13 декабря 2000 г.
Автор: Дмитрий Завьялов
Горючие слезы
Падение цены на нефть составило за прошлую неделю почти шесть долларов за баррель (около 19 процентов). В этом году не было случая, чтобы нефть обесценивалась так быстро. Девятого декабря баррель нефти стоил уже менее 26 долларов. Одновременно стало известно, что правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле, которую возглавляет вице-премьер Алексей Кудрин, приняла решение увеличить ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Ставка экспортных пошлин на сырую нефть увеличена до 48 евро за тонну, на дизельное топливо - до 39 евро, на мазут - до 31, на бензин - до 39 евро.
Соответствующее постановление премьер-министр Михаил Касьянов может подписать уже на следующей неделе, сообщил секретарь комиссии, руководитель департамента Минэкономразвития Андрей Кушниренко. Согласно действующей шкале таможенных пошлин, принятой правительством в марте прошлого года, если мировая цена на нефть в течение двух месяцев будет превышать 30 долларов за баррель, правительство должно вводить ставку 41 евро за тонну. Однако комиссия решила учесть, что за год курс евро по отношению к доллару снизился на 16%. Поэтому ставку повысили до 48 евро за тонну. Такие расчеты будут проводиться регулярно при каждой корректировке пошлин на нефть. При этом "комиссия исходит из понимания", что с повышением пошлин могут быть отменены балансовые задания на поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. Таким образом, комиссия отказалась от пересмотра самой шкалы экспортных пошлин.
Но чем же грозит падение цен на нефть на мировом рынке с одновременным ростом таможенных пошлин? Рядовому гражданину страны практически ничем. А вот нефтяным компаниям придется несколько "ужаться". Во-первых, правительство, как обычно, несколько опаздывает с повышением таможенных пошлин. Правда, и со снижением оно также опаздывает. В данном случае ситуация обострена тем, что нефтяные компании уже сверстали свои финансовые планы на 2001 год. И потери от падения цен и от роста таможенных платежей в первую очередь отзовутся на инвестиционных проектах - именно их финансирование будет "секвестировано" в первую очередь. Резкое изменение "правил игры" со стороны правительства нарушает все расчеты нефтяников, что повлечет за собой сокращение инвестиционных программ. В перспективе ставится под вопрос принятая недавно программа экономического развития России до 2020 года, предполагающая объем инвестиций в экономику в объеме 700 млрд. долларов. Именно на долю нефтяных компаний приходится до 80 процентов указанной суммы. То есть в долгосрочной перспективе, решая сиюминутные проблемы "починки бюджета", правительство ставит под угрозу устойчивость энергетического рынка страны.
Можно задаться вопросом, а не подорожает ли автомобильное горючее? Президент Российского топливного союза (РТС) Сергей Борисов полагает, что прямого влияния колебания цены на нефть на мировом рынке на стоимость автомобильного топлива в России не оказывают. Однако в РТС не уверены, что 2001 год для внутреннего автомобильного рынка не обойдется без потрясений. Скажем, члены РТС из Ставрополья уже сейчас бьют тревогу - с каким горючим проводить посевную 2001 года? При этом сохраняется опасность, что весь российский топливный рынок будет поделен между 5-6 основными нефтяными компаниями, и мелкие владельцы АЗС останутся вообще без бензина. Тогда каждую осень рынок автомобильного горючего ожидает еще большие потрясения, чем обычно.
Некоторые регионы в условиях монополий вообще живут в состоянии постоянного стресса этого рынка. Как, скажем, Камчатская область. Президент Ассоциации владельцев АЗС Камчатской области Борис Добженецкий сообщил, что областной монополист АО "Камчатнефтепродукт" устанавливает для мелких АЗС собственную стоимость перевалки тонны нефтепродуктов - от 2,8 тыс. руб. до 6 тыс. Себестоимость же этой операции - 68 руб. Все обращения в самые разнообразные антимонопольные ведомства до сих пор не принесли никакой пользы.
В столице ситуация полегче, что отражается на ценниках на АЗС. Но РТС бьет тревогу по другому поводу. С первого января вступает в силу распоряжение правительства о трехкратном увеличении акцизов на автомобильный бензин. При этом на его составляющие - прямогонный и технический бензины - ставка акциза не увеличивается. И что получится? На АЗС увеличится доля "паленого" бензина. И без того на рынке столице доля суррогатного бензина составляет 15 процентов. А в регионах эта доля доходит и до 30 процентов! Следует ожидать, что после нового года доля поддельного автомобильного топлива вырастет повсеместно.
Как бороться с "суррогатчиками"? Во-первых, полагают в РТС необходимо установить одинаковые акцизы как на автомобильный бензин, так и на прямогонный и технический. А во-вторых, ужесточить отношение к ним. Например, штрафы должны быть не 4 тыс. рублей как сейчас, а в 5-20 раз больше. И контролирующие органы должны получать свой процент с этих штрафов, это поможет избежать коррупционного сговора, надеются в РТС. Подобное отношение к продавцам "паленого" бензина в Санкт-Петербурге дало следующие результаты. При тотальных проверках, проводимых на всей "бензиновой" цепочке "северной столицы", за 11 месяцев выявлено всего 11 случаев продаж поддельного бензина, сообщил председатель Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Сергей Ветлугин. А замминистра энергетики Евгений Морозов полагает, что продажу поддельного бензина стимулирует отсутствие соответствующих "норм защиты прав потребителя".
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены