16 февраля 2001 г.
Доклад президента ОАО "ЛУКОЙЛ" В.Ю.Алекперова на международной научно-практической конференции "Инвестиции 2001: новые реалии - новые возможности Северо-Запада России" в Санкт-Петербурге 15-17 февраля 2001 г.
Уважаемый Председатель, уважаемые дамы и господа, коллеги!
Международная научно-практическая конференция "Инвестиции 2001: Новые реалии - новые возможности Северо-Запада России" проходит в переломное для России время. Это время оценки того, что сделано, определения важнейших направлений дальнейшей работы, этап выхода страны на новый качественный уровень как ведущей мировой державы.
Важнейшее место в этом процессе занимает Северо-Западный федеральный округ. "ЛУКОЙЛ" рассматривает его, без преувеличения, как самый перспективный регион России, имеющий важнейшее стратегическое значение.
Сочетание выгодного экономико-географического положения с мощным научно-технологическим и культурным потенциалом Санкт-Петербурга в центре, промышленно развитым интеллектуальным анклавом России - Калининградом - на Западе и неосвоенными территориями Севера России позволит сегодня ориентироваться изначально на самые современные технологии работы и развивать производство и транспорт региона на совершенно новой технологической основе.
За 10 лет Компания планирует инвестировать в регион не менее 130 млрд рублей. При этом мы ставим задачу соединить наши инвестиции с новыми технологиями и достигнуть на этой базе качественно нового развития Северо-Запада России.
Большая нефть Северо-Запада
Сегодня в связи с определенным истощением традиционных нефтегазовых провинций Западной Сибири, Приволжского региона, как никогда остро стоит проблема введения в эксплуатацию новых месторождений нефти и газа. Важнейшей из ныне разведанных является Тимано-Печорская нефтегазовая провинция. Только разведанные запасы 190 месторождений углеводородного сырья Тимано-Печорского региона близки к 2 млрд тонн, а если включить перспективу Баренцева моря, то ожидание существенно превысит этот потенциал.
В связи с этим "ЛУКОЙЛ" рассматривает освоение Тимано-Печорской нефтегазовой провинции как важнейшую государственную задачу. Ясный план этой работы содержится в разработанном при активном участии Компании проекте "Федеральной целевой программы комплексного освоения нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорской провинции до 2005 и последующие годы". В нем конкретно указаны:
- источники финансирования (только доля ЛУКОЙЛа около 400 млрд рублей, что составляет 66 % от всех инвестиций в регион);
- план развития геолого-разведочных работ с ожидаемым приростом за 10 лет около 400 млн тонн запасов нефти и 30 млрд м3 запасов газа (затраты Компании на геолого-разведку превысят 13 млрд рублей);
- освоение более 30 новых месторождений с увеличением добычи нефти в 2010 году до 30 млн тонн против 13 млн тонн в 2000 году.
Решение этой задачи мы связываем с использованием всех возможностей региона. К ее решению мы будем привлекать в первую очередь местные кадры - специалистов-нефтяников, строителей, других профессионалов.
Мы делаем все возможное, чтобы заказы для обеспечения работ осуществлялись на отечественных предприятиях.
Уже сегодня корабелы Адмиралтейских верфей строят мощные танкеры ледового класса для работы на Севере. Современные парогенераторы для Республики Коми изготавливаются в Санкт-Петербурге. В строительстве материально-технологической базы участвуют нефтяники Коми. В схеме транспортировки нефти задействованы моряки Мурманска и Архангельска. Проект Варандейского терминала создан учеными Санкт-Петербурга.
ВУЗы Санкт-Петербурга, в первую очередь Горная академия, Ухтинский и Архангельский университеты по предложению ЛУКОЙЛа готовят специалистов, которые будут работать на Тимано-Печоре.
Мы надеемся, что освоение Тимано-Печоры станет общим делом корабелов, машиностроителей, работников оборонной отрасли, ученых, творческой интеллигенции, всего Северо-Западного региона.
Наша политика основывается на ясном понимании того, что природные ресурсы России принадлежат государству и, следовательно, находятся под контролем федеральных властей. Поэтому необходима четко прописанная федеральная программа освоения природных богатств России.
Примером такой политики является проект "Северные территории", ориентированный на добычу 100 млн тонн нефти с капитальными вложениями свыше 3 млрд долларов. Этот проект получил одобрение Государственной Думы, Совета Федерации, подписан Президентом России. В результате его осуществления доход государства превысит 2,3 млрд долларов.
Мы считаем, что на примере этого проекта, который находится на завершающей стадии согласования, "ЛУКОЙЛ", местные органы власти, федеральные структуры в лице полномочного представителя Президента РФ по Северо-Западному федеральному округу, Российского Правительства покажут комплексный подход к решению крупных практических задач по освоению региона.
Другой подход к этому вопросу, когда функции регулирования недропользованием опускается ниже федерального уровня, чреват стремлением растащить природные богатства по своим уделам.
Хочу сегодня подчеркнуть, что сырьевые компании всегда были и останутся национальными, ибо работают по добыче природных сырьевых ресурсов, которые в отличие от капитала никуда не вывезешь и не спрячешь. Они всегда будут по своей сути государственными, ибо от их работы зависит благосостояние каждого гражданина нашей Великой Родины. Мы надеемся, что проделанная Компанией колоссальная работа по подготовке к освоению Тимано-Печорской нефтегазовой провинции получит поддержку Администрации Северо-Западного федерального округа, призванной, прежде всего, отстаивать интересы страны, а не отдельных чиновников.
Расширение транспортных возможностей
Северные регионы отличаются неразвитой инфраструктурой транспортных путей, а именно транспортная инфраструктура - ключ к освоению природных богатств Северо-Западного региона. "ЛУКОЙЛ" комплексно подходит к решению проблем производства и транспорта.
Мы поддерживаем проект создания Балтийской транспортной системы, которая позволит осваивать южную группу нефтяных месторождений Тимано-Печорской провинции. Соответственно мы будем ориентировать на БТС наши промысловые нефтепроводы, в том числе строительство нефтепровода от Харьягинского месторождения до Усинских головных сооружений. "ЛУКОЙЛ", кстати, уже ведет их строительство.
Вместе с тем, тщательный анализ показал, что для северных месторождений Тимано-Печоры выгодно производить транспортировку нефти морским путем. Поэтому "ЛУКОЙЛ" совместно с известной американской компанией "КОНОКО" подготовил обоснования для создания северной транспортной системы, позволяющей ежегодно перекачивать до 7,5 млн тонн нефти. Система включит сухопутный и морской трубопроводы и стационарный морской ледостойкий отгрузочный терминал.
Это не только расчеты, это уже практически готовая транспортная система. В ее реализации мы поставили задачу государственного подхода. В схему включены:
- вопросы создания мощного российского танкерного флота с усиленным ледовым корпусом (уже построено 8 судов, и завтра в первое плавание с Санкт-Петербургских Адмиралтейских верфей отправится очередной танкер "Калининград");
- поддержка ледокольного флота. "ЛУКОЙЛ" участвует в развитии Мурманского морского пароходства;
- совместно с администрацией Мурманской области мы вышли с предложениями об усилении перевалочной базы Северного флота с целью более эффективного ее использования и развития, а также строительства нефтеперерабатывающего завода в этой области, попутно с введением в строй которого решатся вопросы бункеровки судов в портах Мурманска;
- создан и успешно апробирован терминал в поселке Варандей.
Я сегодня не буду говорить о требованиях к транспортировке. Единственное лишь отмечу, что необходимо смелее сочетать частные и государственные транспортные системы, частные и государственные инвестиции. Регулирование работы этих систем возможно при помощи тарифов, а сочетание - это элементарное требование антимонопольной политики государства. Отмечу, что в 2000 году усилия по совершенствованию транспортной сети нашло свое выражение в строительстве на Западе России новейшего перевалочного терминала в г.Калининграде.
Вертикальная интеграция: нефть - переработка - сбыт
Политика ЛУКОЙЛа в Северо-Западном регионе изначально строится как комплексная, исключая узко-сырьевую направленность инвестиций. Наряду с ростом добычи нефти Компания активно стремится развивать ее глубокую переработку с производством нефтепродуктов, которых должно хватить и для региона, и для экспорта.
Мы планируем и реально добиваемся роста мощностей Ухтинского завода. В 2000 году инвестиции в НПЗ составили около 400 млн рублей. О строительстве Мурманского нефтеперерабатывающего завода я уже сказал. Планируем развитие и реально расширяем сеть нефтепродуктообеспечения.
Мы наметили и осуществляем развитие на Северо-Западе сети нефтебаз и автозаправочных станций. Хотя в современных условиях это не простая задача. Например, "ЛУКОЙЛ-Коминефтепродукт" обеспечивает 90% потребностей Республики в нефтепродуктах, но износ основных фондов составляет до 75%. Большинство нефтебаз и АЗС требует реконструкции. Мы все это осуществляем на практике, причем при соблюдении самых строгих экологических стандартов.
Современные автозаправочные комплексы будут появляться в Архангельской, Калининградской, Ленинградской, Вологодской, Псковской, Новгородской областях, Ненецком автономной округе и Республиках Карелии и Коми, г.Санкт-Петербурге. Все их свяжет современная система обслуживания, удобная схема расчетов.
Я не говорю сегодня о комплексных поставках нефтепродуктов селу, армейским и флотским формированиям, расположенным на территории региона. Мы считаем это безусловной задачей и тщательно ее выполняем.
Социальные и экологические программы
Комплексный подход к развитию добычи нефти подразумевает решение совокупности экономических, социальных и экологических задач.
В каждом регионе затраты ЛУКОЙЛа на социальные программы составят порядка 2 млрд рублей. Реализация изложенных выше инвестиционных программ в Северо-Западном федеральном округе даст возможность за 10 лет увеличить поступления в бюджеты всех уровней до 400 млрд рублей.
Это позволит на должном уровне содержать социальную сферу, вовремя выплачивать зарплаты и пенсии, создавать достойный российского человека высокий жизненный уровень. Исправляя допущенные нашими предшественниками ошибки, мы планируем широкий комплекс экологических работ по очистке и рекультивации ранее загрязненных нефтью земель, резкому сокращению вредных выбросов с соблюдением необходимого уровня экологической безопасности. Затраты на эти цели должны превысить к 2005 году 17 млрд рублей.
Нами разработана и осуществляется действенная система экологических мероприятий, нашедших свое отражение в утвержденной Политике Компании в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды в XXI веке. Данный документ стал основой для получения ЛУКОЙЛом Международного сертификата, свидетельствующего о соответствии нашей деятельности мировым стандартам. Таким образом, наша Компания готова сосредоточить в Северо-Западном регионе почти пятую часть своих инвестиций. Я уже говорил, что мы верим в этот регион и готовы на практике подтвердить свое к нему отношение.
В заключение хотелось бы призвать к согласованной совместной работе администраций федерального округа, территорий и компаний. Надо устранить здесь имеющееся непонимание. Мы за создание реальной конкурентной среды в регионе, за честные правила игры, за большие цели, большие инвестиции и большую напряженную работу для достижения этих целей. Мы верим в большое будущее Северо-Запада и готовы сделать все зависящее от нас для продвижения по этому пути.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены