Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут

 
 
25 марта 2002 г.
Автор: Василий Базаров, (С) Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА"
Столетний моллюск
Неожиданностей в истории Royal Dutch/Shell хватило бы на десяток компаний
В истории любой крупной компании, брэнд которой знаком всему миру, есть некая интрига, превращающая написанный жизнью сюжет в причудливое переплетение легенд, счастливых случайностей, риска и невероятных совпадений. Еще две составляющие корпоративных летописей - нестандартные решения и гениальные люди, неоднократно доказывавшие, что идеи приносят настоящие дивиденды, только оказавшись в талантливых руках. В истории Royal Dutch/Shell всех этих ингредиентов - с избытком.
В середине XIX века Маркус Сэмюэль - потомок купцов-евреев, перебравшихся в 1750 году из Голландии в один из беднейших кварталов Лондона, торговал экзотическими побрякушками, которые он скупал по дешевке в доках у моряков. Копил деньги, растил двух сыновей - Маркуса-младшего и Сэмюэля и готовился передать им свое дело.
На продаже украшений и шкатулок из морских ракушек Сэмюэль сколотил неплохое состояние, и постепенно список "колониальных товаров" вырос до внушительных размеров. Когда в 1869 году 16-летний Маркус Сэмюэль-младший занял должность клерка в семейной фирме, он уже мог гордиться масштабами бизнеса: семья успешно занималась экспортно-импортными операциями, наладив тесные контакты с британскими торговыми домами, разбросанными по всей Восточной Азии.
Это было интересное время: деловой мир осваивал достижения прогресса, быстро оценив преимущества телеграфа и пароходов перед почтой и парусниками. Бизнесмены обсуждали перспективы, появившиеся с открытием Суэцкого канала, и восхищались деловой хваткой американца Джона Рокфеллера, еще при жизни ставшего легендой. Возможно, и Маркус Сэмюэль не раз вел подобные разговоры, еще не предполагая, что в ближайшем будущем именно он станет тем самым человеком, который положит конец установившейся нефтяной монополии Рокфеллера и его Standard Oil.
Наверное, в тот момент не подозревал Сэмюэль и о том, что мировой нефтяной рынок уже превратился в арену конкурентной борьбы между тремя "китами" - Рокфеллером, братьями Нобель и семьей Ротшильдов. Нобели и Ротшильды, добывавшие нефть на Апшеронском полуострове в Российской империи, уже пытались объединиться в борьбе против Standard Oil, но неудачно. Объемы добываемой в Баку нефти росли с пугающей быстротой. Очень скоро Ротшильды поняли, что впереди - решающая схватка с Рокфеллером за передел мирового рынка.
Для начала знаменитые банкиры решили найти человека, которому можно было бы доверить сбыт бакинской нефти и керосина. Главными требованиями к кандидату было наличие хороших организаторских способностей и задатков авантюриста, поскольку отважиться на борьбу со Standard Oil мог далеко не каждый. За советом обратились к "старине Лейну" - лондонскому маклеру по фрахтованию судов, с которым Ротшильды вели дела. Фредерик Лейн прямиком направился к своему давнему приятелю и клиенту Маркусу Сэмюэлю.
Безумная идея
Маркус Сэмюэль к моменту судьбоносного разговора с Лейном был уже вполне обеспеченным человеком. Он и его брат развили и укрепили дело отца: их торговые фирмы работали в Лондоне и Иокогаме. Все бы складывалось замечательно, не будь одного "но": Маркус хотел чего-то большего, других масштабов, которые позволили бы ему, выходцу из Ист-Энда, занять почетное положение в обществе. Предложение Лейна заняться нефтяным бизнесом Ротшильдов Маркус расценил как шанс, который судьба дарит только один раз. Он согласился, практически не раздумывая. Однако Маркус прекрасно понимал, с каким соперником ему придется сражаться. После тщательного изучения ситуации Сэмюэль пришел к выводу, что основным оружием в борьбе с Рокфеллером могут стать, во-первых, демпинговые цены, во-вторых - тотальный "десант" на традиционные рынки Standard Oil, и, в-третьих, совершеннейшая секретность всего предприятия.
В 1890 году Маркус Сэмюэль и Фред Лейн отправились в Россию, чтобы на месте оценить потенциал нефтяных компаний Ротшильдов, а заодно вникнуть в технологические тонкости бизнеса. И тут в историю вмешивается его величество Случай: на российских верфях Маркус увидел первое, еще примитивное нефтеналивное судно - прообраз нынешних танкеров. Решение пришло мгновенно: чтобы победить Рокфеллера, нужно построить усовершенствованные танкеры и добиться пропуска через Суэц. Ведь Standard Oil перевозит свой керосин в жестяных бочках на парусниках, что существенно ограничивает объемы поставок, и к тому же судам Рокфеллера приходится идти в Атлантику вокруг мыса Доброй Надежды, поскольку Суэцкий канал, сокращающий путь на 4 тыс. миль, для них закрыт из соображений безопасности. Возвращался из России Сэмюэль кружным путем - он решил объехать все британские торговые дома в Азии, с которыми начинал работать еще его отец, чтобы заручиться их поддержкой и гарантиями участия в новом предприятии. Миссия удалась, и окрыленный Маркус по прибытии в Лондон заказал инженерам разработку нового, более совершенного танкера. Он вступил в переговоры с Ротшильдами для выработки соглашения о гарантированных поставках нефти и развил бурную лоббистскую деятельность, чтобы добиться разрешения на проход танкеров через Суэц. Кроме того, Маркус Сэмюэль отправил двух своих племянников в Восточную Азию - строить нефтяные резервуары и склады для хранения и продажи керосина.
Дело сдвинулось с мертвой точки в 1891 году, когда после изнурительных переговоров Ротшильды подписали соглашение о гарантированных поставках Сэмюэлю бакинской нефти в течение десяти лет. В начале 1892 года Маркус получил официальное разрешение на проход своих танкеров через Суэцкий канал, и летом того же года от берегов Британии в Батум для загрузки керосином отошел первый танкер "Мюрекс", названный в честь морских ракушек, которыми торговал отец Сэмюэля. Кстати, этой традиции Маркус придерживался и в дальнейшем: все танкеры, заказанные Сэмюэлями, назывались именами морских раковин - "Конк", "Клэм", "Элакс", "Каури"…
В августе 1892 года "Мюрекс" миновал Суэцкий канал и, останавливаясь в портах для частичной разгрузки, прибыл в конечный пункт назначения - Бангкок. Агенты Сэмюэля единовременно выбросили на рынок огромное по тем временам количество более дешевого, чем у Standard Oil, керосина.
Дерзкий блицкриг завершился блестящей победой. Остается загадкой, каким образом удалось обеспечить секретность столь масштабной операции. Ошеломленным представителям Standard Oil только и оставалось, что телеграфировать в нью-йоркскую штаб-квартиру о невесть откуда взявшемся конкуренте, который дерзко отбирает у монополиста рынки сбыта. Но Маркуса Сэмюэля уже невозможно было остановить. Через год были построены еще десять танкеров, а в начале ХХ века практически вся нефть, транспортировавшаяся через Суэц, являлась собственностью Shell Transport & Trading, которая контролировалась Сэмюэлями, Лейном и восточно-азиатскими торговыми домами.
Трудные дети
В том самом 1890 году, когда Маркус Сэмюэль и Фред Лейн осматривали нефтяные достопримечательности России, на другом конце земли - в голландской Ост-Индии приступила к буровым работам созданная в Нидерландах компания Royal Dutch. Ее основал управляющий Восточно-Суматранской табачной компании Янс Зейклер, который во время инспекторской поездки по Суматре в 1880 году случайно обратил внимание на многочисленные выходы маслянистой жидкости на поверхность. Своим запахом и горючими свойствами жидкость удивительно напоминала керосин, и Зейклер, забросив табачное дело, ударился в нефтяной бизнес. Однако бывшему табачнику не слишком везло. Получив концессию, буровики в течение целых пяти лет не могли найти нефть. Зейклер постоянно испытывал финансовые затруднения, а обнадеживающих новостей все не было. В 1890 году, едва успев создать Royal Dutch и разместить первый выпуск ее акций, он скончался в Сингапуре.
После смерти Зейклера компанию возглавил Жан-Батист Август Кесслер, который по прибытии на Суматру пришел в ужас, увидев, в каком состоянии находится бизнес. Однако Кесслер оказался хорошим организатором и менее чем за год наладил поставку нефти на нефтеочистительный завод. Уже в апреле 1892 года Royal Dutch начала торговать собственным керосином под маркой Crown Oil. Несмотря на производственные успехи, финансовое состояние Royal Dutch оставалось плачевным. Сказывались тяжелейшие условия работы на Суматре: тропический климат, значительные расходы на буровиков и специалистов, набеги пиратов. В самые кризисные моменты Кесслеру чудом удавалось находить новые кредиты, и благодаря его упрямству к концу 1890-х Royal Dutch превратилась в прибыльную компанию, увеличив объемы добычи нефти более чем в шесть раз. Вздохнув с облегчением, Кесслер задумался об организации собственной сбытовой сети в Восточной Азии. Он, конечно, понимал, что пока не сможет выиграть в схватке с Сэмюэлями, а потому добился от голландских властей протекционистского решения: танкерам Маркуса Сэмюэля запретили швартоваться в портах Ост-Индии.
Впрочем, и успехи Royal Dutch не ускользнули от внимания конкурентов. И группа Сэмюэлей, и Рокфеллер присматривались к упорным голландцам, приобретавшим все новые и новые концессии. Более того, оба конкурента обратились к акционерам Royal Dutch с предложением выкупить у них компанию, однако Кесслер уговорил правление отказаться от заманчивой сделки.
Интересно отметить, что стратегия Standard Oil, подразумевавшая скупку успешных нефтяных компаний, была давно и хорошо известна, а потому стремление Рокфеллера приобрести Royal Dutch ни у кого не вызвало удивления. Что же касается Маркуса Сэмюэля, то он прекрасно понимал: контракт с Ротшильдами истекает, и компании необходимо озаботиться новыми стабильными источниками нефти. В конце 1890-х Маркус направил своих представителей на Борнео для разработки нефтяных концессий, однако открытое в 1897 году первое месторождение (как впрочем, и последующие) не оправдало надежд Shell. В 1901 году компания подписала 20-годичный контракт на поставки нефти с американской Gaffi Petroleum, разрабатывавшей знаменитое техасское месторождение Спиндлтоп, но и здесь Сэмюэля подстерегала неудача: через год после начала эксплуатации месторождения, которое именовалось "новым американским чудом", объемы добычи стали резко сокращаться. Ситуация становилась безвыходной, но Маркус Сэмюэль все же нашел решение. Ему удалось уговорить Ротшильдов возобновить контракт, да еще и на более выгодных для Shell условиях.В 1900 году по дороге с Суматры в Нидерланды умер Август Кесслер, поднявший Royal Dutch из руин. Правление компании назначило временно исполняющим обязанности управляющего молодого, но крайне энергичного голландца по имени Генри Детердинг. Правда, всего через несколько лет так его будут называть только официально. За глаза же Детердинга, возглавлявшего компанию в течение 34 лет, именовали либо "пробивным парнем" либо "нефтяным Наполеоном". Вряд ли Детердингу не нравились эти прозвища.
Соперники становятся партнерами
В начале ХХ века Shell и Royal Dutch контролировали более половины экспорта нефти из Восточной Азии и России. И именно Детердинг, опасавшийся Standard Oil, принял решение начать переговоры с Маркусом Сэмюэлем о слиянии компаний. Однако ситуация осложнялась тем, что Детердинг вел разговор о полном слиянии компаний, а Сэмюэль хотел договориться лишь о разделе рынков.
Оба нефтяных игрока на дух не переносили друг друга, и можно считать абсолютной случайностью то, что Standard Oil не воспользовалась этим конфликтом. Тем более что Маркус Сэмюэль в 1901 году все же посетил легендарный офис Рокфеллера, но представители миллиардера отказались от покупки Shell.
Однако Детердинг, понимая, что Standard Oil рано или поздно попытается взять реванш, торопился завершить сделку. В ход была пущена "тяжелая артиллерия" - Фредерик Лейн. Опасения главы Royal Dutch не были напрасными: в конце декабря 1901 года Рокфеллер предложил выкупить контрольный пакет Shell за безумную по тем временам сумму в $40 млн. В это трудно поверить, но Маркус Сэмюэль… отказался. И всего за несколько дней до наступления 1902 года подписал основополагающее соглашение о слиянии с Royal Dutch. В тот день было началась история одной из крупнейших транснациональных компаний, занявшей во второй половине ХХ века ведущие позиции в мировой табели о рангах. Однако официальный договор, окончательно закрепивший союз бывших соперников, был подписан лишь в 1907 году. В новой компании, получившей впоследствии имя Royal Dutch/Shell, 60% акций принадлежали Royal Dutch, 40% - Shell. Это соотношение сохраняется до сих пор (сегодняшние голландская и британская материнские компании носят названия Royal Dutch Petroleum Co. и Shell Transport & Trading Co.).Все оперативное управление компанией перешло к Генри Детердингу - человеку, который вплоть до своей смерти в 1939 году возглавлял Royal Dutch/Shell и оказывал серьезное влияние не только на экономические, но и на политические процессы во всем мире.
Поступь гиганта
Детердинг твердой рукой вел Royal Dutch/Shell к вершинам. Компания начала динамично развиваться, постепенно расширяя географию своего бизнеса. Royal Dutch/Shell приобрела права на разработку месторождений в Румынии (1906), России (1910), Египте и Венесуэле (1913). В 1910 году Детердинг попытался договориться со Standard Oil о разделе "сфер влияния", однако в ответ получил предложение о покупке Royal Dutch/Shell за $100 млн. Отказ от сделки развязал очередную войну между крупнейшими компаниями, и Детердинг решил бить неприятеля в его "логове": в 1912 году Royal Dutch/Shell вторглась на внутренний рынок США. Вторая "волна" активного роста Shell началась после первой мировой войны, когда компания стала развивать бизнес в Малайзии, Восточной и Южной Африке, на Ближнем Востоке. В начале 30-х годов ХХ века Shell активно развивала производство химической продукции из сырой нефти.
В середине прошлого века Shell активизировала разведочные работы на шельфе британского Борнео, в Тринидаде и Алжире. На этот же период приходятся открытия месторождений, сделанные компанией в Колумбии, Ираке, Канаде, Нидерландах. Резкое наращивание объемов добычи нефти заставило Shell приступить к строительству нефтеперерабатывающих заводов, крупнейшие из которых были открыты в Руане (Франция), Кардоне (Венесуэла), Пернисе (Нидерланды), Джилонге (Австралия). В конце 1950-х Shell сделала одно из главных своих открытий, разведав газовое месторождение в Гронингене (Нидерланды), которое спустя 20 лет обеспечивало половину потребления "голубого топлива" в Западной Европе.
В следующем десятилетии Shell вновь оказалась первооткрывателем ряда крупнейших газовых месторождений в Северном море, реализовав несколько проектов по доставке сжиженного газа. В Северном море Shell открыла и новые нефтяные месторождения - Брент, Терн, Данлин и др. В 80-е годы XX века компания вступила с новой стратегией, подразумевавшей диверсификацию бизнеса. В сфере внимания Shell оказались угольная промышленность, металлургия и нефтехимия. И в эти годы концерн сделал несколько существенных открытий - месторождение Троль в Северном море и Булвинкл и Аугер в Мексиканском заливе.
Семь процентов нефти мира
До 2001 года Royal Dutch/Shell была самой крупной нефтяной компанией мира, а на вторую строчку рейтинга она переместилась только после слияния двух американских гигантов - Exxon и Mobil.
Сегодня около 2000 компаний, входящих в группу Royal Dutch/Shell, ведут разведку и добычу нефти и природного газа, занимаются продажей нефтепродуктов и химическим производством более чем в 50 странах мира. На долю компании приходится около 7% мировой добычи углеводородов (к концу XX века объемы добычи компании превысили 100 млн тонн нефти в год).Крупнейшие нефтяные месторождения компании - в США, Нигерии, Великобритании, Омане и Малайзии. Royal Dutch/Shell владеет 56 НПЗ и химических заводов в 33 странах. Ежесуточно концерн перерабатывает более 500 тыс. тонн нефти, которая реализуется на 45 тысячах АЗС. Флот Shell является крупнейшим в мире и насчитывает около 80 танкеров общей грузоподъемностью 10 млн тонн. Одним из направлений бизнеса компании становится реализация проектов по разработке альтернативных видов энергоносителей. В ближайшие пять лет Shell намерена инвестировать полмиллиарда долларов в развитие использования энергии солнца, ветра и биомассы.
В России основными проектами Royal Dutch/Shell пока естается "Сахалин-2" и совместное с "Роснефтью" предприятие, которому принадлежит 7,5% Каспийского трубопроводного консорциума. Кроме того, Royal Dutch/Shell является стратегическим партнером "Газпрома" и в ближайшем будущем компании приступят к строительству гигантского газопровода "Восток-Запад" в направлении Китая.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены