21 марта 2001 г.
Автор: Дмитрий Завьялов, для "СКВАЖИНЫ"
Основные опоры экономики Сахалинской области
Интервью с губернатором Сахалинской области Игорем Фархутдиновым
Игорь Павлович! Насколько благополучно завершится отопительный сезон на Сахалине?
- Я думаю, что мы нормально доживем до конца отопительного сезона. Буквально несколько дней назад был восстановлен государственный резерв угля на самых крупных электростанциях области. Есть еще проблемы с накоплением угля, но мы устойчиво завозим угля больше, чем сжигаем. В вечернее время энергетические ограничения существуют, но весьма небольшие.
Наша область относится к критическим регионам, но мы не исключение для Дальнего Востока, а скорее - правило. Почти все регионы Дальнего Востока - это критические регионы. Это говорит о том, что в целом для Дальнего Востока ситуация требует государственного разрешения.
Какова сегодня ситуация в угольной отрасли области?
- В самые лучшие годы в области добывали 5,5 млн. тонн угля. Потом добыча упала до 2,2 млн. тонн в 1998 году. В минувшем году производство угля несколько поднялось - до 2,8 млн. тонн. Надеемся, что в 2001 году будет добыто более 3 млн. тонн. Это дает возможность удовлетворить внутренние областные потребности. Мы не останавливаемся на 3 млн., хотя этого нам и хватит вполне. К сожалению, когда перестали дотировать угольную отрасль, не создали условия для развития альтернативных форм собственности в добыче угля и резко потеряли объемы производства. При том, что наши соседи по Азиатско-Тихоокеанскому региону этого не сделали. Я прежде всего имею США и Австралию.
У нас традиционно бытует мнение, что нельзя быть сырьевой страной, надо, мол, переходить к высоким технологиям. Против этого никто не возражает. Да, лучше, как Япония, забрасывать весь мир телевизорами и видеокамерами. Но сегодня на рынке Японии с углем доминируют австралийцы, которые не чураются этого. И даже США поставляют в Японию пять процентов потребляемого угля. А Россия только три процента. Спрашивается: где Штаты и где мы?
Поэтому мы наряду с решением внутренних проблем ТЭКа мы в области намерены создать условия для того, чтобы потеснить Австралию и Штаты на рынке Японии. В минувшем году сахалинские шахтеры поставили на рынок Хоккайдо 80 тысяч тонн угля. И намерены увеличить поставки до 200 тысяч тонн в этом году. Для Японии наш уголь весьма выгоден - из-за близости он самый дешевый. Но проблема в том, что очень трудно устанавливать долговременные отношения. Не имея стабильной экономики нельзя обеспечивать надежные, гарантированные поставки.
Хоккайдо из 6 млн. тонн потребляет 3 млн. тонн австралийского угля. Качество сахалинских углей даже лучше. Но где гарантия, что мы, заместив австралийское топливо, не уйдем с рынка и Хоккайдо не окажется в сложной ситуации?
Вы намерены осуществлять областную политику в ТЭКе?
- Мы меняем топливный баланс, с целью увеличения доли природного газа. Сейчас на Сахалине топливный баланс базируется на трех "китах" - 20 процентов баланса представлены природным газом, 70 процентов - углем, остальное - мазутом. Мы хотим увеличить долю газа до 50 процентов и понизить долю угля. Просто для повышения устойчивости энергоснабжения. Это не значит, что мы уголь не будем добывать. Мы хотим поставлять уголь, как за рубеж, так и на платежеспособный рынок России. Сегодня дефицит угля на всем Дальнем Востоке очень высок. Мы уже поставляем уголь на Камчатку, готовы будем поставлять и в другие регионы. Как ни странно, угольная отрасль области будет развиваться только через увеличение вывоза угля. Главное, мы сохранили угольную отрасль. Более того, нефтяные компании сейчас инвестируют в добычу угля. Экономика сегодня такова, что бурение одной наклонной скважины обходится в 15 млн. долларов. За эти деньги можно увеличить мощность угольного разреза вдвое достаточно быстро. И получать прибыль. Нефтяники, между прочим, неплохо умеют считать деньги и понимают куда их выгоднее вкладывать.
Сейчас мы ведем консультации с Минэкономразвития и Госстроем с целью получения кредита Всемирного банка на модернизацию наиболее крупных источников тепловой энергии острова. Размер кредита - 8 млн. долларов. Хочу похвастаться, что в этом году мы закончим строительство геотермальной электростанции на острове Кунашир. Очень важный в целом объект. Также закончим строительство гидроэлектростанции на самом северном острове Курильской гряды Парамушире. Я думаю мы сумеем в этом году начать и газификацию областного центра, с целью замещения угля на самой крупной тепловой станции.
Зачем это нужно - газифицировать областной центр при собственных запасах угля?
- Представьте себе: на Сахалин "свалился" очередной циклон - три дня метет, потом мы четыре дня откапываемся - чистим дороги, угольные карьеры и т.д. Неделю на электростанции и котельные не поступает ни тонны угля. Если будет газ такой проблемы перед нами стоять уже не будет.
Как у областной администрации складываются отношения с АО "Сахалинэнерго"?
- Мы хотели бы, чтобы участие РАО "ЕЭС России" в деятельности "Сахалинэнерго" было более действенным. Проблема в том, что наше самое крупное в энергетике области АО - "Сахалинэнерго", без нашей помощи не сможет прожить и месяца. Сегодня в таких изолированных энергосистемах, как Сахалинская область, в отсутствии внимания со стороны "матери" - РАО "ЕЭС России", в разорванности отношений с потребителями, подобные АО прожить не смогут ни сколько.
Временами показывают полную несостоятельность. Не могут даже собирать деньги с неплательщиков. Только с нашей помощью долги федеральных потребителей свели к "нулю" и уменьшили задолженность муниципальных потребителей в 1,5 раза. Было около 200 млн. рублей снизили до почти 130 млн. И дальше работаем над снижением. Плохо то, что сейчас растут долги бытового сектора. Эта бытовая безнаказанность: хочу - счетчик дома верчу - и не плачу, она адекватных мер со стороны энергетиков не встречает. Но если энергетики отдают свою продукцию и не забирают деньги, следовательно они не рассчитаются с транспортниками, с горняками. А у нас зимой 300 автомашин круглосуточно возят уголь на объекты "Сахалинэнерго", плюс железнодорожники, шахтеры. Да, мы готовы помогать с поставкой топлива, мы готовы заниматься развитием энергетики. Мы строим Ногликскую электростанцию, строительство на Курилах идет на наши деньги - это не средства РАО "ЕЭС России". Почему же мы должны еще и решать вопросы АО "Сахалинэнерго", где главным акционером является РАО (49%), а наших (администрации области - ред.) ни одного процента?
Сегодня администрация области вкладывает и привлекает большие деньги в разработку газовых месторождений. И подводим газопровод к ТЭЦ-1 Южно-Сахалинске. Но я боюсь, что мы трубу подведем, а ТЭЦ к приему газа готова не будет. Приобрести новое оборудование должно "Сахалинэнерго". Но "самостоятельное" предприятие "Сахалинэнерго" взять кредит не может. Я предлагаю РАО - дайте за них гарантию. Мне отвечают: а вы сами не можете это сделать? Хороший вопрос. Как я скажу депутатам областной Думы: "Я хочу дать гарантию на получение кредита АО, в котором у нас нет ни одной акции"?
Вы с президентской делегацией летали в Южную Корею. Это было запланированное участие или экспромт?
- Да, я тоже летал в Южную Корею. И это вовсе не экспромт. Мы были очень заинтересованы в поездке президента в Корею. У нас хорошие внешнеэкономические связи с республикой Корея и самая большая корейская диаспора в России обосновалась именно на Сахалине. Дело в том, что мы заинтересованы в поставках сахалинского газа в Корею. Недавно в рамках реализации проекта Сахалин-2 мы провели наблюдательный совет (контроль со стороны государства за реализацией проекта). И оператор проекта консорциум "Сахалинская энергия" заявил, что в этом году они готовы начать в 2002 году строительство газовой инфраструктуры - то есть строительство газопроводов по острову и завода СПГ (сжиженного природного газа).
Корея в 2000 году потребила более 10 млн. т СПГ и мы бы хотели, чтобы туда, но не раньше 2005 года ( именно тогда будет выстроена газовая инфраструктура) начались поставки сахалинского газа. Это очень выгодно и для государства и для Сахалинской области.
Сахалинская администрация и участники первых проектов освоения сахалинских нефтегазовых месторождений определились с маршрутами транспортировки углеводородов?
- В 1996 году, когда только были подписаны документы по Сахалину-1 и Сахалину-2 сразу началась работа по оптимизации потоков и структуры производства. Основная идея в том, чтобы вести прокачку нефти и газа в одном транспортном коридоре. Вообще-то ни в том, ни в другом соглашении этого нет. Это, наше желание, чтобы меньше строить трубопроводов и всего, что с этим связано. Два месяца назад участники проекта Сахалин-2 заявили, что они эффективно отработали вопросы добычи настоящих и будущих поставок своей продукции. То есть, им никакая кооперация ни с кем больше не требуется.
Уже в рамках нашей программы газификации Сахалина в будущем году они начнут строительство газопровода по Сахалину. В этом случае, в едином коридоре будет осуществляться транспортировка добытых газа и нефти Сахлина-2. Для Дальнего Востока важнейшим топливом является не нефть, а газ. Это - ключ к решению энергетических проблем. Нефть операторы добудут, вывезут, получат деньги. Но деньгами-то топить невозможно. Первая часть программы газификации Дальнего Востока - газификация Сахалинской области и Приморского и Хабаровского краев. Вторая часть, это когда газ по материку дойдет до Хабаровска и Владивостока (сейчас только до Комсомольска-на-Амуре).
Уголь, газ, нефть - это интересно, но сахалинцы еще и рыбу ловят. Недавно прошел ряд задержаний рыбацких, якобы браконьерских, судов, один из траулеров СТМ-17 скрылся в Японию, а другое даже было потоплено то ли пограничниками, то ли самим экипажем. На Ваш взгляд, вообще это нормально - распределять квоты черех их продажу на аукционах?
- То, что происходит с рыбацкими судами на Дальнем Востоке - это ненормально. Как и не нормальны объемы браконьерства. Я сожалею о происшедшем, но что касается траулера "Альбатрос-101". Скорее всего, это судно-двойник. Я имею информацию, что настоящий "Альбатрос-101" в момент своего "потопления" стоял в порту на ремонте. Вообще очень много появилось подобных судов-двойников. Да, браконьерство необходимо сокращать. Но не таким способом, как продажа квот через аукционы. Я не против проведения самих аукционов. Почему бы их и не проводить? Но давайте проводить аукционы на Дальнем Востоке, там где рыбу ловят.
У многих рыбацких предприятий для участия в аукционах нет средств. Да тут еще безвозвратный аванс, не говоря уже об оплате проезда специалистов в столицу и обратно. Получается, что небольшие рыбацкие артели останутся вовсе без квот. Если предприятие нормально платит налоги, и не браконьер, то ему не на что выкупать квоты.
Например, есть на Сахалине рыболовецкий колхоз "Прибой". Всего-то 500 человек, которые честно ловят рыбу и содержат на собственные средства целый поселок и собственные семьи. Теперь, куда я дену этих людей? Не додумано здесь что-то. Мы, в области поступали правильнее. Каждый год при распределении квот мы выясняли: как предприятие платит налоги? И если налоги оно не платит, а живет при этом зажиточно - значит в основе его экономики - браконьерство. Такому предприятию мы говорили - отойди в сторону. Сама идея выглядит некрасиво. Если уж аукционы необходимы, то давайте сделаем их проведение безболезненным.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены