1 ноября 2000 г.
Автор: Константин Баскаев, специально для "СКВАЖИНЫ"
Газированная Европа
ЕС рассчитывает на увеличение поставок энергоресурсов из России
Российско-французские встречи в Париже проходили с явным энергетическим уклоном. Причина одна - несмотря на все усилия, мировые цены на нефть снижаться пока не желают. Зависимость же Европы от такого поставщика энергоносителей, как Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) не устраивает Европейский союз (ЕС). И взоры европейцев в очередной раз обратились к традиционной палочке-выручалочке - России.
Способствовало этому и то, что согласно новой европейской энергетической стратегии Европа в производстве энергии все в большей степени отказывается от использования угля и атома. Энергетика ЕС все заметнее ориентируется на газ. Доля природного газа в выработке энергии должна возрасти за 20 лет до 30%, то есть превысить на треть нынешнюю. А общая доля газа в европейском энергопотреблении возрастет уже к 2010 году с 33 до 43%, считает заместитель председателя правления Ruhrgas AG (Германия) Бургхард Бергманн.
При этом, по прогнозам ЕС, к 2020 году уже две трети газа, потребляемого Западной Европой, будут импортными. Хотя бы потому, что запасы месторождений Норвегии и Великобритании к тому времени значительно сократятся. В этих условиях ЕС полагает возможным в значительно больших объемах, чем сегодня, закупать газ у России. Предполагается, что удельный вес нашего "голубого топлива" в энергетике ЕС в ближайшие двадцать лет дойдет до 45-50%
Но и это еще не все. Обеспокоенный складывающейся ситуацией вокруг поставок нефти из ОПЕК Европейский союз решил найти себе другого поставщика. Как утверждает первый вице-премьер правительства Виктор Христенко, Европа хочет, чтобы в течение 10 лет поставки нефти из России увеличились примерно в два раза. Ничего нереального в этой идее нет. Наша страна заинтересована в возможности увеличения экспорта. Однако конкретных договоренностей с ЕС пока нет, и все будет зависеть от того, на каких условиях этот план может быть реализован. Интересно, что конкретных договоренностей не достигнуто и на саммите. Определен лишь некий вектор направления движения. Герман Греф, например, полагает, что за 1-2 года ЕС и России удастся согласовать все спорные вопросы в отношении вступления нашей страны в ВТО. Похоже, именно это вступление и является своеобразным "залогом" увеличения поставок энергоносителей из России в страны ЕС.
Но для увеличения поставок энергоносителей "завтра", строить пути для этого необходимо уже "сегодня". И последние события свидетельствуют о том, что это делается. Речь идет, в частности о газопроводе в обход Украины. 18 октября в Москве подписано соглашение о создании консорциума для строительства газопровода через Польшу и Словакию в обход Украины.
На пресс-конференции в Париже Владимир Путин заметил: за транзит газа по своей территории Польша сможет получать один миллиард долларов в год - "представляете, не было ничего, а тут с неба упал миллиард". И предложил полякам подумать: "Финляндия предлагает более выгодные условия прокладки газопровода по своей территории".
Проблема, правда, упирается в следующее: пропускной способности газопровода, который идет через Украину, не хватает. Но и новая ветка в обход Украины всех проблем не решит - Европа нуждается в более значительных объемах энергоносителей, чем смогут прокачивать эти две магистрали. При этом Европа хотела бы получать наш газ хоть и в более значительных объемах, нежели сегодня, но по цене, которая вдвое ниже нынешней. Может быть, еще и поэтому никаких конкретных соглашений в Париже по этим вопросам не подписано. Однако намного важнее то, что приняты принципиальные решения о совместных программах. Резкое увеличение поставок в Европу российского газа, строительство нового магистрального газопровода через Белоруссию и Польшу, продажа российской электроэнергии, как заявили Владимир Путин и глава Еврокомиссии Романо Проди, - все эти проекты все же начнут реализовываться в ближайшее время. "Россия готова внести вклад в обеспечение энергетической безопасности Европы на длительную перспективу", - сказал В. Путин.
Как успех российской "газовой" дипломатии можно оценивать и проходящий в эти дни очередной раунд переговоров об условиях вступления нашей страны в ВТО. В ходе встречи проводились переговоры по тарифным предложениям и сельскому хозяйству с представителями более чем 20 стран, включая США. С ними обсуждались также вопросы торговли продукцией сельского хозяйства. Кроме того, предполагается проведение дальнейших двусторонних встреч по вопросам доступа на российский рынок услуг.
Можно с большой долей уверенности утверждать, что ЕС в отношениях с Россией практически перешел к "дипломатии газопровода". Данный проект оценивается во многие миллиарды долларов, которые потребуются для инвестиций в наши обветшалые газо- и нефтепроводы, линии электропередач, то есть восстановление средств производства. Но "энергодиалог" Россия-ЕС, рассчитанный на 20-25 лет, должен включать не только вопросы поставок газа и нефти, но и поставки электроэнергии, производимой, в том числе, и на АЭС.
- В результате саммита в Париже значительно увеличится приток средств из Европы в Россию, поскольку Европейский инвестиционный банк будет принимать участие в финансировании российских проектов в топливно-энергетическом комплексе, сообщил министр экономического развития и торговли Герман Греф, принимавший участие в саммите. Министр назвал такое решение "явной подвижкой". Объемы кредитов пока неизвестны, но важно то, что банк согласился приступить к сотрудничеству не в 2003 году, как планировалось, а раньше. Достигнута, в частности, договоренность "о существенном расширении программы технического содействия ТАСИС для России". Согласовано, что программа ТАСИС, стоимостью в 300 млн. долларов, будет координироваться и направляться российским правительством.
И все же не обошлось в Париже без ложки дегтя. Еврокомиссия предложила ввести таможенные пошлины на ввоз в ЕС российского спирта и водки. Экспорт водки и спирта из России в Европу крайне незначителен. Тем не менее, в Еврокомиссии недовольны тем, что Россия ограничивает импорт спирта и водки. По мнению европейцев, принятый несколько лет назад закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" открывает дорогу для монополизации государством производства и обращения алкогольной продукции. Тем самым, мол, нарушается соглашение между Россией и ЕС о партнерстве и сотрудничестве. Во-первых, Россия установила высокие ввозные пошлины на спирт. Во-вторых, попытка введения в России спиртовой и водочной госмонополии, по мнению Еврокомиссии, представляет собой скрытое субсидирование экспорта, что запрещено правилами ВТО.
По данным ассоциации "Спиртпром", Россия сейчас экспортирует около 800 тыс. дал водки в год (все производство в 1999 году составило 135 млн. дал) и 200-300 тыс. дал спирта (производство 63 млн. дал). Это весьма незначительные объемы. Так что обвинения в субсидировании экспорта выглядят попросту несерьезными. Так обнаруживается, что Еврокомиссия лоббирует интересы своих производителей. Российские чиновники утверждают, что так оно и есть. И приводят пример с текстильными квотами ЕС: длительные ограничения на ввоз российского текстиля (только недавно снятые) объясняются хорошими связями в Брюсселе итальянских и бельгийских текстильщиков.
Очевидно, что Европа, "подсаживаясь на российскую энергетическую иглу", не только диверсифицирует получение энергоресурсов для стран ЕС, но и пытается "сохранить лицо". И то, что вместо запланированного вступления России в ВТО в 2004 году, сейчас называется конец 2001, или, в крайнем случае, 2002 год, пока ничего не значит. Этот срок можно и отодвинуть, если какие-либо политические или экономические решения российских властей чем-либо в очередной раз Европе не угодят. Это будет тем более возможно, если энергетический кризис не получит своего развития и на европейском рынке энергоресурсов появятся новые поставщики кроме России, стран ОПЕК и Норвегии.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены