20 июля 2000 г.
Обзор прессы
20.07.00
"Ведомости"
В материале "Что считать экспортом?" (автор - Елизавета Осетинская) сообщается, что антимонопольные органы возбудили дело против Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД). Об этом их попросила "Роснефть", которая считает, что железнодорожники берут с нее лишние деньги. В случае победы "Роснефть" сэкономит $15 млн в год, а в противном - методом СКЖД воспользуются и другие транспортные монополисты. Конфликт между "Роснефтью" и СКЖД начался в конце прошлой недели, когда железнодорожники прекратили перевозить нефть добывающих подразделений "Роснефти" - "Ставропольнефтегаза" и "Дагнефти" - по маршруту Буденновск - Тихорецк. Причиной этого стал отказ "дочек" "Роснефти", экспортирующих почти всю свою нефть, платить за услуги СКЖД по экспортной ставке. В "Роснефти" считают претензии железнодорожников необоснованными. Как объяснил "Ведомостям" представитель компании, сырье, которое перевозится по ветке Буденновск - Тихорецк, по стандартам качества не подходит под экспортную смесь Urals. "То, что мы возим по этой железной дороге, никак нельзя назвать экспортным товаром, - считает сотрудник "Роснефти", - нефть доводят до стандарта после транспортировки по железной дороге перед тем, как она попадает в магистральный нефтепровод". В "Роснефти" подсчитали, что в случае повышения тарифа ее компаниям придется платить СКЖД вместо $2 около $12 с каждой перевезенной тонны сырья (или около $15 млн в год). Кроме того, в компании считают неправомерными методы железнодорожников. "СКЖД перестала грузить нашу нефть без объяснения причин и предварительного уведомления. Это беспредел", - заявил "Ведомостям" источник в "Роснефти".
Однако железнодорожники утверждают обратное. "Этот конфликт начался давным-давно, и мы многократно уведомляли "Роснефть" о своей позиции, - заявил "Ведомостям" один из сотрудников СКЖД, пожелавший остаться неназванным. - Если "Роснефть" прикладывает усилия, чтобы продать свой товар подороже, то почему и мы не должны делать то же самое? "По его словам, все грузоотправители, поставляющие свою продукцию на экспорт, платят СКЖД экспортный тариф. В частности, это приходится делать "ЛУКОЙЛу", который также пользуется услугами СКЖД для перевозки своей нефти. В "Роснефти" считают, что, если у железнодорожников есть претензии к компании, они должны рассматриваться в третейском или арбитражном суде. Несмотря на то что во вторник перевозки нефти возобновились, "Роснефть" обратилась в ростовское управление Министерства по антимонопольной политике с заявлением об ущемлении ее интересов со стороны СКЖД. "Пока наше отделение начало квазисудебное разбирательство на основе заявлений "Роснефти". Какие-либо выводы мы сможем сделать по прошествии одного-двух месяцев. Однако найти в деятельности естественной монополии "состав преступления" для нас не самоцель", - пояснил "Ведомостям" представитель МАП. Если в ходе расследования выяснится, что услугу СКЖД следует оплачивать по внутреннему тарифу, его величину установит сам МАП. В противном случае договор между "Роснефтью" и СКЖД автоматически попадет в сферу регулирования международной тарифной комиссии, и плата за перевозки будет взиматься по экспортной ставке, объясняют в министерстве.
*****
В материале "В Питере вновь дорожает бензин" (автор - Виктория Уздина) сообщается, что бензин в Петербурге вновь начал дорожать. По прогнозам, за июль цены поднимутся в среднем на 7 - 10%. Нового топливного кризиса эксперты не предрекают, но сходятся во мнении, что от удорожания бензина сильно увеличатся поставки компании "Сургутнефтегаз". Рост цен на бензин в Санкт-Петербурге вызван перебоями в работе НПЗ, поставляющих топливо. По словам Светланы Снигирь, генерального директора информационно-аналитической службы "Купол", занимающейся мониторингом топливного рынка Петербурга, запервые две недели июля оптовые цены на бензин возросли на 18%. В летние месяцы Петербург потребляет примерно 100 000 л светлых нефтепродуктов. Бензин в город в основном привозится издалека - с Урала, Поволжья и из Ярославля. Самый близкий к городу завод - Киришский (принадлежит "Сургутнефтегазу") - устанавливает цену на свою продукцию в среднем на 13% выше, чем у других производителей. Поэтому на киришский бензин приходится не более 10 - 15% поставок. Сейчас, когда цены на бензин выросли, питерским АЗС становится выгодно покупать бензин у Киришского НПЗ. По мнению представителя топливной компании "Балт-трейд", в такой ситуации доля "Сургутнефтегаза" на бензиновом рынке может возрасти до 50%. По прогнозам "Купола", к концу июля розничная цена наиболее ходового бензина Аи-92 достигнет 7,1 руб. за 1 (примерно на 7% выше, чем сейчас). Этот рост, конечно, несопоставим с фантастическим (больше чем на 100% )удорожанием питерского бензина весной прошлого года. Тогда территориальное управление МАП по Санкт-Петербургу обвинило 10 петербургских компаний в ценовом сговоре и обязало их вернуть в бюджет незаконно полученную прибыль в размере 10 млн руб. Промежуточные слушания по этому делу пройдут в Федеральном арбитраже Северо-Западного округа 7 августа. Но, как утверждают в Петербургской топливной компании, одной из обвиненных МАП фирм, они намерены и дальше опротестовывать решение антимонопольного управления "из принципа, чтобы создать прецедент". В нынешнем же росте цен МАП пока не усматривает ничего антизаконного.
*****
"Сегодня"
В материале "ОПЕК берет тайм-аут" (авторы - Милана Давыдова, Александр Михайлов) сообщается, что руководство Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) отказалось рассматривать предложение Саудовской Аравии об увеличении поставок нефти на 500 тыс. баррелей ежедневно. Причиной послужило то, что цена "корзины ОПЕК" не превысила с 1 июля по 20 июля верхнюю (28 долл. за баррель) границу. С 20 июля секретариат ОПЕК заново начинает 20-дневный отсчет состояния мировых цен на нефть. В свою очередь министр нефти Саудовской Аравии заявил, что его страна не будет предпринимать попыток "единоличного" увеличения поставок нефти, а проведения еще одной внеочередной встречи ОПЕК в связи с этим в ближайшее время не ожидается. Вместе с тем производители нефти продолжают консультации: вчера в Каракасе руководство картеля обсудило возможные сценарии движения мировых цен. А цены эти пока, вопреки ожиданиям промышленно развитых стран Запада, существенно не снижаются. Более того, уровень инфляции внутри Евросоюза по состоянию на июнь составил 2,1%, а тот же показатель в 11 государствах, где действует единая европейская валюта, вышел на уровень 2,4%. При этом одни только цены на энергоносители выросли на 13,9%. Поэтому борьба за дешевую нефть, которую ведут потребители с производителями, не теряет своей остроты. Ситуация усугубляется еще и политическими баталиями в США, где в ноябре пройдут президентские выборы, в исходе которых "бензиновый вопрос" может стать одним из центральных. В этой связи нефтяные трейдеры по-прежнему не исключают возможности приведения в действие механизма ценового регулирования ОПЕК. По мнению аналитика инвестиционной компании АТОН Стивена Дашевского, вчерашнее решение ОПЕК - лишь отговорка, временный маневр. "Картелю рано или поздно придется повысить квоты, чтобы удержать ценовой коридор в районе 26-28 долларов за баррель, а произойдет это 28 июля или 3 августа, большого значения не имеет", - считает он. В свою очередь, российские нефтяники могут не беспокоиться при любом решении ОПЕК. Учитывая то, что бюджеты нефтяных компаний рассчитывались из цены 17-20 долларов за баррель, их нынешние доходы с лихвой покрывают потребности в инвестициях и необходимые платежи в казну.
*****
"Время МН"
В материале "Россия готова взять немножко Украины" (автор - Владимир Сысоев) сообщается, что вчера украинский премьер Виктор Ющенко побывал в Москве, намереваясь вместе с Михаилом Касьяновым разобраться с проблемами поставок российского газа на Украину. Если к концу прошлого года общий объем украинской задолженности за поставки российского "голубого топлива" был около 1,5 млрд. долл, то с начала года нынешнего эта сумма, по словам российского вице-премьера Виктора Христенко, возросла еще на 700 миллионов. Кроме того, на Украине по-прежнему воруют российский газ из трубопровода. Потому планы строительства обходного трубопровода, предназначенного для экспорта топлива в Европу, "Газпром" пересматривать не собирается. Обе стороны подчеркивали, что визит носит неофициальный визит. Для пущей наглядности премьеры общались не в Белом доме, а в загородной правительственной резиденции "Волынское". Впрочем, такой формат переговоров не помешал В. Ющенко накануне визита в Москву высказывать значительный оптимизм относительно его перспектив.
В частности, он заявил, что готов предоставить гарантии того, что российский газ больше не будет исчезать в неизвестном направлении. Помимо этого, пообещал, что отныне все расчеты за газ будут производиться в срок. Правда, откуда Украина возьмет для этого деньги, пояснять не стал. Единственной возможностью расплатиться за быстрорастущий долг могло бы стать разве что решение, на котором давно настаивает Россия, но от которого Украина ранее категорически отказывалась. Смысл его состоит в передаче России акций украинских предприятий в счет погашения задолженности. За несколько дней до приезда В. Ющенко в Москву, президент Леонид Кучма подписал указ о продаже крупных государственных пакетов семи наиболее прибыльных украинских энергетических компаний. Причем украинский президент не исключил возможности их покупки нерезидентами. В список попали "Киевоблэнерго", "Житомироблэнерго", "Ровнооблэнерго" (на аукцион предполагается выставить 50 проц. акций этих компаний), "Николаевоблэнерго", "Севастопольоблэнерго" (по 45 проц.), "Херсоноблэнерго" (40 проц.) и "Кировоградскоблэнерго" (26 проц.) Не исключено, что российские компании также будут заинтересованы в покупке этих предприятий.
*****
В материале "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС" И "Сибнефть" сообразят на троих" (авторы - Кирилл Пальшин, Владимир Сысоев) сообщается, что главный приватизационный проект года - продажа государством 85 проц. акций Оренбургской нефтяной акционерной компании (ОНАКО) близится к завершению. Впрочем, как скоро это произойдет, точно сказать по-прежнему сложно. Идея продать ОНАКО витала в воздухе с самого начала года. Министр имущественных отношений Фарит Газизуллин не раз говорил, что эта сделка обязательно состоится. Но время шло, и многим постепенно начинало казаться, что ОНАКО разделит участь "Славнефти", о продаже которой долго говорили, но в конечном итоге решили повременить. После того как председатель правительства Михаил Касьянов одобрил предложение министерства имущественных отношений, в Российском фонде федерального имущества (РФФИ) обещали обнародовать результаты инвестиционного конкурса в течение одного-двух дней. Однако этого не произошло. В РФФИ советуют подождать еще несколько дней. Для всех по-прежнему остается загадкой, сколько попросит государство за акции ОНАКО. Известно, что назначен будет коммерческий конкурс с инвестиционными условиями. Это несколько противоречит недавнему заявлению Фарита Газизуллина, что самым демократичным способом продажи государственного имущества он считает именно аукцион. Однако по закону "О приватизации" аукцион нельзя проводить в тех случаях, когда продается более 51 процента акций. А коммерческий конкурс таит в себе множество "подводных камней". Но с продажей ОНАКО связано так много вопросов, что в РФФИ до сих пор не могут определиться, каковы цена и срок выполнения новым собственником инвестиционных условий. Возможно, именно этим объясняется медлительность главных претендентов на ОНАКО - компаний "ЮКОС", "ЛУКойл" и "Сибнефть".
*****
Под заголовком "Цены на бензин вырастут осенью" газета публикует информацию "Интерфакс-АНИ", где говорится, что как считает председатель правления Центральной топливной компании (ЦТК) Юрий Шафраник, очередное повышение цен на бензин в России, возможно, произойдет к осени. Колебания цен на нефтепродукты "будут зависеть от того, насколько грамотно действует правительство", заявил он в среду в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы". По его словам, "малейшее колебание в части того, сколько откачали нефти, а сколько оставили, и малейшее неверное действие, связанное с акцизами, квотами и пошлинами, и мы сразу все почувствуем на себе". В то же время, касаясь ценовой политики нефтяных компаний на внутреннем рынке, председатель правления ЦТК указал, что "в январе цены на бензин в рознице были больше, чем сегодня". Он связывает это с "общим финансовым здоровьем и хорошими ценами в мире", вследствие чего "компании не задирают цены и нормально конкурируют". Ю.Шафраник заявил, что общая экономическая политика государства в отношении нефтяной отрасли "построена неверно". По его мнению, "чрезвычайно важно переложить налоговую нагрузку на розницу, освободить давление на производство - оно от этого задышит и заработает". Так, пояснил Ю.Шафраник, "у нас в литре бензина 92 сегодня всего 1 рубль идет на прибыль завода, затраты по доставке, амортизацию заправки". "Это немыслимо и неправильно, - подчеркнул он. - Пока мы не изменим эти цифры, у нас все будет достаточно плохо". Кроме того, по словам председателя правления ЦТК, необходимо "сделать бензины и керосины конкурентоспособными", в противном случае "вывозить их почти бессмысленно".
*****
"Независимая газета"
В материале "Не сесть на мель в Каспийском море" (авторы - Михаил Переплеснин, Егор Яшин) говорится, что специальный представитель президента России по вопросам урегулирования статуса Каспия, заместитель министра иностранных дел РФ Виктор Калюжный прибыл в Ашхабад в приподнятом настроении. По его словам, в Астане и Баку он встретил понимание российских предложений по урегулированию каспийской проблемы и рассчитывал на аналогичную реакцию в столице Туркменистана. Вечером того же дня, покидая Ашхабад, Виктор Калюжный уже не излучал утреннего оптимизма. Переговоры с туркменским лидером Сапармуратом Ниязовым прошли достаточно напряженно. Весьма сдержанно отнесся туркменский президент к российской инициативе по созданию единого стратегически-экономического центра прикаспийских стран. Главное же расхождение позиций двух стран заключается в том, что Москва предлагает поэтапный путь распутывания клубка каспийских проблем, включая судоходство, экологию, использование биологических ресурсов, определение координат береговой линии и т.п. Для Ашхабада же приоритетным остается политическое решение проблемы международного статуса Каспийского моря. Все остальные вопросы для Туркменистана остаются вторичными по отношению к юридическому статусу Каспия. По мнению Сапармурата Ниязова, все проблемы взаимоотношений прикаспийских государств может решить подписание международной конвенции по статусу Каспия. Основываясь на предложениях основного всеобъемлющего документа, можно будет успешно решать и частные проблемы.
Что касается самой модели разграничения зон юрисдикции, могут иметь место как принцип секторального деления моря, так и принцип кондоминиума с зоной прибрежных территориальных вод, разграничением морского дна и общим пользованием серединной частью водной поверхности. Для Туркменистана проблема политического решения юридического статуса Каспия чрезвычайно важна, тем более что сохраняются его разногласия с Азербайджаном по поводу территориальной принадлежности спорных нефтеносных месторождений Азери и Чираг. Кстати сказать, остроты диалогу туркменского лидера и российского посланника добавили сообщения азербайджанских СМИ о том, что Виктор Калюжный, находясь в Баку, безоговорочно высказался в пользу азербайджанской принадлежности спорных месторождений (НГ от 18.07.2000). Спецпредставителю президента России пришлось заявить о неверной интерпретации его слов журналистами. Виктор Калюжный подчеркнул, что данная тема вообще находится вне пределов его компетенции, а позиция России по данному вопросу весьма далека от азербайджанской интерпретации. Комментируя итоги ашхабадских переговоров, Калюжный заметил, что по мере распространения географии его прикаспийских визитов на юг переговоры даются все тяжелее. Видимо, неделю спустя ему предстоит весьма непростой раунд переговоров с иранским руководством, поскольку Тегеран не намерен уступать своей части каспийского пирога. Пока что единственным и несомненным достижением российской дипломатии на Каспии следует считать сам факт начала диалога с соседями, появления ее новых инициатив в решении каспийских проблем. Уже одно то, что в российском правительстве появилась должность спецпредставителя президента по вопросам урегулирования статуса Каспия, можно считать добрым знаком. Нелишне вспомнить, что в американском правительстве, дислоцирующемся от берегов Каспия на гораздо большем удалении, чем Москва, уже давно существует должность советника президента по Каспийскому региону.
*****
В материале "Газ в обмен на Украину" (автор - Андрей Литвинов) сообщается, что вчерашний день был явно не слишком приятным для премьер-министра Украины Виктора Ющенко. Он посетил Москву, чтобы договориться о формах и сроках возвращения стремительно растущих украинских долгов за поставки российского газа. Причем позиции украинской стороны были очень сильно ослаблены последними событиями во Львове. Встреча, несмотря на всю сложность темы переговоров, прошла в неофициальной обстановке - местом ее проведения стал не Белый дом, а правительственная резиденция в Волынском. Итогом вчерашней встречи стало решение сформировать единый топливный баланс России и Украины. На следующей неделе соберется совместная рабочая группа, которая займется составлением новой схемы оплаты и поставок газа. Кроме того, премьер-министр Михаил Касьянов также сделал заявление, которое может быть тепло воспринято в Киеве: "Если будет решен вопрос оплаты за газ, то нам не нужно будет делать дополнительные капиталовложения в новые трубопроводы". Таким образом, Москва все-таки выразила готовность при определенных условиях отказаться от строительства нового газопровода через Белоруссию.
Речь на подмосковных переговорах шла о реструктуризации и различных способах неденежного возмещения оставшейся задолженности. Общая сумма долга сейчас составляет 2,2 млрд. долл., из которых 700 млн. накоплены уже в этом году. Перед визитом Виктор Ющенко заявил, что Украина рассчитывает на рассрочку выплат по долгам по схеме Парижского клуба - то есть на 7-10 лет. Однако Виктор Христенко ранее уже озвучил позицию российской стороны - к долгам, образовавшимся после 1 января этого года, должна быть применена более жесткая схема реструктуризации. Что касается дальнейших поставок газа, то с 1 октября может вступить в силу новый порядок расчетов за поступающий на Украину газ. Даже в украинском Минтопэнерго не сомневаются, что Россия согласится снабжать своего соседа газом только на условиях 100-процентной предоплаты. На Украине уже готовятся к возможному сокращению поставок российского газа и создают запасы угля на электростанциях. Впрочем, у Киева пока еще есть неплохой резерв для погашения задолженности - пакеты акций крупнейших украинских предприятий. Борьба львовских националистов с мнимой языковой "русификацией" на Западной Украине происходит на фоне гораздо более реальной русификации украинской промышленности. Российские компании уже в значительной степени контролируют положение в украинской энергетике и металлургии. "ЛУКОЙЛ" владеет Одесским нефтеперерабатывающим заводом, в марте этого года компания "Украинский алюминий" (структура, которой фактически владеет российский "Сибирский алюминий") выиграла конкурс на покупку контрольного пакета акций Николаевского глиноземного комбината. А совсем недавно, 13 июля, компания "ТНК-Украина" - стопроцентная "дочка" российской Тюменской нефтяной компании - приобрела 67,4% акций одного из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий Украины - ОАО "Лисичанскнефтеоргсинтез". Проблема здесь только в одном - газ будет нужен Украине еще очень долго, а количество лакомых кусков собственности, находящихся в ее распоряжении, ограничено.
Еще более болезненной проблемой для российско-украинских отношений является прямое воровство идущего через Украину на экспорт российского газа. По оценкам некоторых экспертов, было время, когда из газопроводов ежемесячно незаконно откачивалось топливо на 70 млн. долл. В последнее время масштабы воровства удалось сократить. Украинское руководство теперь возлагает значительную долю вины за незаконное изъятие российского газа на бывшее руководство национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины". Кстати, вместе с Виктором Ющенко в Москву прилетел новый (указ о его назначении Леонид Кучма подписал 18 июля) глава этой компании Вадим Копылов. Теперь ему придется налаживать отношения со своим российским коллегой Рэмом Вяхиревым, которые могут оказаться весьма тесными. Сейчас обсуждается идея об участии "Газпрома" и "Нефтегаза Украины" в капитале друг друга.
*****
"Российская газета"
В материале "Какой олигарх не имеет заначки" (авторы - Александр Величенков, Алексей Чичкин) сообщается, что Правительство планирует перейти на новый механизм взимания экспортных пошлин на нефть, что несомненно приведет в уныние наших нефтяных генералов. Сколько бы реальной выручки они теперь ни утаивали от казны на зарубежных счетах, экспортные налоги им занизить не удастся. Никакой "революции" в новой схеме нет. Нечто подобное, например, уже давно используется для ввоза легковых автомобилей: ведь в начале 90-х годов пошлину на этот товар исчисляли в зависимости от контрактной цены, которую автовладельцы непременно занижали при ввозе иномарки в страну, чтобы сэкономить тысячу-другую долларов. Теперь решено брать пошлину только в зависимости от возраста машины и объема двигателя, которые подменить едва ли возможно. Таким образом, махинации с авто были сведены на нет: все платят как миленькие. Тот же механизм будет использован и в нефтеэкспорте. Нынешний порядок исчисления пошлин привязан к контрактным ценам на российскую нефть, именуемую "Юралс" ("Уральская"). Но ее среднемировая цена на 10-15 процентов дешевле зарубежного сорта типа "Брент", пользующегося наибольшим спросом на мировом рынке. Однако российские нефтеэкспортеры, понятное дело, стремятся на таможне показать меньшую цену, хотя наша нефть по качеству порой не хуже "Брента". Мотив ясен: чем меньше контрактная цена, тем меньше налогов приходится платить. Казна же несет от этого огромные потери, и не первый год. Зато нефтяные генералы сколотили за эти годы приличные состояния. Так вот, теперь, по словам вице-премьера Виктора Христенко, контрактная цена больше не будет использоваться при исчислении пошлин, а размер самих этих налогов впредь привязывается к биржевым ценам на сорт "Брент" минус полтора доллара за баррель. Обычно именно на эту величину наша нефть для покупателя дешевле "Брента". По ряду оценок, такой механизм принесет бюджету до 350 миллионов долларов за год. Остается лишь сожалеть, что эта мера не была внедрена лет пять-семь назад, во время пика мировых нефтяных цен. Тем более что подобный механизм контроля за фактической нефтедолларовой выручкой страны ОПЕК используют с 1961 года - со времени создания своей организации.
*****
ГТРК "Сахалин"
Сообщается, что благодаря спонсорской помощи АО "Нефтяная компания "Роснефть" в школы и другие учебные заведения Ногликского района Сахалинской области поступило большое количество бытовой и оргтехники. Как сообщили в пресс-службе администрации Ногликского района, "Роснефть" еще в начале года выделила ногликскому отделу образования 100 тыс. долларов. На эти средства были приобретены новые холодильники и стиральные машины, пылесосы, электроплиты, компьютеры и ксероксы, телевизоры и магнитофоны, боксерский ковер и снегоход, а также много другого оборудования. В школу-гимназию прямо с завода скоро должны привезти закупленный на эти же деньги компьютер-тренажер, на котором старшеклассники будут обучаться технике и правилам вождения транспорта.
*****
"Восточно-сибирская правда"
Сообщается, что еще в мае нынешнего года депутаты Ангарской Думы отправили председателю совета директоров ОАО "Ангарский нефтехимический комбинат" Виталию Мащицкому письмо с приглашением на деловую встречу. Необходимость в этом назрела в связи с тем, что комбинат приостановил отчисление налогов в городской бюджет, волновали депутатов и другие вопросы, связанные с деяельностью нефтехимиков комплекса. На каждый из них В. Мащицкий подробно ответил во время состоявшегося на днях расширенного заседания администрации города и полностью удовлетворил любопытство местных законодателей. Мащицкий подробно рассказал о состоянии дел и перспективах дальнейшего развития АНХК, пояснил, что налоги временно не выплачивались в связи с реструктуризацией долгов АНХК. Успокоил он депутатский корпус и относительно грядущего сокращения управленческого аппарата комбината, бояться кторого надо только тем, кто не справляется со своими прямыми обязанностями. Согласно достигнутой договоренности отныне подобные встречи руководства АНХК с депутатами городской Думы и администрации Ангарска станут плановыми.
*****
"Тихоокеанская звезда"
В заметке "Хабаровский НПЗ стал "глубже", лучше, экономичнее" (автор - Виктор Илин) сообщается, что в последние 1,5 месяца Хабаровский НПЗ нефтепродуктов не выпускал, но работали здесь с таким напряжением, что впору вспомнить о трудовых подвигах и авралах времен социализма. се ради одной цели - закончить к июлю последний этап реконструкции. Монтажники и пусконаладчики (более 200 человек только из подрядных организаций) работали по 12-14 часов практически без выходных. И в очередной раз они побили все рекорды. Один лишь пример: пусконаладочные работы здесь провели за 10 дней, хотя до сих пор в России на это уходило 30-40 дней. Более того, раньше для них вызывали с Запада специальную бригаду специалистов. Но в этот раз обошлись практически своими силами. В результате, остановившись 23 мая, 12 июля завод начал работать, а сегодня как раз должен выйти на всю свою полную мощность. Еще один рекорд - 46 миллионов рублей НПЗ затратил только с декабря прошлого года по июль этого на свою реконструкцию. В результате появился совсем другой завод, вернее, другая основная установка по первичной нефтепереработке на Хабаровском НПЗ. С нее завод начинал строиться в 1935 году, затем ее же он реконструировал в 1968 году, и вот, спустя 32 года, ветхое допотопное оборудование сменили на современное. Замечу лишь, что кроме российских производителей свою лепту внесли и американцы, и англичане, и немцы, и голландцы... Не случайно поэтому основной вопрос у журналистов к главному инженеру завода Борису Чуракову на пресс-конференции был таким: что в результате реконструкции получил НПЗ? По словам Чуракова, немало: - Во-первых, мы увеличили глубину первичной переработки на 2-3 процента. Кажется, немного, но в результате получим дополнительно за год до 60 тысяч тонн светлых бензинов и дизеля. Во- вторых, в полтора раза снизится энергопотребление производства. В-третьих, перешли на самую современную систему управления, по которой работают лучшие зарубежные нефтепереработчики. И, самое главное, было заменено изношенное, устаревшее оборудование. И вся эта экономия, по предварительным расчетам, должна окупить проект за полтора года. Но это лишь при условии бесперебойных поставок сырья и значительной загрузки завода. Пока же Хабаровский НПЗ ждет обещанные группой "Альянс" 300 тысяч тонн нефти, чтобы обеспечить себя работой в последние летние месяцы. Вообще, новый владелец НПЗ установил жесткие условия - перерабатывать только свое давальческое сырье. С другой стороны, "Альянс" полностью поддержал план долгосрочной реконструкции НПЗ до 2005 года. Ближайшие ее задачи: строительство установки по гидроочистке дизтоплива, установки изомеризации и котельной.
*****
"Работа и бизнес" (г. Томск)
Газета публикует материал "Интервью В.И. Калюжного томским СМИ" (подробно см. в рубрике "Персоналии")
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены