21 июля 2000 г.
Обзор прессы
21.07.00
"Ведомости"
В материале "Каждой нефти - свою биржу" (автор - Александр Тутушкин) сообщается, что нефтяники до такой степени не доверяют друг другу, что каждая компания хочет иметь свою собственную нефтяную биржу. Очередной такой проект сейчас организуют Тюменская нефтяная компания (ТНК) и ведущее российское информационное агентство "Интерфакс". Правда, в отличие от соперников они рассчитывают сделать международную торговую площадку. Вчера в Лондоне международная информационная группа Interfax Information Services (в которую входит агентство "Интерфакс") швейцарская торговая компания Crown Resources AG подписали договор о создании к концу года электронной площадки для международной торговли нефтью и нефтепродуктами. Для этого партнеры на паритетной основе учредили компанию Oil-On-Line.com Plc. с уставным капиталом 2 млн фунтов стерлингов. Предполагается, что в дальнейшем круг акционеров будет расширен за счет привлечения ключевых игроков рынка. По словам представителя "Интерфакса", Crown Resources с годовым оборотом более $3 млрд входит в группу компаний Crown traiding, которая, в свою очередь, учреждена консорциумом "Альфагруп". Так что с полным основанием можно говорить об аффилированности новой биржи с Тюменской нефтяной компанией, совладельцем которой является "Альфа". Эксперты оценивают объем продаж нефти и нефтепродуктов ТНК через Crown traiding примерно в 4 млн т в год.
Глава "Интерфакса" Михаил Комиссар объяснил "Ведомостям", что новая биржа должна помочь нефтяникам более эффективно продавать свой товар. "Производители нефти многие годы были слишком озабочены производством и не могли как следует заниматься маркетингом продукта. Они практически работали на уровне личных знакомств. Теперь же Интернет открывает перед участниками рынка возможность выбора наиболее привлекательных условий предложения и спроса в глобальном масштабе", - говорит глава "Интерфакса". Комиссар затруднился оценить число будущих участников торгов, но сказал, что "предварительные переговоры с возможными участниками позволяют надеяться, что через год после начала операций оборот биржи составит $2 - 3 млрд". ТНК и "Интерфакс" не первыми решили торговать нефтью через Интернет. В мае о создании виртуальной площадки с оборотом в десятки миллионов долларов объявили "Сибнефть", "Транснефть", "Транснефтепродукт" МПС. Причем сначала "Интерфакс" рассчитывал примкнуть к проекту "Сибнефти" - по словам источника, близкого к этой компании, "Интерфакс" предлагал "Сибнефти" провести переговоры на этот счет. Теперь Комиссар уверен, что нынешний проект гораздо масштабнее. По его мнению, на площадке ТНК и "Интерфакса" будет торговаться любая нефть:норвежская, аравийская, венесуэльская, но и российская тоже - на равных с остальными условиях. Российские участники рынка скептически оценивают перспективы новой виртуальной площадки. "Не думаю, что мы сломя голову бросимся туда", - сказал "Ведомостям" представитель крупнейшей трейдинговой компании "Нафта-Москва". По его мнению, биржевая торговля, тем более в Интернете, еще не скоро укоренится среди российских производителей и трейдеров. В "Сибнефти" считают, что проект будет успешным лишь в том случае, если в нем будут участвовать несколько крупных компаний-лидеров. "Если среди инициаторов проекта только один трейдер, трудно будет расширить круг участников, поскольку эта площадка будет восприниматься как корпоративный сайт", - сказал представитель "Сибнефти". Так же оценивают виртуальную площадку и в котировочном агентстве Petroleum Argus. "Создатели подобных площадок хотят иметь в своих руках инструмент воздействия на ценообразование. Сайты в Интернете электронные биржи используются учредившими их трейдерами для того, чтобы отстаивать свои ценовые позиции", - убежден эксперт из Petroleum Argus.
*****
"Независимая газета"
В материале "Штормовое предупреждение" (авторы - Михаил Переплеснин, Егор Яшин) сообщается, что состоявшиеся столице Туркмении переговоры между президентом Сапармуратом Ниязовым и специальным представителем президента России Виктором Калюжным по проблеме юридического статуса Каспия подлили масла в костер непрекращающегося долгое время спора Ашхабада и Баку о принадлежности нефтяных месторождений в центре каспийской акватории. Поездка Виктора Калюжного в Баку для переговоров по проблеме статуса Каспийского моря, состоявшаяся накануне визита в Ашхабад, была весьма искусно использована азербайджанскими СМИ для возобновления заочной дискуссии с Ашхабадом о приоритете над спорными месторождениями. Информационное агентство "Туран" передало высказывание Виктора Калюжного о том, что Россия выходит с предложением о совместной разработке спорных месторождений, к числу которых относит и месторождение "Сердар" (в азербайджанском варианте - "Кяпаз"). Кроме того, по версии "Турана", спецпредставитель президента России подтвердил бесспорность принадлежности Азербайджану еще двух месторождений, носивших во времена СССР названия "Каверочкин" и "26 бакинских комиссаров", а теперь переименованных каждой из спорящих сторон на свой лад (в туркменском варианте - "Осман" и "Хазар", в азербайджанском - "Чираг" и "Азери").
Надо сказать, что это не первый случай, когда Баку в двустороннем споре с Ашхабадом пытается прямо или косвенно заручиться российской поддержкой. Нельзя не вспомнить, что ровно три года назад опрометчивое согласие России на совместную с Азербайджаном разработку месторождения "Сердар"-"Кяпаз" привело к серьезным политическим осложнениям между Туркменией и Россией. После решительных протестов Ашхабада Москве пришлось в спешном порядке аннулировать намечавшуюся сделку с Баку и заявлять о несомненном нахождении "Сердара" в зоне туркменской юрисдикции на Каспии. Ашхабад всегда болезненно реагировал на любой, даже слабый, намек третьих стран на принятие стороны Баку в претензии на владение спорными месторождениями. Так, противоречия между двумя странами сильно осложняли американцам продвижение проекта транскаспийского трубопровода и стали едва ли не решающими в отказе от идеи его скорой реализации. Вот и на этот раз российские предложения о перспективах совместной эксплуатации спорных месторождений, о создании в Баку единого центра по проблемам Каспия были охарактеризованы в Ашхабаде как "нереалистичные". Не увидел президент Сапармурат Ниязов в российских предложениях о совместном использовании Каспийского моря и полномасштабного учета интересов Ирана, без чего, по мнению туркменского лидера, невозможно достижение консенсуса по выработке единой международной каспийской конвенции.
*****
В материале "Создается каспийская пятерка" (автор - Арман Джилавян) сообщается, что политика Москвы по Каспию строится исключительно на принципе экономического прагматизма и нацелена на защиту российских нефтегазовых интересов в регионе. С таким заявлением выступил высокопоставленный официальный источник в Москве, представляя по просьбе "НГ" основные моменты недавнего регионального турне спецпредставителя президента России по вопросам Каспия Виктора Калюжного, а также перспективы дальнейшего многостороннего диалога по разрешению каспийской проблематики в целом. Весьма интересной представляется информация о возможности формирования в ближайшем будущем "каспийской пятерки" как институционализированного регионального форума с участием России, Ирана, Казахстана, Туркмении и Азербайджана. Не исключено, что первый саммит "каспийской пятерки" состоится одновременно со следующей московской встречей глав государств СНГ. Из осведомленных источников "НГ" стало известно о готовности президента Туркмении Сапармурата Ниязова лично пригласить иранского лидера в российскую столицу и организовать его визит. Эта информация, кстати, имеет знаковый характер и свидетельствует о явном сближении позиций Ашхабада и Тегерана не только по проблеме раздела Каспия, но и по всему спектру энергетических проектов в Прикаспийском регионе. Следует признать, что ашхабадские переговоры Калюжного были самыми сложными. В официальных московских кругах не исключают, что столь сложный характер встречи Калюжный-Ниязов мог быть обусловлен спекуляциями о поддержке Россией позиций Азербайджана по ряду спорных месторождений. Между тем, по словам высокопоставленного российского источника, такое мнение неверно, и Россия не должна и не желает стать "заложницей" туркмено-азербайджанских противоречий.
Одновременно в Москве с удовлетворением отмечают конструктивный характер переговоров российского представителя с президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым. Кстати, в Баку Калюжный провел две встречи с азербайджанским лидером и не исключено, что сумел склонить его к принятию всех последних предложений Москвы по разделу Каспия и скоординированному решению существующих проблем. Заметим, что Москва и Баку едины во мнении о необходимости сохранения статус-кво, сложившегося в рамках советско-иранских договоренностей по Каспию. Фактически, по убеждению азербайджанской и российской сторон, раздел Каспия - это прежде всего проблема четырех прикаспийских государств СНГ, возникшая как непосредственное следствие развала СССР. Ашхабад же, напротив, считает, что можно было пойти на встречу некоторым "пожеланиям" Тегерана. Последние, заметим, становятся все более амбициозными и ярко отражают стремление Ирана усилить свои позиции во всем Кавказско-Центральноазиатском регионе. Именно поэтому, очевидно, предстоящие в августе тегеранские переговоры Виктора Калюжного будут более чем сложными. Интересным в этом плане является также недавнее заявление иранской стороны, что Тегеран изыскал необходимые средства для строительства газопровода Армения-Иран и планирует приступить к реализации этого проекта в самое ближайшее время. Официальная российская позиция по этим планам Тегерана и Еревана пока еще не представлена, но известно, что Москва не желает терять закавказский рынок сбыта своего газа.
*****
"Время МН"
В материале "ОНАКО" продадут осенью" (автор - Кирилл Пальшин) сообщается, что сегодня Российский фонд федерального имущества (РФФИ) начинает прием заявок на участие в коммерческом конкурсе с инвестиционными условиями по 85 проц. акций нефтяной компании ОНАКО. Несмотря на затянувшуюся паузу, условия конкурса не принесли сенсаций. Объявленная стоимость акций ОНАКО не намного превысила неофициальную цену компании и составила 425,25 млн долларов. Судя по всему, эта цифра включает в себя и процентную надбавку за передачу фактического контроля над ОНАКО. В РФФИ также подтвердили, что инвестиционные условия конкурса для нового собственника ограничатся оплатой услуг независимого оценщика и прочих мероприятий по предпродажной подготовке ОНАКО и не превысят 125 тысяч рублей. Это значит, что сроки выполнения этих условий вряд ли будут велики. Заявочный взнос будет равняться 85,05 млн долларов. Сам конкурс назначен на 19 сентября.
*****
"Труд"
В материале "Россия и Украина договорились. Но тайно" (автор - алексей Снегирев) сообщается, что в ходе прошедшей в среду встречи премьер-министров Украины и России Виктора Ющенко и Михаила Касьянова, главы правительств высказались за формировани единого топливно-энергетического баланса. По мнению автора, "настораживает "дружеское" обещание М.Касьянова, что, дескать, в случае окончательного решения вопроса оплаты Украиной российского газа Россия может скорректировать свои планы по строительству новых трубопроводов. Окончательное решение, надо понимать, - это выплата двух с лишним миллиардов долларов, которые "висят" на украинской стороне? …По словам М.Касьянова, совместный топливно-энергетический баланс России и Украины определит потребности двух стран в газе, нефти, электроэнергии и позволит регламентировать оплату Украиной поставок российских энергоносителей. Предполагается с четвертого квартала текущего года ввести новую схему платы за газ. Что это за новая схема - пока не ясно. Украинский премьер признал, что имевшиеся до сих пор факты несанкционированного отбора Украиной из газопроводов российского газа (а попросту - воровства) были вызваны серьезной утерей контроля государства за этой сферой. В.Ющенко сказал, что Украина не хочет быть неплатежеспособной страной. Однако выход - только в разработке совместного топливного баланса. На это М.Касьянов ответил, что "задача должна решаться комплексно". По его словам, российская сторона подтвердила согласие реструктуризировать долги Украины, но это станет одним из элементов комплексного решения".
*****
В заметке "Бензин опять подорожает" председатель правления ЦТК Юрий Шафраник прогнозирует, что очередное повышение цен на бензин может произойти ближе к осени. "Колебания цен на нефтепродукты "будут зависеть от того, насколько грамотно действует правительство", заявил он журналистам. По его словам, "малейшее колебание в части того, сколько откачали нефти, а сколько оставили, и малейшее неверное действие, связанное с акцизами, квотами и пошлинами, - и мы сразу все почувствуем на себе". Ю.Шафраник подчеркнул, что общая экономическая политика государства в отношении нефтяной отрасли "построена неверно". По его мнению, "чрезвычайно важно переложить налоговую нагрузку на розницу, освободить давление на производство - оно от этого задышит и заработает".
*****
В материале "Трубу потянут через Балтику" (автор - Василий Котов) сообщается, что окончательный маршрут строительства Северо-Европейского газопровода планируется опрелделить в ближайшие месяцы. Это подтверждено участниками заседания правления российско-финской компании "Норд Трансгаз", созданной в 1997 году ОАО "Газпром" и АО "Фортум" для реализации проекта строительства новой транспортной магистрали через акваторию Балтийского моря. Этот проект является альтернативой транспортировке природного газа из России на побережье Германии, в страны Западной Европы. Как пишет автор, "выполненное в 1998-1999 годах предварительное технико-экономическое обоснование строительства газопровода подтвердило эффективность проекта. До последнего времени заинтересованными сторонами обсуждалось несколько возможных вариантов прокладки газопровода, в том числе - по территории скандинавских стран. Однако из существующих вариантов наиболее интересен маршрут, который пройдет по дну Балтики и в случае необходимости будет дополнен строительством отводов в Финляндию и Швецию… На годовом собрании акционеров "Норд Трансгаза" также подтверждено намерение продолжить работы по развитию проекта. В частности, ОАО "Газпром" и компания "Фортум" совместно с "Норд Трансгаз" приступили к разработке нового документа - ТЭО Банк, ориентированного на потенциальных инвесторов. В нем будут содержаться экономические показатели проекта, данные об организационной структуре и предполагаемой схеме финансирования. По мнению экспертов, подготовка этого документа, а также принятое в мае нынешнего года решение комиссии ЕС включить Северо-европейский газопровод в группу проектов трансъевропейской сети придадут дополнительный импульс завершению работы над совместным меморандумом о намерениях, определяющем обязанности сторон по финансированию проекта и выбору потенциальных инвесторов. Это, в свою очередь, даст возможность перейти к этапу активных переговоров и практическим работам по реализации проекта. Дополнительным "косвенным" фактором, способным ускорить строительство нового газопровода, может стать сохраняющаяся неопределенность в позиции ряда восточно-европейских стран по вопросу строительства межсистемной перемычки через Польшу и Словакию, которая позволила бы оптимизировать загрузку действующих транспортных коридоров и повысить гибкость поставок российского газа на европейские рынки".
*****
В материале "Курс - Арктика" (автор - Иоланта Качаева) сообщается, что "первой ласточкой в области инженерно-разведочных работ на шельфе Карского моря станет самоподъемная плавучая буровая установка "Мурманская". На днях транспортно-буксирные суда "Пасвик" и "Фобос" повели ее из Мурманска в район Обской губы. Газовики впервые совершают морской переход длиной в 1200 миль". Как отмечает автор, "сейчас в Баренцевом море на Каменномысский перспективный участок движется поистине грандиозное сооружение выборгских мастеров. Установка возвышается над водой на трех опорах, длина каждой достигает 140 метров. Такая же высота у небоскреба Газпрома в Москве. Технические характеристики "Мурманской" позволяют ей работать на глубине моря до 100 метров и бурить скважины до 6,5 тысячи метров. На арктический вояж отведено не более трех месяцев - ведь уже в сентябре-октябре воды полярных морей сковывает лед. За это время установке необходимо прийти на место, пробурить две скважины проектной глубиной 1250 метров в новой газоносной структуре и вернуться в Мурманск. Как сообщил Александр Мандель, первый заместитель генерального директора "Газфлота", начало добычи газа в районе Обско-Тазовской губы намечено на 2007 год. В первый год она составит 7 - 8 миллиардов кубометров, а к 2010 году ее увеличат до 50-56 миллиардов кубометров. Суммарные запасы перспективных участков на шельфе Карского моря составляют от трех до четырех триллионов кубометров газа. Чтобы транспортировать его с морских месторождений, необходимо протянуть трубу от шельфового участка до берега. Протяженность газопровода составит 130 километров. Одна из главных забот газовиков - сохранение хрупкой северной природы. Газпром разработал четкую концепцию освоения шельфа. Существует договоренность с властями Ямало-Ненецкого округа о совместном проведении экологического мониторинга окружающей среды".
*****
В заметке "Огонь у газопровода" (автор - Леонид Иванов) сообщается, что на отдельных участках трассы газопроводов Уренгой-Ямбург, лесные пожары приближаются к газотранспортной магистрали. "Опасность заставила газовиков выделять в помощь лесной охране и подразделениям ЧС дополнительно своих людей и необходимую технику. Нынешним жарким в Сибири летом, когда дневная температура доходит до 35 градусов, на территории Тюменской области зарегистрировано более трехсот пожаров. Основной причиной возгорания является неосторожное обращение с огнем многочисленных сборщиков ягод".
*****
В материале "Каспий: век ХХI. Заметки с международной конференции" (автор - Людмила Юдина) освещаются подробности прошедшей на днях в Элисте Международной конференции по перспективам устойчивого развития Каспийского региона в XXI веке. Автор отмечает, что калмыцкие нефтяники предложили свою концепцию освоения каспийского шельфа. "Как пояснил президент АО "Калмнефть" Владимир Болдырев, суть ее в экологизации всех производственных процессов. Для Каспия это особенно важно… По различным данным, здесь сосредоточено не менее двух миллиардов тонн углеводородного сырья… На конференции Владимир Болдырев представил, можно сказать, революционный проект освоения шельфа… Планируя начать разработку недр, калмыцкие нефтяники приступили к осуществлению предварительных м ероприятий по восстановлению биоресурсов в рамках программы. На территории Лаганского района, где организовала свою г еологическую базу калмыцкая компания, развиваются рыборазводные хозяйства и заводы. Сделаны существенные шаги в вопросах развития туристической зоны и многое другое. Но главное впереди. Революционность проекта состоит в отказе от привычных металлических конструкций, неизбежного "украшения" любого продуктивного шельфа. Вернее, конструкции остаются, однако они полностью изолируются от окружающей природы. Встроенные в живописный насыпной остров, сложные высокотехнологичные системы будут выполнять работу, не нанося ущерба экологии Каспия. Многоярусная конструкция представляет собой комплекс, где осуществляются добыча, первичная и глубокая переработка нефти. Отходы производства закачиваются под землю для поддержания внутрипластового давления. Строительство островов позволит отказаться от вахтового метода… Не все участники конференции отнеслись к представленному проекту с оптимизмом. Преодолеть стереотипы в подходах к сугубо практическим вещам не так-то просто. Но генеральный директор Междисциплинарного института экологических проектов академик РАЕН Владимир Аникиев считает, что данная концепция показала, насколько важно сбалансировать интересы нефтяников и экологов, как продуктивно и безопасно можно работать на благо своего региона. И каким бы фантастическим ни казался на первый взгляд предложенный Болдыревым проект, он максимально приближен к действительности и напрямую связан с укреплением позиций России в Прикаспийской зоне. Нельзя отрицать очевидное: общегосударственные позиции сильны там, где сильна экономика региона... Принимавший участие в форуме специальный представитель президента РФ по Каспию Виктор Калюжный подчеркнул, что сейчас особенно важно собрать и проанализировать различные мнения, предложения и проекты заинтересованных сторон, с тем чтобы выбрать наилучшие и поскорее начать работать, не дожидаясь глобального решения каспийской проблемы, то есть определения статуса Каспия".
*****
"Сургутская трибуна"
В материале "Налоги становятся "человечнее"?" (автор - не указан) сообщается, что на одном из последних заседаний правительства РФ был одобрен законопроект о внесении поправок в закон "О налоге на имущество предприятий". Как уточняет газета, " правительство подготовило специальный законопроект по изменению налогообложения "Газпрома". В соответствии с которым впредь газовая корпорация должна будет платить налоги на имущество принадлежащих ей предприятий не только в бюджет Москвы, но и в казну других субъектов Федерации - по месту нахождения предприятий. А это с учетом масштабов предприятий, входящих в структуру холдинга, выливается во весьма внушительные цифры. В частности, для казны Сургутского района, куда традиционно поступает основная часть налогов "Сургутгазпрома". По информации, распространенной в центральных СМИ, инициатором законопроекта - редкого по части своего лояльного отношения центра к территориям - выступил губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов, а разработчиком - Министерство финансов".
*****
"Новый город" (г. Сургут)
В материале "Сургутгазпром судится с Томским НХК" (автор - Аркадий Круглов) сообщается, что 18 июля в Томском областном арбитражном суде рассматривался иск ОАО "Сургутгазпром" к Томскому нефтехимическому комбинату об исполнении обязательств. Как отмечает автор, "так называемая давальческая схема, по которой ТНХК обеспечивается сырьем, ставит внешнего управляющего комбината Михаила Прохора в щекотливое положение. С одной стороны, ТНХК необходимо рассчитаться с долгом перед "Сургутгазпромом", с другой - разом такие объемы (более семи тысяч тонн полипропилена и почти девять тысяч тонн полиэтилена) без ущерба для "Нефтехима" никак не покрыть. Да и основной поставщик - АК "Сибур" - будет против. Кредитор согласился на то, чтобы задолженность погасили за полгода. Сургутяне даже предложили дополнительные поставки сырья, чтобы у ТНХК осталась возможность рассчитываться с текущими платежами, выплачивать заработную плату. После жарких споров с экономическими и коммерческими службами ТНХК был подписан протокол, в котором четко прописан механизм возврата товарного долга. Несмотря на почти двухмесячное обсуждение финансово-экономических позиций, которое предшествовало судебному разбирательству, сходу подписать соглашение не удалось. На суде выяснилось, что для подписания мирового соглашения требуются еще какие-то уточнения. В частности, по срокам отгрузки. По мнению истцов, если эта игра в согласования затянется, возвращать свои 16 тысяч тонн полимеров Сургутгазпром будет уже с помощью судебных приставов".
*****
"Бизнес&Балтия" (Латвия)
Материал "Пять лет под прицелом" (автор - Татьяна Коморская) посвящен Бутингскому нефтетерминалу, отметившему в прошлом месяце свое пятилетие. Как пишет автор, "в мире установлено около 300 буев подобных тому, что эксплуатируется на Бутингском нефтетерминале. Есть они в Северном море, в Англии, Ирландии. На Балтике их три: малоиспользуемый нефтебуй у датчан, закрытый после реконструкции в Гданьске (правда, перед этим изрядно послуживший польской экономике) и Бутингский. В Литве нефтетерминал с выступающим в море нефтепроводом, заканчивающимся буем для швартовки кораблей, еще только делает первые шаги… Нефтетерминал задумывался для альтернативного обеспечения сырьем на случай, если российская нефть не потечет в сторону Литвы. В течение трех лет обсуждалось, где и как его строить. Вопрос "где" создал немалую проблему, поскольку 35-километровая прибрежная полоса - сплошная курортная зона. Выбор пал на место, от которого три километра до популярного в Литве курорта Швентойи. Но еще ближе оно расположено к границе с Латвией. А посему литовский терминал латыши восприняли как свою проблему". Строительство терминала было завершено в конце 1999 года. За прошедшее с этого момента время терминал принял 4 танкера с нефтью, через терминал экспортировано более 2 млн. тонн нефти. Как отмечает автор, "при других обстоятельствах терминал мог бы стать гордостью Литвы. Однако с момента начала строительства ему пришлось выдержать столько нападок, что его работники рады любому затишью. Зато в вопросе "как строить" и проектировщики, и строители оказались на высоте - в Бутинге заложен изрядный запас прочности. Чего не отрицают и ее главные оппоненты в Латвии. К примеру, учитывалась возможность замерзания прибрежной зоны, хотя в последние сто лет Балтика в этих местах не замерзала. И даже когда по ошибке проектировщиков швартующий трос (специальный, арктический), рассчитанный на натяжение в 390 тонн, разорвался при 70-ти, нефть вопреки первичным предположениям в море не попала - сработали системы безопасного перекрытия. Географическое положение литовской прибрежной зоны таково, что две трети времени течения идут в сторону Латвии, а одну треть - в сторону Литвы. Тем не менее литовские специалисты утверждают, что 90% аварий в мире квалифицируются как "аварии по вине капитана".
*****
"Зеркало" (Азербайджан)
В материале "Эхо нефтяного дела" (автор - Ф.Джафарли) сообщается, что "многострадальные" выскопоставленные персоны, арестованные в связи с известной "нефтяной операцией" в 1992-93 г.г., до сих пор продолжают находиться за решеткой. Защитники уже устали от бесчисленных пресс-конференций, на которых твердят одно и то же: "следствие по делу не проводится". При этом растет и число коммерческих структур, которые "привязываются" к этому делу: в уголовном деле замелькали фирмы "Гюнеш" и магазин "Pivani". И вчера генеральный директор "Гюнеш" Наиля Ахадова вместе со своими адвокатами встретилась с журналистами. По ее мнению, причина "замораживания" деятельности компании только в том, что следственное управление МВД, расследующее дело по надуманному обвинению директора завода "Бакинский рабочий" Мамеда Велиева, генерального директора ПО "Магистральные нефтепроводы" Тофика Ахундова и других, заинтересованно затаскивать в паутину следствия любую фирму, попавшую в их поле зрения. При этом, по словам Н.Ахадовой, следователи даже не удосуживаются выяснить столь существенные обстоятельства, как разницу между магазином "Pivani" и компанией "Pivani International". Последняя работала в Азербайджане с 1995 по 1999 г.г., причем ее учредителем был гражданин Объединенных Арабских Эмиратов. "Только когда компания ушла из Азербайджана были сделаны соответствующие изменения в документации и появился на свет магазин "Pivani", - заявил юрист фирмы "Гюнеш" Алтай Гусейнов. Он и Н.Ахадова обвинили правоохранительные органы в грубом нарушении Конституции, Закона о собственности и указа президента АР "О запрещении необоснованных проверок и упорядочении государственного контроля в сфере производства". По их мнению, нарушения эти выразились в том, что с 10 марта 2000 года деятельность двух фирм была полностью парализована. При этом, помимо того, что магазин стройматериалов "Pivani" закрылся, а на все товары фирмы "Гюнеш" наложен арест, следственное управление МВД, не имея никаких на то оснований, провело обыск в квартире самого директора Н.Ахадовой. По ее словам, фирма несет большие убытки, а между тем производители стройматериалов из различных стран, которые уже поставили продукцию, требуют денег. Товары "Гюнеш" хранились на складах завода "Бакинский рабочий" и магазина "Pivani" и сегодня их скопилось там на сумму, превышающую 1 млрд. манатов...
*****
"Панорама", еженедельник (Казахстан)
В материале "Правительство намерено добиться независимости страны в вопросах водообеспечения. Им также вырабатывается новая политика, которая позволит "стабилизировать рынок нефтепродуктов" (автор - Олег Хе) отмечается, что в ближайшее время казахстанские сельчане могут столкнуться либо с острой нехваткой горюче-смазочных материалов, либо с неприемлемыми ценами на них. "Или, что еще хуже - и с тем, и с другим сразу. На осенне-полевые работы стране ежегодно нужно дизельного топлива в размере 284 тыс. тонн. Главная ставка делается на собственные нефтеперерабатывающие заводы. Но вот беда: свои-то и подводят. В разгар сельских работ Шымкентский НПЗ выходит на внеплановый ремонт. Пожар 4 июля на Атырауском НПЗ вывел из строя часть оборудования. Что касается Павлодарского НПЗ, то ему не до работы: он переживает смену собственника. В какой-то период правительство лишилось внутренних источников для насыщения рынка нефтепродуктами". Однако сейчас обстановка немного стабилизировалась. На АНПЗ выработано около 70 тыс. тонн нефтепродуктов. "Предполагается, что со следующего месяца объем производства будет удвоен. Оптимизм правительства строится и на проекте реконструкции АНПЗ, который должен быть завершен "в ближайшие год-два". После этого, по мнению вице-премьера Даниала Ахметова, Казахстан выйдет на следующий уровень переработки нефти. "Страна должна получать развитие не столько от добычи нефти, сколько от ее переработки, создания сферы услуг в нефтехимическом комплексе", - подчеркнул г-н Ахметов. Начал свою работу и Шымкентский НПЗ. В прошлую пятницу на нем были выпущены первые 3,5 тыс. тонн дизельного топлива. На завод для переработки поставлено 274 тыс. тонн сырой нефти. "ШНОС будет устойчиво работать, что в течение короткого времени позволит нам снять напряженность на рынке нефтепродуктов",- считает вице-премьер. Кроме того, на прошлой неделе были завершены переговоры по ПНПЗ. Введен институт временного управляющего от лица МЭИТ, который в партнерстве с компанией "Мангистаумунайгаз" и коллективом ПНПЗ приступил к реализации поручения правительства по переработке нефти. К нынешнему времени, по данным правительства, завод имеет в хранилище 76 тыс. тонн нефти и готов выдать первую партию продукции. В августе объем переработки на ПНПЗ должен составить 240-300 тыс. тонн нефти.. В правительстве вырабатывается новая политика, которая позволит "стабилизировать рынок нефтепродуктов в условиях огромной диспропорции, которая существует между ценами дальнего зарубежья и внутренними ценами". Вице-премьер не стал конкретизировать свое сообщение, отметив только, что ни о каком государственном регулировании работы НПЗ речь не идет. Скорее всего будут использованы стандартные инструменты регулирования, такие, как таможенные пошлины, акцизы и квоты. Уже сейчас Казахстан ограничил экспорт ГСМ. Правительство называет эту меру временной, сроком на 1-1,5 месяца.. Для поддержки сельхозтоваропроизводителя в уборочный период ГСМ будут удешевлены на 30%. Использована будет схема, примененная весной этого года. Кабинет воспользуется своим правом получения роялти в виде сырой нефти по средневзвешенной цене. Продав сырье по мировой цене, он получит прибыль, которая пойдет на удешевление примерно 100 тыс. тонн дизельного топлива для аграрного сектора..
*****
В материале "Правительство намерено установить для отечественных НПЗ фиксированный верхний тариф на переработку нефти" (автор - Канат Шаймерденов) сообщается, что глава антимонопольного ведомства Алтай Тлеубердин, комментируя ситуацию на рынке нефтепродуктов, отметил, что в самое ближайшее время следует ожидать правительственного решения по фиксированию тарифа на переработку нефти на отечественных НПЗ. Как отмечает автор, "по словам г-на Тлеубердина, его агентство уже сделало все соответствующие расчеты и примерно установило верхний предел цен на переработку для каждого из трех заводов в районе $20 за тонну нефти. Таким образом, казахстанские НПЗ теперь будут более открытыми для потенциальных участников рынка, которые получат возможность не быть просто давальцами сырья, а перейти к переработке и реализации готовых нефтепродуктов. "Это поможет максимально загрузить заводы нефтью и наполнить рынок нефтепродуктами",- пояснил г-н Тлеубердин, считая, что такими мерами вкупе с правительственными действиями, направленными на улучшение импортного режима для нефтепродуктов, внутренний рынок можно стабилизировать достаточно быстро, "в течение 2-3 недель". Атвор напоминает, что право устанавливать ценовые пределы на трех НПЗ правительство получило еще год назад, когда так же остро стоял вопрос с нефтепродуктами и загрузкой заводов. Автор также указывает на сложные отношения антимонопольного ведомтсва с руководством Шымкентского НПЗ. Последнее считает действия агентства по установлению цен на нефтепродукты вмешательством в дела частной компании, а г-н Тлеубердин убежден, что ШНОС в силу сложившихся обстоятельств доминирует на рынке, производя до недавнего времени 47% всего казахстанского бензина. "Однако дирекция ШНОСа не менее убеждена в своей правоте, чем, пожалуй, можно объяснить игнорирование предписания, направленного антимонопольным ведомством, в котором дается срок для возвращения цен на нефтепродукты к состоянию на начало мая, когда, собственно, произошло первое повышение цен на Шымкентском НПЗ. В последующем спор между агентством и ШНОСом переместился в правительство, что было вполне естественно на фоне ухудшающейся ситуации на рынке и внезапной остановки завода. Разобраться в проблеме было поручено вице-премьеру Павлову, который собирал руководство агентства и представителей ШНОСа, но, по всей видимости, переговоры ни к чему не привели. Между тем цен на продукцию ШНОСа сегодня вообще нет в силу остановки завода на запланированный ремонт. Однако, как считает руководитель агентства, "остановка, мотивированная ремонтом, несостоятельна". "Ремонта там нет, и других объективных причин нет. Это их субъективное действие, акт, направленный на подрыв ситуации на рынке нефтепродуктов",- говорит г-н Тлеубердин. Теперь агентство, в силу отказа ШНОСа выполнять предписания, оформляет дело для передачи его в суд с исковым требованием возврата в бюджет "незаконно полученной прибыли от монопольного завышения цен" и уплаты штрафа. Г-н Тлеубердин однозначно считает, что возвращение цен на прежний уровень административным методом необходимо, иначе при состоявшемся всплеске цен из-за доминирования ШНОСа никакие рыночные конкурентные условия потом не смогут уже удешевить нефтепродукты".
*****
В заметке "Принципы распределения акцизов на производство и торговлю нефтепродуктами до конца года не изменятся" (автор - Олег Хе) сообщается, что действующее в настоящее время распределение ставок акцизов на бензин и дизельное топлива между НПЗ и юридическими и физическими лицами, скорее всего, не изменится. Но, как отмечает автор, "в дальнейшем приоритет в налогообложении будет меняться. По данным отдела правительственной информации, с принятием закона "О государственном регулировании производства и оборота нефтепродуктов", введением лицензирования оптовой реализации ГСМ, накладных по отпуску ГСМ с НПЗ, идентификации оптовых партий нефтепродуктов, новых правил розничной торговли и требований к АЗС ставки акцизов будут распределены между НПЗ, оптовой и розничной торговлей нефтепродуктами на первоначальном этапе с большей нагрузкой на НПЗ и меньшей на оптовую и розничную торговлю, а в дальнейшем - с постепенным переносом налоговой нагрузки на оптовую и розничную торговлю. В настоящее время организации нефтеперерабатывающей промышленности, ориентированные на внутренний рынок, испытывают налоговую нагрузку 25-30%, в то время как розничная торговля нефтепродуктами имеет налоговую нагрузку в размере 15-20%.. "Глобальной" называют в правительстве проблему неофициального оборота нефтепродуктов. По официальным данным, доля нелегального оборота бензина на рынке республики оценивается в 31%, тогда как "в развитых странах она не превышает 10%". Из-за высокого процента "теневых" сделок бюджет ежегодно недополучает почти Т3,5 млрд. Факторами, способствующими развитию нелегального оборота, являются неурегулированность движения бензина и дизельного топлива от производителя к конечному производителю; несовершенство нормативных правовых актов, регулирующих правонарушения в сфере оборота нефтепродуктов; отсутствие единой автоматизированной системы учета объемов производства и реализации нефтепродуктов; высокий уровень контрабанды вследствие преобладания бесконтрольной реализации нефтепродуктов, отсутствие оперативных связей с приграничными государствами и странами - членами Таможенного союза. Трудность оперативного распространения акцизного регулирования на оптовую торговлю, как сообщают в правительстве, обусловлена отсутствием у 50% оптовых фирм собственных хранилищ нефтепродуктов, что усложняет задачу мониторинга".
*****
В заметке "Казахойл" намерен получить международный кредитный рейтинг" (автор - Канат Шаймерденов) сообщается, что национальная нефтегазовая компания намерена в августе "принять специалистов зарубежных рейтинговых компаний для изучения финансово-хозяйственного положения нефтяной компании и получения последней кредитного рейтинга". По словам вице-президента "Казахойла" Данияра Абулгазина, "Казахойл" сейчас проводит подготовительную работу по выпуску своих еврооблигаций, что "требует раскрытия более полной информации о состоянии дел компании в той форме, которая удобна для западных инвесторов". Как отмечает автор, "на какую сумму должна быть произведена эмиссия корпоративных еврооблигаций, а также их доходность и срок обращения, не уточнялось, было сказано лишь, что лид-менеджером по размещению выбран ABN-Amro банк. Средства, полученные за счет внешнего займа, пойдут на разработку месторождения Узень - Блок 2А. Совсем недавно "Казахойл" провел успешное размещения облигаций на внутреннем рынке на сумму $25 млн со сроком обращения два года и доходностью 11,75%. Полученные за счет внутреннего займа деньги компания будет использовать для финансирования двух своих проектов: разработка новых месторождений - Западное поле, Центральная и Восточная Прорва, и создание сбытовой сети готовых нефтепродуктов. Последнее, отмечает г-н Абулгазин, имеет прямое отношение к планам руководства "Казахойла" по созданию вертикально-интегрированной компании, специализирующейся как на добыче нефти, так и на ее переработке и реализации конечной продукции. В рамках этого проекта объявлен тендер на строительство четырех автозаправочных станций в Актюбинской области, Уральске, Актау и Атырау.. Известно, что производство качественных нефтепродуктов сегодня для компании является актуальной темой. В качестве держателя госпакета акций Атырауского НПЗ "Казахойл" поднимает вопрос о предоставлении правительственных гарантий по кредиту, который готов выделить Японский банк международного развития (JBIK) на реализацию проекта реконструкции перерабатывающего завода. По словам Данияра Абулгазина, если до 2005 года, когда экологические требования к нефтепродуктам на рынках повысятся, завод не будет модернизирован, то его "можно будет закрывать и не вспоминать о нем больше". Сейчас руководство компании говорит, что стоимость проекта снижена с $400 млн до $300 млн и что правительство в принципе согласно предоставить госгарантии по кредиту".
*****
Еженедельник публикует два материала, посвященных Павлодарскому НПЗ (подробно см. в рубрике "Компании")
*****
В заметке "Пробурена первая скважина в рамках программы освоения Западного поля Центрально-Восточной Прорвы" со ссылкой на пресс-службу ННК "Казахойл" сообщается, что компанией ОАО "Казахойл-Эмба" закончено бурение первой скважины в рамках инвестиционной программы освоения Западного поля Центрально-Восточной Прорвы. Инвестиционная программа, разработанная в целях увеличения объема добычи нефти, финансируется путем размещения собственных облигаций ННК "Казахойл" на внутреннем фондовом рынке. На данный момент освоено порядка $2 млн из запланированных $16 млн. "Всего программой было предусмотрено бурение 12 новых эксплуатационных скважин. В данное время проводятся работы по испытанию и вызову притока нефти из продуктивного пласта. Ожидаемый дебет скважины, по данным геологических служб, составит порядка 20 тонн в сутки. Программой предусмотрено доведение дополнительного объема добычи нефти в 2002 году по этому месторождению до 140 тыс. тонн в год. Срок окупаемости проекта составляет 3 года. Для выполнения намеченной производственной программы осуществляется закупка необходимого оборудования, буровых станков, которые производятся на тендерной основе. На эти цели направлено 75% освоенных средств. В настоящее время созданы три буровые бригады численностью более 120 человек, что позволило создать новые рабочие места в данном регионе. Буровые работы будут продолжены в следующем году. По мере ввода новых скважин в эксплуатацию также будут созданы дополнительные рабочие места для обслуживания данных скважин".
*****
В заметке "Объем нефтяных запасов Казахстана может быть увеличен не только за счет Каспия" (автор - Ярослав Разумов) подчеркивается, что необходима программа по доразведки уже известных казахстанских месторождений. Причем, по мнению известного казахстанского геолога, лауреата Государственной премии СССР Руслана Остапенко, эффект от такой доразведки может быть весьма солидным. В интервью газете г-н Остапенко остановился на группе месторождений восточной части Прикаспийской впадины, расположенных на территории Актюбинской области. "В эту группу входит восемнадцать месторождений с различным объемом запасов углеводородов. Самое крупное - Жанажол, извлекаемые запасы которого оцениваются примерно в 100 млн тонн нефти. Большинство месторождений было открыто в 60-80-е годы, тогда же были утверждены их запасы. Однако, по мнению г-на Остапенко, данные месторождения оказались в свое время недоизучены. Дело в том, что у части месторождений этой группы продуктивные нефтегазоносные горизонты носят так называемый подсолевой характер, у другой части - надсолевой (то есть, попросту говоря, находятся на разных уровнях глубин). Из 18 месторождений 8 надсолевых и столько же подсолевых (в том числе и самое крупное - Жанажол). Однако в оставшихся двух месторождениях - Кенкияк и Акжар - установлены промышленно значимые запасы углеводородов как на надсолевом, так и на подсолевом уровнях. Казахстанский геолог считает, что это дает основания предполагать, что подобная картина может быть и на других месторождениях. По ряду объективных и субъективных причин значительная часть надсолевых и подсолевых горизонтов оказалась неопробованной, месторождения - недоизученными. Чаще всего надсолевые и подсолевые горизонты на одном и том же месторождении разобщены в пространстве, не совмещаются по вертикали, поэтому те скважины, которые делались для изучения надсолевых толщ, могли не попасть на подсолевые запасы,- считает г-н Остапенко. Кроме этих, объективных причин вероятной недоизученности запасов месторождений существовали и другие, субъективные, и главная из них - валовая система социалистического планирования, функционировавшая в те годы, когда открывалось большинство месторождений. В геологии эта система приводила к тому, что невыгодно было проводить геофизические исследования, открывать большие (превышающие плановые) объемы запасов углеводородов. - Если открывались на одном объекте большие запасы, больше трех миллионов тонн, то эти запасы утверждались только в союзных геологических организациях, а меньшие запасы утверждались в республиканском Министерстве геологии, которое относилось к этому более либерально. В результате значительная часть месторождений оказалась разведана до уровня требований плана. А потенциальные дальнейшие продуктивные горизонты просто не брались во внимание, поскольку в этом регионе площадь была вполне продуктивной и план и так выполнялся,- считает г-н Остапенко. Изучение неразведанных уровней на этих месторождениях может увеличить размер прогнозных углеводородных ресурсов суммарно по этой группе месторождений до 50%".
*****
В заметке "Казахойл" готовится осуществить пилотный проект по хеджированию 100 тыс. тонн нефти" со ссылкой на пресс-службу ННК "Казахойл" сообщается, что "учитывая текущее состояние факторов, влияющих на изменение цен на нефть сорта "брент", ННК "Казахойл" планирует осуществить хеджирование 100 тыс. тонн производимой нефти. Реализация данной сделки позволит избежать отрицательного воздействия колебаний цен на углеводородное сырье, производимое национальной компанией. В этих целях был проведен ряд переговоров с ведущими финансовыми институтами, специализирующимися на рынке деривативных инструментов. По результатам анализа предоставленных предложений Дойче Банк АГ был определен в качестве контрагента компании по страхованию цены на нефть. Стратегия хеджирования, подготавливаемая совместно со специалистами Дойче Банк АГ, предусматривает создание внутренней системы оценки рисков, возникающих при формировании цены на нефть, и выбор наиболее оптимального производного финансового инструмента, который обеспечит гарантированный поток денежных средств от реализации нефти".
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены