5 сентября 2000 г.
Обзор прессы
05.09.00
"Ведомости"
В материале "Ангарка" переходит к "ЮКОСу" (автор - Александр Тутушкин) сообщается, что Ангарская нефтехимическая компания (АНХК) и несколько близких к ней предприятий по сбыту нефтепродуктов фактически переходят под управление "ЮКОСа". Такое решение принял владелец этих активов - компания "Росинвестнефть" ( "РИНКО"). Скорее всего и сами активы вскоре перейдут к "ЮКОСу". В минувшую пятницу председатель правления "ЮКОСа" Михаил Ходорковский и президент "РИНКО" Виталий Мащицкий подписали соглашение, определяющее порядок и условия создания совместной компании "РИНКО-ЮКОС". Она будет управлять производством на АНХК и в четырех сбытовых предприятиях "РИНКО", расположенных в Иркутской области и Бурятии. Согласно совместному заявлению "ЮКОСа" и "РИНКО" управляющую компанию зарегистрируют в течение шести месяцев и учредители получат в ней равные доли. Оперативное руководство новой структурой будет возложено на менеджеров "ЮКОСа", а совет ее директоров возглавит Мащицкий. Однако управление производством АНХК и сбытовых предприятий передается "ЮКОСу" немедленно, не дожидаясь создания управляющей компании. Компании сообщили, что "РИНКО" передает в совместный проект "право пользования принадлежащими ей производственными мощностями", а "ЮКОС" будет поставлять на АНХК не менее 500 000 т нефти в месяц.
Достигнутое соглашение, как его описывают компании, не назовешь революционным. Еще весной этого года "ЮКОС" и "РИНКО" договорились о поставках нефти, и Ангарск уже три месяца получает по 500 000 т юкосовской нефти на процессинг, т. е. собственником нефтепродуктов остается "ЮКОС". То же самое и относительно управления: по данным "Ведомостей", менеджеры "ЮКОСа" уже давно "сидят" в АНХК. Договор же о создании совместной управляющей компании, по нашей информации, был готов еще в начале года. Правда, он предусматривал передачу АНХК и связанных с ней активов "РИНКО" в собственность этой совместной компании, а "ЮКОС" получал право последующего выкупа доли "РИНКО". Похоже, этот план сейчас и реализуется. По словам источника, близкого к переговорам, нынешнее соглашение является подготовкой к переходу активов "РИНКО" в собственность "ЮКОСа".
*****
В материале "Невская косметика" гонится за "Калиной" (автор - Светлана Новолодская) сообщается, что "ЮКОСу" в управление достанется уже не та Ангарская нефтехимическая компания, которую "РИНКО" в начале года купила у "СИДАНКО". По крайней мере сейчас "РИНКО" ведет переговоры с "Невской косметикой" о продаже ей дочернего предприятия АНХК - Ангарского завода бытовой химии (АЗБХ). Принципиальная договоренность о сделке достигнута, оставшиеся вопросы должны быть решены в течение месяца. АЗБХ специализируется на производстве стиральных порошков, клеев, средств по уходу за автомобилями и изделий из полимеров. Мощности АЗБХ позволяют выпускать 60 000 т порошка в год. В 1997 г. завод был выделен из состава АНХК в отдельное АО, при этом АНХК получила 97,34% АЗБХ, остальные акции были распределены между менеджерами АЗБХ и АНХК. "Невская косметика", занимающая лидирующие позиции в России по производству зубной пасты и туалетного мыла, уже давно строила планы производства стиральных порошков. "Мы хотим диверсифицировать свой бизнес и не отрицаем интереса к производству порошков", - сообщил директор по экономике "Невской косметики" Олег Данилов.
Конкуренты "Невской косметики" из екатеринбургского концерна "Калина" уже опередили петербуржцев - они приобрели Омский завод СМС и Алмалыкский завод бытовой химии (Узбекистан). "С точки зрения управления в рамках одного концерна проще интегрировать предприятия смежных отраслей и совместно продвигать продукцию", - объясняет директор по развитию концерна "Калина" Николай Геллер. Теперь питерцам приходится догонять. Они и раньше вели переговоры о различных формах сотрудничества с другими производителями СМС, но пока безрезультатно. Например, с Альфа-банком, которому принадлежит "Пемос" - второй по мощности после "Новомосковскбытхима" российский производитель стиральных порошков, не удалось договориться по цене. Пока сделка не завершена, стороны не говорят о ней официально. Комментарии в "РИНКО" по поводу ведущихся переговоров с "Невской косметикой" были крайне скупы: "Создана совместная рабочая группа по изучению возможностей инвестирования "Невской косметики" в расширение производства и продаж стиральных порошков АЗБХ". Тем не менее известно, что "Невская косметика" и "РИНКО" в августе подписали договор о сотрудничестве на АЗБХ, срок действия которого заканчивается 1 октября 2000 г. , форма сотрудничества должна быть пересмотрена.
*****
В материале "Семейное дело" (автор - Олег Гавриш) сообщается, что мужу вице-премьера Украины по ТЭК Юлии Тимошенко предъявлены новые обвинения. В Генеральной прокуратуре Украины не исключают, что и сама вице-премьер, которая занимается переговорами с Россией по энергетическим проблемам, может быть привлечена к ответственности (подробно см. в рубрике "Криминал")
*****
"Время новостей"
В материале "ЮКОС на пути в Китай" (автор - Николай Горелов) также сообщается о том, что между руководителями компании ЮКОС и группы РИНКО, которой принадлежит "Ангарка", было подписано соглашение о создании в течение полугода на паритетных началах управляющей компании ЮКОС-РИНКО. Причем РИНКО в качестве вклада в проект внесет право пользования принадлежащими ей производственными активами, а компания Михаила Ходорковского обязуется осуществлять поставки сырой нефти на АНХК в объеме не менее 500 тыс. т в месяц (6 млн т в год). Текущее управление новой компанией будет возложено на менеджеров ЮКОСа, совет директоров возглавит президент РИНКО Виталий Машицкий. Это соглашение, по мнению главного аналитика инвестиционной компании "Атон" Стивена Дашевского, выгодно прежде всего РИНКО -- она имеет огромные перерабатывающие мощности (20 млн т нефти в год), но без нефти. Теперь же поставки сырья гарантированы. А для Михаила Ходорковского это серьезный шаг на пути к осуществлению планов по закреплению на китайском и монгольском рынках.
Получается, полагает аналитик инвестиционно-банковской группы "НИКойл" Геннадий Красовский, что Ходорковский решил в будущем поставлять в Китай и Монголию не только нефть, но и готовые нефтепродукты (они, понятно, стоят дороже). Это в свою очередь может означать то, что строительство трубопровода в Китай откладывается на несколько лет, говорит Красовский, так как, во-первых, на это вряд ли у кого сейчас найдутся деньги, а во-вторых, ЮКОСу сейчас будет проблематично найти для экспорта 30 млн т нефти в год, чтобы полностью загрузить "трубу". Пока компании ЮКОС выгодно транспортировать сырье железной дорогой. По расчетам примерно через десять лет годовая добыча нефти у ЮКОСа возрастет на 20--30 млн т, и к тому времени, полагает Красовский, как раз уже реально будет начать постройку трубопровода.
*****
В заметке "Сибнефть" заплатит промежуточные дивиденды" газета сообщает, что менеджмент "Сибнефти" принял решение вынести на совет директоров компании, который состоится 10 октября, вопрос о выплате промежуточных дивидендов. В связи с этим вчера совет директоров поручил президенту компании Евгению Швидлеру сформировать фонд для выплаты дивидендов в размере 50 млн долл. Данная сумма будет выплачена акционерам "Сибнефти" по итогам работы компании в третьем квартале 2000 года. Учитывая предстоящую выплату дивидендов, Runicom Ltd не станет прекращать в ближайшей перспективе обмен акций компании "Сибнефть" на акции ее дочерних обществ, расположенных в Ноябрьске и Омске.
*****
"Независимая газета"
В материале "Россия увеличивает экспорт нефти" (автор - Сергей Правосудов) сообщается, что цена на нефть на американском и азиатских товарных рынках на днях достигла рекордной отметки и составила 34,5 долл. за баррель. Напомним, что даже в 1990 году во время войны в Персидском заливе цены на сырую нефть не превышали 33 долл. Трейдеры считают, что причиной нового резкого скачка цен стало заявление президента организации стран - экспортеров нефти Али Родригеса о том, что ОПЕК рассмотрит вопрос об увеличении квот на добычу и продажу нефти только 10 сентября и не ранее. Япония и Австралия, являющиеся крупнейшими потребителями нефти и нефтепродуктов среди стран Юго-Восточной Азии, заявили, что дальнейший рост цен на нефть на мировых рынках может привести к замедлению темпов экономического роста в этих странах. По мнению представителей правительств Японии и Австралии, страны - члены ОПЕК должны незамедлительно принять меры по снижению цены на нефть.
"Динамика цен на нефть оказывает огромное влияние на японскую экономику", - заявил министр торговли и промышленности Японии Такео Хиранума. Он подчеркнул, что неконтролируемый стремительный рост цен на нефть может подорвать хрупкие основы экономической стабилизации в Японии. "С нашей точки зрения, было бы оптимально, если бы цена на нефть находилась на уровне ниже 25 долл. за баррель", - отметил г-н Хиранума. Практически ту же точку зрения высказал министр иностранных дел Австралии Александр Даунер. По его словам, австралийские потребители нефтепродуктов сейчас вынуждены платить за них огромные деньги, что негативно отражается на темпах экономического роста в стране. "Я намерен употребить все наше дипломатическое влияние для того, чтобы голос Австралии был услышан при решении вопроса о квотах на добычу и экспорт нефти". Источник агентства АК&М заявил: "Рынки ожидали, что страны - члены ОПЕК поддадутся давлению, оказанному на них со стороны США и других индустриально развитых стран. Однако пока руководство организации занимает довольно жесткую позицию: оно не отрицает возможности пересмотра ныне действующего режима квот, однако не делает ничего для того, чтобы приблизить момент этого пересмотра".
В результате сейчас нет факторов, которые могли бы воспрепятствовать движению цен на нефть вверх. "Падение объемов нефтепродуктов в американских нефтехранилищах при высоком спросе на нефть в странах Европы и Юго-Восточной Азии создают дополнительные условия для победного роста цен, а молчание Саудовской Аравии по вопросу о возможном одностороннем увеличении квот усиливает "бычьи" настроения на товарных рынках", - считают нефтяные трейдеры. На прошлой неделе США и Европейский союз открыто заявили о том, что они предпримут максимум усилий, чтобы добиться снижения цен на сырую нефть. Однако пока им это не удается. Кандидат в президенты от республиканцев Джордж Буш не перестает критиковать администрацию демократов за их слабость и уверяет, что сам бы он нашел способ повлиять на производителей нефти.
Однако, считает автор, в следующем году ситуация может резко измениться. Страны ОПЕК активно вкладывают деньги в разработку новых месторождений и в будущем году смогут увеличить предложение нефти на рынок. Пока значительно увеличить добычу за счет имеющихся мощностей могут только Кувейт и Саудовская Аравия. Однако к концу года к ним присоединится ряд других государств ОПЕК. В частности, Венесуэла, которая сейчас выступает категорически против увеличения предложения нефти, к концу года сможет серьезно увеличить добычу. Кроме того, аналитик отметил, что добычу увеличивают Россия, Мексика, Норвегия и Великобритания, а также международные корпорации, которые осуществляют добычу по всему миру (такие, как "Бритиш Петролеум"). В результате этого добыча нефти в следующем году может серьезно возрасти, и цены на нее упадут. Так что цена в 18 долл. за баррель, заложенная в российском бюджете на будущий год, может стать реальной. В условиях высоких цен на нефть контроль за объемом ее экспорта приобретает стратегическое значение. Пока Россия была ограничена в объемах экспорта из-за пропускной способности трубопроводов. Объем российского экспорта черного золота колебался около 120 млн. тонн в год. Однако сейчас ситуация начала меняться. За первые полгода экспорт нефти вырос на 1,5 млн. тонн. И это не предел. Компания "ЛУКОЙЛ" уже начала экспорт нефти морским путем из Тимано-Печорской провинции. Первый танкер с 10 тыс. тонн нефти на борту отправился из поселка Варандей (Ненецкий автономный округ). В собственности "ЛУКОЙЛа" уже имеется несколько танкеров ледового класса, что позволит ему круглый год вывозить Тимано-Печорскую нефть. "ЮКОС" совместно с "Транснефтью" планирует начать строительство трубопровода в Китай. "Роснефть" совместно с рядом иностранных компаний готовится экспортировать нефть с Сахалина в Японию, Корею и, возможно, Китай. Кроме того, после завершения строительства Балтийской трубопроводной системы объемы экспорта российской нефти возрастут еще больше.
*****
Опубликован материал "Число противников трассы Баку-Джейхан увеличилось" (подробно см. в рубрике "Проекты")
*****
В заметке "Доля "Шеврона" увеличилась" (автор - Михаил Сидоров) сообщается, что в последние дни августа американская компания "Шеврон" заявила о завершении приобретения у Республики Казахстан дополнительных 5% долевого участия в СП "Тенгизшевройл" (ТШО). Теперь доля собственности "Шеврон" в ТШО увеличилась с 45% до 50%. Другими акционерами в "Тенгизшевройле" являются компании "Казахойл" - 20%, "ЭкссонМобил" - 25%, "ЛУКАРКО" - 5%. "Шеврон" и Казахстан проделали большую работу для того, чтобы ТШО стал главным проектом в Казахстане", - сказал председатель правления "Шеврон" Дейв О"Райли. - Приобретение дополнительных 5% свидетельствует о том доверии, которое правительство возлагает на нашу способность увеличить ценность ТШО, и мы готовы выполнять эту ответственную задачу". Со времени своего создания в 1993 году совместное предприятие увеличило добычу на Тенгизском месторождении с 60 тыс. до в среднем 215 тыс. баррелей в день. Недавно завершенный проект расширения производственных мощностей предполагает увеличение добычи до 260 тыс. баррелей в день к последнему кварталу этого года.
Вице-председатель "Шеврон" Ричард Мацке заявил: "Одной из наших целей и задач на раннем этапе ТШО было обеспечение рабочими местами большего числа казахстанских граждан. Сегодня около 70% сотрудников ТШО являются казахстанцами по сравнению с 50% в начале создания СП. Теперь мы движемся к цели достичь 80%". ТШО также планирует увеличить использование казахстанских товаров и услуг. Кстати, Тенгизское месторождение (потенциально извлекаемые запасы оцениваются в 6-9 млрд. баррелей нефти) будет основным бенефициаром Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который ведет строительство основного трубопровода от Тенгизского месторождения к российскому порту на Черном море Новороссийску. Строительство трубопровода стоимостью 2,5 млрд. долл. США продолжается по графику, и затраты недавно достигли отметки в 1 млрд. долл. Начало работы трубопровода намечено на середину 2001 года. Так что к этому моменту поспеет и ТШО со своими увеличенными объемами добычи.
*****
Опубликован материал "Украина может приватизировать газопроводы" (подробно см. в рубрике "Трубопроводы")
*****
"Известия"
В материале "Назад в будущее" (автор - Мария Игнатова) сообщается, что несмотря на то, что компания "Роснефть" уже стоит в планах правительства по приватизации-2001, госпакет акций в следующем году продан не будет. Более того, компания может получить новые полномочия и тем самым разрешить спор о том, кто будет заниматься вопросами регулирования СРП в России. О том, что государственный пакет акций "Роснефти" - 25 плюс одна акция - не будет реализован в 2001 году, сообщил депутат Госдумы Юрий Тен. Однако решение было принято на самом высоком уровне. По словам депутата, вопрос этот обсуждался с президентом Владимиром Путиным. Таким образом, планы государства относительно "Роснефти" в очередной раз изменились.
По сложившейся традиции "Роснефти" не везет с покупателями, и правительство после двух неудач ожидало благоприятного момента. За пакет "Роснефти" в бюджет должно было бы поступить 9,8 миллиарда рублей. Любопытно, что и аналитики, и представители самой компании оценили эту цифру как вполне реальную. Тем более что, учитывая намерения компании расшириться и вернуть себе утраченные активы, интерес к ней должен был возрасти. Так что решение не расставаться с "Роснефтью" скорее всего объясняется совсем иными причинами. Разговоры о том, что хотя бы одна нефтяная компания в распоряжении государства должна остаться, ходят уже давно. Похоже, с тем, что это будет за компания, правительство уже определилось. В "Роснефти" подобное предположение поддержали. "Имеет ли смысл, чтобы заработать около 10 миллиардов рублей, терять компанию", - заявили "Известиям" в "Роснефти". Кроме того, подобная идея подтверждается еще одним фактом. По словам Юрия Тена, президент согласен с тем, чтобы назначить "Роснефть" оператором по реализации государственной доли нефти, которая добывается на условиях соглашений о разделе продукции (СРП).
Надо сказать, что выбор государства вполне объясним - желание, чтобы продажей госдоли занималась госкомпания, вполне логично. Тем более что "Роснефть" участвует практически во всех проектах по СРП на Сахалине. В самой "Роснефти" утверждают, что в мире подобный опыт уже существует. Так, норвежская компания "Статойл", тоже реализующая госдолю в СРП, при ежегодной добыче 20 миллионов тонн продает 90. Вопрос о том, в чьих руках будут находиться вопросы регулирования СРП - Минэнерго, Минэкономразвития или специального агентства, пока не решен. "Поскольку компания будет заниматься продажей нефти, она же должна гарантировать соблюдение интересов государства в проектах по СРП", - рассуждают в "Роснефти". Попросту говоря, компания планирует установить собственный контроль над СРП. То, что выбор государства пал именно на "Роснефть", можно объяснить еще двумя причинами. Во-первых, более половины добываемого "Роснефтью" сырья идет на экспорт, а значит, часть экспортного потока будет находиться в руках государства. Кроме того, через компанию правительство имеет шанс хотя бы частично присутствовать в одном из наиболее перспективных регионов - Тимано-Печоре. Если, конечно, не решит отказаться от своей доли в предприятии "Архангельскгеолдобыча", владеющем лицензиями на разработку месторождений в Архангельской области и Ненецком автономном округе. По словам президента "Роснефти" Сергея Богданчикова, если правительству необходимы финансовые средства, то компания готова направить в бюджет 50-60 миллионов долларов, лишь бы предотвратить продажу акций предприятия.
*****
"Сегодня"
В материале "Трудный путь СРП" (автор - Милана Давыдова) сообщается, что передав контроль над СРП Минэкономразвитию, Владимир Путин пообещал иностранным инвесторам, что отныне ситуация изменится и процесс пойдет полным ходом. Как сказал президент, "у нас слишком много людей, которые бумаги пишут и с места на место перекладывают". По его логике, министерство Германа Грефа, в отличие от Министерства энергетики и Минприроды, бумаги перекладывать перестанет и поможет инвесторам быстро получить необходимые гарантии. С одной стороны, поручив одному ведомству разработку механизма СРП, Путин поступил в соответствии с пожеланиями всех участников конференции СРП-2000. Депутаты и представители министерств в один голос говорили о необходимости "единого окошка" - координирующего органа, способного запустить механизм работы СРП. По их мнению, межведомственные противоречия заводят проблему в тупик. Как заявил "Сегодня" руководитель депутатской группы "Энергия России" Виктор Черномырдин, "хватит тянуть канат туда-сюда, пора заняться делом".
Владимир Путин посчитал, что противоречий между ветвями власти нет и "дело" должен контролировать Герман Греф. Позиция последнего всем известна: в своем письме в правительство Греф утверждает, что проекты, работающие на условиях раздела продукции, "ущемляют интересы государства, стимулирует инвесторов к завышению издержек и т.д.". В свою очередь сами инвесторы полагают, что законодательство не учитывает как раз их интересы. Очевидно, что между курирующим СРП министерством и иностранными инвесторами существует явное недопонимание, а надежды последних на "политическую волю" могут не оправдаться. В связи с этим подоплека разговоров об ускорении СРП может быть связана с работой российских компаний. Сейчас абсолютным лидером является госкомпания "Роснефть", имеющая доли в четырех из пяти сахалинских проектов. Уже решено, что именно она будет реализовывать сырье, передающееся разработчиками российскому бюджету в качестве платежа по налогу на прибыль. Усиление позиций "Роснефти" произошло после того, как стало известно, что в 2001 году приватизация этой госкомпании не состоится. Таким образом, есть большая доля вероятности того, что вернется в повестку и идея создания государственной нефтяной компании на базе одной "Роснефти". Однако и здесь не все просто. Дело в том, что отношения между Германом Грефом и Сергеем Богданчиковым явно не складываются. Президент "Роснефти" считает, что "наверху, в правительстве, за СРП должен отвечать один уполномоченный человек типа Христенко".
*****
В материале "Инвесторы поверили Путину" (автор - Милана Давыдова) сообщается, что завершившаяся в минувшие выходные в Южно-Сахалинске первая международная конференция по проблемам СРП (соглашение о разделе продукции) обнадежила иностранных инвесторов. Главным событием для них стало выступление Владимира Путина, который назвал СРП одним из приоритетов своей политики. Своим мнением по проблемам СРП с корреспондентом "Сегодня" поделился участник конференции, президент Нефтяного совещательного форума Глен Уоллер.
- Что говорили иностранные инвесторы после выступления Владимира Путина?
- Мы остались очень довольны выступлением президента. Оно дало инвесторам надежду, что множество вопросов СРП будут решены и проблема сдвинется с мертвой точки. Проявив политическую волю, сделать это можно в максимально короткие сроки.
- Вы настаивали на создании единого государственного органа по регулированию СРП. Однако президент заявил, что это очередной бюрократический препон на пути реализации соглашения. Такая поправка вас устраивает?
- Я считаю, что комментарии сильно не изменили суть наших пожеланий.
- Как вы относитесь к передаче контроля за СРП из Министерства энергетики в Министерство экономического развития и торговли Германа Грефа, который, как известно, не является активным сторонником СРП.
- Мы считаем, что необходимо одно ведомство, контролирующее вопросы СРП. Как будет называться этот орган, не наше дело. Наша роль - объяснить, что нам нужно. Это мы и пытаемся сделать. Только в ближайшее время необходимо принятие 16 нормативных актов, вступление в силу нового Налогового кодекса. До их принятия инвесторы не подпишут ни один договор. Для успешной реализации проектов СРП российскому правительству необходимо создать конкурентоспособный режим. При его отсутствии инвесторы будут работать в Алжире, на Аляске и в других частях мира (сейчас на условиях СРП разработка недр ведется в 64 странах мира), но не в России.
- Государственные чиновники не устают заявлять о многомиллиардных доходах российской стороны в случае принятия закона. Совпадают ли оценки иностранных инвесторов с этими заявлениями?
- Действительно, некоторое недопонимание по этому вопросу существует. Мы считаем, что отдача будет большая, но не через два года, как считают в некоторых министерствах, а через 7-10 лет.
- Некоторые эксперты утверждают, что при распространении нефтедобычи на весь шельф Сахалин рискует остаться без рыбы. Как вы прокомментируете эти опасения?
- Я не думаю, что добыча нефти и газа на Сахалине приведет к ущербу окружающей среды. Ведь нигде в мире этого не произошло. Наоборот, разработка шельфа вызовет более пристальное внимание к проблемам экологической безопасности, поскольку у властей появятся средства на их решение.
*****
Со ссылкой на AK&M - Reuters сообщается, что французские водители грузовиков приступили вчера к общенациональной блокаде нефтехранилищ в знак протеста против роста цен на горючее. Кроме того, акцию протеста проводят фермеры, которые блокировали ряд дорог, ведущих к нефтеперерабатывающим заводам (на фото). Это уже не первый протест против повышения цен на топливо. На прошлой неделе французские рыбаки пять дней блокировали порты на севере страны и на Средиземноморском побережье. В результате правительство удовлетворило их требования. В ответ на массовые манифестации премьер-министр Лионель Жоспен пообещал найти пути компенсации резкого повышения цен на горючее. В свою очередь министр финансов Лоран Фабиус объявил о снижении с 21 сентября налогов на транспортные средства.
*****
"Бизнес в России" (приложение к "Российской газете")
Со ссылкой на губернатора Тюменской области Леонида Рокецкого сообщается, что поправки к закону "О соглашениях о разделе продукции" будут окончательно доработаны в течение двух месяцев. На последнем заседании правительства, по словам Л.Рокецкого, обсуждалось предложение о создании специального агентства для регулирования вопросов, связанных с СРП. Как отмечается в заметке, "не исключено, впрочем, что в итоге это останется в компетенции Минэнерго. В уточнении нуждаются сроки проведения переговоров при подготовке и заключении соглашений о разделе продукции, возможность бесконкурсного заключения соглашений для недропользователей, работающих в обычном лицензионном режиме, порядок применения 30% квоты для месторождений, разрабатываемых на условиях СРП, а также порядок внесения законопроектов об участках недр, расположенных на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне, с целью их дальнейшей эксплуатации на условиях СРП".
*****
В материале "В Саратове скоро и бензин будет по карточкам. Пластиковым" (автор - Светлана Баулина) сообщается, что еще осенью 1998 года в Саратове возник проект организации учета и контроля за обращением горюче-смазочных материалов на территории области, инициатором которого стали правительство области и местная государственная инспекция по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов. Идея была такова: все существующие проекты платежных систем объединяются в единый интегрированный программный комплекс. Как пишет автор, "специально "под разработку" новой программы была создана Саратовская процессинговая компания, учредителями которой стали внебюджетный фонд правительства области и две нефтяные компании - "Саратовнефтепродукт" и АО "Лукойл-Саратов". Программа-минимум проекта представляла собой использование всех существующих пластиковых банковских и бензиновых карт для облегчения процесса продажи-покупки бензина на АЗС области, программа максимум - создание системы комплексного управления топливно-раздаточных колонок с выдачей в электронном виде отчетов о продажах". По словам руководителя госинспекции по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов области Вячеслава Рамазаева, "первая и очевидная цель государственных органов - проверка достоверности движения ГСМ на рынке области. Второй интерес менее очевиден, но не менее важен. Сегодня ряд бюджетных предприятий области имеет дотации на приобретение горюче-смазочных материалов, многие из этих предприятий вынуждены содержать собственные АЗС, что накладно, не говоря уже о том, что контролировать этот процесс сложно. Если проект будет осуществлен, весь процесс выделения дотации будет сведен к простой передаче карточки от государственного учреждения предприятию или конкретному исполнителю. А они, в свою очередь, смогут приобрести горючее практически в любой АЗС по соседству".
*****
Со ссылкой на "Финмаркет" сообщается, что "Газпром" пока четко не высказал свою позицию по вопросу создания завода по производству труб большого диаметра. Губернатор Свердловской области Эдуард Россель положительно оценил итоги рабочего совещания о создании завода по производству труб большого диаметра, которое прошло 1 сентября в Москве под председательством премьер-министра Михаила Касьянова. На совещании констатировалось, что для осуществления ряда крупномасштабных проектов по строительству новых газопроводных систем в Европу ("Ямал-Европа"), Китай ("Уренгой-Пекин"), Турцию ("Голубой поток") уже в ближайшее время потребуется около 11 миллионов тонн высокопрочных газопроводных труб большого диаметра. Сейчас "Газпром" закупает их за рубежом на сумму до 1 миллиона долларов в год. Чтобы кардинально изменить ситуацию, правительство РФ распоряжением от 26 апреля текущего года предусмотрело организацию ОАО "Завод по производству труб большого диаметра" на Нижнетагильском металлургическом комбинате с долей участия РФ в уставном капитале не менее 25 процентов+1 акция. Михаил Касьянов заслушал представителей всех заинтересованных министерств и ведомств по выполнению решения кабинета министра. Свою позицию пока четко не высказал лишь "Газпром". Как доложил на совещании заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Александр Пушкин, подобное положение связано с тем, что вопрос участия в акционерном обществе "Завод ТБД" должен быть решен на заседании совета директоров, которое пока еще не проводилось. Эдуард Россель, комментируя данное оправдание, заметил, что действия руководителей "Газпрома" почему-то направлены на затягивание вопроса. Михаил Касьянов поручил в течение десяти дней снять все имеющиеся вопросы и приступить к созданию ОАО "Завод ТБД" в соответствии с распоряжением правительства РФ.
*****
"Экономический союз" (приложение к "Российской газете")
В материале "Туркмения далекая и близкая" (автор - Владимир Березовский) сообщается, что поставка туркменского газа в Россию сегодня идет с опережением графика. "Суточный объем ее уже достиг 100 миллионов кубометров. Чтобы обеспечить российский заказ, пришлось в срочном порядке восстанавливать западную ветку газопровода "Средняя Азия - Центр". Теперь работают оба потока: западный - в европейскую часть России и восточный - в Сибирь и Зауралье. Благодаря контракту с "Газпромом" туркмены смогли более чем на треть увеличить добычу и экспорт газа. Международная энергетическая корпорация "Итера"… ведет переговоры о поставке дополнительных 10 миллиардах кубометров топлива помимо прежде оговоренных 20 миллиардов кубов". Кроме того, сообщается также, что на восточном берегу Каспия (Туркмения) турецкие компании приступили к строительству нового порта и города на месте нынешнего Туркменбаши (бывший Красноводск). Как пишет автор, "вплоть до конца перестроечных времен и поныне Красноводск-Туркменбаши был и оставался чем-то вроде декораций к известному фильму "Белое солнце пустыни": пыльные улочки, домишки дореволюционной постройки и абсолютно "лунный" пейзаж пустыни вокруг. Вместо всего этого турецкая фирма должна построить причалы для приема любых типов судов, установить современное оборудование для их обработки, развернуть склады и контейнерные площадки, создать узел перегрузки на авто-и железнодорожный транспорт. По идее, Красноводск-Туркменбаши должен стать "морскими воротами" не только Туркмении, но и всей Средней Азии. Проект оценен в 40 миллионов долларов, из которых хозяева вкладывают сразу только четверть. Остальные 30 миллионов долларов обеспечивает кредит Европейского банка реконструкции и развития".
*****
В заметке "Белоруссия модернизирует национальные линии связи" (автор - Владимир Фатин) со ссылкой на агентство "Белта" сообщается, что первый участок кабеля волоконно-оптической линии связи газопровода Ямал - Западная Европа проложен на территории Белоруссии. "В торжественной церемонии его открытия приняли участие заместитель премьер-министра Белоруссии Валерий Кокорев, представители государственных предприятий "Белтрансгаз", ОАО "Белтелеком", ЗАО "Газтелеком", представители ряда российских фирм и компаний, а также гости из Германии, Италии и Польши. Это один из крупнейших проектов "Газпрома" на белорусской земле, отметил В. Кокорев. Кабельная линия на территории Белоруссии составит 710 километров, она прокладывается рядом с газопроводом Ямал - Западная Европа на территории Витебской, Минской, Брестской и Гродненской областей. Трассе предстоит преодолеть 200 километров болот, 10 переходов через железные дороги и 42 перехода автодорог, 75 сложных водных переходов".
*****
"Труд"
Со ссылкой на пресс-службу ОАО "Газпром" сообщается, что в минувшую пятницу в Москве состоялось заседание совета директоров ОАО "Газпром". В соответствии с повесткой дня совет принял к сведению информацию об итогах финансово-хозяйственной деятельности компании в первом полугодии. Производственную деятельность ОАО "Газпром" в этот период можно охарактеризовать как стабильную. Добыча газа за шесть месяцев составила 267,6 млрд. куб. м, или 90 процентов от общероссийско го уровня (297,6 млрд. куб. м). Почти на 2 млрд. куб. м возросла добыча газа независимыми производителями с долевым участием Газпрома. Компания полностью выполнила договорные обязательства по поставкам газа в Россию и за рубеж. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года российскими потребителями было получено на 4,2 млрд. куб. м газа больше. Вместе с тем сохраняется тяжелое положение с оплатой поставленного газа. На 1 июля 2000 года задолженность за газ составила 193,2 млрд. руб. Совет директоров принял решение выплатить промежуточные дивиденды акционерам Общества по итогам работы компании за первое полугодие в размере 0,07 руб. на одну обыкновенную акцию. Дивиденды будут выплачены из прибыли компании, которая после уплаты всех налогов составила 59,6 млрд. руб. Расходы на выплату дивидендов составят 1,6 млрд. руб. Членами совета директоров также была рассмотрена программа переселения работников ОАО "Газпром" из районов Крайнего Севера. За счет реализации этой программы предусматривается значительно снизить затраты на содержание персонала, работающего на Севере. Программа рассчитана на пять лет. За этот период предполагается переселить около 90 тысяч человек. Кроме того, на заседании были одобрены предложения правления Общества о приобретении дополнительно размещаемых акций ОАО "Газпром-Медиа" и план работы совета директоров ОАО "Газпром" на 2000-2001 годы. Все решения приняты советом директоров единогласно.
*****
В заметке "А суд не должен промахнуться" сообщается, что вчера в Московском городском суде началось слушание по делу о покушении на советника министра энергетики Евгения Рыбина. В качестве обвиняемого выступает некто Евгений Решетников, которого обвиняют в том, что в октябре 1998 года в районе улицы Удальцова он выпустил автоматную очередь в направлении Е. Рыбина. По счастливой случайности (киллер поскользнулся), автоматная очередь прошла поверх головы. Дело пытались замять и представить как хулиганство. Однако после второго покушения на Е. Рыбина дело было возобновлено и даже задержан подозреваемый.
*****
"Бизнес&Балтия"
В материале "Хождение по рельсам. Statoil и Neste выступили против Latvijas dzelzcels" (автор - Элеонора Гайлиш) сообщается, что в конце августа компании Statoil и Neste направили официальные письма в Совет по конкуренции. "В них они фактически обвинили ГАО Latvijas dzelzcels (LDz) в злоупотреблении монопольным положением и невыполнении договорных обязательств. В то же время руководители LDz полностью уверены в своей правоте. А президент Ассоциации транзитного бизнеса Айвар ЛЕМБЕРГС заявил "&", что иностранцы поставили перед собой задачу "уничтожить местный бизнес"". По версии иностранных компаний, " LDz не позволяет им заниматься экспортом нефтепродуктов через их терминалы в Рижском порту… В своих претензиях иностранные компании ссылаются на договор, заключенный между ними и LDz 25 января 2000 года. В соответствии с ним LDz взяло на себя обязательства осуществлять подачу вагонов через станцию Зиемельблазма. Это позволило бы Statoil и Neste транспортировать нефтепродукты по железной дороге на терминалы с тем, чтобы потом загружать их на суда и отправлять на экспорт. Однако, как считают предприниматели, LDz уже в течение нескольких месяцев не выполняет условия договора, отказываясь определять экспортные тарифы, что в свою очередь не позволяет начать предпринимательскую деятельность… Statoil и Neste уже недополучили доходов на сумму в 1 млн. Ls, само LDz в виде платы за услуги потеряло около 400 тыс. USD, а Рижский порт - 500 тыс. USD. По мнению скандинавов, железная дорога таким образом пытается "способствовать развитию предпринимательской деятельности других участников рынка". О том, кто именно перебегает им дорогу, иностранные бизнесмены умалчивают. Но в то же время предают огласке факт, что LDz предложило им осуществлять экспорт грузов через другие железнодорожные станции - Мангали и Вентспилс.
По информации "&", таким образом нефтепродукты можно перегружать через такие предприятия, как, например, Ventspils nafta и Ventbunkers в Вентспилсском порту и Man - Tess и BLB Baltijas terminals - в Рижском. Перед тем, как направить письмо в Совет по конкуренции, представители Statoil неоднократно обращались в Министерство сообщения и даже подали туда официальную заявку, однако никаких результатов пока не дождались". Как указывает автор, руководители действия иностранных компаний пока не поколебали железнодородников. "Первый заместитель генерального директора LDz Станислав Байко заявил "&": он убежден в том, что совет по конкуренции примет решение в пользу железной дороги. По словам г-на Байко, его предприятие сейчас работает над проектом реконструкции станции Зиемельблазма с тем, чтобы через нее можно было транспортировать нефтепродукты, но завершатся эти работы в лучшем случае в 2002 году. По его мнению, иностранные нефтяники хотят работать уже сегодня, не дожидаясь реконструкции станции, однако LDz на такие уступки идти не собирается. По словам г-на Байко, технический проект терминала нефтепродуктов вообще не предусматривал поступления таких грузов железнодорожным транспортом (это подтверждают и имеющиеся в распоряжении "&" документы). Во время строительства терминала декларировалось, что он будет использоваться для импорта, а не для экспорта нефтепродуктов. Если бы о намерениях заняться экспортом было заявлено сразу, то станция Зиемельблазма, по словам г-на Байко, к сегодняшнему дню была бы уже надлежащим образом реконструирована. Однако такого заявления со стороны Statoil и Neste сделано не было. Более того, в свое время Statoil даже согласился вложить свои средства в реконструкцию станции Зиемельблазма при условии их последующего возвращения через пониженные тарифы со стороны LDz . В распоряжении "&" есть соглашение, подписанное бывшим директором Statoil Карлисом Микельсонсом , по которому эта компания обязуется участвовать в финансировании проекта развития инфраструктуры упомянутой станции, оцениваемого в 4,5 млн. Ls. Но, как заявляют в LDz , до сих пор никаких инвестиций в этом направлении сделано не было. Не довольны действиями Statoil и в управлении Рижского порта. Как сказал "&" управляющий портом Леонид Логинов , эта компания не выполняет свои обязательства по объемам перевалки грузов, данные четыре года назад. Со своей стороны г-н Логинов не исключает применения санкций к иностранным инвесторам. Кстати, прогнозируемые объемы экспорта через терминалы Statoil и Neste на первый год оцениваются в 200 тыс. тонн".
*****
В материале "Россию не объедешь" (автор - Татьяна Коморская) сообщается, что "несмотря на сделанное Williams заявление по поводу договоренности с нефтяными компаниями Казахстана о ежемесячных, начиная с сентября, поставках на Mazeikiu nafta по 70-80 тыс. тонн нефти (с наращиванием объемов до 120 тыс.), в нынешнем сентябре, похоже, нефти не будет". Об этом в конце августа заявил на пресс-конференции посол Казахстана в Литве. Автор цитирует посла И.Ардыбекова: "Казахстан заинтересован в участии третьей стороны - России, по территории которой идут трубопроводы". По его словам, "для того, чтобы нефть беспрепятственно текла в сторону Литвы, "нужна политическая воля руководства". Речь, очевидно, идет о России, поскольку политическая воля руководства Литвы и Казахстана была высказана во время состоявшегося в этом году визита президента Валдаса Адамкуса в Казахстан". Как подчеркивает автор, "статистика первого полугодия свидетельствует о том, что Казахстан развивается очень быстро и динамично, оставляя позади себя не только азиатские, но и многие другие постсоветские страны… За прошедшие полгода прирост ВВП по сравнению с 1999 годом составил 9,8%. Быстро и с высокой рентабельностью развиваются горнодобывающая, химическая промышленность. И это не удивительно, если учесть объем инвестиций за короткое время: более 10 млрд. USD, из них 7 млрд. USD - в нефтедобычу, что только в этом полугодии по сравнению с прошлым дало прирост в 14,3%. Вот только перепадет ли что-то из нефтяных потоков странам Балтии? Последние, откровенно рассчитывая на это, зачастили в Казахстан. Пока реально нарастает перевалка ферросплавов через Клайпедский порт (100 тыс. тонн ежемесячно). Владелец крупнейшей его компании Klasco Бронисловас Лубис , по словам посла, "очень активен". Однако, несмотря на добрые намерения, политическую и предпринимательскую активность, общий товарооборот между Литвой и Казахстаном в этом году резко упал: около 20 млн. USD в первом полугодии (96 млн. USD в 99-м). Впрочем, г-н Адырбеков подчеркнул, что если Williams , как он уже объявил, получит нефть, договорившись предварительно со всеми заинтересованными сторонами, то есть реальная возможность выйти на прошлогодний показатель. В то же время руководитель департамента коммуникаций Mazeikiu nafta Алан Хендерсон сказал "&", что у них есть контракт с конкретной фирмой из Казахстана, и именно она занимается "налаживанием вопроса об отправке нефти"".
*****
"Якутия"
В материале "Инвестиции в ТЭК - это серьезно" со ссылкой на пресс-службу Минтопэнерго Республики Саха (Якутия) сообщается, что "в разработанной правительством республики инвестиционной программе на 2000 год для финансирования отраслей топливно-энергетического комплекса предусмотрено 1203,1 млн рублей. А на сегодня выделено меньше четверти от запланированной суммы -- 288,1 млн рублей. Тому есть целый ряд объективных причин. Поэтому Министерство топливной промышленности и энергетики активизировало свою работу по привлечению зарубежных инвесторов. Уже ведутся переговоры с американской корпорацией "Транс Коммодитиз Инк" и АО "ПСЙ Холдинг Чехия". Руководство этих фирм проявило живой интерес к строительству объектов нефтегазового комплекса. Пока обсуждаются принципиальные условия вложения иностранного капитала. Надо заметить, что речь идет о стратегически важной отрасли экономики не только республики, но и всей России. В связи с этим предпринимаются все необходимые меры для защиты государственных интересов. По мнению специалистов, такой подход не должен отпугнуть инвесторов, даже наоборот, он свидетельствует о серьезности намерений правительства. Кроме того, с иностранными партнерами самостоятельные переговоры ведет руководство ОАО "Денисовское", где имеется немалая доля государства. Всему этому предшествует большая подготовительная работа: от составления проектных расчетов до поиска гаранта, способного поручиться за позитивные результаты воплощения в жизнь бизнес-планов. Так что найти инвестора - это полдела, надо еще убедить его в правильности сделанного выбора. Только в этом случае можно ждать конкретных финансовых вливаний или предоставления высокотехнологичного оборудования".
*****
"Казахстанская правда"
В материале "КазТрансОйл" наращивает объемы" сообщается, что на расширенном заседании правления ЗАО "НКТН "КазТрансОйл", состоявшемся в Актау, обсуждены итоги финансово-хозяйственной деятельности компании за первое полугодие. "Общий объем транспортировки нефти по системе "КазТрансОйл" за шесть месяцев составил свыше 13 млн. тонн, что почти на 1,8 млн. тонн больше по сравнению с аналогичным периодом 1999 года. Впервые за историю существования компании в августе по экспортному нефтепроводу Атырау - Самара прокачено более миллиона тонн нефти. По сравнению с прошлым годом увеличился и грузооборот, который составил более 9 млрд. тонна-километров. Несколько уменьшились объемы транспортировки воды - около 17 млн. куб. м, однако это связано с ограничением ее отпуска из-за неплатежей потребителей. Что касается финансовых результатов деятельности, то они весьма впечатляющи. Тарифная выручка от транспортировки нефти в первом полугодии составила свыше 14 млрд. тенге, или 102 процента от плана. За 6 месяцев компания выплатила в бюджет более 3,8 млрд. тенге. "КазТрансОйл" постоянно расширяет свою деятельность, направленную на рост объемов транспортировки углеводородов. Введена в эксплуатацию нефтеналивная эстакада в Атасу для перевалки в железнодорожные цистерны кумкольской и западносибирской нефти. Чтобы обеспечить доступ к экспортным нефтепроводам месторождений, не соединенных с системой нефтепроводов "КазТранОйла", завершено строительство узла слива на 30 вагономест в Атырау. В первом полугодии компания приступила и к самостоятельным танкерным перевозкам нефти на условиях тайм-чартера по маршруту Актау - Дюбенди (Баку). Начаты работы по внедрению автоматизированной системы управления производственно-экономической деятельностью. Модернизируются и капитально ремонтируются трубопроводы: по результатам первого полугодия план по капитальному ремонту основных средств выполнен на 132 процента. В первом полугодии разработан и утвержден в Правительстве индикативный план развития ЗАО "НКТН "КазТрансОйл" на период до 2005 г. Он предусматривает программу реабилитации и модернизации трубопроводного транспорта, а также осуществления ряда инвестиционных проектов. В рамках экономического сотрудничества между Японией и Казахстаном "КазТрансОйлу" предоставлен товарный кредит на поставку спецтехники".
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены