16 мая 2001 г.
 
Новости компаний
Нефтяные компании России выражают серьезную обеспокоенность перспективами увеличения налоговой нагрузки на отрасль в 2002 году
В связи с распространяемой пресс-службой Министерства финансов информацией о позиции в области налогообложения нефтяной отрасли пресс-службы нефтяных компаний ЛУКОЙЛ, ЮКОС, СИБНЕФТЬ и ТНК считают необходимым сделать соответствующие разъяснения.
Одним из приоритетных направлений реформирования налоговой системы, определенных Президентом и Правительством Российской Федерации, должно стать налоговое стимулирование роста экономики путем снижения налоговой нагрузки, в первую очередь за счет отмены налогов и сборов, оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность.
Между тем реализация этого принципиального подхода в отношении нефтяной отрасли России далека от провозглашаемого замысла. Фактически Министерство финансов России не уменьшает, а увеличивает налоговую нагрузку на нефтяные компании, в то же время публично заявляя о ее снижении.
В официальных заявлениях Министерства финансов декларируется, например, снижение налогового бремени за счет отмены налога на реализацию горюче-смазочных материалов. Однако, Минфин забывает упомянуть, что одновременно с заменой этого налога произошло повышение акциза на нефть (с 55 до 74 рублей за тонну), повышение акцизов на бензин (с 513,5 рублей за тонну средневзвешенной ставки акциза до 1575 рублей за тонну), введены акцизы на дизельное топливо в размере 550 рублей за тонну и акциз на моторное масло в размере 1500 рублей за тонну.
Вопреки декларируемому уменьшению на 3% налогов с выручки от реализации товаров реально эти налоги с учетом повышения на 5% ставки налога на прибыль и снижения ставки по налогу на пользователей автодорог сокращены только на 1,5%.
Отмена, в соответствии с планами Правительства, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизов замещается одновременным введением налога на добычу полезных ископаемых, превышающего по объему нынешние налоговые выплаты.
Бюджетом 2001 года на одну тонну добытой нефти суммарно по трем налогам (акциз, плата за недра и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в части перечислений в бюджет) ставка определена в размере 332 рублей при цене 20 долларов за баррель. Подготовленный проект закона о едином налоге за пользование недрами предусматривает ставку в 425 рублей за тонну при цене в 17 долларов за баррель и в 625 рублей за тонну, если цена нефти поднимется до 25 долларов за баррель.
Предлагаемая Министерством финансов новая шкала ставок вывозных таможенных пошлин также означает дальнейшее увеличение налогового бремени. Так, при цене нефти в 17 долларов за баррель налоговая нагрузка составит 41,7% (против существующих 40%), при цене в 20 долларов за баррель - 43,9% (вместо 40,8%), и, наконец, при 25 долларах за баррель, вместо действующих в настоящий момент 42,1%, нефтяная отрасль будет вынуждена заплатить 47,1%. При этом среднегодовая экспортная пошлина на нефтепродукты увеличена в 2001 году, по сравнению с 2000 годом, в 1,5-2 раза.
В распространяемых пресс-службой Минфина документах устанавливается регрессивная зависимость средств, остающихся в распоряжении предприятий нефтяного комплекса, от уровня мировых цен на нефть. При цене 17 долларов за баррель после уплаты всех налогов в отрасли остается 288,6 млрд рублей, при цене 20 долларов за баррель уже меньше - 277,3 млрд, а при 25 долларов за баррель гораздо меньше - 255 млрд рублей. Получается парадокс - чем больше заработок, тем меньше доход. По сути, это дестимулирует рост производства.
Особое беспокойство вызывает упорное нежелание Минфина (первого заместителя министра финансов Алексея Улюкаева) утвердить новую экспортную шкалу законодательно, что не позволяет говорить о стабильно прогнозируемой налоговой базе. Между тем, учитывая удельный вес экспортных пошлин на нефть в федеральном бюджете (около 22% доходов) дифференцированные ставки экспортных пошлин на нефть должны быть приняты Федеральным собранием России в виде закона, поскольку очевидно, что они являются не инструментом внешнеторгового регулирования, а важнейшим источником бюджетных поступлений. Фискальный характер экспортных пошлин на нефть означает, что, согласно Конституции России, они должны в обязательном порядке утверждаться высшим законодательным органом страны.
Несмотря на официально декларируемое Минфином снижение налоговой нагрузки, первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев в своих заявлениях зарубежной печати публично обещает повысить налоги на российские нефтяные компании, хотя это очевидно снизит их инвестиционные возможности и приведет к подрыву и без того не слишком крепкой веры иностранных акционеров в рост рыночной стоимости российских нефтяных холдингов. Это еще больше осложнит условия инвестирования в нефтяном секторе и породит сомнения в самой направленности структурных реформ в России.
Значительно заниженными являются расчеты Минфина по объему затрат нефтяных компаний на 2002 год. Затраты на тонну добываемой нефти заложены на уровне 1200 рублей. При этом только транспортные расходы на основании ставок утвержденных государством составляют в среднем 700 рублей, а реальные затраты на непосредственное производство составляют более 800 рублей. Таким образом, реальные затраты нефтяников будут в 1,5 раза больше.
Резко занижены капитальные вложения в экономику в расчетах Минфина крупнейших нефтяных компаний России. Только в 2001 году 8 крупнейших нефтяных компаний инвестируют более 300 миллиардов рублей. Очевидно, что на 2002 год эти средства будут не только не меньше, но и возрастут. Однако Минфин планирует капитальные вложения лишь на уровне 225 млрд. рублей. Опять уровень занижения инвестиций составит не менее чем 1,5 раза.
Эти по сути дела манипуляции с цифрами грозят обойтись серьезными потерями для реального производства. Как показала практика 2000 года, нефтяная отрасль является исключительно капиталоемким и инерционным производством, связанным с целым рядом операционных, технологических, кредитных и финансовых рисков. Стартовые затраты на простое и расширенное воспроизводство, как правило значительно превышают собственные источники финансирования в среднесрочном периоде, что требует привлечения внешнего финансирования. При этом средняя окупаемость проектов нефтегазового профиля составляет 7-10 лет. Вместе с тем, рост добычи и реализации нефти и газа обладают мультипликативным эффектом на сопряженные отрасли экономики, являются основой энергообеспеченности и энергобезопасности страны, ключевым источником долгосрочных, стабильных поступлений налогов и валютных доходов государства. На создание мощностей по добыче каждого дополнительного миллиона тонн нефти в России необходимо пробурить около 200 скважин, создать всю необходимую производственную и транспортную инфраструктуру и вложить на первоначальной стадии 6-7 млрд. рублей (в ценах 2000 года). Инвестиции в дополнительную добычу одного миллиона тонн нефти способны трансформироваться ежегодно в течение 10-15 лет в:
- $50-70 млн. дополнительной валютной выручки государства;
- 2 - 2,2 млрд. рублей дополнительных налоговых доходов государства (с учетом смежных отраслей)
- дополнительные производственные заказы отраслям машиностроения: единовременные - 4,5 млрд. рублей и регулярные - 1 млрд. рублей
- более 1000 новых рабочих мест.
Первая половина 90-х годов характеризовалась устойчивым снижением объемов производства в отраслях ТЭК, что во многом определило экономический спад экономики страны в целом. В этот период налоговая нагрузка превышала 50% выручки. Позитивные перемены в нефтегазовой сфере России в 1999-2000 годах (рост цен, инвестиций, производства) придали дополнительный импульс развитию всей национальной экономики (рост ВВП, бюджетных доходов, уровня жизни, оживление некогда угасших отраслей).
Поэтому вместо сиюминутного изъятия "доходов" нефтяников целесообразно предпочесть рост нефтяного производства и связанные с ним долгосрочные и стабильные темпы экономического развития страны, ее энергообеспеченности и конкурентоспособности, высокую гарантированность длительного и предсказуемого поступления валютной выручки и бюджетных доходов.
Российские нефтяные компании, в той же мере, как и правительство, заинтересованы в проведении продуманной налоговой реформы и стабильном налоговом режиме, стимулирующем рост производства. Однако эта реформа должна базироваться на точном экономическом расчете и глубоком знании специфики нефтегазового комплекса России, а не на скалькулированных в недрах финансового аппарата цифрах, далеких от реалий производства. Российские нефтяные компании готовы к продолжению консультаций с Министерством финансов Российской Федерации по всем аспектам налогообложения нефтяной отрасли.
В заключение считаем необходимым подчеркнуть следующее. Форма, тональность и очевидная ошибочность отдельных положений распространяемых пресс-службой Министерства финансов документов оставляют надежду на то, что высказанные в них оценки не являются в полной мере официальной позицией Правительства, и могут рассматриваться как предложения отдельных должностных лиц Министерства по этому вопросу. В связи с этим мы выражаем надежду, что в представленном виде они никогда не прозвучат на уровне Правительства Российской Федерации.

ПРЕСС-РЕЛИЗ
ННК "Казахойл" целенаправленно продолжает работу по развитию отечественного нефтегазового машиностроения в рамках политики импортозамещения.
Согласно "Программы ННК "Казахойл" по развитию нефтегазового машиностроения до 2005 года" в текущем году на ОАО "Петропавловский завод тяжелого машиностроения" ("ПЗТМ") запланировано освоение подъемных агрегатов (грузоподъемностью 60 и 40 тонн), ключа подвесного для работы с насосно-компрессорными трубами (НКТ) и бурильных труб, ключей цепных и трубных, специальной техники.
Выпуск новой спецтехники освоен на ОАО "ЗИКСТО" (г. Петропавловск). Первая партия автоцистерн после проведения приемо-сдаточных испытаний уже эксплуатируется в ОАО "Узеньмунайгаз". На ОАО "Кентауский экскаваторный завод" по заказу нефтяников выпускается серия многофункциональных машин, отвечающих мировым стандартам качества. Объем продукции, поставленной для компании отечественными товаропроизводителями, составил ( в долларах США):
  • в 1998 году - 1млн. 750 тыс.
  • в 1999 году - 2 млн. 517 тыс.
  • в 2000 году -18 млн. 317 тыс.
  • первое полугодие 2001 года - на 23 млн. 675 тыс.
Несмотря на достижения, преждевременно говорить о полном обеспечении потребностей нефтегазовых компаний оборудованием отечественного производства. Руководством ННК "Казахойл" на встречах с представителями машиностроительных предприятий приоритетным направлением деятельности обозначен вопрос расширения номенклатуры нефтегазового оборудования и скорейшего внедрения на предприятиях систем качества, соответствующих требованиям международного стандарта ISO 9000.
При проведении рабочих встреч с руководством Карагандинской области Компанией был инициирован вопрос организации производства электросварных труб на предприятиях ОАО "Испат Кармет". В настоящее время импортные электросварные трубы закупаются по 450-500 $. При организации производства в Казахстане их себестоимость составит 280-290 $.
ННК "Казахойл" планирует организовать собственное производство насосно-компрессорных труб (НКТ), создать трубную базу по их ремонту и цех по изготовлению стеклопластиковых труб непосредственно на производственных базах дочерних организаций.
Кроме этого, в Казахстане до сих пор не производятся некоторые виды оборудования, на которые наблюдается повышенный спрос (насосные штанги, текстропные ремни для станков-качалок, электродвигатели и другие). В настоящее время ТОО "Восход" (г. Караганда) получено техническое задание на освоение текстропных ремней для нефтегазового оборудования. Также рассматривается вопрос освоения и выпуска электродвигателей для нужд нефтяной отрасли.
C момента создания ННК "Казахойл" (1997г.) была разработана "Программа ННК "Казахойл" по развитию нефтегазового машиностроения Республики Казахстан до 2000 года". При ее разработке специалистами компании были проведены маркетинговые исследования, оценка технических возможностей и реального потенциала машиностроительных заводов. Данная программа стимулировала отечественное нефтегазовое машиностроение и позволила многим казахстанским машиностроительным предприятиям выжить и успешно развиваться в условиях жесткой конкуренции.

За 4 месяца 2001 года добыча нефти на предприятиях АО "НГК "Славнефть" составила 4772,1 тысяч тонн, что на 158,1 тыс. тонн выше плана и на 20,4% превышает показатель за аналогичный период прошлого года.
Добыча по АО "Мегионнефтегаз", основного добывающего предприятия Компании, составила 4025 тысяч тонн (рост на 1,8%).
Среднесуточная добыча нефти увеличилась на 6998 т/сут. Добыча газа по всем обществам Компании превысила план на 80,5 млн. кубометров и составила 442 млн. кубометров (рост на 87,3%).
Рост объема производства нефти и газа по сравнению с прошлым годом произошел как за счет приобретения Компанией новых нефтедобывающих предприятий, так и за счет работ по увеличению нефтеотдачи на ранее разрабатываемых месторождениях (рост составил 129 тысяч тонн или 3,3%).
Объем эксплутационного бурения в целом по "Славнефти" за четыре месяца текущего года составил 250,8 тыс. метров, что на 28,5% выше показателя аналогичного периода прошлого года. Благодаря проведенным работам, за этот период в 2001 году было введено в эксплуатацию 89 новых скважин.

Руководитель "Лукойл Балтия" вводит в заблуждение общественность и налоговые органы
Заявление руководства АО "Мажейкю нафта" по поводу недавних комментариев со стороны руководителей компании "ЛУКОЙЛ" в литовских и российских средствах массовой информации:
"Председатель Правления компании "Лукойл Балтия" Иван Палейчик предоставил литовским и российским СМИ неверную информацию относительно цен, превышающих рыночные, которые приходится платить АО "Мажейкю нафта" за нефть, поставляемую через зарегистрированную в Калифорнии компанию "Лукойл Балтия ЛЛСи".
Г-н Палейчик вводит в заблуждение СМИ относительно комиссионных, взимаемых компанией "Лукойл Балтия ЛЛСи" за поставку на АО "Мажейкю нафта" партий нефти других российских компаний. Согласно полученному сегодня от г-на Палейчика письму, партия нефти, которая должна была быть поставлена на наш НПЗ напрямую и уже была включена в график, но была вчера заблокирована "ЛУКОЙЛом", может быть теперь куплена у "Лукойл Балтия ЛЛСи" в том случае, если АО "Мажейкю нафта" согласится заплатить этой компании 1 млн. литов сверх той цены, о которой мы договорились с первоначальным поставщиком этой партии."
Вчера представители "ЛУКОЙЛа" сообщили АО "Мажейкю нафта", что одна из двух партий нефти компании "Карлак Партисипейшн", зарегистрированной на Кипре, которая была включена в официальный график экспорта российской нефти на май, должна быть продана "Лукойл Балтия ЛЛСи" для дальнейшей перепродажи АО "Мажейкю нафта".
Не означают ли не соответствующие действительности высказывания г-на Палейчика о том, что "Лукойл Балтия" за поставки нефти на АО "Мажейкю нафта" якобы не берёт ничего сверх рыночных цен, что он тем самым пытается утаить дополнительные доходы от российских и американских налоговых органов? И хотя г-н Палейчик не скрывал тот факт, что он является акционером АО "Мажейкю нафта", он почему-то не стал говорить о том, есть ли у него акции зарегистрированной в Калифорнии "Лукойл Балтия ЛЛСи", а также о том, кому ещё принадлежат акции этой компании.
АО "Мажейкю нафта" недополучило доходы на сумму свыше 110 млн. литов в прошлом году и 43.8 млн. литов в первом квартале текущего года из-за того, что предприятие было вынуждено закупать нефть по ценам выше рыночных и платить высокие комиссионные "Лукойл Балтия ЛЛСи" за организацию поставок российской нефти.

"ЛУКОЙЛ" продолжает блокаду прямых поставок нефти на "Мажейкю нафта"
Российская нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" в очередной раз заблокировала прямые поставки нефти на АО "Мажейкю нафта", вынудив компанию "Карлак Парисипейшн" продать свою партию нефти зарегистрированной в Калифорнии "Лукойл Балтия ЛЛСи".
Вчера представители "ЛУКОЙЛа" сообщили АО "Мажейкю нафта", что одна из двух партий нефти "Карлак Партисипейшн", которая была включена в официальный график экспорта российской нефти на май, должна быть продана "Лукойл Балтия ЛЛСи" для дальнейшей перепродажи АО "Мажейкю нафта". Телефонный звонок от представителей "ЛУКОЙЛа" раздался в тот момент, когда АО "Мажейкю нафта" ожидало получения официальной маршрутной телеграммы от российской системы нефтепроводов.
По словам генерального директора АО "Мажейкю нафта" Джима Шила, "В мае "Карлак Партисипейшнз" должна была поставить на АО "Мажейкю нафта" две партии нефти общим объёмом 100 тыс. тонн. Ещё до того, как компания "ЛУКОЙЛ" выдвинула новые требования, АО "Мажейкю нафта" получило маршрутную телеграмму от соответствующих российских инстанций с разрешением на поставку первой партии "Карлак" напрямую. Теперь, когда вторая партия заблокирована "ЛУКОЙЛом" по причинам, которые эта компания называет техническими сложностями, нет определённости относительно того, не попытается ли "ЛУКОЙЛ" заблокировать дальнейшие поставки от "Карлак".
В апреле АО "Мажейкю нафта" и зарегистрированная на Кипре торговая компания "Карлак Партисипейшнз" подписали договор о поставках сроком на один год. В соответствии с этим договором, на АО "Мажейкю нафта" до конца 2001 г. должно быть напрямую поставлено 1.5 млн. тонн нефти. Одна половина этого объёма должна быть закуплена АО "Мажейкю нафта", вторая - переработана на Мажейкяйском НПЗ в соответствии с подписанным с "Карлак" договором на процессинг.
"И в прошлом в отношениях АО "Мажейкю нафта" и "ЛУКОЙЛа" постоянно возникали сложности - мы сталкивались с угрозой остановки НПЗ из-за того, что якобы возникали так называемые технические сложности или неправильно были оформлены маршрутные документы. "ЛУКОЙЛ" продолжает коммерческую блокаду прямых поставок нефти на АО "Мажейкю нафта", вынуждая поставщиков продавать нефть своей дочерней компании "Лукойл Балтия ЛЛСи", а затем перепродавая нефть Литве по ценам гораздо выше и на условиях оплаты хуже тех, что предлагают другие российские поставщики. "ЛУКОЙЛ" называет это нормальным бизнесом. По сути же это ничто иное как вымогательство прибылей - не только у АО "Мажейкю нафта", но и у других российских нефтедобывающих компаний," - сказал Дж. Шил.
АО "Мажейкю нафта" недополучило доходы на сумму свыше 110 млн. литов в прошлом году и 43.8 млн. литов в первом квартале текущего года из-за того, что предприятие было вынуждено закупать нефть по ценам выше рыночных и платить высокие комиссионные "Лукойл Балтия ЛЛСи" за организацию поставок российской нефти. "Судя по действиям, предпринимаемым "ЛУКОЙЛом" на протяжении последнего года, становится ясно, что эта компания не готова работать по принципам открытого, прозрачного бизнеса. Вместо этого "ЛУКОЙЛ" хочет снова обрести полный контроль над рынком нефтепродуктов региона, подрывая финансовое положение АО "Мажейкю нафта" и присваивая прибыли, которые должны были получить другие российские нефтяные компании," - сказал Дж. Шил.

Результаты работы ОАО "Рязанский НПЗ" в январе-апреле 2001 года.
В апреле 2001 года на Рязанском НПЗ, дочернем предприятии Тюменской нефтяной компании, переработано 976,3 тыс. т. нефти и 38,8 тыс. т. прямогонного бензина. Объем переработки нефти остался на уровне марта. Выполнение плана по переработке нефти со-ставило 100,1%. С учетом переработки прямогонного бензина план по переработке нефтяного сырья был выполнен на 99,7%. За январь-апрель 2001 года переработка сырья на Рязанском НПЗ составила 4 011,8 тыс. т. Вырос объем переработки прямогонного бензина и составил 70,1%.
Переработка нефти на Рязанском НПЗ в апреле 2001 была не равномерной, что объ-ясняется ремонтными работами на установках: в апреле на реконструкцию была остановлена установка каталитического крекинга 1А-1М. Также в течение месяца на плановом ремонте находились установки висбрекинга и сероочистки. После ремонтов были введены в эксплуатацию установки риформирования бензинов 35/5 и 35/8.
Среднесуточная переработка нефти на Рязанском НПЗ в апреле увеличилась на 925 тонн по сравнению с мартом, и составила 32 545 тонн. Отбор светлых нефтепродуктов - 46,1%. Глубина переработки нефти в апреле составила 57,75%, с начала года - 57,72%.
По сравнению с апрелем прошлого года в апреле 2001 года объем производства вы-сокооктановых автобензинов на Рязанском НПЗ увеличился на 20,7% и составил 86,5 ты-сячи тонн. Общий выпуск автобензинов на Рязанском НПЗ в апреле 2001 года составил 178,2 тысячи тонн.
В январе-апреле 2001 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года производство автобензинов на Рязанском НПЗ возросло на 11,4%, в том числе:
АИ-95 - рост на 102,1%;
АИ-92 - рост на 42,7%;
АИ-80 - снижение на 11,5%.
Дизельного топлива в апреле было произведено 234,7 тысячи тонн, в том числе:
Летнего Л-62 S-0,2% - 188,7 тысячи тонн;
Европейского стандарта - 34,5 тысячи тонн;
Зимнего дизельного топлива - 2,3 тысячи тонн;
Летнего Л-40 S-0.5 % - 9,2 тысячи тонн.
План производства авиакеросина в апреле выполнен на 100,1%, всего произведена 51 тысяча тонн. Рост к уровню прошлого года за четыре месяца составил 1,3%.
Объем производства нефтебитумов на Рязанском НПЗ в апреле увеличился на 20,0% по сравнению с мартом и составил 30 тысяч тонн. За четыре месяца этого года объ-ем производства нефтебитумов составил 77,5 тысячи тонн.
В апреле на Рязанском НПЗ было произведено 12 тысяч тонн масел, общий объем производства с начала года составил 40,1 тысячи тонн.
Процент безвозвратных потерь в апреле снизился на 0,02% по сравнению с мартом и составил 1,7%, при нормативе 1,9%. С начала года процент безвозвратных потерь на Ря-занском НПЗ составляет 1,74%, что на 0,01% ниже уровня прошлого года.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены