8 сентября 2000 г.
Обзор прессы
08.09.00
"Ведомости"
В материале "800 000 баррелей - это мало" (авторы - Тадеуш Херрик, Бушан Бари) сообщается, что в воскресенье на встрече представителей стран - членов ОПЕК, как ожидается, будет принято решение об увеличении нефтедобычи на 700 000 - 800 000 баррелей в день. Однако специалисты убеждены, что для существенного снижения цен этого будет недостаточно. Нью-йоркские трейдеры в среду взвинтили цену октябрьского контракта на нефть West Texas на $1,07 до $34,9 за баррель. В Лондоне на дневных торгах в четверг цена октябрьского фьючерса на нефть Brent составляла $33,66; она несколько снизилась после того, как наследный принц Саудовской Аравии Абдулла заявил на встрече с президентом США Биллом Клинтоном, что ОПЕК может увеличить добычу на 700 000 баррелей в день. Между тем члены ОПЕК и некоторые аналитики уверяют, что столь высокие цены являются следствием высоких налогов на топливо в США и нежелания нефтеперерабатывающих заводов формировать запасы нефти. В результате продукты нефтепереработки, такие как бензин и мазут, стоят больше, чем могли бы при нынешних ценах на сырую нефть.
Многие аналитики, однако, говорят, что цены начнут снижаться, только если ОПЕК увеличит добычу не менее чем на 1 млн баррелей в день. Сегодня страны - члены ОПЕК (за исключением Ирака, объем добычи которого регулируется соглашениями с ООН) добывают примерно 26 млн баррелей в день - больше, чем установленная на июньской встрече квота в 25,4 млн. Таким образом, реальный рост объемов добытой нефти в случае принятия на сентябрьской встрече решения об увеличении добычи на 800 000 баррелей составит лишь 200 000 - 300 000 баррелей. Существенно увеличить добычу сможет в основном лишь Саудовская Аравия, располагающая для этого значительными ресурсами. Но она, похоже, не особенно желает в одиночку бороться за снижение цен. Последним свидетельством этого является сделанное во вторник заявление наследного принца Абдуллы, в котором он призвал развитые страны снизить налоги на топливо. "Эти налоги, тяжелым бременем ложащиеся на потребителей, должны быть пересмотрены", - сказал он. Представители Саудовской Аравии, по их словам, не хотели бы, чтобы высокие цены на нефть замедлили восстановление азиатских стран после кризиса 1997 - 1998 гг. или привели к падению темпов экономического роста в США. Однако они, похоже, считают, что мировая экономика сейчас в состоянии выдержать цены в 30 с лишним долларов за баррель.
*****
В материале "Требуются мазохисты" (автор - Елизавета Осетинская) сообщается, что "Транснефть" пытается добиться очередного повышения тарифов на прокачку нефти по системе магистральных нефтепроводов. Но на этот раз - весьма экзотическим способом. Руководство монополии хочет, чтобы с просьбой об этом повышении в правительство обратились. .. сами нефтяные олигархи. Вчера президент "Транснефти" Семен Вайншток встретился с президентами всех вертикально-интегрированных нефтяных компаний, за исключением президента "Сибнефти" Евгения Швидлера и главы "Сургутнефтегаза" Владимира Богданова. Встреча проходила в обстановке повышенной секретности, и на нее не был допущен никто рангом ниже первых лиц нефтяных компаний. Как стало известно "Ведомостям", у Вайнштока обсуждалось несколько больных вопросов, касающихся взаимоотношений нефтяников с "Транснефтью": проблемы остатков в системе магистральных трубопроводов, разница между реальными и рассчитанными по нормативам потерями и др. Но гвоздем программы был вопрос о тарифах.
Вайншток объяснил нефтяным генералам, что "Транснефть" испытывает недостаток в инвестиционных ресурсах и ей требуется новое повышение тарифов. По свидетельству наших источников, речь шла не о каких-то конкретных проектах, например Балтийской трубопроводной системе или строительстве ветки Суходольная - Родионовская, а о развитии транспортной инфраструктуры вообще. При этом Вайншток попросил нефтяных генералов, чтобы они сами вышли с предложением о повышении тарифов на прокачку нефти на экспорт в Федеральную энергетическую комиссию (ФЭК). Неизвестно, идет речь о разовом повышении цен на транспортировку нефти или "Транснефть" хотела бы изменить всю методику их начисления, установив специальный инвестиционный сбор за прокачку. Какая именно сумма требуется "Транснефти", не разглашается. Как сообщал около двух недель назад "Интерфакс", в августе "Транснефть" обращалась в ФЭК с предложением об очередном увеличении тарифов на прокачку нефти на 25% , но затем отозвала его. Предложение Вайнштока застало нефтяников врасплох, однако, по информации "Ведомостей", многие из них намекнули главе "Транснефти" на то, что монополия могла бы эффективнее распоряжаться уже имеющимися в ее активе средствами. За последний год расходы нефтяных компаний на транспортировку нефти выросли на значительную сумму. По оценкам высокопоставленного источника "Ведомостей" в правительстве, за счет многократных повешений цен на свои услуги в 2000 г. "Транснефть" получит на $400 млн больше, чем в предыдущем. Поэтому неудивительно, что многие нефтяные олигархи отнеслись к предложению Вайнштока скептически. По словам одного из них, скепсис был столь сильным, что "по окончании встречи президент "Транснефти" выглядел несколько смущенным".
*****
"Сегодня"
В материале "На пороге "трубной" войны" (авторы - Екатерина Кац, Виктор Ядуха) сообщается, что Украина и Россия оказались на грани антидемпинговой войны. В ответ на решение правительства РФ обложить высокими ввозными пошлинами трубопрокатную продукцию, поставляемую с Украины, зампредседателя Госкомитета промышленной политики Украины Сергей Грищенко заявил, что Киев оставляет за собой право применить "ответные действия". Чем именно угрожает России славянский брат, он не объяснил. Поводом для конфронтации послужили жалобы российских трубопрокатчиков, продукция которых по ценам не может конкурировать с украинской. Реакция российских производителей мало чем отличаются от аргументов американских сталепроизводителей, организовавших антидемпинговые расследование против России в конгрессе. На рынке черных металлов Украина демпингует беспрецедентно. Условия для демпинга достигаются, в частности, за счет российских энергоносителей. Электростанции, лишенные права самостоятельно торговать энергией в пользу принадлежащих олигархам фирм-посредников, отдают посредникам электричество почти по себестоимости. Те поставляют электроэнергию металлургам по высоким ценам, а в счет оплаты берут продукцию завода - дорогой металл. Затем посредники поставляют его за границу по демпинговым ценам, а выручку оставляют себе. В итоге энергетикам и металлургам хватает средств лишь на поддержание производственного цикла, за поставки российского топлива никто не платит, а выручка достается местным олигархам и становится источником политического лоббирования и финансирования избирательных компаний.
Новые пошлины грозят разрушить налаженную схему. Поэтому реакция последовала незамедлительно: Украина передала России "аргументированное мнение", доказывающее, что поставки украинских труб в РФ не причинили ущерба российским производителям. В первую очередь от антидемпинговых мер может пострадать трубопрокатный король Виктор Пинчук. Его в Киеве не без оснований называют и считают одним из столпов украинской олигархии. Выходец из властвующего в стране "днепропетровского клана", Пинчук контролирует трубные заводы приднепровского региона, где сосредоточена почти половина украинской черной металлургии. Под угрозой также и финансовая стабильность первых лиц в государстве. Известно, что Пинчук близок к президентской семье. По некоторым данным, президент Украины во многом обязан ему переизбранием на недавних выборах. А потому есть все основания считать, что его бизнес пользуется покровительством в структурах исполнительной власти. Возможно, "трубный" демарш украинского правительства в адрес России и стал актом такого покровительства. Скандал обещает быть громким: Пинчук контролирует ряд центральных СМИ, в том числе газету "Факты" с самым большим на Украине тиражом.
*****
В материале "СП как лекарство от воровства" (авторы - Милана Давыдова, Виктор Ядуха) сообщается, что сегодня должен начаться третий раунд российско-украинских газовых переговоров. От исхода переговоров будет зависеть расклад политических сил и дележка национальной украинской энергетики. Главной интригой третьего раунда по-прежнему остаются условия, на которых Украина хочет получать газ, а Россия - поставлять его. Формула этой интриги в последние месяцы звучит коротко - СП. Речь идет о совместном предприятии по управлению газовым хозяйством Украины. Идея такого предприятия как панацеи от воровства российского газа возникла давно. Смысл ее заключался в вытеснении с украинского газового рынка всех крупных посредников и поставках газа напрямую крупным потребителям, чтобы можно было контролировать встречные топливные и денежные потоки. К концу лета эта идея едва не воплотилась: чиновники украинской национальной компании "Нефтегаз" говорили об СП как о свершившемся факте, но потом вдруг резко отказались от него. При этом внятных объяснений ни с украинской стороны, ни со стороны "Итеры" не последовало.
Между тем причина отказа лежала почти на поверхности: на киевлян надавили влиятельные силы из Кремля. По сведениям "Сегодня", Кремль не устраивало то, что основным поставщиком газа на Украину в этом случае остается "Итера". Ведь это не государственная организация, а международная группа компаний. Влияние государства в "Газпроме" уже усилено, и через эту, теперь подконтрольную ему структуру Кремль и хотел бы управлять газотранспортной системой Украины. Сначала украинский премьер-министр Виктор Ющенко предлагал России передать транзитный газопровод в концессию на 25 лет. Для России это был бы хороший вариант, если бы не одно "но": отказываться от воровства Украина не собирается. Одним из условий при этом украинской стороной выдвигалось требование о создании трехстороннего СП: 30% уставного капитала - за "Нефтегазом Украины", 30% - за "Газпромом" и еще 30% - либо немецкий "Рургаз", либо англо-голландская "Шелл". От такой перспективы "Газпром" отказался, предприняв очередные попытки договориться о строительстве обходного трубопровода. На днях прошла встреча между премьер-министром России Михаилом Касьяновым и министром экономики Словакии Любомиром Гарахом, на которой обсуждались вопросы строительства газопровода по территории Словакии и Польши в обход Украины. После нее Касьянов заявил, что Словакия уже дала согласие на строительство газопровода в обход Украины по своей территории и в настоящее время ведутся консультации с польской стороной. Вчера же Украина предприняла новую попытку нейтрализовать идею обходного газопровода. По информации "Сегодня", через польского нефтетрейдера JNS (от которого зависят поставки газа в Словакию), Киеву удалось дезавуировать заявление Любомира Гараха: премьер-министр Словакии г-н Дзуринда сообщил, что в ущерб интересам Украины никаких действий предприниматься не будет.
*****
"Время новостей"
В материале "Российский бензин всегда в цене" (автор - Алексей Земцов) сообщается, что мировые цены на нефть третий день подряд бьют рекорды. Вчера на Лондонской бирже цена барреля нефти марки Brent достигала 34,5 долл. Такого не было с октября 1990 года, со времени кризиса в Персидском заливе. Однако вчера рост цен на "черное золото" несколько замедлился. Это произошло в преддверии открывающегося 10 сентября в Вене совещания ОПЕК, где будет принято решение об увеличении добычи сырой нефти на 500--700 тыс. баррелей в сутки. Повлияло на нефтетрейдеров и заявление наследного принца Саудовской Аравии Абдаллы, который вчера после встречи с президентом США Биллом Клинтоном "дал определенные гарантии" того, что ОПЕК увеличит уже в текущем месяце суточное производство нефти на 700 тыс. баррелей. Стоимость же российской нефти марки urals в течение двух месяцев поднялась в среднем на 5 долл. за баррель и пока остановилась на отметке 33,64 долл. за баррель.
По словам бывшего и.о. главы правительства России Егора Гайдара, повышение цен на российскую нефть на 1 долл. дает федеральному бюджету от 10 до 15 млрд руб. дополнительных доходов. В своем интервью Прайм-ТАСС Егор Гайдар заметил: "Хорошо прогнозировать цену на нефть в этом мире, к сожалению, не научился никто, и вся история последних 30 лет, в частности последних трех лет, это очень надежно показывает". Он отметил, что "никто в свое время не прогнозировал резкого падения цен в середине 80-х годов и в 1998 году, никто не прогнозировал, что цены на нефть в 2000 году будут в районе 32--35 долл. за баррель". Между тем благоприятная для России конъюнктура на мировом рынке приводит к значительному росту цен на внутреннем рынке нефтепродуктов. Так, по данным Московской топливной ассоциации (МТА), только за последнюю неделю бензин в столице подорожал на 4--6%. Сегодня средняя цена самой ходовой марки бензина Аи-92 на АЗС составляет 6,96 руб. за литр. Однако в Москве цены на нефтепродукты всегда были ниже, чем в среднем по стране.
*****
В материале "Украинский НПЗ продается Казахстану" (автор - Алексей Земцов) сообщается, что до конца текущего года государственный пакет акций Херсонского НПЗ, одного из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий Украины, будет продан на коммерческом конкурсе. Такое решение принято на этой неделе фондом имущества Украины после соответствующего постановления правительства республики. Основным претендентом, а впоследствии, как считают эксперты, и владельцем 50-процентного пакета акций завода станет казахстанское государственное предприятие "Казнафта". Ранее правительства Украины и Казахстана договорились о том, что "Казнафта" примет участие в приватизации Херсонского НПЗ. Параллельно с этим были подтверждены и условия поставок на Украину казахстанской нефти, а также обязательства казахстанской стороны инвестировать в реконструкцию и модернизацию предприятия 60--70 млн долларов. В свое время 56% акций Херсонского НПЗ были переданы в управление "Казнафта" (дочерней структуре компании "Казахойл"), которая, в свою очередь, в конце прошлого года передала этот пакет в управление российской группе "Альянс".
Как сообщили газете "Время новостей" в "Альянсе", группа не намерена принимать участие в приватизации Херсонского НПЗ, поскольку она привлечена только в качестве консультанта по управлению. Однако в "Альянсе" подтвердили, что все-таки планируют приобрести 10-процентный пакет акций завода на вторичном рынке. К слову сказать, 8 сентября под председательством главы "Альянса" Мусы Бажаева состоится заседание наблюдательного совета Херсонского НПЗ, которое, возможно, будет посвящено именно приватизации предприятия. Напомним, что главной причиной, побудившей в свое время Украину отдать Херсонский НПЗ в управление "Казахойл", а затем и пойти на продажу контрольного пакета акций, стало обязательство Казахстана поставлять в Херсон на переработку до 3 млн тонн нефти ежегодно. После введения правительством России квот на транзит казахстанской нефти объем поставок НПЗ уменьшился до 1,2 млн тонн. Технологически поставлять нефть из Казахстана на Украину и соответственно на НПЗ можно только через Россию по единственному нефтепроводу Атырау--Самара пропускной способностью около 11 млн тонн в год. Однако за 7 месяцев текущего года на Херсонском НПЗ мощностью в 7 млн тонн нефти в год переработано только 748 тыс. тонн, из них 690 тыс. тонн поступило из Казахстана.
*****
"Коммерсант"
Газета публикует два материала, посвященных Каспийскому трубопроводному консорциуму - "ЛУКойл" обошел "Транснефть" и "Мы еще не знаем, как делить тариф" (интервью гендиректора КТК Виктора Федотова).
*****
В материале "США платят за свое богатство" (автор - Сергей Минаев) задается вопрос: почему растут цены на нефть? Потому что экономика США -- крупнейшего потребителя нефти -- находится в хорошем состоянии, пишет автор. У американцев есть деньги, и они могут платить большую цену. Тем более что сейчас уже пора создавать запасы к зиме. ОПЕК, крупнейший производитель нефти, пользуется моментом. Мировые рекорды цена на нефть начала ставить после того, как венесуэльский президент Уго Чавес, встретившись с главами других членов ОПЕК, заявил: "Отныне мы не будем становиться на колени перед американцами". Иными словами, ОПЕК больше не будет по требованию США добиваться снижения цен путем расширения производства. Пусть американцы платят. Деньги, пояснил Чавес, нужны ОПЕК для "борьбы с бедностью". США, естественно, не в восторге от высоких цен и убеждают ОПЕК вести себя поскромнее и расширить производство. 10 сентября состоится совещание ОПЕК, на котором будут решать, что делать дальше. ОПЕК заняла довольно оригинальную позицию. Мол, производство сейчас и так чрезмерное: объемы добычи нефти самые высокие за последние 20 лет. А цены вверх толкают анонимные биржевые спекулянты. Саудовская Аравия вчера сообщила США, что в принципе немного производство расширить можно. Но, намекают в ОПЕК, это вряд ли поможет: загадочные спекулянты могут в ближайшее время довести цену и до $40 за баррель.
В общем, ОПЕК сейчас довольна сложившимся положением вещей. Больше всего она боится расширить производство так, что цены начнут быстро падать. Вообще-то всех устроила бы цена $25 за баррель. Но вдруг она упадет ниже? Пусть уж лучше будет $34. Когда цена на нефть начнет заметно падать? Когда США найдут методы борьбы с ОПЕК. Может быть, предложат им какую-нибудь компенсацию за резкое увеличение добычи. Или просто окажут политическое давление. Но вряд ли это произойдет до ноября: сейчас американцы (в том числе и президент Клинтон) слишком заняты предстоящими выборами. Даже непонятно, кто сейчас будет заниматься борьбой с ОПЕК. Ну что же, США платит за свое экономическое процветание. Россия и другие нефтедобытчики, не входящие в ОПЕК, тоже выигрывают от того, что у американцев сейчас много денег. Страдают только западноевропейцы. Мало того, что евро все время падает (и упал чуть ли не до 86 центов), так еще и долларовые цены на нефть растут. Тут уж поневоле начнешь вкладывать деньги в американскую экономику. И часть этих денег все равно достанется нефтедобывающим странам.
*****
В материале "Венгры ищут следы "Газпрома" (автор - Ия Моцкобили) сообщается, что агентство Reuter распространило информацию о том, что "Газпром" купил в Венгрии химический завод Borsodchem. Оставшиеся на рынке акции завода сразу упали в цене. В самом "Газпроме" эти данные не комментируют. Borsodchem -- крупнейшая в Венгрии химическая компания. В среду в венгерских СМИ появилось сообщение о том, что ирландская компания Milford Holdings Ltd, которой прежде принадлежало 0,6% акций Borsodchem, увеличила свою долю в предприятии до 24,58%, став, таким образом, самым крупным акционером в Borsodchem. Еще 24,22% акций были приобретены Bank of New York, который является номинальным держателем. Стоимость обоих пакетов оценивается в $91,2 млн.
Reuter делает вывод -- за покупками стоит "Газпром". Мотивация следующая: "Газпром" имеет большие прибыли от продаж своих энергоресурсов, он стремится надежно инвестировать средства неподалеку от России. Например, в Восточной Европе. Агентство в своем сообщении ссылается на аналитика лондонского Credit Suisse First Boston Спенсера Джакаба и некое осведомленное лицо из Будапешта, которое заявило, что "точно знает из личных контактов, что это 'Газпром'". После появления информации о приобретениях, цена акций Borsodchem упала на 3%. По мнению Джакаба, снижение объясняется негативным отношением к "Газпрому" в Венгрии. Reuter пишет, что местные инвесторы "беспокоятся по поводу прихода русских на рынок в то время, как Венгрия стремится стать западной страной". В "Газпроме" это сообщение не комментируют, ссылаясь на отсутствие информации. Возможно, что "Газпром" действительно, как и "ЛУКойл", приступил к скупке профильных мощностей в странах бывшего СЭВа (нефтекомпании принадлежит румынский НПЗ Petrotel и болгарская компания "Нафтохим"). Впрочем, действия "ЛУКойла" имеют объяснение: объем добываемой им нефти превышает экспорт и суммарную загрузку принадлежащих компании НПЗ. А у "Газпрома" все иначе: маловероятно, что у него есть достаточное количество сырья, которым он мог бы загрузить предприятия венгерской нефтехимической промышленности.
*****
"Независимая газета"
В материале "Как из убыточной нефти сделать доходную" (автор - Нина Пузанова) сообщается, что в Новосибирской области запущена первая промышленная буровая (подробно см. в рубрике "Компании")
*****
"Российская газета"
В материале "Чем топить и на чем ездить?" (автор - Александр Величенков) сообщается, что повышение цен на нефтепродукты, которым так пугали наше Правительство его оппоненты, оказалось на практике не столь значительным, как ожидалось. К концу августа бензин, дизтопливо и иные производные "черного золота" подорожали всего на 8-10 процентов. Объясняется это тем, что Правительство России восстановило практику увязки экспортных квот на нефть и нефтепродукты с поставками нефтепродуктов на внутренний рынок. Кроме того, премьер-министр Михаил Касьянов подписал распоряжение о балансовых заданиях по мазуту и дизтопливу. Но в этом вопросе не обошлось без борьбы, причем противоборствующей стороной выступали не отечественные лоббисты эгоистичных интересов ТЭКа, а международные финансовые институты - Международный валютный фонд и Всемирный банк. Как известно, 21 августа глава московского представительства МВФ Мартин Гилман направил вице-премьеру Виктору Христенко письмо, в котором говорилось о том, что предстоящее введение балансовых заданий на поставку нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок, в том числе и для госнужд, "может осложнить переговоры о заключении нового соглашения" между Россией и МВФ. Строго говоря МВФ абсолютно прав. Формальное обязательство провести реформы в сфере экспорта нефти и нефтепродуктов содержалось в "Заявлении об экономической политике на 1999-2000 гг.", которое наше Правительство сделало в июле прошлого года. Но тогда мало кто мог предвидеть более чем двухкратный рост цен на нефть, и что вывозить нефтепродукты станет выгодно не только баржами и железнодорожными цистернами, но даже грузовиками. Это с одной стороны. С другой - "Заявление..." Правительства отнюдь не стало основой ни для продолжения кредитования России со стороны МВФ по уже выделенным кредитам, ни для заключения нового соглашения России с МВФ. А тогда какой смысл выполнять наши обязательства?
Да и без займов фонда Россия вполне обходится уже более двух лет. Фонд предлагает нам вместо квот на экспорт и балансовых заданий по внутрироссийским поставкам построить двухэтажный механизм из аукционной продажи экспортных квот и гарантированных поставок нефтепродуктов определенным регионам и отраслям, дотируемым с помощью четко прописанных бюджетных субсидий. Здесь явно просматриваются и северный завоз, и посевная с уборочной на селе, и нужды силовиков. Внешне все вроде бы логично. Вместо экспортных пошлин, с помощью которых можно регулировать внутренний рынок, - аукцион, топливо для госнужд - по дотируемым ценам. Но вот сроки самого письма - 21 августа - настораживают. Бюджет 2001 года уже 4 дня, как поступил из Минфина в Правительство, на 22-е намечено его обсуждение, до 1 сентября он должен был быть представлен в Госдуму. Когда и кому его полностью (!) переделывать? Именно полностью, ведь переверстывать нужно практически весь бюджет - и по доходам (вместо пошлин дать прогноз аукционов), и по расходам, и по территориям, и по отраслям. Сдается, что дата письма Мартина Гилмана была выбрана далеко не случайно. Подгадали именно тот момент, когда переделать что-либо уже практически невозможно. И к тому же всегда есть сомнение - а переделывать-то зачем? Выравнять внутренние цены на нефтепродукты с мировыми? Для всех - и бизнеса, и граждан, кроме дотируемых территорий и отраслей. В Европе литр бензина стоит больше доллара. У нас что - много людей со среднеевропейскими зарплатами? И каковы тогда будут цены на нашу продукцию, учитывая климат, расстояния и завышенную энергоемкость? Ведь по фондовской системе вывезти можно будет абсолютно все, даже асфальт, его с дорог начнут сдирать, как срывают провода и кабели. В 1996 году Правительство России уже отменяло экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, заменив их внутренними акцизами. Следствием этого шага (на экспорт - подешевле, отечественному потребителю - подороже) стал виток инфляции, удар по мировым ценам на нефть, резкое ухудшение уже в 1997 году нашего внешнеторгового баланса. Очень похоже, что нам предлагают вновь наступить на те же грабли.
На состоявшейся 30 августа встрече Виктора Христенко с Мартином Гилманом и директором представительства Всемирного Банка в России Майклом Картером наш вице-премьер очень подробно аргументировал позицию России, заявив, что меры российского Правительства носят "сезонный, временный характер и не являются причиной для того, чтобы рассматривать их как откат от ранее достигнутых договоренностей России с МВФ и ВБ". С аргументами Виктора Христенко трудно не согласиться. На носу зима, ломать налаженные механизмы уже просто некогда. Надо решать проблемы прохождения бюджета 2001 года в Госдуме, заканчивать северный завоз, запасать мазут и уголь на электростанциях. Стоит обратить внимание, что МВФ впервые столкнулся в России с ситуацией, когда против его предложений выступили традиционно-либеральные экономисты и политики. Анатолий Чубайс еще осенью 1998 года стал лоббировать введение экспортных пошлин и квот на мазут, а Алексей Кудрин, совсем недавно назначенный управляющим от России в МВФ, прокомментировал текущую ситуацию предельно лаконично: "Балансовые задания - это внутреннее дело России". Пока же по распоряжению Михаила Касьянова вводят с 1 сентября 75-процентную квоту от объема производства по поставкам дизтоплива на внутренний рынок и 90-процентную - по мазуту. Зимой срывов быть не должно. Предполагается, что ограничения по экспорту дизтоплива сохранятся до 1 ноября, к этому моменту закончится уборочная, а по мазуту - до 1 апреля, до конца отопительного сезона.
*****
"Труд"
В заметке "Шельф Арктики: разведка продолжается" (автор - Алексей Снегирев) сообщается, что На брифинге в центральном офисе Газпрома член правления этой крупнейшей компании Борис Никитин, начальник управления техники и технологии разработки морских месторождений Владимир Вовк и генеральный директор "Газфлота" Александр Мандель рассказали журналистам о том, как идет разведочное бурение в Обской губе. Читатели "Труда" знают из наших предыдущих публикаций, что 13 июля из Мурманска курсом на Карское море, в Обскую губу, вышли транспортно-буксирные суда "Пасвик" и "Фобос". Они повели самоподъемную плавучую буровую установку "Мурманская". Путь протяженностью 1200 миль караван проделал благополучно и 27 июля был уже в Обской губе. А 31 июля "Мурманская" приступила к бурению первой скважины. Ее проектная глубина - 1170 метров. Фактически же пробурено 1200 метров. Как заявили специалисты, скважина подтвердила оптимистические прогнозы: в проектном горизонте открыта богатая газовая залежь. Сейчас первая скважина уже отработана. "Мурманская" приступила к разведочному бурению второй скважины. В Газпроме рассчитывают, что к середине месяца будет известен результат. Значение этой работы трудно переоценить. Газовики нашли на шельфе крупное месторождение, которое, по всей видимости, даст возможность стабилизировать добычу газа в стране, а в дальнейшем и обеспечить ее рост Разведочные скважины на арктическом шельфе - это, понятно, лишь первый шаг. Промышленная эксплуатация Северокаменномысского и Каменномысского участков в Обской губе может начаться лишь через несколько лет. При условии нормального финансирования. Как считают эксперты, поначалу объем добычи составит 7-8 миллиардов кубометров газа в год, а в 2010-м - до 50 миллиардов кубов.
*****
В заметке "Аукцион на Ямале" (автор - Марина Мухтарова) сообщается, что в столице Ямало-Ненецкого автономного округа Салехарде прошел аукцион месторождений. Участникам торгов были предложены 12 перспективных лицензионных участков, расположенных на территории Надымского и Пуровского районов. Все они нашли своих покупателей. Экспертная комиссия, в которой работали представители министерств природных ресурсов и энергетики, а также окружной администрации, удовлетворена результатами торгов. Как сказал председатель комиссии, зам.министра природных ресурсов РФ Валентин Шелепов, прошедший аукцион принес Ямалу 38,8 миллиона долларов, превысив стартовую цену участков почти в 12 раз. Повышенный интерес добывающих компаний к недрам Ямала (а на этот раз в акции принимали участие 14 нефтегазодобывающих компаний) объясняется, по мнению начальника департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса администрации ЯНАО Сергея Гмызина, тем, что здесь сосредоточены основные запасы углеводородного сырья в стране. Интенсивный поиск, разведка и добыча нефти и газа с ямальских месторождений приведут к экономическому подъему округа и, стало быть, повышению налоговых поступлений в государственную казну.
*****
"Экономика и время", еженедельник (г. Санкт-Петербург)
Опубликован материал "Материализовавшиеся фантомы в морских портах" (автор - И. А. Ждакаев, заместитель председателя комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы РФ), посвященный Новороссийскому морскому торговому порту (подробно см. врубрике "Компании")
*****
"Бизнес&Балтия"
Сообщается, что таллиннский порт за семь месяцев этого года перевалил 21 млн. тонн грузов. Это на 20% больше, чем за тот же период прошлого года. В августе грузооборот порта составил 2,6 млн. тонн грузов. Крупнейшей группой грузов остаются нефтепродукты, объем перевозки которых достиг 12,9 млн. тонн. Перевозки нефтепродуктов за год выросли на 31%.
*****
"Местное время" (г. Нижневартовск)
Газета публикует "Письмо о кадровой политике в ТНК" (подробно см. врубрике "Компании")
*****
"Панорама", еженедельник (Казахстан)
В материале "Правительство вновь вернулось к идее квотирования экспорта нефти, значительно ее модернизировав" (автор - Николай Дрозд) сообщается, что 7 сентября в рамках заседания мажилиса, посвященного проблемам внутреннего рынка нефтепродуктов, перед депутатами выступил министр сельского хозяйства Сауат Мынбаев. Г-н Мынбаев, по его словам, был бы благодарен депутатам, если бы под их давлением оказалось принято решение о выделении сельхозпроизводителям дополнительных 50 тыс. тонн удешевленного дизельного топлива (такое положение записано в проекте решения парламентариев), но считает осуществление такого шага малореальным. Аграрному лобби в правительстве уже удалось достичь максимума возможного - на уборочную кампанию направлено 160 тыс. тонн удешевленного дизельного топлива, дотации на которое не предусматривались в бюджете. Аналитики правительства, по оценкам г-н Мынбаева, не смогли спрогнозировать рост цен на нефть с прошлогодних $9 до нынешних $32 за баррель и последствия этого повышения для внутреннего рынка. В связи с этим ресурсы на удешевление пришлось выискивать - помимо бюджета, они компенсировались за счет роялти, а в момент наивысшего напряжения на рынке удалось добиться от "Казахойла" поставок дополнительных 60 тыс. тонн дизельного топлива по цене $200. Хотя нефтяники, вероятно, ожидали, что их участие ограничится поставками за счет роялти.
Министр не видит больше реальных источников, за счет которых могло бы быть удовлетворено депутатское давление. Схема с роялти исчерпана, так же как и дальнейшее получение ресурсов от "Казахойла". Выделение средств из госбюджета министр тоже считает не слишком вероятным, поскольку в ходе предстоящей вскоре его корректировки сами депутаты, скорее всего, предпочтут дотациям на удешевление дизельного топлива рост других расходных статей, в том числе связанных с социальными расходами. По оценкам г-на Мынбаева, ситуация на внутреннем рынке связана не столько с НПЗ, ограничить рентабельность которых и добиться конкуренции выглядит не таким уж сложным, сколько с необходимостью повернуть сырую нефть на внутренний рынок. Вслед за вице-премьером Ахметовым, г-н Мынбаев также надеется в связи с этим на "тщательное рассмотрение заключенных контрактов с иностранными нефтяными компаниями". Комментируя предложение поручить распределение удешевленного дизельного топлива Госпродкорпорации, министр отметил, что подобная возможность изучалась весной, но тогда от нее отказались и правительство, и сама Госпродкорпорация, поскольку последняя не имеет баз в регионах и могла бы работать только с крупными зерновыми компаниями. Власти не хотели бы, чтобы правительство и министерство подозревались в лоббировании интересов этих компаний. Поэтому выбор был сделан в пользу операторов, определяемых акимами. Депутаты дружно ругали принятую схему, отмечая, что удешевленное дизельное топливо не доходит до хозяйств и прибыли получают посредники. Под впечатлением от депутатских обличений, Даниял Ахметов заявил, что предложит Премьер-Министру создать специальную комиссию по этому поводу. Вероятно, само решение об удешевлении топлива для агросектора и появлении эксклюзивных операторов предопределило подобный исход. Быть может, лучшей альтернативой были другие формы дотации агросектора, например через увеличение объемов фьючерсных закупок зерна. В общем, похоже, все надежды правительства - на перелом ситуации с анализом заключенных приватизационных контрактов и давлением в этой связи на крупнейших нефтедобытчиков.
Отвечая на вопрос Серикболсына Абдильдина о введении государственной монополии в нефтяном секторе, г-н Мынбаев хотя и сказал, что, по его мнению, это невозможно, не проявил особой категоричности, отметив, что "принимает это как вопрос". Изучение тех же контрактов оставило у г-на Ахметова убеждение, что они не дают применить возможно наиболее цивилизованный метод тарифного регулирования - введение экспортных пошлин, и каким-либо образом изменить налоговое законодательство. Правительство поэтому вынуждено идти на какие-то силовые акции, получая "плюсы" для будущих договоренностей, оценивая заключенные контракты. Усиление госрегулирования в этой связи выглядит достаточно неизбежным, тем более что именно этого большинство населения в общем и ждет от правительства. Вице-премьер Ахметов упомянул о "сильном" противодействии, которое, вероятно, будет оказываться нефтяным бизнесом, работающим в Казахстане, и о том, какую оппозицию встретило введение квотирования нефтяного экспорта со стороны международных финансовых институтов. Тем не менее правительство, похоже, вновь решило вернуться к квотам, правда, значительно модернизировав эту идею: большая часть квот будет продаваться, что вроде бы исключает негатив при их распределении, другая часть будет распределяться в увязке с поставками на внутренний рынок. Эти предложения, по словам г-на Ахметова, должны согласовываться с Россией, через которую идут транспортные пути. Комментируя ситуацию с ПНПЗ и возможности загрузки завода, вице-премьер высказался за проведение тендера для нефтедобывающих компаний и создание вертикально интегрированной системы. По мнению г-на Ахметова, завод будет работать только в случае, если на него придет компания, имеющая собственную нефть. Атырауский завод начал работать лишь после того, как на него пришел "Казахойл". Компания, имеющая нефть, по словам вице-премьера, для завода подыскивается в лице "Казахойла" или другой крупной нефтедобывающей структуры.
*****
В материале "Мажилис два дня обсуждал ситуацию с уборочной кампанией. Не исключено, что правительство начнет продавать экспортные квоты на нефть" (автор - Канат Шаймерденов) сообщается, что 6 сентября состоялось первое в этой сессии пленарное заседание мажилиса, которое неожижанно, несмотря на то, что по повестке предполагалось обсудить лишь сроки рассмотрения пакета законопроектов, оказалось весьма содержательным и продолжительным. Стоит заметить, что заседание нижней палаты затянулось на два дня. Наверстывая упущенное, а именно - неучастие депутатов в обсуждении ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, обострившейся перед самым началом парламентских каникул, законодатели, прозаседав до обеда в первый день, договорились приостановить заседание, с тем чтобы продолжить его на следующий день, и уже с участием вице-премьера Ахметова, а также министра Мынбаева и председателя антимонопольного ведомства Тлеубердина. Несмотря на экстренность решения мажилиса, Даниял Ахметов принял участие во втором дне заседания и выступил с информацией о положении дел на рынке нефтепродуктов и тех мерах, которые предполагает осуществить правительство для стимулирования и обеспечения рентабельности нефтеперерабатывающих производств. Первая информация касалась данных о ходе уборки урожая, так как именно этот вопрос явился первопричиной разбирательств депутатов по поводу нефтепродуктов, в чем, безусловно, определенная логика была. По последним сводкам из регионов, уже убрано 39% от общего объема урожая и обмолочено 4,6 млн тонн зерна. Это довольно хорошие темпы уборочной кампании, считает вице-премьер, выше, чем в прошлом году. В целом валовой сбор зерновых предполагается в объеме 11 млн тонн, в том числе пшеницы - 9,2 млн тонн. В этом сезоне объем государственной закупки зерна у сельхозтоваро-производителей должен составить 570 тыс. тонн по той же цене, что и в прошлом году - $70- $75 за тонну, в зависимости от качества. В нынешней уборочной страде задействовано 37 тыс. комбайнов, 15,4 тыс. жаток, более 47 тыс. автомобилей, 3,3 тыс. механизированных токов. Вице-премьер успокоил депутатов, что урожай этого года будет убран вовремя, и причин (также связанных с обеспечением ГСМ) опасаться обратного у него нет. Считается, что общие потребности сельского хозяйства в горюче-смазочных материалах на проведение осенне-полевых работ составляют 260 тыс. тонн.
Сегодня, заверяет г-н Ахметов, уже доставлено на поля 100 тыс. тонн удешевленного дизтоплива по цене $140, плюс к этому 80 тыс. тонн ресурсов аграрных предприятий и 60 тыс. тонн нефтепродуктов "Казахойла" (объем, который, решили в правительстве, национальная компания будет продавать по $200 с завода). Таким образом, поставки ГСМ на поля, согласно этим выкладкам, должны осуществляться в полной мере по потребностям сельхозпроизводителей. Не это по-настоящему является проблемой, отмечает г-н Ахметов, а то, что диктует ценообразование на нефтепродукты. "Аномально-фатальный" рост мировых цен на нефть, по словам вице-премьера, оборачивается для Казахстана весьма пагубными последствиями дефицита сырья на отечественных НПЗ, который исходит из стремления нефтяных компаний, покуда держится конъюнктура, увеличивать экспорт. Это выгодней, чем работа на внутреннем рынке, где цена на нефть имеет большой контраст с ценами, которые держатся на мировом рынке. В данной ситуации, говорит г-н Ахметов, правительство предпринимает все возможные меры регулирования рынка нефтепродуктов, которые он разделил на два этапа - меры оперативного характера и, так сказать, перспективного. К первому этапу относятся уже предпринятые шаги касательно введения нулевой ставки на импорт нефтепродуктов, поставки удешевленного дизтоплива на период сельскохозяйственных работ. В том же числе оперативных мер были названы разрыв договора о концессии Павлодарского НПЗ с компанией CCL-Оil и передача завода в управление Министерства энергетики, а также выход в свет постановления о гарантированных поставках нефти на перерабатывающие заводы, имеющего отношение к ряду нефтяных компаний. С этим правительственным актом г-н Ахметов сегодня связывает улучшение ситуации с поставками сырья на НПЗ, получающих, по официальным данным, в общем объеме до 600 тыс. тонн нефти в месяц. Тем не менее действия правительства, по признанию вице-премьера, не смогли полностью смягчить "последствия фатального роста цен на нефть", при этом с искренним сожалением он отметил остановку двух заводов в середине лета, что вызвало очередной всплеск цен на нефтепродукты. "Теперь что делать?" - вопрошал вице-премьер. Сам же отвечал, что прежде "надо ввести в законодательство механизмы, с помощью которых будет вестись мониторинг деятельности перерабатывающего сектора", с учетом баланса потребления нефтепродуктов, производства, баланса экспорта-импорта, затрат и доходов, посредством чего будут выводиться пределы ценообразования. Это относится ко второму этапу действий правительства, в некоторых моментах представляющему немалый интерес. Так, Даниял Ахметов сообщил депутатам, что правительство намерено менять тарифную политику в нефтяном секторе экономики, что должно выражаться в повышении тарифов на транзит экспортной нефти по казахстанской территории, и за счет этого, наоборот, снижать "в десять раз" внутренние транспортные тарифы.
Кроме этого, планируется снизить акцизы на нефтепродукты, производимые в Казахстане, и вводить "скользящую шкалу предоставления квот на экспорт нефти тем, кто готов поставлять" нефть на НПЗ. Последнее, о чем говорит вице-премьер, связано с намерением правительства (правда, об этом говорилось очень осторожно) ввести систему продажи экспортных квот, предоставляемых Казахстану. "Квоты получает государство, и мы, возможно, будем продавать основную часть квот", а другая часть будет распределяться между компаниями в зависимости от их участия на внутреннем рынке. Однако вопрос распоряжения квотами "надо скоординировать с Россией", поскольку доступ к трубопроводу и предоставление квот зависят от нее. Тем не менее вице-премьер считает, что все вопросы с правительством соседней страны будут отработаны, и право на продажу квот государством "станет существенным элементом госрегулирования и обеспечения поставок на внутренний рынок". Вице-премьер также сообщил, что вообще для эффективности регулирования нефтяного сектора правительством рассматривается вопрос образования "специального органа для осуществления нефтяной политики". К тому же будет вноситься законопроект о госрегулировании производства и оборота нефти и нефтепродуктов по аналогии с проектом, касающимся спирта и алкогольной продукции. В нем также будет лицензирование производства, сбыт и хранение нефтепродуктов, будут устанавливаться минимальные цены продажи, как средство борьбы с нелегальной продукцией (что, конечно, не так актуально, как для алкогольного рынка), регулирование экспорта-импорта, организация госконтроля за качеством продукции. Даниял Ахметов обещал, что в данном законопроекте "будет создан механизм сдерживания скачкообразного роста цен на бензин, дизтопливо и другие продукты", а также то, что сам документ будет стимулировать поставки нефти на внутренний рынок по ценам, обеспечивающим рентабельность заводам и справедливое ценообразование. Не имея возможности влиять на нефтяные компании фискальными методами (например, вводить таможенные пошлины на экспорт нефти, в какой-то мере решая ценовой дисбаланс внутренних и мировых цен), правительство демонстрирует способность находить другие рычаги воздействия, которые бы не вызывали негативной реакции у международных организаций, как это было в случае с ограничением экспортных квот.
*****
В заметке "Герцог Глостерский опроверг предположение о том, что целью его визита является лоббирование интересов британских компаний" сообщается, что С 3 по 8 сентября в Казахстане находится Его Королевское Высочество герцог Глостерский. 4 сентября представитель британского королевского дома встретился с акимом города Алматы Виктором Храпуновым. Мэр южной столицы рассказал гостю о состоянии промышленности города, о ходе приватизации и пригласил его посетить высокогорный каток Медео и горнолыжную базу Чимбулак. По окончании встречи герцог Глостерский дал брифинг для журналистов. Отвечая на вопросы, он рассказал, что цель его предстоящей поездки в регионы Казахстана - посещение месторождений, разрабатываемых английской компанией "Бритиш Гэс". По словам Его Высочества, "Бритиш Гэс" является самым крупным инвестором из всех британских компаний, работающих в Казахстане. Он подчеркнул, что компания занимается не только добычей нефти и газа, но и строительством нефтепроводов, что является очень важной частью эксплуатации нефтяных месторождений. Герцог Глостерский опроверг предположение о том, что целью его приезда является лоббирование интересов британских компаний во властных структурах Казахстана. "Мой визит, - сказал он, - просто утверждает, укрепляет то, что уже наработано британскими бизнесменами в Казахстане и, возможно, даст новый импульс расширению казахстанско-британских связей." Его Высочество также добавил, что Великобритания на сегодняшний день уже является крупнейшим торговым партнером Казахстана среди европейских стран и занимает третье место в мире по объему инвестиций в экономику республики.
*****
"Время по ... " (Казахстан)
Опубликован материал "От Черного моря до Европы: очередная схватка за маршруты нефти Каспия" (подробно см. в рубрике "Проекты")
*****
В материале "В 2003 году производство нефти на континентальном шельфе Ирана достигнет 1,1 млн баррелей в день" со ссылкой на "Азия Пульс" (Тегеран) сообщается, что управляющий директор иранской нефтяной компании континентального шельфа Аболкассем Хассани заявил, что производство нефти на континентальном шельфе достигнет в 2003 году 1,1 млн баррелей в день, а к концу нынешнего иранского года - 20 марта 2001 - 700 тыс. баррелей в день. Хассани сообщил, что добыча нефти на континентальном шельфе возросла с марта по август в среднем до 620 тыс. баррелей в день по сравнению с 520 тыс. баррелей в день, производимыми с февраля по март. За этот период добыча выросла на 100 тыс. баррелей в день, -добавил он. Он сообщил, что за последние три года компания осуществила 14 проектов развития стоимостью в 1,4666 млрд риалов, плюс 300 млн долларов для доков в Сирри, Лаване и Бехрегане, - добавил он. Беседуя с корреспондентами по случаю Правительственной недели (23-29 августа), Хассани сообщил, что иранская нефтяная компания континентального шельфа действует как на море, так и на островах в Персидском заливе, в том числе в четырех районах: Харг, Бехреган, Сирри и Лаван. В регионе около 16 нефтяных скважин, c помощью которых разрабатывается 12 месторождений, - добавил он. Он сообщил, что за последние два года были заключены контракты, гарантирующие рост добычи до 190 тыс. баррелей в день на нефтяных месторождениях Соруш и Новруз, до 85 тыс. баррелей в день на нефтяном месторождении в Доруде, до 35 тыс. баррелей в день на месторождениях в Носрате и Фарзам и до 50 тыс. баррелей в день на нефтегазовых месторождениях в Салмане. Заявления последовали всего лишь через неделю после открытия в апреле газового месторождения в Хома и газового месторождения в Табнаке. В конце 1999 года Национальная иранская нефтяная компания объявила о самом крупном открытии за последние 20 лет - гигантского Азадеганского нефтяного месторождения. Кроме того, запасы нефти в иранском секторе Каспия составляют по меньшей мере 2,500 млн баррелей, согласно предварительным данным сейсмических исследований, проведенных консорциумом, состоящим из британской "Ласмо" и "Ройял Датч/ Шелл". "Ласмо", которая отозвалась о находках на Каспии, как о многообещающих, считает, что в Южном Каспии предстоит еще открыть 20000 млн баррелей нефти и более 30 млрд кубических футов газа.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены