19 февраля 2001 г.
Источник: ИД "Нефтегазовая вертикаль"
Президенту, Правительству, Федеральному Собранию Российской Федерации
Рекомендации участников международного круглого стола "Нефть и газ Западной Сибири : вчера, сегодня, завтра"
г. Ханты-Мансийск
Участники Международного Круглого Стола, обсудив итоги, проблемы и перспективы разработки углеводородных ресурсов и социально-экономического развития Запад-ной Сибири, пришли к выводу, что этот регион, сыгравший ключевую роль в форми-ровании современного топливно-энергетического комплекса России, в решении энергетических и финансовых проблем страны, по-прежнему обладает значитель-ным сырьевым, производственным и кадровым потенциалом. Важнейшим элемен-том современного этапа развития социально-экономических отношений в России является создание условий, позволяющих с максимальной эффективностью исполь-зовать природные богатства Западной Сибири в интересах экономического развития страны и процветания региона. При этом необходимо стремиться к комплексному развитию региона на основе конструктивных и взаимовыгодных отношений между федеральной властью, администрациями субъектов федерации и бизнесом.
В настоящее время на долю Западной Сибири приходится около 66% общероссий-ской добычи нефти и 91% добычи природного газа. Продукция предприятий региона обеспечивает получение значительной части валютной выручки Российской Феде-рации и поступлений в федеральный бюджет. Вместе с тем ситуация в ТЭК страны приближается к критической черте. Стремительно "стареют" производственные фонды. Ежегодный прирост запасов углеводородов компенсирует не более двух третей их добычи. В нефтедобывающей промышленности по-прежнему высок удельный вес бездействующих скважин. В газовой отрасли динамично нарастает степень выработанности трех "базовых" месторождений ОАО "Газпром" -- Мед-вежьего, Уренгойского и Ямбургского ( на начало 2000 года -- 78%, 67% и 48% соот-ветственно). Вследствие отсутствия подготовленных мощностей по добыче в стране впервые за многие годы возникает дефицит природного газа (с 20 млрд м3 в 2000 году до 40---50 млрд м3 в ближайшие 2---3 года).
По мнению участников Круглого Стола "Нефть и газ Западной Сибири: вчера, сего-дня, завтра", на ближайшие 20 лет Западная Сибирь остается главным поставщи-ком энергоресурсов для российских потребителей, будет играть важную роль в обеспечении стран Западной и Восточной Европы.
Участники Круглого Стола, обращаясь к Президенту РФ, Государственной Думе РФ, главам Администраций и органов представительной власти субъектов Федерации Западной Сибири, предлагают следующие рекомендации с целью повышения эф-фективности и комплексности использования углеводородных ресурсов региона, яв-ляющихся сегодня ключевым звеном энергетической безопасности России и соци-ально-экономического развития страны.
1. В целях осуществления единой долгосрочной государственной политики в сфере рационального использования ресурсов углеводородного сырья, считаем необходи-мым обеспечить оперативное завершение разработки и утверждение Энергетиче-ской стратегии Российской Федерации на период до 2020 года. Ее приоритетами для Западной Сибири должны стать:
  • принятие программы стратегического развития топливно-энергетического ком-плекса на ближайшую и среднесрочную перспективу;
  • совершенствование государственного регулирования нефтегазовой отрасли, обеспечивающего учет интересов государства, регионов и компаний;
  • диверсификация производства Западной Сибири путем создания отраслей про-мышленности, нацеленных на углубленную переработку сибирских ресурсов;
  • решение экологических проблем в основных нефте- и газодобывающих районах;
  • решение социальных проблем работников топливно-энергетического комплекса;
  • совершенствование топливного и энергетического обеспечения региона на основе газификации и электрификации производства и коммунально-бытового хозяйства.
2. Необходимо дальнейшее развитие целостной и непротиворечивой нормативно-правовой базы, обеспечивающей инвестиционную привлекательность нефтегазовых проектов и рациональное недропользование, в том числе следует в кратчайшие сроки принять:
  • поправки к Закону РФ "О недрах", закрепляющие:
а). административные меры изъятия у недропользователя (права пользования недрами которых досрочно прекращены) на возмездных началах имущественных объектов, наличие которых непосредственно связано с технологическим процессом добычи полезных ископаемых, при отсутствии добровольного согласия недрополь-зователя на передачу таких объектов государству, либо новым недропользовате-лям;
б). экономические санкции за нарушение проектных решений, выборочную от-работку месторождений (нерациональное пользование недрами), невыполнение ин-вестиционных обязательств в части объемов добычи, геологоразведочных работ, страхования рисков, причинения ущерба окружающей природной среде;
в). усиление государственного контроля за условиями осуществления работ, связанных с недропользованием (выполнение проектных решений, рациональное пользование недр, охрана недр, организация достоверных замеров добываемых по-лезных ископаемых).
  • Закон РФ "О магистральном трубопроводном транспорте";
  • поправки к Закону РФ "О соглашениях о разделе продукции", в том числе, преду-сматривающие возможность подписания и реализации СРП на условиях "чисто-го" раздела продукции без учета платежей за пользование недрами;
  • нормативно-правовые акты, конкретизирующие Закон РФ "О соглашениях о раз-деле продукции", в том числе в части взимания платежей за пользование недра-ми и государственной доли продукции в натуральном выражении.
Необходимо также разработать и законодательно закрепить порядок расчета и взи-мания ущерба, нанесенного недропользователем государству в результате невы-полнения им существенных условий лицензионного соглашения.
Кроме того, полагаем целесообразным провести ревизию действующего и дорабо-тать нормативно-правовое и методическое обеспечение в области разработки ме-сторождений, проектирования, строительства и эксплуатации объектов обустройст-ва нефтегазопромыслов, надежности работы нефтепромыслового оборудования и охраны окружающей природной среды.
3. Крайне актуальной задачей является устранение противоречий между федераль-ными законами и соответствующими законами субъектов Федерации. При этом уни-фикация законодательства должна идти в двух направлениях: с одной стороны, не-обходимо устранить противоречия региональных законов федеральному законода-тельству; с другой стороны, федеральное законодательство должно реформиро-ваться с учетом наиболее ценных наработок, закрепленных в законодательстве субъектов Федерации.
4. Следует ускорить налоговую реформу. В работе над Налоговым кодексом необ-ходимо обеспечить реальный переход от фискального к стимулирующему деловую активность налогообложению. Для этого учесть, в частности, следующие рекомен-дации:
  • законодательно закрепить понятия "новая нефть", "старая нефть", введя стиму-лирующие налоговые режимы на срок проектной окупаемости инвестиций для вновь вводимых в действие месторождений и месторождений на завершающем этапе разработки с высокообводненными остаточными запасами;
  • предусмотреть налог на дополнительный доход при разработке углеводородов как альтернативу акцизам на минеральное сырье;
  • освобождать от налогообложения часть прибыли, направляемой на производст-венные инвестиции;
  • перенести тяжесть налоговой нагрузки с нефтеперерабатывающих предприятий на уровень розничной торговли нефтепродуктами;
В целях выполнения задачи воспроизводства минерально-сырьевой базы страны и обеспечения прироста запасов углеводородов до выработки государственных меха-низмов стимулирования привлечения компаниями собственных и заемных средств в поиск и разведку месторождений, обеспечить включение в Налоговый Кодекс главы о ставках ВМСБ, с ежегодным уменьшением их размеров на 20 процентов.
5. Необходимо создать условия, которые бы резко ограничивали сферу применения систем трансфертного ценообразования. Следует незамедлительно создать систе-му институтов, обеспечивающих формирование экономически обоснованных цен для целей налогообложения, включающих в себя организацию работы нефтяной биржи, установление справочных цен и т.д.
6. Активизировать работу по завершению переговоров и реализации соглашений о разделе продукции. Обеспечить применение на практике нормы закона о СРП, по-зволяющей субъектам федерации готовить по согласованию с федеральным прави-тельством соглашения о разделе продукции по месторождениям нефти с запасами до 25 млн тонн и природного газа с запасами до 25 млрд м3.
7. Обеспечить нормативное регулирование на уровне Правительства РФ вопросов, связанных с допуском нефтегазовых компаний к магистральным трубопроводам "Транснефти" и "Газпрома".
8. Укрепление компаний и повышение их экстерриториальности отвечает интересам нефтяного бизнеса, но не учитывает социально-экономические проблемы и интере-сы районов добычи, прежде всего территорий, вступивших в стадии падающей и за-вершающей добычи.
В противовес к наметившейся тенденции сверхмонополизации в нефтедобыче не-обходимо формировать условия для становления и развития широкой прослойки малых, средних неинтегрированных нефтегазовых компаний. Такие компании, преж-де всего, должны обеспечивать расширение инновационной деятельности в сфере поиска, разведки, освоения и разработки месторождений углеводородов.
9. Создать условия, стимулирующие реконструкцию, модернизацию и создание но-вых нефтегазохимических предприятий и производств, что позволит решить про-блему рационального использования ресурсов углеводородного сырья, устранить его безвозвратные потери, оздоровить экологическую обстановку, решить вопросы обеспечения нефтегазового комплекса и регионов моторным топливом и сократить огромные встречные перевозки ГСМ.
10. Исходя из того, что недра являются государственной собственностью, для обес-печения условий непрерывного роста профессионализма руководителей и специа-листов органов государственного регулирования нефтегазового сектора экономики Российской Федерации, нефтегазовых компаний и других недропользователей счи-тать целесообразным разработать и утвердить Государственные требования к ми-нимуму содержания и уровню их профессиональной переподготовки.
27 января 2001 года
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены