Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут

 
 
28 июня 2002 г.
Автор: Константин Баскаев, (С) Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА"
Выставка "Нефтегаз-2002": народные танцы "ЮКОСа" и автогонки ТНК
Сегодня заканчивает работу девятая международная выставка оборудования для нефтяной и газовой промышленности "Нефтегаз-2002".
Мероприятия, подобные выставке "Нефтегаз", случаются не часто. Но каждый раз данная выставка - это заметное событие. И не только для предприятий и людей отраслей топливно-энергетического комплекса. Это заметное событие и для компаний, связанных с предприятиями ТЭК партнерскими и кооперативными связями. Вот и в этот раз в выставке участвовали не только гранды отечественной и зарубежной нефте- и газодобычи, но и сервисные и торговые компании, фирмы, предлагающие добытчикам различные услуги - от программного обеспечения, до строительства вахтовых поселков и обеспечения добытчиков чистым бельем, свежим питанием и современнейшей техникой. Да и где еще и показывать все эти новинки как не на выставке?
Германские партнеры "ЛУКОЙЛа" и "Газпрома" любят "орднунг"
Специально к выставке многие компании "подгадали" целую гроздь новостей, презентаций, встреч с партнерами и журналистами. Как заявил председатель правления компании Verbundnetz Gas AG (Германия) Эвальд Хольст: "Участие в подобной выставке - дорогое удовольствие, но если ты работаешь на международном рынке, то должен регулярно себя показывать. Особенно на выставке "Нефтегаз".
И немцы "показывали" себя в один день - друг за другом шли пресс-конференции и презентации на стендах Verbundnetz Gas AG, Wintershall AG, Ruhrgas AG. Надо отметить, что все немецкие пресс-конференции закончились все же до начала матча мирового чемпионата по футболу между сборными Германии и Южной Кореи, в котором, как известно германская сборная оказалась сильнее.
Правда, с пресс-конференции, проходившей на стенде Wintershall AG, корреспондента журнала "Нефть России" попросили удалиться - не имелось приглашения на это мероприятия. А это не есть "орднунг". Уверения, что в данном случае журналиста не интересуют ни подарки, ни последующий фуршет не помогли. Орднунг оказался превыше предоставления информации. Пришлось за ходом пресс-конференции наблюдать вне стенда.
Оказывается, пресс-конференция была посвящена нескольким моментам. Во-первых, в эти дни "Газпром" и Wintershall AG отмечали 10-летие СП "Вингаз". Как образно выразился председатель правления Wintershall AG Райнир Свитсерлот: "Наше маленькое судно - СП "Вингаз" - за 10 лет стало импозантным крейсером". Действительно, только в минувшем году "Вингаз" поставил на рынок Западной Германии газа на 121 млрд кВт-ч. СП имеет развитую инфраструктуру, включающую 1,9 тыс. км трубопроводов и крупнейшее в Западной Европе подземное газохранилище. В создание этой инфраструктуры партнерами вложено 2,7 млрд евро.
Во-вторых, Wintershall AG учреждает в Новом Уренгое новое СП. Это предприятие, создаваемое совместно с "Уренгойгазпромом" будет осваивать Ачимовское месторождение, сообщил член правления Wintershall AG Бернхард Шмидт.
В-третьих, Wintershall обсуждает возможность сотрудничества с "ЛУКОЙЛом" при разработке оффшорных месторождений в Бразилии, сообщил Райнир Свитсерлот. По его словам, возможность совместного проекта он обсуждал с главой "ЛУКОЙЛа" Вагитом Алекперовым. Он отметил, что, по его мнению, и у обеих компаний есть совместный интерес к проектам освоения оффшорных месторождений в Бразилии.
Глава Wintershall отметил, что совместное сотрудничество с российскими нефтяными компаниями возможно в среднеазиатских республиках, а также при участии в газотранспортных проектах на европейском рынке.
Компания Wintershall и "ЛУКОЙЛ" уже почти 10 лет совместно работают в рамках СП "Волгодеминойл" в Волгоградской области. Как отметил глава Wintershall, компания также обсуждает и другие нефтяные проекты на территории Волгоградской области в рамках СП "Волгодеминойл".
Если Wintershall конкурирует в вопросах поставок газа в Западной Германии с Ruhrgas AG, то Verbundnetz Gas AG (VNG) "отвечает" за снабжение газом Восточной Германии (земли бывшей ГДР). Эвальд Хольст сообщил, что доля компании на германском газовом рынке составляет 16%. По объему товарооборота VNG является одним из крупнейших предприятий восточной Германии. Успех ориентированной на развитие рынка и работу с клиентами стратегии нашел отражение в высокой доле газа - более 27% - в общем объеме потребления первичных энергоносителей на территории деятельности компании, в то время как в среднем по Германии эта доля составляет 21%. VNG сбывает газа больше, чем потребляют Австрия, или Венгрия. Вместе с клиентами VNG намеревается увеличить этот показатель в новых условиях либерализации рынка. Эвальд Хольст подчеркнул, что "Газпром" является долгосрочным партнером VNG, и навряд ли в этом смысле что-либо изменится. Он считает, что энергетический рынок в целом в Европе хорошо сбалансирован, и поэтому ожидать масштабного прихода новых поставщиков не приходится.
Кстати, поэтому представители VNG критически относятся к новым энергетическим инициативам Европейского Союза. "Что даст дешевый газ, если его не будет?", - так отозвался о газовой директиве Европейской Комиссии (ЕК) Эвальд Хольст. Правда, тут же он сказал, хуже всего то, что сразу же после появления этой директивы, вместо работы по ее совершенствованию стали обсуждаться совершенно новые идеи. А хуже всего то, что ЕК диалог с производителями газа - Россией и Норвегией - начала слишком поздно.
Газ в России
К счастью, российский газ продается не только за рубеж, но и внутри страны. Об этом говорили на брифинге, проходившем на стенде "Газпрома". 60% автопарка 29 регионов страны в качестве топлива вместо бензина используют сжиженный природный газ, заявил замдиректора департамента топливно-энергетических ресурсов исполкома СНГ Анатолий Синявский. Отечественные автопредприятия все более убеждаются в преимуществе использования сжиженного газа, учитывая последние резкие повышения цен на бензин.
Например, отметил Синявский, перешедший в конце прошлого года на сжиженный природный газ 41-й московский автокомбинат, уже получил 50 тыс. рублей экономии на каждом из своих 500 автомобилей. И это притом, что за переоборудование каждого автомобиля на новый энергоноситель комбинату пришлось заплатить по 20-30 тыс. рублей, а за организацию принципиально новой автозаправочной станции - 2 млн рублей.
В целом объем транспортировки газа ОАО "Газпром" по России в 2002 году составит 323 млрд кубометров. В 2001году этот показатель достиг 317,5 млрд кубометров, в то время как в 1999 году объем транспортировки составлял лишь 308 млрд кубометров. Общий объем транспортировки газа в 2001году равнялся 512 млрд кубометров в год. К 2003 году "Газпром" намерен вывести газопровод Ямал-Европа на проектную мощность 30 млрд кубометров в год.
При этом рыночная капитализация ОАО "Газпром" за шесть месяцев 2002 года выросла на 75% по сравнению с аналогичным периодом 2001 года и составит, ориентировочно, 28 млрд долларов. Напомним, что, по данным на май 2001 года, рыночная капитализация ОАО "Газпром" была 11 млрд долларов.
В дни работы выставки стало известно, что координационный комитет по разработке Программы комплексного промышленного освоения месторождений полуострова Ямал, состоящий из представителей ОАО "Газпром" и администрации Ямало-Ненецкого автономного округа с участием Минэнерго, завершает подготовку документов, которые будут направлены на рассмотрение правительства. Как сообщил член правления "Газпрома", начальник департамента перспективного развития, науки и экологии Владимир Резуненко, этот документ, предусматривающий не только развитие газодобывающего комплекса полуострова Ямал, но и решение экологических и социальных проблем региона, в начале апреля этого года была направлена во все заинтересованные государственные органы.
К настоящему времени получены замечания и предложения от Министерства экономического развития и торговли, Министерства энергетики и Министерства природных ресурсов, которые в целом поддерживают основные положения Программы. Ожидается, что к концу июня этого года свои отзывы представят Министерство транспорта и МПС. После обобщения поступивших предложений и замечаний, к середине июля Министерство энергетики направит полный пакет документов, посвященных комплексному промышленному освоению месторождений полуострова Ямал, на рассмотрение кабинета министров. Владимир Резуненко уверен в том, что поручение правительства будет выполнено, и Ямал станет основной сырьевой базой газовой промышленности страны в XXI веке.
К сожалению, в эти же дни стало известно и о повышении розничных цен на газ для предприятий и населения, которое произойдет с начала августа.
"Транснефтепродукт" со своей концепцией
Кстати именно в дни работы выставки Михаил Касьянов подписал правительственное постановление о строительстве АК "Транснефтепродукт" двух магистральных нефтепродуктопроводов: Андреевка - Альметьевск и Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск. Строительство и проектирование нефтепродуктопроводов будет осуществляться компанией "Транснефтепродукт" за счет собственных и кредитных средств. Кроме того, компания будет осуществлять функции заказчика. Постановлением ФЭК предписано учитывать в тарифах на транспортировку нефтепродуктов по системе магистральных нефтепродуктопроводов "Транснефтепродукта" средства, необходимые для уплаты процентов за пользование кредитами, привлеченными для финансирования строительства нефтепродуктопроводов. Госстрою, МПР и Госгортехнадзору обеспечить в установленном порядке проведение технической экспертизы, государственной экологической экспертизы, а также экспертизы промышленной безопасности проектов строительства нефтепродуктопроводов.
Администрациям Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей, а также Республики Башкортостан и Республики Татарстан рекомендовано оказывать содействие в решении вопросов, связанных с реализацией проектов строительства нефтепродуктопроводов, в том числе, касающихся землеотвода и перевода земель лесного фонда в иные категории.
Как сообщил мне начальник управления "Транснефтепродукта" по связям с общественностью Анатолий Бабаев, данное правительственное решение хорошо согласуется с разработанной в компании концепцией развития нефтепродуктового транспорта на период до 2010 года. В соответствии с этим документом, доля нефтепродуктопроводов на рынке транспортных услуг будет первоначально доведена до 25%, а затем - до 40. Загрузка же трубопроводов должна составлять в среднем 62-65%, что соответствует мировой практике. А строительство двух нефтепродуктопроводов, о которых идет речь в правительственном постановлении, будет осуществляться в рамках Северного проекта, также разработанного в АК "Транснефтепродукт".
От "Луны" и "Урагана" к установке автокрана
Именно на выставке презентацию своей новой техники провели представители Независимой ассоциации машиностроителей (НАМС).
На пресс-конференции, посвященной презентации, выступили руководители и главные конструкторы заводов ОАО "Автокран" и ОАО "Брянский завод колесных тягачей" (БЗКТ), которые представили спецтехнику нового поколения на специальных шасси высокой проходимости для использования в суровых климатических, дорожных условиях и в труднодоступных районах.
Это, прежде всего, краны, которые разработаны на ОАО "Автокран": КС-6973Б грузоподъемностью 50 т и КС-59711 грузоподъемностью 32 т. Они начали выпускаться в этом году совместно с БЗКТ. В конце года планируется совместный выпуск еще одного принципиально нового и по-своему уникального автокрана грузоподъемностью 100 т. Кооперация предприятий ОАО "БЗКТ" и ОАО "Автокран" по совместному выпуску перспективной техники - оказалась выгодной не только самим предприятиям, которые теперь наиболее рационально используют имеющиеся производственные возможности. Она позволит, что важно, обеспечить высокий технический уровень исполнения новой техники и при этом ее низкую стоимость.
На пресс-конференции обсуждалось совместно с предприятиями-партнерами Автокрана и БЗКТ - программа целевой совместной работы для нефтегазового комплекса. Ведутся переговоры с целым рядом крупных производителей техники и спецоборудования для нефтегазодобывающей отрасли, заинтересованных в использовании спецшасси БЗКТ. Представители многих из них присутствовали и выступали на пресс-конференции.
Тягачи БЗКТ те, кто не служил в армии, раньше могли видеть только в дни военных парадов советской армии. Именно на этих машинах монтировались и монтируются боевые ракетно-артиллерийские комплексы "Луна", "Точка", "Ураган", "Ока", "Оса" и другие. Но, с одной стороны, сейчас нет необходимости в таком количестве подобной техники военного назначения. Во-вторых, у военных нет достаточного количества средств для ее приобретения. И, в-третьих, пришло время конверсии. Все это и заставило машиностроителей удовлетворять потребности рынка в большегрузной технике высокой проходимости.
Уже накоплен некоторый опыт. На базе спецшасси БЗКТ уже успешно работают: установки по ремонту и бурению скважин, нефтепромысловое оборудование, автоцистерны объемом 27-36 м3 для транспортировки и сбора нефтепродуктов, плавающая трехосная амфибия грузоподъемностью 10 т, предназначенная под монтаж различного аварийно-спасательного и пожарного оборудования, а также для перевозки спасательных машин типа "УАЗ".
Недавно в Сургуте открылось представительство "Ивановская марка", представляющее интересы БЗКТ и "Автокрана". Сургут выбран не случайно - в этом регионе в компаниях "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", "ЮКОС" работает около 80 буровых установок на базе шасси БЗКТ. Планируется создание подобных центров в Татарии, Центральном, Южном и Восточных регионах страны - везде, где добываются нефть и газ.
А теперь о танцах и автогонках
На большинстве стендах различных компаний обстановка была сугубо деловой. За исключением разве что времени двух футбольных матчей полуфинала чемпионата мира.
"Татнефть" представляла свою научно-техническую программу. "Стерлинг-групп" внедряла в сознание нефтяников необходимость создания корпоративных информационных систем. Группа "Центр инвест" и компания "Аспен" завлекали опытом реорганизации бизнеса. Кто-то демонстрировал новую технику и технологии, кто-то приборы учета и контроля нефти и нефтепродуктов, и состояния экологии.
Но не забывали на выставке и о том, что, в принципе, любой бизнес несет не только экономическую, но и социальную нагрузку. Именно поэтому на стендах "Сургутнефтегаза" можно было найти буклеты о природоохранной деятельности компании.
А "ЮКОС" в преддверии выставки не только провел конкурс детских рисунков "Мы живем в городе нефтяников", но и представил на своем стенде набор открыток с репродукциями этих работ детей. А на самом стенде "ЮКОСа" в павильоне №2 детский ансамбль танца периодически исполнял, как раньше говорили, "танцы народов СССР". Забавно было смотреть, как прожженные нефтяники, вдруг заслышав музыку, останавливались среди всего выставочного гама и любовались девочками, которые выделывали все возможные танцевальные "па" с кувшинами на голове - был в репертуаре и такой танец.
Но в "ЮКОСе" не забывали и о делах. Вчера, например, председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер и председатель правления ОАО НК "ЮКОС" Михаил Ходорковский подписали Меморандум о взаимопонимании. Согласно документу, НК "ЮКОС" и аффилированные с ней юридические лица передают ОАО "Газпром" 25,58% акций уставного капитала ОАО "Запсибгазпром". "Газпром" принимает на себя обязательства обеспечить заключение договора по реализации в пользу "ЮКОСа" 12% акций ОАО "Арктикгаз" и получит от компании "ЮКОС" дополнительно 3 млн долларов.
Интересно, что Алексей Миллер и директор МГК "Итера" Игорь Макаров подписали вчера аналогичный документ. Согласно ему, стороны договорились о том, что "Газпром" к имеющимся 49% приобретает 51% акций ОАО "Севернефтегазпром", владеющего лицензией на право пользования недрами Южно-Русского месторождения. В свою очередь, дочерние предприятия "Газпрома" - ООО "Сургутгазпром" и ООО "Ноябрьскгаздобыча" заключают с МГК "Итера" договор купли-продажи о передаче последней миноритарных пакетов. Таким образом, компания "Итера" становится владельцем соответственно 3,88% и 3,9% акций в ОАО "НК "Таркосаленефтегаз", а также 10% акций в ОАО "Сибнефтегаз", ранее принадлежащих "Газпрому".
"Работа, связанная с восстановлением контроля над ранее утраченными активами, продолжается достаточно эффективно. "Газпром" еще раз продемонстрировал, что может и умеет договариваться с крупными игроками на нефтегазовом рынке. Мы открыты для широкого диалога с любыми независимыми поставщиками углеводородного сырья. "Газпром" и впредь будет договариваться со своими партнерами на взаимовыгодных условиях. Как известно, контрольный пакет в акционерном капитале нашей компании принадлежит государству. Осуществляя сделки, способные повлиять на рост капитализации, мы действуем как в интересах государства, так и в интересах других акционеров ОАО "Газпром". Кроме того, подобные решения увеличивают баланс газа компании. На примере промышленного освоения Южно-Русского месторождения, чьи подтвержденные запасы оцениваются в 600 млрд кубометров, мы получим дополнительно 15 млрд кубометров в год. Это означает, что компания выйдет на обещанный в ближайшие годы уровень добычи "голубого топлива" - 520-530 млрд кубометров",- заявил Алексей Миллер в связи с подписанием данных документов.
ТНК же на своем стенде устроила почти настоящие автомобильные гонки. Почти "настоящие" потому что были они все же виртуальными. С десяток компьютерных симуляторов позволяли ощутить себя в какой-то мере за рулем такого же "доджа", на котором шоумен и "штатный" гонщик ТНК Николай Фоменко участвует от имени ТНК в различных ралли. Приз победителю - такая же виртуальная гонка в паре с самим Николаем Фоменко. На мой взгляд, такая пи-ар акция ТНК была призвана отвлечь докучливых зевак и досужих журналистов от того, что на самом деле делалось за кулисами стендов ТНК и ТНК-Тексако.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены