18 августа 2000 г.
Обзор прессы
18.08.00
"Ведомости"
В материале "Нас три года обманывали?" (автор - Борис Сафронов) сообщается, что с акциями "Газпрома", которые, как ранее считалось, могут торговаться только на четырех биржах, теоретически может работать любая торговая площадка. В распоряжении "Ведомостей" оказалось письмо председателя Федеральной комиссии по ценным бумагам Игоря Костикова, в котором он утверждает, что постановление правительства о четырех биржах не было официально опубликовано и, следовательно, не вступило в силу. В 1997 г. премьер Виктор Черномырдин добился принятия президентского указа о порядке обращения акций компании, закрепившего разделение внутреннего и внешнего рынков акций "Газпрома" и еще ряд ограничений на торговлю и владение акциями концерна. В частности, они могли обращаться только на биржах, список которых утверждает правительство. Соответствующее постановление вышло спустя всего два дня после подписания указа. Право торговать акциями "Газпрома" получили Московская фондовая биржа (МФБ), Екатеринбургская и Сибирская фондовые биржи и фондовая биржа "Санкт-Петербург ". Такое положение дел действует и по сей день, но в скором времени оно может измениться. Одна из "обделенных" торговых площадок - Московская центральная фондовая биржа (МЦФБ) - пытается оспорить постановление правительства. Пока судебное разбирательство складывается не в ее пользу, в процессе тяжбы выяснились интересные подробности. Интересы правительства в суде представляла ФКЦБ, и ее председатель направил отзыв на жалобу МЦФБ. В этом отзыве говорится, что жалоба не может быть удовлетворена, потому что постановление правительства не было опубликовано в установленном порядке и, следовательно, не вступило в силу. Короче, по мнению главы ФКЦБ, предмет спора исчез сам собой. "Постановление не было опубликовано в установленном порядке, что подтверждается справкой Отдела кодификации законодательства Главного государственно-правового управления администрации Президента РФ, - пишет Костиков. - Опубликование же акта Правительства РФ является обязательным условием вступления его в силу". По мнению Костикова, постановление не содержит сведений конфиденциального характера или составляющих гостайну - такие акты вступают в силу со дня их подписания. Таким образом, заключает глава ФКЦБ, постановление, не опубликованное в установленном порядке, не влечет правовых последствий, как не вступившее в силу, и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений и применения санкций к гражданам и организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний. Из указа президента "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти":
"Постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты Правительства подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания. Официальным опубликованием актов Правительства считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства РФ. Официальными являются также тексты актов Правительства, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система". Как следует из материалов заседания Верховного суда, на котором рассматривалась жалоба МЦФБ, постановление правительства было распространено через "Систему". Эксперты в правительстве и администрации президента не смогли сказать, прав ли Костиков. Как заявил сотрудник правового управления аппарата правительства, возможна ситуация, при которой постановление все же действует, например, если там затронуты налоговые или таможенные вопросы. Тем не менее ни в администрации президента, ни в аппарате правительства вчера не смогли не только сказать, действует ли постановление, но даже найти его текст - есть только номер. Нет постановления и в базах "Гарант" и "Консультант-плюс". Для участников рынка, к которым "Ведомости" обратились за комментариями, это стало полной неожиданностью. В самом "Газпроме" комментариев получить также не удалось - по причине отпусков либо командировок ключевых сотрудников. Зато торговые площадки оживились. "Если мы получим соответствующие разъяснения от регулятора, мы сразу же предпримем все действия, чтобы оперативно начать торги", - заявил в комментарии "Ведомостям" директор по фондовому рынку ММВБ Михаил Лауфер. Правда, в ФКЦБ, похоже, нет единого мнения о том, действует постановление или нет. Вчера пресс-служба комиссии фактически опровергла письмо председателя. "Акции "Газпрома" должны торговаться на всех площадках, которые имеют лицензию ФКЦБ, но вместе с тем продолжает действовать постановление правительства, ограничивающее число площадок для торговли акциями РАО "Газпром", - говорится в комментарии пресс-службы.
*****
В материале "Транснефть" плюс ЕБРР" (авторы - Елена Березанская, Константин Ланге) сообщается, что агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) готовится продать акции АвтоВАЗбанка, который в 1999 г. перешел под управление агентства. Новыми акционерами банка могут стать компания "Транснефть" и Европейский банк реконструкции и развития. АРКО надеется, что "Транснефть" также клиентом банка. Однако компания заявляет, что как таковой АвтоВАЗбанк ей не интересен, но она не видит другого способа вернуть зависшие в банке деньги. О том, что у АвтоВАЗбанка появятся новые партнеры, "Ведомостям" заявила президент банка Вера Прокопенко сразу после годового собрания акционеров 23 июня. Вчера представитель банка сообщил, что этими инвесторами могут стать "Транснефть" и ЕБРР. Сейчас основным акционером АвтоВАЗбанка с 88% акций является АРКО. Представитель Агентства сообщил "Ведомостям", что переговоры с обоими претендентами на акции идут активно. ЕБРР, по словам АРКО, претендует не более чем на 5%. АвтоВАЗбанк может быть интересен ему тем, что расположен в регионе, где активно развивается малый бизнес, кредитование которого - одно из стратегических направлений деятельности ЕБРР. Кроме того, АРКО давно ведет переговоры с этой международной организацией об ее участии в реструктуризации банковской системы. Доля "Транснефти" еще не определена. Однако она вряд ли будет меньше 10%. "Мы не собираемся терять контрольный пакет, поскольку банк включен в нашу систему гарантирования вкладов. Но чтобы ускорить процесс восстановления банка, АРКО может расстаться с 24% акций банка", - говорит представитель агентства. АРКО также приветствовало бы желание "Транснефти" стать клиентом банка и доверить ему часть своих финансовых потоков. Однако "Транснефть" говорит, что покупка акций банка - дело вынужденное. "Мы не покупаем акции, а ведем работу по возвращению долгов. Часть АвтоВАЗбанк возвращает собственностью", - говорит вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. По его словам, история взаимоотношений с АвтоВАЗбанком тянется с 1994 г. Тогда "Транснефть" купила вексель банка на $7,2 млн. В 1995 г. АвтоВАЗбанк стал испытывать финансовые сложности. Предыдущее руководство разработало схему возврата долга, по которой "Транснефть" получала 30% деньгами, а на оставшуюся сумму выпускался вексель с погашением через 50 лет. "Транснефть" опротестовала это решение в суде и начала переговоры с АРКО. В результате родился более приемлемый для компании план реструктуризации, по которому "Транснефть" получила бы 30% от суммы долга деньгами, долю участия в капитале банка и вексель со сроком погашения 10 лет.
*****
В материале "Порты растут как на дрожжах" (автор - Виктория Уздина) говорится о том, что Ленинградская область претендует на роль нового транспортного центра России. Сейчас в регионе проектируется и строится сразу несколько крупных портов и терминалов. По мнению экспертов, реализация этих проектов позволит ежегодно сохранять на внутреннем рынке порядка $2 млрд, которые сейчас выплачиваются зарубежным транспортным компаниям. Дефицит портовых мощностей Северо-Запада, по данным ЛенморНИИпроекта, составляет не менее 100 млн т. Совокупный грузооборот уже действующих портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области оценивается в 35 млн т в год. "Через порты прибалтийских государств от нас уходит не менее 50 млн т грузов, что позволяет говорить о ежегодной потере [нашими портами] около $500 млн", - считает главный инженер проектов ЛенморНИИпроекта Александр Панин. Помимо Прибалтики значительная часть грузов покидает Россию через Финляндию. Появление все новых портовых проектов под Петербургом кажется оправданным.
*****
"Известия"
В материале "Газ глаза не выест" (автор - Роман Храпаческвий) сообщается, что на фоне завершившихся во вторник переговоров в Москве украинской и российской делегаций по газу разгорается скандал с признаниями Леонида Кучмы. Выяснилось, что так называемый "несанкционированный отбор" газа был на самом деле вполне санкционированным. Похоже, терпение российских газовиков по поводу "художеств" их украинских партнеров на пределе. Косвенным признаком этого являются беспрецедентно резкие высказывания видных российских парламентариев на недавнее откровение президента Украины про "фактическое санкционирование хищений российского газа". Другим признаком этого является вновь появившаяся цифра претензий к Украине со стороны "Газпрома" в $3 миллиарда. Напомним, что пока Украина признает только около $1,5 миллиарда долга за газ, в то время как российская делегация предъявляет претензии в размере $2,1 миллиарда. Собственно, именно эти цифры и были во главе угла на прошедших в начале недели российско-украинских переговорах. Впрочем, как и следовало ожидать, они закончились практически ничем - разве что были согласованы объемы газа, которые Украина хотела бы получить в будущем году. По главной же проблеме долгов стороны остались при своих. Нельзя же считать прорывом вновь и вновь повторяющиеся предложения украинской стороны - о переходе на расчеты исключительно денежными средствами, недопустимости накапливания долгов, создании российско-украинского СП, которому в концессию отдадут газораспределительные сети на Украине, - и очередные варианты зачетов. На вполне разумное требование России действовать по принципу: нет денег заплатить долг - отдай собственность Украина предлагает совместно поуправлять ею. А для большей сговорчивости выносит на встречу президентов СНГ в Ялте свои встречные претензии к России вроде выделения ей доли заграничной собственности СССР и возврата вкладов граждан Украины в отделениях бывшего Сбербанка СССР. Кстати, объем последних Украина оценивает ни много ни мало в $100 миллиардов. России тоже есть что сказать. Думается, на встрече с президентом Путиным не пройдет незамеченным недавнее признание Кучмы: "Москва ежегодно перекачивает через нашу страну на Запад 130 миллиардов кубометров газа. Если здесь откачают 1 миллиард кубометров - это же ничтожная доля". Хотя, согласно оценкам экспертов "Газпрома", каждый год незаконно забирается объем газа в 7 раз больше скромной оценки украинского президента. С начала текущего года его стоимость составила $700 миллионов. Правда, сам этот транзит снизился в июле на 60 миллионов кубометров в сутки из-за отключений электричества в Полтавской области. Так, видимо, понимается на местах сформулированная на этой неделе премьером Виктором Ющенко задача "обеспечить надежность поставок газа для зарубежных клиентов ОАО "Газпром". Наверное, поэтому вице-премьер правительства РФ Виктор Христенко считает, что если и контролировать украинский газопровод, то со всеми техническими ответвлениями. Существующие пока реалии едва ли подвигнут российских газовиков согласиться с мнением Виктора Ющенко о том, что Украина и Россия имеют общие цели в транспортировке газа. То, что Россия без оглядки на реакцию Украины отменяет с 1 октября льготные схемы расчетов за газ и повышает его цену (ориентировочно с $45 до $70 за 1000 кубометров), показывает - стратегическое решение о переориентации экспортных потоков газа мимо украинской территории принято окончательно. Трудно считать, что такая цель, поставленная Россией, устраивает Украину.
*****
"Труд"
Газета публикует интервью губернатора Томской области Виктора Кресса (подробно см. в рубрике "Персоналии")
*****
"Сегодня"
В материале "Заверните парочку портов!" (автор - Евгения Ленц) сообщается, что приватизация двух крупнейших специализированных портов на востоке России: Находкинского нефтеналивного морского торгового порта и Находкинского морского рыбного порта - была проведена незаконно. К такому выводу пришла прокуратура Приморского края, расследовавшая это дело в течение последних четырех месяцев. В среду прокурор края Валерий Василенко подал иски в арбитражный суд Приморья о признании сделок приватизации, проведенных на этих объектах, недействительными. Причем это первый случай в российской практике, когда в передел собственности вмешались спецслужбы. Как указывается в исках, в результате проверки, проведенной силами краевой и находкинской прокуратуры, а также управления ФСБ по Приморскому краю, "были выявлены многочисленные нарушения, которые привели к ущемлению прав государства и потере контроля над деятельностью таких важных для края объектов, как порты". Так, при приватизации нефтепорта был нарушен утвержденный порядок: пакет документов не направлялся в Госкомимущества, и государство лишилось возможности закрепить контроль. Кроме того, находкинским фондом имущества с нарушением порядка, без проведения торгов, по заниженной цене были проданы 20 судов нефтепорта, являющихся объектами федеральной собственности. В материалах уголовного дела самое пристальное внимание уделяется находкинскому фонду имущества и его председателю - Владимиру Мусарскому. Работники фонда успешно совмещали свои должности с руководством коммерческими структурами, а сам председатель состоял в наблюдательных советах 16 крупных акционерных компаний Находки, в том числе и двух пострадавших портов. В результате бурной деятельности фонда имущества за четыре года, с 92-го по 96-й, были приватизированы и выведены из-под государственного контроля 235 объектов муниципальной собственности, преобразованы в акционерные общества 65 предприятий краевого и федерального уровня. При этом в руках подконтрольных фонду компаний, возглавляемых самим Мусарским, его сыновьями и братом Сергеем, а также близкими друзьями, оказалось 38% акций рыбпорта, 25% - нефтепорта, 17% - Приморского завода, 12% - порта Восточный, 12% - Приморского морского пароходства, 10% - Находкинского судоремонтного завод
*****
"Бизнес&Балтия"
В заметке "Фехтование на тарифах " (автор - Галина Молочкова) сообщается, что тариф за транспортировку нефти в направлении Мажейкяя по территории Латвии с 1 сентября будет увеличен до 0,97 USD за тонну. Решение об этом принято советом латвийско-российского предприятия ООО LatRosTrans ( LRT ). Впрочем, директор предприятия Ядвига Берзиня сообщила "&", что повышение может и не состояться, если литовская сторона до указанной даты пойдет навстречу латвийской.
Решение совета LRT стало очередной попыткой сбалансировать тарифы на транспортировку нефти в направлении Вентспилса и Мажейкяя. Дело в том, что нитки трубопроводов Полоцк-Вентспилс и Полоцк-Мажейкяй протягивались по кратчайшему маршруту. В результате 102,886 км нефтепровода на Мажейкяй проходит по Латвии, а 87 км на Вентспилс - по Литве. До сих пор тариф, установленный латвийской стороной на транспортировку нефти в Мажейкяй, составлял 0,8 USD за тонну, или 0,0078 USD за ткм. Литовское же предприятие Naftotekis взимало за транспортировку нефти в Вентспилс 0,86 USD за тонну. В мае этого года литовская сторона понизила тариф до 0,82 USD, или 0,0094 USD за ткм. Но и это значительно выше цены за транспортировку нефти на Мажейкяй по латвийскому участку. Руководство LRT обращало внимание литовских коллег на несоответствие тарифов, которые установлены Naftotekis для российских экспортеров, использующих вентспилсское направление. Предлагалось взять за основу установленный LRT тариф - 0,0078 USD за ткм - и привести в соответствие цены на транспортировку нефти на Вентспилс и Мажейкяй. Однако, по словам Я.Берзини, положительного ответа на свои предложения LRT так и не получило. Тем не менее переговоры по поводу сбалансированности тарифов продолжаются. "Мы приглашаем к сотрудничеству литовскую сторону, но хотим солидарности и в вопросе тарифной политики", - сказала в разговоре с "&" Я.Берзиня. Она отметила, что руководство LRT ни в коем случае не вмешивается в тарифную политику Литвы в отношении нефтепровода Полоцк - Мажейкяй. "На своей территории каждая страна вправе устанавливать тарифы по собственному желанию, но тарифная политика на участках нефтепровода, которые влияют на бизнес обеих компаний, должна быть сбалансирована", - пояснила Я.Берзиня.
*****
В заметке "Шельф до шейхов доведет" (автор - Вера Макроменко) сообщается, что призрак нефтяных месторождений Балтийского моря вновь будоражит умы латвийских чиновников. Застопорившийся после "выхода из игры" нефтяной компании Amосо проект по разведке нефти в Балтийском море набирает новую силу. Дабы получить свои дивиденды при добыче еще не найденного "черного золота", правительство завтра намерено утвердить проект концепции о создании государственной нефтедобывающей компании. Тема нефтяных ресурсов Латвии не раз служила поводом для спекуляций, ведь предполагаемый потенциал месторождений является тайной за семью печатями. По расчетам международных экспертов, стоимость запасов нефти в Балтийском море может достигать 20 млрд. долларов. Специалисты Минэкономики Латвии оценивают потенциал несколько скромнее - 250 млн. баррелей нефти общей стоимостью 6 млрд. долларов США. В 1997 году "нефтеносная" часть территории Латвии поделена на 92 лицензионных блока, каждый площадью неполных 500 квадратных километров. 64 участка находятся в море, все остальные - на континентальном шельфе. В море были сделаны три буровые скважины, в одной из которых обнаружена нефть, а еще в двух - ее признаки. Тем не менее промышленные запасы нефти (то есть такие запасы, которые экономически выгодно осваивать) в Латвии еще открыть не удалось.
*****
"Панорама" (Казахстан)
В материале "Керосиновый кризис" в авиации - очередной сигнал о неблагополучии на рынке нефтепродуктов" (автор - Николай Дрозд) сообщается, что 16 августа президент авиакомпании "Эйр Казахстан" Юрий Гурьев прокомментировал ситуацию с дефицитом авиационного керосина, повлекшую задержку нескольких авиарейсов и фактически поставивших авиакомпанию в критическое положение. Г-н ГУРЬЕВ не согласился с точкой зрения руководителя Комитета гражданской авиации Минтранскома Анвара Баталова, который считает, что во всем виноват сам "Эйр Казахстан", и винил в кризисе общую ситуацию на рынке нефтепродуктов. Обращение авиаторов к властям с просьбой отрегулировать ситуацию на рынке и начать производство керосина на казахстанских НПЗ делает их уже второй отраслью (вслед за сельским хозяйством), требующей административного вмешательства, что и вправду скорей свидетельствует о неблагоприятной ситуации на рынке нефтепродуктов, чем о небрежности менеджеров. Г-н Гурьев, говоря о полной невиновности авиакомпании, правда, высказал свою "личную точку зрения", что в кризисе виноваты аэропорты, допустившие, по мнению президента, "излишнюю пассивность". "Эйр Казахстан", целиком зависящий от внешних поставок, в прошлую пятницу обнаружил "нешуточный кризис" с перспективой остановки полетов в течение суток. Тем не менее "неимоверными трудностями" менеджеры компании сумели протянуть и "крайне тяжелое воскресенье", и несколько первых дней недели. Руководители "Эйр Казахстан" отмечали, что ими не был отменен ни один рейс, конкурирующий с железными дорогами, где компания могла бы потерять пассажиров, задерживались лишь наименее чреватые такими потерями рейсы на Сеул, Бангкок или Пекин. Авиаторы тем не менее говорят об очень серьезном ущербе имиджу авиакомпании и рынку транзитных перевозок в результате "керосинового кризиса". Действительно, указание иностранным авиакомпаниям прибывать в Алматы с запасом топлива, достаточным для обратного вылета, выглядит изрядной дикостью и вряд ли способствует популярности Алматинского аэропорта в качестве транзитного пункта. Г-н Гурьев постарался успокоить ожидание, отметив, что авиакомпания и Алматинский аэропорт делают закупки топлива в России и Туркмении и часть его находится на подходе к Алматы, в районе Бишкека. "Эйр Казахстан" выиграл тендер на покупку тысячи тонн керосина у компании "Госрезерв" и собирается закупить у нее еще тысячу тонн. Кроме того, 1,5 тыс. тонн после стопроцентной предоплаты должны быть отгружены из Туркмении. При максимальной дневной потребности в 170 тонн объявленные цифры закупок выглядят лишь оперативным решением вопроса, а не объемами, которые способны внести умиротворение. "Эйр Казахстан" рассматривает все предложения, в том числе, например, поставки нефтепродуктов из Перми, которые предлагаются на месте по приемлемым ценам, но, вероятно, будут очень дороги после перевозки. Тем не менее "Эйр Казахстан", возможно, приобретет пермское топливо для северных областей. Г-н Гурьев не согласился с подозрениями Панорамы, что кризис спровоцирован долгами авиакомпаниями перед поставщиками. По его словам, компания имеет сейчас лишь "незначительные задолженности" по этой статье, а все крупные долги были погашены в преддверии кризиса. Г-н Гурьев, впрочем, сказал, что рассчитывает, что по мере проплат живыми деньгами будет возрастать "заинтересованность поставщиков" и керосиновый "ручеек будет превращаться в реку". Отвечая на вопрос Панорамы о том, как может сказаться рост цен на керосин на экономике компании и ценах на билеты, г-н Гурьев отрицает пока неизбежность роста тарифов, если цена керосина не "зашкалит" за среднюю сегодняшнюю цену в $300 за тонну. В случае, если все же это произойдет, ни один из клиентов, купивших билеты заранее по прежним расценкам, не пострадает. Цены вряд ли изменятся на незагруженных внутренних рейсах. Изменения, если они произойдут, коснутся прежде всего популярных направлений, на которые трудно купить билеты. Среди них г-н Гурьев назвал Германию, Турцию и Москву. Комментируя точку зрения г-на Баталова о возможном появлении 3 национальных авиакомпаний, г-н Гурьев несколько патетически заявил, что "пока он в этом кресле, он никому не позволит разорвать авиакомпанию на части", впрочем, затем миролюбиво добавив, что, возможно, речь идет "не о разделении "Эйр Казахстан", а о создании двух новых авиакомпаний", что не вызывает у г-на Гурьева раздражения. Несмотря на реакцию трех руководителей НПЗ, заявивших о своей готовности производить керосин, "по агентурным источникам" авиакомпании, никто из них не склонен идти дальше заявлений и реально производить его из-за экономической нерентабельности и хлопотности.
*****
"Якутия"
В материале "Сегодня и завтра ОАО "АЛРОСА-газ" (автор - Александр Аверченко) сообщается, что 12 августа состоялось внеочередное собрание акционеров ОАО "АЛРОСА-газ". Днем раньше на заседании совета директоров акционерного общества его председателем был избран заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Руслан Шипков. А его заместителем -- первый вице-президент, генеральный директор АК "АЛРОСА" Владимир Дюкарев. Кроме того, совет директоров принял решение об увеличении уставного капитала на 229 миллионов рублей и регистрации второго проспекта эмиссии. Также внесены изменения в устав АО, касающиеся расширения спектра деятельности. Все решения утверждены на собрании акционеров. В прошлом году "АЛРОСА-газ" начало строить газопровод на Айхал и Удачный. Предприятие ведет еще две стройки: обустройство Таас-Юряхского месторождения и газификацию поселка Таас-Юрях. Нынче работы ведутся более интенсивно, на строительство газопровода "АЛРОСА" выделила 665 миллионов рублей. Стройку уже в течение десяти лет ведет ПМК-6 "Спецгазремстроя". За это время проложено порядка 250 километров газопровода до поселка Моркока и сейчас занимаются устранением разрывов, оставленных в прежние годы в неудобных местах. Из семи разрывов осталось только два. Самым серьезным до недавнего времени был переход через Вилюй. За него взялись "Роснефтегазстрой" и "Сибтрубопроводстрой". К 8 августа проложена одна нитка. Этот этап стал в известной мере уникальным и на него ушло два месяца. До конца августа планируется уложить и вторую нитку, что позволит уже через несколько месяцев подать газ на Моркоку. В сооружении газопровода принимают участие еще два крупных подрядчика: РАО "Роснефтегазстрой" и челябинская финансово-строительная корпорация "Нефтегазстрой-Восток". Одни ведут строительство от Моркоки в сторону Айхала, другие идут навстречу. Каждая фирма перебазировала на стройку по 75 единиц техники. Одних только машин для перевозки труб -- больше двадцати. Для перевозки всего скарба потребовалось 14 барж.
В общем, подрядчики, выиграв тендер (всего было пять участников), пришли сюда всерьез и надолго и организуют в Айхале собственную базу. На Таас-Юряхском месторождении "Якутгазпром" передал в уставный капитал предприятия две скважины, АК "АЛРОСА" вложила в них 85 миллионов рублей. Скважины обвязаны, испытаны и способны давать совокупно 500 кубометров газа в сутки. До передачи лицензии на разработку месторождения работы там приостановлены. Алмазная компания намерена продолжить финансирование и вложить до конца года еще 35 миллионов рублей на обустройство месторождения. Пока на опытно-промышленную эксплуатацию потрачено 3,3 миллиона. Газификация поселка Таас-Юрях разбита на два этапа. Первый -- подать голубое топливо на котельную, второй -- в будущем году газифицировать каждый жилой дом. Сейчас разрабатывается проект, а "Якутгазпром" опережающими темпами проложил шесть километров газопровода к поселку. Эти работы должны финансироваться за счет средств САПИ. Сегодня акционерному обществу "АЛРОСА-газ" принадлежат все магистральные и распределительные газопроводы Западной Якутии. "Якутгазпром" добывает и оптом продает предприятию газ, а оно, в свою очередь, транспортирует его потребителям. Соответственно, коллектив занимается обслуживанием трубопроводов и всего газораспределительного оборудования. Говоря о перспективах предприятия, генеральный директор ОАО "АЛРОСА-газ" Анатолий Панов отмечает, что строительство магистрального газопровода до Айхала должно быть завершено к концу следующего года. Может быть, к тому времени удастся подать голубое топливо и в Удачный. Перевод северного куста предприятий на отопление газом позволит "АЛРОСА" экономить в год до 15 миллионов долларов. Это и удешевит себестоимость карата, и снизит стоимость коммунальных услуг. Очевидна и экологическая выгода. Параллельно в течение 2001 года предстоит откорректировать проект строительства газопровода на Ленск (существующая документация разработана почти десять лет назад) и закупить трубы. Тогда уже в 2002 году можно приступать к сооружению 134-километровой нитки от Средне-Ботуобинского месторождения. Благодаря своей мощи нынешние подрядчики способны привести газ в Ленск в течение одного--двух лет. Распределение по котельным внутри города займет примерно столько же времени. Подача газа на Накынское рудное поле рассматривается как один из альтернативных проектов энергоснабжения Нюрбинского горно-обогатительного комбината. К тому же можно перевести на газ и котельные поселка Чернышевский, который стоит всего в шести километрах от магистрального газопровода
*****
"Время по ...." (Казахстан)
В заметке "Шелл Темир" и "Маерск Ойл" подписали соглашения" сообщается, что Компания "Шелл Темир Петролеум Девелопмент БВ" (являющаяся филиалом компании "Шелл Нидерланды БВ") и компания "Маерск Ойл" подписали соглашения о передаче 60% участия "Шелл Темир" в Соглашении о разделе продукции (СРП), а также права оператора, компании "Маерск Ойл Казахстан ГмбХ", являющейся филиалом компании "Маерск Олие ог Газ АС". Соглашения были одобрены компанией "Веба Оел Казахстан ГмбХ", которой принадлежит 40% участия и Агентством Республики Казахстан по инвестициям, которое представляет интересы Казахстанского правительства в СРП "Темир", СРП "Темир" дает право па использование недр на площади около 19000 кв. км, расположенных примерно в 100 км к югу от города Актобе в Западном Казахстане. Территория СРП расположена к северо-западу от крупных нефтяных месторождений Жанажол, Кенкияк и Алибскмола и включает обнаружения нефти на месторождении Сайгак, Кристин Букович, генеральный менеджер "Шелл Темир Петролеум Девелопмент БВ", прокомментировал: "Передача доли участия "Шелл" в СРП "Темир" является частью проводимой "Шелл" во всем мире программы по рационализации инвестиций. Она ни в коем случае не повлияет на другие планы "Шелл" в Казахстане, где компания уже инвестирует в сектор upstream ("ОКИОК", обустройство месторождения Каракудук), в сектор midstream (участие в КТК) и сектор downstream (распространение смазочных веществ и химической продукции), и она внимательно анализирует дальнейшие перспективы развития. Мы очень рады, что в лице компании "Маерск Ойл" нашли высококомпетентного покупателя и оператора, который принял на себя обязательства по дальнейшему проведению разведочных работ па территорий СРП и обустройству месторождения Сайгак, предоставляя рабочие места для населения и вкладывая инвестиции в этот регион, У компаний "Шелл" и "Маерск Ойл" долгая история успешного сотрудничества".
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены