16 августа 2000 г.
Обзор прессы
16.08.00
"Ведомости"
В материале "Нефть снова дорожает" (автор - Александр Тутушкин) сообщается, что уже несколько дней подряд активно растут мировые цены на нефть. По данным агентства Bloomberg, вчера российская Urals в портах Средиземноморья стоила $28,12 за баррель. Такой высокой цены не было с конца июня. А сентябрьские фьючерсные контракты на Brent торговались на Лондонской бирже IPE по рекордной за последние 10 лет цене. Однако большинство экспертов не видят причин для устойчивого роста цен и списывают его на ажиотаж перед сентябрьским саммитом ОПЕК в Каракасе. На утренних торгах в Лондоне цена сентябрьского контракта на нефть Brent составила $32 за баррель, а к полудню она дошла до $32,8. Последний раз подобный уровень цен наблюдался в 1990 г. , когда причиной паники на рынке стала иракская агрессия в Кувейте. На электронных торгах в Нью-Йорке цены на нефть также подскочили. Вечером в понедельник рост составил $1, а за всю прошедшую неделю нефть здесь подорожала на $3. Нынешний рост цен отчасти является реакцией рынка на два последних отчета Американского института нефтяной промышленности о запасах нефти в США. В них зафиксировано сокращение количества нефти в американских хранилищах. Опасения участников рынка еще больше усилились после того, как в понедельник президент Венесуэлы Уго Чавес, совершающий поездку по странам ОПЕК, высказался за сохранение нынешнего уровня цен на энергоносители. По его мнению, эти цены обеспечивают нормальное развитие национальных экономик нефтедобывающих стран. Как заявил Уго Чавес, главные причины подорожания нефти - внутренние проблемы США в области энергетики, а также соблюдение членами Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) , в том числе Саудовской Аравией, установленных квот на добычу нефти. Чавес также подтвердил свою приверженность принятому ОПЕК соглашению о регулировании цен. Оно предусматривает автоматическое увеличение добычи, в случае если цена нефти держится выше уровня $28 в течение по крайней мере 20 рабочих дней. Венесуэла является одним из ведущих членов ОПЕК, очередная встреча представителей которой должна состояться в сентябре. На этой встрече будут обсуждаться вопросы политики в области добычи нефти. Не так давно страны ОПЕК отказались увеличить добычу нефти, несмотря на то что в июле Саудовская Аравия, крупнейший экспортер нефти в составе ОПЕК, выразила намерение в одностороннем порядке увеличить добычу на 500 000 баррелей в день.
*****
В материале "Новый имидж BP" (автор - Брайан Бойлан) сообщается, что компания British Petroleum (BP) меняет свой имидж: становится не столько британской компанией, сколько международной, не столько топливной, сколько энергетической, и вообще не такой, как раньше. .. Смена логотипа BP демонстрирует, сколь важную роль в жизни корпорации сегодня играет брэндинг. Расставшись со старым логотипом (желтые буквы ВР на зеленом щите с желтой каймой) , BP сдала в архив 70-летний период своей истории. Безрассудство и авантюризм? Отнюдь. Старый логотип накрепко связан со старым обликом нефтяной компании. Сейчас BP стала иной, а в дальнейшем она изменится еще больше. Новый логотип это и отражает. Желто-зеленое солнышко-цветок выглядит как провозвестник новой эры. Предпринятый компанией шаг по изменению логотипа вызвал всеобщий переполох: потребители недоумевают, экологи, как всегда, возмущаются, знатоки логотипов полны скепсиса. Но представителей деловых кругов больше всего волнует вопрос, является ли смена внешней атрибутики отражением внутренних изменений. Торговые марки и логотипы существуют давно. Связанные с ними вопросы не теряют своей актуальности, но рассматриваются сегодня под иным углом, чем несколько десятилетий назад. Логотип все чаще соотносится не с продуктом, а с компанией-производителем. Он становится все более концептуальным. Дискуссии по поводу логотипа переместились из отдела маркетинга в зал заседаний совета директоров. Что стало причиной решения BP - реальная необходимость или простая прихоть? Что стоит за ним - глубинная перестройка или чисто эстетические соображения? Создание нового брэнда часто является средством для привлечения внимания к фирме. Но в случае с BP речь, пожалуй, идет о реальной потребности бизнеса, а не об эстетской прихоти. Брэнды в современной экономике - мощный инструмент повышения эффективности компании. Всемирно известные торговые марки - это больше, чем товары или имидж. В мире потребления, где конкурирующие продукты и услуги в общем-то не слишком сильно отличаются друг от друга, торговая марка зачастую является единственным средством, позволяющим компании выделиться, продемонстрировать свою индивидуальность. Удачно выбранный брэнд становится стимулятором успешной деятельности сотрудников, вокруг него выстраиваются отношения с партнерами и клиентами. Глобализация, мода на слияния и поглощения - все это свидетельства фундаментальных сдвигов в мире бизнеса. В результате серии приобретений BP превратилась в транснационального гиганта с рыночной капитализацией около $200 млрд. Отказавшись от идеи поддерживать множество унаследованных брэндов, в частности Amoco и Arco, BP решила использовать единую, глобальную торговую марку. Это весьма разумное решение, позволяющее оптимизировать управление штатом, поставками, дистрибьюцией и розничной сетью. Компания создала себе единый брэнд на базе не совсем обычной концепции. Эта концепция выражается лозунгом Beyond Petroleum ( "Больше, чем нефть", что можно также понять как "Больше, чем [компания British] Petroleum). Выбор такого неоднозначного лозунга - очень умный ход. Подразумевается, что BP больше не является только нефтяной компанией, что она отказывается от прежнего имиджа и что в принципе ее цели отныне ничем не ограничены. С одной стороны, компания охватывает всю масштабную энергетическую отрасль, традиционную для BP, с другой - обеспечивает прозрачную, чистую и удобную систему розничных продаж и управленческих операций. Смена брэнда всегда сопряжена с проблемами. Компании потребуется внести существенные изменения в свою деятельность и методику, затратив на это немало труда и денег. Важно, чтобы корректировка курса была хорошо спланирована и динамично осуществлена. BP затратила на маркетологические исследования и подготовку к смене логотипа $7 млн, еще $100 млн уйдет на его продвижение и поддержку. Эти цифры следует рассматривать на фоне планов руководства по обеспечению ежегодного 10% -ного роста доходов на протяжении ближайших трех лет. Такие цифры хорошо смотрятся в газетных заголовках. Если стратегия выбрана удачно, значит, затраты окупаются. В противном случае следуют увольнения и страдает репутация фирмы.
*****
"Сегодня"
В заметке "Сибнефть" на страже "Онако" (автор - Милана Давыдова) сообщается, что подготовка к продаже 85% акций государственной нефтяной компании "Онако" идет строго по плану правительства. В понедельник Министерство по антимонопольной политике закончило принимать заявки от потенциальных покупателей. Теперь отсчет часа "икс" для "Онако" ведет РФФИ: прием документов от претендентов заканчивается здесь 14 сентября. Как заявили "Сегодня" в пресс-службе РФФИ, информация о претендентах, подавших заявки, является конфиденциальной, поэтому официально победитель конкурса будет известен только после подведения итогов торгов, которые намечены на 19 сентября. Однако уже сейчас очевидно, что конкуренция между компаниями, прилично заработавшими в последнее время на высоких мировых ценах на нефть, обещает быть предельно острой. На сегодняшний день официально о своем желании купить "Онако" (стартовая цена - 425 млн долл.) заявили три структуры: консорциум, созданный российскими компаниями "Юкос", "Сибнефть" и "Стройтрансгаз", Тюменская нефтяная компания и НК ЛУКОЙЛ. Главным претендентом на покупку акций специалисты называют тройственный альянс. Аналитик инвестиционной компании "Тройка-Диалог" Иван Мазалов полагает, что "деньги на приобретение "Онако" есть у всех компаний, но на предстоящем конкурсе решающим будут не только деньги: политический ресурс Романа Абрамовича может перевесить потенциал ТНК и ЛУКОЙЛа". По словам пресс-секретаря "Юкоса" Максима Пучкова, "после того как ЛУКОЙЛ отказался от совместной покупки акций "Онако", "Юкос" провела переговоры со многими компаниями, остановившись в итоге на альянсе с "Сибнефтью" и "Стройтрансгазом", который, очевидно, устроил всех". Анонимный источник в одной из компаний этого альянса был более откровенен. По его мнению, ТНК и ЛУКОЙЛ прекрасно понимают, что конкуренция за "Онако" будет предельно жесткой. "С большой степенью вероятности можно предсказать, что обе компании в конечном счете откажутся от приобретения пакета акций "Онако", даже не подав заявки в РФФИ (пока компании подали документы только в МАП), - заявил этот эксперт. По его мнению, в том случае, если ЛУКОЙЛ станет упорствовать, им снова могут заинтересоваться налоговые полицейские, а приватизацию "Славнефти", в которой заинтересована ТНК, власти могут вообще отменить. Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов вчера сообщил, что окончательного решения по участию в покупке "Онако" пока не принято. "Сейчас ЛУКОЙЛ проводит анализ целесообразности этого приобретения и параллельно ведет переговоры об альянсе при покупке с тремя компаниями, включая иностранные", - заявил он. В ТНК, напротив, настроены решительно. По словам вице-президента компании Александра Чернова, ТНК рассматривает участие в конкурсе по покупке 85% акций "Онако" очень серьезно. Очевидно, что борьба за высокорентабельные активы "Онако" не станет легкой прогулкой. По словам аналитика инвестиционной компании АТОН Стивена Дашевского, "компания с добычей в 8 млн тонн ежегодно будет приносить выручку в размере 800 млн долл. Но если государству удастся продать "Онако" за 425-500 млн долл. (в компанию еще необходимо будет немало инвестировать), это может означать, что в России состоится первая более или менее справедливая приватизация".
*****
"Время новостей"
В заметке "Адмирал для ЛУКОЙЛа" (автор - Виктор Матвеев) сообщается, что супруга командующего Балтфлотом Владимира Егорова Людмила приступила во вторник к исполнению обязанностей первой леди Калининградской области. Именно она стала "крестной матерью" танкера НК ЛУКОЙЛ "Калининград", спущенного вчера в Неву со стапелей питерского госпредприятия "Адмиралтейские верфи". ЛУКОЙЛ построил на этом заводе уже два танкера -- "Магас" и "Астрахань" -- стоимостью около 37 млн долларов каждый. Суда предназначены как для северного завоза, так и для перевозки ранней нефти арктических месторождений. И сложилась традиция: бутылки шампанского о борт каждого танкера разбивали супруги -- ингушского президента и астраханского губернатора соответственно. На сей раз традиция получила весьма своеобразное развитие. Бутылку шампанского о борт "Калининграда" разбила жена командующего Балтфлотом адмирала Владимира Егорова -- его считают основным соперником губернатора Калининградской области Леонида Горбенко на выборах главы региона, которые состоятся 5 ноября. Адмирал уже объявил о намерениях баллотироваться. Его поддерживают и Кремль, который теперь видит в генералах и адмиралах лучших руководителей органов гражданской власти, и местная оппозиция. Действующий губернатор, похоже, разругался со всеми потенциальными союзниками. После того как г-н Горбенко фактически уничтожил автомобильный бизнес, приносивший многомиллионные доходы криминальным структурам, многие рассчитывали, что вышедший "из боцманов" (как он сам любит говорить) губернатор начнет борьбу и с другими видами криминального бизнеса, процветающего в регионе. Однако этого не случилось. Взамен прежних криминальных авторитетов вокруг власти появились новые, и те, кто мог бы губернатора поддержать, попросту отвернулись от него. А теперь вот и ЛУКОЙЛ провел демонстративную антигубернаторскую акцию. Замену супруги губернатора на супругу его главного конкурента иначе как предвыборной PR-акцией не назовешь. Да и глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов после спуска танкера на воду открыто заявил о своей поддержке на этих выборах командующего Балтфлотом.
У ЛУКОЙЛа свои виды на Северо-Западный регион: он хочет заполучить здесь не менее 30 процентов рынка нефтепродуктов, для чего создает суперхолдинг, куда войдут топливные компании областей Северо-Запада и, возможно, даже стран Балтии. В Архангельской, Мурманской областях, Коми и Санкт-Петербурге позиции нефтяного гиганта безупречны и непоколебимы: там ЛУКОЙЛ занимается "северным завозом", строит терминалы и танкеры, добывает нефть. Для работы со странами Балтии не мешает упрочить позиции в российском анклаве -- Калининградской области. И адмирал, флотский главком, о поддержке которого ЛУКОЙЛ недвусмысленно заявил вчера -- оптимальная фигура, которую стоит вначале продвинуть, а потом на нее опереться. Разбитая вчера о борт "Калининграда" бутылка шампанского служит своеобразным предупреждением губернатору Калининградской области. Если предвыборная борьба и дальше будет опираться на подобные акции, то у г-на Горбенко немного шансов на победу.
*****
В материале "Мазут для закромов родины" (автор - Николай Горелов) сообщается, что сегодня правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле будет рассматривать вопрос о повышении экспортных пошлин на мазут. Председатель комиссии вице-премьер Виктор Христенко несколько дней назад заявил, что ставки пошлин могут быть увеличены сразу вдвое -- с 20 до 40 евро за тонну (последнее повышение -- на 7 евро -- было 2 августа), а топливный баланс будет регулироваться балансовыми заданиями. Как сообщили корреспонденту газеты "Время новостей" в департаменте РАО "ЕЭС России" по связям со СМИ, с предложением пересмотреть пошлины в правительство обращался Анатолий Чубайс. По мнению энергетиков, на внутреннем рынке сейчас наблюдается нехватка мазута, а в условиях сокращения добычи газа электростанции рискуют остаться зимой без топлива. В нефтяных компаниях проект двукратного увеличения пошлин по понятным причинам не приветствуют. Как полагают в ЮКОСе, при планируемой величине пошлины 40 евро за тонну продавать мазут на экспорт станет невыгодно -- нулевая рентабельность, по расчетам компании, наступает уже при пошлине 26 евро. Если же все-таки правительство примет решение резко увеличить ставки пошлин, то, по мнению представителя ЮКОСа, могут остановиться нефтеперерабатывающие заводы. Произойдет это потому, что "мазута будет переизбыток, им заполнятся все емкости, и невозможно будет производить другие ГСМ -- при их выработке выделяется мазут, который некуда будет закачивать", как полагают в ЮКОСе. "Это бомба правительству, которая разорвется весной при проведении посевной, и тогда никакими балансовыми заданиями ситуацию не выправишь", -- уверены специалисты компании. Вице-президент "Славнефти" Юрий Суханов считает, что увеличением пошлины до 40 евро правительство добьется "не баланса, а дисбаланса", так как "эта мера приведет к снижению загрузки заводов". По его мнению, лучше в таком случае совсем запретить экспорт мазута. "Нашу компанию, например, вполне устраивает цифра в 25 евро, -- говорит Суханов. -- При такой пошлине нам выгоднее мазут продавать в России, если, конечно, рынок сбыта найдем". Представители других нефтяных компаний не столь пессимистичны. "Если бы пошлина 40 евро сильно ударила по интересам нефтяников, то в связи с этими планами правительства уже разразился бы грандиозный скандал. А раз его нет, то можно предположить, что такое повышение еще терпимо", -- сказал сотрудник одной из них.
*****
В редакционной заметке "ЛУКОЙЛ делает заявки" сообщается, что ЛУКОЙЛ подал заявку в Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства за разрешением на приобретение выставляемого на конкурс пакета акций ОНАКО, сообщил президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. "Мы надеемся, -- сказал он, -- что получим разрешение на участие в конкурсе, однако окончательное решение компания пока не приняла, так как еще проводится экономический анализ ОНАКО, переплачивать за нее мы не будем, будем платить только реальные деньги". Он также отметил: "Мы пока не сформировали альянс компаний для участия в конкурсе, но рассматриваем разные варианты, есть предложения от иностранных и отечественных компаний". Кроме того, по словам Алекперова, ЛУКОЙЛ планирует в течение трех лет вложить около 150 млн долл. в первую очередь модернизации НПЗ "Нефтехим" в Болгарии. Стратегический план нефтяной компании в Болгарии включает в себя, помимо модернизации НПЗ и увеличения его загрузки, развитие розничной сети, а также подготовку внешних рынков в Югославии и Турции. Вчера же стало известно о том, что практически завершена подготовка контракта между ЛУКОЙЛом и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР) по соглашению о разделе продукции (СРП) на нефтяных месторождениях Говсаны и Зых. Уже согласованы все условия контракта с ГНКАР, однако дата подписания его пока неизвестна. Возможно, подписание контракта состоится в конце сентября или октябре во время официального визита президента РФ Владимира Путина в Азербайджан.
*****
"Зеркало" (Азербайджан)
В заметке "Российские ученые озабочены экологическим положением Прикаспия" (автор - И.Умудлу) сообщается, что ученые Российской академии наук выразили крайнюю озабоченность обстановкой, сложившейся в Прикаспийском регионе в связи с интенсивным развитием работ по освоению минерально-сырьевых ресурсов Каспийского моря. По этому поводу они выступили со специальным обращением к научной общественности стран Прикаспийского региона. Как передает агентство "Тренд", научно-исследовательские центры РАН, осуществляющие мониторинг за состоянием атмосферы, гидросферы, почвенно-растительного покрова и техногенных систем акватории Каспийского моря, отмечают увеличение уровня загрязнения и, в целом, ухудшение экологической обстановки. Эти центры уже фиксировали явные признаки надвигающейся биологической катастрофы, последствием которой будет полная потеря биоресурсов Каспия, в частности, уникальных запасов осетровых рыб. "Несогласованные действия государств бассейна создают реальную угрозу нормальному проживанию человека, животному и растительному миру. Массовая гибель за последние два года каспийских тюленей, занесенных в Красную книгу, еще одно тому свидетельство",- говорится в обращении. Российские ученые обращаются к научной общественности стран Прикаспийского региона - Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана с тем, что пришло время объединить усилия и заставить политиков осознать всю меру ответственности за промедление с решением проблемы оздоровления экологической обстановки в этом бассейне и сохранения уникальности Каспийского моря. Предлагается в срочном порядке учредить Организацию прикаспийских государств по комплексному освоению природных ресурсов и охране окружающей среды. По мнению ученых России, эта организация должна обеспечить осуществление природоохранных действий в Каспийском бассейне, создав для этого необходимое правовое поле. "Уверены, что ваша безотлагательная поддержка вновь создаваемого коллективного органа сможет предотвратить угрозу социальных и экологических катастроф Прикаспийского региона", - отмечается в письме. В свою очередь, ученые России готовы предоставить Организации прикаспийских государств накопленный научный потенциал Академии наук России, свои оригинальные исследования и разработки, знания и опыт.
*****
"Бизнес&Балтия"
В материале "Битва за газ" (автор - Галина Молочкова) сообщается, что Россия готовит плацдарм на северо-западе Ленинградской области для перевалки сжиженного газа. По сообщению агентства Прайм-ТАСС, решение о строительстве терминала принято на встрече руководителя областного комитета по экономике и инвестициям Григория ДВАСА с представителями бельгийской компании Tractebel . Стоимость проекта, предусматривающего создание базы с терминалом, где газ с железнодорожных вагонов будет перекачиваться на газовозы, оценивается в 50 миллионов долларов. Несколько ранее сообщалось также о планах строительства терминала по перевалке сжиженного газа, жидких химических грузов и аммиака в Приморске. В качестве подрядчика строительства нового терминала упоминалась компания Трансгаз. Появление новых терминалов в Ленинградской области может внести коррективы в схемы транзита газа на балтийском направлении. Напомним, что сейчас в Вентспилсе ведется работа над проектом строительства комплекса по химической переработке и перевалке газа. Один из вариантов проекта предусматривает строительство газоперерабатывающего завода мощностью 250 тысяч тонн в год и комплекса по перевалке сжиженного природного газа мощностью 250 тысяч кубометров в год. Рассматривается возможность создания комплекса по перевалке сжиженного пропана или бутана на предприятии Ventamonjaks , которое в настоящее время специализируется на перевалке аммиака и других жидких химических грузов. Реализация проектов по строительству газового комплекса в Вентспилсе напрямую связана с привлечением поставщиков природного газа, пропана или бутана из России, а также с налаживанием связей с одной из европейских химических корпораций. Пока эти проекты не вышли даже на уровень протокола о намерениях.
******
"Время по ..." (Казахстан)
В заметке "Россия отрезала Туркменистан от турецкого рынка газа" сообщается, что Национальный институт государственной статистики и информации Туркмении официально заявил, что положительное сальдо внешней торговли этой страны с Россией в первом полугодии составило более 407 миллионов долларов, - сообщает информационное агентство "KODA". При этом туркменский экспорт в Россию по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос в 25 раз. Теперь Россия потеряла стопроцентный "плюс" в торговле со странами СНГ: она имеет экспорта над импортом со всеми, кроме Туркмении. "Газпром", договорившись о поставках в Россию в 2000 году 20 миллиардов кубометров туркменского газа, мгновенно увеличил долю Москвы в туркменском экспорте с 3 до 44 процентов. Этот рост полностью обеспечен газовыми поставками. Грядущий дефицит газа на внутреннем российском рынке, о котором постоянно предупреждает Рэм Вяхирев и фактическое "замораживание" проекта строительства Транскаспийского газопровода на Турцию, - именно эти два фактора столь радикально изменили внешнеторговый баланс. Российская поддержка экономики Туркмении имеет серьезное политическое значение: Москва теперь фактически отрезала Туркмению от турецкого рынка газа.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены