10 июля 2000 г.
Обзор прессы
10.07.00
"Ведомости"
В материале "Транснефти" все мало" (автор - Елизавета Осетинская) сообщается, что Трубопровод в обход Чечни, построенный "Транснефтью", обходится российским нефтяникам все дороже. На этой неделе их плата за транспортировку нефти на экспорт вырастет на 12% , что принесет "Транснефти" дополнительно около $40 млн. Однако компании этого мало, она готова обратиться в арбитражный суд с иском против принявшей такое решение Федеральной энергетической комиссии (ФЭК). Новые тарифы на прокачку нефти на экспорт начнут действовать с 14 июня и сохранятся до следующего пересмотра их ставок в ФЭК. За счет этого повышения "Транснефти" будут компенсироваться ее расходы на строительство обходного участка нефтепровода Баку - Новороссийск вокруг Чечни. Этот нефтепровод, строительство которого завершилось в апреле, обошелся "Транснефти", по ее данным, примерно в $140 млн. Еще в декабре прошлого года правительство выпустило распоряжение о том, что ФЭК должна раз в квартал учитывать в "экспортном" тарифе "Транснефти" средства на компенсацию этих расходов. Таким образом, строительство принадлежащего "Транснефти" обходного нефтепровода оплачивают российские нефтяные компании, которые сами им не пользуются - по трубопроводу идет нефть из Азербайджана.
В прошлом квартале, по данным ФЭК, "Транснефть" уже получила в качестве компенсации 778 млн руб. (около $30 млн) за счет повышения экспортных тарифов в среднем на 12%. По словам сотрудника нефтяного департамента ФЭК, благодаря нынешнему повышению в течение квартала "Транснефти" будет компенсировано еще около $40 млн. "Сейчас цены на нефть достаточно высоки, и у нефтяной отрасли есть запас прочности, позволяющий перенести это безболезненно", - объяснил чиновник "Ведомостям". Однако сама "Транснефть" осталась очень недовольна решением ФЭК. По словам вицепрезидента компании Сергея Григорьева, "Транснефть" предлагала повысить тариф сразу на 25%. "Мы документально со всеми платежками показали, сколько составили наши расходы, и не понимаем, почему ФЭК не учла наши предложения. В этой связи мы можем обратиться в арбитражный суд и потребовать пересмотра этого решения", - сказал Григорьев "Ведомостям". Однако в федеральной комиссии считают, что монополия в состоянии сама профинансировать часть затрат. "Выручка "Транснефти" до-статочно велика (по данным годового отчета, сводная выручка за 1999 г. превысила $1 млрд. - "Ведомости") , и компания должна эффективно ее использовать, в том числе и на финансирование своих проектов", - говорит сотрудник комиссии. Но в "Транснефти" считают, что и так достаточно сэкономили на этой грандиозной стройке. "Мы построили трубопровод на $20 млн дешевле, чем планировалось, задействовав наши внутренние резервы. То, что ФЭК приняла наши предложения не полностью, свидетельствует о том, что в комиссии доминирует мнение нефтяных компаний", - заявил "Ведомостям" Сергей Григорьев.
*****
В материале "Итера" борется с AES" (автор - Юлия Бушуева) сообщается, что Корпорация "Итера" - единственный поставщик газа в Грузию. Но этот уникальный статус не позволил ей договориться с местными властями о покупке АО "Тбилгаз". Получив заманчивые предложения от американской корпорации AES Silk Road, мэрия Тбилиси решила выставить акции столичной газораспределительной компании на конкурс. "Итера" и правительство Грузии начали переговоры о приобретении "Тбилгаза" еще в конце прошлого года. Стороны были близки к заключению соглашения, когда у "Итеры" появился конкурент. Американская AES, владелец энергораспределительной сети Тбилиси и нескольких электростанций в Грузии, решила продолжить экспансию на энергетический рынок этой страны. Весной она сделала неофициальное предложение грузинскому правительству, после чего переговоры с "Итерой" о прямой продаже были временно приостановлены. Тогда же правительство передало полномочия вести переговоры о продаже "Тбилгаза" столичной мэрии.
На сегодняшний день и AES, и "Итера" уже представили в мэрию свои официальные предложения по приватизации "Тбилгаза".AES (корпорация, рыночная капитализация которой в два раза больше, чем у "Газпрома") готова приобрести 100% компании за $1 млн и обеспечить инвестиции на сумму $300 млн в течение 12 - 15 лет. "Итера" предлагает $1,5 млн за 75% "Тбилгаза" и обещает инвестировать в компанию $200 - 250 млн. Оба претендента обещают полностью восстановить газовые сети Тбилиси и обеспечить их бесперебойную работу. "Предложения AES пока что более подробные, в частности, они содержат динамику тарифов на прокачку газа. Но план, представленный "Итерой", нам тоже очень понравился", - говорит сотрудник тбилисской мэрии Темур Чинчараули. Он отмечает, что после появления конкурента "Итера" заметно улучшила свои предложения. Чинчараули говорит, что конкурс по продаже акций "Тбилгаза" может быть объявлен уже в конце июля и ожидается, что помимо "Итеры" и AES в нем примет участие "Грузгаз" (совместное предприятие "Итеры" и российско-британской "Интерпак") , а также некая итальянская компания, назвать которую чиновники отказались.
Наличие конкурентов не могло понравиться "Итере", и она уже сейчас начала предупреждать власти Грузии о последствиях продажи "Тбилгаза" другой компании. Агентство Reuters со ссылкой на представителя "Итеры" передает, что корпорация может увеличить цену поставки газа в Грузию, в случае если ей не удастся приобрести "Тбилгаз". В настоящий момент Грузия уже задолжала "Итере" около $70 млн. Очевидно, в корпорации рассчитывают, что местные власти побоятся испортить отношения с единственным поставщиком газа в страну и на конкурсе отдадут предпочтение предложениям "Итеры".
*****
"Компания", еженедельник
Под заголовком "Виталий Ткачев: "Нужно удержать рынок в первую очередь качеством" опубликовано интервью первого вице-президента "Тюменской нефтяной компании" Виталия Ткачева (подробно см. в рубрике "Персоналии")
*****
"Когалымские вести"
Под заголовком "Стратегия реконструкции трубной базы" (автор - Наталья Мельникова) публикуется репортаж с Когалымской центральной трубной базы. Как пишет автор, "когда-то здесь осуществляли лишь доставку новой буровой трубы и ее ремонт, позднее сервис услуг расширился. На базе были смонтированы линии по ремонту насосно-компрессорной трубы и штанговых глубинных насосов. Соответственно, сюда были переданы все трубные площадки из нефтегазодобывающих предприятий "Когалымнефтегаза". Помимо того, коллектив КЦТБ обеспечивает предприятия региона огромной номенклатурой металлопроката". В сутки на базе ремонтируется 1300-1400 труб различного сортамента. Недавно на базе смонтирована линия станков с ЧПУ в цехе подготовки к эксплуатации и ремонту обсадной трубы. Станки для нее разработаны и изготовлены специально по заказу руководства "ЛУКОЙЛ-Западной Сибири" Рязанским заводом. Производительность такой линии в смену составляет 200 отремонтированных труб, что в два раза выше прежнего. К дальнейшей эксплуатации после ремонта на КЦТБ подлежат 80 процентов стальных труб. На базе сегодня работают 6 линий.
*****
В заметке "Реализация нового проекта" сообщается, что "ЛУКОЙЛ" начал реализацию программы строительства десяти автомобильных газозаправочных станций (АГЗС) в Калининградской области. Первая из них откроется в ближайшее время. "О своих планах в сфере торговли сжиженным газом для автомобильного транспорта руководство "ЛУКОЙЛа" заявило еще осенью прошлого года. Акцизы на производимый нефтекомпаниями бензин постоянно растут, а на сжиженный газ акцизы на внутреннем рынке попросту не предусмотрены. В качестве стартового региона для осуществления этого проекта была выбрана Калининградская область. Однако в Калининграде весьма невысока доля автомобилей, которые могут использовать сжиженный газ в качестве горючего (менее 10%). Возможно, что на первых порах основными клиентами АГЗС будут не калининградцы, а жители соседних государств. Ежедневно через пограничные посты области проезжает более 4 тыс. транзитных машин, зарегистрированных в Польше и Литве. Более трети таких автомобилей снабжены газовой аппаратурой. Цена на сжиженный газ в области будет значительно меньше, чем за границей".
*****
В заметке "Каспийская нефть объединяет крупнейшие компании России" со ссылкой на ИМА-пресс сообщается, что совместные работы "ЛУКОЙЛа", "ЮКОСа" и "Газпрома" по освоению нефтяных месторождений в российском секторе Каспийского моря начнутся в текущем году. Об этом заявил глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский. "Планируется, что в начале июля будет зарегистрирована "Каспийская нефтяная компания" (КНК), доли в которой между "ЛУКОЙЛом", "ЮКОСом" и "Газпромом" будут распределены поровну. Штаб-квартира компании будет располагаться в Астрахани. Возглавлять КНК будут поочередно (по году) представители всех трех компаний. Общие затраты КНК до конца 2001 года составят порядка 10 млн. долларов. Бурение первой скважины намечено начать в первой половине будущего года. Расположение нефтеносных структур на участке КНК весьма благоприятно для бурения. Михаил Ходорковский отметил, что в структурах, изучаемых "ЮКОСом", нефтяные запасы оцениваются в 100 - 250 млн. тонн. Остальные участники проекта свои данные пока не разглашают. Однако известно, что свои запасы на соседнем "Северном" месторождении "ЛУКОЙЛ" оценивает в 300 млн. тонн".
*****
"Деловой Иркутск"
В материале "Нефтяники использовали чеченский опыт" со ссылкой на "СМ номер один" сообщается, что на днях в Иркутский РОВД обратился директор Восточно-Сибирской топливной компании, сообщивший, что инженеры его предприятия обнаружили врезку в магистральный трубопровод Ангарск-Иркутск. "Выяснилось, что злоумышленники подключились к нефтепроводу в районе села Московщина, примерно в 25 километрах от областного центра. Оборудовав сливное устройство, они преспокойно скачивали горючее в бензовозы, а затем выгодно реализовывали его. По имеющейся информации, преступники похитили около 10 тонн авиационного керосина. Сотрудникам милиции удалось напасть на след похитителей топлива и взять под стражу группу, которая занималась этим криминальным бизнесом. В ее состав входили трое безработных ангарчан в возрасте от 23 до 28 лет. Кроме того, был задержан и поставлен на арестплощадку автомобиль КамАЗ-бензовоз, который использовали для транспортировки украденного ГСМ подозреваемые. Оказалось, что бензовоз принадлежит жителю Ангарска, однако управлял машиной по доверенности его земляк, кстати тоже числившийся безработным. Оперативники начали расследование преступной деятельности ангарских "заправщиков" и предполагают, что скоро станут известны новые факты хищений нефтепродуктов".
*****
"Новости Югры"
Под заголовком "Белые воротнички" трудно "отстирать" (автор - Андрей Рябов) публикуется интервью с начальником УБЭП УВД Ханты-Мансийского округа Михаилом Нефёдовичем Липовцевым. Недавно вернувшийся из командировки в Чечнию М.Липовцев рассказывает, что "экономика Грозного разрушена почти полностью, предприятий нет, в развалинах зданий стоят мины и растяжки. Там процветает лишь одна отрасль, которую в своё время разрешил Масхадов - кустарная добыча нефти. Во многих регионах Чечни есть большие её запасы. Жители сами делают перегонные аппараты, производят "самопальный" бензин, пытаются провезти его в Осетию, Ставропольский, Краснодарский края. Только нами было возбуждено четыре уголовных дела по фактам кражи нефти". Отвечая на вопрос корреспондента "Какую специфику имеет борьба с преступлениями экономической направленности в нашем регионе?", Липовцев подчеркивает, что это - "обилие преступлений по отношению к предприятиям топливно-экономического комплекса. Мы пытаемся защитить ТЭК от противоправных посягательств, и небезуспешно - раскрыто 152 из 313 дел в этой сфере. Ещё недавно была обычной ситуация, когда предприятия отдавали добытую ими нефть на реализацию коммерческим структурам. Это часто приводило к преступлениям. Например, в Нижневартовске одной из таких фирм было передано нефти на 250 млн. рублей - безвозвратно. Виновные по этому делу арестованы. Иногда злоумышленники пытаются вывезти за пределы округа не только производные, но и саму нефть в качестве топлива, недавно была пресечена попытка вывезти её автомашинами в Курган. Ещё один характерный пример - списывания и продажа на сторону ГСМ, предназначенных для промывки скважин. Очень беспокоят случаи хищения цветных металлов - меди, алюминия. Часто преступники срезают электрические провода, на буровых похищают кабели с глубинных скважин, обдирают металлосодержащие части с кранов, выводят из строя дорогостоящее оборудование. Мы обращались с ходатайством к депутатам окружной Думы, которая приняла закон об административной ответственности за нарушение правил работы пунктов приёма цветных металлов, запрещён приём лома от физических лиц. Особенно опасны кражи на электрических сетях, ведь в этом случае злоумышленник подвергает нешуточной опасности не только себя, но и наносит большой ущерб. Остановить буровую очень легко, а вот запустить... Продолжаются хищения труб и нефтяного оборудования, так как их учёт оставляет желать лучшего. Иногда даже невозможно узнать кому принадлежит то или иное оборудование. Закончено дело о хищении ГСМ с нефтеперерабатывающего завода в Когалыме на миллион рублей, арестована преступная группа из четырёх человек, которые получили реальные сроки наказания".
*****
"Местное время" (г. Нижневартовск)
В материале "Угли продолжают тлеть" (автор - Лариса Калачева) газета возвращается к противостоянию компаний ТНК и "Югранефть". Как сообщается в заметке, "Министерство по антимонопольной политике РФ (далее МАП) признало в действиях АО "ТНК-Нижневартовск" по отношению к корпорации "Югранефть" нарушения антимонопольного законодательства. Они выразились в том, что ТНК, начиная с января 2000 года, препятствовала прокачке нефти корпорации "Югранефть" , не заключая с ней договор на оказание услуг по подготовке и транспортировке нефти, как это было все 8 лет существования "Югранефти". Тем не менее дело по конфликту двух нефтяных компаний МАП прекратило, поскольку еще в конце июня ТНК уже договорилась с корпорацией о заключении договора и даже должна была на момент рассмотрения начать прокачку нефти по системам магистральных нефтепроводов. МАП рекомендовало установить узлы учета корпорации "Югранефть", СП "Черногорское", "ТНК-Нижневартовск" (для Лор-Еганского месторождения). Комментируя ситуацию, исполнительный директор ТНК Герман Хан подчеркнул, что самое главное - достигнута договоренность о размере коэффициентов сдачи и цены подготовки нефти. Между тем в корпорации не довольны их размером, что заставляет предположить: конфликт вовсе не погашен, а продолжает тлеть".
*****
В заметке "Представитель ТНК заявил, что МАП не право" сообщается, что представитель ТНК подчеркнул, что у МАП "не было оснований для вынесения в адрес "ТНК-Нижневартовск" предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства". Об этом он заявил, комментируя прекращение комиссией МАП дела, возбужденного по признакам нарушения группой лиц ТНК и "ТНК-Нижневартовск" закона о конкуренции. По словам представителя ТНК, прекращение дела связано с тем, что "Югранефть" и "ТНК-Нижневартовск" заключили договор на подготовку и сдачу нефти в систему "Транснефти", которая была возобновлена с 21 июня. В ТНК также отметили, что "МАП не нашло в договоре с корпорацией положений дискриминационного характера по отношению к ЗАО "Югранефть" и оставило без удовлетворения его требования по внесению изменений в отдельные пункты договора".
*****
Под заголовком "Надежней, когда студент живет дома" публикуется письмо от имени студентов, родителей и преподавателей Нижневартовска. "Уже много лет в Нижневартовске действует филиал Тюменского нефтегазового университета, выпускники которого работают на всех предприятиях города. Они востребованы. Но несмотря на это филиал до сих пор не имеет своего здания, и уже длительное время преподаватели, студенты и родители ждут от города, когда будет достроено и передано университету здание по улице Мира. Сейчас филиал вынужден отправлять своих студентов после второго курса в Тюмень для продолжения учебы, поскольку отсутствует материальная база, а некоторые студенты и вовсе не могут уехать в другой город на учебу из-за финансовых затруднений в семье. Уважаемые господа Ю.И.Тимошков, С.Г.Кукес, В.О.Палий, депутаты городской Думы, обращаемся к вам с просьбой решить вопрос об открытии Нефтегазового университета в нашем городе. Тем более, что об этом давно говорят и уже много чего сделали. Это может быть самым большим подарком поколению-2000, за который мы, родители и молодежь, были бы очень благодарны".
*****
Под заголовком "Разборками не докажешь право на власть" публикуется письмо жительницы Нижневартовска в защиту мэра города Ю.Тимошкова "и его ближайшей помощницы Н.Е.Васильевой. Правда, газету, которая этим занимается, мы не выписываем , нам ее навязывают бесплатно - приносят в конце недели и все тут. А мы думаем - вот ведь какие деньги на ветер летят. Лучше бы на детей и пенсионеров их потратили. А все из-за чего? Мало власти, подавайте еще больше. Неужели мы, простые люди, не можем отличить правды от лжи. Все на наших глазах было - кто прожил в городе много лет, знает, какие изменения произошли за последние годы, какой он стал ухоженный и красивый, как строится современная детская больница, да раньше об этом можно было бы лишь мечтать. Может, конечно, нынешняя власть и не без греха, да только и Виктор Остапович Палий тоже не херувим, как нам его преподносят. Есть за что ругать и хвалить и мэра Тимошкова, и Палия. Так думаю я, простой человек, проживший здесь всю сознательную жизнь и по-настоящему любящий свой город. Если вы за него действительно болеете, будьте мужчинами - делайте дело, а не поливайте друг друга грязью, не перетряхивайте грязное белье на виду у всех горожан".
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены