|
16
февраля 2001 г. |
Доклад
президента ОАО "ЛУКОЙЛ" В.Ю.Алекперова на международной научно-практической
конференции "Инвестиции 2001: новые реалии - новые возможности
Северо-Запада России" в Санкт-Петербурге 15-17 февраля 2001
г.
|
Уважаемый
Председатель, уважаемые дамы и господа, коллеги! |
Международная
научно-практическая конференция "Инвестиции 2001: Новые реалии
- новые возможности Северо-Запада России" проходит в переломное
для России время. Это время оценки того, что сделано, определения
важнейших направлений дальнейшей работы, этап выхода страны на
новый качественный уровень как ведущей мировой державы. |
Важнейшее
место в этом процессе занимает Северо-Западный федеральный округ.
"ЛУКОЙЛ" рассматривает его, без преувеличения, как самый перспективный
регион России, имеющий важнейшее стратегическое значение. |
Сочетание
выгодного экономико-географического положения с мощным научно-технологическим
и культурным потенциалом Санкт-Петербурга в центре, промышленно
развитым интеллектуальным анклавом России - Калининградом - на
Западе и неосвоенными территориями Севера России позволит сегодня
ориентироваться изначально на самые современные технологии работы
и развивать производство и транспорт региона на совершенно новой
технологической основе. |
За
10 лет Компания планирует инвестировать в регион не менее 130
млрд рублей. При этом мы ставим задачу соединить наши инвестиции
с новыми технологиями и достигнуть на этой базе качественно нового
развития Северо-Запада России. |
Большая
нефть Северо-Запада |
Сегодня
в связи с определенным истощением традиционных нефтегазовых провинций
Западной Сибири, Приволжского региона, как никогда остро стоит
проблема введения в эксплуатацию новых месторождений нефти и газа.
Важнейшей из ныне разведанных является Тимано-Печорская нефтегазовая
провинция. Только разведанные запасы 190 месторождений углеводородного
сырья Тимано-Печорского региона близки к 2 млрд тонн, а если включить
перспективу Баренцева моря, то ожидание существенно превысит этот
потенциал. |
В
связи с этим "ЛУКОЙЛ" рассматривает освоение Тимано-Печорской
нефтегазовой провинции как важнейшую государственную задачу. Ясный
план этой работы содержится в разработанном при активном участии
Компании проекте "Федеральной целевой программы комплексного освоения
нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорской провинции до 2005 и последующие
годы". В нем конкретно указаны: |
-
источники финансирования (только доля ЛУКОЙЛа около 400 млрд рублей,
что составляет 66 % от всех инвестиций в регион); |
-
план развития геолого-разведочных работ с ожидаемым приростом
за 10 лет около 400 млн тонн запасов нефти и 30 млрд м3 запасов
газа (затраты Компании на геолого-разведку превысят 13 млрд рублей);
|
-
освоение более 30 новых месторождений с увеличением добычи нефти
в 2010 году до 30 млн тонн против 13 млн тонн в 2000 году. |
Решение
этой задачи мы связываем с использованием всех возможностей региона.
К ее решению мы будем привлекать в первую очередь местные кадры
- специалистов-нефтяников, строителей, других профессионалов.
|
Мы
делаем все возможное, чтобы заказы для обеспечения работ осуществлялись
на отечественных предприятиях. |
Уже
сегодня корабелы Адмиралтейских верфей строят мощные танкеры ледового
класса для работы на Севере. Современные парогенераторы для Республики
Коми изготавливаются в Санкт-Петербурге. В строительстве материально-технологической
базы участвуют нефтяники Коми. В схеме транспортировки нефти задействованы
моряки Мурманска и Архангельска. Проект Варандейского терминала
создан учеными Санкт-Петербурга. |
ВУЗы
Санкт-Петербурга, в первую очередь Горная академия, Ухтинский
и Архангельский университеты по предложению ЛУКОЙЛа готовят специалистов,
которые будут работать на Тимано-Печоре. |
Мы
надеемся, что освоение Тимано-Печоры станет общим делом корабелов,
машиностроителей, работников оборонной отрасли, ученых, творческой
интеллигенции, всего Северо-Западного региона. |
Наша
политика основывается на ясном понимании того, что природные ресурсы
России принадлежат государству и, следовательно, находятся под
контролем федеральных властей. Поэтому необходима четко прописанная
федеральная программа освоения природных богатств России. |
Примером
такой политики является проект "Северные территории", ориентированный
на добычу 100 млн тонн нефти с капитальными вложениями свыше 3
млрд долларов. Этот проект получил одобрение Государственной Думы,
Совета Федерации, подписан Президентом России. В результате его
осуществления доход государства превысит 2,3 млрд долларов. |
Мы
считаем, что на примере этого проекта, который находится на завершающей
стадии согласования, "ЛУКОЙЛ", местные органы власти, федеральные
структуры в лице полномочного представителя Президента РФ по Северо-Западному
федеральному округу, Российского Правительства покажут комплексный
подход к решению крупных практических задач по освоению региона.
|
Другой
подход к этому вопросу, когда функции регулирования недропользованием
опускается ниже федерального уровня, чреват стремлением растащить
природные богатства по своим уделам. |
Хочу
сегодня подчеркнуть, что сырьевые компании всегда были и останутся
национальными, ибо работают по добыче природных сырьевых ресурсов,
которые в отличие от капитала никуда не вывезешь и не спрячешь.
Они всегда будут по своей сути государственными, ибо от их работы
зависит благосостояние каждого гражданина нашей Великой Родины.
Мы надеемся, что проделанная Компанией колоссальная работа по
подготовке к освоению Тимано-Печорской нефтегазовой провинции
получит поддержку Администрации Северо-Западного федерального
округа, призванной, прежде всего, отстаивать интересы страны,
а не отдельных чиновников. |
Расширение
транспортных возможностей |
Северные
регионы отличаются неразвитой инфраструктурой транспортных путей,
а именно транспортная инфраструктура - ключ к освоению природных
богатств Северо-Западного региона. "ЛУКОЙЛ" комплексно подходит
к решению проблем производства и транспорта. |
Мы
поддерживаем проект создания Балтийской транспортной системы,
которая позволит осваивать южную группу нефтяных месторождений
Тимано-Печорской провинции. Соответственно мы будем ориентировать
на БТС наши промысловые нефтепроводы, в том числе строительство
нефтепровода от Харьягинского месторождения до Усинских головных
сооружений. "ЛУКОЙЛ", кстати, уже ведет их строительство. |
Вместе
с тем, тщательный анализ показал, что для северных месторождений
Тимано-Печоры выгодно производить транспортировку нефти морским
путем. Поэтому "ЛУКОЙЛ" совместно с известной американской компанией
"КОНОКО" подготовил обоснования для создания северной транспортной
системы, позволяющей ежегодно перекачивать до 7,5 млн тонн нефти.
Система включит сухопутный и морской трубопроводы и стационарный
морской ледостойкий отгрузочный терминал. |
Это
не только расчеты, это уже практически готовая транспортная система.
В ее реализации мы поставили задачу государственного подхода.
В схему включены: |
-
вопросы создания мощного российского танкерного флота с усиленным
ледовым корпусом (уже построено 8 судов, и завтра в первое плавание
с Санкт-Петербургских Адмиралтейских верфей отправится очередной
танкер "Калининград"); |
-
поддержка ледокольного флота. "ЛУКОЙЛ" участвует в развитии Мурманского
морского пароходства; |
-
совместно с администрацией Мурманской области мы вышли с предложениями
об усилении перевалочной базы Северного флота с целью более эффективного
ее использования и развития, а также строительства нефтеперерабатывающего
завода в этой области, попутно с введением в строй которого решатся
вопросы бункеровки судов в портах Мурманска; |
-
создан и успешно апробирован терминал в поселке Варандей. |
Я
сегодня не буду говорить о требованиях к транспортировке. Единственное
лишь отмечу, что необходимо смелее сочетать частные и государственные
транспортные системы, частные и государственные инвестиции. Регулирование
работы этих систем возможно при помощи тарифов, а сочетание -
это элементарное требование антимонопольной политики государства.
Отмечу, что в 2000 году усилия по совершенствованию транспортной
сети нашло свое выражение в строительстве на Западе России новейшего
перевалочного терминала в г.Калининграде. |
Вертикальная
интеграция: нефть - переработка - сбыт |
Политика
ЛУКОЙЛа в Северо-Западном регионе изначально строится как комплексная,
исключая узко-сырьевую направленность инвестиций. Наряду с ростом
добычи нефти Компания активно стремится развивать ее глубокую
переработку с производством нефтепродуктов, которых должно хватить
и для региона, и для экспорта. |
Мы
планируем и реально добиваемся роста мощностей Ухтинского завода.
В 2000 году инвестиции в НПЗ составили около 400 млн рублей. О
строительстве Мурманского нефтеперерабатывающего завода я уже
сказал. Планируем развитие и реально расширяем сеть нефтепродуктообеспечения. |
Мы
наметили и осуществляем развитие на Северо-Западе сети нефтебаз
и автозаправочных станций. Хотя в современных условиях это не
простая задача. Например, "ЛУКОЙЛ-Коминефтепродукт" обеспечивает
90% потребностей Республики в нефтепродуктах, но износ основных
фондов составляет до 75%. Большинство нефтебаз и АЗС требует реконструкции.
Мы все это осуществляем на практике, причем при соблюдении самых
строгих экологических стандартов. |
Современные
автозаправочные комплексы будут появляться в Архангельской, Калининградской,
Ленинградской, Вологодской, Псковской, Новгородской областях,
Ненецком автономной округе и Республиках Карелии и Коми, г.Санкт-Петербурге.
Все их свяжет современная система обслуживания, удобная схема
расчетов. |
Я
не говорю сегодня о комплексных поставках нефтепродуктов селу,
армейским и флотским формированиям, расположенным на территории
региона. Мы считаем это безусловной задачей и тщательно ее выполняем. |
Социальные
и экологические программы |
Комплексный
подход к развитию добычи нефти подразумевает решение совокупности
экономических, социальных и экологических задач. |
В
каждом регионе затраты ЛУКОЙЛа на социальные программы составят
порядка 2 млрд рублей. Реализация изложенных выше инвестиционных
программ в Северо-Западном федеральном округе даст возможность
за 10 лет увеличить поступления в бюджеты всех уровней до 400
млрд рублей. |
Это
позволит на должном уровне содержать социальную сферу, вовремя
выплачивать зарплаты и пенсии, создавать достойный российского
человека высокий жизненный уровень. Исправляя допущенные нашими
предшественниками ошибки, мы планируем широкий комплекс экологических
работ по очистке и рекультивации ранее загрязненных нефтью земель,
резкому сокращению вредных выбросов с соблюдением необходимого
уровня экологической безопасности. Затраты на эти цели должны
превысить к 2005 году 17 млрд рублей. |
Нами
разработана и осуществляется действенная система экологических
мероприятий, нашедших свое отражение в утвержденной Политике Компании
в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей
среды в XXI веке. Данный документ стал основой для получения ЛУКОЙЛом
Международного сертификата, свидетельствующего о соответствии
нашей деятельности мировым стандартам. Таким образом, наша Компания
готова сосредоточить в Северо-Западном регионе почти пятую часть
своих инвестиций. Я уже говорил, что мы верим в этот регион и
готовы на практике подтвердить свое к нему отношение. |
В
заключение хотелось бы призвать к согласованной совместной работе
администраций федерального округа, территорий и компаний. Надо
устранить здесь имеющееся непонимание. Мы за создание реальной
конкурентной среды в регионе, за честные правила игры, за большие
цели, большие инвестиции и большую напряженную работу для достижения
этих целей. Мы верим в большое будущее Северо-Запада и готовы
сделать все зависящее от нас для продвижения по этому пути. |
|