21 августа 2000 г.
Обзор прессы
21.08.00
"Время МН"
В материале "Бензин подорожает пока на 10 процентов" (автор - Михаил Классон) сообщается, что цены на бензин в Москве и по стране в целом к концу августа -началу сентября повысятся на 10 проц. Таков прогноз президента Российского топливного союза (РТС) Сергея Борисова. Правда, этот рост лишь компенсирует прежнее снижение стоимости бензина. В октябре - ноябре прошлого года литр Аи-92 уже стоил 6,7-6,9 руб. По мнению Борисова, удорожание топлива лишь частично компенсирует накопившуюся за это время инфляцию - 16 проц. Но есть и другие факторы дальнейшего повышения цены на бензин. К ним можно отнести вступающее в силу с 15 сентября увеличение экспортной пошлины до 25 евро за тонну и предполагаемое с 1 сентября восстановление заданий по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок. Как отмечают в РТС, оптовые цены на бензин уже достигли уровня октября - ноября 1999 года. Поэтому в некоторых регионах России вслед за оптовыми ценами подросли и розничные. Так, в Хабаровском крае литр Аи-92 стал стоить 7,2-7,3 руб., в Челябинской области - 6,6 руб., в Кемеровской - 7 руб., Ростовской и Воронежской - 7,5 руб., Самарской - 7,7 руб., Тамбовской - 8 руб. В Москве Аи-92 стоит сейчас в среднем 6,3-6,4 руб. Но тенденция увеличения цен на бензин в столице уже стала заметной начиная со второй декады августа. Однако 10-процентным повышением стоимости бензина дело, похоже, не ограничится. Появляются новые факторы удорожания топлива. В начале августа вице-премьер Виктор Христенко поручил Минэнерго разработать предложения по механизмам регулирования российского рынка нефтепродуктов. Специалисты министерства должны были дать ответ и на вопрос о необходимости восстановления заданий по поставкам на внутренний рынок отдельных видов нефтепродуктов. Как известно, они были полностью отменены с 1 июля. А ограничение по экспорту бензина закончилось еще 1 января. Как сообщили вчера корреспонденту газеты "Время МН" в Минэнерго, в III квартале складывается сложная обстановка с обеспечением российских потребителей нефтепродуктами.
В условиях нерегулируемого экспорта дефицит может составить более 1 млн т по бензину, 3 млн т по дизтопливу и до 1,5 млн т по мазуту. Вступающие в силу с 15 сентября повышенные экспортные пошлины - 25 евро на бензин и дизтопливо - не носят запретительного характера. Доведение же их до запретительного уровня приведет к потере заинтересованности российских компаний перерабатывать сырье на отечественных НПЗ и к росту цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. А сокращение поставок нефти на НПЗ повлечет за собой и сокращение ее добычи, что категорически недопустимо. Поэтому специалисты Минэнерго рекомендовали правительству восстановить задания по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок, сочетая их с механизмами регулирования ставок экспортных пошлин. На днях Христенко заявил, что, скорее всего, с 1 сентября будут восстановлены подобные задания. Против п одобной, внерыночной меры возражает министр экономического развития и торговли Герман Греф. Однако правительству придется принять во внимание угрожающие выкладки Минэнерго. Ведь за полгода отсутствия запрета на экспорт бензина его вывоз возрос на 87 проц. и достиг 1,9 млн т за 6 месяцев. Оба фактора непосредственно повлияют на удорожание внутренней цены на бензин. Нефтяные компании, как считают эксперты, полностью компенсируют потерянный на экспорте доход на продажах бензина на российском рынке. Чем большая доля бензина будет запрещена к вывозу, тем сильнее окажется его подорожание для российских потребителей. Как сообщил вчера газете "Время МН" Борисов, ценовой планкой для нефтяных компаний на внутреннем рынке являются 30 центов. То есть в конце 2000 - начале 2001 года стоимость литра бензина может подняться до 8 - 8,5 руб.
*****
"Ведомости"
В материале "Новый метод "Газпрома" (авторы -Юлия Бушуева, Зоя Каика, Сергей Жарков) сообщается, что пока правительства России и Украины ведут бесконечные дискуссии об украинских долгах, "Газпром" смог получить деньги за украденный Украиной газ. Однако выплатил их не Киев, а страховая компания, к услугам которой прибег газовый концерн. Теперь страховщики надеются вернуть свои $88 млн - с этой целью они планируют наложить арест на украинские активы за рубежом. Около 90% российского газа, отправляемого на экспорт в дальнее зарубежье, транспортируется через территорию Украины. В оплату транзита российский монополист "Газпром" отдает Украине порядка 30 млрд куб. м газа в год. Еще 20 - 25 млрд куб. м поставляются на коммерческой основе либо самим "Газпромом", либо дружественной ему компанией "Итера". Но Украина постоянно нарушает договоренности с российской стороной, ежегодно отбирая свыше 1 млрд куб. м газа сверх заключенных контрактов.
Многочисленные попытки российской стороны "проучить" Украину за вольное обращение с газом до сих пор не давали ощутимого результата. Не помогли ни многочисленные межправительственные переговоры, ни прошлогоднее эмбарго на поставки российской нефти на украинские заводы. "То, чем занимается Украина [несанкционированный отбор природного газа и накопление задолженности за его поставки], цивилизованным никак назвать нельзя", - признал президент страны Леонид Кучма. Однако пока украинское правительство обещало навести порядок на газовом рынке, хищения топлива продолжались. Тем временем "Газпром" нашел возможность возместить убытки. Два года назад он застраховал транзит принадлежащего ему газа через территорию Украины от несанкционированного отбора в дочерней страховой компании "СОГАЗ". Перестраховщиком по данному договору выступила компания Monegasque de Reassurances (Monde Re). Страховое общество газовой промышленности "СОГАЗ" было создано в 1993 г. В число его учредителей входят "Газпром" и его дочерние структуры - Газпромбанк, "Лентрансгаз", "Сургутгазпром". В прошлом году "СОГАЗ" вошел в десятку крупнейших страховых компаний России по объему собранной страховой премии (3,346 млрд руб. ). Зарегистрированная в Монако Monde Re является 100% -ной дочерней компанией австралийской страховой группы Reinsurance Australia Corporation Limited. Согласно годовому отчету Reinsurance Australia за 1999 г. ее совокупный убыток составил $467 млн, что заставило компанию прекратить заключение новых договоров страхования и начать сокращение объемов операций. В начале этого года американское агентство A.M.Best снизило рейтинги Reinsurance Australia и Monde Re с A- до B++.
В январе этого года "Газпром" потребовал от страховых компаний возмещения убытков, полученных в результате отбора Украиной газа сверх контрактных объемов в период с 1 ноября 1998 г. по 31 декабря 1999 г. Выплатив "Газпрому" более $88 млн за 1,5 млрд куб. м похищенного газа ($58,7 за 1000 куб. м) , Monde Re выдвинула судебный иск против государственной компании "Нафтогаз Украины", у которой в управлении находятся украинские газовые сети. 31 мая Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленной палате РФ удовлетворил эти требования и обязал "Нафтогаз" расплатиться со страховой компанией. Однако "Нафтогаз Украины" исполнять судебное решение не торопится. В минувшую пятницу заместитель гендиректора "СОГАЗа" Владимир Бондаренко заявил агентству "Интерфакс", что Monde Re так и не получила денег от "Нафтогаза" и теперь готовится подать иски в суды третьих стран, надеясь добиться ареста украинских активов за границей. Пока не ясно, получит ли Monde Re какую-либо компенсацию. "Вряд ли Monde Re сможет арестовать государственное имущество Украины, находящееся за рубежом, так как чаще всего оно подпадает под международные законы об иммунитете. Однако есть шансы добиться наложения ареста на имущество "Нафтогаза", - прокомментировал "Ведомостям" эту ситуацию представитель одной из ведущих международных юридических фирм.
Тем не менее подключение зарубежных кредиторов к решению российско-украинской проблемы газовых долгов уже принесло определенные результаты. На прошлой неделе вице-премьер РФ Виктор Христенко заявил, что Украина уже два месяца не ворует российский газ. "Я уверен, что это напрямую связано с судебным иском Monde Re. Во всяком случае, сроки совпадают", - говорит аналитик "НИКойла" Геннадий Красовский. Он отмечает, что до сих пор все переговоры с Украиной по поводу газа "протекали в политической плоскости". "Теперь создан прецедент рыночного решения этого вопроса", - отмечает Красовский. Председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Александр Шохин полагает, что схема страхования российского газа от несанкционированного отбора в зарубежной компании могла быть неофициально поддержана президентом Украины Леонидом Кучмой. "Кучма вполне мог эту схему поддержать, и "Газпром" тоже заинтересован в том, чтобы сработала классическая рыночная технология", - сказал он "Ведомостям". "Иностранные кредиторы традиционно имеют куда большее влияние на Украину, чем российское правительство. Вполне логично, что "Газпром" решил переложить конечные риски именно на них", - отмечает директор Института финансовых исследований, бывший замминистра финансов Андрей Вавилов. Однако зарубежные перестраховщики вряд ли взяли бы на себя эти риски, не имея предварительной договоренности с украинскими властями.
*****
В материале "Пахнет кризисом" (автор - Александр Тутушкин) сообщается, что на прошлой неделе на московских АЗС - с некоторым запозданием по сравнению с другими регионами - начался рост цен на бензин. Вместе с тем как на столичном, так и на других топливных рынках появились кризисные симптомы. Пока не ясно, разовьются ли они в полномасштабный кризис, подобный тому, что поразил многие регионы в прошлом году. Но с уверенностью можно утверждать, что рост цен продолжится. Конец августа - начало сентября - очень удобное время для топливных кризисов. Идет уборочная кампания, люди возвращаются из отпусков, повышается деловая активность. По словам президента Российского топливного союза (РТС) и Московской топливной ассоциации (МТА) Сергея Борисова, увеличение спроса на бензин в это время доходит до 30%. В Москве последний топливный кризис пришелся именно на этот период 1997 г. Тогда под давлением мэра Юрия Лужкова бензоторговцы не поднимали цены, пока не прошли торжества по случаю 850-летия Москвы. В результате в регионах бензин оказался дороже, и он "ушел" из столицы. Многие АЗС стояли тогда "сухими".
Сейчас в Москве складывается похожая ситуация, однако объясняется это уже не прихотью городских властей, а высокой конкурентностью столичного рынка, куда в последние годы пришли почти все крупные нефтяные компании. Этим Борисов объясняет то, что московские цены начали расти только на прошлой неделе и теперь отстают от провинциальных (см. таблицу). Как следствие - отток топлива в соседние регионы. По словам Борисова, на бензоколонках уже замечены покупатели с большим количеством канистр, приезжающие из Тульской, Рязанской и других близлежащих областей. Но это, говорит он, пока еще только "легкая кавалерия". А скоро "под пистолеты" будут становиться и небольшие бензовозы на 5 - 6 т. Соответственно, на другие рынки начнут ориентироваться и оптовики. И все же Борисов надеется, что "юбилейная" ситуация не повторится: теперь искусственно сдерживать цены вроде бы никто не собирается, да и конкурирующие компании не допустят кризиса. Тревожные симптомы наблюдаются и в регионах. На 17 августа, как видно из таблицы, дефицит топлива ощущался в 10 из 22 наблюдаемых РТС регионов, тогда как неделей ранее таких регионов было вдвое меньше. Как ни странно, недостаток топлива ощущается и на территориях, где расположены крупные НПЗ, - Ярославль, Саратов, Омск и Самара. По словам Борисова, "проваливаются" в первую очередь те регионы, где работает только одна нефтяная компания. По его словам, "монополизм душит рынок", и если эта компания, например, почему-либо увеличивает экспорт, то образовавшийся дефицит возместить некому. Как в ближайшие недели сложится ситуация с топливом в регионах, президент РТС прогнозировать пока не берется. Нынешний рост цен на нефтепродукты Борисов объясняет тем, что запоздалое введение в прошлом году балансовых заданий нефтекомпаниям по поставкам топлива на внутренний рынок привело к дисбалансу спроса и предложения. К концу 1999 г. в московском регионе образовался 40 - 50-дневный запас топлива вместо нормального 10 - 12-дневного. Такая же картина наблюдалась и в регионах. В результате объективно сложившиеся цены - и оптовые, и розничные - пошли вниз, при том что мировые цены на нефть и нефтепродукты оставались на высоком уровне. Но бесконечно это продолжаться не могло. В июле резко пошли вверх оптовые цены, и теперь они уже вернулись к уровню осени прошлого года. Тогда, как считает Борисов, рынок был сбалансированным, поэтому начавшийся в августе рост розничных цен ограничится тем же прошлогодним уровнем. То есть до конца этого месяца топливо подорожает на 10 - 12%. Самый ходовой - 92-й - бензин в этом случае будет стоить 6,7 - 6,9 руб. /л. Что будет дальше - зависит от оптовых цен. Вполне возможно, что нефтяные компании продолжат их повышение, - хотя бы потому, что инфляция с ноября по август составила 16,5%. Соответственно повысятся и розничные цены. Еще одним существенным фактором дорожания топлива Борисов считает повышение его качества. Во многих регионах, в том числе и в Москве, власти активизировали борьбу с торговцами суррогатным бензином, который обходится на 25 - 30% дешевле стандартного, что позволяет демпинговать. Схожие прогнозы дают и другие бензоторговцы. Гендиректор московской сети АЗС "Гранд-Славнефть" Евгений Аркуша считает, что если оптовые цены расти не будут, то 92-й бензин в рознице будет стоить 7 руб. /л, а 95-й - 8 руб. /л. Пожелавший остаться анонимным менеджер другой крупной сети автозаправок предсказывает точно те же цифры в рознице, но при этом он допускает рост оптовых цен на эти марки бензина до 8 - 8,2 и 9 - 9,2 руб. /кг соответственно.
*****
В материале "Ниязов снова передумал" (автор - Джеймс Дорси) сообщается, что президент Туркменистана Сапармурат Ниязов неожиданно высказался в поддержку строительства Транскаспийского газопровода между Туркменией и Турцией стоимостью $2 млрд, получившего одобрение со стороны США. С предложением возглавить реализацию проекта Ниязов обратится к Royal Dutch/Shell Group. До сих пор Ниязов не поддерживал идею строительства газопровода. Он вел переговоры с Россией, заинтересованной в налаживании поставок туркменского газа в Турцию. По словам представителей государственных организаций и нефтяных компаний Туркмении, в какой-то момент Ниязов испугался, что, сталкивая российские и американские интересы, сам останется у разбитого корыта. Ниязов уже намекнул на изменение своей позиции на переговорах с Shell, которые проходили в начале августа. Этот же вопрос он затронул на встрече с новым послом Турции в Туркменистане Бахаттином Гурсозом. По данным официальных турецких источников, на этой встрече Ниязов сказал послу, что скоро туркменский газ пойдет в Турцию и через Россию, и через Иран. Недавно Ниязов пригласил президента Турции Ахмеда Неджета Сезера приехать в Туркменистан на переговоры о строительстве газопровода. Как сообщают официальные представители Туркменистана, Ниязов намерен ускорить решение этого вопроса, хотя сроки реализации проекта еще не обсуждались. Один из руководителей Shell полагает, что в течение ближайших дней, от силы - недель компания получит от Ниязова предложение возглавить строительство газопровода. Газопровод длиной 2000 км будет проложен по территории Туркмении, Азербайджана и Грузии, а затем по дну Каспийского моря.
По мнению руководителей Shell, туркменских официальных лиц и аналитиков, неразрешенным остается еще один немаловажный вопрос: Туркмения опасается, что в случае строительства газопровода Россия откажется покупать туркменский газ. Представитель Shell заявил, что, если Россия применит к республике меры экономического воздействия, компания не сможет компенсировать ущерб туркменскому правительству. Транскаспийский газопровод составляет конкуренцию совместному российско-итальянскому проекту "Голубой поток", осуществляемому РАО "Газпром" и Eni SpA. В соответствии с этим проектом между Россией и Турцией по дну Черного моря предполагается протянуть газопровод пропускной способностью 16 млрд куб. м в год. По мнению ряда аналитиков, резкая перемена в позиции Ниязова вызвана, в частности, недавним заявлением Турции, предупредившей о намерении проанализировать договоры на поставку газа с Россией, Ираном, Туркменистаном, Азербайджаном и Ираком и определить приоритетных партнеров. Решение будет в значительной степени зависеть от способности продавца доставить газ на рынок. Кроме того, изменение позиции туркменского президента, по мнению аналитиков, было продиктовано целым рядом факторов. Так, в июне General Electric и Bechtel Group отказались от участия в консорциуме PSG International, созданном с Shell для строительства газопровода, из-за нежелания Ниязова разворачивать работы по этому проекту. Shell предупредила, что Азербайджан может лишить Туркменистан возможности экспортировать газ в Турцию. А BP Amoco стремится поставлять в Турцию газ из Азербайджана. В июле 2001 г. Иран начнет отправку газа в Турцию в соответствии с договором о поставке 20 млрд куб. м газа на сумму $20 млрд, подписанным между обеими странами в 1996 г. "Газпром" и Туркменистан до сих пор не могут договориться о ценах на туркменский газ.
"Shell ясно дала понять, что, если Туркменистан будет и дальше занимать расплывчатую позицию по вопросу о строительстве газопровода, может случиться так, что Туркмении придется продавать газ только "Газпрому". В таком случае "Газпром" будет диктовать Ниязову свои условия и установит цену, которая вряд ли понравится президенту Туркменистана", - сказала Джулиан Ли, аналитик Center for Global Energy Studies.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены