14 сентября 2000 г.
Автор: Константин Баскаев, специально для "СКВАЖИНЫ"
Ах, ОПЕК, что же ты наделала?
Увеличение добычи влияния на цену нефти не оказывает.
В Вене члены Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) отметили не только 40-летие , но и договорились об увеличении суточной добычи углеводородов на 800 тысяч баррелей. Министр нефти Саудовской Аравии Али Нуэйми сразу после принятого решения заявил, что ОПЕК готова в ноябре вновь увеличить квоты на добычу нефти. Это решение может быть принято в том случае, если нынешнее их повышение не повлечет за собой приостановки роста цен на "черное золото", - отметил он. Члены ОПЕК согласились вновь собраться 12 ноября, чтобы обсудить ситуацию с ценами на мировом нефтяном рынке.
Казалось бы, министр энергетики США Уильям Ричардсон может праздновать победу. Почти весь месяц, предшествовавший конференции, он мотался по нефтедобывающим странам и уговаривал их увеличить добычу. Мол, американские налогоплательщики уже не в силах оплачивать автомобильное горючее и топочный мазут по высоким ценам. Цена на бензин в Соединенных Штатах за последние две недели выросла более чем на 6,5% не только в результате роста цен на сырую нефть, но и из-за недостатка мощностей на НПЗ. Средневзвешенная стоимость галлона бензина на американском рынке составила $1,62, что почти на 30% выше, чем соответствующий показатель за аналогичный период прошлого года.
Президент США Билл Клинтон заявил, что рассмотрит возможность отпуска нефти из стратегического нефтяного резерва США, чтобы способствовать снижению цен на отопление домов в стране. Об этом он сообщил в ходе Саммита тысячелетия, после обращения к нему представителей законодательных органов северовосточных штатов страны с просьбой принять незамедлительные меры для снижения цен на нефтяное топливо, так как они уже возросли на 30% и могут увеличиться на 100%, по сравнению с предыдущим годом. Аналитики считают, что решение об отпуске нефти из национального резерва определяется не только объективными потребностями граждан США, но мотивировано и политически: северовосточные штаты исторически являются демократическими и их граждане потенциально способны поддержать на предстоящих президентских выборах кандидатуру Альберта Гора. Американские эксперты предполагают, что мировая добыча нефти должна повыситься до 1 млн. баррелей в день, чтобы цены на нефтепродукты начали снижаться.
Между тем, цена на сырую нефть, понизившись было в понедельник, 11 сентября на пару долларов за баррель, уже к середине недели превысила $37 все за тот же баррель. Можно сказать, что на нефтяном рынке царит паника. По всей видимости, ни один из аналитиков уже просто не понимает, что на самом деле происходит. Между тем, этого стоило ожидать. Скажем, только в США ежедневное потребление нефти составляет 20 миллионов баррелей. И скажите, пожалуйста, какое влияние на уровень цен в мировом масштабе может оказать "капля" нефти объемом, всего лишь, в 800 тысяч баррелей? Правильно, минимальное.
Единственный путь у правительств многих стран для снижения цены конечного продукта (бензин, мазут и др.) - это снижение налогов и акцизов, как на саму нефть, так и на ее производные. Но правительствам этого очень не хочется делать. Благодаря высоким ценам на нефть (а, следовательно, и высоким акцизам) в США профицит бюджета накануне президентских выборов растет столь стремительными темпами, что на всякие акции протеста можно не обращать внимания. Франция, вообще, впервые за многие годы сводит бюджет с профицитом. Так что, кабинеты министров стран-потребителей, выступающие на людях за увеличение добычи нефти и снижение ее биржевой цены, втихомолку молятся за сохранение нынешнего положения. Не перестарались бы.
А вот и результаты столь "дальновидной" политики - в Европе по поводу цен на нефть и нефтепродукты бастовали и бастуют все кому не лень. Во Франции водители грузовиков и таксисты блокировали половину нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и не давали вывозить на автозаправочные станции (АЗС) слишком дорогой, по их мнению, бензин. До пятницы, 8 сентября был французскими фермерами блокирован даже туннель через Ла-Манш. Он-то здесь причем? Нехватка топлива, вызванная этими действиями населения, уже сказывалась на повседневной жизни французов. Не вывозился мусор, с перебоями ходили школьные автобусы, срывались авиарейсы. Однако, гордые граждане пятой республики в большинстве поддерживали акции против роста цен на нефтепродукты. И кабинет министров сдался. Кстати, это единственное правительство в Европе, пошедшее навстречу своим гражданам.
Жители туманного Альбиона не остались в стороне. Фермеры и водители грузовиков Великобритании требовали от правительства снижения налога на дизельное топливо. Для большей доходчивости ими был, в частности, на севере страны заблокирован крупнейший склад горючего, принадлежащий компании "Шелл". Но правительство Англии стоит как скала. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр заявил, что акции протеста против роста цен на горючее не окажут никакого влияния на налоговую политику правительства и что единственным способом остановить рост цен на энергоносители является прямое давление на ОПЕК. "Мы не можем изменить и не изменим налоговую политику из-за блокад и пикетов. В Великобритании подобные способы давления на политику правительства не пройдут, и пока решение этих вопросов зависит от меня, будет именно так", - сказал глава британского правительства на встрече с деловыми кругами. Напомню, что в Великобритании самые высокие цены на горючее среди стран ЕС, причем 80% его стоимости приходится на нефтяной налог.
Аналогичные события происходят и в Бельгии. Однако министр финансов правительства этой страны Дидье Рейндерс заявил, что правительство не намерено снижать налоги. Водители же грузовиков отвечают, что не могут больше мириться с ростом цен на дизельное топливо, так как если не будут предприняты какие-либо меры, то вскоре многим придется покинуть этот бизнес. Немцы тоже на грани терпения. Председатель Союза германской промышленности Ханс-Олаф Хенкель заявил, что рост цен на нефтепродукты вынудит немцев начать блокады НПЗ и АЗС.
- Именно высокие налоги на топливо во многих странах-импортерах нефти являются причиной высоких цен и они должны быть уменьшены, - считает президент Венесуэлы Уго Чавес. От налоговых сборов зависит та цена, которую платит покупатель на АЗС, сказал он. Президент Венесуэлы неоднократно повторял, что считает нынешний уровень цен на нефть оправданным.
Оправданы или нет нынешние цены на нефть, лично мне, сказать трудно. Но остается фактом, что некоторые из аналитиков все же сохраняют ясность ума и предполагают, что в 2001 году стоимость одного барреля (159 литров) нефти не упадет ниже $20. Напомню, что эти же аналитики (не будем переходить на личности) прогнозировали, что к осени 2000 года стоимость барреля нефти не превзойдет $20-22. Сегодня некоторые из них полагают, что средняя цена барреля черного золота в среднем составит $22. Но, вполне возможно, что цена на нефть и нефтепродукты уже никогда не опустится ниже $30/баррель.
Этому способствуют не только наступающая в северном полушарии зима и аппетиты правительств, но и высокий спрос на нефть в развивающихся странах Азиатско-Тихоокеанского региона. По прогнозам, в странах АТР спрос на энергоресурсы (в том числе, на углеводороды) будет расти в ближайшие 20 лет. Нынешний президент ОПЕК, министр нефти Венесуэлы Али Родригес полагает, что в краткосрочной перспективе (если будет холодная зима) цена нефти вырастет до $40/баррель. А вообще, мир может оказаться перед лицом очередного энергетического кризиса. Выход, А. Родригес видит в увеличении мощностей не только добычи нефти, но и ее переработки.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены