31 июля 2000 г.
Обзор прессы
31.07.00
"Ведомости"
В материале "Тяжелое наследство" (авторы - Елизавета Осетинская, Татьяна Лысова) сообщается, что президент компании "Роснефть" Сергей Богданчиков вот уже два года с переменным успехом ведет бой с тенью своего предшественника Александра Путилова за долю в международном нефтяном проекте "Сахалин-1". Тень называется ЗАО "Югшельф". На днях Богданчиков нанес этой компании очередной удар, но она не сдается и уверена, что сможет победить президента "Роснефти" в суде. На прошлой неделе внеочередное собрание акционеров ЗАО "Роснефть-Сахалин" решило передать управление этой компанией фирме "Сахалинские проекты". Ценность "Роснефть-Сахалина" в том, что этой компании принадлежит 17% в проекте "Сахалин-1". Последний, наверное, единственный из крупных нефтяных консорциумов, участниками которого со стороны России фактически стали частные лица - бывшие руководители "Роснефти", а их долю оплачивает государство. Международный консорциум "Сахалин-1" создан для разработки трех нефтегазовых месторождений (Чайвинского, Аркутун-Дагинского и Одоптинского) с оценочными запасами в 340 млн т нефти и 420 млрд кубометров газа. Участниками консорциума являются "Роснефть-Сахалин" (17% ), "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" (23% ), американская Exxon/Mobil (30% ) и японский консорциум SODECO (30% ). Реализация основного этапа проекта оценивается в $13 млрд. Еще в 1994 г. , когда "Роснефть" была госпредприятием, 10 ее топ-менеджеров во главе с гендиректором Александром Путиловым зарегистрировали на себя ЗАО "Югшельф". В апреле 1995 г. эта компания вместе с "Роснефтью" учредила ЗАО "Роснефть-Сахалин", в котором частникам досталось 20%. А спустя два месяца правительство одобрило проект соглашения о разделе продукции по "Сахалину-1" между Российской Федерацией и консорциумом нефтяных компаний, в котором с российской стороны значились "Роснефть" (17% ) и ее дочерняя компания "Сахалинморнефтегаз" (23% ). Однако довольно скоро доля государственной "Роснефти" перешла к ЗАО "Роснефть-Сахалин", в котором 20% принадлежало фактически команде Путилова.
Сам Путилов теперь объясняет это так: "Акционерами "Югшельфа" стали люди, сыгравшие большую роль в продвижении проекта "Сахалин-1" и заслужившие за это поощрение". Поощрение это впоследствии обошлось госкомпании в несколько миллионов долларов. Как рассказывал в интервью "Ведомостям" нынешний президент "Роснефти" Сергей Богданчиков, между соучредителями ЗАО "Роснефть-Сахалин" был заключен договор, по которому все расходы по участию компании в проекте "Сахалин-1" оплачивала одна "Роснефть". Совет директоров "Роснефти" отменил этот договор только в 1998 г. (до лета 1998 г. совет директоров "Роснефти" возглавлял Путилов). Но, даже несмотря на отмену договора, "Роснефть" продолжает платить за партнера, чтобы не потерять долю в международном проекте. По словам представителя "Роснефти", за все эти годы госкомпания уже заплатила за "Югшельф" $15 млн. "Мы хотим заставить "Югшельф" либо наконец платить за себя, либо вообще уйти из проекта", - заявил представитель госкомпании "Ведомостям". Хотя сейчас контрольный пакет "Югшельфа" уже принадлежит офшорной компании Petrogate, а Путилов утверждает, что он лишь представляет интересы иностранного акционера, в "Роснефти" уверены, что за этим офшором по-прежнему стоят Путилов и его команда. Избавиться от "Югшельфа" через суд, по словам самого Богданчикова, довольно сложно, поскольку "все было оформлено надлежащим образом". Поэтому "Роснефть" начала готовить дополнительную эмиссию акций "Роснефть-Сахалина" на сумму $22 млн. По закону дополнительные акции ЗАО не могут распределяться по открытой подписке. Таким образом, либо "Югшельф" выкупит свою долю и таким путем вложит соответствующую часть средств в "Сахалин-1", либо до- лю выкупит кто-то другой, а у "Югшельфа" останется менее 1% акций. Но частная компания не хочет выходить из сахалинского проекта. "Мы готовы вносить необходимые инвестиции, но нам нужны гарантии от руководства "Роснефти", что эти деньги пойдут куда следует. Пока нам не могут их предоставить", - сказал "Ведомостям" представитель "Югшельфа". Пока "Роснефть" не уступит этому требованию, ее противник намерен оспаривать эмиссию через суд. По исковому заявлению "Югшельфа" московский арбитраж уже выносил запрет на проведение допэмиссии. И хотя суд более высокой инстанции потом отменил его, в "Югшельфе" считают, что запрет легко восстановить. "Поводом для его снятия было неправильное оформление нашего искового заявления. Я уверен, что, если мы подадим новый иск, он будет удовлетворен", - считает источник "Ведомостей" в "Югшельфе".
*****
В материале "Петербург расширяет каналы" (автор - Виктория Уздина) сообщается, что Петербургский нефтяной терминал (ПНТ) - крупнейшее из четырех российских предприятий по перевалке нефтепродуктов - планирует к 2005 г. обеспечить перевалку 15 млн т нефтепродуктов ежегодно. Таким образом, ПНТ намерен всерьез ослабить позиции портов прибалтийских стран. Однако Латвия и Литва сохраняют преимущества, на которые Петербургу пока нечем ответить.
"За пять лет в развитие Петербургского нефтяного терминала планируется инвестировать $150 млн", - говорит председатель совета директоров компании Александр Дюков. При этом к 2005 г. общий объем заимствований должен составить около $40 млн: в частности, планируется увеличить кредитную линию Сбербанка, которая была открыта ПНТ в 1998 г. на сумму $20 млн. Сейчас ПНТ значительно уступает по мощностям портовым комплексам прибалтийских стран. По итогам прошлого года Петербургский терминал переработал около 3,5 т нефтепродуктов, в то время как в портах Вентспилса и Клайпеды было переработано соответственно 11,3 млн т и 3,9 млн т. По оценке главного эксперта Гендирекции госзаказчика по реализации программы возрождения торгового флота России Виталия Николайчика, сегодня прибалтийские порты перехватывают порядка 50% перевалки нефтепродуктов. Он полагает, что для успешной конкуренции с портами Вентспилса и Клайпеды ПНТ придется не только оптимизировать тарифную политику (сейчас ПНТ собирается снижать тарифы) , но и повысить уровень сервиса. "Для того чтобы грузы не уходили в Прибалтику, нужно добиться максимального упрощения таможенных процедур", - считает Николайчик. Кроме того, по его мнению, основным преимуществом портов прибалтийских государств перед петербургским портом является то, что они не замерзают. Соответственно, нет необходимости в ледокольной проводке судов, за которую взимаются дополнительные средства. Другой альтернативный путь экспорта мог бы предоставить "Сургутнефтегаз". С 1996 г. компания реализует проект строительства нефтяного терминала в бухте Батарейная (Ленинградская обл. ) общей стоимостью $250 млн. Пропускная способность терминала должна составить 15 млн т нефтепродуктов в год (первая очередь - 7,5 млн т). Однако сегодня реализация планов компании находится в начальной стадии. "Мы пока не называем конкретные сроки окончания работ из-за того, что государственная политика в области экспорта нефтепродуктов остается непонятной", - говорят в пресс-службе "Сургутнефтегаза".
*****
В материале "Последнее предложение Ниязову" (автор - Лариса Буянцева) сообщается, что англо-голландский концерн Royal Dutch/Shell предпринял последнюю попытку реанимировать транскаспийский газовый проект. Если новые условия сооружения газопровода стоимостью $2,5 млрд будут отвергнуты руководством Туркмении, Турция никогда не дождется туркменского газа, и ей придется рассчитывать только на проект "Голубой поток", реализуемый российским "Газпромом" и итальянской ENI. До последнего времени лидером транскаспийского проекта была американская компания PSG. Ее неудачная попытка договориться в марте с президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым привела к полному зависанию идеи транспортировать туркменский газ по дну Каспия через Азербайджан и Грузию на турецкий рынок. В июне PSG передала право вести переговоры своему партнеру по проекту - компании Shell (доли двух компаний в международном консорциуме Trans-Caspian Gas Pipeline распределены поровну). Сразу после получения такого права в начале июля Shell начала переговоры. Как стало известно "Ведомостям", компания уже представила президенту Ниязову новые коммерческие предложения в рамках проекта. "Мы вели переговоры с Ниязовым и его министрами и обсуждали коммерческие альтернативные предложения, которые будут больше соответствовать ожиданиям туркменской стороны", - сообщил вице-президент Royal Dutch/Shell по центральноазиатскому региону Кевин Грэхэм. Туркменистан, по словам Грэхэма, вновь настаивает на том, чтобы стоимость транскаспийского трубопровода была снижена и чтобы республике оставалось как можно больше прибыли от продажи газа. Хотя детали новых предложений пока не разглашаются, по словам Грэхэма, "основная озабоченность президента Туркменистана - в безопасности транспортировки газа на турецкий рынок. Он хочет быть уверен, что газ действительно достигнет турецкого рынка".
*****
"Известия"
В материале "Нелюбовный треугольник. Украина уходит от России к Туркмении, но всегда возвращается" (авторы - Ольга Губенко, Роман Храпачевский) сообщается, что вице-премьер Украины Юлия Тимошенко в Ашахабаде достигла договоренностей о смене стратегического партнера своей страны по газовым поставкам. Была урегулирована проблема прошлых газовых долгов (около $200 млн.) и достигнута договоренность о будущих поставках газа в объеме 20-50 млрд. кубометров (общая потребность Украины в голубом топливе - 75-80 млрд.). Как замечают авторы, "данное соглашение с точки зрения Туркмении совершенно разумно. В подписанном протоколе фигурирует цена $42 за 1000 кубометров на границе Туркмения-Узбекистан, при условии оплаты 40% деньгами и 60% товарами. Для сравнения - Россия платит Туркмении по $36. Кроме того, бремя договоренности о транзите через Узбекистан, Казахстан и Россию возложено на Украину. Поэтому легкость, с которой туркменская сторона подписала протокол, совершенно понятна". Однако и президент, и премьер-министр Украины фактически дезавуировали достижение Тимошенко. По мнению авторов, "видимая выгода для Украины от замены российского газа туркменским при ближайшем рассмотрении оборачивается серьезными потерями". Как заявил Леонид Кучма: " "Там подписываются такие документы, которые нас просто ставят в непонятное положение... Это самый натуральный обман". Авторы считают, что Кучму можно понять, "при предъявлении "результата" за скобками оказался самый главный вопрос. А именно цена туркменского газа с учетом российского транзита для конечного украинского потребителя. Сам Леонид Кучма прогнозирует эту цену как минимум в $90. Его гнев объясним - "ИТЕРА" поставляет газ на границе с Украиной по $45, то есть вдвое дешевле".
*****
"Новая газета"
В заметке "Это не щепки летят, это люди" (автор - Александр Нечитайло) речь идет о Потому что речь - о живых людях, пострадавших только потому, что без всякой вины попали в жернова конкурентной борьбы между двумя крупными компаниями. Вернее, пали жертвами кровной мести, которую компания "Славнефть" объявила, кажется, всему белому свету. Дело в том, что у "Славнефти" есть в Ярославле дочернее предприятие - завод "Ярославнефтеоргсинтез" (ЯНОС). Материнская компания изначально имела в нем 38% акций. Ситуация оставалась спокойной до тех пор, пока ЯНОС не попал в поле зрения Тюменской нефтяной компании (ТНК). В мае ТНК объявила, что приобрела около 33% акций завода. Оставшаяся часть акций распылена среди большого числа мелких держателей, в том числе многих сотрудников завода, получивших свои пакеты еще в период его первичного акционирования. И "Славнефть", и ТНК начали скупать эти акции у третьих лиц, открыли в городе закупочные пункты, где достаточно остро конкурировали друг с другом по принципу "кто больше предложит". И некоторые сотрудники ЯНОСа продали свои пакеты ТНК. Как известно, купля-продажа - это акт доброй воли двух сторон, и никого больше он не касается. Но так в теории. А на практике сотрудники ЯНОСа, продавшие свои пакеты акций партнерам ТНК, были примерно наказаны, словно за пособничество врагу. По меньшей мере 10 человек были уволены, а 15 - понижены в должности. Юристы "Славнефти" продемонстрировали высокий класс: все эти "карательные меры" приняты под вполне благовидными и формально безупречными предлогами. Например, у всех уволенных на ЯНОСе работают родственники, так что внешне эти сокращения штатов выглядят как приснопамятная "борьба с семейственностью". А заодно руководство завода получает лишнюю гарантию, что уволенные не будут поднимать шума: у них "остались в заложниках" родные люди на ЯНОСе. Во всяком случае, на все попытки вашего корреспондента связаться с ними они ответили отказом, а то и вовсе оказались вне города. По-человечески такая реакция понятна. Мы все еще живем не в правовом, а то и просто в неправовом государстве, и люди не надеются, что их право на труд сможет кто-то защитить. Равно как и право на свободный выбор, кому и как продавать свою законную собственность
*****
В материале "Труба, или разгул "черного нала" под надзором войны" (автор - Анна Политковская) сообщается, что если заходит разговор, по какому, собственно, поводу война в Чечне, то большинство говорит: по поводу нефти. Это подтверждают и социологические опросы. Ее Королевское Величество Чеченская Труба и их Королевские Высочества Чеченские Скважины крутят, как хотят, жизнью сотен тысяч людей вот уже десяток лет. Кто со скважиной - тот в Чечне и прав. Кто воевал вместе с Дудаевым - потом получал в подарок от него свои скважины. Кто был верен Масхадову - скважины от Масхадова. А кто воевал сейчас? Традиция полностью соблюдена. Кто победил, тому и контрибуции: вышки и заветные дырки в Трубе. Дележка главного чеченского "пирога" идет полным ходом. Под надзором победителей - федеральных сил.
*****
ГТРК "Сахалин"
Как сообщается в новостной программе, в ТЭКе Дальнего Востока разразился очередной кризис. Нормальная жизнедеятельность крупнейших приморских городов нарушена. В Хабаровске и Владивостоке введены ограничения в подачи электроэнергии. В Находке отключения света достигают 18-20 часов. Из-за дефицита энергии предприятия города несут колоссальные убытки.
*****
"Восточно-сибирская правда" (г. Иркутск)
В заметке "Горючего осталось на 10 дней" сообщается, что 270 миллионов рублей нужно для того, чтобы провести уборочную кампанию в Иркутской области. "По словам первого заместителя ГУСХ Александра Кириленко, сейчас перед хозяйствами области стоит глобальная проблема -- острая нехватка ГСМ. Всего в Приангарье запасов горючего осталось на 10 дней, а в Качуге, Усть-Уде, Заларях, Жигаловске и Братске ГСМ практически нет".
*****
В заметке "Короли бензоколонок чисты" сообщается, что "участившиеся в последнее время слухи о систематических фактах недолива автомобильного топлива и появлении на рынках фальсифицированных моторных масел, а также других технических лже жидкостей заставили местных стражей порядка или поддержке властей организовать оперативно-профилактическую акцию "Бензин". Для предотвращения подобных правонарушений была проведена серия рейдов по объектам хранения, транспортировки и реализации нефтепродуктов. За 6 дней сотрудникам милиции общественной безопасности, совместно с транспортной и нефтяной инспекциями удалось проверить 93 объекта топливно-нефтяного комплекса. Было осуществлено 26 контрольных закупов и взято несколько проб бензина для его дальнейшего исследования. Как показала прошедшая проверка, повода для беспокойства в областном центре пока нет, и обстановка в этой сфере остается достаточно стабильной".
*****
"Панорама", еженедельник (Казахстан)
В корреспонденции Каната Шаймерденова из Астаны сообщается, что правительство Казахстана обвиняет неких "представителей нефтяного бизнеса" в создании дефицита ГСМ. По словам пресс-секретаря премьер-министра Расула Жумалы, правительство не исключает причиной недозагрузки казахстанских НПЗ "желание представителей нефтяного бизнеса заработать дополнительные дивиденды" на дефиците ГСМ во время начала уборки урожая. "Что за "представители нефтяного бизнеса" - добывающие компании, не исполняющие обещаний по поставкам сырья, или перерабатывающие заводы, поднимающие цены на свою продукцию - осталось нерасшифрованным. Несколько туманно было также сказано о том, что "если обнаружатся неоправданные методы в ущерб и за счет сельхозпроизводителей, правительство будет применять строгие организационные меры, вплоть до пересмотра взаимоотношений с компаниями". Как подчеткивает автор, "вместе с тем правительство утверждает, что загрузка НПЗ нефтью по полугодичным результатам, в принципе, идет по плану. Планировалось за год выработать 6 745 тыс. тонн, и как раз за первые полгода на заводы было поставлено 3 034 тыс. тонн. Это несмотря на то, что ПНПЗ с марта не работал из-за возникших претензий между управляющей заводом компанией CCL и поставщиком нефти "Мангистаумунайгазом", а Атырауский НПЗ в последнее время снизил объемы производства. Не менее позитивным получается планирование на предстоящий период. Во всяком случае, в августе поставки сырья на ПНПЗ, госпакет акций которого перешел к отраслевому министерству, ожидаются в размере 150 тыс. тонн (100 тыс. тонн от "Мангистаумунайгаза" и 50 тыс. тонн - от "Актобемунайгаза", принадлежащего китайской компании КННК, которой, кстати, в этом году была предоставлена, а потом увеличена квота на экспорт в дальнее зарубежье). Что касается главного отечественного производителя нефтепродуктов - ШНОСа, то какой-либо официальной позиции правительства по поводу недавней временной остановки завода и подорожания цен на его продукцию пресс-секретарь не передал - благо, что завод заработал и ежедневно выпускает порядка 14 тыс. тонн нефтепродуктов. В августе на него планируется поставить 250 тыс. тонн нефти, а на Атырауский НПЗ - 280 тыс. тонн, из которых 150 тыс. тонн обеспечит главный поставщик - "Казахойл""
*****
В корреспонденции из Астана Олега Хе сообщается, что в Кабинете министров Казахстана рассматривается законопроект "О мерах защиты государственного дохода в международных деловых операциях". "Согласно проекту закона, под мониторинг будут подпадать все внешнеэкономические операции, чей объем превышает 20 тыс. месячных расчетных показателей, что на сегодняшний день равняется примерно $100 тыс. В случае обнаружения отклонения контрактных цен от цен, действующих на свободном рынке, уполномоченный орган государства вправе начать разбирательство. Продлиться оно может три месяца. Если подозрения оправдаются, то участника внешнеэкономической деятельности ожидают пересчет налогов и таможенных платежей, пени и штрафные санкции. При налоговом злоупотреблении в особо крупных размерах, говорится в законопроекте, участники международной деловой операции несутсоответственно уголовную, административную или гражданско-правовую ответственность. По мнению автора, "правительство активизировалось в направлении ужесточения контроля за экспортными ценами. Особенно в этом году. И неспроста. В апреле цены на нефть, экспортируемую из Казахстана в направлении дальнего зарубежья (западная граница), отклонялись от мировых (BRENT) на 17%, а в мае - уже на 48%. То же самое можно сказать и по нефти, уходящей в направлении Китая. В апреле отклонение составляло 16%, в мае - 36%. По оценке МЭИТ, требуется государственное вмешательство, когда механизм трансфертного ценообразования используется для вывода части прибыли за пределы государства".
*****
Со ссылкой на Национальную компанию "Каз-ТрансОйл" сообщается, что реализован один из самых важных и крупных проектов компании: 24 июля была официально ведена в эксплуатацию новая нефтеналивная эстакада на нефтеперекачивающей станции (НПС) Атасу в Карагандинской области. Это уже второй подобный проект, осуществленный "КазТрансОйлом" за последнее время: напомним, что недавно была введена в строй эстакада в Западном Казахстане (пожалуйста, Панорама, №27, 2000). Оба проекта имеют одну цель - расширить доступ к экспортным маршрутам. В данном случае речь, в частности, идет о нефти из Кумкольского региона: новая эстакада предназначена для налива ее в железнодорожные цистерны из нефтепровода Омск - Павлодар - Шымкент. То есть ввод в строй эстакады даст возможность расширить направления экспортных поставок кумколькой нефти, которая сейчас не имеет выхода к экспортному нефтепроводу. Теперь появится возможность для перевалки нефти, в том числе и в дальнее зарубежье. Проектная мощность эстакады рассчитана на объем до 3 млн тонн в год. Наливная эстакада является двусторонней, то есть одновременно может вестись налив железнодорожных цистерн с двух сторон. Суммарно одновременно может заполняться до 40 цистерн. Компания "КазТрансОйл" сообщает, что проведены переговоры с нефтедобывающими компаниями на предмет заключения соглашений о поставках гарантированных объемов для транспортировки до НПС Атасу и налива в железнодорожные цистерны. Кумкольская нефть обладает сложными качественными характеристиками, усложняющими ее транспортировку, ввиду чего в данный момент российскийИнститут проблем транспорта энергоресурсов в Уфе ведет работы по исследованию свойств данного типа нефти с применением новых присадок. Предварительные итоги исследования расцениваются экспертами как положительные. Финансирование проекта по строительству нефтеналивной эстакады было полностью организовано компанией "Каз-ТрансОйл".
*****
"Якутия"
В заметке "Речники требуют объяснений от "Саханефтегаза" (автор - Людмила Воронина) сообщается, что по последним данным "обстановка с перевозками нефтепродуктов наливом в арктические районы оставляет желать лучшего. Только для государственных нужд по договорам с ОАО ННГК "Саханефтегаз" с Усть-Кутской нефтебазы предстоит отправить 87,5 тысячи тонн жидкого топлива. Отгружено всего 2,3 тысячи тонн. А запасов в Усть-Куте нет. Поэтому количество простаивающих на рейде танкеров с каждым днем увеличивается. Речники уже потеряли благоприятное время только что прошедшего на верхней Лене паводка. Неизбежное падение глубин не позволит работать флоту, используя полную грузоподъемность. Пароходство обратилось к руководству "Саханефтегаза" с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию, а также сообщить подекадное поступление топлива для отгрузки его в Арктику. Надо отметить, что топливо для арктических улусов не предъявляется и на нефтебазе Ленска. То есть происходит простой не только мелкосидящего тоннажа, но и танкеров смешанного "река-море" плавания".
*****
"Зеркало недели", еженедельник (Украина)
Опубликован материал "Одесский НПЗ снова на рейде" (автор - Инна Коваль) (подробно см. в рубрике "Компании")
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены