18 сентября 2000 г.
Обзор прессы
16.09.00
"Время МН"
В материале "Топливный Армагеддон над Европой" (автор - Евгений Верлин) сообщается, что "на биржах Лондона и Нью-Йорка подешевевшие было фьючерсные контракты на сырую нефть с четверга вновь стали неумолимо дорожать, ибо трейдеры окончательно убедились в неспособности Организации стран-экспортеров нефти заметно увеличить поставки нефти до конца года. Более того, президент ОПЕК Али Родригес, по сообщению агентства Блумберг, предсказал, что к зиме цена на нефть поднимется до отметки 40 долларов за баррель. Вызвано это, по его мнению, высокими налогами, недостаточными мощностями для переработки и спекуляциями на рынке. Ситуацию усугубила и новость об обострении отношений между Ираком и Кувейтом, который Багдад обвинил в хищении нефти из иракских месторождений в приграничных районах. Озабоченность западников понятна: именно из-за нефти десять лет назад Саддам напал на соседнюю страну. Вашингтон заявил о готовности встать на сторону Кувейта в случае повторения агрессии. На горизонте замаячил призрак новой войны в регионе, что не прибавило оптимизма потребителям топлива. Между тем бензиновый кризис в Европе далек от разрешения. Отрадно, что в Италии, Бельгии и во Франции правительствам удалось остановить рост цен, снизив топливные налоги и тарифы. Зато в Германии, Испании и Ирландии "бензиновая война" вчера была еще в самом разгаре. Утром на три часа оказалась в блокаде Барселона: все подступающие к ней магистрали были перекрыты грузовиками и крестьянскими тракторами. В Германии всю первую смену "отдыхали" два автозавода компании "Дженерал моторс": пикеты по ту сторону границы воспрепятствовали подвозу запчастей из Бельгии. В Польше около 500 водителей, несмотря на обещанные суровые кары, вели свои грузовики на минимальной скорости, что привело к длиннющим пробкам в Гданьске и Быдгоще. В Великобритании большая часть пикетчиков, блокировавших НПЗ и АЗС, приостановила свои акции, но угрожает повторить их, если правительство не выполнит требований протестующих в течение ближайших 60 дней. Ситуация на островах лишь начинает входить в норму: из 13 тыс. бензоколонок под охраной полиции работает пока только 300, "назначенных" властями для обслуживания транспортных средств лишь тех служб, которые обеспечивают жизнеспособность населения… В создавшейся обстановке лидеры стран "большой семерки" поручили Великобритании подготовить проект жесткого заявления по ценам на нефть, которое, по их убеждению, должно заставить государства ОПЕК принять решение о существенном увеличении нефтедобычи. Эта мера призвана способствовать снижению цен на бензин и нормализации положения с топливом в западных странах. Ожидается, что подготовленный Лондоном текст заявления будет обсужден на предстоящем совещании министров финансов "семерки" в Праге. 20 сентября в Брюсселе проблему обсудят также министры транспорта стран ЕС".
*****
В материале "Бомбежки разбили мечту Карла Великого" (автор - Олег Грабовский) сообщается, что "проблеме расчистки фарватера Дуная, возобновления навигации была посвящена состоявшаяся в Бонне встреча транспортников Восточной и Центральной Европы… эта крупнейшая река Старого Света является ключевым звеном трансконтинентальной системы коммуникаций, соединяющей Западную Европу с Азово-Черноморским и Каспийским бассейнами, странами Ближнего Востока и Центральной Азии. Захватывающие перспективы открывает новый канал Дунай - Майн - Рейн, который позволит доставлять нефтепродукты и другие грузы дешевым водным транспортом странам Северной Европы и Скандинавии. Его пропускная способность - 13 млн т в год. О таком канале мечтал еще король франков Карл Великий. Однако война на Балканах, эмбарго, а затем и бомбежки Югославии блокировали сквозную навигацию на Дунае. Переговоры о начале расчистки Дуная и возобновлении судоходства ведутся на разных уровнях уже год. Евросоюз, к примеру, обязался выделить на эти цели почти 22 млн евро. Старт восстановительных работ намечался на весну этого года, но так и не состоялся. Тем временем продолжают нести потери Румыния, Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Австрия, Германия, Украина, не говоря уже о Югославии, против которой до сих пор действуют экономические санкции Евросоюза. Это обстоятельство, кстати, и тормозит начало финансирования восстановительных работ. На боннской встрече были приведены конкретные факты потерь. Например, на Верхнем Дунае оказались в заторе 100 украинских судов, на Нижнем - 600. Мощности транспортно-перегрузочного комплекса работают вполсилы. Только в прошлом году они недосчитались 3 млн т грузов. В целом же ущерб оценивается в 300-500 млн долларов".
*****
"Нефть Приобья" (г. Сургут)
В материале "Ценовые рекорды оказались битыми" (авторство - аналитическая служба ЗАО Сургутнефтегазбанк) рассматривается нынешняя ситуция на мировом рынке нефти. Как отмечается, "одной из причин роста нефтяных цен является продолжающееся снижение запасов нефти и топлива в США и странах Европы. Дефицит нефти уже привел к значительному росту цен на моторное топливо в развитых странах. В настоящее время этот рост начинает принимать масштабы кризиса, угрожая социальными и политическими последствиями. Участники рынка и потребители нефти окончательно осознали тот факт, что на сегодняшний день не существует каких-либо действенных способов кардинального изменения ситуации. Еще совсем недавно многие возлагали надежду на то, что ОПЕК на своем сентябрьском саммите примет решение об увеличении добычи нефти и цены пойдут вниз. Уже практически окончательно ясно, что даже если ОПЕК и решится наращивать добычу, то реальное увеличение количества нефти на рынке будет явно недостаточным для изменения ситуации. Идеальным решением для ОПЕК будет символический шаг навстречу развитым странам, который будет заключаться в решении об увеличении нефтедобычи на 0,5-0,7 млн. баррелей в сутки. На деле же это увеличение напрямую связано с техническими возможностями нефтедобытчиков, а также их желанием. Несмотря на продолжающийся рост цен на мировом нефтяном рынке, на рынке российских нефтяных акций продолжается ценовая коррекция после продолжительного роста. В преддверии возможного решения ОПЕК об увеличении квот на производство нефти трейдеры предпочитали воздерживаться от инвестиций в бумаги нефтяных компаний".
*****
18.09.00
"Ведомости"
В материале "ЛУКОЙЛ" сдался" (авторы - Юлия Бушуева, Елизавета Осетинская) сообщается, что в конкурсную комиссию по проведению инветконкурса по продаже 85% акций ОНАКО было подано 4 заявки, которые были сделаны еще 13 сентября. Однако, как отмечают авторы, на финишную прямую "вышли три претендента - альянс "Сибнефти", "ЮКОСа" и "Стройтрансгаза", Тюменская нефтяная компания (ТНК) и Sibir Energy". "Интересы альянса "Сибнефти", "ЮКОСа" и "Стройтрансгаза" на конкурсе будет представлять инвестиционная компания "Профит Хауз". ТНК подала две заявки - от имени своей "дочки" "ТНК-Инвест" и от дружественной компании "ЕвроТЭК". Что касается Sibir Energy, то один из ее владельцев Шалва Чигиринский вчера подтвердил "Ведомостям" участие этой компании в конкурсе, однако не назвал фирму, подавшую документы в РФФИ. Скорее всего, речь идет о "дочке" Sibir Energy - "Югранефти", получившей разрешение на покупку "ОНАКО" у Министерства по антимонопольной политике (МАП). Недавно замминистра энергетики Валерий Гарипов говорил, что Sibir Energy "имеет неплохие шансы на победу", так как за ней стоит крупный инвестор. По информации "Прайм-ТАСС", речь идет об инвестиционном фонде Unifund. Однако в беседе с "Ведомостями" представители Unifund категорически опровергали эту информацию. Настоящей сенсацией стал отказ "ЛУКОЙЛа" от участия в приватизации "ОНАКО". Еще недавно президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов заявлял, что его компания продолжает рассматривать возможность участия в конкурсе и даже запросила разрешение в МАП. Многие наблюдатели уже тогда полагали, что "ЛУКОЙЛ" не будет всерьез бороться за "ОНАКО", а подаст заявку, чтобы "не потерять лицо". Однако компания рассудила иначе и решила не замораживать на счетах РФФИ необходимый задаток в $85 млн. Вчера представители "ЛУКОЙЛа" отказались комментировать это решение". Авторы отмечаю, что ЛУКОЙЛ - "не единственный претендент, сошедший с дистанции накануне конкурса. По информации "Ведомостей", участвовать в нем также планировали две оренбургские фирмы - "Южуралпром" и "Расчетный центр". Они могли представлять интересы местных властей и бывших менеджеров "ОНАКО", которые долгое время сопротивлялись приватизации компании. Оренбургским фирмам удалось получить разрешение от МАП, однако заявки в РФФИ они так и не подали. Теперь борьба развернется между тремя конкурентами, каждый из которых имеет хорошие шансы на победу. Аналитики полагают, что в результате цена 85% акций "ОНАКО" на конкурсе может значительно превысить стартовую ($425,25 млн) , достигнув $600 - 700 млн. "Если конкурс будет проводиться честно, как это декларировало государство, то победить может любой из претендентов. Все трое имеют хорошие возможности привлечь финансовые ресурсы, поэтому конкуренция между ними может быть достаточно жесткой", - считает аналитик Fleming UCB Владимир Носов. В то же время он отмечает, что если государство позволит претендентам подключать свои политические связи (как это не раз происходило при других продажах) , то победителем наверняка станет "Профит Хауз". И в этом случае реальным владельцем "ОНАКО" станет, скорее всего, "Сибнефть". По информации "Ведомостей", "ЮКОС" решил выйти из приватизационного альянса и в ближайшее время завершить сделку по продаже "Сибнефти" принадлежащих "ЮКОСу" акций "Оренбургнефти", нефтедобывающего предприятия "ОНАКО"".
*****
В материале "Трудно быть пасынком" (автор - Александр Тутушкин) отмечается, что "владельцы АЗС видят причину подорожания бензина и дефицита топлива на АЗС в региональном монополизме нефтяных компаний. Сложившуюся ситуацию бензоторговцы считают настолько невыносимой, что Российский топливный союз решил написать об этом Владимиру Путину. Крупные компании говорят, что проводят нормальную рыночную политику, а на самом деле пытаются скупать независимые АЗС". "Как отмечает автор, "в Ярославле, например, это "Славнефть". Ее дочернее предприятие "Ярнефтепродукт" является здесь монопольным оптовым поставщиком топлива, и ему же принадлежит большая часть заправочных станций. Как рассказал "Ведомостям" владелец частной АЗС из этого города, до середины 1998 г., пока он и ему подобные получали бензин напрямую с Ярославского НПЗ, проблем не было. Но затем все поставки переключились на "Ярнефтепродукт", который начал давать значительные преференции собственным АЗС. Последние, по словам торговца, получают топливо значительно дешевле, чем независимые, а розничные цены приходится держать примерно одинаковые. В результате "свои" имеют на литре бензина доход в 2 руб. , а "чужие" - 50 коп. При этом "Славнефть" предлагает заключать джобберские договоры, но, по словам владельца АЗС, они очень невыгодны. Сейчас многие независимые АЗС в Ярославле простаивают, так как больше не могут работать по ценам "Славнефти" - "они невозможны". Однако в последнее время монополизм "Славнефти" пытается разрушить конфликтующая с ней ТНК. Эта компания предлагает владельцам ярославских АЗС заключать джобберские договоры. При этом, по словам собеседника "Ведомостей", условия у нее "мягче" и цены примерно на 10% ниже, но немногие решаются на это сотрудничество из-за прессинга со стороны "Ярнефтепродукта"… Вице-президент "Славнефти" Андрей Шторх опроверг сведения о разных ценах на нефтепродукты для "своих" и независимых АЗС. По его мнению, напряженную ситуацию в Ярославле создает недобросовестная конкуренция со стороны ТНК… А условия джобберских контрактов "Славнефти" он считает выгодными, поскольку компания в случае недопоставки топлива обязуется деньгами компенсировать своим джобберам упущенную прибыль. Непростая ситуация сложилась и в Новосибирске. По словам президента местной компании "Транссервис" (10 АЗС) Александра Бойко, с ноября 1999 г. все поставки в область пошли через "Новосибирскнефтепродукт", совместно контролируемый "Сибнефтью" и "ЮКОСом". И сразу же ценовая политика этой фирмы поставила на грань выживания независимых заправщиков (в городе им принадлежит 70% АЗС). Торговцы даже устроили забастовку, когда их маржа опустилась до 1 коп. на литр. А с середины прошлого месяца, как говорит Бойко, им вообще перестали отпускать топливо - мол, самим не хватает. Сейчас "частники" понемногу распродают запасы, стремясь оттянуть момент, когда придется остановиться. В области уже начались ограничения по отпуску бензина в одни руки. Джобберскую схему, по словам Бойко, "Новосибирскнефтепродукт" никому не предлагает. Зато он предлагает владельцам АЗС выкупить бизнес "и деньги, надо отдать ему должное, обещает реальные". Представитель "ЮКОСа" назвал эти обвинения абсурдными. Мелким торговцам, по его словам, в бензине не отказывают, но их совершенно не устраивает цена, которую предлагает оптовая база. В начале этого года партнер "ЮКОСа" на новосибирском рынке компания "Сибнефть" начала ценовую войну в Кузбассе, где компания контролирует "Кемеровонефтепродукт". Как сказал "Ведомостям" президент Союза владельцев АЗС и поставщиков нефтепродуктов Кузбасса Алексей Харченко, "нас душили низкими ценами". Впрочем, конфликт, как говорит Харченко, удалось разрешить путем переговоров. Возможно, потому, что независимые АЗС здесь контролируют около 90% рынка. По мнению заместителя главы антимонопольного министерства Анатолия Голомолзина, нынешние бои на бензиновом рынке были предопределены еще знаменитым президентским указом 1403, согласно которому топливная инфраструктура целых регионов передавалась одной нефтяной компании. Пока ситуация на мировых рынках была неважной, топлива хватало всем. Теперь же, с увеличением экспорта нефти и нефтепродуктов, на внутреннем рынке появился дефицит. Президент РТС Сергей Борисов тоже констатирует, что при наступлении топливных кризисов всегда "проваливаются" первыми те регионы, где доминирует одна нефтяная компания. И наоборот, там, где нет монополизма (как в Москве), до острого дефицита дело не доходит".
*****
В рубрике "Вектор" в заметке "Нефтянка - двигатель прогресса" отмечается, что "заводы - производители буровых установок для нефтяников и газовиков дождались своего звездного часа. Долгие годы, с начала 1990-х, они практически простаивали. И только с 1998 г. начался стабильный рост заказов, а в этом году количество заказов уже достигло уровня, критического для заводских мощностей. Нынешний спрос на буровое оборудование принципиально отличается от советских заказов. В СССР нефтяные компании могли тратить на закупку тех же буровых установок столько, сколько заблагорассудится: правительство пестовало нефтянку и не жалело бюджетных средств. Поэтому, например, завод "Уралмаш" выпускал буровых установок в 10 раз больше, чем он может делать сейчас. Нынешний подход нефтяников куда более рационален - они точно знают, какая именно установка им нужна. Кстати, именно всплеск спроса на оборудование подтолкнул вперед и технологии. Дело в том, что только сейчас в России была сконструирована и собрана достаточно мощная мобильная буровая установка (т. е. такая, которую можно легко передвигать, не разрушая конструкции). Но самое главное, что ее пытаются делать сразу два завода, - так что в ходе конкуренции, может быть, появится на свет еще какое-нибудь чудо техники".
*****
В рубрике "Прогнозы дня" представители нефтяного бизнеса отвечают на вопрос: "Должно ли государство вмешаться в ситуацию на бензиновом рынке?". Так, по мнению президента Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации Сергея Борисова, "государство наконец должно понять, что наша страна пока не может быть открыта для разгула рыночных страстей в ТЭКе. Если нынешние пошлины не препятствуют дефициту, надо их повышать, надо вводить балансовые задания, но делать это оперативно, а не к зиме, когда спрос упадет и мы получим затоваривание, как в прошлом году". В то же время глава ТНК Семен Кукес уверен, что в тех шагах, которые "государство предпринимает сейчас для обеспечения внутреннего рынка топливом, нет ничего страшного. Нефтяные компании достаточно много зарабатывают, и шаги государства можно рассматривать просто как дополнительный налог". А вице-президент "Славнефти" Юрий Суханов считает, что "государство должно регулировать бензиновые рынки через экспортные пошлины на нефть. Соответственно, дальше цены на нефтепродукты будут выравниваться рыночными методами. Регулирование цен на бензин и другие виды топлива вредно, так как такую тонкую сферу, как бензиновый рынок, в национальном масштабе регулировать невозможно - цена определяется множеством факторов, начиная с географического и кончая социально-экономическим". А генеральный директор Neste-СПб Олави Суомалайнен, напротив, уверен, что "во вмешательстве государства в ситуацию на бензиновом рынке нет никакой необходимости. Однако, если оно хочет принять участие в регулировании рынка, такая возможность есть. Я думаю, что мы работаем в условиях нормальной рыночной экономики. Во всяком случае, государство так говорит". Вице-президент финского концерна Fortum Матти Ямсен считает, что "сегодняшняя ситуация на мировых нефтяных рынках является результатом того, что цены долгое время шли вниз. В такие периоды никто не покупает нефть про запас. И когда цены на сырую нефть поднимаются и это также совпадает с высоким сезонным спросом на нефтепродукты, тогда, конечно, потребительские цены поднимаются до небес, а товарные запасы остаются на прежнем низком уровне. Сейчас наступает зимний отопительный сезон, и, если опираться на предшествующий опыт, в таких условиях уровень цен на нефтепродукты останется высоким, как минимум, до весны. Должны ли правительства вмешиваться в эту ситуацию, например снижая налоги? Мой ответ - нет. Если даже налоги будут снижены (в некоторых странах ЕС они просто астрономические) , нет никаких гарантий, что розничные цены упадут. Производители нефти (ОПЕК и др. ) могут присвоить разницу от снижения налога, но при этом государства теряют доходы, и потребители в результате не получают ничего. Высокие цены на нефть подпитывают инфляцию, и в перспективе это может означать замедление темпов развития экономики".
*****
В материале "Нефтяники спровоцировали дефицит" (автор - Максим Кашулинский) сообщается, что впервые в истории постсоветской России нефтяники начали покупать буровые установки целыми партиями. Оба российских завода, выпускающих такую технику, жалуются на то, что у них уже не хватает рабочих для выполнения заказов. "Две установки, представленные в прошлый четверг в Екатеринбурге, были собраны по заказу Тюменской нефтяной компании. Принципиальное их новшество в том, что они легко разбираются на блоки и перевозятся с места на место. Мобильные буровые установки такой мощности в России никогда раньше не производились. Начало выпуска "Уралмашем" (завод входит в холдинг "Объединенные машиностроительные заводы") абсолютно нового типа буровых установок говорит о том, что нефтяники становятся все более требовательными. Впрочем, предприятия ТЭКа не так давно вспомнили, что для поддержания добычи необходимо бурить новые скважины. До 1998 г. объемы бурения неуклонно снижались, сократившись с последних советских лет в семь раз. Однако только за восемь месяцев этого года объем эксплуатационного бурения составил около 6 млн м - на 13% больше, чем за весь прошлый год. "При нынешних ценах на нефть компании стали получать сверхприбыли, смогли расплатиться по внешним кредитам и теперь активно обновляют основные фонды", - говорит Владимир Ферюлин, начальник отдела маркетинга Волгоградского завода буровой техники - еще одного производителя буровых установок. По оценкам специалистов "Уралмаша", на территории СНГ в рабочем состоянии находится порядка 1200 буровых установок. Примерно 60% из них были когда-то собраны "Уралмашем", остальные - волгоградским заводом, доля импорта невелика. Директор фирмы "Уралмаш - Буровое оборудование" Фрикас Хасанов утверждает, что износ бурового оборудования составляет 70 - 90% , поэтому скоро его придется менять. Учитывая, что стоимость одной установки составляет не менее $2 млн, на полную их замену необходимо свыше $2,5 млрд, не считая ремонта. Именно за эти деньги борются два российских завода. До последнего времени они выпускали разную продукцию (в Волгограде делались более легкие буровые станки) , однако с прошлого года волгоградский завод начал играть на поле "Уралмаша". Например, в Волгограде сейчас собирают аналогичную уралмашевской мобильную установку для компании "Славнефть". Более легкие передвижные станки завод начал выпускать раньше. Увеличение заказов со стороны нефтяников привело к тому, что производство бурового оборудования на "Уралмаше" выросло почти в четыре раза по сравнению с прошлым годом. На волгоградском заводе - рост в два раза. В этом году "Уралмаш" уже собрал 16 установок (только "Сургутнефтегаз" купил 10 штук) , портфель заказов на следующий год перевалил за 50. Волгоград не раскрывает своих цифр, известно лишь, что они меньше. Впрочем, набрав заказов, машиностроители стали страдать от нехватки кадров - квалифицированные рабочие уволились за семь лет простоя. А нефтяники утверждают, что поздно спохватились. Так, еще в конце прошлого года компания "ЮКОС" столкнулась с тем, что размещать заказы на машиностроительную продукцию уже негде".
*****
В материале "На "Уралхиммаше" запахло газом" (авторы - Светлана Новолодская, Мария Рожкова) сообщается, что "неожиданное продолжение получил конфликт собственников завода "Уралхиммаш". В прошлую пятницу на встрече основных акционеров предприятия, организованной мэром Екатеринбурга Аркадием Чернецким, появился новый игрок - фирма "Севергазкомплект", якобы представляющая интересы неких московских компаний, работающих в газовой промышленности. Новый расклад акционеров предприятия выглядит следующим образом. Известному уральскому предпринимателю Павлу Федулеву принадлежит около 47% акций "Уралхиммаша", более 20% из них сейчас оспаривается в судах его противником Маликом Гайсиным. Сторону Гайсина в конфликте поддерживает промышленная группа "Урал-Инвест-Энерго", контролирующая 25% акций завода. Именно столкновение интересов Гайсина и Федулева привело на прошлой неделе к беспорядкам на втором по величине промышленном предприятии Екатеринбурга. На встрече у мэра выяснилось, что Федулев продал 8% своих акций некоему "Севергазкомплекту". Появление нового игрока для Гайсина и его сторонников стало полной неожиданностью. Руководитель новой фирмы-акционера Алексей Бастриков на встрече у мэра заявил, что представляет интересы московских компаний, работающих в газовой индустрии. Чем вызван их интерес к производителю оборудования для химической промышленности, непонятно. Тем не менее на встрече у мэра Федулев заявил, что продаст газовикам весь принадлежащий ему пакет акций "Уралхиммаша"".
*****
"Российская газета"
В материале "В Европе запахло бензином" (автор - Федор Лукьянов) сообщается, что ""Бензиновая лихорадка", вызванная высокими ценами на нефть на мировом рынке, как эпидемия, захлестнула в последние дни Англию, Германию, Францию, Бельгию, Испанию. Из-за блокады дорог и бензозаправок грузоперевозчиками парализованным оказалось движение на многих европейских автомагистралях и снабжение бензином… Пожалуй, самая драматичная ситуация на рынке нефтепродуктов сложилась в последние дни в островной Англии. Там водители большегрузных грузовиков-камионов и крестьяне в знак протеста против самых высоких в Европе цен на бензин (около полутора долларов за литр 95-го) перерезали дороги и подъездные пути к восьми из девяти нефтеперегонных заводов страны. Как водится, ситуацию усугубила паника среди автовладельцев, ринувшихся скупать бензин впрок. Естественно, на многих заправках топливо очень быстро кончилось, возникли дикие, по английским меркам, очереди. В итоге дело дошло чуть ли не до карточной системы: за одну заправку на человека разрешено покупать чуть больше десяти литров топлива… После того как на днях к акциям английских фермеров и водителей грузовиков присоединились рыбаки Плимута, ситуация может еще больше осложниться: рыбаки, не ровен час, могут заблокировать подвоз сырой нефти к туманному Альбиону по морю. В любом случае, если блокады на дорогах Англии продлятся еще неделю-две, ситуация может выйти из-под контроля правительства, которое пока не собирается менять своей политики в области ценообразования… А все началось, как всегда, во Франции. На родине нынешней "бензиновой революции" положение было не менее серьезным. В большинстве из 96 департаментов страны бензоколонки еще несколько дней назад были пусты, из 178 тысяч заправочных станций 80 процентов остались на сухом пайке из-за дорожных блокад фермеров и грузоперевозчиков… Положение изменилось лишь после того, как правительство пошло навстречу бастующим и в конце концов сократило на треть налоговую базу в цене бензина, за что тут же подверглось резкой критике министра финансов Евросоюза. По примеру английских и французских коллег на этой неделе к европейской "бензиновой революции" присоединились германские и бельгийские транспортники. Цель у них та же - блокадами и кордонами заставить свои правительства снизить налоговую часть в цене бензина и тем самым снизить саму цену на топливо. Дело в том, что в европейских странах в цене бензина, которая, как правило, не меньше 1 доллара за литр, основная часть (60-70 процентов) - это налоги: дорожный, экологический, не говоря уже про НДС и пр. Вот эту налоговую часть требуют снизить все бастующие и в Англии, и в Германии.
Эта мера, по мнению влиятельной "Уолл стрит джорнел", действительно могла бы стать решением нынешнего бензинового кризиса в Европе. Другое дело, что страны Евросоюза давно уже проводят согласованную бюджетную и налоговую политику и отменить в одностороннем порядке какую-то часть налогов достаточно сложно". Как отмечает автор, "в связи с нынешней ситуацией на мировом нефтяном рынке аналитики все чаще задаются вопросом: а не просматривается ли за нынешним топливным кризисом в Европе большая политика и геополитика? Некоторые из аналитиков склонны усматривать за бензиновым кризисом обостряющийся антагонизм между Европой и США. Желание Европы стать самостоятельным полюсом в мировой политике и выйти из своего послевоенного положения "американского протектората" явно раздражает Вашингтон… Пока Евросоюзу благодаря резервам еще как-то удается компенсировать потери от роста цен на "черное золото", но если цена на нефть и курс евро будут оставаться на нынешнем уровне еще несколько месяцев, то образовавшиеся ножницы могут покромсать многие из экономических планов ЕС, в том числе и план догнать и перегнать Америку. Не на это ли рассчитывает Вашингтон? Ведь если бы Штаты действительно хотели резко снизить мировые цены на нефть, то через Саудовскую Аравию - своего стратегического союзника, дающего более 30 процентов всего экспорта стран ОПЕК (8,8 из 25,4 миллиона баррелей в день), уже давно наверняка бы этого добились… С другой стороны, многие экономисты объясняют теперешний бензиновый кризис в Европе чисто экономическими причинами. В начале года, мол, многие импортеры в ожидании снижения мировых цен притормозили плановые закупки. Падения цен, однако, не произошло, и теперь прогадавшие покупатели спешно вынуждены закупать "черное золото" по самым высоким ценам, тем самым поддерживая их на прежнем высоком уровне. А тем временем в стратегических запасах по всему миру образовался дефицит в 200 миллионов баррелей. Дабы восполнить его, мало даже всех обещанных ОПЕК повышений квот. По минимальным расчетам, для возвращения к нормальной жизни на мировом нефтяном рынке требуется увеличить добычу не на 800 тысяч, а как минимум на 1,2 миллиона баррелей в день".
*****
"Итоги", еженедельник
Опубликованы материалы, посвященные текущей ситуации по ценам на нефть и проблемам мировой нефтяной отрасли: "Глобальный недолив", "Нефтяной соблазн"
******
"Бизнес&Балтия" (Латвия)
В материале "Нефтяная лихорадка. Цены на горючее в ближайшее время не снизятся" (авторы - Элеонора Гайлиш, Сергей Хиршфельд) сообщается, что "по мнению специалистов, цены на нефтепродукты в Латвии, значительно поднявшиеся в течение последней недели, в ближайшее время не снизятся. Небольшой спад - на 1-1,5 сантима - прогнозируется не ранее чем через месяц. Нефтеторговцы утверждают, что причина всего этого - рекордный за последнее десятилетие рост цен на нефть на мировом рынке… Местные торговцы нефтепродуктами заглядывают в будущее с осторожностью. Как заявил "&" генеральный директор LUKoil Baltija R Хаим Коган, розничные цены на бензин и дизельное топливо в Латвии могут снизиться не ранее чем через месяц, и то - незначительно. Такой длительный срок объясняется тем, что сейчас торговцы уже закупили нефтепродукты по высокой цене, и до того, как эти запасы иссякнут, пройдет определенное время. Другие специалисты в своих прогнозах еще более осторожны. По мнению директора по оптовой торговле Shell Latvia Эдгара Залитиса, колебания цен на мировом рынке нефти очень трудно прогнозировать. Несмотря на решение ОПЕК об увеличении добычи нефти, утверждать, что цены на нее понизятся, сейчас было бы преждевременно, так как осенью и зимой традиционно увеличивается спрос на нефтепродукты. Реально, признают эксперты, страны - экспортеры нефти отнюдь не заинтересованы в понижении цен на нее и будут делать все возможное для того, чтобы удержать высокие ставки. Впрочем, определенные надежды нефтяники связывают со следующей встречей представителей ОПЕК, которая запланирована на ноябрь нынешнего года. По мнению руководителя отдела розничной торговли Neste Latvija Валерия Каусиньша , реального падения цен на нефть можно ожидать лишь после этого совещания". Как отмечают автры, "в течение последней недели увеличение стоимости нефти на мировом рынке отразилось на Латвии самым прямым образом. Цены на бензин возросли за этот период примерно на 3%, а на дизельное топливо - на 8-9%. И это, по всей видимости, не предел".
*****
В материале "Устаревшие танкеры тормозят бизнес" (автор - Наталья Максимова) сообщается, что "за первую половину этого года прибыль АО Latvijas kugnieciba ( LK ) составила 1,9 млн. USD, меньше, чем за тот же период прошлого года. По словам президента LK Андриса КЛЯВИНЬША, рынок перевозок нефти и нефтепродуктов сегодня достиг высочайшего уровня, но LK не может использовать эту ситуацию c выгодой для себя, и виной тому - устаревший флот. Как сообщили представители LK , уменьшился и оборот пароходства - с 108,8 до 90,5 млн. USD. Прибыль пароходства во II квартале этого года составила 1,06 млн. USD - на 0,5 млн. USD больше, чем за тот же период прошлого года. Прибыль LK от деятельности судов за первые 6 месяцев этого года составила 7,1 млн. USD - на 4,5 млн. USD меньше, чем в 1999 году. Наибольшую часть прибыли - 8,3 млн. USD - принес компании танкерный флот. Остальные секторы перевозок LK , кроме рефрижераторного (для него рыночный сезон закончился раньше, чем прогнозировалось), тоже работали с прибылью. Дочерние предприятия LK в первом полугодии этого года отработали с прибылью в 469 тыc. USD, это на 157 тыс. USD больше, чем планировалось, однако в целом их результат ниже, чем за тот же период прошлого года. Причину этого объясняют уменьшением количества судов во флоте пароходства при сохранении объема клиентов на прежнем уровне. В этом году LK использует только 49 судов вместо 67 судов, используемых в прошлом году. Кроме того, на рынке морских перевозок во II квартале этого года были высокие цены на судовое топливо, поэтому доходы флота оказались ниже прошлогодних. "Но благодаря тому, что в прошлом году были проданы более старые и нерентабельные суда, а также за счет оптимизации расходов удалось сократить оперативные расходы на 8,6 млн. USD", - заявили в пароходстве. По мере роста цен на нефть во всем мире в мае началось повышение ставок фрахта на перевозки нефти и нефтепродуктов, наиболее резко они повысились в июле и августе. Так, ежедневные доходы танкерных судов типа Pablo Neruda, крупнейших во флоте LK , в июне составляли в среднем 715 USD в день на каждое. Это больше, чем в июне 1999 года. Но при этом и расходы на горючее, необходимое каждому судну, тоже были примерно на 400 USD в день выше, чем в прошлом году. По словам Андриса Клявиньша, рынок перевозок нефти и нефтепродуктов сейчас достиг высочайшего с 1973 года уровня, однако пароходство не может полностью использовать эту ситуацию для получения максимальной прибыли из-за своего устаревшего флота. Предлагаемые ставки фрахта на рынке на 15-30% ниже, чем для владельцев новых и современных танкеров, отметил он".
*****
"Панорама", еженедельник (Казахстан)
В материале "Премьер Токаев: "Увеличение добычи нефти, санкционированное ОПЕК, не повлияет на планы правительства" (автор - Николай Дрозд) сообщается о прошедшем 12 сентября заседании правительства, на котором "премьер-министр Касымжомарт Токаев коротко высказался по наиболее актуальным вопросам нефтяной проблематики. По мнению премьер-министра, правительство должно "форсировать" работу по анализу приватизационных контрактов, заключенных при приватизации нефтедобывающих предприятий. В то же время премьер хотел бы, чтобы это происходило без "ажиотажа" и "нагнетания страстей", и предположил, что для участия в работе могут быть приглашены "иностранные юристы". Двумя важными законодательными новациями, влияющими на внутренний рынок нефтепродуктов, станут вносимые законы о его госрегулировании и трансфертных ценах. Комментируя принятые накануне решения ОПЕК об увеличении квот добычи нефти, премьер-министр сказал, что это, как и возможное падение цен на нефть, не повлияет на планы правительства, потому что в сверстанном бюджете на будущий год заложены "пессимистические оценки" по поводу мировых цен на нефть. Премьер также бодро отозвался о ситуации с ГСМ для уборки урожая. По его мнению, Костанайская и Акмолинская области решили проблемы с дизельным топливом, а для Северо-Казахстанской будут "изысканы дополнительные возможности". В целом, вероятно, будет собран довольно неплохой урожай - 11 млн тонн зерна, что позволит иметь экспортные возможности примерно в 4 млн тонн. Новым моментом в оценках со стороны правительства, стала, пожалуй, лишь дважды высказанная Премьером критика в адрес прежнего руководства МЭИТ, опустошившего госрезервы, которые теперь необходимо пополнять горючим. Прежнее руководство, очевидно, подозревается в преобладании частных интересов".
*****
В материале "Казахойл" удовлетворен итогами аудита компании за 1999 год, проведенного "Эрнст энд Янг" (автор - Николай Дрозд) со ссылкой на пресс-службу ННК сообщается, что "по оценкам Ernst and Youg, согласно международным стандартам бухучета, активы "Казахойла" стоят $3,28 млрд. Как сообщается в пресс-релизе, суммарная стоимость основных средств "Казахойла" на конец 1999 года после переоценки основных средств по дочерним нефтегазодобывающим предприятиям составляет $2,19 млрд. Чистая прибыль компании составила $93,89 млн. В пресс-релизе также сообщается, что сделанный аудит не содержит никаких оговорок, что является значительным прогрессом по сравнению с аудитом прошлых лет. Большинство оценок специалистов "Казахойла" сразу после объявления решения ОПЕК об увеличении объемов добычи нефти на 800 тыс. баррелей сводились к ожиданиям лишь незначительного понижения цен. Эти оценки связаны с тем, что уже до этого решения рынок и так получал примерно 700 тыс. "нелимитированных" баррелей из-за стремления всех стран-нефтеэкспортеров получить максимальные прибыли на пике цен. Увеличение же на 100 тыс. баррелей в день (меньше 0,4% от уровня добычи ОПЕК) в "Казахойле" не считают достаточной величиной, чтобы переломить тенденции рынка. В компании считают подобный расклад и не слишком стремительное падение цен на нефть благоприятными для Казахстана. Тем не менее "Казахойл" объявил уже о второй сделке хеджирования, причем на этот раз были застрахованы довольно крупные объемы нефти - 1 млн тонн (вся совокупная добыча компании за 8 месяцев составила 4 млн тонн)".
*****
В материале "Представители НПО Каспийского региона намереваются усилить свое влияние на транснациональные корпорации в вопросах экологии" сообщается, что на прошлой неделе в Алматы прошел семинар экологических организаций прикаспийских стран "Разработка принципов взаимоотношений неправительственных организаций с транснациональными корпорациями (ТНК) в Каспийском регионе". "Организатором семинара стал Американский институт содействия общественным инициативам. По словам Сергея Соляника, представителя казахстанского НПО "Зеленое спасение", целью семинара было изучение существующего опыта экологических НПО с ТНК. При этом, судя по заявлениям участников пресс-конференции, проведенной по итогам семинара, можно было сделать вывод, что "зеленые" в прикаспийских государствах - серьезная и влиятельная сила, с которой даже всемогущие ТНК разговаривают на "вы". К конкретной информации, обнародованной на пресс-конференции, можно отнести заявления по поводу массовой гибели тюленей: прозвучали заявления о том, что значительная часть "экологического сообщества" считает, что большую роль в этом сыграло загрязнение, вызванное деятельностью нефтедобывающих компаний. Но участники семинара, по крайней мере некоторые из них, считают, что ТНК здесь если и были задействованы, то не были главной причиной (вообще было заметно желание экологов быть максимально корректными по отношению к ТНК).
- Тем не менее мы могли бы поставить вопрос так: почему ТНК, в зоне деятельности которых произошла массовая гибель животных, не представили убедительных доказательств своей непричастности к этому? - заявил представитель НПО "Катена" из Туркмении Тимур БЕРКЕЛИЕВ. - К сожалению, ни наши организации, ни государственные исследовательские организации не имеют достаточно денег, чтобы провести полный анализ проблемы. Возможности исследовательских работ на Каспии очень сильно упали: еще несколько лет назад невозможно было представить, что может вымереть десятая часть популяции животных - и неизвестно, от чего. Санир ИСАЕВ, представитель Азербайджанского центра экологического права, сделал очень интересное замечание: при буровых работах в азербайджанском секторе западные компании сбрасывают в море буровые растворы, созданные на синтетической основе (кстати, гораздо более токсичные, чем использовавшиеся в бывшем СССР).
Обсуждался на семинаре также вопрос о закрытой коммерческой информации в соглашениях о разделе продукции (СРП) в той их части, которая касается экологических аспектов. Так, г-н Соляник привел прошлогодний случай, когда выяснилось, что компания "Карачаганак Петролеум Оперейтинг" освобождена от уплаты природоохранных штрафов, что, по мнению эколога, является нарушением экологического законодательства страны".
*****
В материале "Карачаганак Петролеум Оперейтинг" обращает внимание на экологию" (автор - Тамара Еслямова) сообщается, что "в начале августа Западноказахстанское областное управление охраны окружающей среды наложило административные штрафы на руководителей экологической службы компании "Карачаганак Петролеум Оперейтинг" за ряд нарушений. В акте экологов упоминалось, что компания не принимает мер по снижению выбросов газа при сжигании. Отмечено, что введенная в строй в 1997 году компрессорная станция выветривания газа из-за конструктивных недостатков имеет низкий диапазон действия. Между тем за два последних года добыча сырья на Карачаганаке увеличилась на 40%. Кроме того, КПО подвергся критике за то, что до сих пор не начал строительство полигона по захоронению токсичных отходов и затягивает обустройство санитарно-защитной зоны. Тем временем состояние окружающей среды и здоровья местного населения оценивается специалистами УООС как критическое. Жители поселка Тунгуш и Березовка провели несколько несанкционированных митингов в знак протеста против действий операторов месторождения. В Бурлинском районе заболеваемость населения значительно выше среднеобластных аналогичных показателей. Учитывая претензии экологов, руководство "Карачаганак Петролеум Оперейтинг" намерено провести исследовательские работы по определению границы и степени неблагополучного воздействия месторождения на здоровье людей и окружающую природу. Привлеченные к этой работе республиканский центр "Казэкология", центр профилактической медицины "Кенесары" и фирма "Терра" уже приступили к анализу почвы, воды, воздуха вокруг Карачаганака, а также к медицинскому обследованию жителей села Тунгуш, находящегося в непосредственной близости к месторождению. После завершения работ будет составлена программа создания санитарно-защитной зоны, а также начнется строительство 5 лабораторных пунктов и установка экспресс-анализаторов".
*****
Financil Times (перевод - www.inopressa.ru)
В материале "Российского премьера допросят с пристрастием в связи с возможным выделением кредитов "Газпрому"и "ЛУКОЙЛу" (автор - Эндрю Джек) сообщается, что ожидается, что на предстоящей встрече Михаила Касьянова с представителями ЕБРР во время его поездки в Великобританию российского премьера будут допекать вопросами о некоторых крупнейших российских компаниях. Его ответы помогут ЕБРР определиться, предоставлять ли газовой монополии "Газпром" и нефтяной группе "Лукойл" запланированные кредиты на общую сумму 400 млн. долларов. Вопрос с выделением кредитов стал объектом серьезной критики со стороны различных кругов и внутренних дебатов в совете директоров самого банка. По мнению критиков, при нынешних ценах на продукцию ни одной из этих компаний деньги ЕБРР (в качестве финансовой помощи) не нужны, однако обе компании очень хотят получить кредит международного доверия, что может произойти, если российские компании заручаться поддержкой ЕБРР . Аналитики считают, что любые кредиты следует выделять только после серьезных улучшений в корпоративном управлении и финансовой прозрачности. Главной темой обсуждения с Касьяновым скорее всего станет 250-млн. кредит "Газпрому" - 38% акций компании принадлежат государству, которое пользуется в совете директоров большим влиянием, значительно возросшим после прошедшего этим летом ежегодного общего собрания. Многие эксперты выражают обеспокоенность тем, что "Газпром" заключает сделки на выгодных условиях с некоторыми компаниями, включая "Итеру" (базирующуюся во Флориде), которая, по их мнению, возможно, находится под контролем руководства "Газпрома". Представители "Итеры" опровергают эти предположения, однако не называют имена основных владельцев компании. Кредит ЕБРР предназначен для инвестирования в инфраструктуру компании и улучшение прозрачности бухгалтерского учета в "Газпроме". Тем не менее, критики утверждают, что возможности для оказания влияния на компанию у банка ограничены, и что с предоставлением любых кредитов следует подождать до тех пор, пока "Газпром" не проведет реструктуризацию и не будет положен конец его монопольному положению. Второй кредит в размере 150 млн. доллларов предназначен "Лукойлу". Банк планировал выделить деньги этим летом, однако предоставление кредита было отложено из-за невыполнения компанией ряда условий. По имеющимся сведениям, "Лукойл", отчасти под давлением ЕРББ, уже согласился прекратить пользоваться услугами "Western Petroleum", частного швейцарского нефтяного трейдера, который, как предполагают эксперты, возможно, был связан с компанией. Тем не менее, "Лукойл" все еще не выполнил два других условия. Первое касается опубликования давно обещанных финансовых данных (в соответствии с американскими учетными стандартами) удостоверенных одной из ведущих международных аудиторских фирм - это требует полного раскрытия всех сделок компании с родственными фирмами. Второе условие заключается в предоставлении подробных сведений о принадлежности оффшорной компании "Reforma Investment" (она базируется на Кипре), которая в октябре прошлого года выиграла тендер, на который были выставлены 9% акций "Лукойла", принадлежащие государству. "Reforma", которая, по мнению эеспертов, связана с руководством "Лукойла", приобрела эти акции по цене, всего на 5000 долларов превышающей стартовую(200 млн. долларов).
*****
В материале "Затягивается процесс продажи "Медиа-моста" "Газпрому" (автор - Джон Торнхилл) сообщается, что крупнейшая российская газовая компания "Газпром" предложила купить за $300 млн акции Владимира Гусинского - крупнейший медиа-бизнес страны. Однако переговоры о приобретении холдинга "Медиа-Мост", находящегося в сложном финансовом положении, затягиваются в связи с тем, что стороны не могут договориться о том, какие именно активы будут продаваться. В поисках иностранного покупателя для "Медиа-Моста" "Газпром" уже обратился к одному международному инвестиционному банку. В "Газпроме" исходят из того, что в конце концов газовому гиганту удастся получить полный контроль на медиа-холдингом. "Наша идея, которую поддерживает Рем Вяхирев и другие акционеры, состоит в том, чтобы взять этот бизнес себе и с помощью влиятельных финансовых консультантов продать его международному инвестору", - сообщил источник, близкий к переговорам. Гусинский, российский "олигарх", превративший "Медиа-Мост" в одну из самых влиятельных медиа-групп, по-прежнему отчаянно пытается спасти свою медиа-империю и хочет пересмотреть условия договора с "Газпромом". Медиа-магнат, который в июне был арестован и на три дня посажен в тюрьму по обвинению в хищении, утверждает, что является жертвой стремления Кремля подавить свободу прессы. "Газпром", которому уже принадлежат 16% акций "Медиа-Моста", является одним из крупнейших кредиторов компании. Представители газового гиганта утверждают, что это чисто коммерческий спор, и что предприятию необходимо вернуть свои деньги и инвестировать их в основной, газовый бизнес. В марте "Медиа-Мост" объявил дефолт по $211 млн кредита, полученным под гарантии "Газпрома" и под залог 20% акций медиа-компании. Кроме того, "Газпром" выступил гарантом еще по одному кредиту, в $262 млн, полученному под залог еще одного 20%-го пакета акций. Срок выплаты этого кредита наступает в следующем году. Считается, что 26-го июля Альфред Кох, в прошлом министр, а сейчас глава медиа-подразделения "Газпрома", конфиденциально договорился с Гусинским о том, что "Газпром" выкупит заложенные акции "Медиа-Моста" за $300 млн и возьмет на себя все долги медиа-компании. В тот же день министр печати Михаил Лесин подписал протокол, согласно которому с Гусинского были сняты все уголовные обвинения, что позволило медиа-магнату покинуть страну. В "Газпроме" считают, что сейчас Гусинский, пытаясь воспрепятствовать продаже, передает акции дочерних предприятий "Медиа-Моста" компании, зарегистрированной на Гибралтаре. В газовом гиганте рассматривается возможность привлечения к делу правоохранительных органов и ареста активов "Медиа-Моста". В воскресенье вечером нам не удалось получить комментарии "Медиа-Моста". Однако ранее в холдинге Гусинского опровергали заявления о том, что было достигнуто какое-либо соглашение с "Газпромом". Представители "Медиа-Моста" утверждали, что такие заявления являются манипуляциями "Газпрома" и российского правительства. Гусинский в течение многих месяцев ищет иностранного стратегического инвестора, который помог бы ему спасти его холдинг, находящийся в сложной финансовой ситуации. В своем недавнем интервью Евгений Киселев, генеральный директор телеканала НТВ, входящего в состав "Медиа-Моста", сказал, что на его взгляд в ближайшее время Гусинский в Россию не вернется. Несмотря на растущую озабоченность в том, что после того, как контроль над НТВ перейдет к "Газпрому", телеканал будет меньше критиковать правительство, в воскресенье вечером в своей телепрограмме Киселев снова пошел в наступление. Он уделил очень много внимания визиту представителей швейцарской прокуратуры в Москву и их встрече с российскими коллегами, в ходе которой обсуждались заявления Швейцарии о коррупции в президентской администрации.
*****
"Время по ..." (Казахстан)
Материал "Битва за бензин" ("Би-би-си") посвящен топливному кризису в Европе (подробно см. в рубрике "Нефть в мире")
*****
Опубликован материал "Азербайджанский президент в США: новые ходы "нефтяной дипломатии" (подробно см. врубрике "Нефть в мире")
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены