Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут

 
Aport Ranker
 

13 января 2000 г.
Обзор прессы за 12-13 января
12.01.00
"Ведомости"
В материале под заголовком "Пора продавать" газета приводит мнение главы Мингосимущества Фарита Газизуллина, который уверен, что "Газпром", "Славнефть" и "Роснефть" можно продавать хоть сейчас. Поскольку политические метаморфозы последних недель резко разогрели рынок акций. Как замечает газета, на настроения покупателей возбуждающе действует также то, что растут мировые цены на газ, а на нефть снизились, но незначительно. При хорошем раскладе за 2,5% акций "Газпрома", 19,76% "Славнефти" и 25% "Роснефти" можно разом получить свыше 18 млрд. рублей - годовое задание МГИ по доходам от приватизации.
*****
Со ссылкой на агентство "Интерфакс-АНИ" газета сообщает о том, что коллегия Минтопэнерго рассмотрит 20 января вопрос о причинах снижения объемов нефтедобычи компанией "Сибнефть".
*****
Газета публикует материал под заголовком "Еще один стратегический завод в Восточной Европе. "ЛУКОЙЛ" рвется в Чехию". "ЛУКОЙЛ" готов приобрести 70,87% акций чешского НПЗ Paramo. Более половины всей нефти в Чехию поставляет именно "ЛУКОЙЛ", поэтому участие компании в приватизации чешских предприятий - логично. Официально тендер будет объявлен до конца месяца, а победителя планируется определить к концу апреля по двум критериям - предложенной за акции сумме и качеству бизнес-плана. Правительство уже определило начальную цену своего пакета, которая по данным чешской газеты "Млада Фронта" составляет 26,9 млн. долларов. Победителю придется также назвать предполагаемую сумму инвестиций в развитие производства. Ранее руководители "ЛУКОЙЛа" уже заявляли о готовности инвестировать 42,8 млн. долларов в покупку и рекапитализацию Paramo. А руководители самого завода считают, что предприятию необходимо 77 млн. в течение трех лет. Paramo технологически плохо оснащен и выпускает в основном дешевые нефтепродукты - мазут, асфальт и масла, а его мощность составляет лишь 1 млн. тонн в год.
*****
"Новые Известия"
Газета публикует материал под заголовком "Приватизация республики. Сможет ли "ЛУКОЙЛ" стать хозяином Коми?", в котором говорится о том, что вступив в права владельца основной добывающей компании "КомиТЭК", нефтяной гигант "ЛУКОЙЛ" приступил к демонстрации мускулов.
*****
13.01.00
"Ведомости"
Со сылкой на "Интерфакс-СНИ" газета сообщает о том, что Государственная нефтяная компания Азербайджана подтвердила информацию "Транснефти" о приостановке прокачки собственной нефти в нправлении Новороссийска. В Азербайджан объясняют этот факт увеличением потребления электроэнергии в республике, которое вызвано недавним похолоданием.
*****
В рубрике "Вектор" газета помещает заметку под заголовком "У "Газпрома" подрастают конкуренты", в которой говорится о том, что нефтяные компании исподволь, но очень упорно начинают разрушать монополию "Газпрома". Но, уточняет газета, "Газпром" сдает только те рынки и только тем компаниям, которым сам захочет. Насильно потеснит монополиста пока практически невозможно, поскольку газотранспортная сеть по-прежнему под контролем "Газпрома", который найдет тысяч причин, чтобы не пустить конкурента в трубу. "Тюменская нефтяная компания" даже иницировала в прошлом году разбирательство по этому поводу в антимонопльном комитете. Чиновники приструнили "Газпром", но серьезного газового бизнеса у ТНК не получилось.
*****
В материале "Альянс" обошел "Газпром" в борьбе за Томский нефтехимкомбинат" газета рассказывает о противостоянии между дочерними структурами "Газпрома" и "Группой Альянс" за контрольный пакет акций Томского нефтехимического комбината (ТНХК). 12 января владелец контрольного пакета акций ТНХК - Сибирских химический комбинат (СХК), подведомственный Минатому, подписал соглашение о передаче пакета в управление "Группе Альянс". В дальнейшем, указывается в соглашении, возможна передача акций в собственность "Альянса".
Как указывает газета, Министерство спешило с продажей, потому что в феврале истекает срок внешнего управления на комбинате и один из кредиторов - Московский международный банк (ММБ) - не намерен подписывать мировое соглашение, что грозит конкурсным производством. В "Альянсе" заявили, что с ММБ будут проведены переговоры по реструктуризации долга. Газета также отмечает, что за ТНХК боролись структуры "Газпрома", которые активно поддерживал томский губернатор. Теперь "Альянс" "неминуемо столкнется с проблемой загрузки этого предприятия сырьем". Договоренность об определенных объемах поставко уже достигнута "Группой Альянс" с компанией "СИБУР", сейчас ведутся переговоры с другими поставщиками сырья.
*****
В материале "В России появился рынок газа" газета сообщает о том, что "ЛУКОЙЛ" предложил челябинской администрации восполнить дефицит природного газа в области (около 1,5 млрд. кубометров), образовавшийся после того, как в прошлом году "Газпром" объявил о сокращении поставок газа в Челябинскую область в 2000 году в связи со снижением добычи и увеличением объемов экспорта. Свое предложение "ЛУКОЙЛ" представил еще в начале декабря, когда Вагит Алекперов подписал соглашение о сотрудничестве с губернатором Петром Суминым. "ЛУКОЙЛу" необходимы рынки сбыта казахского газа, который компания добывает на месторождении Карачаганак. К тому же Челябинская область граничит с Казахстаном.
В обмен на газ "ЛУКОЙЛ" готов получать продукцию машиностроительных предприятий области ("УралАЗ). Препятствием для сделки может стать проблема доступа "ЛУКОЙЛа" к магистральным газопроводам, контролируемым "Газпромом", о которой еще в прошлом году говорил вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун. Между тем, сам Газпром" предлагает области возместить дефицит поставками газа из Туркменистана, однако в отличие от "ЛУКОЙЛа", газовый монополист требует полную предоплату. На челябинский рынок пытается выйти и корпорация "Итера", которая к тому же является оператором по поставкам туркменского газа в Росиию.
*****
Газета публикует интервью с Леонидом Лебедевым - президентом Корпорации "Синтез" , объявившей в декабре прошлого года о своем участии в аукционе по продаже 49% акций "Тюменской нефтяной компании". Вслед за тем, Леонид Лебедев заявил, что он выдвинут в качестве кандидата на пост президента нефтяной компании "Славнефть", глава которой - Василий Дума стал с января депутатом Государственной думы. В интервью Лебедев говорит о том, что раньше небольшие акционеры "Славнефти" не принимали активного участия в ее управлении (74% акций компании находится в федеральной собственности), однако в течение последних нескольких лет принадлежащие "Синтезу" доли в "Славнефти" (2%) и ее "дочке" "Ярославнефтеоргсинтезе" обесценились в 4 раза. "Для того, чтобы бороться за новые месторождения, за место компании на рынке, нужна личная инициатива и личная заинтересованность как ее собственников, так и ее руководства. Поэтому я выставил свою кандидатуру и готов внести свой вклад в управление "Славнефтью". Г-н Лебедев надеется, что ему удастся консолидировать пакеты частных инвесторов. Президент "Синтеза" не обсуждал этот вопрос с белорусской стороной (которой принадлежит 10% акций компании).
*****
Газета под заголовком "Путин сказал мне: иди, спокойно работай" публикует интервью с президентом НК "Роснефть" Сергеем Богданчиковым. Как пишет газета, "еще полтора года назад "Роснефть" представляла собой жалкое зрелище" (к октябрю 1998 года из 30 "дочек" компании" управление было утрачено в 19, за долги "Роснефти" были подготовлены к продаже контрольные пакеты акций "Сахалинморнефтегаза", "Краснодарнефтегаза", "Ставропольнефтегаз", "Ставропольнефтегаза", "Термнефти", Туапсинского НПЗ, "Пурнефтегаза". Еще в десятке предприятий контрольные пакеты "Роснефти" были размыты, представители материнской компании оказались в меньшинстве в советах директоров). А 12 января 2000 года и.о. президента Владимир Путин доверил компании восстановление нефтекомплекса Чечни.
Как признает Богданчиков, по сравнению с Сахалином (до назначения президентом "Роснефти" С.Богданчиков возглавлял "дочку" компании - ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз"), "в Москве я попал в более жесткие условия". Рассказывая о сахалинских проектах, С.Богданчиков заявил, что причины недавней сделки с "Совкомфлотом" (танкеры которого будут экспортировать нефть с шельфа о-ва Сахалин) "были чисто экономические. Хотя в политике компании элемент патриотизма не скрывается, а даже в какой-то степени насаждается (имеется в виду нестандартность сделки - обычно из России нефть предпочитают вывозить на иностранных танкерах - "СКВАЖИНА"). Говоря о взаимоотношениях с компанией "Югшельф" (компания, созданная бывшим руководством "Роснефти"), участвующей в проекте "Сахалин-1", Богданчиков отметил, что ""Югшельф" задолжал "Роснефти" $14 млн. До 1998 года почему-то существовал договор, по которому "Роснефть" обязалась платить за "Югшельф" до каких-то несбыточных лет… И уже заплатила $10 млн… Бывшее руководство "Роснефти" продало "Югшельф". Сейчас мы вступили в переговоры. Если они не могут платить за участие в проекте, значит, они должны продать долю." Говоря о взаимоотношениях с "ЛУКОЙЛом" в рамках проектов, реализуемых с участием ОАО "Архангельскгеолдобыча" ("АГД" является дочернием предприятием "Роснефти", контрольный пакет которого принадлежит "ЛУКОЙЛу"), Богданчиков отметил, что "у нас сложились нормальные рабочие отношения".
*****
В рубрике "Вкратце" газета со ссылкой на "Прайм-ТАСС" пишет, что ТНК начнет 20 января размешение облигаций второго транша второго выпуска. Размещение облигаций будет проходить по 9 февраля включительно. Цена размещения бумаг ТНК будет определена советом директором компании по итогам открытого аукциона, который состоится на ММВБ 20 января.
*****
"Известия"
В рубрике "Новости" газета публикует материал под заголовком "Правительство откладывает вопрос о пересмотре экспортных пошлин на газ и топливо". Выступая на пресс-конференции вице-премьер Виктор Христенко заявил о том, что вопрос об изменени экспортных пошлин на газ и нефтепродукты будет рассмотрен на заседании правительственной комиссии 24 января с.г. На состоявшемся вчера совещании членов комиссии было принято решение доработать этот вопрос, поскольку на первый план должна выйти не фискальная, а регулирующая составляющая такого решения. Центральным вопросом станет проблема снижения экспортной пошлины на сжиженный газ. Сегодня она составляет 60 евро за тонну, но, по словам вице-премьера, может быть снижена в два раза, до экономически оправданной ставки.ю Эспекрты утверждают, что снижение ставки экспортной пошлины на газ окажет стимулирующее влияние на экспорт сжиженного газа и его объем может достичь 1,5 млн. тонн в год.
Правительство не видит необходимости в изменении величины экспортной пошлины на бензин (20 евро за тонну). Вместе с тем, правительство рассматривает возможность увеличения ставок экспортных пошлин на дизельное топливо и мазут. Сегодня экспортная пошлина на дизель составляет 10 евро за тонну, а на мазут - 12 евро за тонну. Вполне вероятно увеличение пошлин на дизтопливо и мазут до 20 евро за тонну. Минтопэнерго направило российским нефтяным компаниям балансовые задания, согласно которым в январе 2000 года они могут экспортироват не более 2% общего объема выпускаемого мазута, а оставшуюся часть обязаны направлять на внутренний рынок.
*****
"Независимая газета"
Газета публикует подборку материалов под общим заголовком "Российские нефтяники на постсоветском пространстве"
В Литве они пытаются восстановить свои позиции
Конфликт между НК "ЛУКОЙЛ" и американским "Вильямсом", возникший в борьбе за литовский рынок нефтепродуктов, близится к заверешнию. Еще в октябре прошлого года президент Литвы Валдас Адамкус подписал закон, по котором 33% акций крупнейшего в стране НПЗ в Мажейкяе были переданы в управление конкурентам российских компаний. В течение двух лет доля "Вильямса" на НПЗ возрастет до 51%. Для "ЛУКОЙЛа", располагающего в Литве 60АЗС и, кроме того, являющегося координатором поставок отечественного сырья на литовский рынок, принятие такого решение стало серьезной стратегической неудачей в балтийской политике компании. Условия договора с "Вильямсом" до сих пор не обнародованыю. В литовский СМИ широко распространена версия о том, что сразу после подписания договора американская компания перевела на счета литовского концернца "Мажейкю нафта" 75 млн. долларов за пакет акций и гарантировала предоставление кредита на такую же сумму. По некоторым сведениям, еще до нового года концерн получил 125 млн. долларов.
Заключение соглашение между "ЛУКОЙЛом" и "Вильямсом" откладывается уже довольно давно. Не состоялось оно и неделю назад - завершить поиск компромисса предполагается лишь к концу января. По предварительным условиям, российская компания готова заключить контракт на ежегодные поставки 6 млн. тонн в течение 10 лет. Недостающие объемы сырья "ЛУКОЙЛ" будет закупать у других российских компаний. При этом литовская сторона оставляет за собой право самостоятельно закупать еще 2 млн. тонн нефти у других поставщиков. Главным вопросом, препятствующим заключению соглашения, по-прежнему остается цена. К неудовольствию Литвы, сегодня "ЛУКОЙЛ" выдвигает новые условия - продажа нефти должна осуществляться по мировым ценам. Кстати, даже столь жесткие требования российские стороны для Вильнюса с экономической точки зрения во вногом приемлемы. Дело в том, что на доставке 1 барреля нефти с Северного моря, который закупается по рыночной цене, Литва теряет порядка 10 долларов: 4 за доставку в порт Бутинге и 6 - за транспортировку до Мажейкяя. Текущее же по трубам российское сырье обходится литовскому бюджету гораздо дешевле. Однако пока Вильнюс настаивает на скидке 2,5 доллара.
В Азербайджане им пока зеленая улица
Для проведения очередной сессии переговоров по ОЭТ делегации Азербайджана, Турции и Грузии намерены собраться 20-21 января. В заявлении Гейдара Алиева о том, что "нефтепровод будет построен и своевременно пущен в эксплуатацию", придают предстоящей встрече колорит восточной патетики. Для российских властей проблемы Джейхана по большому счету практически уже не существует. Чиновники Минтопэнерго устали доказывать, что "большой" нефти в Азербайджане нет. Тарифы по магистрали, строительство которой активно поддерживают в США. Будут как минимум в три раза выше, чем по уже существующим трубопроводам на Новороссийск и Супсу. Похоже, прекратившиеся на днях поставки азербайджанского сырья на российское направление лишь подтверждают их правоту. В "Транснефти" уверены, что у Азербайджана не хватает сырья даже на загрузку уже существующих трубопроводов. Хотя справедливости ради стоит отметить, что из-за штормовой погоды российский нефтяной терминал уже довольно долго не функционирует.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены