Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут

 
Aport Ranker
 
25 февраля 2000 г.
Обзор прессы
25.02.00
"Ведомости"
В материале "Двадцатка!" (автор - Олег Черницкий) сообщается, что вчера экспортная пошлина на нефть увеличена на 5 евро. С 15 апреля нефтяникам придется платить 20 евро за тонну экспортированного сырья. Между тем рост пошлины на 30% никак не соответствует росту цены на черное золото, которая с момента последнего повышения пошлины в начале декабря прошлого года увеличилась примерно на 5%. На состоявшемся вчера заседании правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике обсуждался и вариант повышения пошлины до 25 евро за тонну. Так что нефтяным компаниям еще повезло, считает автор . После заседания комиссии ее председатель вице-премьер Виктор Христенко заявил, что решение должно быть закреплено постановлением правительства, которое будет подписано и опубликовано до 15 марта. Новые пошлины будут взиматься через месяц с момента опубликования. Однако нефтяные компании, в принципе, еще могут попытаться повлиять на окончательный текст постановления. "Глупо повышать пошлину, не дождавшись заседания стран ОПЕК, назначенного на 27 марта", - сказал "Ведомостям" менеджер одной из нефтяных компаний. "С началом весны и ожидаемой отменой ограничений ОПЕК на экспорт нефти цены резко упадут, а правительство явно не будет торопиться с отменой высокой пошлины. В результате инвестиционные проекты, запланированные на этот год, будут сорваны", - считает источник. Христенко предвидел негативную реакцию нефтеэкспортеров и придумал им "сладкую пилюлю". Вице-премьер заявил, что вот-вот, через две недели, будет разработана новая методика начисления экспортной пошлины. По его словам, пошлину будет "гибко, оперативно и автоматически" определять Таможенный комитет в зависимости от мировой цены на нефть. В случае оперативной разработки и утверждения методики таможня сможет уже с 15 апреля начать взимать не просто 20 евро за тонну, а гибкую ставку, которая может быть меньше установленной вчера величины.
*****
Под заголовком "Мы будем предлагать помощь "Газпрому" (автор - Юлия Бушуева) газета публикует интервью с президентом компании "Итера" Игорем Макаровым (подробно см. в рубрике "Компании").
*****
В материале "Роснефти" не нужен КТК" (автор - Олег Черницкий) речь идет о том, что "Роснефть" ведет переговоры о переуступке своей квоты на прокачку нефти по строящемуся нефтепроводу Тенгиз - Новороссийск (Каспийский трубопроводный консорциум). Однако особого интереса к этой квоте никто не проявляет, что ставит под вопрос реальность загрузки нефтепровода, открывающегося в октябре следующего года. В среду первый вице-президент "Роснефти" Сергей Оганесян заявил журналистам, что "Роснефть" не сможет выполнить предоставленные ранее гарантии по прокачке нефти по трубопроводу КТК. СП "Роснефть-Shell" получило право прокачивать по КТК 2,7 млн т нефти в год. "По условиям нашего договора с Shell "Роснефть" обязана прокачивать нефть в пределах всей квоты СП, если у Shell нет необходимых объемов нефти. Однако у нас нет желания прокачивать нефть по КТК", - сказал Оганесян. По словам вице-президента, гарантии были предоставлены КТК в виде письма и не являются строгим обязательством. "Мы можем, конечно, заполнить КТК нашей нефтью из Западной Сибири, но гораздо больше заинтересованы в загрузке сырьем своих НПЗ", - сказал Оганесян. Решением проблемы могла бы стать переуступка квоты другим экспортерам, однако особого интереса никто пока не проявляет. "Мы хотим ее уступить, но возьмут ли?" - посетовал Оганесян. В московском представительстве Shell, по словам собеседника "Ведомостей", "сделали круглые глаза", узнав озаявлении Оганесяна. Официальных комментариев, однако, пока не последовало. Действительно, нефти в Казахстане сейчас не так уж много, пишет автор далее. В прошлом году было добыто всего 30 млн т, что лишь на 2 млн т больше мощности экспортного нефтепровода. Между тем в стране существуют три крупных НПЗ, загрузка которых недавно стала условием экспорта нефти. Это ставит под сомнение возможность загрузки КТК в следующем году, однако аналитики и руководство КТК н разделяет эти сомнения. "Квоты еще не распределены окончательно", - сказал "Ведомостям" замгендиректора КТК Анатолий Шаталов, выразивший удивление заявлением "Роснефти". По его словам, нефтедобывающие компании выстроили планы добычи нефти в Казахстане таким образом, чтобы они совпадали с графиком строительства трубопровода. Так что нефти будет более чем достаточно. Шаталов подчеркнул, что акционеры КТК обязались оплачивать полный тариф за транспортировку нефти вне зависимости от того, качается она реально или нет.
*****
В корреспонденции из Эр-Рияда "ОПЕК изъясняется намеками" сообщается, что в среду в столице Саудовской Аравии завершилась встреча министров нефтяной промышленности стран, входящих в Совет по сотрудничеству в Персидском заливе:Саудовской Аравии, крупнейшего в мире экспортера нефти, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов и Катара. В ходе встречи министры дали понять, что поддерживают увеличение квот на добычу нефти ради того, чтобы несколько сбить цены. По некоторым данным, страны ОПЕК готовы увеличить поставки нефти на 2 млн баррелей в день. Однако, по словам трейдеров и аналитиков, опрошенных агентством Dow Jones, резкого падения цен, в частности на Нью-Йоркской бирже, ожидать не следует. Из-за ограниченного объема поставок цены выросли до такого уровня, что некоторые из основных потребителей нефти, в особенности США, стали проявлять беспокойство по поводу возможного влияния сложившейся ситуации на уровень инфляции и состояние экономики. Баррель нефти West Texas Intermediate стоит уже $29, при том что запасы крайне невелики. Министр нефтяной промышленности ОАЭ заявил в своем интервью, что как для потребителей, так и для производителей была бы приемлемой цена от $20 до $25 за баррель нефти. Поддержание цен на сырую нефть на таком уровне подразумевает увеличение объема добычи, утвердить которое может Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) на своей встрече в Вене 27 марта. Увеличение квот на добычу может не потребоваться только в случае спада спроса на нефть - сезонного или по иным причинам. Другие влиятельные члены ОПЕК, такие, как Иран, считают преждевременным увеличение квот на добычу. Именно потому, что можно ожидать сезонного спада спроса, Иран предлагает подождать с увеличением поставок до конца года. Кувейт также не склонен соглашаться на увеличение квот. Срок действия последнего соглашения стран ОПЕК истекает 31 марта. Совет по сотрудничеству в Персидском заливе завершил свою встречу достаточно мягкой резолюцией. В ней выражается согласие стран - членов совета с тем, что ограничение добычи провоцирует рост цен на нефть. Обтекаемая форма резолюции не удовлетворила мировые рынки: на НьюЙоркской бирже цена за баррель West Texas Intermediate апрельской поставки выросла на $0,47,составив $29,39. Три крупных экспортера нефти - Саудовская Аравия, Венесуэла и Мексика, не входящая в ОПЕК, назначили на 2 марта встречу своих министров нефтяной промышленности в Лондоне. Эти страны были основными инициаторами последнего снижения квот на добычу нефти, впоследствии одобренного ОПЕК. (WSJ)
*****
В рубрике "Вектор" под заголовком "Балтийско-казахская система" сообщается, что, вернувшись из Астаны, министр топлива и энергетики РФ Виктор Калюжный заявил, что Казахстан станет акционером Балтийской трубопроводной системы. Оказалось, что нефтяные компании Казахстана, пользуясь российскими нефтепроводами, платят транспортный тариф, в который включена инвестиционная составляющая. Калюжный сумел договориться с Казахстаном, что эта надбавка к тарифу будет учитываться в качестве взноса южной республики в уставный капитал ОАО "БТС". На первый взгляд не понятно, зачем привлекать к проекту, символизирующему независимость России от кого бы то ни было, чужое государство. Ясность, вероятно, вносит тот факт, что большая часть предприятий Казахстана приватизирована и значительными инвесторами в республике являются российские компании. Очевидно, что в их интересах увеличить свою долю в БТС любым путем, например в качестве казахских производителей. Из российских компаний в Казахстане работают "ЛУКОЙЛ", ТНК, а также небольшие, но влиятельные трейдеры. Присутствие Казахстана в качестве "мелкого" акционера БТС может значительно усилить позиции нефтяных компаний в этом обществе, контрольный пакет которого российское правительство хочет оставить себе. Возможно, что Казахстан уже сейчас может повлиять на решение правительства о формировании ОАО "БТС". По данным "Ведомостей", есть уже четыре варианта постановления по "БТС" и ни один не подписан.
*****
"Сегодня"
Со ссылкой на "Росбизнесконсалтинг" газета сообщает, что арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти не признал факт сговора между крупнейшими топливными компаниями города весной 1999 г. В прошлом году территориальное управление Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) пришло к выводу, что бензиновый кризис весны 1999 г. стал результатом ценового сговора городских нефтетрейдеров. Среди них "ЛУКОЙЛ-Санкт-Петербург", "Несте-Санкт-Петербург", Петербургская топливная компания, "Шелл АЗС", "Фаэтон". Управление МАП предписало им вернуть в бюджет прибыль в размере 10 млн руб., незаконно, по мнению антимонопольного органа, полученную в результате согласованных действий на рынке. Топливные компании не согласились с такими санкциями и обратились в Арбитражный суд. Однако он в конце прошлого года поддержал решение МАП. Теперь же вердикт антимонопольного органа признан недействительным в кассационном порядке.
*****
"Время МН"
В материале "Деньги с небес" (авторы - Андрей Денисов, Николай Горелов) сообщается, что по расчетам специалистов Бюро экономического анализа (БЭА), дополнительная прибыль экспортеров нефти, полученная в результате роста мировых цен, в 1999 году составила 117 млрд. рублей. Бюджет за этот год получил в результате введения экспортных пошлин лишь 14,3 млрд рублей (4,5%от валовых сборов нефтяников). Как отмечают эксперты БЭА, "реакция правительства на существенное улучшение внешнеторговой конъюнктуры была запоздалой". Правительство ввело экспортную пошлину размером 2,5 евро за тонну в мае, в июне увеличило ставку до 5 евро, в сентябре - до 7,5 евро и, наконец, в декабре - до 15 евро за тонну. Между тем среднегодовая цена на российскую нефть в прошлом году составила $110,2 за тонну, превысив показатель 1998 года на $35,8, или на 47,5%. Даже учитывая провальные цены 1998 года и необходимость некоторого восстановления ресурсов, ставка вывозных пошлин, считают эксперты бюро, "была не слишком обременительной для экспортеров". Вчера правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле рассмотрела вопрос о повышении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Как заявил ее глава вице-премьер Виктор Христенко, пошлина на нефть будет увеличена с 15 до 20 евро за тонну, на дизтопливо - с 10 до 15 евро за тонну, а пошлину на мазут решено оставить на прежнем уровне в 12 евро за тонну. По словам Христенко, это решение вступит в силу ориентировочно 15 апреля - через месяц после принятия соответствующего правительства.
Дополнительные три недели г-н Христенко, по-видимому, отводит на борьбу с альтернативным проектом, о котором заявил вчера министр топлива и энергетики Виктор Калюжный. Глава Минтопа предложил вчера ввести дифференцированную схему экспортных пошлин - в зависимости от текущей цены на нефть. Министр сообщил, что это предложение будет обсуждаться на всероссийском совещании по проблемам ТЭКа в Сургуте 2-3 марта, и об окончательном решении объявит лично Владимир Путин. При этом глава Минтопэнерго охарактеризовал суть проблемы так: "У нефтекомпаний сохраняется сейчас высокая доходность от экспорта, делиться ею надо в соотношении 50:50. Будут ли делиться? Будут". Со своей стороны Виктор Христенко пояснил, что в течение двух недель будет отработана методика расчетов экспортных пошлин на нефть с учетом сезонности и структуры потребления нефтепродуктов. В нефтяных кругах идею дифференцированных пошлин поддерживают давно и безуспешно. Однако пропорция, предложенная г-ном Калюжным, вызвала у нефтяников недоумение. Как заявили в пресс-службе "ЛУКОЙЛа", компания готова делиться экспортными деньгами пополам лишь в том случае, "если государство поделит с нами пополам убытки на внутреннем рынке".
*****
Со ссылкой на "Прайм-ТАСС" газета сообщает, что "Коминефть" выкупила у компании British Gas ее 50-процентную долю в совместном предприятии "КомиАрктикОйл". "Коминефть" (принадлежит "ЛУКОЙЛу") таким образом увеличивает свою долю в СП до 100%. Стоимость сделки - $28 млн
*****
"Коммерстантъ"
В материале "Труба и пошлины" (автор - Ирина Резник) сообщается, что против Анатолия Чубайса и в Думе и Минтопэнерго началась настоящая война. Вчера Геннадий Зюганов вновь обвинил главу РАО "ЕЭС России" во всех смертных грехах. Однако думская компания против Чубайса, как и выпады в его адрес со стороны Виктора Калюжного, лишь внешняя сторона разворачивающейся борьбы за передел власти в ТЭКе. За ТЭК боются не только "государственники", но и олигархи. Сейчас расстановка сил в ТЭКе такова, что экспортная "труба" остается за "ЛУКОЙЛом" и "Сибнефтью", а экспортные пошлины - за благосклонным к "Альфа-групп" Виктором Христенко. "ЛУКОЙЛ" не заинтересован в том, чтобы после выборов президента позиции Анатолия Чубайса в ТЭКе усилились и на постах Минтопа и главы "Транснефти" оказались близкие ему люди. Сейчас Владимир Путин вполне хорошо относится к ""ЛУКОЙЛу" и вряд ли захочет портить отношения с крупнейшей нефтекомпанией, которая может, скажем, обеспечить северный завоз. Более того, и.о. президента уже однажды пошел навстречу "ЛУКОЙЛу", поддержав - правда, пока только на словах - идею приватизации БТС, при которой у государства оставалось бы 50% плюс одна акция.
Как сообщил "Ъ" высокопоставленный источник в российском правительстве, в последнее время в кулуарах довольно активно обсуждаются новые кандидатуры на пост министра топлива и энергетики. Виктор Калюжный, говорят, уже смирился с тем, что едва ли сохранит свой пост после выборов.
*****
Со ссылкой на "РИА"Новости" газета сообщает, что президент нефтекомпании "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов подписал меморандум о взаимопонимании с правительством Ирана. В течение двух дней делегация "ЛУКОЙЛа" находилась в Иране с рабочим визитом. По словам Вагита Алекперова, "во время пребывания в Тегеране мы провели продуктивные переговоры с министром нефти страны и подписали документ, в котором обозначили этапы налаживания взаимовыгодного сотрудничества в области добычи и переработки нефти". Иранские нефтяники предложили "ЛУКОЙЛу" несколько проектов в нефтегазовой области, разработку которых предполагается осуществлять на юге Ирана. Глава нефтекомпании считает, что все эти предложения "вначале следует хорошенько изучить и если они будут представлять интерес, то "ЛУКОЙЛу" надо будет двигаться от малых дел к большим".
*****
Со ссылкой на "Росбизнесконсалтинг" сообщается, что в первом квартале 2000 года экспортный график поставок российской нефти увеличен на 200 тыс. т. - до 32,36 млн. т. Дополнительную квоту на вывоз нефти Минтопэнерго выдало нефтекомпании ТНК. В течение ближайшего месяца Exim Bank USA может принять решение о предоставлении ТНК кредита в размере $500 млн., выделение которого было заблокировано в декабре прошлого года. В случае выделения кредита, он будет направлен на модернизацию Рязанского НПЗ и развитие нефтяного месторождения Самотлор.
*****
В материале "Нефтяникам не до пошлин" (автор - Андрей Багров) сообщается о том, что вчера комиссия Виктора Христенко по защитным мерам во внешней торговле наконец подняла экспортные пошлины на нефть с 15 до 20 евро за тонну. Дизельное топливо по-прежнему отстает - 15 евро (было - 10). На мазут и бензин пошлины не изменились - 10 и 20 евро соответственно. Нефтяники на заседание комиссии не пришли: с Христенко они договорились обо всем заранее. Собственно, комиссия Христенко занималась вчера не установлением размера ставок, а разработкой механизма их автоматического изменения в соответствии с мировой конъюнктурой цен. Задача - непростая: нужно расписать буквально все возможные ценовые колебания и соответствующие ставки пошлин. Как заметил Христенко, "мы сейчас ловим повышение цен только через два-три месяца". В Белом доме вообще заметили, что Христенко в последнее время явно затягивает решение острых вопросов. По мнению автора, на самом деле наладить оперативное изменение нефтяных пошлин и не нарушить правила , по которому пошлины вступают в силу только через месяц после их опубликования, достаточно легко. Правительство может опубликовать таблицу соответствия цен пошлинам как минимум на год вперед. И тогда через месяц пошлины можно будет менять хоть через день. .
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены