19 июля 2000 г.
Обзор прессы
19.07.00
"Ведомости"
В материале "Укрощение "Газпрома" (автор - Виктория Уздина) сообщается, что счета дочерних предприятий "Газпрома", занимающихся транспортировкой газа, будут заблокированы до тех пор, пока МНС и "Газпром" не договорятся о фиксированном объеме платежей. Об этом сообщил вчера вечером на пресс-конференции генеральный директор "Лентрансгаза" Сергей Сердюков. Банковские счета "Лентрансгаза" были блокированы инкассовыми поручениями в конце июня. Как пояснил Сердюков, получилось это из-за того, что налоговые платежи компании в апреле - июле зачитывались налоговыми органами в счет погашения старых долгов. По словам Сердюкова, проблемы с налоговиками возникли после отмены соглашения между МНС и "Газпромом" о том, что компания централизованно осуществляет налоговые платежи. Действие этого соглашения закончилось 21 января 2000 г. Глава "Лентрансгаза" утверждает, что налоговики уже блокировали и счета его коллег. "Закрытие счетов других дочерних компаний "Газпрома", занимающихся транспортировкой газа, не было одновременным", - пояснил Сердюков. Вчера вечером в "Газпроме" не смогли дать информацию о количестве транспортных объединений, подвергшихся санкциям МНС. Однако в пресс-службе компании подтвердили, что определенные проблемы с налоговыми органами у "Газпрома" есть. По словам Сердюкова, задолженность его компании составляет 360 млн руб. и еще около 350 млн руб. - пени. Она образовалась в прежние годы из-за применения так называемых связанных платежей "Газпрома", когда начисленные "дочкам" налоги должна была пога-шать головная компания. По словам Сердюкова, соглашение между "Газпромом" и МНС о связанных платежах, предполагающее частичное списание задолженности, сейчас находится в правительстве. Он, однако, затруднился ответить, когда оно может быть подписано.
Между тем "Лентрансгаз" сам является крупным кредитором - ему должны около 5 млрд руб. (в том числе задолженность потребителей Петербурга - 1,376 млрд руб. , Ленинградской области - 181 млн руб. , Тверской области - 500 млн руб. , Новгородской - 29 млн руб. ). Кредиторская задолженность, по оценке Сердюкова, сопоставима с дебиторской. "В том случае если потребители и должники "Лентрансгаза" рассчитаются с нами в полном объеме, мы сможем оплатить собственные долги и получить свободные средства", - заявил Сердюков. Между тем накануне глава УМНС по Петербургу замминистра МНС Виктор Зубков заявил, что "Лентрансгаз" является крупнейшим неплательщиком налогов и к нему могут быть применены самые суровые меры вплоть до ареста имущества. Транспортная сеть, которую эксплуатирует "Лентрансгаз", находится в собственности "Газпрома", зато самой компании принадлежат объекты недвижимости, средства связи, транспорт. По мнению аналитика инвестиционной компании "Тройка-Диалог "Ивана Мазалова, в случае судебного ареста будут реализованы в первую очередь именно такие активы, что не отразится на самом процессе транспортировки газа. Сам Сердюков полагает, что до таких жестких мер дело скорее всего не дойдет, но в действиях налоговых органов по отношению к газовикам прослеживается "определенная тенденциозность". По оценке генерального директора петербургского юридического бюро "Григорьев и компаньоны" Александра Григорьева, обострение отношений налоговой инспекции и "Лентрансгаза" обусловлено "политическими, а не юридическими причинами".
*****
В материале "Христенко повысил цену нефти" (автор - Александр Тутушкин) сообщается, что правительство хочет жестко привязать расчетную цену российской нефти, по которой определяется размер экспортной пошлины, к цене нефти сорта Brent. Если это случится, фискальная нагрузка на российских нефтяников в перспективе существенно возрастет. Вице-премьер Виктор Христенко, по сообщению "Интерфакса", заявил, что правительство намерено "принять решение о переходе на международный стандарт отслеживания конъюнктуры мировых цен на нефть". То есть экспортная пошлина, сказал вицепремьер, будет определяться исходя из цены барреля нефти Brent минус $1,5. И такой порядок может быть установлен уже с сентября этого года. Напомним, что сейчас размер пошлины устанавливается в зависимости от среднемесячной цены российской экспортной смеси Urals, подсчитываемой по данным агентства Platt's. Например, при цене Urals $22,5 - 25 за баррель пошлина должна составлять 20 евро с тонны, а при цене $25 - 27,5 - 27 евро (именно такую пошлину нефтяники будут платить с 1 августа).
По сути, идея, озвученная Христенко, есть не что иное, как попытка директивным путем установить некую виртуальную мировую цену Urals, которая позволит сохранить высокую вывозную пошлину даже при падении реальной цены. Время для этого - самое походящее. Примерно с середины июня разница в ценах на Urals и Brent начала расти просто катастрофически:с $1,5 за баррель до $4,2 в минувший понедельник, а в предыдущие дни доходила до $5. В результате в понедельник цена российской нефти опустилась до $23,79 за баррель, т. е. , согласно действующему порядку, пошлина должна снизиться до 20 евро за тонну. Если же цену определять по методу, предложенному Христенко, то она сейчас составляет $26,19, т. е. по-прежнему тянет на пошлину в 27 евро. В нефтяных компаниях планы правительства не комментируют, но аналитики рынка не сомневаются, что власти таким образом продолжают фискальное давление на нефтяников. Дмитрий Авдеев из UFG считает, что правительство путем казуистического изменения формулы подсчета фактически в одностороннем порядке отменяет договоренности, ранее достигнутые с нефтяными компаниями. Власть, по мнению эксперта, уже уверовала, что может не считаться с интересами бизнеса, что продемонстрировало и недавнее решение по Балтийской трубопроводной системе. По мнению Авдеева, если четырехдолларовый дисконт между Brent и Urals сохранится на длительный период, нефтяники начнут добиваться улучшения качества российской экспортной нефти. Результатом может стать отлучение от экспортной трубы производящих высокосернистое сырье "Татнефти" и "Башнефти" либо строительство нефтеочистных мощностей. Иван Мазалов из "Тройки-Диалог" также считает, что правительство не хочет расставаться с достигнутым уровнем нефтяных доходов даже при снижении цен. Вместе с тем он не исключает, что заявление Христенко обусловлено его неинформированностью о конъюнктуре мирового рынка. Но, по мнению Мазалова, большая разница в ценах на российскую и западную нефть долго не продержится. Приближается отопительный сезон, когда повышается спрос на нефтепродукты тяжелых фракций, а именно их в наибольшем количестве получают из Urals.
*****
В заметке "ОНАКО" в одном флаконе с "ЮКОСом" речь идет о том, что по сообщению пресс-службы "ЮКОСа", Арбитражный суд Оренбургской области запретил совету директоров "Оренбургнефти" (дочернего предприятия "ОНАКО") осуществлять свои полномочия. Это сделано на основании иска "ЮКОСа" о признании недействительными выборов совета на собрании акционеров "Оренбургнефти". Дело в том, что "ЮКОС", имея на момент собрания 16% акций оренбургского предприятия, предложил четыре кандидатуры в совет директоров, однако ни одна из них не была включена в список для голосования. Определение суда вступило в силу 14 июля, так что теперь "Оренбургнефти", как считают в "ЮКОСе", придется вновь созывать собрание и выбирать совет. Это решение суда должно лишний раз напомнить всем претендентам на покупку "ОНАКО" (кроме, естественно, "ЮКОСа") , что они могут приобрести госимущество с существенным "довеском" в лице компании Михаила Ходорковского. И этот "довесок", увеличившийся к настоящему времени до блокирующего пакета акций в "Оренбургнефти", в дальнейшем может создать большие проблемы новому владельцу "ОНАКО". Отразится ли это обстоятельство на стартовой цене госпакета акций "ОНАКО", мы узнаем в ближайшие дни.
*****
"Сегодня"
В материале "Нефть потечет на автопилоте" (автор - Милана Давыдова) сообщается, что река нефтедолларов, питающая российскую экономику, уже в ближайшее время может обмелеть - цены на нефть готовы поползти вниз. Хотя внешне все для российского бюджета, рассчитанного из показателя 18 долл. за баррель, выглядит неплохо, страна уже порядком привыкла к запредельным - на уровне 30 долл. за баррель - нефтяным ценам. Вчера страны - экспортеры нефти, входящие в ОПЕК приняли негласное решение еще до конца июля поднять нефтедобычу на полмиллиона баррелей в сутки. Это было сделано после того, как Саудовская Аравия в одностороннем порядке увеличила поставки нефти на внешний рынок. Официальное объявление об увеличении квот ОПЕК намерена сделать 28 июля после экстренного совещания в Вене. Нарушение Саудовской Аравией "нефтяного паритета" свидетельствует о том, что ОПЕК все труднее контролировать рынок. Это уже третье по счету увеличение ОПЕК нефтяных квот за последний год. Первые две "нефтяные интервенции", в марте и июне, оказались неэффективными: рынок на них не отреагировал. Цены продолжали зашкаливать за 30 долл. за баррель.
Предполагается, что по новой "автоматической" схеме добыча будет привязана к ценам на нефть: если цены будут оставаться на уровне выше 28 долл. за баррель более 20 рабочих дней, то ОПЕК автоматически повышает нефтедобычу на 500 тыс. баррелей в сутки. Руководство картеля полагает, что оптимальным уровнем мировых цен на нефть является показатель 25 долл. за баррель, а нормальный ценовой коридор должен составлять от 24 до 28 долл. Но не всех устраивает этот уровень. Противники увеличения квот - Иран, Кувейт, Нигерия и Индонезия полагают, что действия Саудовской Аравии могут привести к очередному нефтяному кризису. По их мнению, высокие цены являются следствием недостаточного предложения бензина, а не нефти. По словам аналитика инвестиционной компании АТОН Стивена Дашевского, уровень поставок нефти в целом удовлетворяет текущий спрос. Что же касается бензина, то его сейчас действительно недостаточно, что, по его мнению, связано с переходом американцев на более чистые марки автомобильного горючего.
*****
"Известия"
В материале "Нервы сдали. Просьба не беспокоиться" (автор - Мария Игнатова) сообщается, что цена российской нефти на мировом рынке снизилась более чем на 3 доллара, однако специалисты считают это явление краткосрочным. По мнению автора, причина нынешнего изменения цен - увеличение Саудовской Аравией в одностороннем порядке добычи нефти на 500 тысяч баррелей в день. "Впрочем, специалисты утверждают, что даже этого решения для долговременного снижения цен на нефть недостаточно. Несомненно, на уровне 30 долларов нефть продержится недолго - ОПЕК должна будет направить ее в ценовой коридор 22-28 долларов". Как подчеркивает автор, "за первое полугодие российские компании уже сумели воспользоваться благоприятной ситуацией, в результате чего добыча нефти выросла на 4,7% и составила 157 млн тонн. Специалисты считают, что за весь год производство нефти увеличится до 312-315 млн тонн по сравнению с 305 тоннами в прошлом году".
*****
"Московские новости", еженедельник
Материал "Каспий плюс Карабах" (автор - Санобар Шерматова) посвящен прошедшим на днях в Баку переговорам президента Азербайджана Гейдара Алиева и спецпредставителя президента РФ по Каспию Виктора Калюжного. "Виктор Калюжный привез в своем портфеле целый ряд предложений. Об одном из них стало известно, суть других инициатив осталась нераскрытой". Как пишет автор, "сенсационно прозвучали слова о том, что Россия предлагает создать стратегический центр по проблемам Каспия со штаб-квартирой в столице Азербайджана. В задачи центра входит мониторинг бассейна Каспийского моря, в том числе из космоса, анализ геоинформации, выявление источников загрязнения, координация природоохранной деятельности, судоходства и рыболовства. Эта структура должна иметь собственный бюджет, формируемый из взносов прикаспийских государств, и работать в контакте с главами пяти "прикаспийских" стран. Сам Калюжный признался, что у Москвы есть новые предложения по статусу Каспия, но он раскроет их только после того, как посетит все страны региона". Судя по словам Калюжного, Москва также предлагает остальным прикаспийским государствам совместную (50/50) разработку спорных месторождений. "Как известно, неурегулированные споры Азербайджана и Туркмении вокруг четырех месторождений и проблема четырех месторождений на стыке казахстанского и российского секторов являются камнем преткновения на пути урегулирования статуса Каспия. Однако в главном вопросе, судя по всему, позиция Москвы остается прежней. Россия предлагает поделить дно моря, оставив в общем пользовании толщу воды и поверхность. Сохранение статус-кво Каспия хотя бы в таком виде выгодно России потому, что она хочет сохранить морские пути в Иран. Два государства уже несколько лет ведут реконструкцию и расширение портов на Каспии, а Россия еще во времена Бориса Ельцина приняла федеральную программу развития торгового флота. В этих планах фигурируют порты Махачкала (Дагестан) и Оля (Астраханская область). Кроме того, сохранение в общем пользовании толщи и поверхности гарантировало бы от возможного когда-нибудь в будущем появления на Каспии военных кораблей третьих стран". Автор подчеркивает, что по мнению азербайджанских политиков ослабление позиций России на Каспийской море способствовало бы решению пролемы Нагорного Карабаха в пользу Азербайджана. "Однако после прихода к власти Владимира Путина стала меняться и тональность заявлений официального Баку. Здесь говорят, что слова российского президента об уважении территориальной целостности Азербайджана вселили надежду на справедливое решение проблемы. Без Москвы карабахское урегулирование невозможно, и это в Баку понимают. Но Москва не может "уступить" в Карабахе, не получив максимум возможного на Каспии, только в этом случае баланс российского влияния в регионе будет сохранен. Таким образом, решение по статусу Каспийского моря и урегулирование в Карабахе оказались в одной связке. Видимо, это хорошо понимает и Гейдар Алиев: по словам Виктора Калюжного, его азербайджанские собеседники поддержали новые предложения по Каспию практически по всем позициям".
*****
Автор (Валерий Мастеров) материала "Голубой нож в спину Украины" считает, что в российско-польских отношениях развернулась упорная борьба на "газовом" фронте. "Камнем преткновения стал газопровод, который "Газпром" планирует проложить по территории Польши. Полякам не понравилось, что новый маршрут проходит мимо территории Украины, которую Польша считает своим главным стратегическим партнером на постсоветском пространстве. До сих пор в возражениях польской стороны против российских газопроводов такого мотива не было: говорилось только о том, что русский газ может повысить "энергетическую зависимость" Польши от большого восточного соседа… Новый газопровод стал бы ответвлением от идущей на запад трубы "Ямал - Европа" и, начинаясь от польско-белорусской границы, следовал бы на юг, в сторону Словакии. Таким образом Украина оказывалась бы в стороне от большого "голубого потока". Мотивы российской стороны при выборе такого маршрута понятны: ненадежность украинского транзита хорошо известна. Другое дело - резкая реакция поляков. Поспешное одобрение проекта стоило кресел замминистра экономики Яну Шлензаку и руководителю АО "Польская нефтяная и газовая промышленность" (ПНГП) Стефану Героню, хотя они и ссылались на польско-российский договор 1993 года, предусматривающий создание "южного" ответвления от Ямальского газопровода… По расчетам главы "Газпрома" Рема Вяхирева, прибыль для Польши от транзита российского газа доходила бы до 900 миллионов долларов ежегодно. А если Польша будет уж очень капризничать, в портфеле "Газпрома" есть альтернативный вариант - провести газ из Сибири через Финляндию по дну Балтийского моря. Тогда плакали транзитные прибыли и Украины, и Польши".
*****
"Бизнес в России" (приложение к "Российской газете")
В заметке "Американцы интересуются российской нефтью" (автор - Сергей Тимофеев) сообщается, что "Оушн Энерджи" объявила на прошлой неделе о своем интересе к разработке целого ряда месторождений в России - в частности, в Татарстане и Сибири. "По словам старшего вице-президента по оперативной деятельности компании "Оушн Энерджи" Джона Шиллера… работа на российском рынке приносит неплохие дивиденды". Компания давно сотрудничает с"Татнефтью", ведут геолого-разведочные работы, совместно добывают нефть на Отонакском и Киримском месторождениях. Всего общий объем инвестиций "Оушн Энерджи" в российскую экономику составил 60 миллионов долларов. Компания "Оушн Энерджи" разрабатывает месторождения нефти во многих странах мира. В Пакистане, в Западной Африке, в Египте.
*****
В заметке "Польша не хочет терять деньги за газовый транзит" сообщается, что в ближайшие дни начнутся российско-польские переговоры о строительстве второй ветки газопровода"Ямал-Западная Европа". Об этом заявил вице-премьер, министр экономики Польши Януш Штейнхофф. "Мы заинтересованы в прокладке второй ветки газопровода на польской территории. Трасса должна учитывать экономические, экологические и политические интересы, имея в виду отношения с Украиной и Словакией", - подчеркнул министр. Он сообщил, что в планах строительства газопровода "Ямал-Западная Европа" никогда не ставился вопрос о прокладке второй ветки через территорию Украины. "В начале этого года "Газпром" предложил польской стороне строить вторую нитку газопровода не до границы с Германией, куда уже проложена первая ветка, а повернуть ее в сторону Словакии. Если Польша не согласится с этим вариантом, опасаясь изоляции Украины от доступа к газовым ресурсам, то "Газпром" намерен проложить трубопровод по дну Балтийского моря в обход Польши, которая тем самым потеряет сотни миллионов долларов в год от транзита по ее территории российского газа".
*****
"Якутия"
В заметке "Таас-Юряхнефть": пуск второй очереди" со сылкой на ЯСИА сообщается, что состоялся пробный пуск второй очереди Таас-Юряхского нефтеперерабатывающего завода. "Первую после реконструкции запустили 25 июня. Меньше месяца ушло на отладку нефтяной разгонной системы. За это время в резервуарах накоплено 400 тонн мазута и около 70 тонн дизельного топлива. Как сообщил ЯСИА исполнительный директор предприятия Александр Секундо, пробный режим продлится до конца июля. Затем завод перейдет на полную мощность и станет перерабатывать ежемесячно семь тысяч тонн нефти. Из нее должны получать две тысячи тонн дизельного топлива, 2,5 тысячи тонн мазута и столько же битума. Объем ежедневной продукции, которую будут поставлятьв Мирнинский и Ленский улусы, составит 250 тонн. Предполагается, что с 2002 года мощность завода увеличится в полтора раза, он станет перерабатывать 150 тысяч тонн нефти".
*****
"Восточно-Сибирская правда"
В заметке "Дружить с Якутией взаимовыгодно" со ссылкой на "Телеинформ" сообщается, что подписанное в 1998 году соглашение между правительством Республики Саха (Якутия) и администрацией Иркутской области может быть пролонгировано на неопределенный срок. Сейчас иркутские и якутские специалисты ведут совместное изучение возможностей и экономической целесообразности освоения нефтяных залежей Талаканского (Якутия) и Верхнечонского месторождений.
*****
"Звезда" (г. Пермь)
В материале "Опять не на тех "наехали"…" (автор - Юрий Манжосин) рассматривается публикация в "Коммерсант-Daily", сообщавшая о возбуждении ФСНП против ОАО "ЛУКОЙЛ" уголовного дела в том числе по факту "фиктивных экспортных поставок нефтепродуктов". Как пишет автор, "при этом российское экономическое издание перечисляет и целый ряд дочерних структур нефтяной компании "ЛУКОЙЛ", якобы замешанных в таком лжеэкспорте. Среди семи наименований названы и такие пермские предприятия, как "ЛУКОЙЛ-ПНОС", "ЛУКОЙЛ-транс" и "ЛУКОЙЛ-Пермь". Понятно, что подобное сообщение в отношении компании-гиганта сразу же вызвало бурную реакцию и в обществе, и в самой НК". Автор указывает, что заявления представителей ФСНП вызвали "полное недоумение выразили в ЗАО "ЛУКОЙЛ-Пермь", традиционно считающемся в Прикамье лидером производства. Ведь данное закрытое акционерное общество не так уж и давно получило благодарственные письма от исполнявшего обязанности Президента РФ Владимира Путина "за помощь стране в пополнении казны" и от губернатора Геннадия Игумнова "за эффективную работу". Скорее всего в "Коммерсанте" просто перепутали (а, может, и передернули) созвучные названия двух фирм. И упомянутое в сообщении управления информации и общественных связей ФСНП наименование ЗАО частного охранного предприятия "ЛУКОМ-А-Пермь" каким-то непонятным образом вдруг перекроилось на страницах газеты в совсем иное. Ну, конечно, им там в столице без разницы: что охранная служба, что нефтедобыча - все едино! Так что не случайно в "ЛУКОЙЛ-Перми" в связи с этой странной путаницей говорят и о возможном злом умысле. Только вот чьем? По поводу же "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза" исполняющий обязанности начальника управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Пермской области Евгений Багин нам ответил коротко, но конкретно, что в данном управлении никакого уголовного дела в отношении "ЛУКОЙЛ-ПНОСа" не заводилось, "по ПНОСу таких материалов у нас нет". Выходит, опять все вопросительные взоры - на столицу. А еще один герой упомянутой публикации - "ЛУКОЙЛ-транс", как выяснилось, и вовсе нефтью не торгует, а занимается транспортными перевозками, причем нефть за границу не возит".
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены