13 сентября 2000 г.
Обзор прессы
13.09.00
"Ведомости"
В материале "Кризис дошел до Минэнерго" (автор - Александр Тутушкин) сообщается, что нефтепродуктовые беспорядки на Западе, видимо, тревожат и российские власти. Ведь бензин дорожает и в России. Вчера министр энергетики Александр Гаврин сказал в одной из телепрограмм, что на этой неделе министерство проведет с представителями нефтяных компаний совещание по поводу цен. В целом мажорную для России картину роста мировых цен на нефть несколько смазывает то обстоятельство, что растут и цены внутренние. По словам Гаврина, именно ссылаясь на мировую конъюнктуру, компании увеличивают стоимость нефтепродуктов на отечественном рынке. Со свойственной ему обтекаемостью выражений Гаврин сказал, что "мы обеспечим объемы внутреннего рынка, а уже в зависимости от того, какой будет спрос, будет формироваться и цена". Представитель пресс-службы Минэнерго подтвердил вчера "Ведомостям", что в конце недели совещание по ценовой политике состоится, однако по причине конфиденциальности совещания он не сообщил, какие конкретно вопросы будут обсуждаться.
В компаниях, опрошенных "Ведомостями" ( "Роснефти", "ЛУКОЙЛе" и "ЮКОСе") о совещании пока ничего не знают, но примерно представляют, о чем пойдет речь. Представитель "Роснефти", например, считает, что нефтяников будут уговаривать не поднимать цены хотя бы для госструктур, расходы на топливо для которых были рассчитаны по старым ценам. Однако компании могут возразить чиновникам, что именно крупные потребители, связанные с государством, не оплачивают поставки. Дочерние предприятия РАО ЕЭС, например, должны "Роснефти" более 1 млрд руб. , и эти потери, говорит представитель "Роснефти", надо чем-то компенсировать. Надо компенсировать и потери от сокращения экспорта мазута и дизтоплива, для которых введены балансовые задания по поставкам на внутренний рынок. Отсюда и рост цен, говорят в "Роснефти". В "ЛУКОЙЛе" же вообще не видят проблемы дорожания топлива. Во вчерашнем интервью "Интерфаксу" вице-президент компании Леонид Федун сказал, что не ожидает существенного роста внутренних цен на нефтепродукты. По его мнению, увеличение цен вызвано в основном сезонными факторами - началом подготовки к зимнему периоду и завершением уборки урожая.
*****
В материале "Подножка Алиеву" (автор - Лариса Буянцева) сообщается, что неприятный сюрприз преподнесла крупнейшая в мире частная нефтяная компания Exxon Mobil азербайджанскому президенту Гейдару Алиеву. На проходящей в Вашингтоне конференции для инвесторов "Азербайджан - ворота в Евразию" представитель Exxon Mobil заявил, что амбициозный проект экспорта нефти из Баку в турецкий порт Джейхан не отвечает интересам компании. Exxon Mobil - один из участников международного консорциума АМОК, который является главным собственником нефти в Азербайджане. К 2004 г. этот альянс сможет добывать 17 млн т сырья, что достаточно для загрузки трубопровода Баку - Джейхан. Именно на активность акционеров АМОК возлагает надежды Азербайджан, когда речь идет о строительстве трубопровода, и отказ от участия одного из членов консорциума может сильно осложнить реализацию проекта.
Трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан обойдется в $2,2 млрд. Все организаторские работы по проекту должна осуществлять компания МЕРСО (Main Export Pipline Company) , которую планировалось создать еще в августе. Азербайджану в MEPCO отводились 50% +1 акция. Однако единства среди потенциальных акционеров MEPCO в последнее время не наблюдалось. Президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Натик Алиев даже заявил в прошлом месяце, что некоторые страны и компании "создают препятствия и проблемы" на пути реализации проекта Баку - Джейхан. Более конкретно вчера в Вашингтоне высказался президент Азербайджана Гейдар Алиев. Он обвинил американскую Exxon Mobil в том, что она препятствует проекту, и призвал руководство этой компании не "подставлять подножку" другим участникам.
Дело в том, что на той же конференции Exxon Mobil заявила о неготовности взять на себя ответственность за финансирование трубопровода Баку - Джейхан. "Проект должен быть экономически целесообразным и основываться на нефтяных резервах, в существовании которых мы пока полностью не уверены", - цитирует агентство Dow Jones президента Exxon Mobil Production Терри Кунца. Представитель компании заявил, что более целесообразным является расширение уже существующих экспортных систем, в частности - проекта Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) , предполагающего транспортировку нефти из Казахстана в российский порт в Новороссийске. Впрочем, скепсис одного из акционеров АМОК еще не означает отказа других членов консорциума. Так, по 10% в трубопроводной компании хотят получить норвежская Statoil и турецкая TPAO. Их доля в АМОК составляет 8,5% и 6,75% соответственно. Одновременно американские компании Chevron и Texaco, а также французско-голландская TotalFina обратились в ГНКАР с предложением профинансировать долю Азербайджана в проекте Баку - Джейхан: азербайджанская сторона должна внести порядка $1,1 млрд, а таких денег у республики нет.
*****
"Сегодня"
В материале "Нефтяная ловушка для Европы" (автор - Александр Михайлов) сообщается, что дефицит бензина и солярки принимает в Европе уже реальные очертания. Из-за протестов водителей-дальнобойщиков опустели резервуары 40% британских АЗС, тяжелые грузовики парализовали движение в Брюсселе, протесты перекинулись на Германию, Нидерланды, Ирландию и даже Польшу. Британский премьер Тони Блэр уже добился у королевы санкции на "адекватное использование полиции" против пикетчиков, заблокировавших большинство нефтеперерабатывающих заводов страны. Блокады на дорогах грозят парализовать многие отрасли, в частности автомобилестроительную, где предприятия сегодня работают практически без складов, а комплектующие доставляются автотранспортом по жесткому графику. Ситуация, с которой в эти дни столкнулись европейские правительства, очень серьезна. Ведь для того, чтобы разрядить обстановку на рынке, им необходимо существенно снизить налоги, составляющие более половины конечной цены горючего. Но пойти на такую меру означает подрубить важные социальные программы. К примеру, в Германии включенный в цену горючего экологический налог в текущем году должен дать казне дополнительно 5 млрд марок, которые уже заложены в бюджете как источник социальных дотаций. Если же оставить налоги на нынешнем уровне, под угрозой оказываются сотни тысяч рабочих мест в транспортной сфере. 85% фирм здесь, в Европе, мелкие и средние, стоимость горючего в их производственных расходах увеличилась с 15% в январе 1999 года до 25% в августе 2000-го. Если цены на дизтопливо и налоги сохранятся на сегодняшнем высоком уровне, в одной только ФРГ под угрозой банкротств окажутся 10 тыс. таких фирм, что равносильно потере свыше 100 тыс. рабочих мест.
*****
"Независимая газета"
В материале "ОПЕК и Россия диктуют цены всему миру" (авторы - Владислав Кузьмичев, Сергей Правосудов) сообщается, что несмотря на то что ОПЕК на прошедшей недавно в Вене конференции приняла решение об увеличении добычи нефти, снижения цен на черное золото так и не произошло. Напротив, стоимость нефти марки Brent в США, Европе и Азии после непродолжительного снижения устремилась к новым рекордам и вплотную приблизилась к отметке в 37 долл. за баррель. Некоторые наиболее пессимистичные эксперты уже сейчас предрекают, что к середине отопительного сезона - к январю - цена на нефть может подскочить до 40 долл. "Такой поворот событий легко прогнозировался, однако вряд ли кто-нибудь рассчитывал на то, что коррекция окажется такой хилой. Ее фактически не хватило и на один день", - отмечают аналитики нефтяных компаний, объясняя сложившуюся на рынке нефти ситуацию. Руководство промышленно развитых стран опасается снижения темпов экономического роста и усиления инфляционных процессов. Многие полагают, что, если уже в ближайшее время не предпринять адекватных мер, сглаживающих негативные последствия повышения цены на нефть, перед мировым сообществом вновь может возникнуть угроза глобального экономического кризиса.
Промышленно развитые страны, в частности США, Европейский союз и Япония, настаивают на необходимости более значительного увеличения добычи, чтобы цена держалась в пределах 25 долл. за баррель. Однако похоже, что сделать это не так уж и просто. С учетом последнего повышения квот на добычу только в течение этого года поставки черного золота на мировой рынок возросли на 2 млн. баррелей в день. Однако это нисколько не остановило роста цены, которая держится на рекордном за последние 10 лет уровне. Раньше нефтяные кризисы были связаны, как правило, с политическими причинами. Напомним, что в 70-е годы цены на нефть выросли из-за эмбарго стран ОПЕК, отказавшихся поставлять нефть США и ряду европейских стран. Представители Организации стран - экспортеров нефти были тогда недовольны политикой США, вставших на сторону Израиля в его конфликте с арабскими странами. Тогда страны - импортеры нефти нашли выход из ситуации путем введения новых ресурсосберегающих технологий и разработки месторождений нефти в Северном море. Что же касается кризиса в начале 90-х годов, то цена на нефть тогда возросла после агрессии Ирака в отношении Кувейта. Причины нынешнего кризиса лежат совершенно в другой плоскости. Нефтяные месторождения в Северном море, ставшие альтернативой поставкам с Ближнего Востока, с каждым годом истощаются, и добыча на них падает. Даже введение суперсовременных технологий добычи не может остановить этот процесс.
*****
"Известия"
В материале "Медленно, но верно" (автор - Мария Игнатова) сообщается, что сегодня компания "ЛУКОЙЛ", литовский нефтяной концерн Mazeikiu Nafta и управляющая им компания Williams International Company (WIC) начнут новый этап переговоров о сотрудничестве. Однако стороны уже заявили о том, что на этой встрече вряд ли будут достигнуты конкретные договоренности. Еще в мае этого года в Лондоне компании подписали протокол о намерениях, договорившись создать совместные предприятия по поставке нефти в Литву и реализации в Балтийском регионе нефтепродуктов. Однако с тех пор дело с места не сдвинулось. Что касается Литвы, то она с помощью "ЛУКОЙЛа" пытается решить проблему загруженности своих предприятий. Исходя из протокола о намерениях, "ЛУКОЙЛ" должен был бы поставлять на Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод по 6 миллионов тонн ежегодно. При этом, как сообщил Интерфаксу руководитель компании "ЛУКОЙЛ-Балтия" Иван Палейчика, в последнее время "американцы хотят отойти от уже достигнутых договоренностей, предлагая нам увеличить поставки нефти на НПЗ до 12 миллионов тонн в год, и обещают за это "ЛУКОЙЛу" миллионные премии".
"ЛУКОЙЛ" же не против расширить свое присутствие в Прибалтике, тем более что компания уже имеет в этом регионе свою сеть АЗС. Тем не менее договориться о чем-либо конкретном сторонам пока не удается. В "ЛУКОЙЛе" "Известиям" заявили, что в настоящее время поставки нефти на Мажейкяйский НПЗ продолжаются. Однако "очень незначительные". Дело в том, что цена, по которой "ЛУКОЙЛ" должен поставлять нефть на НПЗ, как раз и является основным предметом переговоров. Американский концерн WIC, который в прошлом году приобрел у литовского правительства 33% акций Mazeikiu Nafta, до сих пор настаивал, чтобы цена нефти была приближена к марке Urals, а "ЛУКОЙЛ" хотел продавать нефть дороже - по цене, близкой к Brent. Кроме того, компаниям не удавалось решить вопрос о распределении собственности новых СП. "ЛУКОЙЛ" не хотел быть владельцем только 40% акций, мотивируя свое недовольство тем, что в таком случае его возможная прибыль будет гораздо меньше.
*****
"Время новостей"
В материале "Одна труба -- один инвестор" (авторы - Вера Кузнецова, Василий Вербин, Алексей Земцов) сообщается, что Балтийская трубопроводная система начнет работать уже в будущем году. По оценкам экспертов, в настоящее время Россия теряет до 1,5 млрд долларов от транспортировки различных грузов через порты в Прибалтике. Транзит российского сырья дает 25% доходов бюджетов Латвии и Эстонии. Кроме того, как уверяют в Белом доме, вопрос реализации БТС важен с точки зрения экономической безопасности: России, имеющей собственный нефтеналивной порт, никто не сможет навязывать невыгодные условия по экспорту. Как заявил вчера премьер Михаил Касьянов, правительство намерено запустить проект БТС к декабрю 2001 года. Г-н Касьянов особо подчеркнул, что на претворение данного проекта в жизнь отводятся жесткие временные рамки, поэтому правительство намерено "осуществлять ежемесячный контроль за ходом реализации проекта". Чтобы проект успешно продвигался, вчера на совещании, которое проводил в Санкт-Петербурге премьер, было принято решение установить налоговые льготы на поставку импортного оборудования для строительства БТС.
Если же строительство трубы все-таки затянется, то ответственных за провал долго искать не придется. "В июле я подписал постановление, по которому строительство будет вести один инвестор -- "Транснефть"", -- сообщил г-н Касьянов. Скорее всего и владеть трубой будет только одна компания -- "Транснефть". Вряд ли такое развитие событий обрадует большинство нефтяных компаний, которые сейчас фактически спонсируют строительство. Для того чтобы набрать денег на постройку БТС, "Транснефть" ввела специальный инвестиционный тариф. В обмен компаниям была обещана определенная доля акций системы. Однако сейчас события развиваются таким образом, что скорее всего ни одна из компаний ничего не получит. Тем более что представители "Транснефти" уже неоднократно заявляли, что БТС сейчас строится исключительно на деньги трубопроводного монополиста. Несмотря на то что уже четко установлены сроки начала эксплуатации системы, до сих пор неясно, будет ли Россия строить свой собственный порт в Приморске или воспользуется предложением финнов провести трубу в город Порвоо, чтобы там перекачивать западносибирскую нефть. Возможно, что именно эти вопросы будут обсуждаться на происходящей сейчас встрече Михаила Касьянова, губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова и премьер-министра Финляндии.
*****
"Труд"
В заметке "Газпром идет в залив Бак Бо" (автор - Людмила Юдина) сообщается, что в Москве прошли "российско-вьетнамские переговоры с участием премьер-министров Михаила Касьянова и Фан Ван Кхая. Принят пакет соглашений о развитии торгово-экономических отношений между странами. По словам Михаила Касьянова, самым важным документом стал контракт между вьетнамской государственной компанией нефти и газа СРВ "Петро Вьетнам" и российской газовой компанией ОАО "Газпром", предусматривающий совместные мероприятия в области освоения запасов газа на шельфе центральной и северной части Вьетнама. Партнеры приступают к реализации проекта по разведке и добыче углеводородного сырья на перспективном участке шельфа в заливе Бак Бо… В ходе реализации совместного проекта по освоению ресурсов в заливе Бак Бо предполагается создание разветвленной сети газопроводов, комплексов подготовки перерабатывающих предприятий".
*****
В заметке "Это незнакомое слово "дефицит" (автор - Никита Шевцов) сообщается, что в течение нескольких последних дней "центр Брюсселя заполнен мощными грузовиками, владельцы которых вслед за своими французскими коллегами потребовали от правительства снижения цен на горючее. При этом они предлагают установить более низкие цены на "профессиональное горючее", которым должны заправлять только машины, используемые в служебных и производственно-коммерческих целях. Для личного автотранспорта цены на бензин или дизельное топливо останутся высокими. Именно с такими предложениями выступили на встрече с министром транспорта Бельгии Изабель Дюран представители владельцев компаний, занимающихся грузовыми автомобильными перевозками. Однако переговоры пока что ни к каким результатам не привели. Министр только обещала, что все предложения будут внимательно рассмотрены. Не удовлетворившись этими заверениями, некоторые компании заявили, что будут продолжать борьбу и их грузовики останутся в центре Брюсселя. В некоторых районах Бельгии автофургоны блокировали нефтеперерабатывающие предприятия. Тем временем опасаясь дальнейшего повышения цен, владельцы частных легковых машин начали запасаться бензином. В магазинах идут нарасхват канистры".
*****
В заметке "Хороший попутчик" сообщается, что к началу 2001 года нефтяники Республики Коми планируют начать поставку попутного газа на Печорскую ГРЭС. "По словам заместителя министра угольной, нефтяной и газовой промышленности Коми Анатолия Губарева, этот вопрос обсуждается уже давно. Есть технические возможности поставлять из Усинска на ГРЭС ежесуточно до 450 тысяч кубометров попутного газа, который к тому же калорийней природного. А поскольку ежедневно на электростанции сжигается около 1300 тысяч кубометров "голубого" топлива, поставками попутного газа на ГРЭС можно покрыть четверть ее годовой потребности. При этом надо учесть, что из-за общего дефицита природного газа в следующем году его может просто не хватить. Тем временем попутный газ, добываемый вместе с нефтью, пока просто сжигается в факелах".
*****
"Экономика и время", еженедельник (г. Санкт-Петербург)
В заметке "Финансируется программа бурения" сообщается, что ЗАО "Северная нефть" получило кредит Сбербанка РФ в размере $2,5 млн. "Как сообщили в пресс-службе ЗАО, это первая часть кредитной линии в $30 млн, открытой 'Северной нефти" Сбербанком. Средства будут направлены на финансирование производственной программы бурения, в частности - на покупку бурового оборудования и газогенераторных энергетических установок, обеспечивающих бесперебойную добычу нефти. Как рассчитывают в компании, это позволит уже в 2001 году увеличить объем добычи черного золота на 25-30%. Напомним: в 1999 году 'Северная нефть" стала единственной нефтяной компанией, получившей кредит Сбербанка в размере 51 млн руб. под развитие производства, а не под торговые операции. Это позволило на два года раньше срока, установленного лицензионным соглашением, ввести в эксплуатацию Среднемакарихинское месторождение вблизи Усинска. Этот кредит компания погасила полностью, после чего в марте 2000 года Сбербанк открыл 'Северной нефти" новую кредитную линию на 200 млн руб. на четыре года".
*****
В заметке "Хозяин новый, а флот старый" сообщается, что НК "ЮКОС "продает акции пароходства 'Волготанкер". Она крупный собственник пароходства, располагающего двумя сотнями танкеров типа 'река-море". За первую половину 2000 года 'Волготанкер" перевез 4,06 млн тонн грузов, а прибыль компании составила 248,3 млн рублей. Уточним, что 20% акций 'Волготанкера" - в госсобственности, более 10% принадлежит ФПГ 'Волгопромгаз". Непосредственно 'ЮКОС" принадлежало около 20% акций, а вместе с дружественными ему компаниями, по некоторым данным, 60%. Намерение 'ЮКОС" продать акции 'Волготанкера" сенсационно, потому что ранее компания ус иленно скупалаакции пароходства. Но нефтяная компания останется крупным клиентом, поэтому, возможно, речь идет о переоформлении акций на подконтрольные ей структуры, чтобы снять обвинения других нефтяных компаний в попытке 'ЮКОС" монополизировать перевозки судами типа 'река-море". Другая версия: 'ЮКОС" концентрирует финансовые средства для других проектов. Вероятно, для покупки акций другой нефтяной компании 'ОНАКО". Или 'ЮКОС" приводит в порядок активы для размещения части своих акций на международном рынке".
*****
"Бизнес & Балтия"
В материале "Освобожденная цистерна" (автор Александр Видякин) сообщается, что в начале сентября "городской суд Даугавпилса рассмотрел претензию компании Dinaburga nafta к Рижской таможне. Предприниматели пытались оспорить решение таможенников об аресте 19 железнодорожных цистерн с дизельным топливом. Суд согласился освободить из-под ареста только одну цистерну. Сотрудники Рижской таможни 14 июля задержали на станции Шкиротава 7 цистерн с дизельным топливом, следовавших из Dinaburga nafta на нефтебазу в Цесис. По результатам проверки стало ясно, что горючее оформлено как печное топливо, что значительно снижает ставку акцизного налога. Затем было установлено, что подобным образом были растаможены еще 12 цистерн. В результате такой подмены государство не получило в виде налогов 151 тыс. Ls. Историю с 19 цистернами широкой общественности сообщил министр финансов Гундар Берзиньш , при этом весьма громко заявив, что это, возможно, крупнейший контрабандный груз горючего за всю историю независимой Латвии. После его слов интерес к конфискованному топливу резко возрос, но высокопоставленные лица ограничивались лишь комментарием о том, что цистерны действительно задержаны. При этом кто отправитель и получатель груза - держали в секрете. Как позже выяснилось, министр, мягко говоря, поторопился со своим заявлением. В этом деле признаков контрабанды в классическом ее понимании обнаружено не было. Речь шла об административных нарушениях - предоставление в таможенное учреждение документов, содержащих ложную информацию и декларирование под ложным названием. На днях Даугавпилсский суд, рассмотрев претензию Dinaburg nafta , пришел к выводу, что освободить от наложенного ареста можно только одну цистерну, так как доказательств для ее конфискации недостаточно. Это не помешало главе Службы госдоходов Андрею Сончику расценить решение суда как признание оправданности действий таможенников. По его словам, "ошибки предпринимателей, от которых страдает государство, нельзя оставлять безнаказанными".
*****
В заметке "Нефтяники пишут письма" (автор - Александр Видякин) сообщается, что "на днях о конфликте между компаниями Statoil , Neste и Latvijas dzelzcels ( LDz ) узнали в стенах Сейма. Руководство Statoil Latvija отправило письмо председателю комиссии Сейма по иностранным делам Гунтару КРАСТСУ. В послании говорится, что возникший конфликт не является обыкновенным деловым спором, так как подобные действия LDz наносят прямой удар по инвестиционному климату Латвии и бизнесу в частности. Исполнительный директор Statoil Latvija Байба Рубеса сообщила г-ну Крастсу, что она готова лично явиться на заседание комиссии и ознакомить депутатов со всеми аспектами конфликта. Около недели назад Statoil и Neste уже направили официальные письма в Совет по конкуренции, в которых детально описывали, как LDz не позволяет им заниматься экспортом нефтепродуктов через терминалы в Рижском порту. Руководство компаний по сути обвинило LDz в злоупотреблении монопольным положением и нарушении взятых на себя обязательств".
*****
"Местное время" (г. Нижневартовск)
Сообщается, что на автозаправочных станциях Нижневартовска "сегодня ажиотаж: не хватает бензина, в основном заправляется только техника предприятий, с которыми заключены договоры. По словам генерального директора ЗАО "Трейд-Ойл" Геннадия Николаевича Бойцова, в последнее время резко сократилась поставка топлива с Томского, Пермского, Уфимского заводов. Основная причина - ждут повышения цен и явно придерживают бензин. В городе же цены на него пока не поднялись, но заправить машину - проблема. Правда, подсуетились частные торговцы, предлагая, например, Аи-92 аж по 10 рублей за литр."
*****
В заметке "Политиками не рождаются" сообщается, что "строительство молодежного фитнесс-центра в Нижневартовске - новый проект президента корпорации "Славтэк" Александра Петермана. На днях он направил письмо президенту ТНК Семену Кукесу с предложением градообразующему предприятию принять участие в реализации проекта. Интересно, что Александр Петерман выбрал для этого подходящее время - предвыборную ситуацию в городе и оригинальную форму - оповестив одновременно средства массовой информации. Сложно будет в таких условиях отказаться Семену Кукесу от участия в проекте. Но у нижневартовской молодежи, возможно, появится реальный шанс иметь в городе еще одно место проведения досуга, построенное силами двух крупных компаний".
*****
"Когалымские вести", еженедельник
Опубликован материал "Памяти Виталия Шмидта" (подробно см. в рубрике "Персоналии)
*****
Под заголовком "Нефть - дело нашей жизни" опубликовано интервью генерального директора ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" Владимира Некрасова (подробно см. в рубрике "Персоналии")
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены