13 марта 2000 г.
Обзор прессы
13.03.00
"Ведомости"
В материале "АНХК погасит все долги" (автор - Елизавета Осетинская) сообщается, что кредиторы Ангарской нефтехимической компании подписали 10 марта мировое соглашение, по которому АНХК получила беспрецедентно льготные условия погашения долгов. Владельцы комбината приступят к расчетам с коммерческими кредиторами только через пять лет с последующей рассрочкой платежей на 10 лет. Очередное собрание кредиторов АНХК, на котором ожидалось подписание мирового соглашения, должно было состояться 11 ноября 1999 г. Под предлогом, что проект соглашения все еще не согласован, собрание было перенесено на март. Настоящая причина переноса собрания заключалась в том, что в тот момент не была завершена сделка по продаже контрольного пакета акций АНХК, принадлежавшего НК "СИДАНКО", группе компаний "Росинвестнефть" Виталия Мащицкого. "Росинвестнефть" вместе с контрольным пакетом акций выкупала у "СИДАНКО" и 62,5% долгов АНХК. После этого добиться заключения мирового соглашения "Росинвестнефти" не составило труда. Остальные долги АНХК тоже будут реструктурированы. "Росинвестнефть" только что заключила со-глашение с НК "ЮКОС" о поставках на комбинат 6 млн т нефти и считает эту компанию своим стратегическим партнером. Следовательно, в интересах "Росинвестнефти" убедить "ЮКОС", что при желании положение АНХК вполне поправимо. Прежде всего "Росинвестнефть" намерена очистить АНХК от долгов перед бюджетом, которые должны быть погашены после подписания мирового соглашения. Как рассказал "Ведомостям" сам Мащицкий, для реструктуризации долгов перед бюджетом планируется использовать правительственное постановление от 31 декабря 1999 г.
*****
Газета сообщает, что "Мосэнерго" и дочернее предприятие "Газпрома" - "Межрегионгаз" заключили мировое соглашение по долгам за поставленное топливо. Как сообщил генеральный директор "Мосэнерго" Нестор Серебряников в пятницу, "Межрегионгаз" требовал с энергетиков 4,3 млрд руб. и в рамках мирового соглашения предполагается погасить эту сумму в течение 30 месяцев. Половина ее должна быть выплачена за счет федерального зачета.
*****
Под заголовком "Мы находимся на низком старте" (автор - Олег Черницкий) газета публикует главы компании "СТ-Групп" Шалвы Чигиринского (подробно см. в рубрике "Компании")
*****
В рубрике "Вектор" газета сообщает, что в истории с небольшой компанией "КомиАрктикОйл" (КАО) странным образом пострадало несколько крупных международных компаний. Английская British Gas потратила несколько месяцев на организацию тендера по продаже 50% акций КАО, который выявил цену, меньшую почти в три раза тех денег, которые BG вложила в предприятие с 1991 г. При этом BG не получала никогда прибыль от своих вложений, а предпочитала ее реинвестировать. Неудивительно, что у этой компании больше нет других нефтегазовых проектов в России. Выигравший тендер BG альянс крупнейшей финской компании Fortum и канадской Bitech Petroleum заморозил $28 млн на покупку акций "КомиАрктикОйла", но так и не смог использовать эти деньги, поскольку крупнейшей российской нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" удалось воспользоваться преимущественным правом выкупа акций КАО и перебить сделку финноканадцев. А ведь альянс мог использовать деньги с большей пользой, чем просто хранить их в банке. Пострадал и "ЛУКОЙЛ", потому что, пытаясь перебить право "ЛУКОЙЛа" на выкуп акций, Bitech провела на Западе неприятные для "ЛУКОЙЛа" публичные акции, в том числе в Европарламенте, где пыталась доказать, что российская компания не очень хорошая, а ЕБРР закрывает на это глаза. Банк, в свою очередь, попал в юридический пат. ЕБРР предоставил КАО кредит под залог продаваемых BG акций и поэтому должен одобрять все сделки с этим пакетом, а по условию кредита 50% акций КАО всегда должны были сохраняться у западных партнеров, а 50% - у российских. И поэтому, чтобы найти способ законного одобрения продажи английских акций российскому "ЛУКОЙЛу", юристам ЕБРР пришлось сильно поломать голову. В пятницу British Gas наконец-то объявила о том, что договор о продаже несчастного пакета группе компаний "ЛУКОЙЛ" подписан. Однако главным итогом этой сделки, видимо, стало еще одно разочарование западных инвесторов в перспективах мелких нефтяных компаний в России.
*****
В рубрике "Вектор" газета пишет, что в пятницу агентство "ПраймТАСС" сообщило о намерениях "Газпрома" перевести часть рублевых и валютных счетов из Национального резервного банка в Мост-банк. Подтверждения этой информации пока получить не удалось. Насколько она верна, можно будет сказать уже в ближайшее время - Мост-банку чем-то надо компенсировать недавнюю потерю счетов правительства Москвы, обслуживание которых было заметной частью бизнеса банка. "Газпром" является достаточно близким партнером группы "Мост" - он один из крупных инвесторов холдинга "Медиа-Мост" и акционер НТВ. Поэтому желание газового монополиста подставить партнеру плечо выглядит вполне логично. Но если "Газпром" действительно переведет свои счета на обслуживание в Мост-банк, то вряд ли это будет сделано только лишь из любви к телевизионному искусству. Попытки "Газпрома" перед кризисом купить Инкомбанк и Промстройбанк свидетельствуют о том, что ему чего-то не хватает в тех банках, которые сейчас его обслуживают. И возможно, что это "чтото" (например, филиальную сеть) он хочет получить в "Мосте". С другой стороны, "Газпром" может волновать ситуация, сложившаяся вокруг НРБ. Регистрацию этого банка сейчас оспаривают в суде бывшие владельцы. Возможно, поэтому информация о переводе счетов касается именно НРБ, а не Газпромбанка или Сбербанка.
*****
Со ссылкой на "Интерфакс-АНИ" газета сообщает, что Минтопэнерго хочет продлить до конца года балансовые задания на поставку нефтепродуктов. По словам первого замминистра топлива и энергетики Александра Кочнева, это предлжение согласовано со всеми министерствами. Теперь правительство должно продлить действие постановления, которое ограничивает экспорт дефицитного топлива. Кочнев сообщил также, что правительство РФ обязало нефтепроизводителей обеспечить северный завоз к 1 сентября 2000 года.
*****
Со ссылкой на "Интерфакс-АНИ" сообщается, что ОАО "Коминефть", контролируемое "ЛУКОЙЛом", достигло договоренности о покупке 50% акций ЗАО "КомиАрктикОйл", принадлежащих английской British Gas. Стоимость пакета акций составляет $28 млн., сообщается в пресс-релизах "ЛУКОЙЛа" и British Gas. Договор купли-продажи должен быть одобрен ЕБРР, который в свое время предоставил кредит ЗАО "КомиАрктикОйл" под залог акций предприятия. В настоящее время "Коминефть", BG и ЕБРР завершают согласование необходимых юридических формальностей по сделке, отмечается в пресс-релизах.
*****
Со ссылкой на "Интерфакс-АНИ" также сообщается, что тарифы на транспортировку нефти на экспорт по системе магистральных нефтепроводов "Транснефть" с 1 апреля 2000 года будут увеличены в среднем на 12,3%. Такое решение приняла в пятницу Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК), выполняя решение правительства РФ о порядке финансирования нефтепровода в обход Чечни. Общая стоимость строительства этого трубопровода оценивается в $160 млн. На данный момент построено уже 170 км. из 315 км. По мнению правления ФЭК, тарифы на транспортировку нефти могут быть пересмотрены в зависимости от результатов "Транснефти" за 1999 год.
*****
Со ссылкой на "Интерфакс-АНИ/Ведомости" сообщается, что британо-голландский концерн Royal Dutch/Shell приобретет за $18 млн. долю британской Lasmo Plc. в азербайджанском нефтяном проекте "Инам" (12,5%). Это первый проект Shell в Азербайджане. Одновременно RD/Shell приобретет и долю российской Центральной топливной компании в проекте "Инам" (тоже 12,5%). По словам представителя ЦТК, действия Lasmo и ЦТК в отношении проекта "Инам" полностью скоординированы и доли продаются одновременно. Участниками проекта "Инам" стоимостью около $2 млрд. остаются Госнефтекомпания Азербайджана (50%) и BP Amoco (25% и статус оператора проекта). Запасы перспективной структуры "Инам" оцениваются в 100 млн. тонн нефти и 100 млрд кубометров газа.
*****
"Известия"
В материале "Изгнанник" (авторы - Дмитрий Коптев, Виктория Соколова) ставят под сомнение официальную версию, которую семья Бажаева сообщила средствам массовой информации в связи с захоронением бывшего главы "Альянса" на Даниловском кладбище в Москве. По одним сообщениям, некие правоохранительные органы предупредили родственников, что возможны инциденты во время похорон в Ачхой-Мартане, по другим - опасались надругательства над могилой. Появились даже предположения, что боевики могут выкопать тело с целью потребовать за него выкуп. Свои сомнения авторы обосновывают обязанностью семьи любым способом доставить тело родственника на родину. Никакие "возможные провокации" служить оправданием не могут. Что же касается версии нелегальной эксгумации, то она, по мнению авторов, не выдерживает никакой критики. Подобное действие, в соответствии с адатом, автоматически ведет к объявлению кровной мести обидчику всем тейпом. Учитывая, что центорой - один из сильнейших вайнахских тейпов, трудно себе представить безумца, решившегося на подобную авантюру. Авторы считают возможным такое объяснение: старейшины тейпа центорой сами отказали Бажаеву в праве быть похороненным на родовом кладбище. Все же объяснения - лишь отговорки, призванные спасти лицо семьи и тейпа среди нечеченской общественности, - подчеркивают авторы. Они сообщают, что по обычаю, фактически единственным основанием для подобного тягчайшего наказания может служить сознательное предательство интересов тейпа. Каким образом и какие интересы мог предать Зия Бажаев - остается только гадать. Однако случившееся заставляет по-новому взглянуть на версию его насильственной смерти, считают авторы.
*****
Газета публикует также заметку Алексея Никольского, в которой сообщается, что 19 марта делегация Минтопэнерго РФ во главе с министром Виктором Калюжным отправится с визитом в Китай для участия в переговорах о строительстве российско-китайского нефтепровода. Этот проект, существующий пока в форме самых общих планов, уже вызвал ожесточенную конкуренцию между российскими нефтекомпаниями. Это неудивительно, поскольку Китай в наступающем веке станет одним из самых быстрорастущих рынков сбыта энергоресурсов.
*****
"Новая газета"
В редакционном материале "Среди погибших - трое наших друзей" газета пишет:
О Зие Бажаеве: Про него, Зию Бажаева, многое известно. Нефтяник, человек, сделавший блестящую карьеру, знаток Пушкина, владелец заводов, дворцов, пароходов... "Его место останется незанятым всегда. Зию невозможно заменить. У человечества теперь вакансия навечно", - сказал про него очень умный генерал. А вот - то, что очень мало кто знал. Зия на свои деньги вывез из лагерей беженцев несколько сот человек. Многим при этом спас жизнь: люди доходили от болезней. Он договаривался с МЧС, МПС, оплачивал поезда и еду. Покупал беженцам жилье и снимал для них пансионаты. Мы хотели про это написать. Написать, что жесткий и гордый управленец, "олигарх" не стал таким, как большинство его коллег, которых уже не касается чужая боль: они построили себе отдельные планеты. Зия Бажаев был другим. Иногда казалось, что он взял на себя какой-то личный налог - помогать беспомощным. Зия попросил нас этого не делать. Не писать. "Пусть это останется между ними и мной. Горе не повод для улучшения имиджа". Зия помог и нашей акции "Забытый полк" - нескольких заложников мы вывезли с его помощью. "Только нигде не указывайте мою фамилию". И еще: он умел предлагать помощь первым. До того, как у него попросят. Просто очень остро чувствовал жизнь.
О Николае Тектове: ...В первых выпусках новостей его фамилию второпях неправильно написали. И только профессионалы, охраняющие первых лиц страны, всё поняли сразу. Погиб подполковник Николай Тектов. Один из легендарных сотрудников охраны президента СССР. М. Горбачев: "Николай был одним из тех, кто до конца держался в Форосе, не предал президента страны". Николай Тектов и несколько его коллег не выполнили приказов ГКЧП, не допустили к "охраняемому лицу" даже Крючкова, остановив всемогущего председателя КГБ на пороге. Они обеспечивали безопасность президента, даже не подозревая, чем может закончиться для них эта история. Колю опознали по рукам. По набитым костяшкам - он был боец и держал себя в форме. В тот момент от его рук ничего не зависело. Иначе бы спас.
*****
В материале "Версии катастрофы Як-40" (автор - Леонид Гладун) газета приводит версии случившегося. 1. Что-то произошло с летчиками, т. е. по какой-то причине потеряли сознание один летчик или оба. Но в таком случае самолет либо "нырнул" бы, либо начал задирать нос, уходя от заданного режима набора высоты. Резкого кренения не было бы. А куда деть хлопок, который слышали, а потом, с некоторого момента, вроде бы уже и нет. Это зависит от тех, кому поручено вести расследование, насколько они добросовестны в сборе и анализе материала. Я отрицаю версию потери сознания.
2. Техническая неисправность самолета. Он выработал 2/3 ресурса, исчисляемого в часах, и год не доработал по календарному сроку. В этом нельзя не считаться с мнением фирмы Яковлева. До очередного срока или ремонта, или списания оставалось более года. Качество ремонта и состояние самолета достаточно четко можно проследить по документации. И опять вспоминается хлопок, который теперь стараются куда-то деть. А ведь нельзя сбрасывать со счетов выступление летчика Владимира Смирнова, у которого на Ил-14 тоже был хлопок, кренение, но ему удалось выправить крен и посадить самолет. В случае Смирнова оказалась подпиленной тяга уборки-выпуска левого закрылка, которая и сломалась с хлопком. Ситуация похожая. Нельзя не обратить внимания на тот факт, что из-за недогрузки Вологодского авиапредприятия некоторые самолеты перегоняют в Москву и на них выполняют чартерные рейсы по заказам высокопоставленных лиц. А почему на этих самолетах в безобразном состоянии контрольно-записывающая аппаратура и нет речевого информатора? А вот тяги уборки-выпуска закрылков и тяги управления элеронами нужно найти и тщательно обследовать: есть ли разрыв и каков его характер. Заявлено, что нет следов взрывчатки. А много ли ее нужно для разрыва одной тяги? Кто конкретно осматривал систему управления закрылками и элеронами и кто контролировал готовность? Здесь нужна тщательная работа спецслужбы.
3. Заявление о террористическом акте появилось из-за того, что погибли люди, среди которых и Артем Боровик, и Зия Бажаев. Во-первых, по публикациям Артема Боровика против сильных мира сего легко предположить, что он был неугоден, как были неугодны Дмитрий Холодов, Владислав Листьев и многие другие журналисты. Аналогичное предположение можно сделать и в отношении Зии Бажаева. И еще. По поводу того, кому поручаются расследования, которые "берутся под контроль". Лучше бы расследованиями занимались специалисты в данной отрасли и сотрудники ФСБ, имеющие опыт в данной специальности. И очень важно, чтобы состав комиссии и экспертов не знали те, кто может - в любой форме - повлиять на них.
*****
В материале "Газпром" останется без труб" (автор - Виктор Булатов) сообщается, что РАО "Газпром" тратит до миллиарда долларов в год на импорт из Японии и Италии одношовных труб широкого диаметра (1420 мм) для строительства и ремонта газопроводов. Емкость рынка таких труб в связи со строительством нескольких глобальных газопроводов ("Голубой поток", "Ямал - Европа", "Уренгой - Пекин" и т.д.) в ближайшее время будет только расти. И "Газпрому", конечно, не хочется все эти годы покупать трубы задорого в Японии. А брать по дешевке на Украине уже нельзя: уровень брака там критически опасен. В России одношовных широких труб нужного качества не производят, и Вяхиреву удалось убедить правительство, что государство должно помочь построить на каком-нибудь отечественном металлургическом заводе "стан-5000", который позволит эти трубы выпускать в России. Чтобы газпромовский миллиард оставался в России, что патриотично, черт возьми. Что надо "Газпрому", ясно: снижения издержек, потому что российские трубы будут подешевле японских почти в два раза. Ясно также, что "Газпром" не слишком собирается платить за строительство "стана-5000" самостоятельно, как всякий в России. Поэтому в прошлом году появилась специальная комиссия в Минэкономики (как у нас любят), которая взялась проводить среди девяти меткомбинатов конкурс на право получить "стан-5000" себе. Понятно, что металлурги рубятся за этот заказ жестко: речь идет не только о том, что государство то ли прокредитует, то ли прогарантирует (пока не решили) строительство этого производства. Речь идет о гарантированном рынке сбыта: "Газпром" реально может покупать по 600 - 700 тысяч тонн таких труб в год. Проблема только в том, что Минэкономики, взявшееся за дело, - это такое болото, где, как известно, уже на уровне глав департаментов светлые головы почти не встречаются. Минэкономики - это такая специфическая организация, которая по чистому недоразумению несет на себе функции государственного инвестиционного банка (время от времени кредитуя нужные государству производства) и добивается потрясающих результатов. Весь мир смеется, но в России реальная возвратность по государственным кредитам составляет 16 процентов (при норме 120-140%).
Конкурс на право установки "стана-5000" - еще один ответ на вопрос, почему так получается. Из всей массы хороших, нормальных и плохих предприятий, участвующих в тендере, Минэкономики выбрало самый экстравагантный - Нижнетагильский меткомбинат (НТМК). Металлурги долго смеялись бы, если б им не было так грустно. Одно из самых отсталых в России металлургических производств, на котором ведется многолетняя война за право контроля над оборотом (с судами, с использованием механизма банкротства и т.д.), получило все рекомендации министерства и все шансы, что Путин, собирающийся вовсю заниматься госрегулированием в хозяйстве, одобрит установку "стана-5000" именно на НТМК.
*****
"Профиль", еженедельник
Под заголовком "Прерванный полет" (автор - Инна Лукьянова) журнал публикует статью, посвященную главе "Группы Альянс" Зие Бажаеву (подробно см. в рубрике "Персоналии").
*****
"Эксперт", еженедельник
В материале под заголовком "Бензин еще подорожает" (автор - Тигран Оганесян) сообщается, что сезонное снижение потребительских цен на автомобильный бензин, начавшееся в России в декабре 1999 года (в среднем по основным маркам за зимний период бензин подешевел на 6-7%), как и следовало ожидать, к концу февраля прекратилось. По данным Госкомстата РФ, за последнюю неделю месяца цены как на низко-, так и на высокооктановые марки практически не изменились. Среднероссийская стоимость литра бензина на 28 февраля составила 6,26 рубля, или примерно 22 цента по текущему курсу. Благодаря последовавшему с весны 1999 года бурному подъему мировых цен на нефть и нефтепродукты, с начала мая внутрироссийские цены снова пошли вверх, и к ноябрю средняя по России цена бензина марки Аи-92 достигла пиковой за последние полтора года отметки в 6,97 рубля за литр. В валютном выражении это составило 27 центов.
Наблюдавшийся зимой небольшой сезонный "ценовой откат" (автомобилисты и аграрии отходили от прошлогодних передряг) закончился, и теперь уже с определенной точностью можно предсказывать очередное подорожание бензина. Впрочем, его темпы, по-видимому, будут куда скромнее прошлогодних, и поднять цены выше 30 центов за литр (8,6 рублей по нынешнему курсу) продавцам горючего не удастся. Объемы нефтепереработки в России в минувшем году увеличились по сравнению с 1998 годом на 2,5 млн тонн. Недостатка в нефтепродуктах на российском рынке и, соответственно, нового ценового бума возникнуть не должно, если Минтопэнерго, как и в 1999 году, с 1 апреля жестко ограничит экспортные квоты на бензин и дизельное топливо (предполагается, что на бензин они будут установлены в размере 10%, а на дизтопливо - 5% от общего объема внутреннего производства). Кроме того, необходимо, чтобы нефтяные компании в 2000 году снизили экспорт на 12 млн тонн (об этой "стратегической задаче" на днях заявил Виктор Калюжный).
*****
Под заголовком "Не нефтью единой" (автор - Александр Шумилин) журнал публикует материал, посвященный Объединенным Арабским Эмиратам (подробно см. в рубрике "Нефть в мире").
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены