Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут

 
Aport Ranker
 
11 февраля 2000 г.
Обзор прессы
11.02.00
"Ведомости"
В материале "ЮКОС" атакуют иностранцы" (автор - Константин Ланге) речь идет о неудачном опыте взаимоотношения "ЮКОСа" с иностранцами. Два года она потратила на борьбу с миллиардером Кеннетом Дартом, три года тянется судебная тяжба со швейцарской Birkenholz. Соглашение о стратегическом альянсе с французской Elf Aquitaine так и осталось на бумаге. Теперь у "ЮКОСа" появилась новая головная боль. В Самаре кампанию против "ЮКОСа" развернул ее бывший сотрудник - американец Стивен Гайгер. На этой неделе он приехал в поволжский город. Представившись директором фирмы Anglo Petroleum &Mining, Гайгер встретился с местными журналистами и даже выступил на радио "Ностальжи", раскритиковав политику нынешнего руководства "ЮКОСа". Как пишет автор, Гайгер утверждает, что Anglo Petroleum занимается проектным финансированием в странах СНГ в области золотодобычи и нефтяного бизнеса. Вместе со своим партнером Тимоти Бибсом, главой компании Euro Technical Services, Гайгер вел проекты реконструкции девяти НПЗ стран СНГ (Волгоградского, Пермского, Новобакинского, Лисичанского, Ухтинского и т. д. ). Опрошенные владельцы этих заводов заявили "Ведомостям", что, может быть, Гайгер и принимал участие этих проектах, но какое - вспомнить никто не может. "Я уже много лет предлагаю руководству "ЮКОСа" программу модернизации самарских НПЗ, но постоянно сталкиваюсь с непониманием", - сказал Гайгер на встрече с журналистами. Во-первых, российские нефтяные компании традиционно уделяют больше внимания нефтедобыче ущерб нефтепереработке из-за низкой прибыльности заводов. Во-вторых, в компаниях сохраняется миф, созданный в России в начале 90-х гг. западными инженерами, будто реконструкция НПЗ - очень долгое и дорогостоящее занятие. "Все стали разрабатывать грандиозные схемы реконструкции на миллиарды долларов, а на самом деле большинство проблем можно было решить с малыми инвестициями и за короткое время", - утверждает Гайгер. Американец заявляет, что его проект именно такой. "Я предлагаю модернизацию отдельных узлов за $140 млн, а не тотальную замену оборудования на миллиарды, - говорит Гайгер. - Если "ЮКОС" не примет мою программу быстро, агрессивные конкуренты вытеснят его с рынка нефтепродуктов". Предприниматель объяснил самарцам, что многие в окружении главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского "просто блокируют свежие идеи". В 1997 - 1998 гг. Гайгер работал в департаменте стратегического планирования и финансирования "Роспрома" в надежде добиться претворения в жизнь своих идей, но натолкнулся на "глухую стену", после чего вернулся обратно свою фирму. По его словам, разработанная "ЮКОСом" программа работы на НПЗ "не является оптимальной", и в этом он намерен убедить региональные власти. Заявления Гайгера вызвал крайнее недоумение в "ЮКОСе". "Он действительно работал у нас финансовым аналитиком, но со своей работой не справился", - признались в пресс-службе "ЮКОС-РМ". По словам пресс-секретаря Елены Матвеевой, Гайгер - "бездельник, который последний месяц вообще не ходил на работу и был уволен за систематические прогулы".
*****
В материале "Туманный БТС" (автор - Елизавета Осетинская) сообщается, что власти согласились поделиться с нефтяными компаниями правом собственности на трубопроводный транспорт. На вчерашнем заседании правительство поручило "Транснефти", распределить между нефтяниками 50% минус одна акция ОАО "Балтийская трубопроводная система" (БТС). Однако на всякий случай чиновники оставили для себя лазейку, с помощью которой доля нефтяников в БТС может быть уменьшена в два раза. По словам автора, Владимир Путин, председательствовавший на заседании, был настроен решительно. "С 1997 г. ничего не сделано с разделением долей компаний и финансированием БТС, а идет только перетягивание каната", - заявил и. о. президента. Министры с энтузиазмом откликнулись на призыв Путина и одобрили приготовленный Минтопэнерго проект постановления о финансировании БТС. Согласно этому документу с 1 марта до конца года нефтяники должны заплатить "Транснефти" $130 млн в виде инвестиционного тарифа, величину которого определит Федеральная энергетическая комиссия. В "Транснефти" сообщили, что ставка тарифа составит, как и в прошлом году, $1,43 за тонну экспортируемой нефти. Всего же, с учетом $100 млн, которые нефтеэкспортеры уже заплатили "Транснефти" в прошлом году, нефтяники вложат в строительство БТС $230 млн.
*****
В материале "Акции "Газпрома" вернулись в РТС" (автор - Борис Сафронов) сообщается, что вчера участники РТС заключили первую с 1997 г. сделку с акциями "Газпрома". Это стало возможным в рамках совместного проекта с фондовой биржей "Санкт-Петербург ". Эта небольшая сделка объемом чуть более $8000 (25 000 акций "Газпрома" по цене $0,32) означает возвращение акций крупнейшего российского предприятия на самую ликвидную торговую площадку. Акции "Газпрома" торговались в РТС с момента ее образования до июня 1997 г. , когда появился указ президента, ограничивший обращение этих бумаг. Сейчас сделки с ними могут заключаться только на четырех биржах - специально созданной МФБ, фондовой бирже "Санкт-Петербург ", Екатеринбургской и Сибирской фондовых биржах.
*****
Со ссылкой на "Интерфакс" газета сообщает, что вчера Верховный совет Украины проголосовал за приостановку действия налоговых льгот для предприятий с иностранными инвестициями. Этой меры, в частности, давно добивались российские нефтяные компании, утверждая, что налоговые льготы для СП ставят их в неравное положение на украинском рынке нефтепродуктов. В то же день вице-премьер правительства Украины Юлия Тимошенко подтвердила, что российская нефть уже несколько дней поступает на украинские нефтеперерабатывающие заводы, после того как Россия официально заявила о снятии эмбарго на поставки нефти по коммерческим контрактам на Украину.
*****
"Известия"
В материале "Спорное наследство" (автор - Роман Калинин) излагается история Томского нефтехимического комбината (ТНХК), который впервые за последние пять лет перестал работать в убыток. Как пишет автор, с февраля 1996 года до начала 1998 года все производства на комбинате простаивали. К концу 1997 года кредиторская задолженность ТНХК составляла 578 миллиардов рублей, дебиторская - 367 миллиардов рублей, недоимка в бюджет - 136 миллиардов рублей (все цифры даны без учета деноминации). В итоге в начале 1997 года ФУДН инициировал в отношении комбината процесс банкротства. Владельцу комбината - компании Кахи Бенукидзе "Биопроцесс-НИПЕК" - удалось спасти ТНХК от ликвидации, и на комбинате было введено внешнее управление. Однако, как выяснилось, сообщает автор, Каха Бенукидзе не собирался самостоятельно вытаскивать ТНХК из финансовой пропасти. Спустя всего несколько недель после введения внешнего управления контрольный пакет комбината был продан Сибирскому химическому комбинату. Сумма сделки составила порядка $50 миллионов. Пришедший на помощь ТНХК, Сибирский химический комбинат (СХК), располагающийся в закрытом городе Северске, связывают с комбинатом давние отношения. Нынешний директор СХК Геннадий Хандорин работал руководителем Томского завода с 1985 по 1990 год, в период его расцвета. Согласно разработанному новыми владельцами ТНХК плану реанимации комбината, предполагалось провести эмиссию акций на сумму кредиторской задолженности комбината. Однако этот план провалился. Одним из крупных акционеров ТНХК является Восточная нефтяная компания (ВНК), которой принадлежит 20% комбината. Для того чтобы сохранить свою долю в ТНХК, Восточная нефтяная компания должна была выкупить пятую часть эмиссии. Однако в тот период в ВНК проходила реструктуризация и лишних денег у компании не было. В итоге, объединившись с прочими держателями ТНХК, ВНК собрала блокирующий пакет и блокировала решение о проведении эмиссии. Реструктуризация компании затянулась на два года. В этой ситуации, считает автор, ВНК вольно или невольно сыграло на руки третьей стороне - "Востокгазпрому". "Востокгазпром" является одним из добывающих предприятий, входящих в структуру ОАО "Газпром". Однако инвестиции материнской компании пока дают не слишком большую отдачу. Так, план по добыче прошлого года "Востокгазпром" провалил, добыв 500 миллионов кубометров газа вместо положенного по плану 1 миллиарда кубов. Причина в крайне высокой себестоимости газа "Востокгазпрома" - она значительно выше рыночной цены. Для "Востокгазпрома" захват контроля над ТНХК - вопрос выживания. Других потребителей его газа - во всяком случае, по устраивающим эту газовую компанию ценам - что-то не видно. Эксплуатируя мощности ТНХК, "Востокгазпром" сможет "отбить" свои убытки при добыче газа за счет прибыли от его переработки. В конце прошлого года "Востокгазпром" попытался проникнуть в состав акционеров ТНХК. Газодобывающая компания приобрела долю в ООО "Аппарат управления", держателе контрольного пакета комбината. Однако эта попытка оспорена в суде, и, как представляется, аргументы оппонентов газодобывающей компании более чем убедительными. Фактически единственным для "Востокгазпрома" шансом заполучить контроль над ТНХК является продление внешнего управления над комбинатом с назначением судом "своего" управляющего. По некоторым данным, программа-максимум газодобывающей компании - семь с половиной лет внешнего управления. Между тем комбинат постепенно встает на ноги. 12 января в Минатоме был подписан договор о передаче СХК контрольного пакета в управление "Группе Альянс" во главе с Зией Бажаевым. После прихода на ТНХК команды управленцев из "Группы Альянс" всего за месяц были запущены основные производства комбината. Решена и сырьевая проблема - поставщиком сырья для комбината, кстати, стала близкая к "Газпрому" компания "Сибур". Согласно соглашению между "Группой Альянс" и "Сибуром", ТНХК получит в этом году 900 тысяч тонн нефтепродуктов.
*****
"Коммерсантъ"
В материале "Путин подыграл Алекперову" (авторы - Ирина Резник и Петр Бинчук) сообщается, что вчера на заседании правительства решилась судьба Балтийской трубопроводной системы (БТС). В первом квартале этого года к ее строительству должна приступить "Транснефть". Доля государства в ОАО "БТС" составит 50%+1 акция. Остальными акционерами станут нефтяные компании, планирующие в будущем экспортировать нефть по этому маршруту. Эту идею поддержал и.о. президента Владимир Путин, заявив, что "интересы государства надо гармонизировать с интересами компаний". По мнению авторов, эта гармония особенно порадовала НК "ЛУКОЙЛ". Мечта Вагита Алекперова близка к осуществлению: "ЛУКОЙЛ" почти наверняка купит блокирующий пакет акций в ОАО "БТС".
Комментируя решения вчерашнего заседания правительства, экс-президент "Транснефти", ныне - депутат Госдумы Дмитрий Савельев заявил авторам, что считает ошибочной выбранную правительством систему финансирования строительства БТС. Отвечая на вопрос "А как Вы смотрите на идею акционирования БТС, при которой 50%+1 акция принадлежат государству?", Савельев заметил: "Темная история. Замминистра топлива и энергетики Владимир Станев, предлагающий такое акционирование, не может не знать о существовании закрытого поручения Бориса Ельцина, которое пока никто не отменял, о том, что у государства должны остаться 75%+1 акция АО "БТС". Некто очень заинтересован в Тимано-Печорской нефти и хочет получить блокирующий пакет в АО "БТС".
*****
В корреспонденции из Минска "Славнефть" получила наказ от "батьки" (автор - Олесь Мякина) сообщается о встрече главы НК "Славнефть" Михаила Гуцериева и президента Беларуси Александра Лукашенко. Стороны обсудили схемы финансирования совместных проектов. Гуцериев пообещал Лукашенко увеличить инвестиции в строительство сети АЗС и кредитование расходов на топливо в посевную компанию. В частности, поставки "Славнефтью" сырья на Мозырский НПЗ в следующие три года должны возрасти до 3,5% млн. тонн в год (в прошлом году они составили всего 1,9 млн. т). Гуцериец предложил Лукашенко новую схему реконструкции находящегося на белорусской территории Мозырского НПЗ (42% акций принадлежит Мингоимуществу Беларуси, 42% "Славнефти", остальные - коллективу предприятия). Для окончания строительства комплекса каталитического крекинга на Мозырском НПЗ необходимо $108 млн., которые поровну внесут Беларусь и "Славнефть". Согласно схеме Гуцериева, в случае невыполнения обязательств участники проекта теряют свои доли в уставном капитале Мозырского НПЗ пропорционально недовложенным инвестициям. Белорусская сторона пообещала в течение двух недель ответить на это предложение. Планируется реконструировать завод за три года, в этом и следующем годах будет инвестировано по $20 млн. , а в 2002 году планируется полностью смонтировать оборудование, произведенное в основном на российских заводах.
*****
В материале "Альянс" не складывается" (авторы - Петр Сапожников и Анатолий Захаров) сообщается, что ФСФО провела вчера заседание по вопросу банкротства Томского нефтехимического комбината (ТНХК), на котором решено рекомендовать кредиторам предприятия на их собрании 14 февраля подписать мировое соглашение. Это решение устраивает ОАО "Группа Альянс", управляющую компанию ТНХК, и идет вразрез с планами "Востокгазпрома", который надеется вытеснить "Альянс" с комбината. Причем, по заявлению главы "Востокгазпрома" Сергея Жвачкина, даже если мировое соглашение будет подписано, "дочка" этой компании - "Томскгазпром", которой комбинат задолжал 125 млн. рублей, - сможет вновь инициировать процедуру банкротства.
*****
В заметке "Итера" давит на газ" (автор - Алексей Иванов) сообщается, что группа компаний "Итера" намерена увеличить добычу газа на Губкинском месторождении (ЯНАО). Финансирование проекта взял на себя МДМ-банк, предоставивший группе кредит в размере $4 млн. Утвержденные запасы газа на месторождении составляют 399,1 млрд. кубометров. Увеличение добычи газа позволит обеспечить стабильную загрузку газотранспортной системы Уренгой-Сургут-Челябинск. Залежи Губкинского месторождения предусматривают годовую добычу газа в объеме 13 млрд. кубометров. Для обеспечения этого уровня добычи газа планируется построить 74 эксплуатационные скважины и газопроводы к ним, установку комплексной подготовки газа суточной производительностью 50 млн. кубометров, а также газопровод подключения протяженностью около 16 км. Промышленную эксплуатацию первой очереди месторождения будет вести зарегистрированная в городе Губкинском АО "Пургаз". Его учредителями являются предприятия "Ноябрьскгаздобыча" и ЗАО "ТЭК Итера-Русь".
*****
В заметке "В "Сургутнефтегазе" считают дважды" (автор - Павел Преженцев) сообщается, что вчера ОАО "Сургутнефтегаз" провело заочное собрание акционеров, на котором были поставлены на голосование два вопроса: об увеличении в уставе объявленных акций и об отмене преимущественного права акционеров на выкуп новых акций. Решение этих вопросов необходимо в рамках планируемого перехода холдинга на единую акцию. На момент подписания номера пресс-служба сообщила. Что счетная комиссия завершила подсчет бюллетеней, но предварительные результаты объявлены не были, так как было решено проверить их еще раз.
*****
"Время МН"
В материале "Государственный подход к трубе" (авторы - Василий Вербин, Вера Кузнецова) сообщается, что правительство утвердило проект финансирования строительства БТС, которая соединит месторождения Западной Сибири с портом Приморск в Ленинградской области. Постройка БТС избавит Россию от зависимости от прибалтийских стран и позволит экономить около $100 млн. в год. При этом Владимир Путин напомнил, что "решение о создании БТС было принято еще в 1997 году, но до сих пор ничего не сделано". Он заявил, что если такая ситуация сохранится, то перед Россией встанет проблема "энергетической и транспортной безопасности". Тем не менее немедленно начать строительные работы не удастся. По словам замминистра топлива и энергетики Владимира Станева, необходимо сначала завершить все переговоры с подрядчиком, в частности, согласовать цены на контракты. Еще 4 февраля совет директоров "Транснефти" утвердил смету расходов на строительство БТС в первом полугодии 2000 года в размере $70 млн. Скорее всего, эти деньги пойдут на строительство нефтяного терминала в Приморске (технически наиболее сложный и долгий процесс). На строительство первой части БТС (Кириши - Приморск) потребуется $460 млн., из которых $230 млн. должны нести компании, оплатив инвестиционный тариф (размер тарифа на этот год будет определен позже ФЭК). В прошлом году "Транснефть" собрала таким образом порядка $100 млн., еще $130 млн. ожидается в нынешнем году. Сама "Транснефть" свою долю, скорее всего, оплатит не деньгами, а имуществом - действующим трубопроводом Кириши-Ярославль, Авторы отмечают, что большинство нефтяных компаний не собираются участвовать в строительстве БТС. Только "Сургутнефтегаз" и "ЛУКОЙЛ" сейчас заинтересованы в проекте.
*****
Со ссылкой на "Интерфакс-АНИ" сообщается, что "Газпром" подтвердил свое намерение участвовать в проекте строительства современной парогазовой ТЭЦ в районе Нижнего Новгорода. Для реализации проекта предполагается создать совместное акционерное общество с участием "Газпрома", областной администрации и финансовых инвесторов.
*****
Газета сообщает, что и.о. президента РФ Владимир Путин направил письмо коллективам нефтесбытовых предприятий "Орелнефтепродукт" и "Хакаснефтепродукт", входящих в состав НК "ЮКОС". В письме Путин высоко оценил эффективную работу сбытовых подразделений "ЮКОСа", а также поблагодарил за "пополнение казны полновесным "живым" рублем".
*****
"Зеркало" (Азербайджан)
В заметке под заголовком "Этибар Мамедов нашел "пропавший" мазут" газета сообщает, что ситуация с обеспечением электроэнергией в Азербайджане не улучшается. Специальное совещание, которое экстренно созвал президент Гейдар Алиев по возвращении из швейцарского Давоса, ситуацию пока не выправило. По имеющимся у "Зеркала" данным, переговоры по закупке за рубежом сырой нефти для выработки мазута, которые начало правительство после упомянутого совещания, пока результатов не дали. Специалисты обвиняют "Азерэнержи" в использовании чрезмерного количества мазута и огромных потерях электроэнергии при передачи их по линиям электропередач. Мэр Баку Рафаэль Аллахвердиев и глава "Азерэнержи" Муслим Иманов обрушились друг на друга с небывалыми по "искренности" обвинениями. За этими перипетиями на "десятый" план отошел, пожалуй, самый важный вопрос: куда же подевался мазут, которого в нефтедобывающем Азербайджане еще летом прошлого года некуда было девать? Однако нашелся человек, который, похоже, знает ответ на этот вопрос. Лидер Партии национальной независимости Азербайджана Этибар Мамедов в эксклюзивном интервью "Зеркалу" сделал сенсационное заявление, которое попахивает новым коррупционным скандалом в правительстве страны. - На совещании у президента никто не смог толком ответить на вопрос: куда девался мазут? А я вам скажу - мазут продан. С июля по ноябрь 1999 года только одна фирма "Атлантик" экспортировала за границу 150 тысяч тонн мазута! Они говорят о 5-10 вагонах. А "Атлантик" за эти месяцы вывезла из страны 2.300 вагонов, груженных мазутом. Все это делалось официально, и если поднять документацию ряда других фирм, многое выйдет на поверхность... - Правительству известны эти факты? - Конечно. Более того, большинство лиц, участвовавших в том самом совещании у президента, посвященном энергетическому кризису, непосредственно участвуют в этих операциях - каждый имеет свою роль. Этим я и объясняю скандал между Муслимом Имановым и Рафаэлем Аллахвердиевым.
*****
В заметке "Грузинская делегация приезжает в Баку" (автор - Ф. Асим) речь идет о том, что завтра в Баку должен начаться последний раунд азербайджано-грузинских переговоров по ОЭТ Баку-Джейхан. Интенсивность переговорного процесса с участием президентов Грузии, Азербайджана и Турции для достижения консенсуса в вопросе строительства ОЭТ можно назвать беспрецедентной. Отметим, что в западном направлении уже действует введенный в строй в апреле 1999 года нефтепровод Баку-Супса. Однако трубопроводная лихорадка поистине вскружила головы не только странам региона, но и международным финансовым организациям. Так, из Грузии пришло сообщение, что Европейский банк реконструкции и развития и Всемирный банк готовы выделить средства для восстановления проходящего по территории Грузии старого нефтепровода Гардабани-Батуми. И сразу же президент Грузии Шеварднадзе сделал достаточно загадочное заявление - оказывается запасов нефти в регионе хватит еще на один существующий и перспективный нефтепровод. Отметим, что в печати уже мелькали сообщения о возможности строительства еще одной трубы, по которой будет перекачиваться казахстанская "шевронская" нефть
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены