25 августа 2000 г.
Обзор прессы
25.08.00 (часть 2-я)
"Век", еженедельник
В материале "Нефтяные цены падать не собираются" (автор - Наталья Борцова, редактор агентства "Петролеум Аргус", - специально для "Века") сообщается, что несмотря на дипломатические усилия США и увеличение добычи нефти странами-членами ОПЕК, цены на нефть продолжают расти. Рост происходит в силу объективных факторов конъюнктуры мирового нефтяного рынка. Благодаря увеличению добычи нефти как членами ОПЕК, так и не входящими в организацию нефтеэкспортеров странами, общий объем предложения нефти на мировом рынке к IV кварталу достигнет исторически рекордной отметки 78 млн. барр./сут. На рынке нет дефицита сырья, но цены, ограниченные возможностями транспортной и перерабатывающей инфраструктуры, не позволяют доставить его к центрам потребления с целью пополнения хранилищ. Даже если предположить, что ОПЕК все-таки повысит добычу нефти в сентябре, что маловероятно в свете последних заявлений высокопоставленных представителей организации, то мировой танкерный флот уже не сможет справиться с этими объемами. Последние два месяца американские НПЗ работают на полную мощность, а трубопроводы, соединяющие побережье с континентальными штатами, заполнены до отказа. Низкие запасы нефти (в США они находятся на самом низком за последние 25 лет уровне - 289 млн. барр.) создают почву для опасений по поводу возможного возникновения дефицита печного топлива зимой. Поэтому цены растут. С начала августа морские поставки российской нефти подорожали примерно на $5/барр. до более чем $28,5/барр. Кроме того, последние два месяца на рынке североморской нефти Брент происходят сильные искажения, связанные с нехваткой объемов сырья этого сорта, который является эталоном для нефти, торгуемой в бассейне Атлантики, включая российскую и каспийскую. Недавнее резкое повышение цен на сентябрьские форвардные поставки Брент объясняются спекулятивной игрой нескольких крупных компаний, а также субъективными факторами, такими, как сокращение поставок Брент в сентябре из-за плановых ремонтных работ на месторождениях Северного моря. Кроме того, треть небольшого сентябрьского объема поставок была продана в Индию, а еще четыре партии - в США. В результате цены ведущего ценового эталона определялись из расчета поставок в объеме всего 183 тыс. барр./сут.
Однако в гораздо большей степени росту нефтяных цен способствовали объективные факторы рыночной конъюнктуры. На мировом рынке ощущается острый дефицит светлых нефтепродуктов - бензина, дизельного и печного топлива. А переработчики не в состоянии увеличить их производство, так как заводы уже работают на износ, а свободные мощности по глубинной переработке остались только в Азии. Обычно НПЗ заранее создают запасы соответствующих нефтепродуктов накануне периодов, когда наступает пик их потребления. Но в этом году они не смогли накопить запасы бензина весной из-за дефицита сырья, а наращивая его производство летом, сократили выход средних дистиллятов, что создало предпосылки для нехватки грядущей зимой печного топлива. В этом году ОПЕК последовательно наращивала объемы добычи нефти: на 1,7 млн. барр./сут. в марте и еще на 708 тыс. барр./сут. в июне. Но ОПЕК поставляет тяжелую сернистую нефть, а переработчикам нужны более легкие сорта, которые обеспечат высокий выход печного топлива и керосина. Кроме того, с начала этого года в Европе и США введены новые требования к качеству нефтепродуктов, предусматривающие значительно более низкое, чем раньше, содержание серы в бензине и дизельном топливе. В связи с этим переработчики стали стремиться приобретать малосернистые сорта нефти, а сырье ОПЕК перестало у них пользоваться популярностью. В ОПЕК понимают это и не стремятся немедленно увеличивать поставки нефти, которая вряд ли поможет устранить дефицит нефтепродуктов. Президент организации Али Родригес подтвердил, что в ближайшее время увеличения добычи ожидать не следует, дав толчок новому росту цен в конце прошлой недели. Для потребителей ограниченные возможности перерабатывающей инфраструктуры означают, что цены на нефтепродукты останутся высокими. Все, что теперь может сделать ОПЕК, - это помочь избежать дефицита бензина будущим летом. А потребителям остается надеяться на теплую зиму. Производителям же сложившаяся конъюнктура играет на руку, и они имеют реальный шанс существенно увеличить бюджетные поступления, тем более что в проект российского бюджета заложена цена $18-19/барр.
*****
"Общая газета", еженедельник
Под заголовком "Кто сидит на недрах" газета публикует интервью с министром природных ресурсов России Борисом Яцкевичем (подробно см. в рубрике "Персоналии")
*****
ГТРК "Сахалин"
Сообщается, что разработан уникальный метод утилизации буровых шламов. Добыча нефти не является безотходной. И прблема утилизации волнует не только нефтяников, но и ,прежде всего, экологов. В мировой практике принято сбрасывать нефтяные отходы в море, но на месторождении "Астрахановская-море" экологи запретили такой способ. Возникла проблема утилизации. Иван Мельников, кандидат технических наук и его коллеги из регионального центра аварийно-экологических операций разработали абсолютно безвредный метод переработки буровых отходов. Суть разработки состоит в том, что шламы и буровой раствор вывозятся на берег, где на специальном полигоне смешиваются с торфом и минеральными удобрениями. В результате получается искусственная плодородная почва, пригодная для сельскохозяйственных работ. Проведена агрохимическая и почвоведческая экспертиза искусственного грунта. Результаты положительные. К слову, иностранные нефтяные компании, принимающие участие в разработке сахалинского шельфа, пока не заинтересованы в данном проекте. Работы по внедрению новой технологии утилизации нефтяных отходов ведутся на этапе эксперимента и обошлись российским нефтяным заказчикам в полмиллиона долларов. Насколько это экономически выгодно - покажет время. Однако специалисты уверены, что редкие виды рыбы, в том числе и калуга, не исчезнуть из сахалинского залива по причине сброса нефтяных отходов.
*****
"Бизнес & Балтия"
В заметке "Черного с вещами на выход. Болгария чистит страну от "русской мафии" сообщается, что Министерство внутренних дел Болгарии намерено депортировать за пределы страны лиц, которые "имеют устойчивые связи с международными преступными организациями", несмотря на то, что многие из них владеют в этой стране крупными компаниями. У Михаила Черного имеются коммерческие интересы и в Болгарии, где ему принадлежат акции единственного национального оператора GSM фирмы Mobitel . Кроме того, из Болгарии будут депортированы россияне Владимир Горшенин и Равиль Хайрулин , гражданин России и Греции Дмитрий Ширков и гражданин Литвы Денис Жерцов . Горшенин и Хайрулин являются представителями международной корпорации Technology Industry , Ширков владеет акциями ряда болгарских компаний. 34-летний гражданин Литвы Денис Жерцов - владелец 75% акций болгарской компании Naftex Petroleum Bulgaria , до недавнего времени носившей имя Ukos Petroleum Bulgaria . Ему также принадлежит доля в ее дочерней фирме Naftex Petroleum London . По сведениям "Газеты.Ru", коммерческий интерес в Naftex Petroleum имеют и некоторые другие из депортируемых бизнесменов. Представители российской компании ЮКОС заявили корреспонденту "Газеты.Ru", что НК ЮКОС в настоящее время не имеет какой-либо связи с Naftex . А сходство названий ЮКОС и Ukos Petroleum Bulgaria объясняется тем, что до приватизации НК ЮКОС болгарская компания занималась реализацией на внутреннем рынке нефтепродуктов, поставляемых предприятиями ЮКОСа . С 1997 года все связи между компаниями были прекращены, поэтому позднее из названия болгарской компании было исключено указание на ее связь с НК ЮКОС . Информацию о депортации пятерых бизнесменов распространило болгарское информационное агентство BTA. По словам представителей МВД этой страны, все пятеро пока находятся в Болгарии. Как именно и куда они будут высланы из страны, не уточняется. Всем пятерым въезд в Болгарию будет запрещен в течение 10 лет. Судя по не изобилующему подробностями сообщению, власти Болгарии приняли решение на основании подозрений. Пока ни одному из пятерых не предъявлено официальных обвинений.
*****
В заметке "Ventspils nafta ищет гендиректора" (автор - Галина Молочкова) сообщается, что в латвийской прессе появилось любопытное объявление. АО Ventspils nafta ( VN ) сообщило о вакансии на пост генерального директора. Появление под рубрикой "требуется" этого объявления интересно тем, что в VN должность генерального директора уже почти три года совмещает президент VN Игорь Скокс . Как сообщила "&" пресс-секретарь Ventspils nafta Гундега Варпа , решение о поиске замены на пост генерального директора предприятия продиктовано чрезвычайной занятостью г-на Скокса, который занимает сразу три должности: гендиректора VN , президента VN и председателя совета ООО LatRosTrans . Сам президент VN готов сосредоточиться на решении стратегических задач, а в обязанности гендиректора будет входить руководство ежедневной хозяйственной деятельностью терминала. " VN нужен специалист по администрации бизнеса", - пояснила Гундега Варпа. Она также отметила, что новое назначение не скажется на внешних контактах. "Это чисто внутреннее назначение, в то время как вопросы по поводу контрактов с клиентами решаются коллегиально на заседании правления предприятия", - сказала пресс-секретарь VN .
*****
"Панорама", еженедельник (Казахстан)
Со ссылкой на Reuters сообщается, что Астана и Пекин начнут строительство нефтепровода из западных районов Казахстана в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР в 2001 году. Об этом заявил в ходе встречи с журналистами посол РК в КНР Куаныш СУЛТАНОВ. Пропускная способность нефтепровода составит 20 млн тонн нефти в год. Его сооружение имеет принципиально важное значение для осуществления стратегического плана развития отсталых в экономическом отношении западных районов КНР, подчеркнул дипломат. По оценкам специалистов, ежегодные потребности экономики КНР в нефти в ближайшие 15-20 лет возрастут с 200 млн тонн до 400 млн. Если Китай и Казахстан построят нефтепровод за 5 лет, то в последующий 5-летний период эксплуатации данный проект полностью себя окупит.
*****
Со ссылкой на Reuters сообщается, что министр энергетики США Билл Ричардсон нанесет с 30 августа по 3 сентября визит в Россию. Он посетит Саров и Дальний Восток. Как сообщило Минэнерго США, ему предстоит обсудить вопросы двустороннего сотрудничества в обеспечении ядерной безопасности и разработки нефтегазовых месторождений. В Сарове (бывший Арзамас-16) Ричардсон встретится с министром по атомной энергии РФ Евгением Адамовым, примет участие в церемонии открытия "Технопарка" на предприятии "Авангард" и побывает в российско-американском компьютерном центре. Эти конверсионные проекты осуществлены в рамках совместной программы "Атомные города". Затем глава минэнерго США посетит Владивосток, где встретится с представителями командования ВМФ РФ, чтобы рассмотреть вопросы оказания помощи Тихоокеанскому флоту в обеспечении безопасности ядерных материалов. На эту же тему он будет беседовать с российскими официальными лицами на Камчатке. В ходе поездки на Сахалин Ричардсон обсудит проблемы добычи нефти и газа на шельфовых месторождениях, которые вместе с российскими партнерами осваивает американская компания "Шеврон". Перед началом визита в РФ министр побывает в Казахстане, где встретится с Президентом Нурсултаном Назарбаевым и подпишет соглашение о научно-техническом сотрудничестве.
*****
В материале "Глава авиахолдинга объявил о преодолении "керосинового" кризиса. Но некоторые факты говорят о том, что он возник неспроста" (автор - Николай Дрозд) сообщается, что 18 августа президент "Эйр Казахстан Групп" Александр Криничанский заявил о скором окончании кризиса, связанного с дефицитом авиационного керосина. По словам г-на КРИНИЧАНСКОГО, холдингу, благодаря поддержке правительства, удается выйти из сложной ситуации раньше, чем в течение прогнозировавшихся первоначально 2-3 недель. По словам президента холдинга, 1700 тонн топлива куплено у РГП "Госрезерв", 4 тыс. тонн - в российском Орске и 2, 5 тыс. тонн - в Туркменистане. Как ни странно, покупка национальным авиаперевозчиком топлива у государственного "Госрезерва" обошлось авиакомпании значительно дороже, чем покупка на российском и туркменском рынке. Г-н Криничанский не "видит особой логики" в том, чтобы обеспечивать рентабельность "Госрезерва" за счет перекладывания денег из одного государственного кармана в другой, тем более что цена "заготовки" топлива наверняка была совсем другой. Глава холдинга отметил, что понимает, почему оказались безрезультатными переговоры с аэропортами-конкурентами - Бишкеком и Ташкентом, которые либо вообще отказались принимать самолеты "Эйр Казахстан", либо выдвинули неприемлемые условия, но отказывается понимать мотивы "Госрезерва". Вопреки логике правительственного решения, авиакомпания была вынуждена покупать топливо на тендере, в результате чего с учетом доставки топливо стоило авиакомпании дороже $300 за тонну. Президент авиакомпании недоволен также тем, что и впредь в случае возникновения критических ситуаций "Госрезерв" настаивает на решении всех проблем через правительство, хотя, по идее, одно из предназначений госрезервов состоит именно в смягчении подобных ситуаций на рынке. Отвечая на вопрос Панорамы, г-н Криничанский еще раз опроверг версию о долгах "Эйр Казахстан" за топливо как первопричине кризиса и высказался, несмотря ни на что, за закупки авиакомпанией керосина у внутренних производителей.
Г-н Криничанский, правда, скептически оценивает, вопреки заверениям официальных структур, возможность производства керосина на казахстанских НПЗ уже в августе, но в дальнейшем, по его мнению, возможно все же будет найден механизм, способный заинтересовать нефтепеработчиков. При этом речь не идет о каком-либо административном давлении и заводы не следует "слишком наклонять". По мнению г-на Криничанского, должны произойти изменения в антимонопольном регулировании аэропортов и НПЗ должны создать вертикально интегрированные структуры, которые будут допущены к непосредственному обслуживанию авиакомпаний, что позволит получать НПЗ те прибыли, которые сейчас достаются трейдерам. По словам г-на Криничанского, "Эйр Казахстан" расходует на топливо $18 млн в год, заработанные на не самом большом авиационном рынке и авиакомпания не хотела бы их отдавать за рубеж. Объясняя, почему "Эйр Казахстан" готов платить даже несколько дороже на внутреннем рынке, г-н Криничанский высказался в том смысле, что покупки внутри страны означают рост налогов, доходов населения и в конечном итоге стимулируют спрос для "Эйр Казахстан". Г-н Криничанский отрицательно ответил на вопрос о возможном росте тарифов авиакомпании в связи с ростом цен на керосин. Более того, он туманно пообещал их снижение на внутренних линиях в случае, "если будут приняты предложения по реформированию отрасли". Отвечая на вопрос Панорамы о ситуации, связанной с иском Казкоммерцбанка о банкротстве "Эйр Казахстан" (пожалуйста, Панорама, №30), президент заявил о достижении мирового соглашения между авиакомпанией и банком, согласно которому долги банку в объеме $20, 5 млн будут конвертированы в акции авиакомпании. В настоящее время сделка находится на утверждении в Минтранскоме. При этом речь не идет о контрольном пакете "Эйр Казахстан", который является национальным авиаперевозчиком. Размер передаваемого пакета остается предметом переговоров, хотя, по мнению г-на Криничанского, любой его размер не может быть невыгодным авиакомпании, поскольку обязательства, за которые можно было получить "живой кэш", меняются на акции предприятия с отрицательной рентабельностью. Приход Казкоммерцбанка в число акционеров компании, по мнению г-на Криничанского, "благо для нее". Г-н Криничанский также призвал не искать персональных виновников "керосинового кризиса", посчитав, что виной стала общая ситуация на нефтяном рынке. В общем, механизм возникновения кризиса выглядит довольно загадочно. Холдинг объявляет об отсутствии долгов за топливо и покупает его после возникновения дефицита по ценам даже выше цен на российском ($260) и туркменском ($268-270) рынках. Ситуация на внутреннем рынке вряд ли стала прямой причиной кризиса, так как в последнее время весь авиационный керосин импортировался. Это наводит на мысль об искусственности кризиса и "атаке" трейдеров на авиакомпанию с непонятными целями.
*****
В заметке "НКТН "КазТрансОйл" провела учения по ликвидации аварии на подводном участке нефтепровода Павлодар - Шымкент" (автор - Ольга Воронько) сообщается, что 23 августа в Павлодаре Национальная компания по транспортировке нефти (НКТН) "КазТрансОйл" провела первые в истории Казахстана учения по ликвидации аварии на подводном переходе нефтепровода Павлодар - Шымкент. Переход через Иртыш исполнен в двухниточном исполнении (вторая нитка - резервная), длина русловой части составляет 400 метров. В ходе учений была сымитирована авария, во время которой для отработки технологии локализации, сбора с поверхности воды и утилизации нефти в качестве "нефтяного пятна" использовалось подсолнечное масло. Целью учений помимо приобретения персоналом необходимых навыков стало апробирование новейшего оборудования английской фирмы "Вайкома", применяемого во многих трубопроводных компаниях мира. Как сообщил Панораме технический директор ЗАО НКТН "КазТрансОйл" Алексей ПИРОГОВ, результаты учений на Иртыше оценены как успешные. Оборудование, сказал он, "завелось с полоборота", что доказало правильность выбора партнера - фирмы "Вайкома". Персонал Павлодарского управления нефтепровода, несмотря на короткий период, отведенный ему для изучения комплекта оборудования, успел полностью его освоить и показать хорошие навыки работы в условиях сильного течения, которое составляет в центре Иртыша 1, 5 метра в секунду. Новая техника общей стоимостью $1360 тыс. была получена компанией "КазТрансОйл" весной этого года и распределена по трем филиалам. Ранее, сказал г-н Пирогов, компания была оснащена оборудованием российского производства, которое значительно уступает по мощности вайкомовскому. Однако приобретение высокомощной техники по ликвидации последствий аварии на поверхности воды, по словам технического директора ЗАО, лишь часть программы "Высоконадежный трубопроводный транспорт", разработанной в компании. Для предупреждения аварий "Каз-ТрансОйл" проводит ежегодное обследование подводных переходов нефтепроводов. По результатам диагностики должны выполняться ремонтные работы, для которых необходимо владеть различными технологиями, в том числе сваркой под водой. В "КазТрансОйле" 46 подводных переходов общей протяженностью порядка 10 км. К примеру, через Урал, где через месяц пройдут учения, аналогичные павлодарским, проходит несколько трубопроводов, и в отличие от Иртыша там нет резервной нитки, в случае аварии вся нефть может попасть в Каспийское море. Поэтому компанией был поднят вопрос о создании сварочных материалов для выполнения ремонтных работ под водой. "КазТрансОйл" такими технологиями не обладает, поскольку в бытность СССР для их разработки существовали специализированные управления.
*****
В заметке "Новые книги о нефтяном бизнесе" (автор - Ноян Полатбеков, ИА "Санжар") сообщается, что продолжающийся рост цен на нефть, безусловно, вызывает радость у производителей - нефтедобывающих стран. Но радость эта, как говорится, ограниченного свойства. Многое тревожит в этом хорошо срежисcированном росте, который стал проявляться практически сразу после завершения мартовского саммита ОПЕК. Многие "нефтяные" аналитики далеки от восторженных чувств. Напомним читателям Панорамы о серьезной аналитической статье в "Эксперте" - "Триумф и трагедия "черного золота", в которой автор Т. Оганесян обосновывает свой малооптимистичный вывод: "Возможно, нынешний взлет цен на нефть окажется последним в истории мировой экономики". Такие смелые выводы задору, конечно, не добавляют ни нефтедобытчикам, ни переработчикам. В этой ситуации весьма своевременным стал выход монографии "Международный нефтяной бизнес. Налоговые системы и соглашения о разделе продукции" Д. Джонстона (D.D. Johnston "International Petroleum Fiscal Systems. Prodaction Sharing Contracts). Первоначально эта книга должна была выйти под названием "Договоры о разделе продукции: Международные нефтяные компании и государства", которое не совсем адекватно отражало содержание книги. Очевидно, что у каждой страны своя система налогообложения. Но их объединяет особое внимание к налогообложению добывающих отраслей. У правительств нет контроля над полезными ископаемыми, но это они искупают контролем над налогами в добывающих отраслях. В нефтедобывающем секторе экономики система налогообложения является важнейшей характеристикой. В принципе, подходы геологов, инженеров и финансистов к организации нефтедобычи универсальны, чего не скажешь о налогообложении. Проблема эта настолько важна для любого специалиста, что понимание принципиальных основ для них просто обязательно. В центре внимания книги - разбор устройства различных налоговых систем, т. е. те факторы, которые решающим образом влияют на экономические условия нефтедобычи и в итоге формируют цену конечной продукции всей нефтяной вертикали.
Практические аспекты налогообложения нефтедобычи и взаимоотношения между отраслевыми компаниями и правительством - на этих двух проблемах делается основной акцент. Автор подробно освещает различные аспекты идеологии налогообложения, новые принципы которого изменяют облик отрасли. Особое внимание уделено правовым и производственным аспектам контрактов на право добычи нефти - вопросам принципиально влияющим на динамику международных переговоров. Книга получилась объемлющей, т. к. в ней учитываются точки зрения и компаний, и правительств. Различия в подходах к одной и той же проблеме, варианты реакций и другие факторы, формирующие окончательный исход переговоров, - все это требует всестороннего понимания и изучения для выработки стратегии отраслевых компаний на переговорах о получении лицензии на добычу. В идеале правительства отстаивают интересы своего народа, нефтяные компании отстаивают право данного народа на лучшую долю. Так должно быть - простые задачи имеют простые решения. Нефтяная же отрасль так далека от идеала, что с самого зарождения нефтяного бизнеса стала отраслью раздоров.
******
"Время по ..." (Казахстан)
Под заголовком "Нефть в марокканской пустыне - чудо или мираж?" опубликован материал, где говорится, что король Марокко Мохаммед VI объявил об открытии крупнейшего нефтяного месторождения за последнее десятилетие. Оцениваемое в 20 млрд баррелей месторождение может стоить до 800 млрд долл. Освоение залежей нефти может существенно изменить марокканскую экономику, основанную на сельскохозяйственном секторе, и помочь развитию связей с развитыми странами, включая Европу и США. Оно может также ухудшить отношения с соседним Алжиром и привести к геологоразведочной лихорадке в регионе.
Потрясающее открытие в марокканской пустыне способно разительно изменить экономику североафриканского государства. В своей речи, транслировавшейся 20 августа по государственному радио и телевидению, король объявил об открытии месторождения нефти, оцениваемые запасы которого составляют 20 млрд баррелей, неподалеку от юго-восточного города Талзинт, расположенного всего лишь в 125 милях от границы с Алжиром. Это месторождение может принести поступления до 800 млрд долл. в год. Если заявления правительства - правда, то это открытие окажет мощное воздействие на основанную на сельском хозяйстве марокканскую экономику, обеспечив более устойчивый источник дохода. К тому же на развитие нефтяного сектора требуются инвестиции, обычно от многонациональных нефтяных компаний. Это приведет к установлению прочных уз между Марокко и промышленно развитыми странами, приводя к дальнейшему росту экономики в королевстве и развитию геологических изысканий по всей западной оконечности Северной Африки. Однако местонахождение нефтяного месторождения может также усугубить напряженность с соседним Алжиром и активизировать геологоразведку в приграничном районе. Новое месторождение может явиться надежным источником доходов, что уменьшит зависимость Рабата от сельского хозяйства. В сельскохозяйственном производстве занято более 50 % населения, однако на него приходится лишь 20 % ВВП. Переход произведет бум в экономике, которая периодически страдает от производственных потерь из-за засухи. В 1997 году ВВП Марокко упал с 4 до 2,3 % после продолжительной засухи. Производство нефти способно обеспечить постоянный и прогнозируемый источник доходов, несмотря на колебания цен на мировом рынке. Развитие нефтяного сектора также привлечет иностранные инвестиции - еще один импульс для марокканской экономики.
В марокканском нефтяном секторе участвуют считанные нефтяные компании, а в стране лишь два нефтеперерабатывающих завода. Для освоения месторождений Рабат должен найти дополнительные инвестиции на бурение, извлечение и транспортировку. Привлечь инвестиции будет легко, поскольку из-за высоких цен на нефть производители рыщут по всему свету в поисках новых месторождений. Хорошие взаимоотношения королевства с Вашингтоном и Европой также уверят инвесторов, что они сделали правильный выбор. Главным препятствием для инвестиций и освоения могут явиться объем, качество и месторасположение этой находки. Заявления правительства еще предстоит проверить, и имеются несколько причин, чтобы усомниться в их правдивости. Одна из них состоит в том, что разведку здесь проводили и раньше и никаких значительных запасов нефти не обнаружили. Вторая - в оцениваемые 20 млрд баррелей кроме нефти входят и сопутствующие углеводороды. Близость месторождения к алжирской границе также может помешать освоению. Между обеими странами часто происходили стычки из-за региональных проблем. Марокко притязает на территорию западной Сахары, а Алжир разрешает западно-сахарским сепаратистам действовать в своей стране. Если окажется, что нефть в месторождении высокого качества и ее легко извлечь, тогда активизация геологоразведки в регионе может расширить области конфликта между соперниками. Несмотря на то, что Талзинтское месторождение располагается в 125 милях от алжирско-марокканской границы, последующая разведка на нефть может привести две страны к соперничеству. Вполне возможно, что подземные нефтяные запасы располагаются по обе стороны границы. Другая возможная проблема в том, что открытие сделала малоизвестная "Скидмор Энержи Инк.". "Скидмор" - базовая компания марокканского филиала "Лонстар", который сделал открытие нефти в Талзинте. В начале этого года "Лонстар" согласился инвестировать 50 млн долл. в разведку и бурение в Марокко, сообщило "Рейтер" 22 августа. У техасской компании, возможно, и нет таких денег, и она поспешила объявить об открытии, чтобы быстро привлечь инвестиции. По данным техасских федеральных органов, "Скидмор" рискует утратить свои корпоративные льготы из-за неуплаты корпоративных налогов. Заявление короля Мохаммеда 20 августа явилось публичным триумфом для новокоронованного монарха. После смерти в прошлом году короля Хассана новый король пытался развивать новые секторы в экономике. Мохаммед воодушевлял зарубежные инвестиции и произвел фискальные реформы, нацеленные на развитие хромающей экономики страны. Если его заявления преувеличенные, то его триумф обернется в поражение и подорвет надежды короля на будущее марокканской экономики.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены