20 сентября 2000 г.
Обзор прессы
20.09.00
"Московские новости", еженедельник
В материале "Англии приснился СССР" (автор - Ефим Барбан) сообщается, что на брифинге для российских журналистов посол РФ в Великобритании Григорий Карасин "полушутя рассказал, как ему позвонил российский посол в США Ушаков и поинтересовался, не нужна ли помощь нашим дипломатам в Лондоне. Оказывается, в Америке по телевидению показывают ужасающие картины того, что якобы происходит в Англии: пустые полки магазинов, очереди у бензоколонок, блокированные демонстрантами города, и все это - на фоне колоссального наводнения. На самом же деле разразившийся в Англии топливный кризис носил не столько экономический, сколько политический характер. Впервые, пожалуй, в новейшей истории Великобритании восстали налогоплательщики. Шоферы грузовиков и фермеры, блокировавшие с 9 по 15 сентября нефтеперегонные заводы, требовали снизить топливные цены за счет снижения непомерно высокого бензинового налога. Более 90 процентов англичан поддерживают это требование. Однако премьер-министр Тони Блэр твердо заявил, что никаких уступок демонстрантам не будет. Дальнейшие события показали: чтобы ввергнуть современную страну в хаос, достаточно на три дня лишить ее бензина. По истечении этого срока для заполнения бака среднему англичанину нужно было выстоять трехчасовую очередь. Через четыря дня топливный кризис сказался на работе службы "Скорой помощи", транспорта и почты. В провинции из-за отсутствия горючего для школьных автобусов закрывались школы. Потом пошли сложности с продуктами… Второй урок кризиса состоял в том, что при исчезновении продуктов англичане ведут себя так же, как и советские люди, - сметают все с прилавков… На пятый день кризиса, когда больницы начали отменять операции и потеряли возможность доставлять пациентов в стационары, Тони Блэр собрал в своей резиденции совещание ключевых министров кабинета, руководителей нефтяных компаний, полиции и профсоюзов. Было решено силой разблокировать топливные терминалы и в случае необходимости применить армию и полицию. И тогда из ворот топливных терминалов под полицейским эскортом сквозь пикеты демонстрантов начали выезжать бензовозы. Надо сказать, что пикетчики в большинстве регионов страны не оказали полиции сопротивления. Лидеры протестующих решили дать правительству двухмесячный срок с 15 сентября на решение бензиновой проблемы. Если через два месяца цена на бензин не будет снижена, акция протеста в полном объеме возобновится".
*****
"Известия"
В материале "Нефть тянет на вышку" (автор - Елена Короп) отмечается, что "несмотря на решение ОПЕК о предстоящем увеличении нефтедобычи на 800 тыс. баррелей, цены на нефть на мировом рынке продолжают расти. В начале недели на Нью-Йоркской товарной бирже цена барреля сырой нефти с поставками в октябре достигла 36,88 доллара. Но, судя по всему, это не предел. Как говорит президент ОПЕК Али Родригес, в ближайшее время цена на нефть может подскочить до рекордного за всю историю уровня - 40 долларов. Продолжающийся рост цен на нефть эксперты объясняют сразу несколькими факторами. Одна из причин - возросший скептицизм в отношении выполнения странами ОПЕК обещания увеличить производство нефти. Кроме того, высказываются предположения, что рынок отреагировал таким образом на усилившуюся напряженность на Ближнем Востоке - в основном нефтедобывающем регионе планеты. В конце прошлой недели Ирак выдвинул обвинение против Кувейта в том, что он "крадет" иракскую нефть. В свое время (в 1990 году) именно обвинения в откачке нефти стали поводом для нападения Ирака на Кувейт. Наконец, сохраняющиеся высокие цены на нефть и моторное топливо, по мнению российских и западных экспертов, являются результатом снижения запасов топлива в США и других странах-потребителях, а также недостаточных мощностей нефтеперерабатывающих заводов в этих государствах. Однако, по мнению большинства аналитиков, рост цен более не будет носить долговременный характер, так как уже сейчас цена барреля завышена как минимум на 8 долларов. Такая ситуация начинает пугать даже экспортеров. Вчера министр нефти Саудовской Аравии Али ан-Нуайми объявил, что его страна может рассмотреть вопрос об увеличении добычи нефти еще до встречи ОПЕК в ноябре. Сразу после этого заявления стоимость нефти упала на 23 цента - до $36,65 за баррель. Специалисты российского Министерства энергетики считают, что колебания цен на нефть в пределах 1-2 долларов носят сезонный характер, ничего не значат и к началу следующего года цена нефти упадет до 25-27 долларов за баррель. По прогнозам же австралийской компании "Жардин Флеминг", уже в первом квартале 2001 года нефть будет стоить не более 22 долларов за баррель. Кстати, российский бюджет-2001 сверстан именно исходя из цены нефти в 21-22 доллара".
*****
В заметке "Транс нефти" (автор - Семен Новопрудский) сообщается, что "19 сентября акционерная компания "Транснефть" направила на согласование в родное Министерство энергетики проект строительства нефтепровода из России в Иран. По словам президента "Транснефти" Семена Вайнштока, возможны три варианта экспорта. Первый - по трубопроводу Омск-Чарджоу (Туркмения), а потом железной дорогой. Два других варианта предусматривают доставку нашей нефти персам непосредственно по трубам, но они сопряжены с гигантским количеством экономических и геополитических трудностей. Политических проблем с партнерами России на постсоветском пространстве не существует. Ни Казахстан, ни Туркмения не возражают против загрузки нефтепровода на Иран. Позиция Казахстана проста: мы экспортируем нефть по всем возможным маршрутам, не делая никаких политических или экономических исключений. Туркмения вовсе считает иранский путь транзита нефти, равно как и газа, наиболее предпочтительным - для нее он самый короткий и дешевый. "Транснефть", заручившаяся поддержкой Астаны и Ашхабада, теперь готовится провести переговоры с Ираном. Иранцы тоже вряд ли будут против - крупная нефтедобывающая держава с весьма развитой нефтепереработкой хотела бы играть гораздо более активную роль как транзитный экспортер нефти. Два главных барьера на пути этого проекта - Соединенные Штаты и Афганистан. США из-за сложившейся в последние двадцать лет чудовищной напряженности в отношениях с Ираном официально блокируют всеми возможными способами - от политического шантажа до экономических санкций - любые попытки инвестировать деньги в иранский ТЭК или тем паче завести с ним глобальный нефтяной бизнес. Россия, начав строительство трубопровода в Иран, рискует нарваться на жесточайшее сопротивление американцев и серьезно ухудшить отношения с единственной мировой сверхдержавой. Американцы явно впадут в политический транс от такой перспективы. Через Афганистан пролегает кратчайший путь потенциального трубопровода в Иран. Но, во-первых, контролирующие почти всю территорию Афганистана талибы пока не проявляют ни малейшего намека на склонность к мирной жизни. Талибские эмиссары периодически участвуют в переговорах о транзите нефти или газа, но до окончания войны и признания мировым сообществом законности их власти никакие трубопроводы через афганскую территорию строить по определению нельзя. Во-вторых, с Афганистаном у Ирана не менее тяжелые политические отношения, чем со Штатами. Поскольку талибы и мусульмане Ирана исповедуют ислам разного толка, надежд на конструктивное сотрудничество властей этих стран даже после достижения прочного мира в Афганистане крайне мало. Тем не менее если российские власти хотя бы формально одобрят проект транспортировки нашей нефти в Иран, они поступят весьма дальновидно… Разумеется, в обозримом будущем сквозной нефтепровод в Иран, по крайней мере самым рациональным с точки зрения географии путем, никто не построит. Но в любом случае укрепление отношений с Ираном крайне выгодно России. В том числе для сохранения ее позиций на Каспии".
*****
В материале "Протокол N 6" (автор - Александр Архангельский) сообщается, что "руководство "Газпрома" заявило о том, что холдинг "Медиа-Мост", фактически принадлежащий Владимиру Гусинскому, в одностороннем порядке отказался от условий сделки, заключенной еще 20 июля. В связи с этим "Газпром" планирует обратиться в Генпрокуратуру РФ "с просьбой проверить факты выведения активов компаний, входящих в ЗАО "Медиа-Мост", и целевого использования заемных средств". Такое письмо на имя генерального прокурора отправлено за подписью заместителя гендиректора "Газпром-Медиа" А.В. Резникова". Как отмечает автор, "20 июля 2000 года, когда медиа-олигарха Гусинского уже выпустили из "Бутырки", но еще не сняли с уголовного крючка (действовала подписка о невыезде), была заключена сделка между ЗАО "Газпром-Медиа" и гр. Гусинским В.А. По этому соглашению "Газпрому" полностью отходил холдинг "Медиа-Мост", включая практически все дочерние компании. Соглашение состояло из 7 документов: само Соглашение о переуступке и покупке акций и шесть приложений к нему: перечень организаций и дочерних компаний, подлежащих продаже, сведения о задолженности предприятий В.А.Гусинского различным кредиторам и, что самое интересное, два секретных приложения (N 6 и 7). Причем документы были составлены таким образом, что любой грамотный юрист мог впоследствии доказать их юридическую ничтожность. (Так, "гр. Гусинский" не имел права подписывать их без письменного согласования с другими акционерами.) Приложение N 6, как сообщил в интервью "Известиям" один из руководителей холдинга Игорь Малашенко, было завизировано министром печати и информации РФ Михаилом Лесиным в его рабочем кабинете поздно вечером 20 июля. Оно носит характер откровенного политического торга… Затем в течение полутора месяцев стороны обговаривали детали сделки, открывался специальный счет, переводились деньги (300 миллионов долларов). Но 9 сентября Гусинский внезапно отказался выполнять подписанное соглашение. Как пояснил Владимир Гусинский "Известиям" в телефонном разговоре, еще 18 июля, то есть за два дня до подписания соглашения, он сделал заявление в присутствии двух американских адвокатов о том, что на него оказывают моральное давление, вынуждая подписать сделку, и что поэтому его будущую подпись под документами следует считать недействительной".
*****
"Ведомости"
В материале "ОНАКО" досталась ТНК" (авторы - Юлия Бушуева, Елизавета Осетинская) сообщается, что победителем инвестконкурса по акциям ОНАКО стала ТНК, предложившая за пакет более $1 млрд. "За 85% акций "ОНАКО" компания "ТНК-Инвест" предложила $1,03 млрд, компания "Профит Хауз" (представляла интересы "Сибнефти") - ровно $1 млрд, компания "Югранефть" - $450 млн. Победила же компания "ЕвроТЭК", предложившая за покупку $1,08 млрд. Она, в свою очередь, контролируется акционерами Тюменской нефтяной компании - группой "Альфа" и компанией "Ренова". Победитель должен в течение 10 дней заключить договор с продавцом - РФФИ. На оплату покупки отводится еще 10 дней, а на выполнение инвестпрограммы - месяц. После этого "ЕвроТЭК" станет полноправным хозяином "ОНАКО". Никто из экспертов накануне конкурса даже не предполагал, что трое из четырех претендентов будут готовы заплатить за оренбургскую нефть около $1 млрд и в результате небольшая "ОНАКО" ворвется в десятку крупнейших по капитализации российских компаний. Накануне конкурса правительственные чиновники уверяли "Ведомости", что будут рады, если удастся выручить за "ОНАКО" $700 - 800 млн. Вчера же после вскрытия конвертов председатель РФФИ Владимир Малин явно растягивал удовольствие, задерживая объявление результатов, а по выражению его лица было видно, как он доволен. "Конкурс оправдал наши ожидания. Я рад, что на этот раз не было судебных приставов, к которым мы привыкли, и все участники вели себя достойно", - признался он на пресс-конференции". Аналитики, прокомментировавшие это событие, посчитали, что новый актив достался ТНК довольно дорого. "Впрочем, в группе "Альфа" не согласны, что переплатили государству. "Цена, предложенная ТНК, соответствует тем активам, которые она получит. По нашим оценкам, "ОНАКО" стоит как раз около $1 млрд", - сказал "Ведомостям" аналитик Альфа-банка Константин Резников. Сенсационная цена - результат жесткой конкуренции между участниками конкурса, на которую указывает сравнительно небольшая разница сумм заявок, убежден аналитик "НИКойла" Геннадий Красовский. Не секрет, что большинство экспертов предрекали победу компании "Профит Хауз", представляющей интересы альянса "ЮКОСа", "Сибнефти" и "Стройтрансгаза". Эта уверенность базировалась на том, что один из участников альянса контролирует около 40% акций "Оренбургнефти" - добывающей "дочки" "ОНАКО", активы которой, по оценке одного из участников инвестиционных торгов, составляют 80% стоимости "ОНАКО". Первую скрипку в этом альянсе играла "Сибнефть", а остальным участникам отводились второстепенные роли. Вчера поздно вечером "Сибнефть" официально признала, что она накануне конкурса выкупила у "ЮКОСа" 40% акций "Оренбургнефти". "Сибнефть" явно рассчитывала на победу, а теперь, согласно заявлению пресс-службы, проигравшая компания "намерена установить партнерские отношения с новыми собственниками 85% "ОНАКО". Однако аналитики уверены, что борьба между "Сибнефтью" и ТНК продолжится и после конкурса, ведь обе теперь являются совладельцами "Оренбургнефти"…Между тем на 12 октября намечено внеочередное собрание акционеров "Оренбургнефти", на котором в совет директоров компании могут быть избраны представители "Сибнефти", "ЮКОСа" и "Профит Хауза". И тогда у них появится дополнительная возможность давления на новых хозяев "ОНАКО", ведь по уставу "Оренбургнефти" совет директоров вправе принимать решение о продаже до 50% активов компании".
*****
В заметке "Во власти Саддама" отмечается, что "сегодня рычаги влияния на страны Запада находятся, по мнению аналитиков, не в руках всей ОПЕК, а лично у Саддама Хусейна. Объемы экспорта нефти из Ирака сегодня намного превышают совокупный объем возможного увеличения поставок из всех остальных стран - членов ОПЕК. Ирак поставляет на мировые рынки около 2,3 млн баррелей в день, и, таким образом, получается, что Запад в значительной степени зависит от иракской нефти. В Ираке знают об этом. "Черт возьми, вы правы", - заявил на прошлой неделе министр нефтяной промышленности страны Амер Рашид, отвечая на вопрос о существовании такой зависимости. На прямой вопрос, намерен ли Ирак воспользоваться своим положением и, угрожая приостановкой поставок, добиваться, например, отмены введенных 10 лет назад санкций ООН, Рашид отвечать отказался. Однако Саддам Хусейн уже использовал черное золото для шантажа. В конце прошлого года Ирак приостановил поставки нефти на мировые рынки, требуя отмены санкций, что привело к скачку цен. Вообще, иракские руководители, похоже, не способны придумать ничего нового. Так, на прошлой неделе Рашид обвинил Кувейт в краже нефти из иракских месторождений через горизонтальную скважину, пробуренную из-за границы. По словам Рашида, Ирак предпримет меры для защиты своих месторождений. Напомним, что аналогичные обвинения Ирак предъявлял в 1990 г. перед вторжением в Кувейт. Западные дипломаты и представители нефтяных компаний считают, что многое может измениться после очередного заседания комиссии ООН по компенсациям, которое состоится 26 сентября в Женеве. Эта комиссия была создана после войны в Персидском заливе для оценки ущерба, нанесенного Ираком Кувейту. На предстоящем совещании комиссия должна вынести решение относительно претензий кувейтской госкомпании Kuwait Petroleum, которая требует в качестве компенсации $16 млрд. Некоторые аналитики считают, что обвинения в краже нефти появились в ответ именно на это требование. Комиссия уже выплатила компенсации на сумму более $8 млрд. ООН направляет 30% вырученных от продажи иракской нефти средств на финансирование работы комиссии и выплату компенсаций. В среднем комиссия получает около $400 млн в месяц. Общий объем требований по выплате компенсаций составляет более $320 млрд. Если Ирак приостановит экспорт нефти, последствия такого шага могут быть очень и очень серьезными. Сегодня, когда по всей Европе проходят акции протеста против повышения цен на топливо, а котировки фьючерсов на нефть в Лондоне достигли $36 за баррель, исчезновение иракской нефти с рынков "будет катастрофой и приведет к удваиванию цен", как считает менеджер одной крупной нефтяной компании. Однако, несмотря на отсутствие возможности увеличения объемов экспорта нефти практически у всех стран ОПЕК и других нефтедобывающих стран, Запад может сохранить контроль над ситуацией в случае прекращения поставок нефти из Ирака. Саудовская Аравия, которая владеет крупнейшими в мире месторождениями нефти, способна в течение непродолжительного периода экспортировать нефть в значительно больших объемах, чем сегодня".
*****
В рубрике "Вектор" в заметке "Гиблое место" сообщается, что менеджмент нефтедобывающего предприятия "Варьеганнефтегаз" не допустил в офис нового внешнего управляющего - Антона Лычагина. "В понедельник он прибыл в г. Радужный, где располагается "Варьеганнефтегаз". Еще накануне, как сообщает информагентство "Самотлор-экспресс", на предприятии была усилена охрана, а из отпуска спешно вернулся и. о. исполнительного директора Игорь Попов, который в июле уже "оборонял" предприятие от назначенного судом представителя "СИДАНКО" Анатолия Балякина. В итоге Лычагин отбыл обратно в Ханты-Мансийск. Пост внешнего управляющего ВНГ - предмет вожделений НК "СИДАНКО", в которую входит это предприятие, и "Группы Альянс". Первая из этих компаний добивается прекращения банкротства и возвращения ВНГ под свой контроль, вторая - надеется купить его бизнес в процессе конкурсного производства. "Для нас главное, чтобы войны не было и нефть добывалась, - говорит и. о. мэра Радужного Сергей Баскаков. - Наверное, у них были какие-то юридические основания [не пускать нового управляющего на предприятие], но это не наше дело". Собственно, юридические основания известны - по словам источника, близкого к конфликту, они те же, что и в случае с Балякиным. Это запрет Назрановского райсуда (Ингушетия) на исполнение обязанностей в обеспечение жалобы одного из акционеров ВНГ. Поскольку прежнее решение этого суда было на руку "Альянсу", можно предположить, что и теперь внешний управляющий не устраивает эту компанию".
*****
В материале "Бензиновый кризис начался" (автор - Виктория Уздина) сообщается, что запасы топлива в Сантк-Петербургы на исходе. "Гендиректор петербургской информационно-аналитической службы "Купол" (мониторинг топливного рынка Петербурга и Ленинградской области) Светлана Снигирь объясняет это скачком отпускных цен НПЗ, который в свою очередь вызван увеличением экспорта нефтепродуктов. По словам Павла Ожгихина, члена координационного совета по нефтепродуктообеспечению при администрации Петербурга, запаса топлива в городе должно хватить до конца недели. Но "Росбизнесконсалтинг" распространил информацию о том, что на двух основных нефтебазах Петербурга - "Ручьях" и "Красном нефтянике" - осталось 6500 т бензина (чуть больше суточной нормы). По информации Снигирь, самые низкие отпускные цены удерживает ближайший к городу Киришский НПЗ компании "Сургутнефтегаз": 76-й бензин стоит 6699 руб. за тонну, а 92-й - 7917 руб. "Операторы готовы покупать нефтепродукты "Сургутнефтегаза", но испытывают большие проблемы с их приобретением", - говорит Снигирь. Завод продает свою продукцию только по предоплате, и все объемы на ближайшее время уже распределены. К тому же в августе НПЗ снизил переработку нефти на 14%. По данным службы "Купол", сегодня максимальная розничная цена на бензин марки Аи-92 наблюдается в Камчатской области (9,5 руб. за литр) , в Красноярском крае и Магаданской области (8,7 руб. ) , а также в Якутске (8,6 руб. ). Минимальные цены на 92-й бензин в Туле (6,8 руб. ) и Омской области (6,7 руб. ). В Санкт-Петербурге 1 л бензина марки Аи-92 продается по цене 7,33 руб. , в Москве - 7,62 руб. "В ближайшее время цены пойдут вверх", - сказал "Ведомостям" источник в руководстве БФПГ (один из крупнейших операторов топливного рынка Северо-Запада). Президент Российского топливного союза (РТС) Сергей Борисов объясняет подорожание разрывом в ценах между внутренним и внешним рынками. Он стимулирует экспорт нефти и нефтепродуктов, из-за чего на внутреннем рынке возникает нехватка топлива. "Дефицит вызывает непредсказуемый рост цен на бензин", - говорит Борисов. По данным РТС, бензин самой ходовой марки Аи-92 уже подорожал до 8,5 руб. за литр в Саратовской, Владимирской и Новосибирской областях. Но топлива все равно не хватает. По данным "Интерфакса", закрываются АЗС в Кузбассе и Саратовской области. Ситуацию в Москве и Санкт-Петербурге операторы рынка считают "относительно стабильной", но прогнозируют рост цен. За прошлую неделю, по данным Московской топливной ассоциации, бензин в столице подорожал на 7 - 8% и к концу месяца литр Аи-92 будет стоить 8 руб. Но этого повышения недостаточно, чтобы нефтепродукты не "утекли" в регионы. Во Владимирской области уже выстраиваются длинные очереди и за бензином по 8,5 руб".
*****
В материале "Нефть и евро мешают росту" (перепечатка из FT, автор - Алан Битти) отмечается, что "низкий курс евро и высокие цены на нефть - вот две проблемы, омрачающие, по мнению Международного валютного фонда, оптимистичные перспективы развития мировой экономики. Об этом заявили руководители МВФ, представляя очередное полугодовое исследование "Обзор мировой экономики". Ведущие индустриальные страны должны провести совместные валютные интервенции, чтобы поддержать евро, заявил при представлении доклада главный экономист фонда Майкл Мусса. По его мнению, единая европейская валюта ослабела в такой степени, что это уже не столько вызывает замешательство, сколько становится проблемой. "Ситуации, в которых ведущие страны мира решились бы на интервенцию, сравнительно редки, однако время от времени они возникают. Необходимо задать вопрос: если не сейчас, то когда? " - заявил Мусса. В целом же МВФ дает достаточно оптимистичный прогноз развития мировой экономики: рост мирового ВВП составит в нынешнем году 4,7% , а в следующем незначительно замедлится - до 4,2% (см. таблицу). Зона евро в 2001 г. обгонит США по темпам экономического роста: они составят 3,4% и 3,2% соответственно. Однако в этом году США являются непререкаемым лидером среди развитых стран: они опережают и страны "большой семерки", и Европейский валютный союз. В России рост ВВП в 2000-м и 2001 гг. прогнозируется на уровне 7% и 4% соответственно. Вместе с тем МВФ предупреждает, что высокие цены на нефть могут привести к росту инфляции и снижению темпов экономического развития, особенно в развивающихся странах. Пока что прогноз инфляции достаточно сдержан. В развитых странах индекс потребительских цен вырастет в среднем на 2,3% в 2000 г. и на 2,1% в 2001 г. , в развивающихся странах - на 6,2% и 5,2% , для стран с переходной экономикой, в число которых, по классификации МВФ, попадает и Россия, он составит 18,3% и 12,5%. Однако цены на нефть увеличились уже на 20% по сравнению с теми, что МВФ использовал в своих расчетах. Специалисты фонда полагают, что высокие цены на нефть и нефтепродукты могут привести к росту инфляции в индустриально развитых странах более чем на 0,5% , а в развивающихся - на 1%. Это заставит центральные банки повысить процентные ставки, что приведет к падению темпов роста ВВП в следующем году на 0,25 - 0,5%. Наиболее тяжелая ситуация может сложиться в развивающихся странах Азии, экономика которых в большей степени зависит от импорта нефти".
*****
В материале "На коротком поводке" (автор - Павед Миледин) сообщается, что страховая компания "ЮКОС-Гарант", обслуживавшая нефтяную компанию "ЮКОС", намерена создать группу, куда войдут несколько страховых фирм, поменять название и акционеров. "Однако участники страхового рынка утверждают, что "ЮКОС" избавляется от компании лишь формально. Теперь страховая компания будет называться "Прогресс-Гарант". По словам генерального директора компании Марата Айнетдинова, в группу войдут от четырех до шести страховых компаний. Одной из них станет страховая компания "Прогресс", также аффилированная с "ЮКОСом". Сегодня, как говорит Айнетдинов, "Прогресс" управляется менеджментом "Прогресс-Гаранта". В апреле - мае этого года компания увеличила уставный капитал с 6,3 млн руб. до 16,3 млн руб. И собирается до конца года поднять планку до 400 - 500 млн руб. В весенней эмиссии "ЮКОС" участия не принимал, так как его доля в уставном капитале "Прогресс-Гаранта" снизилась с 37% до 12%. В компании отказываются назвать имена появившихся весной новых акционеров, как и тех, кто будет принимать участие в будущей эмиссии. В интервью "Ведомостям" Айнетдинов сообщил только, что это некие предприятия нефтехимии и нефтесинтеза. Точно известно имя только одного нового акционера - это вошедшая в группу компания "Прогресс", которая владеет 12% акций. Страховая компания "ЮКОС-Гарант" создана в 1994 г. Основными акционерами являлись НК "ЮКОС", а также входящие в компанию нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия. По итогам первого полугодия 2000 г. компания собрала 781,4 млн руб. страховой премии, заняв 17-е место среди всех российских компаний. Страховая компания "Прогресс" создана в 1989 г. Ранее входила в состав группы "Роспром". У ее основания стояли нынешний генеральный директор компании "Ингосстрах-Россия" Алексей Разуваев и председатель правления НК "ЮКОС" Михаил Ходорковский. По итогам первого полугодия 2000 г. собрала всего 7,2 млн руб. премии, заняв 564-е место среди всех российских компаний. В планах бывшего "ЮКОС-Гаранта" - отдать "Прогрессу" весь бизнес по страхованию жизни. Сегодня "Прогресс-Гарант" ведет переговоры о вхождении в группу еще нескольких компаний из Поволжья, Сибири и Москвы… Как сообщил "Ведомостям" представитель одной из страховых компаний, "ЮКОС", несмотря на то что снизил свою долю до 12% акций, не отдаст контроль за компанией совершенно новым акционерам, потому что вложил в нее большие деньги". По его словам, речь может идти о том, что "новыми" акционерами "Прогресс-Гаранта" станут либо менеджеры компании, либо структуры, близкие к "ЮКОСу". Фактически это означает, что владелец у "Прогресс-Гаранта" останется прежним".
*****
"Российская газета"
В материале "Россия может снизить цены на нефть. Но что получит взамен?" (авторы - Алексей Балиев, Владимир Федоров) отмечается, что "срочность, с которой британский премьер Тони Блэр пригласил главу российского Правительства Михаила Касьянова на переговоры в Лондон, объясняется в первую очередь энергетическим кризисом…Судя по заявлениям британского премьер-министра, Великобритании и России пора наконец реализовать потенциал взаимного сотрудничества. Причем Тони Блэр особый акцент делает на заинтересованности британских фирм в долгосрочных инвестициях в нефтегазовый сектор российской экономики… Примечательно, что США отказались расконсервировать свои нефтяные резервы, чтобы помочь Европе и сбить нефтяные цены. Словом, каждый из участников мировой "нефтяной игры" предпочитает отстаивать свои, а не коллективные интересы. Можно в этой связи провести аналогии с серединой 70-х годов, когда советская (а также румынская и албанская) нефть спасла Западную Европу от энергетического краха: ведь тогда страны ОПЕК тоже взвинтили цены, сделав свою нефть "недосягаемой" для большинства западных стран и компаний. Но в те годы СССР мало считался с интересами ОПЕК и решил договориться с той же Великобританией и другими западноевропейскими государствами. Взамен Москва получила не многословные декларации, а конкретные, притом долгосрочные инвестиции и технологии на строительство системы трансъевропейских газопроводов, в том числе знаменитого Уренгой-Помары-Ужгород. Это по праву назвали "сделкой века", поскольку тогда западноевропейский "вклад" в проект "газ-трубы" превысил 10 миллиардов долларов. Похоже, на российскую помощь рассчитывают сегодня не только в Лондоне. И в этом смысле позиция России просто уникальна, поскольку наша страна одновременно и экспортер нефти, и ее потребитель. И несмотря на то что "русской нефти" на мировом рынке не так много - примерно 10 процентов, тем не менее премьер Михаил Касьянов дал понять уже в Лондоне, что Россия не останется в стороне от проблем европейского кризиса. Говоря попросту, если в столь тяжелую минуту Россия, как и в 70-х годах, выручит Западную Европу, то на что же она могла бы рассчитывать взамен?.. Речь прежде всего может идти о производственных инвестициях. Хотя бы потому, что по темпам выбытия нефтяных скважин Россия с середины 90-х годов занимает одно из первых мест в мире, как и одно из последних по вводу новых добывающих мощностей. Потребности здесь, по оценкам Минэнерго РФ и ряда российских нефтяных компаний, превышают 12 миллиардов долларов. Другой "сектор", а он, похоже, сейчас самый важный - реструктуризация внешнего долга…Отметим и весьма жесткий протекционизм Западной Европы в отношении российского несырьевого экспорта. По ряду оценок, наши потери в этой сфере ежегодно достигают миллиарда долларов. А ведь доля ЕС в российской внешней торговле превышает 30 процентов… Но одновременно России скорее всего придется поступиться тесным партнерством с ОПЕК, ведь только недавно она получила там статус ассоциированного наблюдателя. Хотя наша страна в отличие от прежних лет не может вступить в конфронтацию с этой организацией. Есть и другое серьезное обстоятельство: если "русская нефть" пойдет по заниженным ценам на западноевропейский рынок, как того желают в Европе, то есть опасность, что мы обвалим цены сами себе".
*****
Опубликован материал "Око нового тайфуна" (подробно см. в рубрике "Нефть в мире")
*****
"Время МН"
В материале "Медиа-Мост" объявил себя жертвой мародеров" (автор - Евгений Евдокимов) сообщается, что "вчера вечером руководители всех СМИ, входящих в холдинг, - Евгений Киселев (телекомпания НТВ), Алексей Венедиктов (радиостанция "Эхо Москвы"), Сергей Пархоменко (журнал "Итоги") и Михаил Бергер (газета "Сегодня"), а также первый заместитель председателя совета директоров "Медиа-Моста" Андрей Цимайло, провели пресс-конференцию. Во вступительном слове Евгений Киселев заявил, что в отношении российских СМИ "творится беспредел", и подчеркнул, что "все разногласия, которые существуют между "Медиа-Мостом" и "Газпромом", не имеют никакого отношения к экономической и финансовой стороне дела". Киселев отметил, что "договор, навязанный в июле Владимиру Гусинскому, в котором содержится политическая увязка соглашения между компаниями", фактически не имеет никакой силы, поскольку был подписан под "беспрецедентным давлением". Глава НТВ также заявил, что в ходе переговоров с главой "Газпром-Медиа" Альфредом Кохом они получили подтверждение, что к "Медиа-Мосту" нет никаких экономических претензий, а речь идет только об установлении государственного контроля, в первую очередь над НТВ… Высшей точкой накала страстей стало заявление Евгения Киселева, что он уйдет с НТВ, "если над компанией будет установлен контроль". Представители "Газпрома" пока отказываются комментировать шквал обвинений со стороны компании Гусинского, однако агентство Интерфакс распространило комментарий экс-премьера Виктора Черномырдина: "То, что произошло между "Газпромом" и "Медиа-Мостом", еще раз подтверждает нечистоплотность этих людей - я имею в виду "Медиа-Мост" - обман и обман, с такими людьми дела не имеют". Черномырдин подчеркнул, что "Газпром" в свое время хотел помочь НТВ, хотя ему участие в телеканале было не так уж нужно. Экс-премьер отметил, что долг "Медиа-Моста" "Газпрому" составляет более 400 млн долларов".
*****
В материале "Продажа ОНАКО - крупнейшая сделка года" (автор - Михаил Классон) сообщается, что победившее в инвестконкурсе по ОНАКО ЗАО "ЕвроТЭК" готово заплатить за оренбургскую компанию 1,08 млрд долл. при стартовой цене в 425,25 млн долл. "В результате проигравшим оказался альянс из "ЮКОСа", "Сибнефти" и "Стройтрансгаза", предложивший 1,00 млрд долл. Кроме "ЕвроТЭК" и триумвирата, заявки подали "ТНК-инвест" (1,03 млрд долл.) и "Югранефть" (450 млн долл.). При этом "ЕвроТЭК" и "ТНК-инвест" являются дружественными ТНК… Теперь ТНК придется через усиленную эксплуатацию своих западносибирских, а также приобретенных оренбургских месторождений возвращать понесенные расходы. Зато покупка "ОНАКО" с запасами в 300 млн т дает перспективы для перемещения на более высокое место в ранге нефтяных компаний. А государство получает 28 млрд руб., из которых 3 млрд руб. достанутся Оренбургской области. Деньги будут перечислены не позднее чем через 20 дней. При этом ФСБ должно проверить легальность их происхождения. Такая практика теперь заведена при продаже стратегических предприятий. Министерство по антимонопольной политике, выдавшее разрешение "ЕвроТЭКу" на приобретение акций ОНАКО, формальных оснований для отказа на участие в конкурсе не нашло. Конкурс по продаже 85 процентов ОНАКО стал крупнейшей приватизационной сделкой года. Председатель РФФИ Владимир Малин вчера сообщил журналистам, что задание бюджета-2000 по поступлению доходов от приватизации выполнено. Интересно, какие меры предпринимал РФФИ, чтобы предотвратить утечку активов из предприятий ОНАКО до или во время проведения конкурса? Ведь весной этого года дочернее предприятие компании "Оренбургнефть" вместе с администрацией области и неким ЗАО "Комплекс" создало ОАО "Нефтепромпродукт". А свою долю "Оренбургнефть" оплатила частью основных фондов Гаршинского месторождения, лицензиями на разработку восьми месторождений и денежными средствами. По этому поводу министр имущественных отношений Фарит Газизуллин жаловался в августе президенту России на администрацию Оренбургской области. Для Малина же формальным показателем служит то, что пакеты акций дочерних предприятий ОНАКО, принадлежащие холдингу, никуда не делись".
*****
Со ссылкой на АНИ сообщается, что в "Москве сформированы достаточные запасы моторного топлива, поэтому никаких предпосылок для паники на столичном бензиновом рынке нет, заявил вице-мэр города Валерий Шанцев. По его словам, в столице наблюдается повышенный спрос на топливо, поскольку цены на него в соседних регионах несколько выше, чем в Москве. А источник, близкий к правительству столицы, сообщил, что дополнительный объем поставок моторного топлива в Москву в сентябре превысит нормативный показатель на 65,3 тыс. тонн и составит 335,3 тыс. тонн".
*****
В материале "Плесецку не дают развиваться" (автор - Михаил Классон) сообщается, что в Москве "скоро может разразиться скандал, оргвыводом по которому станет если не отставка Михаила Касьянова, то по крайней мере снятие ряда федеральных чиновников более низкого ранга. Владимир Путин еще в прошлом году дважды давал поручения изыскать средства для достройки газопровода Нюксеница - Плесецк - Архангельск. Газ в Плесецк должен прийти в 2001 году, а в Архангельск - в 2003 году. Это снизило бы напряженность с обеспечением области топливом. В соответствии с декабрьским поручением Путина отечественный космодром и город Мирный "должны быть незамедлительно обеспечены газом без ограничений". Сюда постепенно переносятся из Байконура запуски спутников военного и двойного назначения. Однако работы на строительстве трубопровода из-за скудного финансирования идут вяло. Сегодня "Газпром" потерял интерес к ранее престижному проекту. Кроме необходимости потратить 7 млрд руб., газовикам пришлось бы увеличить поставки топлива в регион, который и сегодня платит плохо. В 1997 году администрация Архангельской области для привлечения дополнительных источников финансирования создала АО "Севергаз". В 1999 году федеральный центр проектного финансирования по согласованию с Всемирным банком выделил "Севергазу" заем в объеме 1,2 млн долл. на доработку проекта в соответствии с международными стандартами. Предполагалось, что сооружение газопровода до Архангельска может быть профинансировано за счет предоставления России экологического займа от правительства Японии. Дело в том, что перевод предприятий и электростанций области на газ позволит на 2 млн т в год снизить выброс углекислого газа, который создает "парниковый эффект". Пока японский заем получить не удалось. Федеральное правительство в этом году к выделенным из бюджета-2000 скудным 7 млн руб. добавило еще 75 млн руб., "переброшенных" с Дальнего Востока как неосвоенные. Еще 250 млн руб. удалось наскрести в бюджете Архангельской области и 10 млн руб. - в "Газпроме". На 2001 год Москва пытается найти от 70 до 350 млн руб. На эти деньги до Плесецка не добраться. Тогда Минэнерго подготовило проект распоряжения кабинета министров: "Газпром" погашает свой долг перед федеральным бюджетом инвестициями в трубопровод, а Архангельская область засчитывает их как недоплаченные дотации от Москвы. На взаиморасчеты правительство не пошло. Минэнерго нашло более "проходной" вариант: дополнительно экспортируется 1,5 млрд кубометров, и доход (в объеме 90 - 110 млн долл.) направляется на архангельский трубопровод. Но этот вариант с подачи "Газпрома" из проекта постановления выбросили. Рем Вяхирев заявил, что продажи газа в Европе сверх ранее заключенных контрактов приведут к снижению цен и ощутимым убыткам концерна. Более того, рачительный Рем Иванович, как удалось узнать корреспонденту газеты "Время МН", "перевел стрелку" на федеральный бюджет-2001, предложив заложить в нем инвестиционные средства в объеме 3 млрд руб. А цены на газ для потребителей Архангельской области сделать договорными!
*****
В материале "На Север отправлено все" (автор - Оксана Карпова) сообщается, что "пожалуй, впервые за последние годы правительство с опережением на полтора месяца выполнило обязательства по финансированию северного завоза. Замминистра экономического развития и торговли Мухамед Циканов с гордостью сообщил, что запланированные в федеральном бюджете 3 млрд рублей отправлены на Север полностью. Таким образом, северный план перевыполнен на 110 процентов. Кроме этого, в регионы дополнительно уже поступило 600 млн рублей. И в ближайшее время правительство предполагает направить еще столько же. Неплохая ситуация складывается и с доставкой грузов. На сегодняшний день завезено 67,8 проц. нефтепродуктов и 62 проц. угля от запланированного объема. Правда, с продовольствием ситуация складывается иначе - пока доставлено лишь 20 проц. Однако в Минэкономики считают, что тревогу бить преждевременно: товар уже находится на местах, в портах. Вся проблема в его разгрузке, но время для решения этой загвоздки еще есть. Сроки сдачи программы по северному завозу везде разные - с середины осени до конца декабря. По данным Минтранспорта, судоходные компании на 18 сентября завезли в арктические и северные регионы 13,2 млн тонн всего груза. Это на 2,5 млн тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года. Не страшит правительство и разгорающийся нефтяной кризис. Традиционно в северные регионы доставляют не 92-й бензин, а мазут и солярку. А с этим горючим пока проблем нет. Примером для подражания сейчас служит Эвенкийский округ, считающийся одним из самых проблематичных регионов. В прошлом году продукты питания и топливо доставляли туда на самолетах МЧС уже в разгар зимнего сезона. Циканов заверил, что в этом году критическая ситуация в Эвенкии "точно не повторится, ведь северный завоз в этот регион был осуществлен аж месяц назад". Пока хлопоты доставляют Камчатка, Чукотка, Якутия, Мурманская область. Туда груз еще не дошел. По сведениям службы речного флота России, администрация Чукотки, Архангельской и Мурманской областей до сих пор не заключили договора на поставки необходимого количества нефтепродуктов и угля. Кстати, в Госдуме находится на рассмотрении проект закона, регулирующего северный завоз. Он должен свести к минимуму нарушения поставщиками сроков и условий завоза грузов, нецелевое использование средств, а также определить ответственность исполнителей в центре и на местах. Однако когда депутаты будут его рассматривать, пока неизвестно".
*****
"Труд"
Сообщается, что "Газпром намерен разместить на Западе акции компаний, входящих в холдинг "Медиа-Мост", если станет их владельцем. Об этом заявил руководитель компании "Газпром-Медиа" Альфред Кох. Он отметил, что Газпром планирует продать акции "Медиа-Моста" крупным зарубежным инвесторам и таким образом решить проблемы долгов холдинга, возглавляемого В. Гусинским. В числе инвесторов А. Кох упомянул "Дойче-Банк"".
*****
В материале "Откуда бензин? Из Выборга, вестимо" (автор - павел Волпянский) сообщается, что в цена на 95-1 бензин в Хельсинки перевалила за доллар. "Первые сообщения о блокадах топливных терминалов и искусственно созданных заторах на дорогах начали поступать в минувшие выходные из Дании, территориально самой близкой к эпицентру "бензинового бунта". Затем к таким же мерам прибегли водители большегрузов шведского города-порта Хельсингборг, расположенного на восточной стороне пролива Эресунн, что практически парализовало грузовую паромную переправу между Швецией и Данией. В знак солидарности со шведами и также вставшими на "тропу войны" норвежцами к "прямым, но ненасильственным действиям" днем позже приступили их финские коллеги. Финские власти заявили, что не допустят "хаоса и произвола на дорогах". Не исключено, что кого-то из водителей грузовиков - на скоростной магистрали близ города Ювяскюля колонна этих огромных м ашин, двигаясь с черепашьей скоростью, вызвала гигантскую пробку - могут привлечь к ответственности. Тем более что Союз автогрузоперевозчиков Финляндии отмежевался от случившегося. Призыв профсоюза к водителям отказаться от требований к правительству снизить налог на дизтопливо и вместо этого поднять расценки за свои услуги на 5 - 7 процентов ожидаемого результата не дал. Перевозчики, обеспокоенные потерей заказов из России, на которую работает значительная их часть, не хотят рисковать повышением тарифов. Несколько десятков трейлеров заблокировали единственную дорогу, ведущую к крупнейшему в Финляндии нефтеперерабатывающему заводу корпорации "Фортум" и нефтяному терминалу порта гор ода Порво - вкупе они составляют ключевой элемент системы топливного снабжения всей наиболее экономически развитой зоны Южной Финляндии. Порво находится близ самой важной транспортной артерии Суоми - евротрассы Е-18, соединяющей Хельсинки и Турку на западе с международными автомобильными пограничными пунктами (МАПП) Торфяновка и только что вступившим в строй Сайменским на востоке. С введением в эксплуатацию последнего суммарная пропускная способность обоих приблизилась к 5000 единиц автотранспорта в сутки. Не исключено, что эти новые возможности пересечения финляндско-российского рубежа в нынешних обстоятельствах будут использованы не туристами и грузоперевозчиками, ради чего, собственно, российской казной и было затрачено порядка 60 м лн. долларов на капитальную реконструкцию погранпереходов. В первую очередь в Россию ринутся рядовые финские граждане, которых привлечет уже не 4-кратно более дешевый бензин, но просто любое горючее, если с ним дома начнутся перебои. Уже называют возможные маршруты таких поездок: Выборг, Санкт-Петербург, Светогорск и через другие переходы - Петрозаводск, Сортавала, Костомукша. Однако на сегодняшний день порядки таковы, что въезжающий от нас на территорию Суоми может иметь полный бак плюс 10 литров в канистре дешевого российского бензина. Но не более. Плюс к этому поездки финнов в РФ с начала года осложнены отказом российской стороны от оформления так называемых "приграничных карточек", позволявших жителям сопредельных областей многократно пересекать границу в течение срока их действия, и возвратом к практике выдачи традиционных виз на конкретный период поездки. Сработают ли эти "тормоза", станет ясно уже в ближайшее время".
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены