Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут

 
23 декабря 2001 г.
"Неделя за неделей"
Еженедельный обзор событий
17-21 декабря 2001 г.
Стр. №1; №2
КОМПАНИИ
Внеочередное общее собрание акционеров "СИБУРа", созванное по инициативе "Газпрома", состоится 9 января 2002 года. На собрании, в частности, планируется избрать новый состав совета директоров "СИБУРа", в состав которого сейчас входят 17 человек. Пять из них - представители "Газпрома", владеющего 51% акций СИБУРа. Акционерами "СИБУРа" также являются "Газонефтехимическая компания" - 14,3%, "Триодекор" - 13,8%, "Бонус-Инвест" -8,2%, "Омскшина" - 4,8%, "Воронежсинтезкаучук" - 2,7%, Ярославский шинный завод - 2,4%, "Уралоргсинтез" - 1,6%, Пермский ГПЗ -1,4%. Рекомендовав в совет директоров "СИБУРа" всего пять человек, "Газпром", видимо, для получения искомого большинства предполагает уменьшить на собрании акционеров численность совета до девяти человек. Список "Газпрома" выглядит так: зампред правления концерна Александр Рязанов, зампред правления Виталий Савельев, член правления и начальник департамента по управлению имуществом Александр Красненков, замначальника юридического департамента Михаил Сироткин, а также глава попечительского совета Технического университета Дрездена и председатель совета фонда Frauenkirche Dresden 59-летний Бернхард Вальтер. Фонд, который возглавляет г-н Вальтер, создан для восстановления центрального дрезденского собора, разрушенного во время второй мировой войны. Кроме того, Бернхард Вальтер ранее возглавлял совет директоров одного из крупнейших банков Европы -- BNP-Dresdner Bank -- и в разное время входил в советы директоров компаний DaimlerChrysler AG, Deutsche Telekom AG, Henkel KgaA, Lufthansa AG и Thyssen Krupp AG. На первый взгляд лидером в списке кандидатов выглядит Александр Рязанов, который курирует в "Газпроме" вопросы СИБУРа. Не исключено, что именно он возглавит новый совет. Сейчас председателем совета является первый зампредправления "Газпрома" Вячеслав Шеремет, которого "Газпром" даже не стал рекомендовать для переизбрания. ("Рейтер",18.12.01 , "Время новостей"19.12.01).
* * *
ЮКОС увеличит добычу нефти в 2002 году на 24,3% до 71,5 млн т (522 млн баррелей), говорится в сообщении компании. Объем переработки нефти в 2002 году вырастет на 4% и составит 29,6 млн т. Капитальные вложения в 2002 году, не считая возможных приобретений, запланированы на уровне $1 миллиарда. В сообщении сказано, что в 2002 году на инвестиции в разведку и добычу нефти предполагается направить $775 млн. Инвестиции в нефтепереработку и сбытовую сеть достигнут $208 млн. План капитальных вложений на следующий год предполагает эксплутационное бурение в объеме 964.000 метров и ввод в эксплуатацию 327 новых скважин, программу модернизации НПЗ, расширение и модернизацию сбытовой сети ЮКОСа.
* * *
"Морской завод "Алмаз" заключил контракт на 33 млн руб с петербургским Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на постройку скоростного нефтесборщика, сообщает "Деловой Петербург" (17.12.01). Судно сможет обеспечить транспортировку и постановку боновых заграждений, прием с судов мусора, ликвидацию загрязнения вод нефтью и мусором. Спуск судна на воду запланирован в августе 2002 года. Завод "Алмаз" этим летом построил судно экологического мониторинга "Россия" для Ассоциации предприятий морского приборостроения. В 2002 году по заказу торгового дома "Транснефть" завод построит два бонопостановщика и нефтемусоросборщик для порта Приморск.
* * *
Председатель правления ЮКОСа Михаил Ходорковский, посетивший на прошлой неделе Самару, заявил о готовности его компании купить ряд нефтехимических предприятий "СИБУРа" "по нормальной цене", сообщают "Ведомости" (18.12.01). "Наш подход достаточно тривиальный, - сказал он, - "СИБУР" является нашим заемщиком - мы его кредитовали под гарантии "Газпрома" в размере $100 млн. Мы сообщили "СИБУРу", что нас интересует ряд его предприятий, в частности Новокуйбышевская нефтехимическая компания (ННХК). Если у них будет желание продать активы, тогда мы готовы это обсуждать". Однако пока переговоры сдерживает то обстоятельство, что Ходорковский не может точно идентифицировать, с кем надо обсуждать возможность сделки - с "Газпромом", "СИБУРом" или другой холдинговой структурой. Примерно с теми же проблемами столкнулся "ЛУКОЙЛ", недавно пожелавший забрать у "СИБУР-Нефтехима" установку ЭП-300, поскольку "СИБУР" задолжал за поставки газа более 1 трлн руб. На что в "СИБУРе" ответили, что должником за газ является абсолютно самостоятельная компания "СИБУР-Тюмень".
* * *
ТНК заключила договор с югославской госкомпанией Nafta Industrija Srbija (NIS) о поставке по нефтепроводу "Дружба" в Югославию 660 тыс. т нефти в первом полугодии 2002 года с продлением действия соглашения на каждые последующие полгода при наличии согласия сторон. Собщаяя об этом, "Профиль" (17.12.01) отмечает, что для реализации этого проекта австрийский Raiffeisenbank открыл для NIS кредитную линию на сумму $45 млн. В настоящий момент в Югославию продают нефть - "ЛУКОЙЛ", ЮКОС и "Роснефть". Общий объем их поставок с начала нынешнего года превысил 1 млн. т. ТНК занимает четвертую позицию в рейтинге российских НК. В прошлом году компания добыла 27 млн. т нефти, из которых на экспорт пошло 11, 8 млн. т.
* * *
Группа "Альфа-Эко" в 2002 году планирует инвестировать $22 млн в развитие нефтедобычи в Сахалинской области, сообщает "Рейтер" (14.12.01). Из этой суммы $14 миллионов планируются на геологоразведочные работы на месторождениях "Керосинное" и "Рымникское", запасы которых оцениваются более, чем в 80 млн т. В настоящее время в Сахалинской области завершены работы по запуску новой эксплуатационной скважины на месторождении "Окружное", разрабатываемое компанией "Петросах". "Альфа-Эко" является управляющей компанией "Петросаха" и планирует в 2002 году провести геологоразведочные работы в рамках проекта "Сахалин - 6".
* * *
"Славнефть" намерена приобрести топливное подразделение петербургского холдинга "Фаэтон", сообщает "Деловой Петербург" (17.12.01) со ссылкой на слова Михаила Гуцериева. Сумма договора может составить $20 млн. С учетом этой сделки и программой строительства АЗС "Славнефть" может занять в 2002 году около 50% петербургского розничного рынка нефтепродуктов. Предполагается, что в собственность "Славнефти" перейдут 35 АЗС и 16 бензовозов "Фаэтона". Стремление мощных нефтяных компаний закрепиться в городе на Неве обусловлено и тем, что это второй по величине рынок в стране, и тем, что он - экспортное окно.
СПРАВКА: Владельцами холдинга "Фаэтон" в соотношении 50% на 50% являются президент Владимир Хильченко и вице-президент Сергей Снопок. Основные акционеры "Славнефти" -- Россия и Белоруссия. Госкомимуществу РФ принадлежит 55,27% акций "Славнефти", РФФИ владеет 19,68%, Мингосимущества Республики Беларусь -- 10,8%. Компания реализует топливо через сеть из 480 АЗС на территории России и Белоруссии, из них 100 -- на Северо-Западе РФ.
* * *
На конференции "СРП-2001. Инвестиции в XXI век" председатель совета директоров "Итеры" Игорь Макаров сделал сенсационное заявление, сообщает "Русский фокус" (17.12.01). По его мнению, независимые производители природного газа должны получить доступ не только на рынки стран СНГ, но и в Европу. В этом году из 40 млрд кбм газа, добытого независимыми производителями, 30 млрд приходится на долю "Итеры". Понятно, что Игорь Макаров просил доступ на рынок именно для своей компании. Раньше "Итера" всеми силами пыталась убедить общественность, что она не имеет к "Газпрому" никакого отношения, хотя и прокачивала по его трубам 80 млрд кбм газа в год. Но тогда в идею независимого от российского газового монополиста поставщика газа никто не верил. Да и саму "Итеру" воспринимали как "домашнее" подразделение "Газпрома". А теперь верят и к идее независимости относятся совсем иначе. В "Газпроме" сменилось руководство и у "Итеры" начались проблемы. Член правления "Газпрома" Юрий Комаров уже заявил, что компания Игоря Макарова в будущем году не сможет прокачивать туркменский газ на Украину по газпромовским трубам. А ведь долгие годы туркменско-украинский бизнес был для компании Игоря Макарова едва ли не основным. Преследуют "Итеру" и неудачи в сфере собственности. Так, ТНК отобрала у нее 40% акций добывающего предприятия "Роспан". Да и "Газпром" неожиданно задумался о возвращении компании "Пургаз", ранее уступленной все той же "Итере". Более того, когда "Итера" брала очередной кредит, в качестве обеспечения ей пришлось заложить здание головного офиса. Чтобы остаться на плаву, "Итера" пытается найти себе покровителей в нефтяном бизнесе. Компания уже заключила договоры о сотрудничестве с ЮКОСом и "ЛУКОЙЛом". А на прошлой неделе Игорь Макаров и гендиректор государственной "Зарубежнефти" Николай Токарев создали в Туркмении совместное предприятие по добыче нефти и газа. Очевидно, Игорь Макаров и те люди, которые стоят за ним, надеются на лоббисткий ресурс государственной компании. Ведь у "Итеры" с этим ресурсом стало совсем плохо.
* * *
Польская компания Golden Gate намерена подготовить ТЭО строительства участка трубопровода Броды-Плоцк-Гданьск, сообщает "Медиа-пресс" (15.12.01). Подготовка ТЭО начнется после того, как станут известны результаты анализа возможностей переработки каспийской нефти европейскими НПЗ, а также маркетинга рынков Центральной и Западной Европы. Предполагается, что итоги этого исследования, которое проводит компания Halliburton (США), будут обнародованы не позже февраля 2002 года. Трубопровод Броды - Плоцк - Гданьск станет продолжением украинского нефтепровода Одесса - Броды для экспорта каспийской нефти в Европу. По предварительным расчетам, стоимость строительства польского участка протяженностью в 500 км составит около $500 млн. Пропускная способность трубопровода составит 40 млн. т нефти в год.
* * *
"Объединенные машиностроительные заводы", выкупив контрольный пакет акций у менеджмента "Нижегородского теплохода", включились в борьбу за заказ "Газпрома", сообщает "Эксперт" (17.12.01). Эта покупка - часть стратегии ОМЗ, направленной на усиление ее значимости на рынке судостроения. Это второе за последнее время крупное приобретение владельца ОМЗ Кахи Бендукидзе в судостроительном бизнесе. Не так давно в сферу влияния корпорации попало известное нижегородское ЦКБ "Лазурит", которое занимается конструированием аппаратов и оборудования для подводных и надводных работ, в том числе и комплексов по подводной добыче газа и нефти. Таким образом, "Нижегородский теплоход", где ранее было налажено производство аппаратов подводного бурения, может стать эксклюзивным производителем подводного нефтегазодобывающего оборудования в России. Сейчас по заказу "Газпрома" на "Нижегородском теплоходе" строится не имеющее аналогов в мире судно для ремонта подводных переходов магистральных трубопроводов. Судно (разработанное, кстати, "Лазуритом") способно ремонтировать трубопроводы диаметром до полутора метров на глубине 25 м и стоит почти $10 млн. "Газпром" предполагает использовать судно для ремонта подводных газопроводов в бассейне реки Волга. В случае его успешной эксплуатации газовый монополист может заказать до пяти аналогичных судов для использования и в других водных бассейнах. У ОМЗ есть и другие возможности развития завода. Его производственные мощности подходят для развития такого перспективного направления, как производство нефтяных буровых платформ. Существующие мощности машкорпорации (в первую очередь на "Уралмаше" и "Красном Сормове") экономически уже неэффективно использовать для этих нужд, поскольку они и так загружены запредельно. А на "Нижегородском теплоходе" есть, но пока простаивают уникальные металлургическое, кузнечно-прессовое и электродное производства.
* * *
Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер подтвердил журналистам, что совет директоров принял на 2002 год инвестиционную программу в размере 161 млрд рублей, сообщает "Рейтер" (18.12.01). Эта сумма была согласована с правительством РФ. В нее включены только приоритетные проекты в области добычи и транспортировки газа. По словам Миллера, эта программа также рассчитана с учетом планируемого повышения тарифов на газ в 2002 году на 24% в среднем за год без учета инфляции. Вопрос о повышении тарифов сейчас находится на рассмотрении правительства. Миллер также сообщил, что 18 декабря улетает в Брюссель, где состоятся его переговоры в рамках энергетической комиссии Евросоюза. На этих встречах будут обсуждаться вопросы, которые касаются долгосрочных контрактов Газпрома, а также либерализации газовых рынков Европы.
* * *
"Внутренние цены на газ уже давно не покрывают тех затрат, которые мы несем в связи с добычей, транспортировкой, хранением и распределением "голубого топлива", - сказал глава "Газпрома" Алексей Миллер в интервью "Российской газете" (18.12.01). - Если бы "Газпром" работал только на внутренний рынок, то он бы просто разорился. Основной доход компания получает благодаря экспорту, а это примерно 129 млрд кбм газа в год. Только в 2001 году экспорт принесет нам $14,5 млрд валовой выручки. Это позволяет "Газпрому" обеспечить четверть налоговых поступлений федерального бюджета. Проблема внутренних цен на газ не только созрела, но и перезрела. Цена на газ регулируется у нас государством, тогда как рынок нефти, нефтепродуктов и угля свободен. За последние годы рост цен на нефть и уголь намного опережал рост "газовых" тарифов. В экономике развиваются крайне губительные для нее явления. Сейчас в России - неслыханное для мира дело! - цена на мазут в 6-8 раз выше, чем на газ. Цена на уголь - в 2-3 раза больше. В итоге мы все больше сжигаем газ в виде топлива, переводим на него электростанции - вместо того, чтобы перерабатывать его в химической промышленности или использовать для производства товаров".
* * *
Нефтеналивное пароходство "Волготанкер" придумало, как недорого обновить свой флот, средний возраст которого превышает 20 лет, сообщают "Ведомости" (19.12.01). В течение ближайших пяти лет на 60 танкерах компании будет проведена замена корпусных секций, что "омолодит" каждое судно на 10 лет. Это обойдется в $42 млн - в 10 раз дешевле, чем постройка новых танкеров. "Волготанкер", пожалуй, самое богатое из речных пароходств, его выручка в 2000 г. составила $135 млн. В этом году оно потратило около $36 млн только на ремонт судов (в основном он заключался в приваривании многочисленных металлических "заплаток" на корпуса). Но, по словам председателя совета директоров "Волготанкера" Александра Александровича, в масштабное строительство нового флота компания не может вкладываться "из-за неочевидности перспектив". Новый танкер класса "река - море" стоит $7 - 8 млн и окупается в среднем за восемь лет. А тарифная политика на транспортном комплексе, по словам Александровича, непредсказуема.
* * *
Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев сказал в интервью "Коммерсанту" (20.12.01), что в будущем году компания не намерена запускать новые проекты. Все производственные программы 2002 года уже известны. Это строительство второй очереди Балтийского магистрального трубопровода (прежнее название -- БТС), создание маршрута "Дружба-Адрия" и разработка ТЭО транспортировки нефти в Юго-Восточную Азию (рассматриваются два варианта: через Китай или порты российского Дальнего Востока). По-видимому, главным проектом все же будет вторая очередь Балтийского магистрального трубопровода (БМТ). Недавно ФЭК утвердила стоимость прокачки в этом экспортном направлении (Ярославль--Приморск) -- $6,5 за тонну нефти на 1000 км. Еще $1,94 стоит ее перевалка в порту Приморска. Экспорт тонны нефти через БМТ обойдется нефтяникам на $2 дешевле, чем при вывозе через Вентспилсский порт (Латвия) -- основной маршрут поставок в страны Северной Европы.
* * *
ЮКОС станет крупным акционером словацкой нефтетранспортной монополии Transpetrol, сообщают "Ведомости" (20.12.01). Такое решение 19 декабря приняло правительство Словакии. Transpetrol - единственный оператор словацкого участка нефтепровода "Дружба" протяженностью 515 км и пропускной способностью 21 млн т сырья в год. В прошлом году его загрузка составила 9,3 млн т. Выручка за первую половину 2001 г. составила 1,15 млрд словацких крон ($23,7 млн). 7 декабря комиссия по приватизации словацкой компании приняла решение рекомендовать правительству "ЮКОС" в качестве победителя тендера на приобретение 49% акций Transpetrol. Предложив за них $74 млн, российская компания оставила позади единственного конкурента - местную нефтеперерабатывающую компанию Slovnaft. ЮКОС станет не только владельцем упомянутого пакета акций, но и будет участвовать в оперативном управлении трубопроводом. Кроме того, российская компания получит приоритетное право на приобретение в дальнейшем остальных акций Transpetrol, которые пока остаются в собственности государства.
* * *
В нынешнем году удалось повысить загрузку трубопроводной системы почти на 4%, оживить некоторые ранее годами простаивающие участки, в частности, через Украину на Венгрию, сказал в интервью "Известиям" (20.12.01) президент "Транснефтепродукта" Сергей Маслов. Несмотря на ощутимое ухудшение мировой конъюнктуры на рынках нефти и нефтепродуктов, общий объем перекачки возрос на 10%, выручка - на 20%. В результате удалось повысить заработную плату работников дочерних предприятий в 1,5 раза. План капремонта основных фондов выполнен на 133%, освоенная программа диагностики трубопроводов составила 179% от показателей 2000 г., на одну треть понизилась аварийность. Благодаря комплексным мерам по обеспечению безопасности ресурсов и собственности компании на 20% сократилось число криминальных врезок в трубу. Маслов также отметил, что 19 декабря совет директоров в целом одобрил предложения правления компании по разработке проекта строительства нефтепродуктопровода "Андреевка - Альметьевск" и "Кстово - Приморск" в Ленинградской области с выходом на побережье Балтийского моря. Реализация этого проекта позволит поставлять нефтепродукты на экспорт в обход территорий прибалтийских государств, что удешевит затраты на транспортировку и позволит обеспечить экспортную самостоятельность России. С другой стороны, к данной трубопроводной системе сможет подключиться ряд крупных НПЗ и тем самым расширить свои сбытовые возможности.
* * *
До конца текущего года "Роснефть" и "Газпром" намерены завершить организацию СП "Роснефтегаз" (ЗАО "Российская компания по добыче нефти и газа"), сообщает "Финансовая Россия" (20.12.01). К середине 2002 года намечено определить основные источники финансирования проектов этого предприятия по освоению пяти нефтегазовых месторождений на шельфе Баренцева моря и в ЯНАО. Речь идет о Харампурском, Вынгаяхинском, Етыпуровском, Приразломном и Штокмановском месторождениях, соглашение о совместном освоении которых "Газпром" и "Роснефть" заключили в начале октября текущего года. Уже сейчас компании задумались о привлечении инвесторов, решив, что при совместном освоении сырьевых участков этих регионов каждая из сторон будет определять источники финансирования своих долей самостоятельно. Так, только на освоение Приразломного в 2002 году потребуется более $200 млн. При эксплуатационных затратах инвесторов в размере $1,6 млрд и транспортных расходах в $1 млрд совокупный доход государства при разработке этого участка на условиях СРП может составить $7 млрд, считают специалисты "Газпрома". Доход же государства от освоения Штокмановского месторождения может составить $50 млрд, но для этого в его обустройство необходимо вложить не менее $11-13 млрд. В ситуации, когда иностранные инвесторы уходят из России в другие, более привлекательные для них страны, компаниям нужно будет очень серьезно подготовиться к переговорам.
* * *
Глава "Газпрома" Алексей Миллер в ходе визита 18-19 декабря в Брюссель выступил за сохранение института долгосрочных контрактов на условиях "бери или плати", сообщает "Рейтер" (20.12.01). Миллер выразил озабоченность реализацией идеи Газовой директивы Евросоюза без учета интересов производителей. Идея Евросоюза состоит в том, чтобы в поставках газа перейти от традиционных долгосрочных контрактов к "практически спотовому рынку". По мнению Миллера, это "несет в себе потенциальные риски для европейского энергетического рынка". Глава компании призвал Европейскую Комиссию организовать ряд "круглых столов" с участием основных поставщиков газа на европейский рынок, представителей Европейского Инвестиционного Банка, ЕБРР, а также частных кредитных институтов. Целью рабочих встреч станет выработка взаимоприемлемой экономической формулы, которая бы минимизировала риски для энергетической безопасности Европы, с одной стороны, и предотвратила экономические потери для производителей газа, в том числе России, - с другой. Комиссар по конкуренции Марио Монти выступил с инициативой проведения в ближайшее время встречи экспертов "Газпрома" и Европейской Комиссии с целью определить варианты компромиссных решений. Стороны договорились провести такую встречу в Москве в третьей декаде января 2002 года.
* * *
ТНК объявила 20 декабря о завершении консолидации своих добывающих дочек. Для реализации этой программы ей понадобилось два месяца и $0,5 млрд, сообщают "Ведомости" (21.12.01). Она конвертировала акции - "Самотлорнефтегаза", "Тюменнефтегаза" и Нижневартовского нефтегазодобывающего предприятия (ННП) - в бумаги более высокого номинала, а образовавшиеся при этом дробные акции выкупила. По словам представителя ТНК, на выкуп акций "дочек" компании пришлось потратить $454 млн. Зато в результате миноритарные акционеры в добывающих предприятиях исчезли как класс, а в собственности холдинга оказались 100% акций "дочек". По итогам консолидации в "Самотлорнефтегазе" осталось две обыкновенных и одна привилегированная акции, а в "Тюменнефтегазе" и ННП - по 8 обыкновенных и 2 привилегированные акции. Одним из крупных миноритарных акционеров "дочек" ТНК был бывший гендиректор "Нижневартовскнефтегаза" Виктор Палий, который во времена первого этапа приватизации компании доставил "тюменцам" немало неприятностей. Дружественные ему структуры контролировали 2 - 3% в уставных капиталах "Самотлорнефтегаза" и ННП, и, по оценкам аналитиков, доход Палия от продажи этих акций мог составить порядка $50 млн. Для тех инвесторов, которые не хотели просто продавать свои акции, "тюменцы" предлагали другую схему. Продав акции "дочек", миноритарии могли выкупить акции ТНК по предложенной основными акционерами льготной цене $1,12 за штуку. Этой схемой воспользовалась примерно треть миноритарных акционеров. В результате доля сторонних акционеров в уставном капитале ТНК увеличилась до 3%. Остальные 97% акций ТНК принадлежат двум кипрским офшорам - Novy Investments и Novy Petroleum Finance (оба представляют интересы "Альфа-групп" и ЗАО "Ренова", которые владеют ТНК на паритетной основе).
* * *
СОСЕДИ
В Украине официально сданы в эксплуатацию нефтепровод Одесса--Броды (протяженность -- 673 км) и нефтетерминал "Южный", которые могут составить конкуренцию российским транзитным коридорам, сообщает "Время новостей" (21.12.01). Украинская магистраль станет продолжением пути Баку--Супса (турецкий, румынский, болгарский и российский проекты трубопроводов для экспорта каспийской нефти пока в стадии разработки). На первую прибыль рассчитывают года через три, когда поляки достроят свою часть нефтепровода, дотянув его до балтийского порта Гданьск. Украинско-польский коридор в ЕС обещает быть самым коротким и дешевым из всех возможных -- протяженность трубопровода 4,7 тыс. км, стоимость перекачки 1 тыс. т нефти -- 20,4 доллара. Поэтому польские инвесторы готовы хоть сейчас вкладывать деньги (для сравнения: турецкий проект Баку--Джейхан почти вдвое длиннее, стоимость перекачки тысячи тонн -- 29 долларов).
* * *
Такие имена, как ExxonMobil, British Gas, British Petroleum, Shell, Statoil, Totalfinelf, Adgip, Phillips Petroleum, Impex, в Казахстане присутствуют, но среди крупных налогоплательщиков их нет, сообщает казахстанская "Деловая неделя" (21.12.01). Разве компаниям - мировым гигантам или их казахстанским представительствам не положено платить налоги на территории РК? Время от времени по телеканалам демонстрируются сюжеты встреч глав зарубежных компаний или руководителей посольств этих стран в Казахстане с премьер-министром или главой государства. Как правило, инвесторы о чем-то просят, о чем-то ходатайствуют. Как, например, недавно поступила перед визитом главы государства в ФРГ немецкая компания "Казгермунай", работающая на Кумкольском месторождении. Экспортная квота компании была исчерпана, да и ситуация в республике изменилась, но компания почему-то по-прежнему, дойдя вплоть до премьера РК, ходатайствовала об особых условиях. С визитами побывали и другие инвесторы вместе с делегациями из послов или представителей правительств своих стран. У нас же тогда возник вопрос, почему отдельные инвесторы выпрашивают у нашего правительства особые условия? И почему наше правительство идет навстречу и делает исключения? Разве это не создает прецедента для разных налоговых "сальто"? Сегодня, наверное, не случайно в повестку дня казахстанскими парламентариями вынесен вопрос о недрах, о нефти, об инвестициях. Эта тема на исходе первых 10 лет независимости вызвала пристальный интерес общественности. Слушая доклады о том, что за эти годы иностранными инвесторами были вложены многомиллиардные долларовые суммы, что Казахстан сумел привлечь солидную долю от мировых инвестиций, простые граждане этой страны изумляются, пытаясь воочию увидеть те заводы и объекты, в которые были вложены эти миллиарды долларов. Но где они? Легче просчитать объемы экспортированной нефти, металлов, потому что они осязаемы и конкретны, как и суммы, которые за эту продукцию были выплачены владельцам. Так где они, миллиарды? Может, они задержались где-то в пути? Или просто приснились? Кому же?
* * *
Казахстану необходимо решение стратегически важных вопросов об объемах, глубине переработки и самой возможности добычи такого количества нефти, чтобы его хватило на все предполагаемые маршруты, сообщает "Время по Гринвичу" (21.12.01). Для полной загрузки трубопровода КТК потребуется 45 млн т нефти, БТС - 5 млн т, в Китай - 40 млн т, в Иран - 25 млн т, в Афганистан - 30 млн т, в Турцию (Баку - Джейхан) - 25 млн т. В итоге - не менее 170 млн т ежегодно (в 2001 году в Казахстане будет добыто примерно 40 млн т). Вместе с тем, до 2005 года даже загрузка нефтепровода КТК может оказаться проблематичной. Тенгизшевройл намеревается довести добычу нефти к 2005 году до 19 млн т. Пока остается неясным, сколько сможет подавать в КТК ХаррикейнКумколь. Очевидно, что в среднесрочной перспективе нефти хватит лишь на один-два маршрута. Транспортировка сырой нефти может принести существенные доходы только при активном развитии собственной инфраструктуры. Нерешенность проблемы вывоза сырья на мировой рынок является серьезным препятствием освоению как Тенгизского, так и остальных нефтяных месторождений Казахстана. Единственно существующая на сегодняшний день реальная возможность доставки казахстанской нефти на мировой рынок - через территорию России. Однако при этом необходимо учитывать, что она вынуждена занимать двойственную позицию: с одной стороны неохотно предоставлять "чужакам" доступ к мировым рынкам, поскольку мощностей ее трубопроводов недостаточно для экспорта собственных ресурсов, с другой - для того чтобы держать под контролем южных соседей, добиваться прохождения нефтегазопроводов через свою территорию. Российское направление меньше подвержено политическому риску, имеет значительно более низкие (по сравнению с другими направлениями) затраты на строительство, растущий дефицит нефти в европейской зоне из-за падения уровня добычи нефти в Северном море.
* * *
Стоимость заказов Госнефтекомпании Азербайджана, сделанных еще в советское время на астраханских судостроительных заводах и так и не выполненных, составляет более $550 млн сообщает "Медиа-пресс" (17.12.01). Здесь должны были построить для азербайджанских нефтяников ряд модулей для морских стационарных платформ, а также крановые суда "Исполин" и "Азеринефть", другое оборудование. Заказанное оборудование было изготовлено, однако получить его Азербайджан долгие годы не мог. Только в этом году ГНКАР удалось получить, наконец, блок-модули и одну баржу. А что касается двух крановых судов, то ГНКАР намерена требовать от российской стороны возмещения стоимости заказа, так как он фактически выполнен не был.
* * *
ОПЕК продолжает увеличивать прессинг на страны, не входящие в данный картель, с целью снижения нефтедобычи, сообщает "Зеркало" (19.12.01). Практически угрожая "залить мир черным золотом" и соответственно обесценить его, ОПЕК путем шантажа уже добилась от России и Норвегии готовности понизить производство нефти в сутки на 150 тыс. баррелей каждая, Мексики - на 100 тыс., Омана - на 25 тыс. и Анголы - на 22,5 тыс. Но, видимо, этого оказалось мало. И взоры нефтяного картеля перешли на страны, занятые нефтедобычей в Каспийском регионе. ОПЕК приступила к экстренным переговорам с Казахстаном на предмет понижения последним нефтедобычи с 1 января 2002 года. Диалог с казахстанскими властями ведет по поручению секретариата картеля министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане. Ход этих переговоров предполагается обсудить на ближайшем консультационном заседании ОПЕК на уровне министров энергетических ведомств стран-членов картеля 28 декабря в Каире. На встрече будет также рассмотрен вопрос о понижении ОПЕК производства нефти на 1,5 млн. баррелей в сутки с 1 января 2002 года. Видимо, взгляд картеля не зря упал именно на Казахстан - республику, которая скоро по экспортному потенциалу будет конкурировать если и не с Россией (это, конечно же, невозможно), то по крайней мере со вторым прикаспийским экспортером - Ираном.
* * *
Программа реконструкции азербайджанских подземных газохранилищ "Калмас" и "Гарадаг" заинтересовала "Итеру" и ВР, сообщает "Медиа-пресс" (18.12.01). Пока реальными шагами этот интерес не подтвержден. На реконструкцию Гарадагского ПГХ необходимо $181 млн, Калмасского - $81 млн. Проекты обновления и расширения обоих газохранилищ разработаны французской компанией Sofregas. Они предусматривают увеличение объема Калмасского газохранилища с 350 млн. кбм газа до 1,5 млрд. кбм, а Гарадагского - с 200 млн. кбм до 3 млрд. На сегодня в оба ПГХ закачано 530 млн. кбм газа, на 25 млн. кбм больше чем в прошлом году. Программа реконструкции Калмасского и Гарадагского ПГХ была разработана в надежде на газ с месторождения "Шах Дениз". Однако, как теперь выясняется, большая его часть, согласно контракту, будет продаваться в Турцию, 5% - передаваться Грузии в качестве оплаты транзитного тарифа, а оставшуюся часть Тбилиси будет закупать по цене $55 за тысячу кбм. Таким образом, для закачки в подземные хранилища "шах-денизовского" газа практически не останется. Правда, "Азеригаз" надеется, что в связи с реализацией проекта газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум подземные газохранилища могут быть использованы для хранения так называемого промежуточного газа.
* * *
Мы достигли понимания с правительством Азербайджана в вопросе постепенного доведения внутренних закупочных цен на энергоносители до уровня мировых, сообщил руководитель находившейся в Баку миссии Международного валютного фонда Джон Вейкман-Линн. До конца марта 2002 года правительство Азербайджана разработает график повышения внутренних закупочных цен на горючее. Эксперт МВФ считает, что рост цен на энергоносители не окажет отрицательного воздействия на ситуацию в экономике и социальное положение населения. При увеличении внутренних цен на энергоносители вырастут налоговые отчисления ГНКАР в бюджет. Эти средства, в свою очередь, могут быть распределены среди малоимущих слоев населения и направлены на развитие внутреннего производства. ("Медиа-пресс", 19.12.01).
* * *
СТАТИСТИКА
Экспорт нефти из России в январе-октябре 2001 года составил 134,9 млн. т, что принесло поставщикам $21,9 млрд. В страны дальнего зарубежья и Балтии за этот период было отправлено более 125,3 млн. т (на $20,6 млрд.), а в страны СНГ - 9,6 млн. т ($1,3 млрд). Основными странами назначения поставок стали Германия, в которую за 10 месяцев из России экспортировано 19 млн. тонн нефти, Италия - около 18 млн. т и Польша - порядка 17 млн. т. Крупнейшим экспортером стал ЮКОС, который в 2001 году традиционно лидирует по показателю объемов зарубежных поставок. Компания вывезла с начала года 24,5 млн. т нефти, заработав на этом свыше $4,1 млрд. При этом наибольшие объемы поставок (53,5%) пришлись на Италию, Польшу и Венгрию. По системе "Транснефти" около 48,6% нефти компании было отправлено на экспорт через порты, 47,8% - по нефтепроводу "Дружба", остальное - по железной дороге. "ЛУКОЙЛ" с начала года уверенно занимает вторую позицию по экспорту нефти, а местами регистрации крупнейших покупателей его нефти продолжают оставаться "неизвестные" страны и Виргинские острова. За 10 месяцев компании удалось вывезти 21,4 млн. тонн нефти и получить за них $3,4 млрд. "Сургутнефтегаз" (продавший на экспорт 17,2 млн. т за $2,8 млрд.) из тройки лидеров вытеснила ТНК, которая, с учетом "ОНАКО", экспортировала 20,2 млн. т, получив $3,25 млрд. Крупнейшим клиентом компании остается Украина. В целом ситуация с начала года изменилась лишь в отношении объемов экспорта, которые продолжили свой рост. В январе-октябре по системе "Транснефти" было прокачано почти на 10% нефти больше, чем за аналогичный период 2000 года. Значительный рост экспорта отмечен и на направлениях, идущих в обход системы "Транснефти". ( "Русский Фокус"; "Тюменская областная Интернет-газета VSLUH.RU", 19.12.01).
* * *
КСТАТИ
Основным конкурентом легальному топливу, производящемуся на специализированных НПЗ, выступает так называемый прямогонный и технический бензин, производимый для нужд химической промышленности, сообщают "Итоги" (17.12.01). В отличие от автомобильного бензина этот вид продукции не облагается акцизом, поэтому его использование дает колоссальные барыши криминальным структурам. Рентабельность этого "бизнеса" по сравнению с легальным примерно на 30 процентов выше: один только "сэкономленный" акциз, которым облагается честно произведенное топливо, составляет 27%. Купленный на подставные фирмы безакцизный продукт нефтепереработки, непригодный для использования в автомобильных двигателях, с помощью дешевых присадок (хорошо еще, если на основе железа, но чаще с содержанием свинца!) доводится до "кондиции": в железнодорожную цистерну с техническим бензином вливают "химию", а потом человек, сидящий сверху на емкости, через заливное отверстие размешивает эту адскую смесь, которая впоследствии загубит не один двигатель. По данным ФСНП, за 2000 год на нефтехимических заводах России технического и прямогонного бензина было легально произведено 5, 4 млн т, из которых более 3 млн т ушло в непонятном направлении - на фирмы, которые впоследствии "испарились". Если сравнить это с объемом легального автомобильного топлива, произведенного за тот же период - 27, 987 млн т, - то получается, что "левый" бензин в прошлом году занимал более 10% российского рынка.
* * *
Европейская комиссия представила доклад-прогноз об альтернативных источниках топлива для автотранспорта на ближайшие девятнадцать лет, сообщает "Эксперт" (17.12.01). Мотивируя свой поступок заботой об окружающей среде, еврочиновники предлагают заместить до 2020 года свыше 20% объема получаемого из нефти моторного топлива такими альтернативными источниками энергии, как биотопливо (топливо, сделанное из органических веществ, например из соевого масла и пшеницы), природный газ и водород. На сегодня в ЕС доля биотоплива в общем объеме потребляемого автомобильного горючего составляет менее 0, 5%. Европейская комиссия предлагает увеличить к 2020 году долю биотоплива с возможными добавками метанола и этанола до 8%, долю природного газа - до 10%, водорода -до 5%. В рамках данной стратегии ЕС установит нижний предел выбросов вредных веществ в атмосферу на уровне 120 г углекислого газа на один километр пути для автомобилей, выпущенных с 2005-го по 2010 год, что на 35% меньше аналогичного норматива, действовавшего в 1995 году. Чиновники из ЕС полагают, что частичный переход на альтернативные виды топлива позволит уменьшить зависимость стран Западной Европы от нефтяного импорта. Дополнительный стимул для развития - в виде повышения заказов на продукцию - получит и сельское хозяйство. Как считают авторы доклада, рост потребления биотоплива на 1% увеличивает число рабочих мест в сельском хозяйстве на 45-75 тыс. человек.
* * *
В Советской Гавани появился необычный объект для показа туристам, сообщает "Россия" (18.12.01). Горожане теперь приводят гостей полюбоваться нефтяной платформой "Орлан", что появилась в акватории залива. Это сооружение высотой в тридцать метров особенно красиво смотрится ночью - в разноцветье огней. Сорок шесть суток три мощных буксира вели платформу через океан от Аляски до Советской Гавани. Чтобы поставить ее к причалу в здешней, считающейся глубоководной бухте, пришлось более месяца вести дноуглубительные работы. Что любопытно, корректировалась эта операция с помощью спутника. В начале будущего года будет проведен конкурс, который окончательно определит, какие же предприятия получат право осуществлять престижную и выгодную работу по переоборудованию платформы для дальнейшего использования на сахалинском шельфе. Конечно, местные жители надеются, что этот заказ достанется судостроителям и судоремонтникам края. Коллективы Амурского судостроительного завода из Комсомольска-на-Амуре и местного АО "Северный судоремонтный завод" имеют за плечами опыт работы с судами различного класса. А комсомольчане уже работали и на сахалинские проекты.
* * *
Один из основных загрязнителей Черного моря - Батумский НПЗ, который даже при нормальной работе очистных сооружений в начале 90-х гг. ежегодно сбрасывал в море около 500 т нефтепродуктов, сообщает "Время МН" (19.12.01). Вследствие многолетних сбросов прибрежные почвы и донные отложения сильно загрязнены тяжелыми компонентами нефти. В начале 90-х гг. в Батумской бухте концентрация нефтепродуктов превышала ПДУ в 8 раз, фенола - в 6 раз. Химическое и бактериальное загрязнение прибрежной зоны Черного моря снижает ее рекреационную ценность. Экологические проблемы Черного моря усугубляются повышением уровня сероводородного слоя в глубинных водах и резким увеличением количества медуз в прибрежных водах.
* * *
Американский специализированный журнал Petroleum Intelligence Weekly составил очередной ежегодный рейтинг 50 крупнейших нефтекомпаний мира (по данным на 2000 год), сообщает "Коммерсант" (19.12.01). Учитывались шесть основных критериев: запасы нефти и газа, объемы их добычи (по отдельности), объемы переработки сырья и продаж нефтепродуктов. Как всегда, первое место заняла саудовская Aramco. Помимо нее в пятерку крупнейших компаний вошли венесуэльская PDVSA, американская ExxonMobil, иранская NIOC и Royal Dutch/Shell. Британо-американская ВР и французская TotalFinaElf заняли седьмое и восьмое места. Крупнейшей российской компанией журнал назвал "Сургутнефтегаз" (24-е место против 26-го год назад). На 27-м месте находится "ЛУКОЙЛ" (занимал 30-е место). ЮКОС переместился с 37-й позиции на 30-ю. "Газпром", ТНК и "Роснефть" занимают 34-е, 35-е и 36-е места. "Славнефть", СИДАНКО и "Сибнефть" находятся на 38-й, 41-й и 42-й позициях.
* * *
Ученые физического факультета МГУ им. Ломоносова создали и испытали в Голубой бухте Черного моря недалеко от Геленджика лазерный прибор - лидар, который позволяет непрерывно наблюдать за водной поверхностью с берега, сообщают "Ведомости" (20.12.01). Как считают ученые, ему под силу на километровом расстоянии извлечь информацию о свойствах воды на глубине в 1 метр. Лидары уже четверть века используют для контроля за содержанием некоторых газовых примесей в воздухе. Принцип работы этих приборов таков. Через среду, которую нужно исследовать, проходит лазерный луч нужной длины. Он рассеивается и частично отражается. Отраженный эхо-сигнал как раз и содержит информацию о состоянии данной среды. Теоретически такой метод применим и к водным объектам. Однако на практике сканировать морскую поверхность непросто: слишком трудно учесть влияние таких факторов, как отражение света и волнение. Да и для того, чтобы составить алгоритм пересчета лазерного эхо-сигнала в соленость, температуру, концентрацию загрязняющих и органических веществ, необходимы специальные исследования. Но это не самое сложное. Дело в том, что уже на расстоянии 100 м угол между лазерным лучом и поверхностью моря настолько мал, что поймать ответный сигнал очень сложно. Но если на море есть волны (а они есть почти всегда), то луч отражается не так уж и плохо. По средним параметрам волн ученые рассчитали величину угла, под которым неспокойное море будет отражать лазерный луч. Точный расчет позволил в несколько раз увеличить расстояние зондирования. Оказалось, что, поставив лидар на третьем этаже здания, расположенного на берегу моря, удается держать под контролем акваторию до одного километра. В эксперименте дальность зондирования достигала лишь 100 м, но это был лабораторный экземпляр. В дальнейшей работе физики намереваются достичь расчетной дальности, увеличив мощность прибора и несколько усовершенствовав его конструкцию. Тогда специалисты по экологическому мониторингу смогут, не выходя из береговой станции, сообщать отдыхающим, стоит ли идти купаться. Ну и налагать оттуда же штрафы за пролитую нефть или отходы, принося доход местной казне.
 
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены