21 сентября 2000 г.
Автор: Константин Баскаев, специально для "СКВАЖИНЫ"
Каждую осень в России не хватает бензина
В России до "бензиновых бунтов" пока не дошло. Но цены на топливо тоже растут. В некоторых регионах литр Аи-92 стоит уже 10 рублей. Между тем, на столичных АЗС, полагает президент Российского топливного союза (РТС) Сергей Борисов, бензин уже кончается. И это притом, что поставки нефтепродуктов в столичный регион только увеличились. В РТС считают, что виной тому даже не мировой энергетический кризис, а "сезонный рост спроса". С. Борисов полагает, что нашу страну (как и западные государства) ожидает топливный кризис. Который, впрочем, можно предотвратить с помощью "немедленного и грамотного вмешательство правительства в ситуацию на топливном рынке. В настоящее время мы ощущаем некоторую эйфорию, звучащую в выступлениях чиновников по поводу продолжающегося роста цен на нефть и благоприятных условий для пополнения бюджета. При этом они не учитывают тот факт, что благоприятная конъюнктура на мировом рынке может, в конечном итоге, обернуться тяжелыми последствиями для российской экономики и больно ударить по российским потребителям".
Уже сейчас дефицит по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок составляет порядка 1 млн. тонн, что связано со стремлением производителей получить максимальную прибыль от экспорта нефти и продуктов ее переработки. Возникший дефицит и вызывает непредсказуемый рост цен на бензин в оптовой и розничной сетях сбыта. Кроме того, нефтяники стремятся увеличить собственные доходы при поставках топлива отечественным потребителям за счет повышения отпускных цен НПЗ заводов. С. Борисов полагает, что удержать цены на автомобильное топливо в "экономически обоснованных пределах - 30 центов за литр" можно лишь при введении гибкой шкалы налогообложения, способствующей насыщению рынка нефтепродуктами.
"Опыт прошлого года, к сожалению, ничему не научил наших чиновников. Быть может кризисная ситуация в странах Европы и США, а также обострение обстановки в регионах России заставит правительство, пока еще не поздно, предпринять немедленные и кардинальные действия", - полагает президент РТС.
Правда, исполнительный директор департамента общественных связей Центральной топливной компании (ЦТК) Евгений Ягупец полагает, что уже к середине октября цены на бензин в столице упадут. ЦТК обеспечивает 60% потребностей московского региона в нефтепродуктах. И, в компании считают, что повышенный спрос носит характер непродолжительный. ЦТК и ее "дочка" - "Моснефтепродукт" пошли на некоторое повышение цены на бензин в сентябре для того, чтобы предотвратить "переток топлива в другие регионы, где его стоимость в это время традиционно несколько выше, чем в Москве". Другая "дочка" ЦТК - АО "Московский НПЗ" переработает в сентябре порядка 900 тысяч тонн нефти, что на 10% больше обычного. Всего в 2000 году Московский НПЗ переработает 9,1 млн. тонн нефти, против 8,1 млн. тонн в прошлом году. Возможно, что уже в октябре у ЦТК и Московского НПЗ будут трудности со сбытом нефтепродуктов, полагают в компании. А представители московского правительства вообще утверждают, что в столице создан достаточный запас автомобильного горючего и его дефицита просто не будет.
Казалось "поуправлять ценами" на нефтепродукты могло бы Минэнерго. Но на самом деле это не его задача. Как заявил руководитель пресс-центра Минэнерго Юрий Ноготков, это ведомство "работает с компаниями, поскольку перед ним стоит задача наполнить внутренний рынок топливом". Наполнить так, чтобы на нем не было дефицита, а вот ценообразование - это дело рынка. Ради "наполнения рынка" состоялась встреча заместителя министра энергетики Ивана Матлашова с руководителями ряда нефтяных компаний. На ней нефтяные генералы объясняли свое стремление "все поставить на экспорт" тем, что они, таким образом, вынуждены гасить убытки от растущих транспортных тарифов и цен на металлопродукцию. Тем не менее, они согласились не снижать уровень поставок на внутренний рынок. Вот только неизвестно как поступят сотни перепродавцов автомобильного топлива. Им выгоднее продавать его даже в Белоруссию, где цена бензина значительно выше, чем у нас.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены