего Востока, Бразилии и т.д., пока не удовлетворяется. Поэтому наши ближайшие зарубежные соседи заинтересованы также и в освоении крупных разведанных месторождений нефти, газа, угля, черных, цветных металлов, алмазов в Восточной Сибири. У России появится возможность в больших количествах экспортировать не только минеральное сырье, но и продукцию металлургических предприятий.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены