12 декабря 2000 г.
Автор: Дмитрий Завьялов
"Мажейкю Нафта" тоже хочет нефти
"Вильямс" поступился литовскими принципами
Недавно в Москве состоялась презентация литовской компании "Мажейкю Нафта". В ее состав входит три подразделения: Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), нефтеналивной терминал Бутинге и система Биржайских нефтепроводов, бывших в советские времена звеном нефтепроводной системы "Дружба".
В октябре 1999 года литовское правительство и компания "Вильямс интернэшнл" (США) подписали инвестиционное соглашение, согласно которому последняя получила право на приобретение до 66 процентов уставного капитала "Мажейкю Нафта" и роль оператора этой компании. На первом этапе американцы выкупили 33 процента акций компании, оставив за собой право на приобретение такого же количества акций до 2006 года. "Вильямсу" это приобретение обошлось в 150 млн. долларов. Плюс пришлось приложить усилия для получения займа в 75 млн. долларов. Американской фирме "Мажейкю Нафта" была передана только ради того, чтобы она не досталась за долги российской нефтяной компании. К октябрю 1999 года долг "Мажейкю Нафта" российским поставщикам нефти составил 58 млн. долларов. "Вильямс" этот долг погасил, сообщил генеральный директор "Мажейкю Нафта" Джим Шил.
Почему же горячие литовские парни, возглавляемые американскими инвесторами, оказались в Москве? Да еще в день, когда в столице проходил Энергетический саммит, организованный Московским нефтяным клубом? Все просто: и Мажейкяйский НПЗ и терминал Бутинге без российской нефти работают лишь в половину своей мощности.
При проектной мощности в 8 млн. т нефти терминал в Бутинге за год "перевалил" на экспорт порядка 4 млн. т российской нефти. Причем искать ее пришлось "по капельке", поскольку основной поставщик нефти - "ЛУКойл" - с литовского рынка в конце 1999 и практически на весь 2000 год с литовского рынка ушел. Переработка на Мажейкяйском НПЗ в 2000 году составит менее 5 млн т. При этом только треть продукции завода реализуется на рынке Прибалтики, остальное уходит на экспорт.
Но и эти цифры, похоже, дались бизнесменам не легко. Поставщиками нефти для перевалки в Бутинге значатся, кроме "ЛУКойла" такие российские компании, как "ЮКОС", "Сургутнефтегаз", "Татнефть", "Сибнефть". Но по объемам с "ЛУКойлом" не сравнится ни одна из них. Упорные переговоры с "ЮКОСом" привели к тому, что эта компания намерена, начиная в 2000 году, экспортировать через Бутинге по 2 млн. т нефти в течение пяти лет. Столько же нефти ежегодно "ЮКОС" поставляет "Мажейкю Нафта" на переработку. Плюс, казахская нефтяная компания "Каражанбасмунай", начиная с 2001 года, намерена через Бутинге экспортировать порядка 1,3 млн. т нефти. Договоренность об этом достигнута во время посещения терминала Бутинге делегацией Казахстана 30 ноября. Правда, Казахстану еще надо договориться о прокачке этих объемов по российской территории.
Может быть поэтому основные надежды на увеличение экспортных поставок через Бутинге, скажем, Д. Шил возлагает на российскую сторону. "Добыча и поставки российской нефти на экспорт через Балтику вообще будут расти, поскольку Западная Европа намерена снизить уровень своей зависимости от поставок энергоносителей с Ближнего Востока. И в основном, замещаться ближневосточная нефть будет российской. А если она пойдет через Бутинге, то это принесет России 100 млн. долларов прибыли в год", - полагает он.
Более того, сегодня "Вильямс" заявляет, что "Мажейкю Нафта" не будет возражать против приобретения части ее акций компаниями "ЛУКойл" или "ЮКОС". Но пока ни та, ни другая компании не выразили готовности стать акционером "Мажейкю Нафта". По словам советника компании "Вильямс" по инвестициям в СНГ Стена Половца, российские компании должны быть "первыми заинтересованы в том, чтобы стать нашими стратегическими партнерами". Напомню, что основным акционером "Мажейкю Нафта" является правительство Литвы (59%). Джим Шил заявил, что "Вильямс" даже готов отказаться от своего права на приобретение дополнительных 33 процентов акций "Мажейкю Нафта". По его словам, переговоры с "ЛУКойлом" о степени его присутствия на рынке Литвы и в "Мажейкю Нафта" ведутся уже около полугода. И назвать их безуспешными нельзя. Решена, например, проблема определения цены прокачки и перевалки нефти. Остается еще решить вопросы управления сбытовыми компаниями, создания СП по маркетингу и выплаты бонусов за непрерывность поставок, что очень важно для равномерной загрузки нефтяного терминала, особенно зимой. И тем не менее, "ЛУКойл" для переработки поставил в 2000 году не то 150, не то 200 тысяч т нефти.
Как довольно значительный успех расценивают в "Мажейкю Нафта" получение в начале декабря первой партии нефти, добытой в Литве, компанией "Минийос Нафта". Правда, этой нефти, предназначенной для переработки на Мажейкяйском НПЗ, будет всего лишь "до 35 тысяч тонн нефти ежемесячно". "Мажейкю Нафта", правда, рассчитывает, что поставки литовской нефти будут увеличиваться по мере развития национального добывающего сектора.
Компания "Вильямс" заинтересована в расширении деятельности на территории СНГ, заявляет Д. Шил. По его словам, "Вильямс" готов принять участие в строительстве нефтегазопроводов на территории стран содружества, однако, приоритетным направлением для компании является развитие терминала в Бутинге и, вообще, нефтяного экспорта через Балтику. В том числе и через Балтийскую трубопроводную систему (БТС). Пока "Мажейкю Нафта" не рассматривает Балтийскую трубопроводную систему как конкурента, а рассчитывает на прокачку дополнительных объемов нефти.
- Мы можем участвовать не только в строительстве трубопроводов, но поскольку "Вильямс", прежде всего, трубопроводная компания, то и в их эксплуатации, полагает Д. Шил. Пожалуй, отечественным нефтяникам эту фразу следует расценивать, как желание американцев быть приглашенными в развитие российской трубопроводной системы.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены