11 сентября 2000 г.
Обзор прессы
09.09.00
"Известия"
Опубликован материал "Роман с властью" (автор - Владимир Цыпин), в котором сообщается, что компания "Транснефть" решила: перевести свой реестр из Центрального московского депозитария (ЦМД), а также допускать нефтяные компании к трубе для прокачки нефти на основе тендера. Казалось бы, что в этом такого, пишет автор. А вот что... (подробно см. в рубрике "Компании")
*****
"Независимая газета"
В материале "Сибирский газ нужен Азии" (автор - Сергей Правосудов) сообщается, что китайские и корейские компании заинтересованы в осуществлении Ковыктинского проекта (подробно см. в рубрике "Проекты")
*****
"Труд"
Опубликован материал "И стала "дочка" "падчерицей" (автор - Константин Кречетов), в котором утверждается, что НК "Славнефть" намерена обанкротить свое дочернее предприятие - "Ярославнефтеоргсинтез" (подробно см. в рубрике "Компании")
*****
11.09.00
"Ведомости"
В материале "Нефть пока не подешевеет" (автор - Бушан Бари, DJ) сообщается, что министры нефтяной промышленности Организации стран - экспортеров нефти вчера продемонстрировали редкое единство, договорившись об увеличении нефтедобычи на 800 000 баррелей в день. Но большинство аналитиков сходятся на том, что новой нефти будет недостаточно, чтобы существенно снизить цены. Следующая встреча ОПЕК пройдет 12 ноября. Сегодня страны ОПЕК официально добывают 25,4 млн баррелей в день. Новые квоты, увеличивающие добычу на 3,1% , вступят в силу с 1 октября. Факт договоренности об увеличении добычи на 800 000 баррелей подтвердили вчера Шакиб Кхелил, министр нефтяной промышленности Алжира, и Абдалла бен Хамад аль-Атыйя, министр энергетики Катара.
В преддверии встречи ОПЕК цены на нефть несколько снизились. В Нью-Йорке цена октябрьского контракта упала в пятницу на $1,76 до $33,63 за баррель. До этого цены непрерывно росли целый месяц. В Лондоне октябрьский контракт подешевел на $1,8, закрывшись на отметке $32,75. Трейдеры фиксировали прибыль, ожидая решения ОПЕК. Но вчерашнее решение, по большому счету, может иметь значение лишь для спекулянтов. "Это незначительное повышение добычи, оно не поможет рынкам", - говорит Лео Дролла из Центра мировой энергетики. На рынке сохраняется неопределенность относительно наличия у стран ОПЕК свободных мощностей, которые можно задействовать для увеличения нефтедобычи; поэтому многие аналитики затрудняются оценить, сколько новой нефти реально поступит на рынок. Считается, что существенно увеличить добычу может лишь Саудовская Аравия (возможно, на 300 000 баррелей в день). "Вопрос о том, насколько возрастет предложение, остается открытым, - говорит Майкл Басби, трейдер компании Northville Trading. - Они [страны ОПЕК] могут скрыть это различными способами".
По самым пессимистичным оценкам, после увеличения квот - уже третьего в этом году - реально на рынок поступит всего 100 000 баррелей дополнительной нефти: ведь страны ОПЕК сегодня добывают примерно на 700 000 баррелей больше, чем установлено текущими квотами. Саудовская Аравия, в частности, на прошлой неделе удивила рынок сообщением о том, что она производит на 600 000 баррелей в день больше своей квоты. Мировой рынок ежедневно потребляет около 76 млн баррелей нефти, и появление на рынке дополнительной сотни тысяч тонн мало что может изменить. Кроме того, поскольку добыча увеличится лишь с октября, "добавочная" нефть не успеет попасть на перерабатывающие заводы к началу отопительного сезона во многих странах Запада.
*****
В материале "Газпром" ошарашил венгров" (автор - Светлана Новолодская) сообщается, что неожиданный интерес "Газпрома" к венгерским химическим предприятиям вызвал потрясение на местном рынке. Однако крупный пакет акций химического комбината Borsodchem куплен скорее не для "Газпрома", а для его "дочки" - газонефтехимической компании "СИБУР". Она сейчас пытается приобрести украинский химический концерн "Ориана", тесно связанный с венгерскими предприятиями (подробно см. в рубрике "Компании")
*****
В материале "Газпром" сосчитает трубы" (автор - Владислав Максимов) сообщается, что правительство обязало "Газпром" определить объемы закупок продукции будущего "стана-5000" - комплекса по выпуску труб большого диаметра для магистральных газопроводов. До сих пор "Газпром" не брал на себя никаких конкретных обязательств по закупкам. Чтобы уговорить концерн на максимальный заказ, Нижнетагильский меткомбинат (НТМК) - компания, на площадях которой будет построен стан, - обещает продавать трубы по ценам на 20% ниже мировых. Как сообщила пресс-секретарь Михаила Касьянова Татьяна Разбаш, в пятницу премьер-министр поручил НТМК в трехдневный срок направить в "Газпром" предложения об объемах поставок, номенклатуре и ценовых условиях проекта "стан-5000" на период до 2010 г. Кроме того, "Газпрому" предписано определить потребности в трубах большого диаметра для строительства и ремонта газопроводов на ближайшие 10 лет и направить в правительство соответствующий доклад.
*****
В материале "Наши делят Литву" (автор - Александр Тутушкин) сообщается, что "ЮКОС" становится крупнейшим экспортером нефти через терминал "Бутинге". Компания была первым клиентом этого терминала, а теперь сотрудничество НК "ЮКОС" и литовской Mazeikiu Nafta подкреплено пятилетним контрактом. Таким образом, на Балтике задействован второй после латвийского Вентспилса канал вывоза российской нефти на Запад. Третьим будет Балтийская трубопроводная система (БТС).
Прошлым летом "ЮКОС" стал пионером Бутингского терминала, отгрузив с него первую партию экспортной нефти. С тех пор через терминал прошло 30 танкеров с российским сырьем, 25 из которых (2,2 млн т) поставил "ЮКОС". Заключенный в пятницу пятилетний контракт начнет действовать с будущего года, он предусматривает ежегодный экспорт 4 млн т, т. е. российская компания наполовину загрузит литовский терминал. Условий контракта в "ЮКОСе" не разглашают. Представитель компании лишь сообщил, что официальный тариф Mazeikiu Nafta составляет $4,7 за тонну. Однако, по мнению источника "Ведомостей" в нефтяных кругах, предложенная скидка в 1 лит ($0,25) помогла заключению контракта. Можно предположить также, что одним из условий контракта будут поставки нефти "ЮКОСа" на Мажейкский НПЗ, постоянно испытывающий недостаток сырья. За восемь месяцев этого года, по информации "ЮКОСа", завод получил от компании 845 000 т нефти. В "ЮКОСе", однако, категорически отрицают какую-либо связь транспортного контракта с поставками нефти на НПЗ.
Между тем эти поставки помогают Williams вести затяжные переговоры с другой российской компанией, "ЛУКОЙЛом", о цене нефти. Как сказал "Ведомостям" вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун, экспорт через Бутинге его компанию не интересует, зато она хочет быть оператором местного рынка нефтепродуктов, в том числе и поставляя нефть на НПЗ. Сейчас, по словам Федуна, главное разногласие с Williams состоит в цене нефти (предполагается, что "ЛУКОЙЛ" должен поставлять на завод 6 млн т в год). Американцы хотят скидку "более 20% с цены Brent", что не устраивает российскую компанию. В перспективе и литовскому и латвийскому нефтяным терминалам придется вступить в конкуренцию с Балтийской трубопроводной системой, которую будет строить "Транснефть". Но, как считают аналитики, борьба будет вестись вокруг тарифов за услуги, потому что нефти, в принципе, хватит всем.
*****
В материале "Депутаты помогают "Газпрому" (автор - Олег Гавриш) сообщается, что планы "Газпрома" получить в собственность магистральные газопроводы Украины нашли поддержку в парламенте этой страны. На прошлой неделе группа украинских депутатов, представляющих фракцию "Возрождение регионов", внесла законопроект, разрешающий приватизацию газотранспортной системы. Как сообщили "Ведомостям" в Верховной раде, разработанный депутатами законопроект "О приватизации газотранспортной системы Украины" предусматривает преобразование "Укртрансгаза", на балансе которого находятся магистральные газопроводы и подземные хранилища, в открытое акционерное общество с последующей продажей 50% минус 1 акция этой компании стратегическому инвестору и трудовому коллективу. Одновременно будут изменены законы "О трубопроводном транспорте" и "О приватизации государственного имущества", которые пока запрещают продажу магистральных газопроводов и их передачу в управление негосударственным компаниям.
"Россия считает, что Украина лишь декларирует намерения цивилизованно решить газовый вопрос накануне очередного раунда переговоров, чтобы получить газ, и пережить зиму. Нужно действовать последовательно, и позиция российских политиков изменится, ведь России абсолютно невыгодно вкладывать значительные средства в строительство обходного газопровода", - объяснил журналистам депутатскую инициативу председатель комитета по ТЭК Верховной рады Александр Гудыма. "Газпром" сейчас ведет переговоры о создании консорциума для строительства экспортного трубопровода в обход Украины с крупнейшими европейскими газовыми компаниями - Ruhrgaz, Wintershall, ENI, Gaz de France. Кроме того, депутаты полагают, что продажа газопроводов позволит привлечь средства для их реконструкции и получить деньги в украинский бюджет. В конце августа консорциум консалтинговых компаний во главе с Arthur D. Little завершил оценку газотранспортной системы, заказанную ЕБРР. По оценке консорциума, ее стоимость составляет от $20,5 млрд до $28,7 млрд. В 1997 г. англо-голландская компания Royal Dutch/ Shell предлагала всего $1,5 млрд за передачу ей в управление газопроводов. Впрочем, если уж "Газпром" захочет взять трубы, то в счет газовых долгов Украины, которые сейчас составляют около $2 млрд.
Предполагается, что законодательная инициатива депутатов будет рассмотрена в течение шестой сессии Верховной рады. По словам источника "Ведомостей" в парламенте, "Возрождению регионов" уже удалось заручиться поддержкой большинства фракций. В отличие от парламентариев, правительство Украины настаивает на том, чтобы газопроводы остались в собственности государства. Недавно премьер-министр Украины Виктор Ющенко категорично заявил, что "правительство никогда не пойдет на приватизацию этих объектов". Проект постановления кабмина Украины предусматривает передачу газопроводов в управление сроком на 25 лет совместному предприятию, контрольный пакет акций которого будет принадлежать "Газпрому". Однако последнее слово в любом случае остается за президентом Украины Леонидом Кучмой. Именно ему принадлежит право окончательного утверждения закона о приватизации газовой трубы (если таковой будет принят парламентом). Ранее Кучма уже заблокировал закон "О нефти и газе", разрешающий передачу газотранспортной системы в управление частным компаниям.
*****
"Известия"
В материале "Зря старались" (автор - Мария Игнатова) сообщается, что вчера организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) в очередной раз обсуждала вопрос об увеличении добычи. Могли бы и не обсуждать: эксперты заранее предсказывали, что независимо от решения организации цена на нефть существенно снижаться не будет. Среди возможных решений называлось три - увеличение добычи на 500 тысяч баррелей в сутки, на 700 тысяч и на 1 миллион. Однако специалисты утверждали, что даже последнего будет недостаточно для того, чтобы сбить высокие цены. Дело в том, что, например, та же Америка, которая является основным потребителем нефти, а следовательно, и самым активным лоббистом по снижению ее стоимости, ежедневно потребляет около 20 миллионов баррелей. Поэтому для того чтобы рынок почувствовал хоть какие-то изменения, странам ОПЕК пришлось бы буквально залить его нефтью. Что, естественно, нереально.
Кроме того, несмотря на все механизмы по регулированию рынка, установленные ОПЕК, сама организация, несомненно, заинтересована, чтобы цена на нефть держалась на высоком уровне. Именно поэтому мнения о целесообразности увеличения добычи перед встречей в Вене существенно разошлись. За повышение квот выступали Саудовская Аравия и Кувейт. Против собирались голосовать Иран, Алжир и Ливия. Индонезия и Венесуэла вообще долго не могли встать на чью-либо сторону. Нынешнюю ситуацию с высокими ценами можно назвать достаточно необычной. Дело в том, что предыдущие резкие скачки были связаны с политическими причинами - "нефтяное эмбарго" в начале 70-х годов, иранская революция в начале 80-х и война в Персидском заливе в начале 90-х... На этот раз никаких видимых политических причин не существует, и подобная ситуация складывается лишь под давлением экономических факторов. Специалисты полагают, что мировой рынок нефти вступает в новую фазу своего развития. Постоянно увеличивающийся спрос на нефть прогнозируется на 20 лет вперед, а значит, без встречных усилий импортеров и экспортеров нефти цены существенно снижаться не будут.
Во встрече ОПЕК принимала участие российская делегация во главе с министром энергетики Александром Гавриным. Россию, которая пока имеет статус наблюдателя в этой организации, итоги венской встречи интересовали по сугубо внутренним причинам. Российский бюджет-2001 верстается исходя из цены на нефть, существенно уступающей нынешней. И если нефть на мировом рынке не упадет ниже 23-24 долларов за баррель, депутаты и губернаторы могут с полным основанием требовать увеличения расходов бюджета.
*****
"Время новостей"
В материале "До последней капли нефти" (автор - Евгений Антонов) сообщается, что на этой неделе исполняется ровно 40 лет с того дня, как Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия основали Организацию стран -- экспортеров нефти (ОПЕК). Это событие 14 сентября 1960 года стало одной из крупнейших революций в мировой экономике XX века (подробно см. в рубрике "Нефть в мире")
*****
"Эксперт", еженедельник
Опубликованы материалы "Иностранцы готовы делить с государством продукцию, а не российский бардак" и "Лишняя сущность", в которых анализируется ситуация с СРП в России.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены