15 марта 2000 г.
Обзор прессы
15.03.00
"Ведомости"
В рубрике "Вектор" газета пишет, что с самого начала работы на посту министра топлива и энергетики Виктору Калюжному приходится опровергать слухи о его близости к компании "Сибнефть". Чтобы продемонстрировать свою объективность, министр еще в прошлом году решил показательно поругать "Сибнефть". Мол, падает на ее месторождениях добыча, что отрицательно сказывается на топливном балансе страны. "Вызов на ковер" был намечен на февраль, но почему-то не состоялся. По словам Калюжного, в очередной раз он собирается поругать "Сибнефть" на таком совещании в конце марта - начале апреля. Но "Сибнефти", похоже, выступления министра порядком надоели. Вчера компания выпустила пресс-релиз, в котором пообещала инвестировать в этом году $220 млн в развитие своих нефтегазовых месторождений, превысив прошлогодний показатель аж в три раза. Можно было и побольше, но акционеры компании в лице Романа Абрамовича и его партнеров недавно потратили $500 млн на покупку алюминиевых заводов. Поэтому с деньгами дефицит.
*****
В материале "Сбербанк поможет ТНК" (автор - Юлия Бушуева) сообщается, что вчера Тюменская нефтяная компания (ТНК) продемонстрировала способность находить финансы для инвестиционных проектов при любых обстоятельствах. Не найдя понимания у американского ExImbank, компания подписала долгосрочное соглашение со Сбербанком РФ о кредитной линии на сумму $300 млн. ТНК неоднократно заявляла, что ведет параллельные переговоры о финансировании с российскими и европейскими банками. Первым результатом этой работы и стало вчерашнее соглашение. Однако первый транш кредита Сбербанка на сумму $78 млн не станет альтернативой займу ExImbank. Эти деньги ТНК направит на разработку небольшого Кошильского нефтяного месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе. Цели и порядок использования оставшейся части кредитной линии стороны определят позднее. Между тем президент ТНК Семен Кукес вчера сообщил "Ведомостям", что его компания все еще надеется на сотрудничество с ExImbank. "Мы просто показали, что можем привлечь альтернативное финансирование. Однако наши кредитные возможности значительно больше. Даже при условии полного использования займа Сбербанка кредитный портфель ТНК не превысит $800 млн, хотя размер компании позволяет увеличить его до $1,2 - 1,3 млрд", - говорит Кукес. Однако, если до конца апреля ExImbank не примет положительного решения по предоставлению гарантий, под эти проекты будут привлекаться другие кредиты. В частности, компания ведет переговоры со Сбербанком РФ об увеличении лимита кредитования до $500 млн. Кроме того, по словам Кукеса, в настоящий момент ТНК рассматривает ряд предложений от западных банков. "Конечно, без гарантий ExImbank никто не предоставит нам финансирование сроком на 11 лет. Однако альтернативные кредиты могут оказаться для ТНК не менее выгодными, так как мы сможем выбирать, какое оборудование покупать:российское или иностранное. А у ExImbank есть жесткое условие:большая часть оборудования и услуг должны быть произведены американскими компаниями", - говорит глава ТНК.
*****
Газета сообщает, что Минтопэнерго намерено сократить экспорт российской нефти в 2000 г. на 12 млн т по сравнению с прошлым годом. По словам министра Виктора Калюжного, нефть должна поставляться на российские НПЗ. В 2000 г. объем переработки нефти в России составит 182 млн т против 164 млн т в 1999 г. Между тем общий объем поставок нефти из России сохранится примерно на прежнем уровне за счет транзита, в том числе казахстанской нефти.
*****
Газета сообщает, что "Транснефть" планирует начать эксплуатацию нефтепровода Баку - Новороссийск, включая обходной участок вокруг Чечни, в апреле. "Через 10 дней будет сварен последний стык трубы, но нам потребуется еще некоторое время для технологической подготовки нефтепровода к работе", - сказал вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. По его словам, уже получено принципиальное согласие нефтяных компаний Туркменистана и Казахстана на прокачку по реконструированному нефтепроводу порядка 2 млн т нефти в год, однако вопрос тарифа до сих пор не решен.
*****
"Коммерсантъ"
В материале "Замерзший самолет продержался в воздухе десять секунд" (автор - Сергей Дюпин) сообщается, что Межгосударственный авиакомитет (МАК) установил причину катастрофы Як-40 в Шереметьево. Положение закрылков самолета не соответствовало взлетным требованиям. Но экипаж Як-40 специалисты не обвиняют. Як-40 успел подняться на высоту 50 метров и набрать скорость около 300 км/час. Затем произошло "самопроизвольное кренение воздушного судна вниз и влево". В такой ситуации пилот уже не мог выровнять самолет и остановить начавшееся вращение. Ровно на десятой секунде полета Як-40 врезался в землю. Наиболее вероятной причиной катастрофы специалистам представляется обледенение самолета за время ночной стоянки. Как установила комиссия, перед взлетом он не был обработан специальной жидкостью. "Взлет на обледеневшем самолете не оставляет экипажу никаких шансов, - считает председатель комиссии по расследованию авиакатастроф МАКа Владимир Кофман. - Лед резко нарушает аэродинамические характеристики лайнера, и его поведение в воздухе становится непредсказуемым. Кстати, в 1994 году на той же полосе Шереметьево рухнул немецкий Lear Jet-35. Причина - обледенение". На вопрос "Ъ", почему такой опытный пилот, как Якушин, решился лететь на обледеневшем самолете, Кофман ответил, что он мог просто этого не заметить. Ведь речь не о сосульках, а о слое толщиной в миллиметр.
*****
В материале "Сахалинская нефть никому не нужна" (автор - Ирина Резник) сообщается, что крупнейшие нефтегазовые проекты, работающие на условиях раздела продукции, - в ближайшее время могут приказать долго жить. Вчера на пресс-конференции сахалинский губернатор Игорь Фархутдинов рассказал, что в этом году инвестиции в его область, связанные с сахалинскими проектами, будут в три раза меньше, чем в прошлом. А в распоряжении "Ъ" оказалось письмо Фархутдинова к Владимиру Путину, в котором говорится об угрозе остановки всех шельфовых сахалинских проектов. В 1998 году Госкомэкологии из-за сброса бурового раствора в континентальные воды приостановил работу в рамках проекта "Сахалин-1", а теперь по этой же причине экологи грозят приостановить работу и в рамках проекта "Сахалин-2". Как сообщил "Ъ" источник из окружения сахалинского губернатора, письмо Путину было написано под давлением оператора проекта "Сахалин-1" компании Exxon, которой невыгодно дальнейшее промедление с работами на шельфе (в этот проект она вложила $360 млн.). Источник в Думе сообщил, что решение Госкомэкологии играет на руку партнеру Exxon по "Сахалин-1" - "Роснефти" и ее дочернему предприятию "Сахалинморнефтегаз". По мнению источника, "Роснефть" до последнего времени переживала финансовые трудности. Она была не в состоянии инвестировать в проект. Но лицензию на месторождение терять не собиралась. Если же Exxon ушла бы, "Роснефть" могла найти другого оператора.
В любом случае "Роснефть" пришла на Сахалин надолго. Она является акционером еще двух сахалинских проектов - "Сахалин-3" и "Сахалин-4", правда, пока еще не одобренных Думой. Пока проект "Сахалин-1" стоит, у "Роснефти" есть объективная причина , чтобы и не инвестировать проект, и держать его за собой. Поэтому Exxon решила действовать сразу через губернатора. Кстати, Exxon уже неоднократно грозилась уйти с сахалинского шельфа, как это сделала в феврале американская компания ARCO, покинув проект "Сахалин-4". Exxon уже отказалась финансировать бурение на месторождении "Сахалин-3" (Восточно-Одоптинский блок), где она также является одним из акционеров. Как и следовало ожидать, в "Роснефти" выступили категорически против того, что компании выгодна остановка проекта. Директор департамента освоения морских месторождений и новых регионов "Роснефти" Иван Чернов заявил "Ъ", что компания не испытывает теперь недостатка в средствах, по крайней мере, их хватит на развитие работы на шельфе Сахалина. "Кроме того, - подчеркнул он, - мы уже потратили $400 млн. на бурение шести скважин, не бросать же нам работу на пол-пути. На днях мы обратились в Минюст, чтобы он разобрался с этой ситуацией как можно скорее".
*****
Со ссылкой на "Прайм-ТАСС" сообщается, что председатель правления НК "ЮКОС" Михаил Ходорковский не исключает возможности приобретения ряда региональных электростанций в случае их продажи. "Мы можем рассмотреть вопрос о покупке, если электростанции будут продавать на хороших условиях. Кроме того, главное для нас - возможность обеспечения поставок на них собственного мазута", - сказал он. Глава "ЮКОСа" также отметил, что компания добывает все больше газа, поэтому встал вопрос о его использовании. Ходорковский не исключает, что газ будет использоваться в качестве топлива для собственных электростанций. Общие доказанные запасы газа НК "ЮКОС" составляют около 4,5 млрд. кубометров.
*****
Газета публикует корреспонденцию (автор - Алексей Иванов) о том, что вчера "ЮКОС" открыл в Москве интернет-центр "Интерград". По словам Михаила Ходорковского, создание центра - первый этап образовательной программы "ЮКОСа" под названием "Поколение.Ru", направленной на массовое обучение молодежи технологиям работы в Интернете. Планируется открыть подобные центры в Томске, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре и Воронеже. К 2004 году будет создано 45 региональных центров. В рамках проекта предполагается к 2005 году обучить работе с интернет-технологиями более 10 млн. россиян.
*****
В материале "Алиев подал трубу Ниязову" (автор - Мовсун Мамедов) сообщается, что Сапармурату Ниязову удалось убедить Гейдара Алиева согласиться на условия, предложенные Ашхабадом, - прокачивать по транскаспийскому газопроводу всего лишь 5 млрд. кубометров азербайджанского газа. Споры по этому вопросу шли давно. Изнурительные переговоры до того надоели Туркменбаши, что он сделал предложение о транспортировке на Запад 30 млрд. туркменского газа через российскую территорию. А во время визита в Ашхабад главы российского "Газпрома" Рема Вяхирева Ниязов заявил, что готов и далее расширять сотрудничество с Россией в транспортировке туркменского газа на Запад. Одновременно в Москве прошли переговоры о продаже туркменского газа России. В Баку эти действия расценили как попытку давления на позицию Азербайджана. Азербайджан рассчитывал на поддержку США. Однако те решили не вмешиваться. В итоге Баку пошел на уступки. Но не теряет надежды постепенно добиться увеличения квоты. Сейчас главное для него - побыстрее подписать соглашение по строительству газопровода.
*****
Со ссылкой на "Интерфакс" сообщается, что крупный пожар произошел вчера на Радаевском сборном пункте нефти на севере Самарской области. По данным МЧС, загорелся резервуар с сырой нефтью объемом 3 тыс. тонн. Рядом с горевшей емкостью находились еще четыре подобных резервуара, наполненных нефтью и нефтепродуктами. К счастью, пожарным удалось не пропустить к ним огонь.
*****
Газета публикует корреспонденцию (автор - Гульчанак Ханнанова) о том, что в Башкирии вынесен приговор организованной преступной группировке, которая в течение трех лет похищала бензин и дизельное топливо из нефтепровода Уфа-Омск, обслуживаемого АО "Уралтранснефтепровод". 19 жителей соседней Челябинской области (десять из них уже были ранее судимы за кражи и хищения) с 1996 года воровали топливо из башкирской трубы, врезая в нее на разных участках краны и откачивая бензин и солярку прямо в 14-тонные бензовозы. Группа, среди членов которой были профессиональные работники нефтяных компаний, имела хорошее оснащение, располагала сварочными аппаратами, оборудованием для откачки, спецмашинами. Попались преступники во время очередной операции в августе 1999 года. Точное количество похищенного ими установить сложно. Приговор Салаватского районного суда оказался не слишком суровым. Судьи учли, что расхитители за время следствия сумели возместить государству 1 млн. рублей. В итоге часть преступников отделалась условными сроками, а наиболее активные организаторы хищений получили по три-четыре года лишения свободы.
*****
"Сегодня"
В материале "В трагедии виноват замерзший закрылок" (автор - Виталий Романов) сообщается, что на пятые сутки после катастрофы Як-40 в "Шереметьево-1" специалисты, расследующие причины падения, похоже, нашли главного виновника случившегося. На вчерашней пресс-конференции в Межгосударственном авиационном комитете заместитель председателя этого ведомства Рудольф Теймуразов сообщил, что, скорее всего, к трагедии привело обледенение корпуса самолета. Эта версия получила свое официальное подтверждение лишь после того, как специалисты МАК установили, что перед вылетом самолет в нарушение заведенных правил эксплуатации воздушных судов в зимних условиях не был обработан противообледенительной жидкостью. Отчасти это обстоятельство может объяснять и установленный в ходе проведенного расследования факт выполнения экипажем Як-40 взлета при нестандартном положении левого закрылка. Возможно, обледенение и стало причиной того, что угол его отклонения не превышал 10 градусов при необходимых для взлета 20 градусов, что и привело к заваливанию самолета.
Тем временем получила распространение сенсационная информация о том, что на борту разбившегося самолета якобы находились не 9 человек, а 11, и двух пассажиров, по слухам - сотрудников группы "Альянс", удалось вытащить из-под обломков живыми и отправить до приезда следственной группы в одну из московских больниц, где они и содержатся до сих пор под плотной завесой секретности. Однако пресс-секретарь группы "Альянс" Сергей Вакунов в беседе с "Сегодня" полностью опроверг эту информацию, заверив, что в той трагической поездке Зию Бажаева сопровождали только двое представителей службы безопасности, хотя в некоторые командировки он брал с собой сразу по несколько помощников. А в Московской транспортной прокуратуре корреспонденту "Сегодня" сообщили, что в уголовное дело подшит полетный лист, в котором стоят фамилии девяти человек, и что до прибытия в Шереметьево в 10.05 (через 1 час 25 минут после катастрофы) следственной бригады с оцепленного милицией летного поля никого и ничего не вывозили - за исключением одного из участников рейса, найденного живым, но скончавшегося в медпункте аэропорта. И даже если предположить, что двух человек не успели по какой-то причине внести в полетный лист, то весьма странно, что именно им двоим удалось остаться в живых.
*****
Со ссылкой на "Интерфакс-АНИ" сообщается, что Минтопэнерго представит свои предложения по дифференцированной ставке экспортной пошлины на нефть к 1 апреля. Заявляя это, министр топлива и энергетики Виктор Калюжный отметил, что между Минтопэнерго и Министерством финансов имеется ряд расхождений по методике определения плавающей ставки экспортной пошлины на нефть. В настоящее время ставка экспортной пошлины на нефть составляет 20 евро за тонну. Касаясь предстоящего заседания стран-участниц ОПЕК, Калюжный заявил, что Россия, независимо от решений форума, сократит экспорт нефти в 2000 году на 12 млн тонн.
*****
В заметке "Юкос" будет учить Интернету" (автор - Александр Борейко) сообщается, что нефтяная компания "Юкос" выступила с первой в России масштабной инициативой в области Интернет-образования. Компания запустила проекты "Поколение.Ru", "Интерград" и основала Российскую Федерацию Интернет-образования. Реализацию этих проектов осуществляет "Сибирская Интернет Компания" ("СибИнтеК"), созданная "Юкосом" в феврале прошлого года. В 2000 году ЮКОС намерен развернуть систему сетевого образования в 5 регионах, к 2004 году - охватить 45 регионов. В рамках образовательной инициативы, к которой, как ожидается, присоединятся и другие компании, в ближайшие 5 лет планируется дать Интернет-образование 10 миллионам россиян в возрасте от 10 до 20 лет. По мнению Михаила Ходорковского, в результате реализации этой инициативы к 2010 году Россия должна приблизиться к уровню развития Интернет-технологий западных стран. Правда, для достижения уровня доступа в Интернет, сопоставимого с ведущими западными странами, России понадобится 30 млрд долл. на закупку вычислительной техники. Присутствовавшая на открытии первого центра Интернет-образования "Интерград" вице-премьер правительства Валентина Матвиенко (на фото), заявила, что государство должно оказать поддержку Федерации Интернет-образования.
Примечание: "СКВАЖИНЕ" больше понравился другой комментарий к вышеуказанному событию, появившийся вчера в электронном изданнии "Lenta.ru". Приводим его текст полностью:
Матвиенко поддержала очередной циклопический интернет-проект ЮКОСа
Правительство России поддержит программу Интернет-образования, разработанную нефтяной компанией ЮКОС. Об этом заявила во вторник вице-премьер Валентина Матвиенко, выступая на церемонии открытия в Москве Интернет-центра "Интерград", который положил начало реализации образовательной программы ЮКОСа. "При всех экономических и финансовых трудностях, которые у нас есть, - подчеркнула вице-премьер, - государство обязано вкладывать ресурсы в образование". Валентина Матвиенко отметила, что вложение капитала в образование приносит наибольшие выгоды, поскольку от этого зависят перспективы развития страны. Пообещав государственную поддержку проекту, Матвиенко, однако, заявила, что в Интернете необходимо ввести "нравственную цензуру, поскольку сейчас эта система не регулируется никаким законодательством". Вице-премьер высказала мнение, что устанавливать "правила игры" в Интернете следует на международном уровне.
Открывшийся в вторник Интернет-центр "Интерград" будет готовить преподавателей, которым предстоит "обучать молодежь использованию современных технологий Интернета", сообщает РИА "Новости". Центр, расположенный на Загородном шоссе, стал первым в рамках реализации образовательной программы НК ЮКОС "Поколение.RU". В течение этого года еще пять таких центров будут открыты в Томске, Петербурге, Новосибирске, Самаре и Воронеже. К 2004 году их станет 45. "Поколение.RU" ставит своей целью обучить работе с Интернет-технологиями 10 миллионов молодых россиян уже к 2005 году. Как стало известно РИА "Новости", ЮКОС планирует в ближайшие пять лет инвестировать в эту образовательную программу 50 миллионов долларов, что составляет лишь 20 процентов от необходимых для реализации программы затрат. Предполагается, что остальную сумму инвестируют другие крупные российские компании и правительство России.
Между тем стоит напомнить, что интернет-проекты ЮКОСА уже не раз удивляли интернет-сообщество большими цифрами расходов, однако пока не показали соответствующих затратам результатов. Так, в феврале 1999 года ЮКОС создал собственную интернет-компанию, получившую название "Сибирская Интернет Компания". Через полгода, в июне, в Нефтеюганске был открыт основной филиал "Сибинтека". Сообщалось, что в создание компании инвестировано 10 миллионов долларов и что через год в ней будут работать 2000 человек (до сих пор в большинстве российских интернет-компаний количество сотрудников на два порядка меньше). Следующие полгода об этом супер-проекте не было слышно вообще ничего. Спустя год после создания "Сибинтека" в нем, по словам вице-президента Ильи Пономарева, работает "порядка 600 человек". Теперь с похожими обещаниями открылся московский "Интерград".
Как пишет в феврале Internet.Ru, подводя итоги годового наблюдения за "Сибинтеком", "даже в киберсквоттинге "Сибинтек" не переплюнул "Арбитражсудправо". Зарегистрировал на себя всего 80 доменов второго уровня в зоне .RU, а продал из них лишь два - baba.ru и lesbian.ru, последний, впрочем, самостоятельно разработал." Возможно, разработанный ЮКОСом сайт lesbian.ru должен особенно понравиться Валентине Матвиенко, ратующей за интернет-образование и "нравственную цензуру" Сети.
*****
"Известия"
В материале "Почему разбился Як-40" (автор - Виктория Соколова) сообщается, что вчера, 14 марта, муфтий Чечни Ахмед Кадыров высказался за скорейшее принятие мер для выяснения причин катастрофы самолета Як-40, в результате которой погибли 9 человек, в том числе глава холдинга "Совершенно секретно" Артем Боровик и президент ОАО "Группа Альянс" Зия Бажаев. Трагическая гибель в результате аварии известного журналиста Артема Боровика и бизнесмена Зии Бажаева сразу же дала повод для возникновения версий о террористическом акте. Потребность общества узнать истинные причины авиакатастрофы накладывает дополнительную ответственность на проводимое расследование. 13 марта с призывом "принять все меры для быстрейшего выяснения всех обстоятельств катастрофы самолета Як-40" выступил муфтий Чечни Ахмед Кадыров. Как справедливо заметил муфтий, "только обнародование реальных причин этой катастрофы может снять все вопросы, которые сегодня возникают в обществе". До сих пор причины авиакатастрофы не ясны, и наиболее распространенной, но пока не нашедшей подтверждения версией остается террористический акт. По рекомендации мусульманского духовенства и ведущих представителей чеченской диаспоры, родственники приняли решение похоронить погибшего в Москве. Муфтий Чечни Ахмед Кадыров подчеркнул, что "решение о погребении Бажаева в Москве принято его родственниками и чеченской диаспорой в соответствии с канонами ислама". Московская транспортная прокуратура, расследующая обстоятельства аварии, полностью исключает наличие на борту самолета взрывного устройства. Это показали результаты расшифровки найденного на месте аварии "черного ящика". Хотя многие вопросы о причинах катастрофы все-таки остались без ответа - возможно, все удастся прояснить в результате назначенной судебно-технической экспертизы.
*****
В материале "Мало денег не бывает" (автор - Андрей Никольский) сообщается, что первым проектом в рамках соглашения между ТНК и "Сбербанком" на сумму в 300 млн долларов, стал кредит на сумму в 78 млн долларов на освоение Кошильского месторождения в Западной Сибири. Месторождение имеет извлекаемые запасы нефти примерно в 30 млн тонн, и кредит, выданный на срок в 4 года, пойдет на его обустройство. Процентная ставка объявлена коммерческой тайной, но не приходится сомневаться в том, что она ниже тех, которые могут предложить остальные российские коммерческие банки. Просто потому, что все прочие банки не могут сравниться со Сбербанком по величине своего финансового потенциала. Не приходится сомневаться и в том, что практически ни в каком другом российском банке ТНК не смогла бы взять кредит такого объема и на такой срок. При этом следует отметить, что кредит Сбербанка относится к категории проектного финансирования, что является более высокой и сложной степенью кредитования банками промышленности, чем, к примеру, предэкспортное кредитование. Кредит Сбербанка ТНК является, пожалуй, самым крупным для банка в области проектного финансирования после кризиса. Среди других нефтекомпаний, которым после кризиса Сбербанк давал кредиты, можно назвать разве что "ЛУКойл".
*****
В материале "Большая нефтехимия" (автор - Игорь Иванов) сообщается, что Ангарский нефтехимический комбинат, ранее принадлежавший компании "СИДАНКО", перешел в собственность компании "Роснефтьинвест" (автор, по всей видимости, не совсем знаком с темой. поскольку компании с таким названием нет, а есть "Росинвестнефть". Более того, оперируя ошибочным названием, автор любезно предупреждает читателей - мол, смотрите, не ошибитесь, компания не имеет никакого отношения к "Роснефти" - "СКВАЖИНА"). После изложения истории "патологически убыточной" (по словам автора - "СКВАЖИНА") АНХК, автор сообщает, что "поднимать" комбинат "Росинвестнефть" будет с помощью НК "ЮКОС", которая обязалась ежегодно поставлять на АНХК 6 млн. тонн нефти на давальческой основе. Автор также высказывает предположение о том, что не исключено, что "ЮКОС" направит своих менеджеров на комбинат "для осуществления контроля над процессом".
 
"Труд"
В заметке "Версия взрыва отпадает. Пока" (автор - Анатолий Журин) сообщается, что расследование обстоятельств гибели Як-40 на прошлой неделе в Шереметьеве затруднено из-за отсутствия на пленке самописца записей параметров работы двигателей, угла крена и некоторых разовых сигналов. Это произошло из-за выхода из строя предохранителя электроцепи питания кодировочного устройства. Об этом заявил на пресс-конференции для СМИ заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета Рудольф Теймуразов. Пока расследователи склоняются к двум причинам падения самолета: - взлет происходил в условиях нестандартного положения закрылков (угол их отклонения на 10 градусов был ниже необходимого для взлета); - самолет не был обработан, как положено, противообледенительной жидкостью (справка "Труда": подобное нарушение, например, привело к падению в Потомак "Боинга-737" в 82-м г., гибели ДС-9 в Кливленде в 91-м г. и "Фоккера F-28" в Нью- Йорке в 92-м г.). Катастрофа произошла через 10 секунд после взлета и стала следствием самопроизвольного кренения самолета. Попытки экипажа предотвратить ситуацию отклонением баранки штурвала и руля направления эффекта не дали. Теймуразов обратился к журналистам с просьбой до выяснения всех причин не делать скоропалительных выводов о причинах катастрофы.
*****
"Российская газета"
Газета публикует постановление ФЭК РФ "Об утверждении общих указаний по применению тарифов на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам" (полный текст см. в рубрике "Законы").
*****
"Деньги", еженедельник
В материале "Форс-мажорное обстоятельство" (автор - Владимир Гендлин) нелепая гибель на взлетной полосе двух известных предпринимателей Зии Бажаева и Артема Боровика рассматривается как слишком крупная потеря для российского бизнеса. По эффекту ее можно сравнить с гибелью сразу двух боевых генералов в разгар военной кампании. Но, как считает автор, по своим последствиям смерть в бизнесе часто оказывается гораздо серьезнее, чем смерть на поле боя. Последнюю мысль автор иллюстрирует высказыванием руководителя Центра стратегического анализа Дмитрия Ольшанского: "В нашей стране уничтожение личности всегда ставит крест на структуре, которую он возглавлял". Все дело в том, считает автор, что российский бизнес очень сильно персонифицирован. И тому есть объективные причины. Вот три основных. Первая - непрозрачность российского бизнеса. Вторая причина вытекает из первой. В непрозрачных условиях самым эффективным инструментом ведения бизнеса становятся личные связи. Успешный бизнес невозможен без личных связей. Третья причина - следствие двух предыдущих. Придя на место ушедшего лидера, его менеджеры и мелкие акционеры обнаруживают свою недостаточную осведомленность в делах компании. Причем информация об активах обычно остается только в головах доверенных контрагентов (и они ею, конечно, ни с кем не делятся), а налоговой инспекции достаются сведения об обязательствах. В этих условиях наследникам остается лишь поскорее приватизировать то, чем они управляли. В итоге компания растаскивается, и от нее остается одно воспоминание. В "Группе "Альянс" корреспондента "Ъ" заверили, что все проекты будут реализованы, а подразделения компании "не расползутся". Однако, по мнению многих, Зия Бажаев принадлежал как раз к тому типу менеджеров, которые все замыкают на себя.
*****
"Восточно-Сибирская правда"
В заметке "Новая скважина Ковыкты" сообщается, что несколько дней назад забурена очередная, 63-я, скважина на Ковыктинском газоконденсатном месторождении. Расположена она к юго-востоку и призвана выявить новые запасы газа, так как десь остается неразведанная площадь. В настоящее время забой находится на отметке 80 метров, а вся глубина скважины 3360, где и предполагается Поздняковский газоносный горизонт. Всего по программе доразведки Ковыкты это уже третья буровая. Ведутся подготовительные работы еще на двух (51 и 58). Кроме Востсибнефтегазгеологии, подрядчиками выступают Прикаспийбурнефть и Удмуртнефть. В ближайшие два-три года намечается пробурить еще несколько скважин, затратив на эти цели не менее ста миллионов долларов. И, по прогнозам специалистов, утвердить запасы "голубого топлива" значительно выше 1,5 трлн. кубометров.
*****
"Томская независимая телерадиокомпания"
В новостной программе "Час Пик" было сообщено, что в Москве состоялось заседание Совета директоров ОАО "Группа Альянс", на котором принято решение о том, что "Альянс" продолжит осуществление всех проектов, начатых под руководством Зии Бажаева, трагически погибшего в авиакатастрофе 9 марта. Совет назначил исполняющим обязанности президента компании Бажаева Мусу Юсуповича, который являлся руководителем дочернего предприятия компании - "Альянс-Ойл". Председателем наблюдательного совета "Группы Альянс" избран первый вице-президент компании Сергей Чижов.
*****
В новостной программе "Час Пик" было сообщено, что вчера в Доме нефти в Томске открылось двухдневное совещание НК "Юкос" -"Стратегия рекрутинга в 2000 году". Начальник управления кадров ГК "ЮКОС" Дэвид Турнандр охарактеризовал основные принципы компании в подборе и подготовке кадров для дочерних предприятий. "ЮКОС" приступила к масштабной программе повышения квалификации кадров, в прошлом году переподготовку прошли почти 30% персонала. Предполагается, что в 2000 году через программы повышения квалификации пройдет половина сотрудников компании, занятых в основном производстве. Представители "ЮКОС" рассмотрели опыт взаимодействия с Томским политехническим институтом. По словам начальника кадровой службы компании Дмитрия Вовка, политика компании ориентирована на систему непрерывного образования персонала, что является залогом успеха на мировом рынке. Поэтому Томскнефть намерена инвестировать средства не только в самые современные технологии , но и обучение людей.
*****
"Известия", региональный выпуск (г. Иркутск)
В заметке "Экспертный совет скоро "поделит" Ковыкту" сообщается, что 17 марта состоится заседание экспертного совета Министерства природных ресурсов РФ, которому предстоит рассмотреть заявки на предоставление лицензии по изучению и освоению Южно-Устькутского и Хандинского участков, прилегающим к границам лицензионной территории Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Как известно, Центральной комиссией по запасам Минприроды, подтверждено, что Хандинский участок является продолжением Ковыкты на востоке. На обсуждение экспертного совета будут представлены планы по освоению Хандинского участка компаниями "РУСИА Петролеум" и "Сургутнефтегаз". Последняя также претендует на Южно-Устькутский участок.
*****
В заметке "Мировой скандал" сообщается о том, что компании "Петра" и "Байтур" намерены в суде опротестовать итоги собрания кредиторов Ангарской нефтехимической компании, состоявшегося 10 марта. Накануне собрания, принявшего решение о заключении мирового соглашения, был изменен реестр кредиторов, в результате чего рублевая задолженность ОАО "АНХК" "Петре" и "Байтуру" была уменьшена в пять раз и зафиксирована по курсу на 27 ноября 1997 года, дату начала процесса о банкротстве комбината. Юристы ЗАО "Росинвестнефть", владеющего контрольным пакетом ОАО "АНХК", сообщили, что изменения в реестр кредиторов компании внесены в соответствие с решением Иркутского областного арбитражного суда от 2 марта 2000 года по жалобе одного из кредиторов, задолженность которому была зарегистрирована в рублях. По мнению первого вице-президента ЗАО "Росинвестнефть" Валерия Краснова, решение суда поставило в равные условия "рублевых" и "валютных" кредиторов при голосовании на собрании кредиторов, на фоне растущего курса доллара, ограничив в голосах "Петру" и "Байтур".
*****
"Сургутская трибуна"
В материале "Город, какой он есть, построен и их руками" (автор - Алена Данилова) сообщается, что в минувший понедельник состоялось торжественное вручение правительственных наград, приуроченное к 25-летию треста "Сургутгазстрой". Награды вручал мэр Сургута Александр Сидоров. Медали "Почетный работник топливно-энергетического комплекса" были удостоены четыре человека, Почетными грамотами награждены 23 человека.
*****
"Самарское обозрение"
В рубрике "Коротко": НК "ЮКОС" направит на выплату дивидендов по акциям по итогам работы компании в 1999 году около 100 млн долларов. Об этом заявил председатель правления компании Михаил Ходорковский. Данное заявление означает, что в среднем на одну акцию придутся выплаты порядка 4 центов. Рядовые работники "Самаранефтегаза" имеют примерно по 300-500 акций компании. Если учесть, что акции "СНГ" конвертируются сейчас в "юкосовские" в соотношении 1:4, в результате обмена они получат по 1,5-2 тысячи акций "ЮКОСа". Соответственно, дивиденды мелких акционеров составят от $80.
*****
14.03.00
"Время по Гринвичу", Казахстан
В заметке "Казахстан намерен в 2000 году поставить на Украину 1 млн. 240 тыс. тонн нефти" (автор - Дэниэл Ферро) сообщается, что Казахстан в текущем году поставит на Украину 1 млн 240 тыс. тонн нефти. Заявивший об этом премьер-министр Касымжомарт Токаев отметил, что на 2000 год квота нефти в ближнее зарубежье составит 1,2 млн. тонн, в дальнейшем - 8, 5 млн тонн. Из всего объема квоты на ближнее зарубежье большая часть придется на Украину, - заметил г-н Токаев.В ходе казахстанско-украинских переговоров был затронут вопрос о полной приватизации Херсонского НПЗ. Отметим, что 50% плюс одна акция Херсонского НПЗ принадлежит казахстанской национальной нефтяной компании "Казахойл". По словам премьера, администрация Херсонской области относится к идее о полной приватизации НПЗ положительно. Г-н Токаев подчеркнул, что в любом случае Казахстан намерен участвовать в приватизации одного из 6 украинских НПЗ.
*****
Газета публикует доклад заместителя министра иностранных дел Великобритании г-на Кита Ваза (в сокращенном варианте) на конференции по проблемам Каспийского региона, прошедшей на днях в Великобритании. "СКВАЖИНА" приводит выдержки из доклада, связанные с нефтяной проблематикой.
Каспийский регион: британские и международные приоритеты
Каспий - важный неиспользованный источник нефти и газа.
Энергетический сектор
Приоритеты и политики происходят из интересов. Самым легко определяющим интересом является коммерческий.Западные энергетические компании, ведомые британскими игроками, такими как "Shell" (один из спонсоров этой конференции), "BP Amoco" и "Бритиш Газ Интернэшионал", занимаются разведкой и разработкой месторождений в Каспийском регионе.Великобритания и ЕС имеют отличную от США позицию по трубопроводам, отчасти выгодно для самих компаний и необходимо для развития стран Каспийского региона. Позиция Великобритании и ЕС заключается в том, что строительство трубопроводов зависит от коммерческой целесообразности - не в нашей компетенции решать или не решать вопросы строительства отдельных трубопроводов. Наша основная задача - наблюдать эффективное и справедливое использование ресурсов региона, которое будет выгодно для населения региона и компаний-инвесторов.Вопрос строительства нефтегазовых трубопроводов, видимо, останется спорным. Политическое давление и дискуссии, скорее всего, имеют эффект подтачивания уверенности инвесторов. Это приводит также к отсутствию определения статуса Каспийского моря, что является основной проблемой иностранных инвестиций в некоторых частях Каспийского региона. В наши обязанности не входит предлагать решения, хотя в этой стране есть эксперты, к знанию которых могли бы прибегнуть страны Каспийского региона. Но я хотел бы призвать эти пять стран как можно раньше принять договор по статусу Каспия.Для таких компаний, которые не защищены договорами по разделу продукции, развитие прозрачности, верховенства закона, по-настоящему независимая судебная система и уничтожение вездесущей коррупции, которая влияет на весь регион, имеют наибольшее значение. Вот почему эти вопросы являются приоритетными для правительств западных стран, стран ЕС и международных финансовых институтов. Мы хотим видеть благоприятный деловой климат в этих странах для их и нашего блага.Соединенное Королевство придает особое значение свободной торговле, более свободной рыночной экономике, которая является двигателем экономического роста; мы приветствуем вхождение Кыргызстана в ВТО в прошлом году и надеемся, что другие страны региона вскоре последуют этому примеру.
Региональное сотрудничество
Таким образом, мы хотим видеть экономически развитые демократические страны, с которыми мы можем иметь полноценное сотрудничество, опираясь на области, над которыми мы работаем вместе. Мы надеемся на долгосрочное партнерство, и поэтому нам необходимо видеть стабильность в этом регионе: в этих странах должна быть внутренняя стабильность, хорошие отношения с их соседями и свобода от внешних посягательств.В рассмотрении региональной стабильности нам необходимо принимать во внимание отношения между государствами региона и роль внешних стран. Нет сомнений, что последние несколько дней были дискуссии о том, возродилась ли Большая Игра. Я бы не хотел вступать в эти обсуждения. Но Соединенное Королевство, и я верю, что могу говорить от лица наших европейских партнеров, не заинтересовано в возрождении борьбы за влияние, которую испытал этот регион в прошлом столетии и еще менее заинтересовано в участии в такой борьбе.Эта та философия, которая объединяет принципы ЕС в регионе, созданная для благоприятствования тесному сотрудничеству и связи Каспийского региона с Европой. Британское правительство активно поддерживает такие программы, как ТРАСЕКА, призванная развивать транспортную инфраструктуру, и ИНОГЕЙТ, которая призвана улучшить нефтегазовые поставки из региона в Европу. Западнее от Каспия региональная нестабильность разрушает долгосрочные перспективы этих стран: России, Грузии, Армении и Азербайджана. Существует огромное количество тайных теоретиков, которые считают, что проблемы на Кавказе являются выгодными для России, и поэтому Россия постоянно подливает масло в огонь. Я не согласен с этим мнением. Мы все видели ужасающие картины взрывов домов в России в прошлом году; и затем мы все видели в равной степени ужасные картины боев в Чечне со страшными потерями обеих сторон. Я уверен в том, что, несмотря на наше несогласие, мы и русские считаем, что в интересах региональных и внешних сил Кавказ должен быть стабильным, коридором в Каспийский регион, а не барьером на пути к нему.
Вывод
Наше видение региона - взаимосвязанные, взаимозависимые, но суверенные и независимые государства, работающие вместе и открытые миру с демократически избранными правительствами, равными правами для всех граждан, защищенными независимыми судебными системами и процветающей рыночной экономикой, привлекающей иностранную торговлю и инвестиции: одним словом, мы желаем странам этого региона то, что мы хотим для себя; мы намерены добиться этого; мы будем счастливы быть партнерами в этом предприятии. (Предоставлено посольством Великобритании в Республике Казахстан)
*****
"Местное время" (г. Нижневартовск)
В материале "А.Филипенко уверен: нашему округу нет альтернативы. И убедил в этом В.Путина" ( автор - Татьяна Мотошина) идет речь о пресс-конференции губернатора ХМАО, состоявшейся по итогам визита в округ и.о.президента РФ Владимира Путина. Как заявил губернатор ХМАО, собрание нефтяного и газового бомонда - событие экстраординарное. Филипенко заметил, что оно сывидетельствует, во-первых, о том, что Путин и его команда выделили ХМАО как приоритетную территорию. Во-вторых, "наконец-то фундаментальные отрасли экономики (нефтяная, газовая и электроэнергетика), кажется, могут рассчитывать на то внимание, которое им требуется уже не первый год". По мнению губернатора, итогом встреч в Сургуте станут принятые решения, которые, с точки зрения Филипенко, во многом смогут изменить ситуацию в нефтяной и газовой отраслях. Как пишел автор, Филипенко не раз заявлял о том, что следует пересмотреть подходы к использованию нефти и газа только как сырья для топлива. Речь, в первую очередь, идет о нефтеперерабатывающем и нефтехимическом производстве.
*****
Газета публикует сообщение департамента по связям с общественностью ТНК, в котором говорится, что 4 марта в ходе 8-го конкурса (аукциона) лицензирования недр ХМАО Тюменская нефтяная компания выиграла лицензии на право разведки и разработки четырех лицензионных участков: Восточно-Колек-еганского, Малосикторского, Фобосского, Пулытьинского. "Компания ведет активную работу по наращиванию сырьевой базы за счет новых лицензионных участков, так как таким образом мы получаем новые месторождения, на которых есть возможность наладить добычу на основе перспективных технологий, оборудования, с самого начала заботиться об окружающей среде, - заявил первый вице-президент ТНК по геологии и добыче нефти и газа Сергей Брезицкий. - До аукциона мы проанализировали все участки, выставленные на торги, и участвовали в конкурсе только по тем участкам, которые представляют интерес для компании с точки зрения совокупности таких характеристик, как размер и структура запасов, возможный уровень добычи и близость к уже разрабатываемым месторождениям. В целом мы удовлетворены результатами аукциона". Три из полученных участков - Восточно-Колек-еганский, Малосикторский и Фобосский - расположены на востоке округа и входят в "Нижневартовский проект". Совокупная величина запасов данных участков по категории С1 составляет 2,6 млн тонн, по категориям С2 и С3 + D0 - 6 млн тонн и 5,5 млн тонн, соответственно. Запасы Пулытьинского участка, расположенного на западе округа, по категориям С1, С2 и С3 оцениваются в 2,3 млн, 6,9 млн и 1,2 млн тонн, соответственно.
*****
"Нефть Приобья"
В материале "Комплекс выгод" (подготовлен пресс-службой НК "Сургутнефтегаз") сообщается, что в текущем году ОАО "Сургутнефтегаз" завершает реализацию пректа по оптимизации системы нефтесбора, поддержания пластового давления, развитию системы предварительной подготовки нефти, повышению надежности трубопроводного транспорта и улучшению экологической ситуации на всех разрабатываемых месторождениях. Реализация проекта оценивается в $125,5 млн. Проект предусматривает строительство 46 установок предварительной подготовки нефти с производственной инфраструктурой, современной автоматикой и системой технологических трубопроводов, обеспечивающих сброс и утилизацию 143 млн. кубометров подтоварной воды в год. Реализация проекта обеспечивает сокращение затрат на транспорт добываемой обводненной нефти, снижение затрат за счет обработки технологических параметров процесса. При проектировании и строительстве решены задачи сокращения в три раза сроков ввода объектов в эксплуатацию за счет совершенной компоновки технологических площадок, применения новейшего оборудования. В качестве основного оборудования используется 90 трехфазных аппаратов - нефтегазоводоотделителей типа "Heater-Treater" высокой заводской готовности фирмы "Sivalls. Inc". По оценке специалистов ОАО Сургутнефтегаз проект обеспечит сокращение затрат только на транспорт пластовой воды на 8 млрд. тонно-километров в год. Проблема высокой обводненности нефти на старых месторождениях не нова, как, собственно, и способ ее решения - сброс и утилизация попутно добываемой воды непосредственно на месторождении. Однако если решать ее традиционным способом и строить установки предварительного сброса воды по старой технологии, Сургутнефтегазу понадобится для перевода всех месторождений на новую схему сброса воды более тридцати лет. Экономический эффект внедрения установок предварительного сброса воды состоит из нескольких слагаемых. Во-первых, это снижение энергозатрат на транспортировку миллионов кубометров водонефтяной эмульсии от устья скважин до товарных парков, и подтоварной воды в обратном направлении. Объем перекачиваемой жидкости за счет ее сброса и утилизации на месторождениях сократился в пять раз. Во-вторых, это снижение затрат за счет вывода трубопроводов из коррозионно-опасного режима: скорость коррозии трубопроводов за счет снижения обводненности прокачиваемой жидкости снижается в 175 раз, срок службы трубопроводов увеличивается в 2-10 раз.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены