30 июня 2000 г.
Обзор прессы
30.06.00
"Ведомости"
В материале "Вяхирев на крючке" (автор - Юлия Бушуева) говорится, что по информации "Вестей", "один из крупнейших акционеров "Газпрома" - государство (владеет более 39% акций) - намерен увеличить свое влияние на процедуру отставки Вяхирева. До сих пор уволить Вяхирева из "Газпрома" можно было только с его согласия. По уставу компании любой член правления может быть досрочно освобожден от занимаемой должности только по единогласному решению совета директоров, в который входит сам Вяхирев. Однако 15 мая этого года Федеральный арбитражный суд Московского округа по иску одного из миноритарных акционеров признал недействительным положение устава (п. 37. 6), делающее Вяхирева бессменным руководителем "Газпрома". В ответ компания предложила поправку к уставу, согласно которой единогласное голосование по вопросу переизбрания члена правления сохраняется, но, если он одновременно входит и в совет директоров, его голос не учитывается". Эта поправка в числе прочих изменений и дополнений к уставу "Газпрома" будет сегодня вынесена на рассмотрение годового общего собрания акционеров компании. "Однако, - пишет автор, - источник "Ведомостей" в правительстве вчера сообщил, что государство намерено голосовать против предложенных "Газпромом" поправок к уставу. Соответствующая директива вчера на момент сдачи номера в печать лежала на столе у премьер-министра Михаила Касьянова… По информации "Ведомостей", "Газпром" не оспаривал судебное определение о признании недействительным п. 37. 6 своего устава. А это означает, что уже после собрания акционеров процедура отставки Вяхирева может измениться - для этого будет достаточно согласия простого большинства членов совета директоров. Однако это вовсе не означает, что государству будет легче отстранить от должности главу "Газпрома". Госпакета акций хватает лишь для того, чтобы провести в совет директоров пять членов, а для увольнения Вяхирева даже с учетом судебного решения необходимо, как минимум, шесть голосов. Источник в аппарате правительства вчера сообщил "Ведомостям", что государство хочет включить в совет директоров "Газпрома" министра имущественных отношений Фарита Газизуллина, замруководителя администрации президента РФ Дмитрия Медведева, зампреда правительства Виктора Христенко, министра экономического развития Германа Грефа и министра по антимонопольной политике Илью Южанова. В списке в который раз не оказалось кандидата от Министерства энергетики".
*****
В материале "Частники отомстили "Транснефти" (автор - Елизавета Осетинская) сообщается, что государство может лишиться дивидендов в $8 млн за 1999 г., которые предполагала перечислить в казну "Транснефть". "Вчера на собрании акционеров транспортного монополиста рассмотрение вопроса о дивидендах было заблокировано частными акционерами. Эти действия стали своего рода ответом на шаги государства, которое не собиралось допускать кандидатов от частников в совет директоров "Транснефти". Вопрос о выплате дивидендов "Транснефти", который должен был рассматриваться на вчерашнем собрании ее акционеров, был заблокирован Арбитражным судом Московской области по иску фирмы "Лерман и Ко", которая владеет небольшим пакетом привилегированных акций транспортной монополии. "Транснефть", 100% голосующих акций которой принадлежит государству, планировала перечислить в казну в виде дивидендов 260 млн руб. Чиновники решили не рисковать:председатель совета директоров "Транснефти" Владимир Станев предложил отложить рассмотрение вопроса о дивидендах до окончания судебных разбирательств". Напоминая предысторию конфликта, автор пишет: ""Лерман и Ко" оспаривает действия основного акционера "Транснефти" на предыдущем годовом собрании в июне 1999 г. Тогда по решению чиновников размер дивидендов на привилегированные акции "Транснефти" был уменьшен с 10% от чистой прибыли (в 1997 г. эта сумма составила около $4 млн) до 50% от номинала одной акции, что соответствует примерно 700 000 руб. Представители "Лерман и Ко" пытаются отменить эти решения через суды. "Лерман и Ко" - не единственная фирма, пожелавшая вмешаться в дела "Транснефти". (В "Лерман и Ко" утверждают, что они представляют интересы всех миноритарных акционеров "Транснефти". ) Так, компании "Беневент" и "Национальное перестраховочное общество", владеющие в совокупности чуть более 20% привилегированных акций "Транснефти", попытались на вчерашнем собрании изменить порядок начисления дивидендов. Право вносить свои предложения на годовое собрание акционеров "Транснефти" "Беневент" и НПО получили потому, что дивиденды за 1998 г. "Транснефтью" не выплачивались и привилегированные акции автоматически превратились в голосующие. А после того как незадолго до собрания Генпрокуратура прекратила расследование сделки, в результате которой "Беневент" и НПО получили свои акции, с этого пакета был снят арест, и его владельцы смогли голосовать им на собрании. "Беневент" и НПО не только требовали изменить схему начисления дивидендов, но и пытались провести своих кандидатов в совет директоров "Транснефти". Но оба предложения частных акционеров были заблокированы госпакетом акций. Вопрос о дивидендах "Транснефти" за 1999 г. теперь отложен до внеочередного собрания акционеров "Транснефти", которое, по словам Станева, будет назначено после рассмотрения иска "Лерман и Ко" 10 июля. Несмотря на неочевидность его результата, руководство "Транснефти" убеждено, что вопрос будет решен в его пользу".
*****
В материале "С ТНХК выводят активы" (автор - Светлана Новолодская) сообщается, что на этой неделе глава Сибирского Химического комбината (СХК) Геннадий Хандорин заявил по местному телевидению, что дочернее предприятие ТНХК - ОАО "ТХК-4" внесло на правах учредителя свое оборудование в новую фирму. По его словам, эта сделка была проведена внешним управляющим ТНХК Михаилом Прохором без оповещения основного собственника комбината, СХК. Как уточняет автор, "АО "ТХК-4" принадлежат установка по производству этиленапропилена и цех по выпуску полиэтилена высокого давления, что составляет почти треть всего оборудования ТНХК. Акциями "ТХК-4" владеют ТНХК (70% ), Восточная нефтяная компания (20% )и СХК (10% ). Все имущество ТХК-4 сдано в аренду ТНХК, однако договор аренды может быть расторгнут в любой момент. Внешний управляющий ТНХК Михаил Прохор не отрицает факта совершения сделки, но говорит, что она проведена в пику "Группе Альянс", которая по соглашению с СХК управляет контрольным пакетом акций Томского комбината. По словам Прохора, "Альянс" сам собирался перевести активы ТНХК на подмосковную фирму. Таким образом, Прохор всего лишь предупредил преступный замысел москвичей, намеревавшихся лишить Томскую область налоговых поступлений. В "Группе Альянс" говорят, что не собирались выводить активы. Как сообщил "Ведомостям" пресссекретарь "Альянса" Сергей Вакунов, группа, наоборот, обратилась в Минатом с предложением о запрещении подобных операций и в министерстве это предложение поддержали". По мнению автора, "вывод активов с ТНХК ^помимо "Альянса" мог быть выгоден еще одной компании. За этой сделкой могла стоять дочерняя структура "Газпрома" "Востокгазпром", которая с осени прошлого года борется за контроль над Томским комбинатом. Если это действительно так, то можно говорить, что отношения между "Альянсом" и внешним управляющим Прохором, совершившим сделку, охладели. А значит, бороться за комбинат московской компании станет сложнее".
*****
"Трибуна"
В материале "Делить готовы все" (автор - Рустем Тэлль) сообщаются подробности выступления заместителя председателя правления ОАО "Газпром" Петра Родионова на Петербургском экономическом форуме. Упоминая об упреках и нападках на "Газпром", часто звучавших в ходе форума, автор встает на защиту монополиста, напоминая, что "отрасль по сравнению с другими составляющими российского ТЭКа удержалась в лидерах. Больше того, из градообразующей в местах добычи, транспортировки и переработки газа превратилась, если можно так сказать, в государственно-образующую. Бюджет страны на четверть формируется за счет отчислений Газпрома: его экспортной выручкой поддерживаются важнейшие государственные программы, спонсируются крупнейшие гуманитарные проекты. Газпром за счет низких отпускных цен на газ и отсрочки платежей потребителей стал донором (вольно или невольно - иной вопрос!) других отраслей и населения. Но роль катализатора экономического роста России дается нелегко. Газпром, по существу, балансирует на зыбкой грани возможного. Проблем - сверх головы, начиная от нехватки средств и крайней изношенности газотранспортных систем до миллиардных неплатежей. У газовиков накопились десятки просьб и предложений к правительству, Центробанку, регионам". "Надо было видеть, - замечает автор, - с каким напряжением слушали в Питере Родионова. Но вслед за ним на трибуну экономического форума поднялся зарубежный гость и вновь посулил: мы вам - кредиты, а вы разбейте Газпром на куски. Знакомый до боли призыв, повторяемый почти с маниакальной настойчивостью. Но почему Газпром пугает, а, скажем, РАО "ЕЭС России" Запад не пугает? Более того, именно зарубежные держатели акций энергетического монополиста высказались против планов реструктуризации РАО "ЕЭС" и дробления его на части, предложенных в компании. В чем тут дело?". По мнению автора, все дело в том, что РАО "ЕЭС России" поставляет на европейский энергетический рынок менее одного процента от выработанной электроэнергии, растворяясь среди истинных монополистов-продавцов. Иное дело, Газпром, обеспечивающий до 20 процентов мировой добычи газа, лидирующий по его экспорту в Европе. Это серьезный конкурент, умеющий добиваться цели. Вспомним, как он обошел американцев с поставками газа в Турцию. Его козырная карта - проект "Голубой поток", под который удалось привлечь инвестиции из Европы и Японии, а в партнеры взять известный итальянский консорциум "ЭНИ", - уже в работе. Тогда как конкуренты только примеряются к альтернативному Прикаспийскому варианту. Отмечу теперь, сколь известные партнеры у Газпрома: "Рургаз", "Винтерсхалл", "Би-Пи-Амоко"... А какие перспективные газовые залежи таятся в недрах России: Западная Сибирь, Тюменский Север, шельф арктических морей, Сахалин, Прикаспийская низменность и другие. Отсюда задача - разбить мощную компанию на отдельные слабые звенья".
*****
"Версты"
Газета сообщает, что Указом президента упразднена Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК). Служба была создана в сентябре 1993 года для надзора за тем, как российские компании и ведомства соблюдают российское законодательство при ведении валютных, экспортно-импортных и других внешнеэкономических операций. А также для обеспечения контроля за экспортом товаров и технологий двойного применения и выполнения международных обязательств РФ в области нераспространения оружия массового уничтожения. ВЭК получил министерский статус, а главное - свободу рук, поскольку являлся ведомством независимым. Три года спустя, в августе 1996 года, ВЭК в одночасье был упразднен. Выглядело это так: в рабочем проекте президентского указа он значился "в перечне", а вот из финальной версии документа исчез.Что же случилось? Если следовать формальной логике, исходя из служебного предназначения ВЭК, понятно, что эта структура мешала тем, кто видел угрозу в контроле со стороны независимого, самостоятельного органа со статусом чуть ли не федерального министерства, кто не хотел "прозрачности" при ведении своих дел. Примечательное совпадение: первые пробные шары, что, мол, разумнее рассыпать ВЭК и передать его функции другим министерствам, стали запускаться в тот момент, когда эксперты службы вплотную занялись проблемой репатриации капиталов. Минфину предполагалось отдать весь валютный контроль, а МВЭС должно было сосредоточить в своих руках весь экспортный контроль.
Но после трехмесячного неопределенного статуса ВЭК все же был возвращен в структуры исполнительной власти новым президентским Указом за № 1611 от 29 ноября, который исправлял ошибку путем "внесения изменения и дополнения" в Указ № 1177. Казалось бы, восстановление ВЭК в правах должно было поставить точку в драматической истории. Но не успели просохнуть чернила на очередном указе, как идея передать часть полномочий этой службы другим органам обрела второе дыхание. Претензии на часть полномочий ВЭК постоянно предъявлялись коллегами-смежниками: в правительство до последнего времени направлялись проекты указов, предусматривающие слияние ВЭК то с ГТК, то с ФСНП. Попутно в прессе с завидной настойчивостью проводилась идея "ненужности" службы (начиная с 1996 года!), которая называлась не иначе, как "мертвой". Хотя на 1 рубль затраченных денег коллектив службы давал в бюджет в 5 раз больше. В последнее время были сняты все разговоры о размытости функций, о том, что ВЭК занимается чуть ли не своим делом. За период существования службы были практически завершены подготовка Концепции развития валютного контроля в России и согласование ряда важных законодательных и нормативных актов. И вот взяли и "рассыпали"! А между тем ВЭК - это не ноу-хау для России. Во многих странах существуют подобные службы: в США - ФИНСЕН, во Франции - ТРАКФИН, в Бельгии - ГОФИ и т. д. Они являются самостоятельными правительственными органами. На этот шаг там пошли сознательно, понимая, что никакие банковские и иные структуры не смогут централизованно отслеживать финансовые потоки, заниматься репатриацией капиталов и борьбой с легализацией преступных доходов.
Кстати, идея создания центра по борьбе с "грязью" пару лет активно разрабатывалась именно в ВЭК и была представлена в правительство РФ. За основу, в частности, была взята модель Финансовой Гвардии Италии, которая имеет богатейший опыт борьбы с мафией и отмыванием денег, полученных незаконным путем. Идея понравилась. Но... ушла в МВД, где такой центр создан. Создать - создали. И все. Пока толку от него не наблюдается. Теперь же ВЭК вновь растащен. Только-только нормально заработавшая система экспортного контроля, видимо, уйдет в Министерство экономического развития и торговли (вспомним МВЭС). А валютный контроль? Он, скорее всего, обретет статус департаментской службы в Минфине (снова вспомним 1996 год!). Господа высокие чиновники ничего лучшего не нашли, как вспомнить хорошо забытое старое, и преподнесли свои "новации" президенту. А тот - согласился. Кстати, по мнению многих экспертов, "рассыпание" ВЭК вызвало бурю восторга в некоторых финансовых кругах - именно в тех, которые в "тени". Теперь можно говорить не только о грядущем потоке инвестиций в Россию, но и о не меньшем оттоке "зелени" за рубеж.
*****
"Труд"
В материале "Газпром" держит отчет" газета сообщает, что из годового отчета за 1999 год крупнейшей российской компании видно, что этот год был для нее далеко не самым простым. Как и в предыдущем году, национальная экономика продолжала преодолевать последствия финансового кризиса. К старым проблемам газовой отрасли добавились новые. Так, сегодня более 80 процентов "голубого топлива" в нашей стране получают на месторождениях с падающей добычей, то есть истощающихся. Поэтому с особой остротой газовики напоминают о необходимости достаточных капиталовложений в освоение углеводородных ресурсов, чтобы не допустить нарастания дефицита газа.
"Какие бы трудности ни вставали на нашем пути, - говорится в обращении к акционерам председателя совета директоров Газпрома Виктора Черномырдина и председателя правления Рема Вяхирева, - мы знаем, что эти трудности преодолимы... При эффективной экономической политике государства ОАО "Газпром" имеет хорошие перспективы как в плане производства, так и в плане привлекательности для инвесторов". Совет директоров ОАО "Газпром" рекомендовал годовому общему собранию акционеров избрать совет директоров численностью 11 человек из следующих кандидатур: Беккер Арнгольт Яковлевич - президент ОАО "Стройтрансгаз"; Бергман Буркхард - заместитель председателя правления "Рургаз АГ"; Вяхирев Рем Иванович - заместитель председателя совета директоров, председатель правления ОАО "Газпром"; Газизуллин Фарит Рафикович - министр имущественных отношений Российской Федерации; Голицын Петр Дмитриевич - глава представительства фирмы "Маннесманн АГ"; Греф Герман Оскарович - министр экономического развития и торговли Российской Федерации; Задернюк Андрей Федорович - председатель Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации; Калюжный Виктор Иванович - заместитель министра иностранных дел Российской Федерации; Малин Владимир Владимирович - первый заместитель председателя Российского фонда федерального имущества; Медведев Дмитрий Анатольевич - заместитель руководителя администрации президента Российской Федерации; Миронов Лев Алексеевич - председатель профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства; Неелов Юрий Васильевич - губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа; Раян Чарльз Эммитт - председатель совета директоров ЗАО "Объединенная финансовая группа"; Тарасов Виктор Иванович - президент негосударственного пенсионного фонда "Газфонд"; Тырышкин Иван Александрович - председатель правления НАУФОР; Устюжанин Геннадий Степанович - заместитель министра энергетики Российской Федерации; Федоров Борис Григорьевич - акционер ОАО "Газпром"; Христенко Виктор Борисович - заместитель председателя правительства Российской Федерации; Черномырдин Виктор Степанович - председатель совета директоров ОАО "Газпром"; Шеремет Вячеслав Васильевич - первый заместитель председателя правления ОАО "Газпром"; Шувалов Игорь Иванович - руководитель аппарата правительства Российской Федерации - министр Российской Федерации; Щербович Илья Викторович - начальник отдела структурирования финансовых продуктов ЗАО "Объединенная финансовая группа"; Щугорев Виктор Дмитриевич - генеральный директор ООО "Астраханьгазпром"; Южанов Илья Артурович - министр Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
*****
Материал "Газпром": вчера, сегодня, завтра" также посвящен газовой теме (подробно см. в рубрике "Компании")
*****
В материале "Дуэль на бензоколонке" (автор - Виссарион Сиснев) сообщается, что обвинение в сговоре, выдвинутое вице-президентом США Альбертом Гором против крупнейших нефтяных компаний (читай - против республиканского претендента на президентство Буша, губернатора "нефтяного" штата Техас) и затем поддержанное Белым домом, опирается на очень убедительную основу. Как пишет автор, "после 15 лет, в течение которых американцы наслаждались низкими ценами на нефтепродукты, они (цены) вдруг взлетели до потолка, став самыми высокими в истории Соединенных Штатов". Стоимость галлона бензина на бензоклонке стала зашкаливать за 2 доллара. Республиканцы, разумеется, винят администрацию Клинтона - Гора, которая ввела якобы слишком строгие нормативы чистоты продукта для производителей бензина. Это, дескать, сказалось на себестоимости, а стало быть, и на потребительских ценах. Плюс к этому - недавнее повышение стоимости нефти-сырца по решению стран ОПЕК. "Но, - считает автор, - республиканцы лукавят. Более строгие экологические требования к нефтяным королям могли вызвать повышение не более чем на 5 центов. Остальное - произвольная накрутка. В некоторых местах, прежде всего на Среднем Западе, эта накрутка без всяких объяснений приводит к периодическому скачку в 10 центов, и никто не знает, когда, на каком рубеже эти скачки прекратятся. "Вашингтон таймс" в этой связи рассказывает об одном любопытном разговоре на бензоколонке, хозяин которой арендует ее у нефтяной компании - одной из крупнейших. По понятным причинам он пожелал остаться безымянным. Так вот он, разоткровенничавшись, сообщил, что был доволен, когда "делал 3-4 цента на галлоне", а теперь делает в 10-15 раз больше, и компания тоже. К этому он добавил, что даже с учетом федеральных и штатных налогов, опековских и экологических наценок бензин мог бы продаваться дешевле одного доллара за галлон. "И все равно всем бы это было выгодно". Гор потребовал, чтобы федеральная торговая комиссия (ФТК) провела расследование этого явления. Комиссия уже вызвала "на ковер" руководителей компаний. То, о чем толковал честный хозяин бензоколонки, после пристального взгляда на ситуацию в нефтеперегонной промышленности вылилось во впечатляющую картину: ее прибыли за полгода выросли на фантастические 500 процентов - еще один рекорд. Но Гор и Клинтон озабочены не только самим колоссальным материальным уроном, который несут миллионы американцев. Это не просто автовладельцы, это - меньше чем через пять месяцев - избиратели. Надежды демократической партии на успех в ноябре главным образом зиждятся на том, что в течение всего срока пребывания Клинтона на президентстве экономическое положение было стабильным и все развивалось по нарастающей".
*****
В материале "Нафта Москва наращивает мускулы" (автор - Валерия Полежаева) сообщается, что компания "Нафта Москва" приобрела контрольный пакет акций ОАО "Варьеганнефть", ранее входившего в состав СИДАНКО, и заявила о создании полноценной вертикально интегрированной нефтяной компании. "Как сообщил на пресс-конференции генеральный директор ОАО "Нафта Москва" Вячеслав Валуев, в настоящее время в собственности общества находится более 70 процентов акций "Варьеганнефти". 38,99 процента акций из них ранее принадлежали СИДАНКО. В первом полугодии они были проданы оффшорным компаниям, а затем их перекупила "Нафта". Остальные акции "Нафта Москва" приобрела на вторичном рынке у Goldenarc Holdings Limited и Henson International Ltd. Сумма сделки не разглашается. Однако стало известно, что покупка акций осуществлена не без согласия СИДАНКО и ее акционера BP Amoco. Кроме того, сделку одобрил один из крупнейших акционеров "Нафта Москва" - ОАО "Сургутнефтегаз". Следует отметить, что контрольным пакетом акций "Нафты", помимо "Сургутнефтегаза", владеет и группа компаний "Союзпромтранс". А 5 процентов привилегированных акций находится у Российского фонда федерального имущества. Покупка контрольного пакета акций ОАО "Варьеганнефть" стала первым шагом в реализации планов по созданию вертикально-интегрированной нефтяной компании, которая станет в будущем одной из ведущих на российском рынке. В дальнейшие планы ОАО "Нафта Москва" входит также расширение бизнеса в сфере нефтедобычи, в частности, участие в разведке месторождений, добыче и переработке сырья".
*****
"Независимая газета"
В материале "Акционеры "Газпрома" готовятся выбрать руководителей" (атор - Людмила Романова) строятся предположения о составе нового совета директоров монополиста. По мнению автора, "весьма вероятное вхождение в совет директоров компании главы "Рургаза" Буркхарда Бергмана дало основание считать, что реструктуризация "Газпрома" неизбежна. Серьезным тому подтверждением является и включение в привилегированный список министра экономического развития и торговли Германа Грефа - большого либерала по части реструктуризаци естественных монополий. Более того, именно его прочат на пост председателя совета директоров компании. Список претендентов на кресла в совет директоров компании, рекомендованный акционерам к избранию его нынешним составом, потрясающе разнообразен. Курьезом выглядит предложение проголосовать за Виктора Калюжного, который около полугода назад ради неудавшейся возможности попасть в директорский корпус "Газпрома" инициировал внеочередное собрание акционеров компании. Сейчас, уже в ранге замминистра иностранных дел и спецпредставителя президента в Каспийском регионе, Виктор Калюжный стал в газовой монополии почти желанным и, видимо, редким гостем. Однако главной сенсацией сегодняшней встречи акционеров компании может стать исключение из корпуса совета директоров его нынешнего председателя Виктора Черномырдина, который вчера заявил о намерении покинуть компанию. Характерно и публичное признание Виктора Черномырдина, что он не прочь сменить работу в "Газпроме" на более активную деятельность в Госдуме. Важно отметить, что в последний год правления Рема Вяхирева человек, занявший кресло председателя совета директоров, станет его преемником. Любопытно, что свое заявление Виктор Степанович сделал почти сразу после беседы с президентом. Старожилы "Газпрома" комментируют это обстоятельство по-своему. Виктора Черномырдина, по их мнению, надо отлучить от управления компанией, поскольку он знает там все ходы и выходы. В этом смысле, по мнению источников "НГ", куда более охотно Кремль сделает ставку на человека относительно отдаленного от компании, но в то же время знакомого со спецификой ее работы. В качестве такового одно время звучало имя губернатора Ямало-Ненецкого АО Юрия Неелова. Однако и его кандидатуры в привилегированном списке не оказалось. Как не оказалось и кандидатуры заместителя председателя правления "Газпрома", совмещавшего этот пост с членством в совете директоров, Вячеслава Шеремета. Не спешат пока оправдаться предположения о возможном приходе в компанию нынешнего главы президентской администрации Александра Волошина. Кремлевским представителем в совете директоров "Газпрома", вероятно, может оказаться первый заместитель главы президентской администрации и потенциальный преемник - Дмитрий Медведев".
*****
В материале "Противостояние продолжается" (автор - Глеб Юлин) сообщаются, что, по мнению представителей ТНК, собрание акционеров ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз", состоявшееся 27 июня 2000 года в г. Мегионе, было проведено с грубыми нарушениями законодательства. Как пишет автор, "непосредственно перед собранием состоялось заседание совета директоров предприятия, на котором было предложено при подсчете голосов не учитывать голоса, поданные за представителей ТНК. Поводом послужило обвинение в том, что группа иностранных акционеров, интересы которых представляет ТНК, якобы нарушила требования закона. Поскольку материалы к заседанию совета директоров заранее не рассылались (в нарушение и закона, и устава "Мегионнефтегаза"), то представители ТНК не могли никаким образом ответить на эти обвинения. Хотя они и проголосовали против данного решения, оно прошло большинством голосов. Впоследствии, уже на собрании акционеров, состав совета директоров был сокращен с 9 до 7 человек. Во вновь избранный совет директоров представители ТНК не прошли".
*****
"Панорама" (Казахстан)
В материале "Экологи прикаспийских стран создают группу экспертов для изучения причин гибели тюленей" (автор - Я.Р.) сообщается, что на этой неделе в Алматы открылся региональный семинар "Оценка трансграничных приоритетов сохранения биоразнообразия Каспийского моря", проводящийся в рамках Международной каспийской экологической программы. Как пишет автор, "последняя объединяет в себе как официальные и неправительственные природоохранные организации пяти прикаспийских стран, так и усилия международных организаций, направленные на сохранение Каспия. Данный семинар, второй в череде планирующихся в рамках программы, был в значительной мере посвящен организационным и структурным вопросам, например, распределению задач и временных рамок для подготовки региональной оценки каспийского биоразнообразия, представления структуры и содержания региональной стратегии сохранения биоразнообразия. Как известно, в рамках Международной экологической программы каждая из пяти прикаспийских стран выполняет свой объем работ. В Казахстане работают два центра - по сохранению биологического разнообразия и оценке колебания уровня моря. Состоялось обсуждение пилотных проектов, представленных каждой из стран-участниц. Среди прикладных решений, принятых на алматинском семинаре, можно отметить организацию рабочей группы экспертов для изучения причин массовой гибели тюленей на Каспии".
*****
Материал "На нефтяной конференции в Москве каспийская тема практически не звучала, хотя российский ТЭК переживает сильный кризис" (автор - Ярослав Разумов) посвящен МIOGE 2000 - 9-ой Московской международной нефтегазовой конференции, российском аналоге популярной в Казахстане KIOGE (подробно см. в рубрике "Нефть в мире")
*****
В материале "Всемирный банк предлагает часть выручки "Казахойла" направлять в нефтяной фонд. Глава "Казахойла" поддерживает эту идею" (автор - Елена Дудка) речь идет о нефтяном фонде, создание которого запланировано в Казахстане. Как пишет автор, "нетрудно догадаться, какие страсти на самом деле кипят вокруг предполагаемого несметного богатства. Даже если отбросить соображения о чьей-то личной заинтересованности в том, чтобы часть будущих сверхприбылей уходила не совсем в фонд, невооруженным взглядом видны естественные противники резервации "лишних" денег. Первый из них, конечно, Минфин. Традиционно Минфин едва сводит концы с концами, выполняя бюджет. "Лишние" деньги позволили бы ему без особых усилий профинансировать дефицит бюджета, раздать долги и построить еще один дворец для себя на другом берегу Ишима. Однако новые нефтедоллары предлагается уводить на зарубежные счета мимо носа Минфина. Более того, есть угроза изъятия из бюджета таких крупных статей доходов, как роялти, бонусы, поступления от приватизации, и передачи их в нефтяной фонд. Управлять этим фондом будут скорее всего иностранные инвестиционные банки. А это значит, что Минфину от кашаганской роскоши достанутся только налоги. Посудите сами - может ли Минфин быть "за" создание фонда?. Второй естественный недоброжелатель фонда - "Казахойл". Эта национальная компания представляет государство в различных нефтегазовых проектах, в том числе совместных. По каждому совместному проекту существует специальное соглашение о разделе продукции. В соответствии с этими соглашениями часть добытой в проекте нефти отходит иностранным инвесторам, а часть - нашему "Казахойлу". "Казахойл" продает эту нефть и деньги, вырученные от продажи, кладет в свой карман (а не в государственный). Причем совершенно официально. Эти деньги должны идти на его развитие как национального оператора, на инвестирование нефтяных проектов и т. п. Между тем, как стало известно Панораме, Всемирный банк настоятельно рекомендует правительству следующую схему наполнения будущего нефтяного фонда. Сначала рассчитать средневзвешенную цену на нефть за 3 года (1 год, 2 года - на выбор). Затем выручку "Казахойла" от продажи нефти рассчитывать так, как будто всю нефть он продал по этой средневзвешенной цене. А прибыль, полученную за счет положительной разницы между реальной ценой и базовой, направлять в фонд. То есть если средневзвешенная цена за последние 3 года составляла (условно) $15 за баррель, а сегодня баррель нефти стоит $30, то выручка от продажи profitoil "Казахойлом" будет поделена поровну между ним и фондом. Но разве же "Казахойл" так просто отдаст "некту" половину своей выручки? Тем более, что он владеет долей в проекте OKIOC. "А что, мировой банк такие рекомендации давал?" - удивился Нурлан БАЛГИМБАЕВ в ответ на вопрос Панорамы о том, как он к этим рекомендациям относится. Но тут же добавил, что принципиально одобряет идею создания фонда. Глава "Казахойла" сообщил нам, что его ведомство готово отдавать часть своей выручки в фонд: "Конечно. Если в этом есть необходимость". Но оговорился, что фонд должен быть открытым, прозрачным, иметь четкую инвестиционную программу и финансироваться за счет не только нефтедолларов, но и поступлений от других отраслей промышленности… Есть, вероятно, и другие структуры, которые будут оказывать или уже оказывают разнонаправленное давление на процесс формирования фонда. А если не сбрасывать со счетов личные аппетиты отдельных граждан, становится очевидным, что вокруг еще несозданного нефтяного фонда начинается великая возня".
*****
В материале "Казахойл" выпустил облигации внутреннего займа на сумму $25 млн" (автор - Олег Хэ) сообщается, что этой событие руководство национальной нефтяной компании расценивает как ""первый прецедент крупных инвестиций в сектор реальной экономики Казахстана через фондовый рынок". Автор также сообщает, что "размещение облигаций на финансовом рынке состоялось в два этапа. Предварительно "Казахойл" выполнил заявки банков и страховых компаний на $24 млн. А неделю назад на KASE прошли торги, на которые ННК выставила облигации на сумму $1 млн. Размещение бумаг фондовики считают "достаточно успешным" уже потому, что национальной компании удалось заимствовать большой объем средств. Из того, что было предложено инвесторам, как сообщили Панораме информированные лица, пенсионные фонды могли приобрести максимум $15 млн. Сколько взяли на самом деле - коммерческая тайна. Но как отмечает биржа, при размещении облигаций "Казахойла" по подписке высокую активность проявили КУПА, которые до настоящего времени практически были лишены возможности инвестировать пенсионные активы в корпоративные бумаги. Кроме того, утверждают специалисты, в покупке облигаций поучаствовали банки-нерезиденты. Предварительно "Казахойл" планировал занять $16 млн. Но в процессе формирования книги заказов среди отечественных инвесторов выяснилось, что спрос на облигации существенно превышает сумму эмиссии. Это послужило причиной перерегистрации выпуска, и его объем был увеличен до $25 млн. Параметры эмиссии следующие: облигации деноминированы в долларах США, номинальная стоимость - $100, срок обращения -2 года, тип купона - полугодовой, купонная ставка - 9% годовых в долларовом исчислении. Оплата размещаемых облигаций и погашение купонов осуществляются в тенге по средневзвешенному курсу KASE, действующему на день выплат. В качестве ведущего менеджера и финансового консультанта по выпуску облигаций выступил консорциум в составе ОАО "Казкоммерц Секьюритиз", ОАО "Народный Банк Казахстана", ЗАО "ДАБ АБН АМРО Банк Казахстан". Другие национальные компании также близки к тому, чтобы выйти на KASE со своими облигациями. В интервью газете директор департамента управления активами ННК "Казахойл" Беимбет ШАЯХМЕТОВ сообщил, что до последнего времени не хватало средств для реализации производственных программ. Решение привлечь средства обосновывается тем, что "цена на нефть достаточно стабильная". Из всего объема заимствованных средств, по его словам, $16 млн будет направлено в разработку месторождений, расположенных в Мангистауской и Атырауской областях, в частности, месторождение "Западное поле" Центральной и Восточной Прорвы, а также блок "2А" компании "Узеньмунайгаз". "За счет инвестиций в течение трех лет можно будет увеличить добычу на месторождении "Западное поле" примерно на 360 тыс. тонн; данное месторождение входит в структуру нашего дочернего предприятия "Казахойл -Эмба", извлекаемые запасы нефти которого составляют около 80 млн тонн", - сообщил г-н Шаяхметов. Еще $9 млн, привлеченных по облигациям, пойдут на маркетинговый бизнес - строительство заправочных станций, нефтебаз и т. д. Общий объем инвестиций, необходимый для разработки "Западного поля", оценивается в $60 млн. Ориентировочно в сентябре-октябре текущего года ННК собирается занять из зарубежных источников порядка $80 млн. "Возможно, это будет частное размещение наших долговых обязательств", - пояснил специалист компании. В соответствующем порядке "Казахойл" провел тендер, по итогам которого в качестве лид-менеджера был избран банк - ABN Amro. "Лид-менеджер сейчас уже вплотную занимается подготовкой информационного меморандума, способствует получению "Казахойлом" кредитного рейтинга", - сообщил г-н Шаяхметов. Не так давно банк направил в ННК миссию, и согласно сделанному запросу компания предоставила полную информацию, "чего никогда не происходило с "Казахойлом". В настоящее время над кредитным рейтингом для ННК работают Standart&Poor's и Moody's. Возможно участие и третьего агентства - Figth, в случае если "ценовое предложение будет для нас приемлемым".
*****
В материале "Вице-премьер Утембаев обрисовал депутатам перспективы создания так называемого нефтяного фонда" (автор - Канат Шаймерденов) сообщается, что 29 июня вице-премьер Ержан УТЕМБАЕВ, выступая в парламенте, заявил, что правительство намерено выйти в законодательное собрание с законопроектом о Национальном фонде Республики Казахстан (известном больше как нефтяной фонд), в котором будут регулироваться все процедурные вопросы касательно планирования, управления и расходования средств фонда. "Это, по сути, будет второй бюджет",- охарактеризовал данный фонд г-н Утембаев, сказав также, что он будет подлежать ежегодному обсуждению в парламенте вместе с бюджетом. Как подчеркивает автор, "объясняя необходимость создания нефтяного фонда, вице-премьер отметил, что Казахстан сегодня готовится официально объявить о запасах нефти на шельфе Каспия, которые, по всей видимости, будут солидными и увеличат сырьевой потенциал страны. Соответственно, учитывая настоящую ценовую конъюнктуру на мировом рынке, доходы государства от экспорта нефти возрастут, что, в принципе, является позитивным моментом, однако с позиции курсовой политики будет способствовать чрезмерному укреплению тенге по отношению к доллару. Структура нефтяного фонда, по словам г-на Утембаева, была выбрана по аналогии с подобными фондами, которые существуют во многих странах мира, имеющих в экономике доминирующие отрасли производства: "Это есть в Иране, Кувейте, Норвегии, штате Аляска; в Бразилии есть кофейный фонд". Казахстанская модель нефтяного фонда предполагает наличие внутри него трех основных направлений. Первое - страховой, резервный фонд, предназначенный для ситуации, когда цены на нефть упадут ниже допустимого уровня. Тогда деньги будут привлекаться для пополнения бюджета. В лучшие времена средства фонда должны быть вложены в депозиты какого-либо крупного, безрискового зарубежного банка. Следующее направление - это накопительный фонд, средства которого вообще будут выступать в качестве НЗ, поскольку предназначаются "для будущего поколения", сказал г-н Утембаев. Доходы этого фонда будут пополняться за счет дивидендов по высоколиквидным акциям иностранных компаний, в которые намерен вкладывать Казахстан. Для примера вице-премьер привел компанию "Мерседес". Третьим в структуре нефтяного фонда станет инвестиционный фонд, который должен финансировать крупные экономические проекты в Казахстане. Однако пока что третье направление сейчас не будет или менее всего будет задействовано, поскольку, считают в правительстве, в стране достаточно денег, чтобы не провоцировать инфляцию, не создавать ситуацию, когда валюты станет больше, "чем может поглотить казахстанская экономика". Самое оптимальное, по мнению вице-премьера, на что можно будет еще расходовать деньги фонда - это инфраструктурные преобразования, погашения госдолга, подготовка кадров, повышение образовательного уровня. Управление нефтяным фондом должно осуществляться советом директоров, который будет избираться из числа представителей правительства, администрации Президента. Г-н Утембаев пообещал, что парламентские представители в нем тоже будут. Фонд, по идее, должен работать достаточно длительное время, лет 20-30, "пока у нас будет нефть".
*****
Под заголовком "Главная функция Нефтяного фонда - сбережение" (автор - Елена Дудка) публикуется интервью с председателем Агентства по стратегическому планированию Республики Казахстан Кайратом Келимбетовым. По словам г-на Келимбетова, вопрос о создании стабилизационного фонда поднимался еще в 1997 году, "Но в условиях экономического кризиса 1998 года и падения мировых цен на нефть доходы Казахстана от продажи углеводородного сырья резко снизились. Проблема резервирования сверхприбылей стала неактуальна. Сегодня ситуация изменилась. Во-первых, возросли цены на нефть. Во-вторых, подтверждается наличие больших запасов нефти на Каспии. В-третьих, в будущем году мы ожидаем вступление в строй КТК. Это значит, что уже в скором времени поток нефтедолларов в Казахстан может резко увеличиться. Поэтому стал обсуждаться вопрос о том, как рационально распорядиться будущими поступлениями. Учитывая международный опыт, большинство членов правительства и заинтересованных госорганов склоняются к тому, чтобы создать специальный фонд. В нем будет сохраняться часть прибыли от продажи невосполняемых природных ресурсов". Келимбетов подчеркнул, что "принципиальное решение ( о создании фонда) принято. "В настоящее время идут дебаты относительно конкретных механизмов наполнения фонда и управления его средствами. Предполагается, что наполнение фонда будет происходить за счет доходов государства от участия в различных нефтегазовых проектах. Соответственно, необходимо определиться с конкретными источниками наполнения фонда - в скольких проектах участвует Казахстан, какова доля его участия и прибыли в этих проектах. Затем предстоит подготовить и внести определенные изменения в действующее законодательство. В мировой практике в подобные фонды также направляются получаемые государством роялти, бонусы, доходы от приватизации нефтяных объектов, дивиденды и т. д. У нас все эти платежи традиционно закладываются в бюджет. Пока мы не можем переориентировать их в фонд, так как это повлечет за собой рост дефицита бюджета. Но в дальнейшем, возможно, часть этих средств будет резервироваться. Ведь это доходы от невосполняемых природных ресурсов, и хотя бы часть их должна быть передана будущим поколениям, а не потрачена на текущие расходы. Что касается управления средствами фонда, то здесь существует два крайних мнения. Одни говорят, что деньги надо переводить на специальные счета за границей. Другие - полностью оставлять в стране, вкладывать в различные производственные проекты и социальные программы. Давайте проанализируем последствия второго мнения. Во-первых, тотальное инвестирование этих средств внутри страны приведет к повышению реального курса национальной валюты (синдром "голландской болезни"), что невыгодно большинству экспортеров и чревато упадком всех отраслей промышленности, кроме нефтегазовой. Когда нефть закончится, окажется, что у нас больше нет ни нефти, ни промышленности. Во-вторых, одна из основных задач фонда - резервировать средства на случай экономических кризисов. Но если деньги будут инвестированы во внутренние проекты, то во время кризиса это может привести к двойному негативному эффекту. Сначала будет невозможно оперативно изъять средства для своевременной защиты экономики от внешних шоков. Потом они все-таки будут изъяты, и проекты будут остановлены". По мнению Келимбетова, "счета фонда должны находиться в распоряжении Министерства финансов. Но министерство может отдать счета под управление Национального банка (как это было, например, в Норвегии) или другому финансовому оператору. Если выбор будет сделан в пользу финансовых операторов, то это должны быть лучшие инвестиционые банки мира. Я считаю, что фонд может быть создан в форме открытого акционерного общества, в совет директоров которого войдут представители Президента, парламента и правительства. Совет директоров должен будет регулярно проводить внешний и внутренний аудит фонда и периодически отчитываться перед Президентом и парламентом о состоянии активов. Средства фонда нужно вкладывать за рубежом, в основном на развитых рынках капитала. Это касается акций, которых должно быть в портфеле активов фонда порядка 30-40%. Что касается облигаций (60-70% от всего портфеля), то это должны быть только облигации компаний, имеющих рейтинг ААА".
*****
"Время по ..." (Казахстан)
В материале "Как взрыв в Кувейте потрясет цены на нефть" сообщается, что взрыв на крупнейшем нефтеперерабатывающем предприятии Кувейта, которое обычно производит 440 тысяч баррелей сырой нефти в день, на неопределенное время закрыл завод. Прежде чем рынок придет в равновесие или заработает нефтеперерабатывающий завод, взрыв будет иметь необычный, двойственный эффект на мировой рынок энергоносителей. Кувейт заменит очищенные продукты, такие как бензин и топливо для реактивных двигателей, сырой нефтью, чтобы снизить цены на сырую нефть, и тем самым вызывая еще большее повышение цен на конечную продукцию, которые уже и так высоки.
Сильный взрыв произошел 25 июня на кувейтском нефтеперерабатывающем заводе "Mina al-Ahmadi", крупнейшем нефтеперерабатывающем предприятии страны мощностью почти 440 тысяч барреле в день. Управляемая государством, Кувейтская нефтяная корпорация (КНК) сообщила, что взрыв был вызван утечкой в газопроводе; на удивление быстро КНК исключила возможность саботажа. Нефтеперерабатывающий завод в основном производит бензин, топливо для реактивных двигателей и дизельное топливо как для экспорта, так и для внутреннего рынка. Согласно кувейтскому эксперту по нефти, около 80% нефтеперерабатывающего завода было повреждено взрывной волной. Министр нефтяной промышленности Кувейта шейх Сауд Насер Аль-Сабах сказал, что завод выйдет на полную мощность через несколько месяцев. Может потребоваться несколько недель только для того, чтобы вывести завод на половину его былой мощности. В результате большое количество кувейтских нефтепродуктов не попадет на рынок несколько недель и будет заменено сырой нефтью. Два других нефтеперерабатывающих предприятия Кувейта работают сейчас на полную мощность, чтобы удовлетворить внутреннюю потребность страны в нефтепродуктах. Сорок процентов нефтяного экспорта Кувейта составляют нефтепродукты. Аль-Сабах, который подал прошение об отставке из-за инцидента, сказал, что придется выбросить за ненадобностью несколько контрактов на эту продукцию. Он добавил, что "было согласовано с КНК - обеспечить клиентов сырой нефтью вместо очищенных продуктов".
*****
"Природные ресурсы России"
Сообщается, что согласно заключениям экологов, использование природного газа заметно улучшает экологическую ситуацию. При сжигании каменного угля и мазута на котельных, в печах, на предприятиях в атмосферу выбрасываются сернистый ангидрид, окись углерода, сажа, пыль золы и другие вредные вещества. За год в воздушный бассейн Барнаула выбрасывается примерно 33 тысячи твердых веществ, а суммарный выброс всех химикатов - около 160 тонн.
*****
Сообщается, что в Германии резко возрос спрос на дизельное горючее, изготовленное из рапсового масла. Так как оно является экологически чистым, на него не распространяется так называемый экологический налог. В результате горючее из рапсового масла значительно дешевле обычного дизельного. Примечательно то, что на нем могут работать практически все современные дизельные двигатели, сообщает радиостанция "Немецкая волна".
*****
Томская независимая телерадиокомпания
В новостной программе "Час Пик" сообщалось со ссылкой на радиостанцию "Европа+Томск", что 28 июня на территории нефтебазы Асиновского филиала Томскнефтепродукта произошло чрезвычайное происшествие. При ручной чистке резервуара объемом в 2 тысячи кубометров произошло возгорание паров нефтепродуктов. В результате два их трех рабочих получили серьезные ожоги и доставлены в больницу. Общая площадь ожогов пострадавших 40%. Их жизнь вне опасности. Как выясниилось, причина взрыва была самая необычная - одетые на рабочих синтетические футболки вызвали статический разряд электричества, который и стал причиной возгорания. Сейчас медики оценивают состояние пострадавших как удовлетворительное.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены