31 августа 2000 г.
Обзор прессы
31.08.00
"Ведомости"
В материале "Грефу нужны СРП" (автор - Александр Беккер) сообщается, что Минэнерго может лишиться сегодня функции рулевого в вопросе соглашений о разделе продукции. По информации из Белого дома, к заседанию правительства подготовлено решение передать все полномочия по СРП Минэкономразвития, руководителям которого идея СРП не нравится вообще. Однако шансы на принятие этого решения именно сегодня отнюдь не 100% -ные. Сегодня министр экономики Герман Греф вместе с главой Минэнерго Александром Гавриным вылетают на Сахалин. Здесь 4 сентября в присутствии Владимира Путина и представителей крупнейших международных компаний-инвесторов состоится открытый разговор о будущем СРП в России. Хотя закон о СРП принят пять лет назад, национальное законодательство не стимулирует иностранных инвесторов. Однако в перспективе, как полагали в правительстве, СРП могли бы привести в страну сотни миллиардов долларов. Эту позицию особенно активно отстаивало Минтопэнерго. В противовес ему фискальные ведомства и Минфин говорили, что льготы по закону о СРП лишают государство значительных доходов. К примеру, по заявлению Государственного таможенного комитета, "ГТК пришел к заключению, что зачастую предполагаемые к принятию СРП - один из путей ухода от уплаты налогов при импорте товаров и экспорте минерального сырья".
Один из близких Грефу чиновников - Владимир Мау, возглавляющий Рабочий центр экономических реформ при правительстве, также утверждает, что специальные инструменты привлечения инвестиций не нужны, достаточно просто сбить банковские ставки по кредитам. Исходя из этих соображений, глава Минэкономразвития повел борьбу против СРП. Как утверждает источник в правительстве, на одном из совещаний Греф даже вспылил: "Надо сажать тех, кто придумал СРП". Теперь именно Грефу, по-видимому, предстоит заниматься вопросами СРП. Так уж получилось.
В рамках проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" иностранные компании ввезли в Россию оборудование для нефтедобычи. По закону о СРП государству теперь надо вернуть инвесторам НДС в сумме $61 млн. Однако Минфин, не получая указания правительства, с этим не спешил. По информации "Ведомостей", сейчас подготовлены документы только на $15 млн, а оставшаяся часть не включена в проект бюджета-2001. Инвесторы тем временем писали жалобы президенту Путину. Тот дважды поручал Грефу разобраться. В начале августа, вызвав министра в третий раз, президент сказал: "Ну что же вы, не можете? " Греф, по утверждению чиновника из администрации президента, воспринял это как руководство к действию. Он подготовил проект указа президента и документы в правительство на передачу своему ведомству ключевых функций по СРП. "Самые сложные проблемы СРП должны решаться правительством, - сказал "Ведомостям" чиновник, близкий к Грефу. - К тому же необходимо четко разграничить компетенцию каждого ведомства [в вопросах СРП]. А сейчас Минэнерго подмяло все под себя - фискальные вопросы МНС, доходные дела Минфина".
Пока Путин, как утверждает источник "Ведомостей" в администрации президента, по просьбе Михаила Касьянова указ не подписал. Премьер предложил сначала все обсудить на заседании правительства. Касьянов вряд ли заинтересован в усилении Грефа. "Зная манеры премьера, можно предположить, что он не допустит, чтобы Минэкономразвития получило в свои руки все и сразу", - сказал чиновник Белого дома. Это означает, что судьба ведомственных полномочий по СРП может быть отсрочена на один-два месяца. А тем временем нефтяные лоббисты заранее протестуют против передачи полномочий грефовскому ведомству. "Россия может потерять уже реальных инвесторов, участвующих в СРП-проектах, - сказал Агентству нефтяной информации Виктор Орлов, бывший министр природных ресурсов, а ныне президент Российского геологического общества. - В то же время потенциальные инвесторы надолго забудут о нашем рынке".
*****
В материале "Транснефть" теряет нефть" (автор - Татьяна Самойлова) сообщается, что "Сургутнефтегаз" требует от "Транснефти" вернуть 200 млн руб. за партию нефти, "потерявшуюся" в магистральных нефтепроводах. Несмотря на то что речь идет о незначительной сумме и небольших объемах сырья, вчера "Транснефть" впервые получила от одной из крупнейших компаний обвинение в том, что использует принадлежащую производителям нефть в своих собственных целях. "Сургутнефтегаз" добивается, чтобы Арбитражный суд Москвы обязал "Транснефть" вернуть ему денежный эквивалент 63 000 т нефти, потерянных в системе "дочки" Транснефти" - "Сибнефтепроводе". Не секрет, что при перекачке нефти по системе "Транснефти" нефтяные компании теряют относительно небольшие объемы принадлежащего им сырья. По ряду причин такие потери неизбежны - к примеру, время от времени на нефтепроводах происходят аварии, приводящие к утечкам нефти. По условию договора между нефтяными компаниями и "Транснефтью" потери, вызванные объективными причинами, не возмещаются владельцам нефти и относятся к естественным убыткам. "Транснефть" ежегодно устанавливает размер естественных потерь при перекачке нефти, пользуясь при этом нормативами Минэнерго. В том случае, если реальные потери оказываются меньше нормативных, "Транснефть" обязана возместить убытки нефтяникам, возвратив им нефть или ее стоимость.
По этой схеме "Сургутнефтегазу" были частично возмещены его потери, образовавшиеся в 1995 - 1998 гг. за счет прокачки нефти через "дочку" "Транснефти" - "Сибнефтепровод". Однако в ноябре 1999 г. "Транснефть" впервые провела полную инвентаризацию всей своей транспортной системы и, по утверждениям представителей транспортной компании, обнаружив, что на самом деле "Сургутнефтегаз" ничего не сэкономил, потребовала вернуть компенсацию. "Сургутнефтегаз" пытался разбираться с "Транснефтью" в Минэнерго и решить спорный вопрос с помощью чиновников министерства. Но "Транснефть" отказалась урегулировать спорный вопрос в топливном ведомстве и в марте 2000 г. попросту уведомила "Сургутнефтегаз" об изъятии проблемных тонн нефти из трубы. Теперь "Сургутнефтегаз" пытается вернуть эту нефть через суд. Представители компании заявили вчера, что "Транснефть", которая с 1995 г. имеет право торговать нефтью, использовала сургутскую нефть в своих интересах. Сотрудники "Транснефти" апеллировали к данным инвентаризации, но не смогли представить ее материалы суду. Поэтому его заседание было перенесено на 27 сентября.
*****
"Время МН"
В материале "Грядут тотальные проверки московских бензоколонок" (автор - Геннадий Бобров) сообщается, что в столице сейчас насчитывается 674 автозаправочные станции (АЗС), и для правоохранительных органов каждая проверка даже четверти от общего числа - проблема с традиционными составляющими: нехватка денег, техники и людей. Тем не менее, по словам начальника управления транспорта и связи г. Москвы Александра Беляева, в этом году удалось проверить на фальшивость небывалое число АЗС - 175. Улов оказался "увесистым" - на этих станциях продавали более 20 проц. некачественного бензина. А. Беляев утверждает, что в прошлые годы борьба с фальшивым бензином не давала никаких положительных результатов, объем подделок моторного топлива даже увеличился. В следующем году, если не предпринять превентивных мер, статистика может отметить рост правонарушений в этой области чуть ли не вдвое. Причина - ожидаемое увеличение акцизов на топливо. Кстати, чаще всего нарушителей ловят с поличным на мелких частных АЗС, не принадлежащих таким крупным поставщикам, как "ЮКОС", "ЛУКойл", "Славнефть" и им подобным. Марать свое имя неочищенным нефтепродуктом крупным кампаниям не к лицу. Хотя, как заявили нам в столичном управлении транспорта и связи, и на старуху бывает проруха.
Московское правительство решило, что наступило время тотальных проверок АЗС. Причем планируется осуществлять их в виде так называемой сквозной системы контроля за качеством топлива. Качество отследят на всех этапах начиная с производства бензина на нефтеперерабатывающих предприятиях и заканчивая его продажей на автозаправочной станции. Предложение А. Беляева создать для этого специальный отряд милиции по борьбе с фальсифицированным топливом или переложить эти функции на экологическую милицию в мэрии еще обсуждают. А вот уже точно известно, что для более эффективного определения фальшивости водки, власти теперь будут использовать систему, аналогичную системе идентификации алкогольной продукции и видеокассет. Только методы утилизации конфискованных подделок будут различаться: некачественное топливо, если на то позволят экологические нормы, доработают до товарной пригодности, а вот совершенно испорченный продукт решено отправлять в специальные отстойники, где его уничтожат.
*****
В материале "ТНК внедряется на рынок автомасле" (автор - Михаил Классон) сообщается, что Тюменская нефтяная компания объявила о запуске линии по изготовлению пластмассовых канистр и фасовке моторных и трансмиссионных масел. Эта линия стоимостью 1,5 млн долл. смонтирована на Рязанском НПЗ в рамках совместного предприятия ТНК и "Тексако". С 10 сентября в европейской части России, на Украине и в Белоруссии начнутся продажи фирменных масел "ТНК - "Тексако" в фирменных же канистрах. Эти канистры современного дизайна имеют целый ряд степеней защиты: кроме логотипов компаний и Рязанского НПЗ - стопорное кольцо под колпачком и фольга, которой запаяно горлышко. С 2001 года предполагается наклеивать и ярлык с голограммой "ТНК". Дело в том, что "народные умельцы" уже стали подделывать прежние канистры с эмблемой ТНК, продавая в них отработанные масла. Как сообщил заместитель гендиректора "ТНК - "Тексако" Эдуард Граник, линия за 1,5 года должна набрать проектную производительность и ежегодно выпускать до 36 тыс. т расфасованных моторных и трансмиссионных масел. (Ориентировочную емкость российского рынка в подобной продукции Граник оценивает в 150 тыс. т в год.) По его утверждению, в России до сих пор не выпускались трансмиссионные масла для переднеприводных "Жигулей". Вместо них в коробки передач "восьмерок" и "девяток" заливалось не совсем подходящее моторное масло. Теперь же автолюбители могут воспользоваться маслом "ТНК - Трансойл".
Граник заявил, что СП намерено захватить 30 проц. столичного и 20 проц. - российского рынка расфасованных масел. Для того чтобы отвоевать у "ЛУКойла" и других поставщиков подобной продукции "место под солнцем" "ТНК - "Тексако" намерено продавать масла на 10-15 проц. дешевле, чем масла Пермского НПЗ. Здесь "ЛУКойл" при поддержке западной компании "Шелл" запустил линию по фасовке масел еще три года назад. Дистрибьютерам, сеть которых сейчас создается, будет рекомендовано продавать в розницу 4-литровую канистру за 120-130 руб. (подобная канистра "ЛУКойла" стоит сейчас 150 руб.). Менеджеры ТНК считают, что никакого убытка у компании от этого не будет: Рязанский НПЗ находится в центре европейской части России, а на перевозке сюда канистр с Пермского НПЗ "ЛУКойл" несет дополнительные издержки. Начиная с середины 2001 г. на новой линии будут фасоваться и более дорогие масла под маркой "Тексако", которые предназначены для иномарок. Таким образом, через год Рязанский НПЗ начнет выпускать полный ассортимент масел для всех эксплуатируемых в России бензиновых и дизельных автомобилей.
*****
"Время новостей"
В материале "Греф Гаврину не товарищ" (авторы - Вера Кузнецова, Василий Вербин) также сообщается, что соглашение о разделе продукции станет сегодня основной темой заседания правительства. Однако в центре внимания окажется не столько само соглашение, сколько вопрос о том, кто именно будет заниматься разделом продукции в будущем. Есть два ведомства, желающие стать уполномоченным органом по СРП в сфере нефти и газа, то есть иметь право подписывать и контролировать масштабные контракты. Это Министерство энергетики (оно вместе с Министерством природных ресурсов и сейчас работает с СРП) и Министерство экономического развития и торговли.
Министры будут биться за СРП в порядке общей очереди: сначала с докладом выступит глава Минэнерго Александр Гаврин, затем министр природных ресурсов Борис Яцкевич. Завершать же дискуссию будет Герман Греф. Речь практически уже уволенного г-на Яцкевича будет короткой и емкой: со всем, мол, согласен и "считаю целесообразным возложить на единый федеральный орган права и обязанности по обеспечению организационной системы недропользования в режиме СРП". Таким образом, г-н Яцкевич заранее согласен с любым решением правительства, даже если этим решением его ведомство из СРП исключат. Доклад г-на Грефа будет во всем противоположен выступлению г-на Гаврина. Глава Минэнерго постарается доказать, что именно благодаря его ведомству СРП хоть как-то работает и приносит бюджету деньги, а проблемы возникли из-за неправильного понимания влияния СРП на экономику страны и из-за некомпетентности некоторых министерств, которые уверены, что СРП -- льготный налоговый режим, лишающий бюджет доходов. Однако, по расчетам экспертов Минэнерго, с 1 доллара инвестиций, вложенных в проект, работающий на условиях СРП, 66,9 центов идет в бюджет государства. Причем заключенные соглашения (Сахалин-1 и Сахалин-2), уже приносят свои плоды. В частности, от реализации проекта Сахалин-1 в бюджет поступило 15,9 млн долларов, а от Сахалина-2 -- 112 млн долларов. Эти и другие, уже готовые, но еще не подписанные соглашения могли бы принести казне намного больше денег, если бы были решены проблемы, возникающие из-за несовершенства нормативной базы по СРП. В частности, г-н Гаврин считает, что "процесс согласования нормативных актов затруднен отсутствием в ряде министерств и ведомств конструктивного подхода". Например, сахалинские проекты тормозятся из-за того, что до сих пор отсутствуют инструкции ГТК, регламентирующие таможенное оформление товаров, используемых в разработке этих месторождений (компании, работающие в режиме СРП, по закону не должны платить таможенные пошлины. -- Ред.). В то же время таможенники "проинформировали Минэнерго, что, по их мнению, достаточная нормативная база в части таможенного регулирования реализации СРП по сахалинским проектам уже создана".
*****
"Независимая газета"
В материале "Газпром" за повышение цен на газ" (автор - Сергей Правосудов) сообщается, что, возможно, скоро между "Газпромом" и РАО "ЕЭС России" начнется новый виток противостояния. Дело в том, что на днях газовики направили в Федеральную энергетическую комиссию свое обоснование планов повышения цен на газ. По нашим сведениям, данный план рассчитан на 5 лет и предусматривает ежегодное повышение цены на 30%. В качестве обоснования "Газпром" выдвинул следующие аргументы. Газ на сегодняшний день является самым привлекательным энергоресурсом. Это связано с его низкой ценой - 358 рублей за 1 тыс. кубометров (тонна мазута стоит 3 тыс. руб.), а также технологичностью (удобство при сжигании и транспортировке) и безвредностью с экологической точки зрения. Поэтому "Газпром" опасается, что потребители энергоресурсов могут отказаться от использования альтернативных видов топлива и постараются перейти на газ. Однако, по мнению специалистов "Газпрома", это сделать невозможно, так как разрабатываемые запасы газа постепенно истощаются, а новые месторождения находятся в труднодоступных районах. "Газпром" предоставил расчеты, согласно которым продажа газа по ныне существующей цене является нерентабельной, так как она гораздо ниже себестоимости. В частности, в программе записано, что для начала добычи на шельфе северных морей необходимо порядка 40 млрд. долл.
Ситуацию с проектом "Газпрома" "НГ" прокомментировал заместитель председателя Федеральной энергетической комиссии России (ФЭК) Олег Жилин. Именно он курирует в комиссии цены на газ. Жилин подтвердил, что проект повышения цен на газ поступил в ФЭК. Однако пока никакого решения по нему не вынесено. Олег Жилин напомнил, что в мае этого года цены на газ уже были повышены на 21%. При этом он не исключил, что до конца года они могут возрасти еще. Правда, по его мнению, это повышение вряд ли будет значительным. В отношении долгосрочной перспективы он заявил, что повышение цен на газ будет сильно зависеть от ситуации в российской промышленности, так как низкая цена энергоносителей снижает себестоимость российских товаров и делает их более конкурентоспособными. Заместитель председателя ФЭК отметил, что программы регулирования цен на газ есть практически в каждой стране. В частности, в Европейском союзе специальным постановлением предписано, что доля газа в общем энергобалансе не должна превышать 28%. Для сохранения этой пропорции поставщики газа держат цены на более высоком уровне, чем на альтернативные энергоносители (уголь, мазут). Олег Жилин считает, что нашей стране также не мешало бы обратиться к этому опыту. Однако, по его мнению, только повышением цены на газ нельзя сбалансировать ситуацию на российском топливном рынке. Можно предположить, что если ФЭК примет решение о новом повышении цены на газ, то это неминуемо приведет к росту цен на другие товары. Очевидно, что первыми начнут поднимать вопрос о соответствующем повышении тарифов представители РАО "ЕЭС России". Не так давно Анатолий Чубайс и Рем Вяхирев уже спорили по поводу поставок газа на электростанции и его цены. Возможно, в скором времени мы станем свидетелями начала второго раунда этого противостояния. В пресс-службе РАО "ЕЭС России" нам сообщили, что у них есть разработанный план по повышению тарифов на электроэнергию, в котором есть пункты, говорящие о необходимости увязывать цены на электричество с ценами на топливо.
*****
"Коммерсант"
Материал "Раздел продукции отменяется" (автор - Ирина Резник) также информирует, что сегодня правительство обсудит законодательство о разделе продукции. Но по существу от правительства уже ничего не зависит. Вторая часть Налогового кодекса, которую президент подписал 5 августа, фактически отменяет раздел продукции, потому что обязывает взимать налоги только в денежной форме.
Смысл соглашений о разделе продукции (СРП) не только в льготном налоговом и таможенном режиме для инвестора, разрабатывающего российские недра. Дело еще и в том, что налоги и роялти этот инвестор может платить натурой, прежде всего нефтью или газом, причем на основе долгосрочных соглашений. А государство полученное сырье реализует по своему усмотрению: отправляет на недогруженные НПЗ или продает. Сначала предполагалось, что реализацией сырья будут заниматься компании "Роснефть" и "Зарубежнефть". Но потом правительство решило, что не может положиться даже на госкомпании. И рассудило, что выгоднее продукцию все-таки не делить, а получать с инвестора сразу деньги, и Налоговым кодексом вовсе отменило натуральную форму выплаты налогов.
Тем самым правительство само себя обделило, считает автор. Инвесторам гораздо выгоднее расплачиваться деньгами, а не нефтью с газом, уровень цен на которые на российском рынке (по которым государство определяло бы свою долю продукции) существенно ниже мировых. Налоговый кодекс толкает инвесторов--участников СРП к экспорту продукции. А проконтролировать вырученную сумму будет непросто. "Конечно, нашему министерству было бы удобно, чтобы инвесторы расплачивались сырьем и это сырье реализовывалось бы российским потребителям,-- сказал Ъ заместитель руководителя департамента СРП Минэнерго Николай Платонов.-- Но проблема в том, что Минфин и МНС не умеют взимать налоги в натуральной форме, а так им будет удобнее вести учет. Нет никакой головной боли: деньги сразу поступают в бюджет. Что касается контроля за инвесторами, то его будет осуществлять 'Зарубежнефть'. Хотя я не отрицаю, что проконтролировать продажу сырья на экспорт будет сложно".
В Белом доме корреспонденту Ъ назвали еще одну причину отказа от "натуральных налогов". "Вот подумайте сами, зачем правительству или Минфину танкер с нефтью? -- сказал один из сотрудников правительства.-- Придется искать российскую компанию, которая бы эту нефть продала, а бескорыстно она это делать не будет. Да и где гарантия, что компания не исчезнет вместе с нефтью? А так эту нефть реализует самостоятельно западный инвестор". К тому же инвестора заставят делиться своей продукцией по-другому -- например, через обязательные поставки нефти на российские перерабатывающие мощности. Это, конечно, тоже можно считать разделом продукции, однако к закону об одноименных соглашения он отношения не имеет.
Любопытная картина. Все, включая президента, говорят о том, что раздел продукции надо оживить. На самом деле раздел продукции уже похоронен. И на его похоронах не прослезилось ни правительство, ни сами инвесторы. Как признался Ъ инвестор одного из сахалинских проектов, хотя в соглашении сказано, что налоги и роялти могут взиматься как в денежной, так и в натуральной форме, все это время компании, участвующие в проекте, платили налоги именно деньгами. Выходит, все довольны. Но эксперт думского комитета по природопользованию Борис Хакимов считает, что радоваться инвесторам рано. "В Налоговом кодексе не написано, что нефть, добываемая на условиях соглашений о разделе продукции, является собственностью инвестора,-- говорит Хакимов.-- А значит, недропользователь вообще может не быть собственником добываемого на условиях СРП сырья. К чему это приведет, объяснять не надо. Вы представляете инвестора, который будет добывать что-то, что ему не принадлежит?"
*****
"Бизнес & Балтия"
В материале "Виновник ссоры - Ирак" сообщается, что в ООН разгорается нешуточный международный скандал между Россией и Францией, с одной стороны, и США - с другой. На кону 21 миллиард долларов. Виновник ссоры - Ирак. Как отмечает "Газета. Ru", самое любопытное в скандале, пожалуй, то, что Россия и Франция оказались в нем по одну сторону баррикад, хотя отношения между двумя странами в настоящий момент находятся в наихудшем состоянии после второй мировой войны. Скандал с американцами возник из-за проблемы иракских репараций кувейтской нефтяной компании за ущерб, нанесенный агрессией 1990 года. Кувейтская нефтяная компания требует 21,6 млрд. USD за ущерб и неполученную прибыль из-за приостановки продажи нефти и газа, а также возмещение за разрушенные иракцами скважины и оборудование. Комиссия ООН по компенсациям, которая уже выплатила за счет иракских нефтяных доходов примерно 8 миллиардов долларов жертвам агрессии (в основном представителями среднего и малого бизнеса в Кувейте), предлагает, чтобы Кувейт получил по крайней мере 15,9 млрд. USD. Однако Москва и Париж дружно выступили резко против этого предложения. Франция выразила желание послать собственных экспертов для оценки на месте истинных размеров ущерба. Мотивация же России, по мнению экспертов ООН, носит более политизированный характер. По неофициальным данным, российская делегация считает, что сильно укреплять материально кувейтскую нефтяную индустрию нецелесообразно. Так что вопрос о компенсации эмирату, скорее всего, повиснет надолго. Примечательно, что до сих пор в комиссии по выплате компенсаций не было никаких конфликтов между постоянными членами Совета Безопасности ООН. Теперь эти разногласия могут стать весьма существенным препятствием на пути дальнейшего осуществления санкций против Ирака. Саддам Хусейн очень надеется, что отмена эмбарго (она ожидается в следующем году) позволит ему неплохо заработать на существенно перегретом сейчас мировом нефтяном рынке. В то же время он всегда последовательно выступал против того, чтобы треть доходов от нефтеэкспорта шла на компенсацию жертвам иракской агрессии. Сугубо рациональный момент во всем этом споре, несмотря на большую политику, все же присутствует: и Россия, и Франция числятся среди основных кредиторов Ирака. То есть рассчитывают на то, что после снятия экономических санкций Ирак с ними сможет расплатиться по долгам.
*****
"Новости Югры"
В заметке "Нет разливам нефти" сообщается, что в Нижневартовске 30 активистов из Greenpeace провели акцию протеста против загрязнения окружающей среды Западной Сибири в результате разливов нефти. Представители России, Германии, Франции, Австрии, Словакии, Нидерландов установили 10-тонный резервуар желтого цвета перед входом в офисное здание Тюменской нефтяной компании (ТНК). Туда же была вылита часть нефти, собранной ими на разливах вокруг Нижневартовска. Около входа в здание были развернуты плакаты с символикой российских и западных нефтяных компаний - ТНК, "Славнефть", "ЛУКойл", "Транснефть", TotalFinaElf и надписями "Нет разливам нефти". Как сообщили в пресс-службе российского отделения Greenpeace, этой акцией активисты хотят внести свой вклад в очистку загрязненных территорий и привлечь внимание общественности, природоохранных структур и нефтяных компаний как в России, так и за рубежом, к проблеме нефтяных разливов. "Наши действия направлены не против какой-то одной нефтяной корпорации - мы выступаем против загрязнения природы в результате деятельности нефтяной промышленности в целом, - заявил координатор нефтяного проекта Greenpeace России Оганес Таргулян. - Окружающая среда Западной Сибири и других нефтедобывающих регионов серьезно загрязнена в результате деятельности нефтедобывающих и транспортирующих компаний".
*****
В материале "Нефть по морю" сообщается, что добытая в Тимано-Печорской провинции нефть впервые отгружена с терминала Варандей на берегу Баренцева моря. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО "ЛУКойл". В районе поселка Варандей в Ненецком автономном округе десять тысяч тонн нефти были отгружены на борт танкера ледового класса, входящего в состав флота "ЛУКойла". Это судно впервые пройдет по маршруту, предусмотренному новой морской транспортной системой вывоза нефти с месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. В подготовку этой морской транспортной системы "ЛУКойл" уже инвестировал 300 миллионов долларов. В состав системы, созданной специалистами "ЛУКойла" менее чем за год, входят береговой резервуарный парк, рейдовый погрузочный терминал пропускной способностью до 1 миллиона тонн в год, подводный трубопровод, танкеры ледового класса, ледоколы, суда обеспечения, средства ликвидации аварийных разливов нефти. С месторождений провинции нефть по наземному трубопроводу будет поступать в береговой резервуарный парк с дальнейшей отгрузкой через единый терминал и вывозом танкерами ледового класса компании на внутренний рынок России и в порты Западной Европы. Сейчас флот "ЛУКойла" насчитывает восемь танкеров ледового класса. На первом этапе при объемах добычи в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции до шести миллионов тонн в год предполагается использовать танкеры ледового класса типа "Астрахань", построенные в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе "Адмиралтейские верфи". Эти судна способны принять до 20 тысяч тонн нефти. При дальнейшем увеличении объемов добычи терминал будет перенесен на большую - до 25 метров - глубину для приема танкеров большего водоизмещения. Сооружение системы проведено с соблюдением строжайших норм экологической безопасности и получило положительную оценку Госкомэкологии РФ, отметили в пресс-службе. В частности, транспортный комплекс имеет несколько степеней защиты от выброса нефти в открытое море. "Сегодня "ЛУКойл" впервые на практике приступил к решению проблемы круглогодичного вывоза нефти с месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции", - сказал президент ОАО "ЛУКойл" Вагит Алекперов. Ввод новой системы - своеобразного ключа от природных нефтяных хранилищ региона - в перспективе превратит его в крупнейшую нефтеносную область России, считает он.
*****
В заметке "Славнефть" подвел итоги" сообщается, что на Мозырском НПЗ (Белоруссия), входящем в структуру АО "НГК "Славнефть", состоялось выездное заседание правления компании, на котором подведены итоги работы "Славнефти" в первом полугодии 2000 года. Кроме этого, на заводе пройдет первое заседание штаба по реализации 4-го этапа реконструкции НПЗ, в основе которого лежит строительство установки каталитического крекинга. На проведение данного этапа реконструкции АО "НГК "Славнефть" намерена направить в 2000 году из собственных средств $10 млн., из которых $3.5 млн. уже перечислены. Кроме этого, в стадии подписания находятся соглашения с рядом западных банков о привлечении кредита под реконструкцию на общую сумму около $40 млн. В этот же день председатель правления АО "НГК "Славнефть" Михаил Гуцериев примет участие в торжественной церемонии ввода в строй объектов, возведенных в рамках 2-го этапа реконструкции НПЗ.
*****
В заметке "Жалоба на НК "ОНАКО" сообщается, что в Москве председатель Российского нефтегазстройпрофсоюза Л. Миронов на встрече с председателем профкома НГДУ "Бугурусланнефть" Н.Сбитневым поддержал решение профсоюзной конференции бугурусланских нефтяников о приостановлении неправомерных действий правительства в части приватизации нефтяной компании "ОНАКО". Жалоба направлена в Верховный суд России. В ней говорится, что министерством имущественных отношений РФ неправомерно исключен пункт об объединенном фонде акционирования предприятия (ФАРП). До сих пор государством не реализованы трудовому коллективу акции ФАРП. В пакете документов, направленных в суд, выражена главная просьба коллектива НГДУ: обязать Министерство имущественных отношений РФ включить в сводный план приватизации ОАО "ОНАКО" пункт о фондах акционирования работников предприятия ОАО "Оренбургнефть" и ОАО "Орскнефтеоргсинтез".
*****
В заметке "Поиски нефти бесперспективны" сообщается, что специалисты государственного предприятия "Волгогеология" утверждают, что искать нефть там, где по поручению администрации Нижегородской области ее пытаются искать российские и зарубежные специалисты, - бессмысленно. Поисками нефти занимаются в Ветлужском и Варнавинском районах Нижегородской области. Исходя из анализа картографической съемки земной коры, которую проводит "Волгагеология", на территории этих северных районов не может быть промышленных запасов углеводородного сырья. Вероятность существования нефтяного месторождения на территории Нижегородской области существует лишь в одном месте - рядом с поселком Пижма в Тоншаевском районе на северо-востоке Нижегородской области.
*****
"Казахстанская правда"
В заметке "Новые проекты" сообщается, что вчера Премьер-Министр Касымжомарт Токаев встретился с главой объединенного представительства компании "ВР" в Казахстане Скоттом Керром. В ходе встречи С.Керр рассказал о структурных переменах, которые претерпела прежняя "Бритиш Петролеум", а также о создании на ее основе путем слияния четырех известных компаний новой, более мощной компании "ВР". Как известно, "Бритиш Петролеум" имела свою долю участия в нефтяных проектах казахстанских и российских партнеров (Каспийский трубопроводный консорциум, разведка и добыча нефти на Кашагане). Теперь, по словам С.Керра, "ВР" хотела бы активней заняться операциями по купле-продаже казахстанской нефти.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены