30 августа 2000 г.
Обзор прессы
30.08.00
"Коммерсант"
В материале "В Москве торгуют паленым бензином" (автор - Ирина Рыбальченко) сообщается, что количество выявленного на столичных АЗС суррогатного бензина достигло рекордного уровня. Это признало и правительство Москвы, которое вчера потребовало ужесточить меры по борьбе с торговлей суррогатом. Эти меры должны повысить качество бензина. Однако не исключено, что они приведут к сокращению числа владельцев АЗС. С начала года Московская топливная ассоциация (МТА) совместно с управлением транспортной связи правительства Москвы и Минтрансом РФ проверила 175 столичных автозаправок. По результатам проверки выяснилось, что 27% реализуемого в столице бензина -- суррогатного производства. Такого в Москве еще не было: в 1998-1999 годах некачественного топлива продавалось максимум 10%.
"Четверть рынка приходится на мелких поставщиков, которые могут делать с бензином все что угодно, пока везут его в цистернах",-- заявил начальник управления транспортной связи правительства Москвы Александр Беляев. Недобросовестные продавцы закупают на нефтеперерабатывающих заводах не облагаемый акцизом прямогонный бензин (он используется в химической промышленности) и добавляют в него присадки для повышения октанового числа. Вчера на заседании правительства Москвы Беляев предложил создать "сквозную" систему контроля качества топлива. Бензин и дизтопливо будут проверять специализированные подразделения транспортной инспекции. Вице-мэр Валерий Шанцев пояснил, что проверка будет осуществляться на всех этапах реализации: от постов на заводах до контрольных закупок на АЗС и выявления нелицензированных складов. Чтобы уменьшить количество суррогатного топлива, каждый месяц нужно проверять 25% заправок. Для этих целей правительство Москвы обещает выделить из бюджета 3 млн руб. Проект был отправлен на доработку (она займет неделю), поскольку, по мнению Шанцева, в нем "слишком аморфно" прописана ответственность нарушителей. По словам вице-мэра, нужно ужесточить лицензирование АЗС, а если для этого потребуются дополнительные законы -- вынести их на обсуждение Московской городской и областной думы. Впрочем, сами заправщики считают, что новые меры борьбы с некачественным бензином -- способ потеснить конкурентов. В Русском топливном агентстве предположили, что в первую очередь проверки коснутся мелких операторов, которые часто закупают топливо у случайных поставщиков. "Это больше напоминает показательную акцию, которая долго не продлится",-- убежден один из специалистов Русского топливного агентства.
Кто попался на плохом бензине
В этом году из 175 проверенных АЗС некачественные бензин и солярку продавали 40. Примеси тетраэтилсвинца обнаружены на заправках компаний "Би-Газ-Си", "Акир-ойл", "Тверь-Экспресс" (джоббер ТНК), "Магеллан", "Интероргсинтез". Примеси серы -- на АЗС "Вектор-ойл", "Гейн-ойл", "Гранд-Славнефть", "Рик-М" (джоббер ТНК), "Петрол комплекс Эквипмент" (работает под маркой BP). Бензин с низким октановым числом выявлен на заправках фирм "Данако", "Экотек-М", "Группа 'Арфа'" и "Инвестсервисгрупп". Владельцы АЗС были оштрафованы на 300 тыс. руб., у 12 станций приостановлены лицензии.
*****
В материале "Второй украинский фронт "Газпрома" (авторы - Петр Сапожников, Кирилл Разумовский) сообщается, что "Газпром" провел вчера в Париже переговоры со своими европейскими партнерами о совместных трубопроводных проектах. Подробностей этой встречи газовый монополист не раскрывает, однако весьма вероятно, что речь шла о создании консорциума по строительству газопровода в Западную Европу в обход Украины. То, что без обсуждения Украины в Париже не обошлось, практически не вызывает сомнений -- европейцы, как и "Газпром", считают, что транзит через Украину снижает надежность экспортных поставок газа. В Париже делегация "Газпрома", которую возглавлял член правления Юрий Комаров, встретилась с представителями французской Gaz de France, немецких Ruhrgas AG и Wintershall AG и итальянской ENI. Это основные покупатели российского газа в Западной Европе (Gaz de France осенью отметит 25-летие поставок нашего газа во Францию). Поставки "Газпрома" в Западную Европу осуществляются по единственному газопроводу -- через территорию Украины. Проходящий там "несанкционированный отбор газа" приводит к ощутимым потерям -- в "Газпроме" считают, что Украина должна ему $3,1 млрд (правда, украинцы признают лишь $1,4 млрд). О том, что во время транзита часть газа "теряется", "Газпром" нередко узнает от своих западных контрагентов -- те сигнализируют о снижении давления в трубопроводе.
Но сократить поставки через Украину "Газпром" пока не может. Вариант прокачки газа по строящемуся трубопроводу Ямал--Западная Европа (он должен пройти через Белоруссию, Польшу и Словакию) натолкнулся на неожиданное сопротивление поляков. Польша дала понять, что не станет участвовать в проекте, чтобы "не подвергать испытаниям отношения с Киевом". По-видимому, "Газпром" решил, что мнение его западных партнеров окажется для поляков более весомым. Ведь Gaz de France, Ruhrgas, BASF (материнская компания Wintershall) и ENI имеют достаточное влияние во властных структурах своих стран. И если "Газпром" действительно сможет привлечь эти компании в консорциум по строительству газопровода, Польше придется пересмотреть свое решение.
*****
"Ведомости"
В материале "Минэнерго отключают от трубы" (автор - Елизавета Осетинская) сообщается, что скоро Минэнерго лишится одного из главных своих полномочий - распределять квоты на экспорт нефти. Эту ответственную задачу передадут новой комиссии вице-премьера Виктора Христенко. Она же будет следить за работой нефтяных компаний на внутреннем рынке. А Минэнерго остается сбор информации и подготовка аналитических материалов. Межведомственная комиссия по доступу к экспортным нефтепроводам, определяющая объемы экспорта нефти для компаний, была создана при Минтопэнерго еще в 1995 г. Хотя в состав комиссии вошли представители самых различных госструктур - от ФСБ до Минэкономразвития, первую скрипку в ней всегда играли сотрудники Минэнерго. Таким образом, распределение квот на экспорт нефти всегда было одной из ключевых функций топливного ведомства. Теперь монополии Минэнерго на регулирование экспорта нефти приходит конец. Все началось с июльского предложения руководителя правительственного департамента энергетических и природных ресурсов Ольги Пушкаревой поднять статус МВК до уровня правительственной комиссии и подчинить ее одному из вице-премьеров. Основным доводом было чрезмерное увлечение МВК дополнительными экспортными квотами для нефтяных компаний под разнообразные федеральные программы. Как считает сотрудник нефтяного агентства Petroleum Argus Дмитрий Мосиенко, в своем письме на имя Михаила Касьянова "Пушкарева озвучила то, что давно назрело". Ведь именно за предоставление нефтяным компаниям допграфиков на экспорт нефти МВК неоднократно получала обвинения в коррумпированности.
Согласно проекту постановления все функции комиссии, включая назначение координаторов по экспортным направлениям и право ограничивать экспорт, перейдут к новой структуре - комиссии по проведению единой политики на рынках газа, нефти и нефтепродуктов. Как предполагается, возглавит ее вице-премьер Виктор Христенко. В его аппарате рассчитывают, что это постановление может быть подписано Михаилом Касьяновым в середине или в конце сентября. Если это произойдет, фактически Минэнерго будет устранено от какого бы то ни было влияния на ситуацию с экспортом нефти. Как пояснил "Ведомостям" источник в аппарате Христенко, это ведомство будет лишь готовить документы, на основе которых новая комиссия будет принимать решения, поскольку только Минэнерго имеет для этого кадровый потенциал. Министерство будет по-прежнему составлять балансы по поставкам нефти, нефтепродуктов и газа на внутренний рынок, но контролировать их исполнение будет уже комиссия Христенко.
*****
В редакционной заметке "33%. Неравный брак" утверждается, что специализированное информационное агентство, которое продает свои акции тем, о ком пишет, - это нонсенс. В обеих газетах, учредивших "Ведомости", - The Wall Street Journal и Financial Times - существует твердое правило: журналист, пишущий о телекоммуникациях, не имеет права покупать акции компаний этого сектора, а нефтяной журналист не может вкладываться в нефть. Что уж тут говорить о целых изданиях и агентствах: как могут остальные участники рынка доверять источнику новостей, если он частично принадлежит конкуренту? С трудом можно себе представить, например, футбольный журнал, принадлежащий клубу "Спартак" и объективно пишущий о "Динамо". Или православное издание, беспристрастно освещающее религиозную жизнь Свидетелей Иеговы. Спрашивается, почему подобное возможно в нефтяном секторе?
Тем не менее руководители Агентства нефтяной информации (Интерфакс-АНИ") ищут инвестора именно среди нефтяников, и, по сведениям "Ведомостей", покупателем 30% акций должна стать Тюменская нефтяная компания. Это абсурдно вдвойне: ТНК ведет на рынке весьма агрессивную политику и за последний год ввязывалась в два скандальных передела собственности. Многие помнят битву ТНК с "СИДАНКО" и BP Amoco за "Черногорнефть". Сейчас бушует конфликт между тюменцами и "Славнефтью". Глава последней Михаил Гуцериев не желает допускать ТНК к управлению дочками "Славнефти", в которых у тюменцев есть серьезные пакеты акций. Даже если, как уверяет глава АНИ Николай Касьянов, появление нового акционера никак не повлияет на информационную политику агентства, доверия к нему у участников рынка, журналистов из других изданий и аналитиков поубавится. Этот психологический эффект испытывали на себе многие издания, когда их покупал, например, Борис Березовский. Продажа акций АНИ нефтяникам - нежданный подарок конкурирующим агентствам: русской службе Reuters, которая сейчас старается раскрутиться в Интернете, "Росбизнесконсалтингу", АК&M и "Прайм-ТАСС", часть акций которого принадлежит холдингу "Интеррос". Ведь с ослаблением "СИДАНКО" этот холдинг не проводит уже такой активной информационной политики, как ТНК.
То, что многие газеты и телеканалы в России принадлежат людям, чьи главные интересы лежат вне сферы масс-медиа, уже стало привычным, хотя это не нравится и читателям, и ньюсмейкерам, и многим журналистам. Но в случае с информагентством ситуация особенно абсурдна. Если "Интерфакс" теперь продаст какому-нибудь банку крупную долю Агентства финансовой информации, а прочие "профильные" инвесторы приобретут влияние на бюллетени "Интерфакса" о металлах, телекоммуникациях и т. д. , агентство может лишиться того престижа, который оно приобрело, став еще при советской власти первым в стране независимым источником новостей в текущем режиме. Тогда журналисты, получая сообщения нового агентства, молились на основателя "Интерфакса" Михаила Комиссара. Если 11 лет спонсоров не искали, сейчас-то зачем начинать?
*****
В материале "Разбалансированный рынок" (автор - Мэтью Джоунз) сообщается, что цены на нефть Brent вчера вновь подскочили после того, как Венесуэла и Иран дали понять, что могут не поддержать предложение об увеличении объемов добычи нефти на ближайшей встрече стран - членов ОПЕК 10 сентября. Аналитики не могут припомнить, когда в последний раз цены на наличном рынке зашкаливали за $34 за баррель. К 17 часам по московскому времени цена октябрьского контракта на нефть Brent выросла в Лондоне на $1,1 по сравнению с ценой закрытия в понедельник и составила $31,49 за баррель. Цены на наличном рынке были еще выше - $34,3 за баррель. Впоследствии фьючерсная цена несколько снизилась, однако оставалась на высоком уровне: к 20 часам они составляла $31,22. Цена российской нефти Urals, по данным агентства Bloomberg, во вторник на 18 часов по московскому времени составила $29,48 за баррель, что на $1,19 выше уровня итоговой цены понедельника. Столь высокие цены вызывают все возрастающее беспокойство не только у стран - импортеров нефти, но и у нефтяных аналитиков. По словам Клауса Рехага, издателя ежемесячного отчета Международного агентства по энергетике, ценовая политика ОПЕК ведет к усилению волатильности на нефтяном рынке. "При цене, близкой к $32 за баррель, рынок становится несбалансированным. ОПЕК должна решить, что ей важнее: максимальная прибыль в краткосрочной перспективе или долгосрочная стабильность", - заявил он. Нынешний скачок цен на нефть произошел после того, как в понедельник министр нефтяной промышленности Венесуэлы и президент ОПЕК Али Родригес сказал, что причины роста цен на черное золото заключаются не в политике стран - членов ОПЕК, а в высоких налогах на энергоносители в развитых странах и в задержках с переработкой нефти на НПЗ. А вчера специальный советник по энергетике Министерства нефтяной промышленности Ирана и представитель этого государства в ОПЕК Хуссейн Каземпур Ардебили заявил, что нынешний уровень добычи нефти в странах ОПЕК достаточен для сбалансированности рынка. Каземпур считает, что предстоящей зимой нехватка нефти ощущаться не будет.
*****
В материале "Вяхирев едет за газом" (автор - Юлия Бушуева) сообщается, что глава "Газпрома" Рем Вяхирев в ближайшее время полетит в Туркмению договариваться о дополнительных поставках 8 млрд куб. м газа. Контракт с Туркменией необходим российскому газовому монополисту, чтобы восполнить внутренний дефицит и при этом не сорвать экспортные поставки. Базовое соглашение между Россией и Туркменией о поставках 20 млрд куб. м газа в 2000 г. было заключено в декабре прошлого года. Оператором поставок стала международная энергетическая корпорация "Итера". По условиям соглашения закупка газа осуществляется по цене $36 за 1000 куб. м, из которых 40% оплачиваются живыми деньгами, а 60% - материально-техническими ресурсами. Российская сторона начала закупку туркменского газа еще в конце прошлого года, ежемесячно потребляя 2 - 2,5 млрд куб. м. Поэтому уже в сентябре - октябре Туркмения полностью выполнит условия декабрьского соглашения. После этого "Газпром" снова столкнется с нехваткой газа. "Газпрому" не дают сокращать поставки на внутренний рынок, несмотря на неплатежи. Кроме того, Украина прекратила несанкционированный отбор газа только в последние два месяца, и я думаю, что она снова начнет этим заниматься с наступлением зимнего сезона. Поэтому и возникает дефицит, даже с учетом уже закупленных у Туркмении объемов", - сказал "Ведомостям" представитель Минэнергетики.
Еще на прошлой неделе Рем Вяхирев направил туркменскому президенту Сапармурату Ниязову заявку на увеличение поставок газа в этом году. Глава "Газпрома" также хочет заключить с Туркменией долгосрочный договор о поставках газа в объеме 30 - 50 млрд куб. м в год начиная с 2001 г. В минувший понедельник президент РФ Владимир Путин и Сапармурат Ниязов во время телефонного разговора договорились, что уже в ближайшее время для обсуждения этих вопросов в Ашхабад прибудет российская делегация во главе с Ремом Вяхиревым. В "Газпроме" пока что не смогли назвать точную дату визита главы компании в Туркмению. Предыдущий, в мае этого года, визит в Ашхабад российской делегации во главе с Владимиром Путиным не увенчался успехом. Стороны достигли принципиальной договоренности о долгосрочных закупках газа, но не смогли согласовать его цену. Представитель "Газпрома" сказал "Ведомостям", что на предстоящих переговорах Россия хочет заключить договор о дополнительных поставках газа на тех же условиях, что и в декабре (т. е. не выше $36 за 1000 куб. м). "Закупки газа по более высокой цене нерентабельны для России", - сказал он. Однако агентство Reuters передает, что Ашхабад считает предложения России не совсем адекватными сложившейся ситуации и намерен требовать увеличения цены до $42 - 45 за 1000 куб. м.
*****
В материале "Горючий форвард" (автор - Виктория Уздина) сообщается, что Санкт-Петербургская фьючерсная (СПбФБ) биржа готовится начать торги срочными контрактами на нефтепродукты. Это первая подобная попытка на рынке. Как сообщил замгендиректора СПбФБ Виктор Пельченко, планируется организовать торги форвардными контрактами на нефтепродукты, а также складскими свидетельствами. Он не назвал конкретной даты начала торгов. Отработка технических деталей проекта займет два-три месяца. По оценке Пельченко, стабильной биржевой торговле контрактами на нефтепродукты должен соответствовать ежемесячный оборот около 100 млн руб. Первыми участниками торгов срочными контрактами по замыслу инициаторов проекта станут действующие члены товарной секции фьючерсной биржи: холдинг "Петербургская топливная компания" (ПТК) , информационно-аналитическая служба "Купол" и фирма "Тэн", поставляющая нефтепродукты с Киришского НПЗ. Пресс-секретарь ПТК Дмитрий Мосин не исключил участия холдинга в проекте СПбФБ. Источник же в руководстве "Купола" считает, что к торговле форвардными контрактами на нефтепродукты может быть привлечено до 80% операторов топливного рынка.
*****
"Известия"
Под заголовком "Сегодня - жесткий контроль, завтра - косвенное регулирование" газета публикует интервью с министром энергетики России Александром Гавриным (подробно см. в рубрике "Персоналии")
*****
В материале "Неизбежная экспансия" утверждается, что Россия обречена развивать стратегические направления нефтяного экспорта (подробно см. в рубрике "Трубопроводы)
*****
В заметке "Государственный интерес и нефтяной рычаг Кремля" (автор - Дмитрий Орлов) сообщается, что Егор Гайдар писал в начале 90-х, что идеология сегодняшних (тогдашних) государственников - ничто иное как "циничный бюрократический декаданс". Творец "Государства и эволюции" прав, но неточен: циничный бюрократический декаданс - это идеология всех групп российской элиты "ревущих девяностых". "Власть разруливает", "большой кусок - ближнему" и "заплатите налоги" - на этих весьма банальных (и весьма ущербных) постулатах строилась почти десять лет нефтяная политика государства российского. Декаданс налицо. И дело не только в том, что "куски" розданы за бесценок и без конкуренции со стороны иностранных нефтяных концернов, налоги платят далеко не все и отнюдь не всегда, а добыча нефти упала с 462 млн. тонн в 1991 году до 307 млн. в 1999-м.
Проблема прежде всего в менталитете нефтяных генералов. Его можно назвать псевдогосударственным: договорись с распорядителем недр от власти - будешь жить припеваючи. Следствие такого "общественного договора" - откровенный паразитизм на ресурсах, принадлежащих народу. Вот, например, "середняки" - небольшие нефтяные компании под крылом губернаторов. До начала 2000 года они практически не платили местных налогов, имели преимущества или были вовсе освобождены от уплаты акцизов и при этом экспортировали 87-96% добываемой нефти. А гиганты, перекачивающие прибыль в оффшоры и к тому же имевшие до недавнего времени колоссальные льготы по прокачке нефти на экспорт? Если все это - проявления вожделенного "консенсуса элит", Кремлю необходимо его разрушить просто-таки в силу объективной необходимости (не силами налоговой полиции, конечно). И заменить нормальными правилами игры, выражающими национальные интересы России.
Государственный интерес сегодня - равнодействующая разнородных и разнонаправленных потребностей нефтяной элиты. Однако присягнуть государству (чего не сделал, кажется, только по-настоящему ленивый) еще не значит проводить эффективную политику. Министру энергетики Александру Гаврину, видимо, предстоит решить две внешне взаимоисключающие задачи: приватизировать еще оставшиеся компании с долей государства в структуре собственности и одновременно усилить влияние государства в нефтяной отрасли - усилить, прежде всего, с точки зрения той самой равноудаленности. Одновременное решение обеих этих задач возможно только в том случае, если у Кремля есть свой приводной ремень во внутреннем механизме "нефтянки". Рычаг, позволяющий устанавливать не абстрактные в духе Руссо, а реальные и жесткие правила игры. Таким рычагом может быть компания, которая нефть транспортирует. И группа давления, которая вокруг нее концентрируется.
Связь между "равноудалением" нефтяных олигархов и появившимися деньгами на перспективные проекты - прямая. А есть деньги - значит, конечной точкой той же Балтийской трубопроводной системы становится не латвийский Вентспилс и не финский Порвоо, а российский Приморск. Значит, наконец, что та же БТС будет выражать интересы не ЛУКОЙЛа, не "Сургутнефтегаза", не ЕБРР и не акционерной компании "Транснефть", а национальные интересы России. Новый консенсус нефтяной элиты может сложиться только на основе добровольного признания ею этого и подобных ему фактов. Конвенция, кажется, открыта для подписания.
*****
"Время новостей"
В материале "У Христенко за пазухой" (авторы - Вера Кузнецова, Василий Вербин)сообщается, что правительство намерено ужесточить контроль за доступом к экспортным нефтепроводам. В Белом доме готовится проект постановления об образовании правительственной комиссии для проведения единой государственной политики на рынках нефти, газа и нефтепродуктов и совершенствования работы по регулированию внешнеэкономической деятельности организаций ТЭКа. Председателем комиссии, скорее всего, станет вице-премьер Виктор Христенко. Как заявил корреспонденту газеты "Время новостей" правительственный чиновник, приоритетными направлениями в работе комиссии станут все вопросы, связанные с использованием трубопроводного транспорта. В частности, она будет принимать решения по ограничению использования системы магистральных трубопроводов и терминалов для вывоза нефти и нефтепродуктов на экспорт. Сейчас этим занимается межведомственная комиссия, которую возглавляет первый замминистра энергетики Александр Кочнев. Однако тем, как Минэнерго решает проблему доступа к трубе, в правительстве крайне недовольны. Нынешней зимой на совещании по ТЭКу, которое проходило в Сургуте, тогда еще исполняющий обязанности президента Владимир Путин обвинил Минэнерго (тогда еще Минтопэнерго) в серьезных злоупотреблениях при принятии решений по доступу к трубе. После того как этой проблемой займется г-н Христенко принцип доступа к трубопроводу, как утверждают в Белом доме, станет более контролируемым и прозрачным.
*****
В материале "Жидкая наклейка" (автор - Андрей Макаров) сообщается, что столичные власти намерены ввести "тотальный" контроль за качеством бензина. По замыслу он должен осуществляться по всей цепочке: начиная от нефтеперерабатывающего завода и заканчивая автозаправкой. Как сказал начальник управления транспорта и связи правительства Москвы Александр Беляев, образцом такого контроля станет система идентификации алкогольной продукции и видеокассет, которая функционирует в городе уже давно. Планируется также ежегодно проверять не менее четверти городских АЗС и создать специализированное подразделение милиции по борьбе с фальсифицированным топливом.
По данным агентства Интерфакс, на состоявшемся вчера заседании московского правительства предложенная концепция была направлена на доработку, однако в целом ее одобрили. Причиной для принятия столь жестких мер послужила проверка 175 автозаправочных станций, которая выявила более 20% некачественного бензина. В целом доля некондиционного моторного топлива на московском рынке за последние два года нисколько не уменьшилась. Более того, возросла реализация низкооктанового бензина. Увеличение акцизов на топливо в будущем году только стимулирует производство и продажу некачественного бензина.
По мнению представителей ТНК, контроль за качеством нефтепродуктов в первую очередь отразится на мелких заправщиках, "которые берут бензин неизвестно откуда". Крупнейшие нефтяные компании "дорожат своей маркой" и продают топливо гарантированного качества. Аналогичное мнение в беседе с корреспондентом газеты "Время новостей" высказал вице-президент компании "Славнефть" Юрий Суханов. По его словам, наиболее надежный контроль -- это контроль, который осуществляют сами нефтяные компании. Поэтому производство, транспортировка и продажа нефтепродуктов должна быть в одних руках. Трудно себе представить, чтобы, например, Вагит Алекперов или Михаил Гуцериев продавали фальсифицированный бензин.
Вместе с тем, считают нефтяники, ужесточить контроль за качеством нефтепродуктов в Москве, безусловно, необходимо. Однако зачастую государственный или муниципальный контроль малоэффективен, и его надо совмещать с другими рыночными механизмами. В частности, как заметили в одной из нефтяных компаний, необходимо создавать условия для того, чтобы в Москве мелкие частные заправщики стремились "перекрашиваться" в цвета крупнейших нефтяных компаний. Речь идет о франчайзинге. В этом случае государству придется контролировать десяток, а не несколько сотен фирм, торгующих бензином.
*****
В материале "Гуцериев поверил слову Лукашенко" (автор - Юрий Андреев) сообщается, что решение о начале главного этапа реконструкции Мозырского нефтеперерабатывающего завода, включающего строительство установки каталитического крекинга, принято по итогам собрания акционеров, прошедшего в Мозыре. Белоруссия и компания "Славнефть" будут его финансировать на паритетных началах. Глава "Славнефти" Михаил Гуцериев снял все предварительные условия по гарантиям вложенных в реконструкцию предприятия инвестиций. Мозырский НПЗ является акционерным предприятием, в котором "Славнефти" и белорусскому правительству принадлежит примерно по 42% пакета акций. Договор о строительстве установки каталитического крекинга был подписан еще в 1999 году. Тогда же было решено, что необходимую сумму 119 млн долл. стороны внесут на паритетных началах.
Дело застопорилось с приходом в руководство "Славнефти" нового президента Михаила Гуцериева. Он потребовал от белорусского правительства дополнительных гарантий возврата вложенных средств. Вначале речь шла о том, что сторона, не выполняющая обязательств по финансированию реконструкции, будет отвечать своими акциями. Гуцериев требовал введения залога акций на МНПЗ. Когда ему объяснили, что это противоречит белорусскому законодательству, президент "Славнефти" предложил передать в управление компании пакет акций (12%), принадлежащий трудовому коллективу. С обеих сторон звучали грозные заявления, Гуцериев говорил о том, что в случае отказа белорусской стороны от этих условий компания может пересмотреть свои обязательства по финансированию реконструкции. Однако в течение нескольких месяцев все волшебным образом изменилось.
После собрания акционеров Михаил Гуцериев заявил, что никаких дополнительных гарантий ему не требуется, достаточно обещания белорусского президента. "Его слова сильнее, чем любой договор", -- сказал президент "Славнефти". Гуцериева не смущает тот факт, что в 2001 году Белоруссии предстоит провести президентские выборы. "Я не сомневаюсь, что Лукашенко опять станет президентом", -- заявил Гуцериев. Документы по финансированию третьего этапа реконструкции должны быть подписаны уже к концу этой недели. Штаб по проведению реконструкции сформирован. В него вошли Михаил Гуцериев и президент концерна "Белнефтехим" Иван Бамбиза. К настоящему времени Белоруссия вложила в реконструкцию предприятия 4,2 млн долл., "Славнефть" выделила 3,5 млн долл. По плану реконструкция завода должна завершиться к 2003 году. Глубина переработки нефти при этом возрастет с 65 до 82%.
*****
"Сегодня"
В заметке "Труба зовет идти в обход" (автор - Милана Давыдова) сообщается, что российско -украинское газовое противостояние сдвинулось с мертвой точки. Делегация ОАО "Газпром" вчера предприняла конкретные шаги к решению вопроса о строительстве обходного газопровода в Европу через территорию Белоруссии, Польши и Словакии. Как заявили "Сегодня" в пресс-службе "Газпрома", представители компании вылетели в Париж для обсуждения с западными партнерами совместных проектов. Речь идет о строительстве газопровода в обход Украины. Для его реализации "Газпром" предлагает французской Gaz de France, немецким Ruhrgas и Wintershall, а также итальянской ENI объединить усилия, создав консорциум.
По мнению представителей "Газпрома", создание консорциума для строительства обходного газопровода, возможно, облегчит переговоры с Польшей, которая до сих пор не дала согласия на прокладку газопровода через ее территорию. Такое же мнение выразил вчера вице-премьер Виктор Христенко. По его словам, у России есть хорошие шансы для разговора с Польшей или другими странами по поводу строительства альтернативных газопроводов. "Это вопрос большого европейского масштаба", - сказал вице-премьер. По данным экспертов, длина предполагаемого газопровода, маршрут которого пройдет по Белоруссии, Польше и Словакии, составит 600 км, в том числе по территории Польши - 400 км. Его стоимость оценивается в 1 млрд долл., а объем поставок - 25-30 млрд кубометров в год.
*****
"Бизнес & Балтия"
В заметке "Нефтяники на ошибках не учатся" (автор -Элеонора Гайлиш) сообщается, что служба госдоходов (СГД) явно вышла на тропу войны с предпринимателями, специализирующимися на махинациях с ввозимыми в страну нефтепродуктами. На днях ее сотрудники практически повторили свою недавнюю упешную операцию по задержанию цистерн с подозрительным горючим. Как известно, недавно сотрудники Рижской таможни СГД задержали 18 цистерн с дизельным топливом даугавпилсской компании Dinaburga nafta . В документах груз был оформлен как печное топливо. По подсчетам СГД, такая подмена позволила бы владельцам горючего сэкономить на налогах более 150 тыс. Ls. Пока инцидент завершился конфискацией и денежным штрафом, хотя не исключено и возбуждение уголовного дела. И вот на днях история практически повторилась. На некоей нефтебазе, название которой пока не разглашается, сотрудники отдела по борьбе с контрабандой Рижской таможни совместно с таможенниками Земгальского региона обнаружили аналогичную подмену. 12 цистерн с дизельным топливом, пришедших в Латвию из Белоруссии, были растаможены по аналогичной схеме - как печное топливо. По словам помощника генерального директора СГД Диты Клявини , мошенники могли бы нанести убытки государству на 91 205 Ls. В том числе законный акцизный налог не был бы уплачен на сумму 77 293 Ls, а НДС - на 13 912 Ls. По делу проводится расследование.
*****
"Новый Город" (г. Сургут)
В материале "Акции "Сургутнефтегаза" достигли исторического максимума" со ссылкой на "Росбизнесконсалтинг" сообщается, что на прошлой неделе российский фондовый рынок пробил те максимумы, которые были достигнуты в середине августа. В начале недели активность операторов была невысокой, участники торгов говорили об отсутствии крупных заказов на покупку, об этом свидетельствовали и небольшие объемы торгов. Однако к середине недели ситуация начала меняться: появились крупные покупатели, выросли объемы торгов, и котировки двинулись вверх. Уже во вторник были достигнуты максимальные отметки, а в четверг рынок сделал попытку их преодолеть и, надо сказать, небезуспешно. По многим бумагам были достигнуты наивысшие отметки с начала года, а по некоторым - исторические максимумы, в частности, речь идет об акциях "Сургутнефтегаза". Если большинство бумаг на российском фондовом рынке лишь приближается к отметкам, достигнутым в марте этого года, часть акций превысила годовой максимум, то акции "Сургутнефтегаза" поставили настоящий рекорд: на прошлой неделе они преодолели свой исторический максимум. Напомним, что максимума российский фондовый рынок достигал в октябре 1997 г., индекс РТС превышал тогда 500 пунктов. Максимальный уровень для акций "Сургутнефтегаза" в октябре 1997 - 0,272 долл. Таким образом видно, что эта отметка была преодолена акциями "Сургутнефтегаза" еще в начале 2000 г. Уровень начала года - 0,3425 долл. - был превышен лишь в середине августа: 14 августа торги по акциям компании закрылись на отметке 0,352 руб., а на момент закрытия 24 августа акции "Сургутнефтегаза" составили 0,3905 долл., а к середине следующего дня поднялись до отметки 0,3945 долл. По мнению специалистов, ближайшая цель для акций компании - 40 центов, это сильный уровень как в техническом, так и в психологическом плане. В числе причин успеха акций компании специалисты называют как общую благоприятную ситуацию на мировом рынке нефти (как известно, "Сургутнефтегаз" является крупнейшим экспортером "черного золота"), так и положительные финансовые результаты деятельности компании в 1 полугодии 2000 г. Так, балансовая прибыль "Сургутнефтегаза" выросла почти в 4 раза и составила 47,9 млрд. руб. против 12,7 млрд. руб. за соответствующий период 1999 г. Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи за январь - июнь составили 11,2 млрд. руб. (2,69 млрд. руб. за аналогичный период прошлого года). Внушают оптимизм и производственные показатели компании. Так, объем добычи нефти за 7 месяцев 2000 г. составил 23,2 млн. т, в июле - 3,44 млн. т, экспорт нефти в дальнее зарубежье достиг за этот период 7,96 млн. т, в июле - 1,15 млн. т. В июле 2000 г. НК "Сургутнефтегаз" построила 27 нефтяных скважин при запланированных 22, а всего к концу года "Сургутнефтегаз" планирует пробурить около 670 тыс. м скважин.
*****
"Правда Севера" (г. Архангельск)
В материале "Северный завоз: с надеждой на лучшее" (автор - Боговая) сообщается, что, кажется, мы имеем дело с двумя встречными процессами. А именно: народ с Севера уезжает, а так называемый северный завод в 2000 году проходит лучше, чем в среднем в 90-х годах. На XI съезде Русского Географического Общества, который проходит в Архангельске, вряд ли касались вопросов, связанных с завозом топлива и внедрением энергосберегающих технологий в Лешуконском районе Архангельской губернии. На съезде обсуждаются другие, более глобальные вопросы. Но параллельно съезду в рабочем порядке администрация области подвела промежуточные итоги северного завоза. Здесь дела обстоят в целом неплохо. Энергоресурсы в отдаленные районы области на 27 августа завезены в следующих объемах: каменный уголь - 52,2 тыс. тонн (55,6% от потребности), дизельное топливо - 8,53 тыс. тонн (33,6%)
Тревожным остается только пункт по обеспечению бензином (всего 4,9 %). Но, возможно, уже к выходу этого номера газеты танкеры, зафрахтованные АО "ЛУКойл - Архангельск", резко изменят цифры-показатели. Они доставили грузы на Лешуконье и в НАО. А "ЛУКойл - Архангельскгеолдобыча" берется доказать свое серьезное присутствие в нашем регионе и взять на попечение жителей районов с ограниченными сроками завоза. Руководители "Архангельскгеолдобычи" говорят: "Мы здесь не временщики. Люди должны хорошо работать, а чтобы хорошо работать, они должны спокойно жить в тепле и в достатке". Похвальное радение о своих (и не только) работниках. От администрации области в оставшийся навигационный период потребуется еще некоторое напряжение. Муниципальные образования, к сожалению, имеют серьезные задолженности в региональный фонд финансовой поддержки завоза грузов. И вряд ли долги эти погасят. А требуется еще ни много, ни мало 115 млн. рублей (как сказал шепотом в коридоре администрации один из чиновников: "75 млн. - "живыми деньгами"). И все-таки эти цифры для области в нынешнем году уже вполне "земные". По инерции еще сохраняется скепсис и некоторая нервозность, однако фразы, типа: "Надо найти 16 млн. в недоимках...", - вселяют оптимизм. Если речь идет о 16-ти миллионах рубликов, то точно не замерзнем. И уж точно с голоду не помрем. ...Кстати, по результатам исполнения доходной части федерального бюджета за первое полугодие 2000 года Минэкономики и торговли РФ выделено дополнительно для Архангельской области 14 млн. рублей. Пресс-служба администрации области.
*****
"Казахстанская правда"
В материале "Солярка дороже плова" (автор - Владимир Ли) сообщается, что в Жалагашском районе началась уборка риса, размещенного на 13 тысячах гектаров. По оценкам специалистов облсельхоздепартамента, урожай хороший, удалось сохранить все посевы. Через неделю начнется косовица в Жанакорганском и Шиелийском районах. Но здесь маловодье нанесло ощутимый удар. Всего у рисоводов области из 62,2 тысячи гектаров посевов пока остается в живых 57,6 тысячи, но и это не окончательная цифра. С 10 августа Шардаринское водохранилище пропускает в низовья Сырдарьи всего 300 кубометров воды в секунду, этого недостаточно, так как засеянный в поздние сроки рис поспеет лишь к середине сентября. По прогнозам начальника облсельхоздепартамента К. Ахметова, без воды может остаться и погибнуть еще около двух тысяч гектаров. Тем не менее есть надежда собрать не меньше зерна, чем в прошлом, относительно благоприятном году, то есть около сорока центнеров с гектара. Островком благополучия выглядит, пожалуй, только фирма "Яксарт". В область поступили закупленные фирмой 40 рисоуборочных комбайнов из Южной Кореи. "Яксарт" будет обслуживать этой техникой хозяйства. Фирма уже подготовила специалистов. За свои услуги она будет получать 23 процента урожая. Крестьянам такой вариант выгоден. Не надо ломать голову над вопросами приобретения ГСМ, содержания и ремонта уборочной техники, зарплаты механизаторам - все это берет на себя "Яксарт". По словам президента фирмы А. Козбахова, ожидается поступление еще 100 южно-корейских комбайнов. Правительство выделило Кызылординской области 2100 тонн горючего по льготным ценам на весь полевой сезон. При этом только на уборку нужно 10 тысяч тонн солярки. Льготная солярка с учетом транспортных расходов обходится в 147 долларов США за тонну. На уборку придется докупать около 9 тысяч тонн, но уже по установившейся цене 240 долларов. За каждый литр придется отдавать килограмм очищенного, шлифованного риса высшего сорта. Такое соотношение цен больно бьет по бюджетам сельхозпредприятий. Ведь летом из-за маловодья были дополнительные затраты на покупку насосов и того же горючего, без чего не удалось бы сохранить посевы. Может оказаться, что после уборки и раздачи долгов у крестьян ничего не останется. Этот печальный прогноз в большей степени относится к тем хозяйствам, у которых рисовый клин занимает менее 500 гектаров. Этим даже льготное горючее не положено. Поддержка только крупных рисосеющих хозяйств может заставить мелкие сельхозпредприятия объединить свои угодья или увеличить рисовые плантации. Последнее в условиях маловодья, что случается в низовьях Сырдарьи довольно-таки часто, чревато большими издержками.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены