6 сентября 2000 г.
Обзор прессы
06.09.00
"Ведомости"
В материале "Газпром" идет в Монголию" (автор - Юлия Бушуева) сообщается, что российский газовый монополист "Газпром" намерен обосноваться на топливном рынке Монголии. На этой неделе представители компании проведут переговоры с правительством Монголии о поставках нефтепродуктов и сжиженного газа. Монголия ежегодно потребляет более 400 000 т нефтепродуктов. Это низкооктановые бензины и дизельное топливо. 90% потребности монгольского рынка удовлетворяется за счет поставок из России, еще 10% Монголия получает из соседнего Китая. Объемы поставок сжиженного газа также пока невелики: в прошлом году Монголия закупила 100 т этого вида топлива на сумму $13 000.
В "Газпроме" надеются, что объемы потребления российского топлива в Монголии со временем возрастут. "Мы рассчитываем, что через несколько лет емкость монгольского рынка нефтепродуктов возрастет до 1 млн т", - сказал "Ведомостям" представитель "Востокгазпрома" (дочернее предприятие "Газпрома", продвигающее его проекты в Восточной Сибири). По его словам, "Востокгазпром" получает нефтепродукты с Ангарской НХК и Ачинского НПЗ в обмен на поставки сырья. "Мы легко можем поставлять их в Монголию по железной дороге", - сказал представитель "Востокгазпрома". Он не уточнил, какой объем нефтепродуктов ежегодно получает его компания. Однако эксперт в одной из российских фирм, работающих в Монголии, считает оценки "Востокгазпрома" чересчур оптимистичными. "Вряд ли потребности рынка увеличатся быстро. Кроме того, "Газпрому" придется конкурировать с другими российскими компаниями, которые уже давно здесь работают", - отмечает он. Основными поставщиками российских нефтепродуктов в Монголию на сегодняшний день являются "Сибнефть", "ЮКОС" и Ангарская НХК.
Гораздо более перспективным для "Газпрома" может стать монгольский рынок сжиженного газа. По оценкам экспертов, его объем в ближайшие годы может составить 100 000 т газа в год, а в перспективе даже увеличиться. При этом цена сжиженного газа в Монголии в три-четыре раза превышает российскую. Однако для развития монгольского рынка газа необходимы значительные инвестиции в создание инфраструктуры. Представитель "Востокгазпрома" говорит, что на переговорах в Улан-Баторе речь пойдет не только о поставках топлива из России, но и об участии "Газпрома" в местных заправочных и перевалочных комплексах. Монголия интересует "Газпром" не только потому, что является для него потенциальным рынком сбыта, но и потому, что по ее территории может пройти экспортный газопровод в Китай. Правда, пока что окончательное решение по этому вопросу не принято - китайская сторона настаивает на том, чтобы газ поступал в страну напрямую, минуя Монголию.
*****
В материале "Shell и Exxon Mobil инвестируют в Северное море" (автор - Бушан Бари) сообщается, что крупнейшие в мире нефтяные корпорации Royal Dutch/Shell и Exxon Mobil значительно увеличивают объем капиталовложений в британский сектор нефтяных месторождений в Северном море. Корпорации решили вложить дополнительные средства в их совместное предприятие Shell Exploration and Production. Такое решение, первое со времен обвала цен в 1998 г. , стало возможным благодаря длительному сохранению высоких цен на сырую нефть и появлению новых технологий нефтедобычи. Впрочем, руководители совместного предприятия утверждают, что принимали решение об увеличении инвестиций исходя из того, что рентабельность сохранится даже при ценах более низких, чем сейчас. В понедельник представитель Shell Expro заявил, что в 2001 г. объемы капиталовложений в разработку нефтяных месторождений в Северном море вырастут до $1,2 млрд. Это на 20% больше общего объема затрат, запланированного на этот год и составляющего в общей сложности около $1 млрд. Такое увеличение капиталовложений может расцениваться как верный признак оживления отрасли, ставшего возможным вследствие существенного роста цен на нефть, которые держатся на высоком уровне уже более года.
Shell Expro намерена приступить к реализации шести новых проектов. Однако разработка новых месторождений, относительно небольших по международным стандартам и требующих применения сложных технологий, не компенсирует снижения добычи на крупных месторождениях, запасы которых уже истощаются. Поэтому в Shell Expro не ждут, что увеличение капиталовложений позволит преодолеть неуклонное снижение объемов добычи нефти в Северном море. Впрочем, Крис Финлейзон, заместитель директора компании, старается не предаваться пессимизму. "Мы надеемся, что теперь нам удастся хотя бы притормозить падение нефтедобычи", - говорит он. При том что запасы нефти на старых месторождениях стремительно истощаются, представители Shell Expro заявляют, что новые технологии, появившиеся в последнее пятилетие, позволили увеличить добычу нефти на старых месторождениях и открыли дополнительные возможности для разработки новых месторождений.
*****
"Сегодня"
В материале "Четвертый нефтяной шок" (автор - Александр Михайлов) сообщается, что мировой рынок на грани паники: стоимость барреля сырой нефти вышла на фантастический уровень в 36 долл., а цена российской нефти Urals (с доставкой в средиземноморские порты) подскочила до 31,54 долл. за баррель. Глава центрального банка Франции Жан-Клод Трише уже назвал их "запредельными". Сегодня президент США Билл Клинтон на Саммите тысячелетия встречается с наследным принцем Саудовской Аравии Абдаллой, и главной темой беседы станут неподъемные для развитых стран Запада нефтяные цены. Ситуация действительно напряженная. Во Франции водители грузовиков блокируют нефтеперерабатывающие заводы, а простые автолюбители уже начали запасаться бензином в канистрах. Такого Европа не знала с 1973 года, когда Старый Свет и США пережили первый "нефтяной шок" - резкий рост цен на нефть вследствие эмбарго, предпринятого ближневосточными странами в ответ на поддержку Западом Израиля, воевавшего с Египтом и Сирией. Тогда припертый к стенке промышленно развитый Запад на уровне своих лидеров открыто пообещал ответить на диктат нефтяных шейхов внедрением новых энергосберегающих технологий - и слово свое сдержал. Именно после кризиса 1973 года появились экономичные автомобили, высокопроизводительные тепловые электростанции, а на шельфе у берегов Великобритании и Норвегии началась нефтеразведка, и вскоре в море поднялись добывающие платформы. В итоге экономика Запада сумела адаптироваться к новому уровню нефтяных цен. И последующие нефтяные драмы 1979-го и 1990-го (последняя была вызвана войной с Ираком) по остроте не шли ни в какое сравнение с 1973 годом. И вот теперь Запад вновь вынужден всерьез задуматься о технологическом ответе нефтедобывающим странам. Первые сообщения на эту тему уже появились. На днях нефтяная корпорация "Шелл" представила на германском рынке новый сорт мазута - Thermo Eco-Ultra, отличающийся повышенной теплотворностью. Применение новинки дает годовую экономию в размере 400 долларов на один индивидуальный дом. А цивилизованный рынок устроен так, что за "Шелл" неизбежно потянутся конкуренты. Но технологический ответ требует времени и немалых расходов. Разработки энергосберегающих технологий ведутся на Западе при активной государственной финансовой поддержке. Откуда берутся деньги? 70% от цены энергоносителя (автомобильного бензина, дизельного топлива или мазута) потребитель в Европе отдает в виде налогов. Поэтому представители ОПЕК в лице ее президента Али Родригеса и генсека Рилвану Лукмана по-своему правы, когда говорят, что ответственность за запредельные цены лежит не только на производителях, но и на потребителях.
"Момент истины" должен наступить 10 сентября, когда в Вене состоится саммит ОПЕК. Ожидается, что объем суточной нефтедобычи может быть увеличен на 500 тыс. баррелей. Но собьет ли это цены - сомнительно. Пока же в Европе и США готовятся к нелегкой зиме. Российский бюджет, сверстанный от показателя в 19 долл. за баррель, может рассчитывать на внушительные дополнительные поступления. Как считает аналитик инвестиционной компании АТОН Александр Агибалов, до марта цены из-за сезонного фактора не снизятся, поэтому с наполнением нашей казны нефтедолларами все будет в порядке. Другой вопрос, сможем ли мы разумно распорядиться этим подарком судьбы: пустим ли их на новые вооружения и войну в Чечне, или позаботимся о модернизации безнадежно устаревшего производства? Опыт Советского Союза, пустившего десятки миллиардов нефтедолларов на помощь "братским" компартиям, бесславную афганскую авантюру и абсурдную закупку на Западе "товаров народного потребления" в виде дамских колготок и бюстгальтеров, весьма поучителен. Нефтяная "манна" не будет вечной: по мнению экспертов из того же АТОНа, импортеры не дремлют, отыскивая компенсирующие рычаги - технологическое усовершенствование топлива и освоение новых месторождений. Первый рычаг на Западе уже заработал. Что касается второго, то здесь также есть неиспользованные резервы. К примеру, равновесие на нефтяном рынке может быть поколеблено полноценным включением в него Ирака, чей экспорт пока ограничен международными санкциями. Есть еще и каспийский регион, где в последнее время растет активность нефтяных компаний, и в первую очередь американских и британских. А прагматизма Западу не занимать. Особенно в ситуациях, подобных сегодняшней, когда из-за высоких нефтяных цен многие правительства промышленно развитых стран оказались на грани политического выживания.
*****
В материале "С челобитной к президенту" (автор - Милана Давыдова) сообщается, что в российской нефтянке назрел новый грандиозный скандал, разрешать который, судя по всему, придется Владимиру Путину. В распоряжение редакции попало письмо президента нефтяной компании "Сиданко" Роберта Шеппарда, обращенное к президенту России Владимиру Путину. В письме говорится, что "Группа Альянс" всеми силами пытается сделать "Варьеганнефтегаз" банкротом и получить его под свой контроль, нарушая закон и гарантированные государством законные права акционеров "Сиданко". В связи с этим Шеппард просит "оказать поддержку в восстановлении законности и справедливости в ситуации вокруг дочернего предприятия компании "Варьеганнефтегаз" (ВНГ).
В президентской администрации не подтвердили факт получения этого письма Владимиром Путиным. Однако в любом случае эта история имеет более глубокие корни. У "Группы Альянс" отношения с "Сиданко" продолжаются уже более двух лет. В 1998 году "Интеррос", владелец "Сиданко", пригласил на должность кризисного управляющего компании главу "Группы Альянс" Зию Бажаева, которому в короткий срок удалось реорганизовать компанию, повысить ее привлекательность для инвесторов. Главным результатом его работы стала продажа 10% акций "Сиданко" британской корпорации "Бритиш Петролеум" за 484 млн долл. Однако сразу после продажи акций американцам Зия Бажаев ушел из компании. Ходили слухи, что его "ушли" по желанию новых акционеров, которые в дальнейшем стали проводить очень активную работу, и сегодня "Сиданко" полностью управляется "Бритиш Петролеум".
Между тем мировые цены на нефть и агрессивная политика другой российской компании - ТНК - в отношении крупнейшей добывающей "дочки" "Сиданко" "Черногорнефти" сильно усложнили ее положение. Полтора года назад низкие цены на нефть поставили "Сиданко" на грань банкротства. Тем временем глава "Альянса" Зия Бажаев приложил усилия для поглощения ВНГ, скупив ее кредиторскую задолженность. Менеджмент "Сиданко", понимая, что отбивать одновременно "Черногорнефть" и ВНГ невозможно, сделал ставку на борьбу с ТНК (примечательно, что тогда британцы тоже жаловались президенту на ТНК). В результате блокирующий пакет акций "Сиданко" был передан ТНК. Естественно, что передавать свои акции "Группе Альянс" за возвращение ВНГ "Сиданко" не намерена. "Альянс", вложив в ВНГ большие инвестиции, также не собирается отдавать "дочку" "Сиданко". Как заявили "Сегодня" в пресс-службе компании, "мы неоднократно предлагали купить ВНГ, но все предложения были отвергнуты. Пресс-секретарь "Сиданко" Денис Давыдов подтвердил, что предложение от "Альянса" поступило в начале года, но оно было отвергнуто акционерами. По одной из версий, письмо Путину президента "Сиданко" подтолкнули написать новые акционеры компании, а точнее, ТНК. Расширение добывающих активов является приоритетом тюменцев, а ВНГ прекрасно впишется в эту стратегию. Другое предположение гласит, что "Альянс" держится за ВНГ по личным соображениям: новый президент "Группы Альянс" Муса Бажаев хочет продолжить дело, начатое братом Зией Бажаевым.
*****
"Коммерсант"
Под заголовком "Западные аудиторы вредят России" (автор - Ирина Резник) газета публикует интервью с аудитором Счетной палаты Михаилом Бесхмельнициным.
-- У Счетной палаты повышенный интерес к нефтяным госкомпаниям. Почему?
-- Прежде всего потому, что на этом настаивали депутаты Госдумы. С просьбой о проверке "Славнефти" к нам обратилось более 20% депутатов, а если есть больше 90 подписей, мы обязаны проверять. Больше всего нас интересует деятельность ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (ЯНОС). Однако не подумайте, что мы вмешиваемся в конфликт "Славнефти" с ТНК. Последнюю тоже проверим по просьбе депутатов -- законность выкупа ею собственного госпакета в декабре прошлого года.
-- Государство собралось продавать свой пакет в ОНАКО. Ваша проверка не может помешать продаже?
-- Конечно, может. Собственно, поэтому мы и проверяем. Понимаете, в деятельности любой компании есть свои подводные течения, о которых порой потенциальный покупатель и не догадывается. А мы хотим сделать для него картину более прозрачной, чтобы он не покупал кота в мешке. Если наша проверка подтвердит нынешние показатели, то и цена пакета может возрасти. Но мы делаем упор на другие госкомпании. "Газпром", "Славнефть" и "Росвооружение" -- огромные компании с огромными активами. От них зависит наполнение бюджета.
-- Но PrisewaterhouseCoopers уже проверял "Газпром". Причем как по российским, так и по международным стандартам. Вы что, не доверяете выводам этой аудиторской фирмы?
-- На мой взгляд, вся эта аудиторская "большая пятерка", работающая на российском рынке, вредна для наших компаний. У нас есть российские аудиторские компании, способные сделать аудит и по международным стандартам. А аудит "большой пятерки" -- это еще один из каналов перекачки валютных средств из России за рубеж. И заявления компаний или их акционеров о том, что им необходимо аудиторское заключение "большой пятерки", чтобы получить кредит на Западе, необоснованны. И если это не прямой, так косвенный сговор "большой пятерки" с потенциальными кредиторами. Мы уже убеждались, что их аудит не дает ответов на все вопросы.
-- Что именно вас интересует в "Газпроме"?
-- Сразу скажу, рынок акций интересует меньше всего. На мой взгляд, нет необходимости и возможности у государства осуществлять дальнейшую продажу своих акций в "Газпроме". Зато нас беспокоит все, что связано с дочерними структурами и зависимыми обществами "Газпрома". И продажу газа на Украину мы тоже будем проверять вместе с украинской Счетной палатой.
*****
В материале "Балтийская трубопроводная система закрыта" (авторы - Петр Сапожников, Роман Овчинников) сообщается, что в понедельник "Транснефть" приступила к ликвидации АО БТС, созданного для реализации самого амбициозного проекта госкомпании -- строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС). Однако после того, как АО прекратит свое существование, строить БТС не перестанут. Просто "Транснефть" чересчур буквально восприняла пожелание Владимира Путина, высказанное им месяц назад.
Для строительства трубопровода в прошлом году было создано ОАО БТС, 100% акций которого принадлежат компании "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" (ВМН). В свою очередь, ВМН целиком принадлежит госкомпании "Транснефть". В понедельник совет директоров АО БТС принял решение о ликвидации компании -- ее имущество будет включено в активы ВМН. В структуре ВМН выделено управление, которое на первых порах займется реализацией проекта. Причина ликвидации компании проста. По словам вице-президента "Транснефти" Сергея Григорьева, 3 августа Владимир Путин посетил Валдай, где высказал пожелание о создании дочерней компании "Транснефти", которая осуществляла бы управление строительством балтийского трубопровода. Непонятно, чем Путина не устраивало АО БТС, которая по сути и является такой компанией, правда, не дочерней, а "внучатой" по отношению к "Транснефти". Однако слово президента -- закон для госкомпании. В конце августа "Транснефть" приняла решение о ликвидации ОАО БТС. И теперь госкомпания будет создавать новое дочернее предприятие, чтобы выполнить президентский наказ и передать этой компании все управляющие функции по строительству.
Впрочем, есть еще одна версия. После того как президент высказал свое пожелание, председатель комитета по экономической политике и инвестициям Ленинградской области Григорий Дваз заявил, что через АО БТС в проект стремятся проникнуть криминальные структуры. Возможно, ликвидацию АО власти сочли самым надежным способом решить эту проблему. Не исключено, что в БТС действительно имели место нарушения закона. В конце прошлого года Минтопэнерго обвинило прежнего главу "Транснефти" Дмитрия Савельева в нерациональном использовании инвесттарифа на строительство трубопровода. Часть собираемых с нефтекомпаний денег оседала не в Сбербанке, как было определено министерством, а в Промышленно-строительном банке Санкт-Петербурга. Процентов с этой суммы "Транснефть" не получила. Минтоп посчитал, что упущенная прибыль государства составила $2 млн. И нынешние события вокруг АО БТС могут быть продолжением этой истории.
*****
"Известия"
В материале "Дорогая наша" (автор - Мария Игнавтова) сообщается, что в начале недели цена на нефть на мировом рынке превысила 32 доллара за баррель. У российского правительства еще есть время, чтобы получить выгоду от сложившейся ситуации и даже создать себе запас на следующий год. Впрочем, специалисты утверждают, что долго такое положение дел не сохранится. В понедельник цена нефти марки Brent с поставкой в октябре - главного индикатора, отражающего стоимость нефти, - составила 32,84 доллара за баррель. Это очередной рекорд в этом году. Объясняется подобное поведение цен несколькими причинами. Во-первых, есть сообщения о сокращении запасов нефти в развитых странах. Во-вторых, 10 сентября в Вене пройдет очередное заседание стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Независимо от того, примет ли ОПЕК решение увеличить добычу или нет, сам факт этой встречи оказывает на рынок психологическое воздействие. Специалисты же утверждают, что реальных причин для таких высоких цен просто нет.
На том, что существующие цены подняты искусственно и не отражают истинного состояния дел, настаивает председатель ОПЕК Али Родригес. Российские специалисты также считают, что нынешняя цена является спекулятивной как минимум на 25%. При этом ситуация на рынке складывается довольно парадоксальная: недостаточные запасы объясняются именно высокими ценами - участники рынка ждут, что через некоторое время стоимость нефти снизится и тогда уже можно будет эти запасы пополнить. О том, что в скором времени произойдет ценовой спад, специалисты говорят очень уверенно. Вопрос лишь в том, когда и насколько. Пока же Россия пытается использовать благоприятный момент по максимуму и отправляет как можно больше нефти на экспорт. Что касается российского правительства, то при таком уровне цен оно чувствует себя очень комфортно и беспокоиться за свое положение ему пока не нужно. Естественно, оно заинтересовано в том, чтобы нынешняя ситуация продлилась как можно дольше, поскольку тогда у него появится возможность подкорректировать бюджет-2001. Именно по этой причине идея стать членом ОПЕК не слишком привлекает правительство - в таком случае России придется расстаться со своей независимой политикой на рынке.
Точно предположить, решится ли ОПЕК на увеличение нефтедобычи, трудно. Пока что Али Родригес предложил заинтересованным странам приложить собственные усилия для снижения цены. По его словам, импортеры нефти получают в виде налогов даже больше прибыли, чем экспортеры. Поэтому неплохо было бы этим странам подумать о снижении налогов на нефтепродукты. Любопытно, что в Америке, которая является наиболее активным лоббистом по снижению цен, эти налоги гораздо меньше, чем в Европе. Именно по этой причине любые колебания цен отражаются на ней особенно сильно. Однако логика президента ОПЕК в нынешней ситуации проста: если налоги резко будут снижены, цены на нефтепродукты в Европе существенно упадут.
*****
"Время МН"
В материале "Нефть ставит мирвой рекорд" (автор - Владимир Сысоев) сообщается, что вчера произошло событие, которое доставило нежданную радость в российский Белый дом и одновременно неизбывную печаль в Белый дом американский. Цена на нефть на Международной нефтяной бирже, что в Лондоне, достигла наивысшего значения за последние 10 лет - 32,84 долл. за баррель (0,137 т нефти). Правда, рекорд относится к октябрьским фьючерсным контрактам. Стоимость же нефтяной корзины ОПЕК с немедленной поставкой подскочила пока до 32,17 долл. за баррель. По одним прогнозам, это показывает, что рынок не верит в возможность снижения цены на жидкие углеводороды в ближайшие месяцы. По другим - трейдеры решили сыграть на повышение в преддверии саммита стран ОПЕК, открывающегося в воскресенье в Вене. Именно от результатов венской встречи зависит судьба нефтяных цен в краткосрочной перспективе. Саммит, как ожидается, может решить "выбросить" нефть на рынок дополнительно - предполагаемые объемы увеличения добычи варьируются от 500 до 700 тыс. баррелей в сутки. Напомним, что по существующей между государствами ОПЕК договоренности добыча должна автоматически возрасти на 500 тыс. баррелей в сутки в том случае, если цены держатся выше планки в 28 долл. за баррель 20 дней подряд. 16 дней уже прошло, осталось подождать еще четыре.
Правда, как полагают многие аналитики, даже такое увеличение добычи нефти вряд ли позволит снизить высокую, по мнению западных стран, цену на "черное золото". Во-первых, оно лишь узаконит то превышение квот нефтеэкспортерами, которое существует де-факто. Во-вторых, на носу зима, когда потребление энергоносителей возрастает, а возможность использования резервов в тех же Соединенных Штатах невелика - последний год они и так постоянно сокращаются. Эта ситуация как нельзя лучше вписывается в планы российского правительства создать бездефицитный бюджет на будущий год, а по некоторым показателям, возможно, и перевыполнить его. Нынешняя стоимость "черного золота" на десять долларов выше, чем заложенная в проект главного финансового документа страны. Так что, похоже, нефтяной "золотой" дождь поможет российской власти еще некоторое время удерживать экономику на плаву.
*****
"Время новостей"
В материале "Предпродажный аудит" (автор - Николай Горелов) сообщается, что Счетная палата начала проверку российско-белорусской нефтегазовой компании "Славнефть". Вслед за этим, как больше месяца назад обещал председатель палаты Сергей Степашин, последует проверка Тюменской нефтяной компании. Многие наблюдатели тогда связывали эти две ревизии с противостоянием ТНК и "Славнефти". Сейчас эксперты сходятся во мнении, что Счетная палата желает перед предстоящей в следующем году продажей 19,68% акций из госпакета уточнить, что же все-таки продается, а заодно посмотреть с точки зрения финансовых документов на нашумевший конфликт двух компаний. Как сообщили в пресс-службе Счетной палаты, проверка проводится по обращению депутатов Госдумы, однако какую цель они преследовали, направляя запрос, неизвестно. Вообще же до окончания проверки Счетная палата, по словам ее сотрудника, не имеет права разглашать какую-либо информацию.
Официально будут проверяться "эффективность и целесообразность использования федеральной собственности "Славнефти" и ее дочерних предприятий в 1999-м и первой половине 2000 года, а также состоится экспертиза проекта реконструкции "Славнефти-Ярославнефтеоргситеза" (ЯНОС), на финансирование которого используются средства федерального бюджета". Такая формулировка, говорит эксперт в нефтяной отрасли, пожелавший остаться неназванным, однозначно указывает на то, что не останется без внимания конфликт на годовом собрании ЯНОСа. Тогда, напомним, миноритарные акционеры, владеющие более 30% акций предприятия, не попали в совет директоров и заблокировали допэмиссию акций (в результате которой их доля могла быть "размыта" до 17--18%). Какие выводы из этого может сделать Счетная палата, сейчас, по мнению эксперта, предсказать почти невозможно, но не исключено, что "все может закончиться ничем". Так же, как и после проверки ТНК. Как полагает аналитик по нефти и газу инвестгруппы "НИКойл" Геннадий Красовский, государству необходимо знать всю бухгалтерию компании накануне приватизации. Между тем в отличие от крупнейших российских вертикально интегрированных компаний, доступ к документам "Славнефти" довольно непрост, и получить его можно лишь прибегая к разного рода проверкам.
В официальном заявлении "Славнефти" говорится: результаты проверки "станут очередным подтверждением эффективности управления компанией". По поводу подобных проверок вице-президент Андрей Шторх ранее заявлял: "Для нас это как рамочку в Шереметьево-2 пройти: ты прекрасно знаешь, что оружия и наркотиков не везешь, но тебя все равно проверяют, и это правильно". Плюс к этому, полагает Шторх, дополнительная аудиторская проверка, к тому же проведенная бесплатно государством, только укрепит позиции компании. В департаменте общественных связей ТНК предпочли не комментировать проверку "Славнефти" (акционеры ТНК, по словам представителя компании, также являются акционерами "Славнефти") и не связывать ее с противостоянием двух компаний. Относительно же предстоящей проверки самой ТНК в департаменте заявили, что "всегда к ней готовы".
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены