|
19
февраля 2001 г. |
Источник:
ИД "Нефтегазовая вертикаль" |
Президенту,
Правительству, Федеральному Собранию Российской Федерации
|
Рекомендации
участников международного круглого стола "Нефть и газ Западной
Сибири : вчера, сегодня, завтра"
|
г.
Ханты-Мансийск
|
|
Участники
Международного Круглого Стола, обсудив итоги, проблемы и перспективы
разработки углеводородных ресурсов и социально-экономического
развития Запад-ной Сибири, пришли к выводу, что этот регион, сыгравший
ключевую роль в форми-ровании современного топливно-энергетического
комплекса России, в решении энергетических и финансовых проблем
страны, по-прежнему обладает значитель-ным сырьевым, производственным
и кадровым потенциалом. Важнейшим элемен-том современного этапа
развития социально-экономических отношений в России является создание
условий, позволяющих с максимальной эффективностью исполь-зовать
природные богатства Западной Сибири в интересах экономического
развития страны и процветания региона. При этом необходимо стремиться
к комплексному развитию региона на основе конструктивных и взаимовыгодных
отношений между федеральной властью, администрациями субъектов
федерации и бизнесом. |
В
настоящее время на долю Западной Сибири приходится около 66% общероссий-ской
добычи нефти и 91% добычи природного газа. Продукция предприятий
региона обеспечивает получение значительной части валютной выручки
Российской Феде-рации и поступлений в федеральный бюджет. Вместе
с тем ситуация в ТЭК страны приближается к критической черте.
Стремительно "стареют" производственные фонды. Ежегодный прирост
запасов углеводородов компенсирует не более двух третей их добычи.
В нефтедобывающей промышленности по-прежнему высок удельный вес
бездействующих скважин. В газовой отрасли динамично нарастает
степень выработанности трех "базовых" месторождений ОАО "Газпром"
-- Мед-вежьего, Уренгойского и Ямбургского ( на начало 2000 года
-- 78%, 67% и 48% соот-ветственно). Вследствие отсутствия подготовленных
мощностей по добыче в стране впервые за многие годы возникает
дефицит природного газа (с 20 млрд м3 в 2000 году до 40---50 млрд
м3 в ближайшие 2---3 года). |
По
мнению участников Круглого Стола "Нефть и газ Западной Сибири:
вчера, сего-дня, завтра", на ближайшие 20 лет Западная Сибирь
остается главным поставщи-ком энергоресурсов для российских потребителей,
будет играть важную роль в обеспечении стран Западной и Восточной
Европы. |
Участники
Круглого Стола, обращаясь к Президенту РФ, Государственной Думе
РФ, главам Администраций и органов представительной власти субъектов
Федерации Западной Сибири, предлагают следующие рекомендации с
целью повышения эф-фективности и комплексности использования углеводородных
ресурсов региона, яв-ляющихся сегодня ключевым звеном энергетической
безопасности России и соци-ально-экономического развития страны.
|
1.
В целях осуществления единой долгосрочной государственной политики
в сфере рационального использования ресурсов углеводородного сырья,
считаем необходи-мым обеспечить оперативное завершение разработки
и утверждение Энергетиче-ской стратегии Российской Федерации на
период до 2020 года. Ее приоритетами для Западной Сибири должны
стать: |
- принятие
программы стратегического развития топливно-энергетического
ком-плекса на ближайшую и среднесрочную перспективу;
- совершенствование
государственного регулирования нефтегазовой отрасли, обеспечивающего
учет интересов государства, регионов и компаний;
- диверсификация
производства Западной Сибири путем создания отраслей про-мышленности,
нацеленных на углубленную переработку сибирских ресурсов;
- решение
экологических проблем в основных нефте- и газодобывающих районах;
- решение
социальных проблем работников топливно-энергетического комплекса;
- совершенствование
топливного и энергетического обеспечения региона на основе
газификации и электрификации производства и коммунально-бытового
хозяйства.
|
2.
Необходимо дальнейшее развитие целостной и непротиворечивой нормативно-правовой
базы, обеспечивающей инвестиционную привлекательность нефтегазовых
проектов и рациональное недропользование, в том числе следует
в кратчайшие сроки принять: |
- поправки
к Закону РФ "О недрах", закрепляющие:
|
а).
административные меры изъятия у недропользователя (права пользования
недрами которых досрочно прекращены) на возмездных началах имущественных
объектов, наличие которых непосредственно связано с технологическим
процессом добычи полезных ископаемых, при отсутствии добровольного
согласия недрополь-зователя на передачу таких объектов государству,
либо новым недропользовате-лям; |
б).
экономические санкции за нарушение проектных решений, выборочную
от-работку месторождений (нерациональное пользование недрами),
невыполнение ин-вестиционных обязательств в части объемов добычи,
геологоразведочных работ, страхования рисков, причинения ущерба
окружающей природной среде; |
в).
усиление государственного контроля за условиями осуществления
работ, связанных с недропользованием (выполнение проектных решений,
рациональное пользование недр, охрана недр, организация достоверных
замеров добываемых по-лезных ископаемых). |
- Закон
РФ "О магистральном трубопроводном транспорте";
- поправки
к Закону РФ "О соглашениях о разделе продукции", в том числе,
преду-сматривающие возможность подписания и реализации СРП
на условиях "чисто-го" раздела продукции без учета платежей
за пользование недрами;
- нормативно-правовые
акты, конкретизирующие Закон РФ "О соглашениях о раз-деле
продукции", в том числе в части взимания платежей за пользование
недра-ми и государственной доли продукции в натуральном выражении.
|
Необходимо
также разработать и законодательно закрепить порядок расчета и
взи-мания ущерба, нанесенного недропользователем государству в
результате невы-полнения им существенных условий лицензионного
соглашения. |
Кроме
того, полагаем целесообразным провести ревизию действующего и
дорабо-тать нормативно-правовое и методическое обеспечение в области
разработки ме-сторождений, проектирования, строительства и эксплуатации
объектов обустройст-ва нефтегазопромыслов, надежности работы нефтепромыслового
оборудования и охраны окружающей природной среды. |
3.
Крайне актуальной задачей является устранение противоречий между
федераль-ными законами и соответствующими законами субъектов Федерации.
При этом уни-фикация законодательства должна идти в двух направлениях:
с одной стороны, не-обходимо устранить противоречия региональных
законов федеральному законода-тельству; с другой стороны, федеральное
законодательство должно реформиро-ваться с учетом наиболее ценных
наработок, закрепленных в законодательстве субъектов Федерации. |
4.
Следует ускорить налоговую реформу. В работе над Налоговым кодексом
необ-ходимо обеспечить реальный переход от фискального к стимулирующему
деловую активность налогообложению. Для этого учесть, в частности,
следующие рекомен-дации: |
- законодательно
закрепить понятия "новая нефть", "старая нефть", введя стиму-лирующие
налоговые режимы на срок проектной окупаемости инвестиций
для вновь вводимых в действие месторождений и месторождений
на завершающем этапе разработки с высокообводненными остаточными
запасами;
- предусмотреть
налог на дополнительный доход при разработке углеводородов
как альтернативу акцизам на минеральное сырье;
- освобождать
от налогообложения часть прибыли, направляемой на производст-венные
инвестиции;
- перенести
тяжесть налоговой нагрузки с нефтеперерабатывающих предприятий
на уровень розничной торговли нефтепродуктами;
|
В
целях выполнения задачи воспроизводства минерально-сырьевой базы
страны и обеспечения прироста запасов углеводородов до выработки
государственных меха-низмов стимулирования привлечения компаниями
собственных и заемных средств в поиск и разведку месторождений,
обеспечить включение в Налоговый Кодекс главы о ставках ВМСБ,
с ежегодным уменьшением их размеров на 20 процентов. |
5.
Необходимо создать условия, которые бы резко ограничивали сферу
применения систем трансфертного ценообразования. Следует незамедлительно
создать систе-му институтов, обеспечивающих формирование экономически
обоснованных цен для целей налогообложения, включающих в себя
организацию работы нефтяной биржи, установление справочных цен
и т.д. |
6.
Активизировать работу по завершению переговоров и реализации соглашений
о разделе продукции. Обеспечить применение на практике нормы закона
о СРП, по-зволяющей субъектам федерации готовить по согласованию
с федеральным прави-тельством соглашения о разделе продукции по
месторождениям нефти с запасами до 25 млн тонн и природного газа
с запасами до 25 млрд м3. |
7.
Обеспечить нормативное регулирование на уровне Правительства РФ
вопросов, связанных с допуском нефтегазовых компаний к магистральным
трубопроводам "Транснефти" и "Газпрома". |
8.
Укрепление компаний и повышение их экстерриториальности отвечает
интересам нефтяного бизнеса, но не учитывает социально-экономические
проблемы и интере-сы районов добычи, прежде всего территорий,
вступивших в стадии падающей и за-вершающей добычи. |
В
противовес к наметившейся тенденции сверхмонополизации в нефтедобыче
не-обходимо формировать условия для становления и развития широкой
прослойки малых, средних неинтегрированных нефтегазовых компаний.
Такие компании, преж-де всего, должны обеспечивать расширение
инновационной деятельности в сфере поиска, разведки, освоения
и разработки месторождений углеводородов. |
9.
Создать условия, стимулирующие реконструкцию, модернизацию и создание
но-вых нефтегазохимических предприятий и производств, что позволит
решить про-блему рационального использования ресурсов углеводородного
сырья, устранить его безвозвратные потери, оздоровить экологическую
обстановку, решить вопросы обеспечения нефтегазового комплекса
и регионов моторным топливом и сократить огромные встречные перевозки
ГСМ. |
10.
Исходя из того, что недра являются государственной собственностью,
для обес-печения условий непрерывного роста профессионализма руководителей
и специа-листов органов государственного регулирования нефтегазового
сектора экономики Российской Федерации, нефтегазовых компаний
и других недропользователей счи-тать целесообразным разработать
и утвердить Государственные требования к ми-нимуму содержания
и уровню их профессиональной переподготовки. |
27
января 2001 года
|