9 октября 2000 г.
Автор: Евгений Быков, генеральный директор Северо-Западного информационно-аналитического Центра "ХимМотоАудит"
Что такое "качество топлива" и кого оно волнует?
Любой товар, изделие, работа, услуга (в дальнейшем - "продукт") имеют такое понятие, как качество. Качество продукта - это то, что отражает его свойства, позволяющие удовлетворить определенные интересы потребителя в соответствии с его назначением. Обеспечение высокого качества продукта требует от его производителей, поставщиков и продавцов очень серьезного подхода к процессу создания продукции, ее обработки и оказания сервисных услуг.
Все это в полной мере и даже в большей степени относится к такому специфическому виду продукции, как нефтепродукты. Этим продуктом прямо или косвенно пользуются все и, конечно же, мы заинтересованы, чтобы наши потребительские права и интересы были соблюдены, а именно, чтобы при работе с нефтепродуктами и их применении была обеспечена наша безопасность (техническая, взрыво-пожарная, экологическая, экономическая и т.д.).
Данная статья может стать стартовой для серьезного многогранного обсуждения проблем обеспечения должного уровня качества нефтепродуктов с различных точек зрения. Но, чтобы разговор шел конкретнее и конструктивнее, предлагаю для начала сконцентрировать наше внимание на таких группах нефтепродуктов, как бензин и дизельное топливо, которыми пользуются владельцы автомобильного транспорта и последствия этого использования они напрямую ощущают на себе.
Итак, что же такое "качество бензина и дизтоплива". Это определенная совокупность физико-химических свойств нефтепродуктов, зависящих как от химического состава (плотность, вязкость, температура кипения, замерзания, вспышки, самовоспламенения и др.), так и от внешних условий (содержание воды, механических и прочих примесей). Качество бензина и дизтоплива определяется системой количественных показателей, отражающих тот или иной параметр качества топлива. Регламентируются эти показатели нормативными требованиями, закрепленными в соответствующих документах (ГОСТы, ТУ, Правила, Инструкции и т.п.).
Современная техника предъявляет все новые требования к эксплуатационным свойствам нефтепродуктов, что влечет за собой и возрастающее значение систематического контроля их качества. Исходя из этого, во второй половине ХХ века возникла и развивается новая отрасль знаний о применении горючего и масел - ХИММОТОЛОГИЯ. Это - наука об эксплуатационных свойствах, качестве, эффективном и рациональном применении топлив, смазочных материалов и технических жидкостей в технике. Химмотология занимается определением требований к нефтепродуктам, разработкой их новых марок и методов испытаний. Знание этой области науки исключительно велико как для производителей нефтепродуктов, так и для их потребителей, т.к. правильное применение нефтепродуктов позволяет обеспечить длительную и надежную работу техники.
Жизненный цикл бензина и дизтоплива можно условно разделить на 6 этапов:
Жизненный цикл бензина и дизтоплива можно условно разделить на 6 этапов: производство, транспортирование на предприятия хранения, хранение, транспортирование на предприятия торговли, реализация через систему заправки автотранспортных средств, применение (использование). И на каждом из этих этапов топливо подвергается воздействиям, которые могут привести к изменению его качества. После производства на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) автомобильное топливо транспортируют, перекачивают, хранят на нефтебазах, выдают на автозаправочных станциях (АЗС). При выполнении этих операций может произойти смешение различных марок топлива, загрязнение различными примесями, а также ухудшение качества в результате испарения легких фракций или окисления кислородом воздуха. Всякое отклонение качества от требований стандарта приводит к нарушению экологии, снижению надежности работы двигателя, быстрому его износу, повышенному расходу топлива, что в конечном итоге бьет владельца автомобиля "по карману".
В соответствии с действующим законодательством РФ предприятия нефтепродуктообеспечения обязаны продавать нефтепродукт, соответствующий по качеству его названию и назначению, сопровождать товар документами, подтверждающими его качество и гарантировать идентичность качества нефтепродукта и сопроводительного документа. Такими документами являются паспорт качества, а для нефтепродуктов, подлежащих обязательной сертификации, также и сертификат соответствия, которые подтверждают, что нефтепродукт не утратил своих свойств к моменту его продажи и гарантируют, что нефтепродукт соответствует своему названию и назначению. Для владельцев автотранспорта, заправляющихся на АЗС, также необходимо знать, что требования к качеству нефтепродуктов и его документальному подтверждению сформулированы в таких законодательных актах, как: "Закон о защите прав потребителей", "Положение о поставках продукции производственно-технического назначения".
К чему же может привести ухудшение показателей качества бензина или дизтоплива? Например, Вы приобрели на АЗС бензин с октановым числом меньше, чем требуется по техническим характеристикам двигателя Вашего автомобиля. Прежде всего, в этом случае возникает в цилиндрах детонация, которая в свою очередь вызывает перегрев двигателя, ускоренный его износ и повышенный расход бензина, а также (при длительном применении) это приводит и к серьезным нарушениям в работе двигателя и даже отказам из-за прогара прокладки блока цилиндров и к детонационному разрушению поршней. В то же время применять бензин с октановым числом выше требуемого также не следует из-за увеличения теплонапряженности двигателя и возможного прогара выпускных клапанов.
В последние годы из-за отсутствия должного государственного контроля за качеством реализуемых нефтепродуктов на АЗС города и области стали поступать нефтепродукты, полученные "бормотушным" способом, то есть путем добавления в прямогонный низкооктановый бензин различных присадок. Зачастую такие нефтепродукты изготавливаются с нарушением требований ГОСТ, ТУ и не имеет сертификатов соответствия, не говоря уже о токсикологических паспортах и гигиенических сертификатов на присадки. Такой подход позволяет повысить октановое число, но при этом остальные показатели качества могут оказаться за пределами кондиционности. И, в первую очередь, к таким показателям относится фракционный состав. Если Вы после заправки своего автомобиля на АЗС почуствовали трудный пуск двигателя, продолжительный его прогрев, неустойчивую работу на холостом ходу, то это значит, что Вы заправились некондиционным бензином, и при этом в целом расход бензина может увеличиться на 30-50 %.
И не зря бьет тревогу Ленинградский областной топливный Союз о том, что 70 % продаваемого в Ленинградской области бензина вызывает сомнения с точки зрения происхождения и соответственно его качества, а главной задачей Союз считает - исключить продажу "левого" бензина и контролировать качество моторного топлива. Подобные проблемы, судя по публикациям на страницах различных газет, ощущают на себе потребители суррогатного моторного топлива и в других регионах России и стран СНГ.
За последние 15-20 лет резко возросло производство и применение на автомобильной технике дизельного топлива. Это обусловлено тем, что дизели в сравнении с карбюраторными двигателями имеют более высокие мощностные ресурсы, меньший удельный расход топлива, более низкую токсичность отработанных газов и ряд других преимуществ. Иными словами, энергия, заложенная в нефти, более рационально используется в дизельном двигателе, чем в карбюраторном.
Качество применяемых дизельных топлив оказывает большое влияние на экономичность работы двигателя, его техническое состояние и долговечность. Одним из основных показателей качества дизельных топлив является их воспламеняемость, характеризуемая цетановым числом. Значение цетанового числа зависит от углеводородного и фракционного состава дизельного топлива, а также наличия в нем специальных присадок. Уменьшение цетанового числа приводит к жесткой работе двигателя вследствие увеличения скорости нарастания давления и периода задержки воспламенения.
Важным показателем качества дизельного топлива особенно в осенне-зимний и зимне-весенний периоды, является температура помутнения и застывания. Многие из владельцев автомобилей почувствовали это, когда в марте (ноябре) заправляли свои машины на АЗС. Заправка автомобиля зимним (летним) дизельным топливом в этот период приводит к засорению топливных фильтров образовавшимися в топливе кристаллами высокоплавких углеводородов. При эксплуатации автомобилей в условиях низких температур продолжительность прогрева двигателя для принятия нагрузки, а следовательно, и количества потребляемого при этом топлива в большей степени зависит от значения этого показателя.
Крайне негативное влияние на эксплуатационные свойства топлива оказывают образование смол и осадков, а также загрязнение механическими примесями и обводнение.
Образование смол и осадков связано с окислением и полимеризацией углеводородных молекул, и происходит это вследствие многих причин, связанных с длительным хранением, контактом с металлами, соотношением объемов жидкой и газовой фаз, температурой окружающей среды и др.. Смолистые вещества отлагаются во всасывающем тракте, в топливной аппаратуре, камере сгорания, поршневых кольцах и других деталях. Это ведет к снижению мощности двигателя, повышенному износу деталей, а в ряде случаев и к повреждению двигателя.
Загрязнения механическими примесями происходит при попадании пыли и других твердых частиц через дыхательные клапаны в резервуарах, во время открывания крышек резервуаров, при измерении уровня нефтепродуктов, при отборе проб. Кроме этого загрязнение происходит при использовании не зачищенных резервуаров, загрязненных трубопроводов, ветхих и грязных заправочных рукавов. Состав механических примесей, как правило, гораздо тверже металлов, что приводит к увеличению износа трущихся деталей двигателя.
Обводнение нефтепродуктов происходит вследствие нарушений правил эксплуатации резервуаров и топливо-заправочного оборудования через открытые или неуплотненные люки, неисправные крышки емкостей, дыхательных клапанов и др. Кроме того, обводнение при длительном хранении происходит за счет конденсации влаги из воздуха внутри резервуара при резких колебаниях температуры окружающей среды.
Кто и какими методами обеспечивает качество топлива на всех этапах жизненного цикла нефтепродуктов - это тема отдельного серьезного разговора. Но в результате даже поверхностного анализа состояния дел на объектах нефтепродуктообеспечения самыми уязвимыми и ненадежными звеньями (с точки зрения обеспечения необходимого качества топлива) являются следующие этапы: подвоз топлива с нефтебаз на АЗС и функционирование самой АЗС. Основные проблемы здесь - это:
- состояние технических средств нефтепродуктообеспечения (средства хранения, резервуары, системы транспортирования, перекачки, трубопроводы и системы заправки и контроля качества нефтепродуктов);
- организация работ по оказанию топливо-заправочных услуг, в т.ч. обеспечение на должном уровне приемо-сдаточного контроля количества и качества топлива;
- качество нормативно-правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих функционирование предприятий автозаправочного комплекса;
- профессиональный уровень и компетентность персонала, работающего на предприятиях автозаправочного комплекса.
Для участия в решении именно этих проблем и был создан в прошлом году Северо-Западный информационно-аналитический Центр "ХимМотоАудит". Нашему Центру за прошедший год, объединив усилия и возможности различных организаций, кое-что удалось сделать. В первую очередь, это:
- совместно с Академией стандартизации, метрологии и сертификации (Санкт-Петербургский филиал) создан учебный центр по подготовке и повышению квалификации персонала для предприятий автозаправочного комплекса;
- совместно с "ВК-Кодекс" разработана "Специализированная справочная система "Эксперт-АЗС", которая обобщает положения более 600 нормативных документов, регулирующих деятельность предприятий автозаправочного комплекса;
- совместно с нефтяной инспекцией ГУ "Ленгосэнергонадзор", под общей редакцией Главного государственного нефтеинспектора России Еропкиной Т.В. разработан и издан "Справочник руководителя автозаправочной станции", в котором приведены основные документы, содержащие требования к качеству нефтепродуктов, правила технической эксплуатации АЗС, а также правила и нормы пожарной безопасности и охраны труда. В Справочнике представлены образцы и формы документов, используемых при эксплуатации АЗС;
- совместно с ВНИИМ им. Д.И. Менделеева разработана, аттестована и зарегистрирована в Госстандарте России методика выполнения измерений ультразвуковым методом толщины стенок стальных подземных горизонтальных резервуаров, эксплуатируемых на АЗС;
- совместно с производственно-коммерческой фирмой "ЭКРОС" создана испытательно-аналитическая лаборатория по определению показателей качества светлых нефтепродуктов (бензин, дизтопливо);
- ряду фирм, владеющих автозаправочными станциями, оказана практическая помощь и консультации по вопросам эксплуатации АЗС, в т.ч. по подготовке их к лицензированию и инспекторским проверкам различных надзирающих и контролирующих органов.
Как видите, решение насущных проблем мы в одиночку не решаем, потому что только объединение усилий всех заинтересованных и компетентных структур может дать положительный эффект.
Но при всем при этом предпринимаемые действия не дадут должного результата, так как на сегодня отсутствует системный подход к обеспечению качества нефтепродуктов на государственном уровне. Состояние контроля со стороны государственных органов создает впечатление неопределенности. Требования к периодическому контролю качества нефтепродуктов в виде ежемесячной сдачи результатов лабораторного анализа нефтепродукта из каждого резервуара оказались бесконтрольными со стороны государственных органов, т.к. сдача проб осуществляется самим владельцем АЗС и об объективности подобного контроля судить трудно.
Возможность влиять на качество нефтепродуктов со стороны нефтеинспекции представляется проблематичным из-за незавершенности разделения полномочий с органами исполнительной власти на местах и отсутствия средств для проведения регулярных контрольных анализов представителями нефтеинспекций в независимых испытательных лабораториях.
Контроль качества профессиональной подготовки, как правило, сводится к проверке документального подтверждения о прохождении персоналом переподготовки и повышения квалификации. Но наличие соответствующих документов не всегда соответствует наличию необходимых профессиональных знаний у персонала. Нашим Центром разработана и предлагается система тестирования и аттестации сотрудников АЗС с целью проверки их практических знаний.
Целый ряд документов, регламентирующих деятельность АЗС нуждается в пересмотре. "Правила технической эксплуатации АЗС" находятся в процессе пересмотра уже более года. Подготовлено несколько редакций, но все были забракованы рабочей комиссией, в составе которой работает и наш Центр. Это происходит из-за того, что ответственные за составление очередного проекта Правил подходят к этому делу формально, не творчески и переписывают старые документы без учета современной обстановки, новых принятых законов и положений. Требуют пересмотра и "Правила эксплуатации резервуаров", причем необходимо выделить в отдельный раздел "Правила эксплуатации стальных горизонтальных резервуаров", именно из этих резервуаров состоит резко возросший за последние годы резервуарный парк АЗС (в "старых"-1986 г. Правилах основное внимание уделено вертикальным резервуарам).
Введение обязательной сертификации нефтепродуктов обострило целый ряд проблем в области стандартизации. Правила сертификации нефтепродуктов требуют применения только аттестованных методик. На деле же многие методики метрологически не аттестованы. Таким образом, среди стандартов, обеспечивающих контроль качества нефтепродуктов при сертификации, 29 ГОСТов метрологически не обеспечены, так как в них не установлены характеристики точности метода, гарантирующие достоверность полученных результатов. Снятие срока действия со стандартов позволяет таким ГОСТам продолжать действовать, что входит в противоречие с "Законом о единстве измерений".
И, наконец-то, вернемся к главному "персонажу" в системе автозаправочного комплекса - к потребителю нефтепродуктов. Как на практике защищены его права и интересы? Да, соответствующие законы есть. Но, как его применить в конкретной ситуации, когда потребитель получил некондиционный продукт, или у него возникли сомнения в качестве предлагаемых ему продукции и услуг? На сегодня на этот вопрос никто не ответит однозначно, если, вообще, сможет хоть что-нибудь ответить.
Представим такой случай: владелец автомобиля почувствовал, что после заправки топливом на какой-нибудь АЗС его автомобиль "отравился". Он знает, где заправлялся, даже чек сохранил. Ну а дальше что делать? Можно позвонить куда-нибудь и пожаловаться, можно вернуться на АЗС и предъявить претензии в каком-нибудь виде. А что дальше? Скорее всего - ничего, так как на государственном уровне не отработаны Правила оказания топливо-заправочных услуг и процедуры отстаивания прав и интересов потребителя такого особенного товара, как нефтепродукты. Скорее всего, он больше на данную АЗС не приедет и друзьям своим не порекомендует. В результате в проигрыше обе стороны: и продавец и покупатель.
Поэтому, в условиях цивилизованного рынка в существовании систем обеспечения и инструментов контроля качества нефтепродуктов заинтересованы все: производители, поставщики, продавцы, потребители и государство. Вот это и должно стать основой для объединения усилий всех заинтересованных сторон и включения их в процесс разработки или "доведения до ума" всей системы обеспечения качества нефтепродуктов и безопасного функционирования автозаправочного комплекса.
Решающую роль в этом процессе должны занять соответствующие государственные органы, а наш Центр "ХимМотоАудит" готов выступить в роли компетентного помощника для всех участников этого процесса.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены