19 сентября 2000 г.
Обзор прессы
19.09.00
"Эксперт", еженедельник
Опубликован материал "Без вины виноватые", в котором сообщается, что ОПЕК мало причастна к развертыванию нынешнего нефтяного кризиса (подробно см. в рубрике "Нефть в мире")
*****
"Коммерсант-Власть", еженедельник
Опубликован материал "С вышек все предрешено", в котором сообщается, что очередной скачок цен на нефть на Западе считают следствием заговора стран-экспортеров нефти. Подобные обвинения раздаются в адрес ОПЕК на протяжении всей ее 40-летней истории. Но в нынешнем заговоре одна из главных ролей отводится России (подробно см. в рубрике "Нефть в мире")
*****
"Ведомости"
В материале "Гусинский не продался" (авторы - Алексей Германович, Антон Чаркин) сообщается, что вчера пресс-служба "Газпрома" распространила сообщение, в котором говорится, что "20 июля состоялись переговоры между руководством ОАО "Газпром-Медиа" (100% -ная "дочка" "Газпрома") и ЗАО "Медиа-Мост" (включая самого Гусинского). Стороны констатировали, что ЗАО "Медиа-Мост" не может погасить свою задолженность перед ОАО "Газпром", которая составляет $473 млн. и обеспечивается 40% акций ЗАО "Медиа-Мост", и достигли договоренности о том, что "Газпром-Медиа" приобретет за $773 млн (из них $300 млн - деньгами, остальное - зачет долгов) ЗАО "Медиа-Мост" и "все компании, входящие в одноименный холдинг ". Пресс-служба "Газпрома" не обнародовала список этих компаний. Однако некие доброхоты, именующие себя "Демократы за свободу информации", вывесили факсимиле договора и всех приложений к нему в Интернете - на сайте www.geocities.com/abramson4. Если эти факсимиле - не фальшивка, речь идет о 52 компаниях, через которые Гусинский осуществляет весь свой медиа-бизнес. Как утверждают представители газового концерна, Гусинский их обманул, 9 сентября без объяснений отказавшись выполнять соглашение. Более того, сообщает пресс-служба "Газпрома", с апреля 2000 г. ЗАО "Медиа Мост", "по нашей информации являвшееся на тот момент владельцем от 75% до 100% уставного капитала всех входящих в холдинг компаний, предприняло действия по переводу данных активов из-под обязательств перед ОАО "Газпром" на другие юридические лица, в том числе офшорные"… Близкий к переговорам источник заявил "Ведомостям", что вчерашнее сообщение "Газпрома" "вполне достоверное"… Гусинский, однако, утверждает, что договор был им подписан под давлением Кремля. "Неотъемлемой частью этого так называемого договора является приложение N6, подписанное не только главой "Газпром-Медиа" Альфредом Кохом, но и министром печати Михаилом Лесиным, руководившим политической частью переговоров, - говорится в заявлении Гусинского, распространенном вчера поздно вечером. - Суть этого документа: чсделка совершается в обмен на свободу и безопасность Владимира Гусинского и его партнеров". Медиа-магнат утверждает, что за два дня до подписания договора - 18 июля - он в присутствии двух адвокатов из крупной американской юрфирмы засвидетельствовал, что соглашение не будет иметь силы".
*****
В рубрике "Вектор" в заметке "ОПЕК увеличит добычу? Нет, сократит" подчеркивается, что "одно из аналитических агентств вчера напомнило рынку о том, что странам - экспортерам нефти приходится планировать свои действия, исходя из более отдаленных перспектив, чем ближайшие недели и месяцы. Несмотря на то что творится сейчас на рынках нефти, страны ОПЕК в скором времени будут вынуждены задуматься не об увеличении добычи сырья, а о ее сокращении. В опубликованном вчера Центром глобальных энергетических исследований (CGES) ежемесячном докладе о состоянии нефтяной промышленности говорится, что нынешние цены пока еще остаются на высоком уровне благодаря ограниченным запасам мазута. Как только спрос на него начнет падать, а произойдет это уже к концу зимы, запасы сырой нефти начнут расти, а цены - стремительно падать. По мнению экспертов CGES, если ОПЕК будет поддерживать добычу на уровне 29,3 млн баррелей в день на всем протяжении 2001 г. , в IV квартале цены опустятся до $10 за баррель. CGES полагает, что к началу II квартала будущего года ОПЕК следует сократить объемы добычи до 27,5 млн баррелей в день, тогда средняя цена Brent в 2001 г. сохранялась бы на отметке $24,30 за баррель. Впрочем, в условиях мягкой зимы в Северном полушарии снизить объемы добычи до 28 млн баррелей в день придется еще раньше. В соответствии с выводами доклада на протяжении всей зимы цены на нефть будут высокими и нестабильными. Объясняется это нынешней нехваткой мощностей нефтеперерабатывающих заводов из-за того, что страны ОПЕК слишком медлили с увеличением нефтедобычи".
*****
В материале "Баку загрузит" Транснефть" (автор - Лариса Буянцева) сообщается, что "до 1 октября Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) намерена заключить контракт на закупку 2 млрд куб. м газа для нужд местной энергетики. Глава компании Натик Алиев говорит, что высвобожденные объемы нефти будут направлены на экспорт через Россию. Обходной трубопровод является частью северного экспортного маршрута азербайджанской нефти Баку - Тихорецк - Новороссийск. По межправительственным соглашениям Азербайджан должен обеспечивать прокачку по этому маршруту 2,3 млн т нефти в год (тариф на транспортировку по нему составляет $15,67 за тонну). Но в этом году ГНКАР поставила по нему всего 350 000 т, так как разразившийся в республике энергетический кризис заставил ее отдавать нефть для переработки в мазут. Между тем ГНКАР является единственной компанией, транспортирующей азербайджанскую нефть по северному маршруту. Международный консорциум АМОК предпочитает экспортировать нефть в западном направлении - через грузинский порт Супса, так как это позволяет ему сокращать транспортные расходы и сохранять высокое качество нефти. При транспортировке азербайджанской легкой нефти, добываемой АМОК, по обходной трубе она неизбежно смешивалась бы с менее качественным российским сырьем, что привело бы к потерям в размере около $3 на баррель. Зимой этого года ГНКАР пыталась закупить на рынке нефть или мазут для нужд азербайджанской электроэнергетики, но у трейдеров не оказалось свободных объемов. В новом сезоне Азербайджан намерен придерживаться другой стратегии: перевести электростанции с мазута на более дешевый газ, который республика намерена закупить в России или Казахстане, выделив для этих целей $90 млн. Скоро должны быть объявлены итоги тендера на поставку газа в Азербайджан, участниками которого являются российские компании "Итера" и "Транснафта", а также немецкая Debis. "Уже до конца этого года республика намерена закупить 300 млн куб. м природного газа по цене $40 - 50", - сказал вице-премьер азербайджанского правительства по энергетическим вопросам Ягуб Эюбов. В 2001 г. объемы импорта газа составят до 2 млрд куб м. На прошлой неделе Натик Алиев заявил в Вашингтоне, что импорт газа позволит Азербайджану высвободить до 2 млн т нефти в год, которые планируется прокачать на экспорт через Россию. Однако представитель ГНКАР вчера сказал "Ведомостям", что это заявление не является обязательством компании и означает лишь то, что закупка газа может способствовать загрузке северного маршрута. "Если экспорт нефти через Новороссийск будет нам невыгоден, то эти высвободившиеся объемы сырой нефти мы будем перерабатывать в нефтепродукты и продавать", - подчеркнули в ГНКАР. Вчера представитель "Транснефти" сообщил "Ведомостям", что пока ГНКАР не заявляла серьезных объемов на прокачку нефти до Новороссийска в IV квартале этого и I квартале следующего года. 13 сентября азербайджанская компания возобновила экспорт по северному маршруту, простаивавшему с 29 июля, и намерена прокачать в сентябре 30 000 т. Однако как будет складываться дальнейшая ситуация, пока неизвестно. "Транснефть" в июле уже направила азербайджанской стороне претензии на сумму $29 млн в связи с невыполнением обязательств по загрузке маршрута Баку - Новороссийск и намерена добиваться их исполнения, вплоть до обращения в международные суды".
*****
"Российская газета"
В материале "Пойдет ли Россия на помощь Европе" отмечается, что "ситуация на мировом нефтяном рынке и возможные совместные шаги по исключению в будущем резких колебаний цен на нефть будут подняты британской стороной во время начавшегося вчера визита главы Правительства РФ Михаила Касьянова в Великобританию. Информация об этом получена корр. ИТАР-ТАСС из британских источников… От позиции России, которая является участником "большой восьмерки" и одной из крупнейших нефтедобывающих стран, во многом зависит дальнейшее развитие событий на мировом нефтяном рынке. Российский премьер Михаил Касьянов станет первым главой Правительства, стран "большой восьмерки", который прибыл вчера с рабочим визитом в Великобританию в условиях самого тяжелого кризиса кабинета Тони Блэра за все время его пребывания у власти… Тони Блэр "с воодушевлением" ожидает прибытия российского премьера и намерен активно работать по продвижению вперед двусторонних отношений, заявил корр. ИТАР-ТАСС источник в окружении британского премьера. При этом было отмечено, что "Великобритания в высшей мере заинтересована в участии в разработке нефтяных месторождений на российской территории". Лондон взял сейчас на себя инициативу по выработке единой позиции министерств финансов "семерки" относительно общей ситуации на мировом нефтяном рынке и необходимых шагах с тем, чтобы растущие цены на нефть не подорвали мировой экономический рост и не привели к росту инфляции. Одновременно Великобритания инициировала новый конфиденциальный раунд переговоров с ОПЕК. Однако, как здесь стало известно корр. ИТАР-ТАСС, страны ОПЕК готовы пойти на дополнительное увеличение добычи нефти при условии, что "большая восьмерка" будет гарантировать им поддержание цены на баррель нефти в рамках 22-28 долларов".
*****
В материале "Бензин стал невыездным" (авторы - Вячеслав Гончаров, Алексей Чичкин) сообщается, что "с 15 сентября более чем на треть повышена пошлина на экспорт российского бензина - до 27 евро за одну тонну. Фактически, это запретительная расценка. Причем уровень ее увеличения совпадает с ростом экспортных бензиновых цен за истекшие полтора месяца. Таким образом, Правительство России начинает принимать жесткие меры по сдерживанию роста цен на бензин. И это оправдано - ведь ситуация доходит до абсурда: с одной стороны, производство бензина в России, по данным Минэнерго и Минэкономразвития, вполне достаточно для внутреннего спроса, и уже не первый год. Но с другой - этого топлива почему-то хронически не хватает нашей стране, особенно в осенне-зимние месяцы. И, как следствие, оно столь же хронически дорожает - ко второй половине сентября темпы роста розничных бензиновых расценок стали опережать отпускные цены заводов как минимум на 20 процентов. Если в конце августа один литр Аи-92 стоил у нас в среднем около шести с половиной рублей, то к середине сентября - уже свыше семи рублей. Но и это не предел: согласно прогнозам Минэнерго РФ, Центральной топливной компании и Российского топливного союза, к началу октября эта планка может достигнуть восьми с половиной и даже девяти рублей за литр. Словом, новая экспортная пошлина на бензин, что называется, подоспела вовремя: ведь в прошлом году она была увеличена в середине октября, что позволило "уйти" в соседнее зарубежье до середины осени 1999-го примерно 25 процентам российского бензина! Однако точных оценок по поводу цен, после введения такой пошлины, специалисты пока не выдают. По большинству прогнозов, рост бензиновых расценок если и замедлится, то не раньше середины октября. Ну а в нынешней Европе и впрямь энергетическое бедствие: только за август-первую половину сентября расценки на бензин там рванули более чем на 15 процентов. Начались массовые демонстрации потребителей и профсоюзов, блокада транспортных артерий, проводятся ежедневные заседания парламентов, правительств и даже Комиссии Европейских Сообществ". Как отмечают авторы, "по уровню налогообложения производства и сбыта нефтепродуктов большинство стран Запада остаются в лидерах. Если сравнивать (в сопоставимых ценах) акцизы на бензин и налоговые "предписания" для бензоколонок, западные расценки в среднем примерно в 10 раз больше российских! И если "западные" налоги вовремя не платятся, то не удастся избежать не только временного отключения от экспортной "трубы", но и права сбывать свой товар на внутреннем рынке. Штрафные же начисления порой зашкаливают за суммы просроченных налогов. А в России долгое время "нефтяных королей" просто уговаривали не вывозить "черное золото" и готовое топливо в валютное зарубежье в ущерб внутреннему рынку. Но, похоже, этому пришел конец: с введением запретительных пошлин на экспорт бензина скачки цен на рынке не должны произойти. Надеемся. Тем более что Соединенные Штаты, ЕС и ОПЕК якобы договорились увеличить до начала октября "опековскую" добычу на два миллиона баррелей в сутки. Эта мера, по экспертным оценкам, способна понизить мировые расценки на нефть до 27-29 долларов за баррель".
*****
"Бизнес в России", (приложение к "Российской газете")
В материале "Золотой треугольник пермской нефтехимии" (авторы - Татьяна Афанасьева, Олег Александров) отмечается, что одной из основных "точек роста" экономики Пермской области сегодня является нефтехимия. "Предприятия пермской нефтехимии существуют на российском рынке более четверти века… Значительное место в структуре отрасли региона занимает Пермский газоперерабатывающий завод. Работа в тесной координации с предприятиями, входящими в состав вертикально-интегрированной Сибурско-Уральской нефтегазохимической компании (АК "Сибур"), позволила Пермскому заводу в течение последних пяти лет почти в три раза увеличить производительность труда. Объем сжиженного газа, производимого заводом, составляет около 500 тысяч тонн в год. На ГПЗ ведется активная работа по снижению себестоимости продукции (пропан, изобутан), что уже ведет к удешевлению всей цепочки по производству продуктов нефтехимии… Консолидируя предприятия, находящиеся на одной производственной площадке, можно максимально отслеживать качество продукции, концентрировать финансы на стратегических направлениях, оптимизировать технологические и сырьевые потоки. И самое главное - развивать предприятия. Именно исходя из этого, АК "Сибур" принял решение о формировании в Пермской области регионального территориального комплекса в составе "Пермского ГПЗ", "Завода бутиловых спиртов" (ЗБС) и завода "Стирол". Создание такого комплекса позволит увеличить выпуск новейших конечных продуктов нефтехимии, которые помогут удешевить многие товары народного потребления, а также сопутствующие изделия в других областях промышленности. Пермский ГПЗ стал своеобразным форпостом "Сибура", который и сейчас определяет лицо нового промышленного объединения. "Сибур" через ГПЗ осуществляет полную загрузку мощностей "Стирола" и ЗБС и реализует весь спектр производимой ими продукции. Оба предприятия, еще до недавнего времени "лежавшие на боку", благодаря кооперации смогли не только "встать на ноги", но и значительно увеличить свое производство. Так,ежегодный объем выпуска стирола на ОАО "Стирол" достиг 40 тысяч тонн при 100-процентной загрузке производственных мощностей.
Этот продукт является сырьем для производства высококачественного каучука, полистирола, санполимеров, различных конструкционных пластмасс для автомобилестроения, авиационной промышленности. В сегодняшних условиях спрос на российском рынке на стирол велик и поэтому в планах предприятия увеличение производства стирола до 48 тысяч, а затем до 85-100 тысяч тонн в год. Пермский стирол, являющийся продуктом высшей марки, поставляется на многие предприятия России. Увеличилась загрузка на линии пиролиза - с 9 до 15 тысяч тонн. В "законодателя мод российской нефтехимии" превратился и Завод бутиловых спиртов. Основным продуктом, определяющим лицо этого предприятия как на внутреннем,так и на внешнем рынке, является 2-этилгексанол. Предприятие специализируется на его производстве более 20 лет и сегодня вновь стало его ведущим поставщиком на внутренний и внешний рынки. На долю предприятия приходится более 70 процентов всего объема 2-этилгексанола, производимого в России. Поскольку создаваемый комплекс ОАО "Сибур-Химпром" единственный на Урале, его значение трудно переоценить. Сегодня нефтехимический комплекс, состоящий из трех предприятий, это свыше четырех тысяч работающих, более 200 миллионов рублей ежегодных налогов, полностью поступающих в бюджет Пермской области и во внебюджетные фонды… создаваемый региональный комплекс находится под "пристальной" опекой АК "Сибур", который намерен вложить в программу реконструкции и модернизации предприятий Пермского газонефтехимического комплекса в течение ближайших двух лет 15 миллионов долларов, а программа до 2005 года предусматривает инвестиции в размере 50 миллионов долларов".
*****
Со ссылкой на Росбизнесконсалтинг сообщается, что в РАО ЕЭС "обещают рост энерготарифов в России в связи с ростом цен на нефть. Сложившаяся ситуация с резким ростом цен на нефтяном рынке неизбежно повлечет за собой рост энерготарифов на рынке России. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции в Челябинске зам. Председателя правления РАО "ЕЭС России" Вячеслав Воронин. По его словам, нефтяные и нефтеперерабатывающие компании подняли цену на мазут с 570 руб. за тонну в сентябре 1999г. в среднем до 2 тыс. руб. (при этом некоторые компании, "Славнефть", например повысили цену до 3 тыс. руб.), в то время как цена на электроэнергию за этот же период увеличилась в среднем на 48%. Учитывая, что "зимний" уровень запаса мазута на федеральных станциях должен быть 200-250 тыс. тонн, РАО "ЕЭС России" вынуждено отвлекать средства от других статей расходов, чтобы обеспечить это задание. По словам В.Воронина, это прямые потери РАО, которые плавно перейдут в дальнейшем в рост энерготарифов. Как положительный фактор В.Воронин отметил ужесточение с 1 сентября политики правительства РФ по отношению к нефтяным компаниям в вопросе поставок нефти и мазута на внутренний рынок. По состоянию на 18 сентября, РАО ЕЭС подписало договоры со всеми нефтяными компаниями России по обеспечению поставок топлива для российской энергосистемы".
*****
"Время МН"
В материале "Северный маршрут обречен на прозябание" (автор - Владимир Мишин) сообщается, что вице-премьер правительства Азербайджана Ягуб Эйюбов "назвал основные плановые показатели развития топливно-энергетического комплекса республики в 2001 году. Так, добыча нефти Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР) запланирована в будущем году на уровне 8,9 млн тонн. Это на 0,1 млн т, или на 1,1 проц. ниже, чем в 2000 году. Из общего количества нефти, которую ГНКАР планирует добыть в 2001 году, на экспорт по трубопроводу Баку - Новороссийск должно быть отправлено лишь 0,6 млн тонн. Таким образом, и в 2001 году Азербайджан не сможет обеспечить транспортировку по трубопроводу Баку - Новороссийск объемов нефти, предусмотренных азербайджано-российским межправительственным договором от 18 января 1996 года. Напомним, что он предусматривал транспортировку в 2000 году по трубопроводу Баку - Новороссийск 2,3 млн т азербайджанской нефти. На сегодняшний день Азербайджан прокачал до Новороссийска лишь 0,38 млн тонн. А в октябре - декабре 2000 года Баку вообще не планирует экспортировать нефть ГНКАР. Что касается добычи Азербайджаном природного газа, то, по заявлению Я.Эйюбова, республика надеется получить в 2001 году около 6 млрд куб. м этого углеводородного сырья. Из этого количества 1,3 млрд куб. м газа предполагается сжечь в топках тепловых электростанций страны. Остальной газ пойдет на удовлетворение потребностей промышленных предприятий и населения Азербайджана. И тем не менее, как считает Я.Эйюбов, несмотря на резкое (по сравнению с 1999 годом, когда Азербайджан реализовал на мировом рынке свыше 2,5 млн т своей нефти) сокращение в 2000-2001 годах объемов экспорта сырой нефти, в ближайшие несколько лет республика не сможет без импорта природного газа полностью удовлетворить свои внутренние энергетические потребности. И уже сегодня известно, что поступать в республику импортируемый газ будет по трубопроводу Моздок (Россия) - Кази-Магомед (Азербайджан)".
*****
В заметке "Процесс продажи "Медиа-Моста" "Газпрому" затягивается" сообщается, что "Газпром" предложил "купить за 300 млн долл. акции Владимира Гусинского. Однако переговоры о приобретении холдинга "Медиа-Мост" затягиваются в связи с тем, что стороны не могут договориться о том, какие именно активы будут продаваться. В поисках иностранного покупателя для "Медиа-Моста" "Газпром" уже обратился к одному международному инвестиционному банку. В "Газпроме" исходят из того, что в конце концов газовой монополии удастся получить полный контроль на медиа-холдингом. Гусинский по-прежнему отчаянно пытается спасти свою империю и хочет пересмотреть условия договора с "Газпромом", которому уже принадлежат 16 проц. акций "Медиа-Моста".
*****
В материале "Сибирь хочет хозяйствовать по-новому" (автор - Константин Катанян) сообщается, что "Байкальский экономический форум, открывающийся сегодня в Иркутске, обещает стать значимым мероприятием такого рода не только для восточных регионов России, но и для многих азиатских стран. Инициатором проведения крупного экономического конгресса за Уральским хребтом стало руководство межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС). Как сообщил на пресс-конференции исполнительный директор МАСС Владимир Иванков, в отличие от аналогичного питерского форума байкальский должен быть ориентирован на страны азиатско-тихоокеанского региона, а не Европы. В работе форума примут участие председатель Совета Федерации Егор Строев, другие известные сенаторы, а также члены российского правительства. Свое намерение прибыть в Иркутск уже подтвердил министр финансов Алексей Кудрин. Организаторы форума рассчитывали даже на приезд Владимира Путина, однако президент, как известно, отменил на днях даже практически подготовленный визит в Санкт-Петербург… На форуме будет обсуждаться, в частности, вопрос о взимании налогов по месту реального нахождения предприятия, а не по месту его регистрации. Ведь пока большинство крупнейших и богатейших предприятий угольной промышленности и нефтегазового комплекса платит налоги в Москве, тогда как налоговые отчисления одного ОАО "Сибнефть" могли бы составить 40 проц. доходной части бюджета Омской области. Такая же ситуация в Томской области с Восточной нефтяной компанией. Вопросы большей финансовой самостоятельности регионов, богатых природными ресурсами - нефтью, газом, лесом, углем, никелем, алмазами, золотом, предстоит решать в комплексе с другими проблемами этой бескрайней земли, в том числе транспортными и энергетическими."
*****
В материале "Германия на грани нефтяного путча" (автор - Евгений Бовкун) сообщается, что в последние дни в Германии "оказались парализованными многие участки автобанов. Десятки крестьян заблокировали тракторами подступы к нефтеперегонному комбинату в Лингене (Нижняя Саксония). В Ганновере пятьсот тракторов, грузовиков и такси, двигаясь в черепашьем темпе, многокилометровым конвоем опоясали город. Бременские таксисты облекли свой протест в форму карнавального шествия. Саксонские фермеры "привлекли к участию" в демонстрациях крупный рогатый скот. Ввиду забастовок частично прекратилось производство на автомобильных предприятиях "Опеля" и "Форда". Перебои с транспортом, подвозом горючего и продовольствия наблюдались во всех уголках Германии". Как отмечает автор, "замедленная реакция немцев на состояние нефтяного рынка объясняется, однако, не дефицитом их импульсивности, а особенностью местных условий. Если французы сумели добиться понижения цен на горючее, то германский потребитель не надеется на поблажки правительства. Со времени введения "красно-зеленым" кабинетом экологического налога, дополнившего налог на минеральное топливо, цены на бензин выросли на двенадцать пфеннигов за литр, а с 2001 года увеличатся еще на семь пфеннигов. Причем независимо от цен на нефть на мировом рынке. И впереди еще три таких повышения. Сейчас бензин стоит больше двух марок за литр, но "зеленые" не отказались от мысли довести цену бензина до пяти марок. Министр по делам окружающей среды Юрген Триттин, улыбаясь, сообщил с телеэкрана: езда на машине - роскошь и обходится бюргеру слишком дешево. В Германии назревает широкое недовольство политикой правительства, от которой страдают не только экспедиционные фирмы, владельцы автомашин и тракторов, но и химические фабрики, пароходства, авиакомпании, склады и магазины. В некоторых магазинах Берлина ощущается нехватка рыбы и сыра - их не подвезли из-за отсутствия горючего. Власти собираются чуть понизить плату за отопление, хотя это вряд ли окупит потери населения из-за введения экологического налога. Отменить же налог они не могут: ведь он приносит казне миллиарды… Подоплеку конфликта постичь несложно. Ни в одной другой европейской стране правительство не зарабатывает столько на владельцах машин, как в Германии. Хозяин 40-тонного грузовика отдает государству в виде налога на транспортные средства 35 тыс. марок в год, а вместе с прочими отчислениями - 40 тыс. В соседних странах экспедиторы живут вольготнее. Бельгиец "отстегивает" казне 31 тыс. марок, датчанин - 35 тыс., голландец - 34 тысячи. Не удивляет, что 81 проц. бюргеров не согласны с тезисом Триттина о "дешевизне езды". Расходы на содержание автомашины растут быстрее зарплаты. За последние 9 лет они увеличились на 30 проц. Обслуживание небольшого "Опель-Корса" обходится его владельцу в месяц в сумму, которой было бы достаточно для аренды трехкомнатной квартиры".
*****
В материале "Веские аргументы топливной войны" (автор - Евгений Верлин) отмечается, что "норвежские водители грузовиков в понедельник утром присоединились к своим коллегам из других европейских стран в их усилиях добиться снижения цен на топливо. В течение нескольких часов они блокировали одиннадцать нефтяных терминалов на юге и западе страны. Данное решение было принято профсоюзом водителей после того, как министр финансов страны отказался дать какие-либо обещания снизить налоги на бензин. Блокада была снята во избежание столкновений с полицией после того, как государственная компания "Статойл" подала официальную жалобу в министерство внутренних дел. Объявление о намерении правительства поднять со среды налог на дизельное топливо подстегнуло на аналогичную акцию шведских водителей. Утром они блокировали порт Гетеборг и заявили о намерении сохранять пикеты вплоть до удовлетворения своих требований… Частичную блокаду шведские водители устроили также в портах, откуда отходят паромы в Германию и Данию. Небольшой пикет у НПЗ в городе Порво выставили на несколько часов два десятка финских дальнобойщиков, что привело к появлению длинной пробки на шоссе. Со вчерашнего утра оказалась блокирована гавань барселонского порта. В морском пикете участвует около 20 рыболовецких шхун. Переговоры между администрацией порта и протестующими против непомерных цен на дизельное топливо рыбаками продолжались почти весь день, но так и не привели к компромиссу… С конца прошлой недели продолжаются переговоры между представителями испанского правительства и профсоюзов водителей, уже устроивших несколько кратковременных акций протеста, но угрожающих пикетировать нефтехранилища "в британском стиле" в случае сохранения цен на том же уровне. По сообщению агентства Рейтер, во вторник на режим "медленной езды" (30-40 км/час) перейдут несколько сотен дальнобойщиков и водителей грузовиков в Израиле. Их цель та же: добиться снижения цен на топливо. Тем временем иракский лидер Саддам Хусейн призвал страны ОПЕК не поддаваться давлению Запада и не снижать цены на нефть. В обнародованном вчера всеми багдадскими СМИ заявлении Саддама, сделанном на заседании кабинета министров, было выражено сомнение в способности Саудовской Аравии довести объемы нефтедобычи до таких масштабов, которые могли бы удовлетворить "непомерные аппетиты" западных стран. Наблюдатели обратили внимание на то, что Саддам больше не стал развивать поднятую Багдадом на прошлой неделе тему "воровства" Кувейтом нефти из пограничных нефтяных месторождений, на которые претендует иракская сторона".
*****
"Труд"
В материале "Бензиновый пистолет держит экономику на мушке" (автор - Александр Проценко) отмечается, что "всего пару недель назад газеты написали, что "пошедшие в рост" цены на бензин в конце концов непременно дойдут до 7,5-8 рублей за литр наиболее "народного" А-92. В результате в минувшие выходные на некоторых московских бензоколонках появились ценники - 7,80, а уж 7,60-7,70 висят повсеместно… Теперь эксперты по бензиновому рынку прогнозируют новую ценовую планку - 8,50-9 рубл ей за литр бензина А-92… В Татарстане, Владимире, Новосибирске, Томске, Туле, Хакасии и многих других регионах страны стоимость одного литра А-92 уже перевалила за отметку 8 рублей. Нарастает и дефицит нефтепродуктов. По данным Российского топливного союза, в 16 регионах страны дефицит бензина достиг 25-50 процентов. Например, в Ярославской и Самарской областях бензин А-92 и А-95 отсутствует на трети автозаправок, в Саратовской области - на половине АЗС. В результате в Москве, имеющей семидневный переходящий запас бензина (вполне достаточный при нормальной ситуации в целом по стране), уже все чаще появляются иногородние бензовозы в поисках относительно дешевого столичного топлива. Если поток их будет нарастать, московским автовладельцам тоже придется туго… Почему, откуда в избыточно нефтедобывающей стране дефицит нефтепродуктов? "Нет нефти!"- утверждают руководители нефтеперерабатывающих заводов. Им можно верить: за первые восемь месяцев нынешнего года в погоне за нефтедолларами нефтяные компании вывезли из страны 93 млн. тонн вместо запланированных 84 млн. тонн. Вывезли бы и больше, но, во-первых, ограничивают возможности "экспортной трубы". Во-вторых, как и в прошлом году, правительство установило (вопреки рекомендациям МВФ) для нефтедобытчиков так называемые "балансовые задания" на снабжение сырьем отечественных НПЗ. Невыполнение заданий грозит отлучением от экспортной трубы - то есть потерей экспортных доходов. На прошлой неделе сюда добавилось и увеличение экспортной пошлины на нефть: с 20 до 25 евро за тонну. Но эта мера имеет больше фискальный характер, то есть нефтяникам просто предложили активнее поделиться сверхдоходами с государством. По оценкам экспертов, только дополнительная прибыль бюджета от высоких цен на нефть составит до конца года около 2,5 млрд. долл. Всего же по итогам года нефтяники перечислят в бюджет порядка 8-9 млрд. долларов… Чего ждать в ближайшем будущем? Министр экономического развития и торговли Герман Греф считает, что "рост цен на бензин в российских регионах носит сезонный характер и прекратится к концу октября". Прогноз, мягко говоря, неутешительный, означающий, что нынешняя свистопляска с ростом цен и дефицитом топлива продлится еще почти полтора месяца. Эксперты Российского топливного союза считают, что цены на бензин в конце концов замрут у отметки 9-10 рублей за литр А-92, ибо эта цифра является "порогом платежеспособного спроса". По мнению вице-президента нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" Леонида Федуна, 9-10 рублей за литр бензина, или 30-35 центов, - "это экономически обоснованная цена, которая реально отражает затраты на добычу нефти и тот объем налогов, который входит в стоимость нефти и нефтепродуктов". При этом, напоминает Л.Федун, около 50 процентов в цене нефтепродуктов составляют федеральные и местные налоги".
*****
Сообщается, что "Шестая Международная конференция "Газопроводы в Северо-Восточной Азии: многосторо ннее сотрудничество" открылась в понедельник в Иркутске. Как заявил на открытии форума губернатор Иркутской области Борис Говорин, работа конференции будет содействовать "выработке современных решений по масштабным инфраструктурным газовым проектам, которые будут определять политический и экономический климат всей Северо-Восточной Азии и стран Тихоокеанского бассейна".
*****
Сообщается, что 19 сентября в Москве открылся "десятый Международный конгресс "Новые высокие технологии для газовой, нефтяной промышленности, энергетики и связи". В работе форума, организатором которого являются правительства Российской Федерации и Москвы, Государственная Дума, министерства энергетики и связи, ОАО "Газпром", "Газпромбанк", Международная академия технологических наук и другие представительные структуры, принимают участие более 800 ученых и специалистов из разных стран мира. Пленарные заседания, на которых будут обсуждаться вопросы развития энергетических отраслей в XXI веке, продлятся до 21 сентября. По окончании деловой части конгресса состоится торжественная передача эстафеты городу Салехарду - можно сказать, столице нефтегазового края России: следующий научный форум энергетиков и связистов состоится там".
*****
Под заголовком "А на Западе "пистолет" дает осечку" помещена подборка сообщений о ситуации с обеспечением нефтепродуктами в ведущих европейских странах.
Так, в материале "Велкобритания: ползком из кризиса" (автор - Андрей Степанов) отмечается, что Туманный Альбион продолжает лихорадить. "Дело дошло до того, что всерьез обсуждался вопрос, как заправить автомашину российского премьера Михаила Касьянова, прибывшего в Лондон с визитом. Хотя поставки бензина и дизельного топлива на автозаправочные станции возобновились, возле них выстраиваются огромные очереди. Приоритет отдается только автомобилям учителей и врачей. Кое-где сохраняются ограничения на отпуск товаров. Специалисты считают, что для нормализации обстановки потребуется до трех недель. СМИ почти единодушны в том, что правительство Тони Блэра оказалось неспособным предотвратить кризис и в этом смысле потерпело поражение. Премьер-министр фактически был вынужден отступить перед требованиями пикетчиков и теперь должен снизить в течение 60 дней налоговую составляющую цены бензина для потребителя. Впервые за 8 лет лидер оппозиционной консервативной партии Уйльям Хейг обошел лейбориста Тони Блэра по популярности. Но правительство не намерено сидеть сложа руки и предпринимает срочные контрмеры. Готовится закон, по которому нефтяные компании будут нести прямую ответственность за снабжение страны горючим. Кроме того, армии поручено подготовить большое количество бензовозов с водителями на случай возобновления блокады нефтеперегонных заводов. Несколько прояснилась ситуация и с ОПЕК. Под скоординированным давлением со стороны Евросоюза и США эта организация выразила готовность сделать все, что в ее силах, для смягчения нефтяного кризиса. Генсек ОПЕК Рилвану Лукман заявил, что если к концу октября цена барреля не снизится с нынешних 36 до 28 долларов в результате уже обещанного увеличения ежедневной добычи на 800 тысяч баррелей, то может быть принято дополнительное решение о наращивании нефтедобычи еще на полмиллиона баррелей в день, в основном за счет возможности Саудовской Аравии и Кувейта. Однако ОПЕК хочет гарантий, что в случае увеличения поставок нефти на мировые рынки цены на нее на опустятся ниже 20 долларов за баррель".
В материале "Франция: требовали горючего, как хлеба" (автор - Вячеслав Прокофьев) сообщается, что по данным опросов общественного мнения 75% французов поддержали действия водителей, в течение недели блокировавших фрацунзские НПЗ. "Такое единодушие не могло не заставить правительство серьезнейшим образом подойти к решению острого социального конфликта. Отсюда интенсивнейшие переговоры с организациями транспортников и другими профессиональными категориями, поддержавшими их действия. В результате довольно быстро был найден компромисс. Владельцы автотранспортных компаний добились для себя снижения внутреннего налога на нефтепродукты (ВНН) на 0,35 франка с литра, таксисты - повышения тарифов, а крестьяне, которые своей сельхозтехникой умножали мощь забастовщиков, - госпомощи почти на полмиллиарда франков. Премьер-министру Лионелю Жоспену благодаря этим весомым уступкам удалось погасить в самом начале конфликт, который в противном случае обещал правительственному кабинету очень серьезные неприятности. Недовольство высокими ценами на горючее - отнюдь не "привилегия" одних водителей грузовиков. Ведь уровень цен объясняется не только резким подорожанием нефти на мировых рынках. Дело в самой структуре стоимости литра бензина, в которой налоги составляют примерно 80 - 85 процентов, что ежегодно приносит госбюджету 210 миллиардов франков (почти 30 миллиардов долларов)".
В материале "Бельгия: найден компромисс" (автор - Никита Шевцов) сообщается, что "в течение пяти дней Бельгия переживала тяжелый кризис, вызванный повышением цен на горючее. Брюссель и другие города испытывали острую нехватку бензина и дизельного топлива. Грузовые машины блокировали доступ к нефтеперерабатывающим предприятиям, парализовали движение транспорта в столице и на основных автомагистралях. Выступления водителей грузовиков поддержали таксисты и даже представители профессий, не имеющих никакого отношения к транспорту, например металлурги. Нарастал крупный социальный конфликт, потому что все прекрасно понимали: после повышения цен на бензин и дизельное топливо подорожают другие нефтепродукты, в том числе мазут, которым отапливается подавляющее большинство домов в Бельгии. Рост цен на нефтепродукты ударил по всем категориям населения. В ситуации, когда экономическая жизнь страны оказалась практически парализованной, правительство было вынуждено пойти на переговоры с лидерами профессиональных объединений водителей грузовиков. Был достигнут компромисс. Блокирование дорог и нефтеперерабатывающих предприятий прекратилось. Со своей стороны, правительство обещало водителям грузовиков компенсацию за повышение цен на горючее в виде снижения некоторых налогов и страховки на общую сумму, равную примерно 100 миллионам долларов. В целом каждый водитель грузовика получил разного рода дотации на сумму в 2,5 тысячи долларов. Цены на бензин и дизельное топливо несколько снизились. Денежные компенсации за повышение цен на мазут получат примерно 260 тысяч малооплачиваемых семей".
В материале "Германия: зажигание позднее, но вспышка сильная" (автор - Рудольф Колчанов) сообщается, что "в Линдене на три часа крестьяне окружили тракторами нефтеперерабатывающий завод. В Ганновере, Магдебурге и Вильгельмсхафене было парализовано городское движение. В Саксонии недовольные ростом цен на горючее перекрыли все въезды на магистральные автодороги. Министр внутренних дел ФРГ Шилли пригрозил судебными преследованиями и призвал на помощь пограничную полицию. Помимо взрывного удорожания энергоносителей, немцев особо тревожит в создавшейся ситуации то, что с нового года начнется очередной этап повышения экологического налога и стоимость горючего автоматически поднимется еще на семь процентов. Два года назад немцы безропотно восприняли этот закон, практически не имеющий ничего общего с экологией, кроме названия. Из поступающих по нему средств только 2 - 3 процента идут на охрану окружающей среды. Основная же часть направляется в пенсионный фонд: в стране растет число пенсионеров, надо изыскивать средства, и налог на бензин - самый-де подходящий для этого вариант. Теоретически звучит вполне приемлемо, но в эти дни, когда человек подъезжает к бензоколонке и хватается за голову, глядя на ценники, сознание упирается в сиюминутный момент, отказываясь от перспективных размышлений. В Германии 51,3 миллиона автомобилей, тракторов, автобусов, мотоциклов. Нефтепродукты потребляют самолеты, корабли и прочие машины с двигателями внутреннего сгорания. Более 60 процентов жилья отапливается нефтепродуктами и газом. Повышение цен на энергоисточники затрагивает буквально каждого бундесбюргера напрямую, не говоря уже о том, что неминуемо подорожает все каждодневно необходимое человеку. В приближающихся бедах рядовые немцы, твердо придерживающиеся рыночных принципов, менее всего обвиняют нефтепроизводителей, резонно полагая, что никто не станет продавать задешево, если покупатель платит больше. А потому обрушивают весь гнев на собственное правительство, конкретно требуя в первую очередь отменить экологический налог? Правительство категорически выступает против, поскольку рушатся не только пенсионные расчеты, но и все бюджетные построения".
*****
"Экономика и время", еженедельник (г.Санкт-Петербург)
В заметке "Эту провинцию будут эксплуатировать круглосуточно" (автор - Владимир Ануфриев) сообщается, что "первый танкер с 10 тысячами тонн заполярной нефти покинул терминал в море близ поселка Варандей и взял курс на Голландию. Таким образом акционерные компании 'ЛУКойл" и 'Архангельскгеолдобыча" (АГД) приступили к круглогодичным работам по вывозу нефти с месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции в Ненецком автономном округе.В состав арктической транспортной системы, созданной менее чем за год, входят 10 танкеров ледового класса, специально построенных 'Лукойлом" на верфях Петербурга, береговой резервуарный парк, рейдовый погрузочный терминал пропускной способностью до 1 миллиона тонн нефти в год. Первоначальные инвестиции в транспортную систему составили $300 млн".
*****
В заметке "На нефтяных дрожжах прибыль выросла в несколько раз" сообщается, что "предприятия Республики Коми за семь месяцев с начала 2000 года получили в 3,4 раза больше прибыли, чем за тот же период прошлого. Доходность в отраслях экономики достигла 9,2 миллиарда рублей, убыток составил 0,97 милл иардарублей, сообщили в Министерстве экономики РК. Хотя половина предприятий республики считается убыточными, их число с начала года постоянно снижается. Почти половина полученной предприятиями Коми края прибыли - 4,4 миллиарда рублей - приходится на компании нефтедобывающей отрасли. В нефтеперерабатывающей отрасли балансовая прибыль за январь-июль 2000 года составила 409,9 миллиона рублей, что в 21,8 раза больше, чем за тот же период прошлого года. В результате успешной работы отрасли в РК в январе-августе этого года более чем в 1,5 раза возросли объемы железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов. На 48,7 процента увеличилась доходность в целлюлозно-бумажной промышленности - за семь месяцев 2000 года она составила почти 1,5 миллиарда рублей".
*****
"Сегодня"
В материале "Четверть миллиарда для "Газпрома" (автор - Николай Манвелов) сообщается, что "Совет директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) отложил рассмотрение вопроса о выделении кредита в размере 250 млн долл. для ОАО "Газпром", однако его судьба может решиться в среду в Лондоне в ходе встречи председателя правительства РФ Михаила Касьянова и руководителей банка. Планируется, что кредит будет использован компанией на осуществление перевода отчетности на международные нормы и реконструкцию объектов добычи и транспортировки природного газа. Примечательно, что инициатором выделения кредита выступил не сам газовый концерн, а правительство России, давно пытающееся установить контроль над финансовыми потоками "Газпрома". Что касается ЕБРР, то западные инвесторы давно жалуются на низкую информационную открытость "Газпрома". Поэтому переход концерна от российских стандартов учета к западным повысит интерес западных инвесторов к российской газовой монополии. Напомним, что далеко не все российские нефтегазовые компании раскрывают свою отчетность по международным стандартам. Это связано с тем, что при составлении консолидированных отчетов по крупным холдингам компаниям (к каковым относится "Газпром") необходимо учитывать данные многочисленных дочерних акционерных обществ. Таким образом, на международную отчетность надо переводить не одну, а сотни компаний. Куда более сложен вопрос о реконструкции добывающей и транспортной инфраструктур газовой монополии. Степень износа магистральных газопроводов России доходит до 75-80%, ибо значительная часть "ниток" построена более 20 лет назад. Кроме того, компании необходимо вводить в строй новые газовые месторождения, так как ныне используемые уже в значительной мере истощены.
Но есть и другая сторона медали. Как известно, одним из условий кредитов Всемирного банка и МВФ России было разделение "Газпрома" на добывающие и транспортные компании в целях опять-таки большей информационной прозрачности. Теперь же ЕБРР до момента возврата кредита, по сути, подписывается под идеей сохранения целостности газового гиганта".
*****
"Время и деньги" (г. Казань)
В материале "Госнефтеинспекция проверит всех" сообщается, что в Татарстане "создается Государственная инспекция по надзору и контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов (Госнефтеинспекция). Она будет находиться в двойном подчинении - Кабинета Министров РТ и Министерства энергетики РФ. Начальником инспекции назначен Роберт Гилязиев, возглавлявший упраздненное управление госнефтеинспекции и лицензирования ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг". Новая служба, как сообщил корреспонденту "Татар-информ" сам Гилязиев, является составной частью системы государственного энергетического надзора России. Она будет финансироваться за счет сборов за выдачу лицензий, а также средств, полученных от собственной деятельности. Лизензированию, как известно, подлежат автозаправки и деятельность по хранению и реализации нефти и нефтепродуктов. Госнефтеинспекция может проводить проверки, например, полноты слива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн и танкеров, расходования моторного топлива автомобилями, которые предназначены для работы на сжиженном газе, состояния измерительных средств. Итогами проверок могут стать вынесение запретов на использование нефтепродуктов, техники, оборудования и контрольно-измерительных приборов и даже производственных помещений, сооружений. Очевидно, штат инспекции, насчитывающий сегодня 3 человек, в ближайшее время резко возрастет".
*****
В заметке "Нефти все больше" сообщается, что в августе 2000 года АО "Татнефть" "добыло 2,089 млн тонн нефти (в августе 1999 года - 2,057 тонн). С начала года добыча компании составила 16,396 млн тонн (16,001 млн за этот же период прошлого года). Всего по Татарстану в августе добыча нефти составила 2,341 млн тонн (2,259 млн в 1999 году). За 8 месяцев этого года в Татарстане добыто 18,188 млн тонн нефти по сравнению с 17,442 млн в прошлом году, сообщили в пресс-службе АО "Татнефть".
*****
В материале "Татнефть" - патриот "КамАЗа" сообщается, что "АО "Татнефть" намерено всю свою специальную технику, применяемую в бурении и в других производственных целях, перевести на шасси "КамАЗов". Об этом заявил заместитель генерального директора - главный инженер "Татнефти" Наиль Ибрагимов. Всего будет разработано около 15 разновидностей агрегатов, адаптированных для камских большегрузов. Шесть моделей уже готовы, а три находятся пока еще в работе. Ранее КамАЗ не производил такой техники, она ставилась на "Кразы" и "Уралы", которые нефтяников вполне устраивали, особенно для бездорожья. Сейчас же "Татнефть", вняв призывам руководства республики поддержать своего товаропроизводителя, повернулась лицом к камскому автогиганту. Мы надеемся, отметил Ибрагимов, на новые разработки КамАЗа, особенно на большегрузы для перевозки жидких и сыпучих материалов. Весь вопрос в том, какую цену выставит автозавод. От этого будет зависеть, какой он получит заказ. Как пояснил корреспонденту "Татар-информа" главный механик "Татнефти" Владимир Попов, в текущем и в 2001 годах около 200 специальных агрегатов - "задавочных", капитального и подземного ремонта, паровых передвижных установок, насосовозов, штанговозов и т.п. - будет изготовлено на камазовской базе. Монтаж будет осуществляться в основном в подразделениях "Татнефти". Кроме того, начались полевые испытания "задавочной" машины, собранной на Елабужском автомобильном заводе, и смесительной установки производства Зеленодольского завода им. Серго. Всего же ежегодная потребность Татнефти в большегрузных автомобилях составляет около 1000 единиц".
*****
"Сибирский посад", еженедельник (Тюменская область)
Сообщается, что стоимость бензина в Тюмени продолжает расти. По данным комитета по ценам администрации города, стоимость бензина марки АИ-92 увеличилась на 5,5%, АИ-76 - на 11%, АИ-95 - на 6,1%".
*****
Со ссылкой на Прайм-ТАСС сообщается, что ТНК "подпишет 18 октября 2000 г. с американским Eximbank соглашение о предоставлении гарантий по выделению кредита на модернизацию Рязанского нефтеперерабатывающего завода. Об этом сообщил журналистам на пресс-конференции в Рязани президент ТНК Семен Кукес. Второй транш кредита в размере 217 млн. долл. предоставляется американской фирмой ABB Lummus Global, еще 70 млн долл, предназначенных для реализации этого проекта, по словам С.Кукеса, будут привлечены из других источников. По его словам, всего в течение 2000 г. и первого квартала 2001 г. ТНК затратит на модернизацию Рязанского НПЗ около 200 млн. долл., а в ближайшие три года общая сумма инвестиций в этот проект достигнет 400 млн. долл".
*****
Со ссылкой на Интерфакс сообщается, что "ОАО "Уралмаш" провело презентацию мобильных буровых установок нового типа, построенных по заказу Тюменской нефтяной компании. Как сообщила пресс-служба АО "Объединенные машиностроительные заводы", в которое входит Уралмаш, главной особенностью новых буровых установок БУ 2500/160 ДПБМ является возможность их быстрого монтажа, демонтажа и легкость транспортировки. Стоимость контракта составляет "несколько миллионов долларов", отмечается в пресс-релизе. По сообщению пресс-службы, в настоящее время ведутся переговоры о поставках таких буровых установок для ОАО "Газпром" и ряда ведущих российских нефтяных компаний. Машины вызвали также интерес у геологов Казахстана, Узбекистана, Ирака".
*****
Со ссылкой на АК&М сообщается, что "мировые цены на нефть должны значительно снизиться уже в ближайшее время. Об этом в эфире радио "Эхо Москвы" заявил президент Центральной топливной компании Юрий Шафранник. Причем, отметил он, падение цен будет столь же значительным, как и недавний их рост. Напомним, что 10 сентября 2000 года ОПЕК приняла решение об увеличении квот на добычу нефти на 800 тыс. баррелей в сутки или на 3,2% от общего мирового объема добычи нефти. Такое решение было принято в связи с тем, что за последние два года мировая цена на нефть выросла более, чем в три раза и достигла отметки $37 за баррель, спровоцировав таким образом "нефтяной" кризис в ряде стран-потребителей нефти".
*****
В заметке "В 2001 году Тюменскую область ожидает стабилизация и небольшое продвижение вперед" сообщается, что "стабильное развитие в 2001 году предрекает Тюменской области департамент экономики областной администрации. Здесь закончена работа над прогнозом основных показателей социально-экономического развития первого года 21- го века. Согласно прогнозу в зависимости от разного рода неблагоприятных факторов рост объемов производства в Тюменской области (имеется в виду юг Тюменской области) в 2001 году по отношению к 2000 году составит 104,5-102%. По всем производственным отраслям будет наблюдаться стабилизация либо рост. Наиболее динамично будут развиваться топливная отрасль (рост 130-110% по отношению к 2000 году), химическая и нефтехимическая промышленность (110-108%), машиностроение и металлообработка (105-103%), легкая промышленность (104- 103%)".
*****
В заметке "Продаются остатки НК "Сургутнефтегаз" сообщается, что "правительство в ближайшее время продаст на денежном аукционе оставшиеся у государства 0,87% акций НК "Сургугнефтегаз", сообщил Reuters источник в правительстве. Сейчас Сургутнефтегаз завершает обмен дополнительно выпущенных акций ОАО "Сургутнефтегаз" на акции НК "Сургутнефтегаз". Выставляемые на продажу 0,87% акций НК "Сургутнефтегаз" по предложенным коэффициентам обмена составят менее 0,2% акций ОАО "Сургутнефтегаз".
*****
В материале "Главная выставка года" сообщается, что 19 сентября в Тюмени открывается выставка "Нефть и газ-2000. Конверсия и машиностроение для ТЭК". "Тематика ее традиционна: Нефтегазопромысловая геология и геофизика; эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, строительство скважин; техника и технологии для добычи нефти, газа, нефтепереработки и нефтехимии; нефтегазовое машиностроение, спецтехника для обслуживания объектов нефтегазодобычи, транспортировки и хранения нефти и газа; транспортировка и хранение нефти, нефтепродуктов и газа; техника и технологии восстановления трубопроводных систем и оборудования; современные методы предупреждения коррозии трубопроводов и оборудования; строительство объектов для нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности; производство и применение новых химических и строительных материалов в нефтегазовой отрасли; контрольно- измерительная аппаратура для объектов нефтедобычи, транспортировки и нефтепереработки; системы автоматизации нефтепромыслов; энергосберегающие технологии; экологическая безопасность объектов нефтегазодобычи, транспортировки, хранения и переработки нефти и газа; новые методы и программы, применяемые при подготовке специалистов и повышении квалификации работников нефтегазовой отрасли. Особое значение выставки для развития предприятий топливно- энергетического комплекса подтверждены Знаком Союза выставок и ярмарок".
*****
"Восточно-Сибирская правда" (г.Иркутск)
В материале "... а газовый уже работает!" (автор - Дмитрий Люстрицкий) сообщается, что вчера "начала свою работу 6-я международная конференция "Газопроводы в Северо-Восточной Азии: перспективы сотрудничества", проходящая в рамках Байкальского экономического форума. В ней принимают участие газовики, трубостроители и геологи-разведчики из России и зарубежных стран. Наибольший интерес "Газовый форум" вызывал у наших восточных соседей -- Китая, Кореи, Японии и Монголии. Кроме того, среди иностранных участников -- США, Великобритания, Франция, Австрия, Канада. На форуме представлены такие крупные компании, как "Газпром", "РУСИА Петролеум", "Сахалиннефтегаз", "Саханефтегаз", а также "Токиогаз", Национальная китайская нефтегазовая компания, Корейская нефтегазовая компания, концерны "Тошиба" и "Мицубиси". На церемонии открытия выступил Фумио Сато, сопредседатель конференции и президент Северо-Азиатского газового форума (NAGPF). Господин Сато отметил, что Северно-Восточная Азия не может похвастать должным уровнем развития газопроводов. Для того, чтобы исправить сложившееся положение, необходимо многое изменить не только в экономической, но и в политической сфере. Организаторы форума стремятся к тому, чтобы в этом регионе установился дух сотрудничества. Участников конференции приветствовал губернатор области Борис Говорин. Он развил мысль господина Сато и подчеркнул, что сегодня геополитическая ситуация изменилась. Сдвиг центра мировой экономики в Азию привел к необходимости пересмотреть направление вектора российских интересов в этом регионе. Губернатор отметил, что Иркутскую область выгодно отличает от прочих регионов сочетание богатейших природных ресурсов, развитой промышленности и хорошего научного потенциала. Именно со четание этихфакторов позволяет создать хорошие стартовые условия для любого проекта. И такие проекты уже есть. Стратегической целью для нас является освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Однако успешной реализации этих намерений мешает сохраняющийся разрыв между интересами научного сообщества, политиков, газодобывающих компаний и банков. Мероприятия, подобные "Газовому форуму", должны углубить взаимопонимание между потенциальными участниками и сделать возможной реализацию самых смелых проектов".
*****
В материале "ЮКОС гарантирует..." (Сергей Козырев) сообщается, что "группа компании РИНКО передала своему деловому партнеру -- ЮКОСу контрольный пакет на право управления Ангарской нефтехимической компанией. Чтобы разъяснить политику нового управленческого аппарата, в конце минувшей недели президент компании ЮКОС-РМ Николай Бычков встретился с представителями СМИ. Он заверил, что каких-либо нетрадиционных шагов или непродуманных решений без согласования с администрацией области ЮКОС предпринимать не станет. Более того, понимая неразрывную связь между крупнейшими предприятиями и городскими проблемами, Николай Бычков заверил, что с их приходом налогооблагаемая база Ангарска не уменьшится. В плане социальной гарантии ЮКОС станет придерживаться японской модели, позволяющей сохранить за рабочими и ИТР прежние рабочие места. Вместе с тем, по его словам, без определенного сокращения штатов обойтись не удастся, но повальных увольнений не будет. Новой управляющей компанией, которая занимает второе место в России по добыче нефти, уже сегодня предпринимаются меры для придания "второго дыхания" нефтяному гиганту на Ангаре. Для оправдания будущих финансовых затрат на комбинате будет проведена ревизия всех предприятий, чтобы понять, куда в первую очередь необходимо вкладывать средства для освоения новых видов нефтепродуктов. Со своей стороны ЮКОС гарантирует ежегодные поставки нефти на АНХК в размере не менее 6 миллионов тонн. Уже в будущем году компания намерена взять ситуацию по нефтезаправочным станциям на территории области под свой контроль и построить новые станции по европейскому стандарту. ЮКОС также намерен контролировать все сырьевые потоки, которые поступают на АНХК, а в, конечном счете, планирует развить китайский проект, по которому в будущем году в Китай станет поступать до 20 миллионов тонн нефти".
*****
В заметке "Бензин снова дорожает" сообщается, что "иркутские автомобилисты в конце минувшей недели получили очередной "подарок" -- второе повышение цен на бензин за сентябрь. Теперь АИ-93 стоит 8 рублей за литр, А-76 и дизтопливо -- 7 рублей. Это повышение было плановым. Как объяснили нам в ОАО "Иркутскнефтепродукт", старые запасы нефти подошли к концу, а новое сырье приходится закупать у нефтяных компаний уже по более высокой цене. Кроме того, во время уборочной бензин всегда был в цене..."
*****
"Время по ..." (Казахстан)
В материале "Компании Казахстана увеличивают экспорт нефти в оффшоры - Минэнерго" со ссылкой на Reuters сообщается, что "нефтедобывающие компании Казахстана в 1999 году экспортировали в оффшорные зоны нефть почти на $1,2 миллиарда, что составило 63 процента от всего экспорта нефти. В текущем году экспорт в оффшоры резко увеличивается, говорится в сообщении министерства энергетики, индустрии и торговли, текстом которого располагает Рейтер. По данным агентства по статистике, за весь прошлый год было экспортировано 23,7 миллиона тонн нефти на общую сумму $2,04 миллиарда. В первом полугодии 2000 года, как сообщает документ министерства, экспорт сырой нефти на Бермудские острова составил $622,8 миллиона, что почти в три раза больше, чем за аналогичный период 1999 года. Физический объем прироста составил 944,334 тысяч тонн или 36 процентов. В текущем году за шесть месяцев экспорт на эти острова составил 3,55 миллиона тонн, по сравнению с 2,61 миллиона тонн в прошлом году. На Виргинские острова за этот же период было экспортировано нефти на сумму $441,2 миллиона, а за шесть месяцев 1999 года на $35,3 миллионов. В первом полугодии текущего года экспорт нефти на Виргины вырос до 2,67 миллиона тонн с 418,769 тысяч тонн в прошлом году. Экспорт в первом полугодии 2000 года, по данным министерства, достиг рекордной отметки в $4,2 миллиарда, что более чем в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Более 40 процентов этой суммы, или $1,7 миллиарда, составляет экспорт нефти. Объемы казахстанского экспорта за весь 1999 год составил $5,6 миллиарда. Импорт в целом также увеличился, достигнув уровня в $2,1 миллиарда, за весь прошлый год Казахстан импортировал товаров на $1,6 миллиарда. Основным торговым партнером по-прежнему остается Россия, на ее долю приходится 21,1 процента всего экспорта и 48,9 процентов импорта. По оценкам министерства, основной приоритет на данном этапе - выравнивание торгового баланса с Россией. Отрицательный торговый баланс с РФ, по мнению экспертов, формирует общий дефицит текущего счета платежного баланса. В документе также говорится, что Казахстан направляет прибыль от высоких мировых цен на нефть на покрытие дефицита платежного баланса. Казахстан добывает ежегодно порядка 30 миллионов тонн нефти и газоконденсата".
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены