11 марта 2000 г.
Обзор прессы
11.03.00
"Коммерсантъ"
В материале "В "черном ящике" ничего не было" (автор - Сергей Дюпин) сообщается, что вчера был расшифрован "черный ящик" разбившегося в Шереметьево Як-40. Причину катастрофы, в которой погибли президент холдинга "Совершенно секретно" Артем Боровик, руководитель финансово-промышленной корпорации "Группа "Альянс" и еще семь человек, пытаются выяснить следователи прокуратуры и специалисты по безопасности полетов Межгосударственного авиакомитета (МАК) и Федеральной авиационной службы (ФАС). Сотрудники МАК и ФАС в течение полутора суток пытались разобраться с бортовыми самописцами разбитого самолета и вчера сообщили о том, что данные расшифрованы. Однако, как заявил зампредседателя комиссии МАК по расследованию авиакатастроф Леонид Каширский, "получить данные по расшифровке можно быстро, но нужно их еще правильно понять". На Як-40 была установлена магнитная система регистрации параметров (МСРП), разработанная еще в 60-е годы. Пленка в ней оказалась весьма низкого качества и записанные на ней данные не удовлетворили экспертов. Причем из-за неисправности "черного ящика" не удалось получить важнейшую для расследования информацию о работе двигателей и поперечном крене самолета. Таким образом, не удалось ни подтвердить, ни отклонить ни одну из версий причин катастрофы, выдвинутых накануне. "Окончательный ответ даст только комплексная судебно-техническая экспертиза, - говорит руководитель Московской транспортной прокуратуры Александр Мурзин. - Следствие проверит все версии, а окончательные итоги подведет правительственная комиссия".
*****
В корреспонденции Ирины Рыбальченко сообщается, что Тюменская нефтяная компания к 2001 году планирует расширить розничную сбытовую сеть с 560 до 900 АЗС. Сегодня ТНК продает топливо через 580 АЗС, из которых 280 принадлежат компании, а остальные используются на правах франчайзинга. До конца года ТНК также планирует реконструировать 30 и построить 25 новых автозаправочных станций в Рязанской, Тульской, Калужской, Курской, Тюменской и Карельской областях. ТНК также рассматривает возможность расширения круга частных АЗС, работающих под ее маркой в Москве и планирует заключить соглашение о франчайзинге с владельцами АЗС в Тверской, Пензенской, Тамбовской, Воронежской, Белгородской, Брянской и Владимирской областях. По словам вице-президента нефтекомпании по маркетингу Александра Каплана, увеличение розничной сети будет производиться за счет собственных средств компании.
*****
Газета публикует также заметку Ирины Рыбальченко о том, что Рязанский НПЗ (дочернее предприятие ТНК) приступил к производству дизельного топлива с содержанием серы 0,034% (ранее этот показатель соответствовал 0,2%). Необходимость более глубокой очистки топлива связана с введением с 1 июля 2000 года в Европе нового стандарта на ДТ. С февраля на РНПЗ введен в эксплуатацию первый блок установки по гидроочистке дизельного топлива, в результате чего завод уже произвел 5 тыс. тонн ДТ с низким содержание серы, а к концу года этот показатель может быть увеличен до 150 тыс. тонн. По словам президента ТНК Семена Кукеса, вся продукция ориентирована на экспорт, так как российский рынок испытывает потребность в более дешевом топливе (сегодня разница в стоимости двух видов ДТ составляет $27 за тонну). Общая стоимость проекта реконструкции Рязанского НПЗ оценивается в $260 млн. До конца года в завод будет инвестировано $90 млн. "Скорее всего, это будут деньги ТНК", - заявил Кукес.
*****
Со ссылкой на "Прайм-ТАСС" газета сообщает, что часть рублевых и валютных счетов ОАО "Газпром" (напомним, что "Газпром" является одним из крупнейших инвесторов холдинга "Медиа-Мост и акционером НТВ) может быть переведена из Национального резервного банка в Мост-банк. Представитель Мост-банка не подтвердил и не опроверг эту информацию. Перевод части счетов "Газпрома" в Мост-банк, по словам источника, близкого к банковским кругам, позволит нивелировать определенные трудности банка в связи с закрытием бюджетных счетов московского правительства.
*****
"Сегодня"
Под заголовком "Черный ящик" промолчал" (автор - Виталий Романов) газета сообщает, что специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) закончили "первый прогон" информации с самописца самолета Як-40, разбившегося в четверг в аэропорту "Шереметьево-1". Пока нет ответа на вопрос, что стало причиной катастрофы, унесшей жизни Артема Боровика, Зии Бажаева и еще семи человек. Как рассказал "Сегодня" председатель комиссии по расследованию авиационных происшествий МАК Владимир Кофман, пока нельзя исключить ни одной версии авиакатастрофы. Прояснить ситуацию сможет химический и спектральный анализ при обследовании фрагментов разбившегося самолета. Как говорят специалисты, у них есть примета: если доминирующая версия авиапроисшествия не возникла в течение первых 36 часов, то расследование будет долгим. Некоторые случаи расследуются по нескольку лет. Свежий пример - катастрофа Ту-154 на Шпицбергене. Ее расследовали почти четыре года. Пока что установлено, что в последний выход на связь с наземными службами в 8.39 экипаж запросил разрешение на взлет и получил его. Условия для взлета были благоприятные: согласно метеосводке за 9 марта, скорость встречного южного ветра в девятом часу утра не превышала 4 м/с, погода была солнечной, а видимость идеальной. Начальная фаза - руление и разбег - проходила нормально. В Московской транспортной прокуратуре, расследующей обстоятельства катастрофы, корреспонденту "Сегодня" сообщили, что для установления причин трагедии будет назначена судебно-техническая экспертиза, в ходе которой, в частности, предстоит собрать все фрагменты самолета "до болтика" и сложить из них на специальном стенде самолет заново (это называется "выкладкой"). Будет также проведена всесторонняя судебно-медицинская экспертиза тел всех членов экипажа и пассажиров. Сейчас, по словам работников прокуратуры, ведутся допросы сотрудников наземных служб и собирается документация о техническом состоянии "борта".
*****
"Труд"
В материале "Волжский маршрут" (автор - Михаил Ильичев) сообщается о поездке главы "Газпрома" Рема Вяхирева в Волгоград. Цель визита была понятной: руководитель крупнейшей газовой компании является доверенным лицом кандидата в президенты России В.Путина. Годы безделья и безвластья, считает Вяхирев, подкосили страну. Но особенно сильный удар нанесен газовой отрасли. За "голубое топливо" просто перестали платить. К примеру, Волгоградская область задолжала Газпрому более четырех миллиардов рублей. И если б она одна! Вот почему Вяхирев предлагает программу вывода отрасли из кризиса. Однако, чтобы ее реализовать, требуется политическая воля высшего руководства страны. Р. Вяхирев убежден, что именно Путин сможет "разрубить тугой узел накопившихся проблем". По его мнению, необходимо изменить соотношение цен на энергоносители. Тарифы на электричество, тепло, нефть и газ должны быть пересмотрены. Но прежде надо реально повысить уровень зарплат и пенсий. "Газ - слишком удобное и доступное топливо, - считает Вяхирев. - Потому его все и жгут без разбора". Между тем существует множество продуктов, которые получают из природного газа или же на его основе. Целая гамма химических товаров, те же сельхозудобрения, к примеру. Газпром предлагает использовать газ только там, где без него не обойтись. Российская деревня, скажем, должна быть полностью газифицирована. Государство ведь не в состоянии обеспечить все крестьянские дома печным топливом. Две беды у нашей деревни: холод и голод. Газовики предлагают совместно с губернаторами регионов взять на себя избавление от первой беды. А правительство пусть накормит селян. Зато для выработки электроэнергии вовсе не обязательно поголовно использовать газ. Мы ведь обладаем крупнейшими запасами угля. Его нам, по разным расчетам, хватит от 220 до 880 лет. А газа - только на 80 лет. И залегает он в труднодоступных северных районах. Сколько копий сломано вокруг темы газового экспорта. Мол, ради сиюминутных интересов Газпром обкрадывает детей и внуков. На что Вяхирев отвечает: во-первых, контракты с зарубежными партнерами не вечны и подписаны не более чем на 30 лет, а во-вторых, объемы поставок в общем потоке российского газа незначительны. Но и этот рынок Вяхирев предлагает закрыть после выполнения последнего из заключенных контрактов. С одним условием - за эти годы Россия должна научиться зарабатывать деньги не только за счет сырьевых ресурсов. Пока же отказаться от экспорта "голубого топлива" просто невозможно - кто же тогда станет приносить в госказну валюту?
*****
В материале "Последний полет" (авторы - Ирина Пуля, Юрий Попов, Анатолий Журин, Владимир Янченков, Александр Данилкин) сообщается, что "Як-40", разбившийся в четверг в аэропорту "Шереметьево-1", был выпущен Саратовским авиазаводом в 1976 году. Его владельцем являлось ООО "Вологодское авиапредприятие". По словам генерального директора Юрия Палладия, ресурс самолета составляет 38 тысяч часов, фактический налет на момент аварии составил 22 тысячи часов. Командир экипажа, погибшего вместе с пассажирами в тот злополучный день, отлично знал машину. Коллеги говорят о Сергее Якушине как о настоящем асе и серьезном, собранном человеке. Эдуард Могуев - второй пилот и Василий Наволоцкий - бортмеханик также считались настоящими мастерами своего дела. Как сообщила "Труду" старший помощник московского транспортного прокурора Лидия Глухова, на месте аварии до сих пор продолжают работать сотрудники созданной оперативно-следственной группы. Как говорят в прокуратуре, в ближайшее время ждать официальной версии причины катастрофы не стоит. Даже если все сведения из "черного ящика" будут быстро расшифрованы, придется ждать заключения судебно-технической экспертизы. По словам представителя ОАО "Группа Альянс", члены семьи погибшего и руководство "Группы Альянс", считают происшедшее "трагической случайностью". Любопытно мнение депутата Госдумы РФ, бывшего руководителя ОАО "Дагнефть" Гаджи Махачева: - Я и мои дагестанские коллеги-нефтяники, несмотря на нынешние сложные отношения между Дагестаном и Чечней, глубоко уважали Зию Бажаева. Молодой, энергичный человек, он доказал свой высокий профессионализм в организации производства. Не случайно он имел официальный титул кризис-менеджера, то есть специалиста, способного поднять то или иное предприятие в самой кризисной ситуации. Что касается террористической подоплеки случившегося, то, если это и так, чеченский след мне кажется совершенно маловероятным.
*****
"Независимая газета"
В материале "Теракт возможен, но маловероятен" (автор - Анна Новосельская) также говорится о том, что в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) завершилась расшифровка "черного ящика" разбившегося в минувший четверг самолета Як-40 в аэропорту "Шереметьево-1", на борту которого находились глава холдинга "Совершенно секретно" Артем Боровик и руководитель ОАО "Группа "Альянс" Зия Бажаев. Сотрудники МАК заявляют, что никаких элементов взрывного устройства на месте катастрофы не было обнаружено. Но обязательно будет проведен специальный химический анализ фрагментов разбившегося самолета, потому что ни одной причины нельзя исключать. Тщательному обследованию подвергнутся и детали самолета. Рычаги управления остались в том же положении, как и в момент катастрофы. Также сотрудники МАК заявили, что пока не будут вводиться ограничения на полеты пассажирских самолетов типа Як-40. Курирует работу следствия министр по чрезвычайным ситуациям, вице-премьер Сергей Шойгу. По его словам, до трагедии у Як-40 работали нормально все системы управления. "Пожар удалось быстро локализовать, поэтому можно провести качественную экспертизу", - заявил вчера вице-премьер. Он также сказал, что будут рассматриваться все возможные версии. Отстраненный генпрокурор Юрий Скуратов, комментируя по просьбе журналистов обстоятельства гибели руководителя холдинга "Совершенно секретно" Артема Боровика и главы "Группы "Альянс" Зии Бажаева, заявил в пятницу во Владивостоке, что "все это очень подозрительно". "Я как прокурор пока не могу строить какие-то предположения, не имея четкого анализа ситуации, но в целом это неприятно для российского общества", - отметил Юрий Скуратов. "Детальный анализ всех фактов позволит выстроить более определенную версию", - сказал отстраненный генпрокурор. В Министерстве внутренних дел больше склоняются к "технической версии" авиакатастрофы. Сотрудники МВД предполагают, что одной из причин трагедии могло стать "некондиционное авиационное топливо".
*****
В материале "Вашингтон спешит построить нефтепровод" (автор - Ася Гаджизаде) сообщается, что пеpеговоpы по стpоительству нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан входят в завеpшающую стадию. Именно так можно оценить итоги недавнего стамбульского pаунда пеpеговоpов pабочих гpупп Туpции, Гpузии и Азеpбайджана. Экспеpтам тpех стpан удалось договоpиться по одному из двух пpинципиальных вопpосов, касающихся pеализации пpоекта Основного экспоpтного тpубопpовода (ОЭТ). Речь идет о соглашении между пpавительствами тpанзитных стpан и инвестоpом. В частности, стоpоны договоpились, что пpи pеализации пpоекта ОЭТ потенциальные инвестоpы и междунаpодные финансовые оpганизации совместно изучат и опpеделят адекватный уpовень финансовых обязательств, котоpые способна взять на себя Гpузия. Это означает, что стpаны-паpтнеpы учли позицию Тбилиси, заключающуюся в том, что гpузинская стоpона не имеет возможности взять на себя полную финансовую ответственность за безопасность нефтепpовода и последствия, котоpые могут быть вызваны явлениями, находящимися вне контpоля гpузинского пpавительства. Таким обpазом, пишет автор, Гpузия добилась исполнения pяда своих условий и pазделила ответственность за безопасность нефтепpовода между всеми заинтеpесованными стоpонами.
*****
"Известия"
Материал "Две империи лишились двух императоров" также посвящен трагически погибшим Артему Боровику и Зие Бажаеву. У Бажаева и Боровика общий год рождения - 1960, говорится в материале. Погибли два человека, которые за свою недолгую жизнь сделали невероятные карьеры и многомиллионные состояния. Быстрый взлет - это вообще особенность эпохи "рубежа". Той эпохи, к которой принадлежали они оба.
*****
Материал "Почему Боровик и Бажаев передумали лететь "Трансаэро"?" посвящен расследованию причин случившейся трагедии. Выясняются некоторые обстоятельства, предшествовавшие трагическому полету. Как заявили "Известиям" в авиакомпании "Трансаэро", на имя главы "Группы "Альянс" Зии Бажаева еще 6 марта был забронирован один билет бизнес-класса на вечерний рейс в Киев (8 марта в 18.30). Однако вскоре этот же билет был перебронирован на 09.10 9 марта. Тогда же, 6 марта, этот билет был выкуплен. Передумав лететь "Трансаэро", Зия Бажаев не сдавал билет - в этом не было необходимости, поскольку билет был куплен по самому высокому тарифу и оставался действительным в течение года. Ни охранники Бажаева, ни Артем Боровик этим рейсом лететь не планировали. По крайней мере на их имя билетов в авиакомпании "Трансаэро" никто не бронировал. Когда именно Зия Бажаев и Артем Боровик решили лететь в Киев на самолете "Як-40" авиакомпании "Аэротекс" и когда он был забронирован для этого перелета, до сих пор остается загадкой. Неизвестно также, сколько времени ушло на подготовку самолета. В самой компании "Аэротекс" отказываются отвечать на любые вопросы, связанные с этой катастрофой. Однако, как нам стало известно от источника в МАКе, заявка на вылет разбившегося "Яка" была подана в диспетчерскую службу Шереметьево-1, как и положено, за два часа до вылета, то есть в 6.40 утра в день трагедии.
*****
В материале "Достучаться до "небес" говорится о том, зачем пассажиры погибшего лайнера летели в Киев. Зия Бажаев должен был сразу вылететь из Киева в Казахстан, чтобы принять участие в украинско-казахстанских переговорах о судьбе Херсонского нефтеперерабатывающего завода. Переговоры начались точно в срок - 10 марта, хотя, по сведениям "Известий", украинская сторона рассматривала возможность их переноса из-за трагедии в московском небе. Херсонский НПЗ, находившийся с осени 1999 года во внешнем управлении группы "Альянс", возглавляемой Бажаевым, Украина собирается передать Казахстану. Причина проста - российские нефтяные компании не могли гарантировать необходимую загрузку завода сырой нефтью, а казахстанская сторона взяла на себя такие обязательства. Любопытно, что компания "Казахойл", которая может перехватить у "Альянса" Херсонский завод, сама готовится к распродаже. Казахстан планирует выставить на торги государственный пакет акций "Казахойл". Шансы купить эти акции есть и у российских компаний. Как это ни печально, пишет газета, трагедия в аэропорту Шереметьево-1 может наконец привлечь внимание российского правительства к проблеме, от решения которой зависит престиж страны. Требуя от Украины погашения долгов за газ прибыльными предприятиями, Россия не может обеспечить поставки нефти на заводы, которые Киев охотно готов отдать под наш контроль. Причем мы ведем себя на государственном уровне в высшей степени некорректно по отношению к украинским партнерам - не говорим им ни "нет", ни "да".
10 марта президент Украины Леонид Кучма заявил, что ставить вопрос о погашении украинского долга предприятиями, как это делает Россия, "некорректно и грубо, если не сказать похлеще". Признаем честно: Зия Бажаев с позиций собственных экономических интересов пытался решить проблему, которую не хочет решать государство. Нам предлагают собственность, а мы крутим мозги, вместо того чтобы публично отказаться от нее или согласиться с предложением. Неужели только гибель известного бизнесмена и известного журналиста может быть сигналом, на который отреагирует власть! Неужели только так можно достучаться до российских политических "небес"! Если бы "Як-40" не разбился на взлете, это была бы всего лишь очередная деловая командировка двух деловых людей. Но он разбился. И хотя бы ради памяти о погибших наша власть должна научиться внятно отстаивать экономические интересы страны.
*****
"Восточно-Сибирская правда"
В материале "ТЭК -- 2000" (автор - Вера Кучинская) сообщается, что в Иркутской области впервые разработана комплексная программа развития ТЭК. Автор отмечает, что Иркутская область может полностью обеспечивать себя электроэнергией, мазутом и нефтепродуктами. При этом за последние восемь лет нефтепереработка в области сократилась на 68%, добыча угля - на 40 %, производство электроэнергии - на 22%. Из-за кризиса по объему произведенной продукции угольную промышленность отбросило на 40 лет назад, нефтеперерабатывающую - на 30, электроэнергетику - на 15. Несмотря на подобный "прогресс" в 1999 году впервые за последние 10 лет наметились тенденции роста добычи и потребления угля. В связи с распадом СССР и потерей портов на Балтийском и Черном морях стратегически важным для России стал Азиатско-Тихоокеанский регион. В этом плане Иркутская область имеет особое значение для выхода России на динамично развивающиеся энергетические рынки Китая и Кореи. Связать воедино новые экономические условия, природные ресурсы, внутреннее потребление и производство энергоресурсов, стратегические планы развития всех отраслей ТЭК, экологическую безопасность и призвана областная комплексная программа развития ТЭК.
-- Впервые в области создана программа, где в одной связке рассматриваются стратегические вопросы развития угольной и нефтеперерабатывающей промышленностей, электроэнергетики, энергосбережения, развития добычи газа и нефтепродуктов, - рассказывает заместитель председателя комитета по ТЭК и химической промышленности Юрий Сергеевич Махалов.
Осуществление программы планируется в два этапа. Первый этап - подготовительный. Будет проводиться разведка месторождений, технико-экономическое обоснование Ковыктинского газоконденсатного месторождения. На основе полученных данных можно будет уже определиться в цене на газ. Будут обновляться основные фонды на тепловых станциях, а затем и на гидроэлектростанциях. В зависимости от природных условий (маловодный период, холодная зима) и от развития промышленности будет определена потребность в угле. На этом этапе (до 2005 года) необходимо завершить строительство Мугунского разреза. Второй этап - это реализация крупномасштабных проектов: строительство ЛЭП для экспорта электроэнергии в Китай, освоение Ковыкты и строительство газопровода, освоение областных нефтяных месторождений, что обеспечит ресурсами в первую очередь АНХК. Это планов громадье будет осуществляться с 2005 по 2010 год.
-- По электроэнергии экспортироваться будут только излишки, которые у нас есть сейчас и обязательно будут в ближайшее время, - комментирует Александр Даниилович Соколов, заведующий лабораторией СЭИ, кандидат технических наук,-- Что касается экспорта газа, то прежде чем говорить об этом, нужно определиться с его ценой. Ведь если его разрабатывать только для внутреннего употребления, он не будет конкурентоспособен с углем. Продавая газ по высоким ценам за рубеж, мы получим для себя дешевое топливо. В первую очередь он будет использоваться как сырье для нефтехимиков, так же будет отправляться на котельные и электростанции. Таким образом газ будет дополнять уголь, а не вытеснять. Помимо этого будут решаться и экологические проблемы.
Автор также отмечает, что подобная программа разработана в Приморье, но она включает в себя еще и строительство атомной электростанции. Если сравнить по стоимости, Приморская программа стоит 34 млрд.долларов, наша - 17 млрд.долларов. В областной программе самый дорогостоящий - газовый проект (10 млрд.долларов), экспорт электроэнергии обойдется в 2 млрд.долларов.
*****
"Томская независимая телерадиокомпания", программа "Час Пик"
Сюжет "Поселку Васюган этим летом исполнится 300 лет" (авторы - Николаев, Юлия Мучник) посвящен тому, что Поселку Средний Васюган Томской области этим летом исполнится 300 лет. Когда-то в эти края ссылали со всех концов советской империи. В 60-е Васюган стал центром томской геологии. Тогда же там нашли газ. Его промышленное освоение началось только сейчас. Высокий берег Васюгана - один из немногих участков суши, которые не заливает по весне река. С другой стороны поселка Средний Васюган простирается самое большое в мире болото. Поэтому первая улица Васюгана - Береговая - береговая со всех сторон. На ней люди селились по собственной воле. А по ту сторону Коричневой реки - по чужой. Чуть выше по течению располагался поселок ссыльных Смелый, чуть ниже Ново-Спасское. В самые суровые советские времена население Смелого достигало 3-х тысяч человек. Средним Васюганом дороги ссыльных как правило заканчивались. Сюда перебрасывали особо неугодных из омской области. Так в Среднем Васюгане нашли прибежище литовцы, румыны, молдаване, латыши, белорусы, ранее сосланные в более приветливые края, а на томском берегу великого болота возникли деревни Сидельниково, Тивриз, Рогозино - близнецы омских сидельникова, тивриза и рогозина. По ту сторону болота Васюганом пугали детей. 30 лет отработал Олег Долгополов в Васюганской геологии. Путь от рабочего до заместителя директора нефтегазоразведочной экспедиции Долгополова - это вся история разведки томских недр - от ее начала до ее завершения в середине 90-х.
Геологический бум.начинался Среднем Васюгане в 62-м. Некогда авиарейсы ежедневно связывали Васюган не только с Томском, но и другими городами Сибири. С перестройкой геологическая разведка практически прекратилась. Жизнь в Среднем Васюгане замерла. Большинство ссыльных из прибалтики, молдавии и румынии отсюда уехали. Вертолеты загудели над Васюганом снова в 95-м. Дороги на большую землю отсюда по прежнему нет. Вахты и технику опять везут по воздуху. Поселок попал в зону влияния Востокгазпрома, который начал освоение Северо-Васюганского газоконденсатного месторожденя. Сквозь Степановский яр, где когда-то заготавливали лес ссыльные пролегла дорога к промыслу. А потомки переселенцев, например. турок месхетинец Осман Эксук-Оглы на месте бывшей разведки возводятангары для газовиков. Этот песочный карьер намыли из реки Егум-Ях. Еще в прошлом году васюганцы добирались сюда по воде сутки, чтобы набрать клюквы и брусники. Эти гривы среди болота были самыми ягодными. До гривы от поселка теперь можно добраться за полчаса по новой дороге, но ягоды там больше нет. Что-то приходится выбирать, говорят газовики.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены