14 августа 2000 г.
Обзор прессы
14.08.00
"Ведомости"
В материале "Конец монополии" (автор - Александр Тутушкин) сообщается, что завтра у построенного "ЛУКОЙЛом" терминала в Варандейской бухте (Печорское море) встанет под погрузку первый танкер. Через несколько дней он возьмет курс на Роттердам. Это событие можно рассматривать и как старт большой тимано-печорской нефти, и как удачную попытку демонополизации нефтетранспорта. Одним из главных препятствий для широкомасштабного освоения Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции является отсутствие транспортной инфраструктуры для вывоза нефти. "Транснефть" сейчас приступает к строительству государственной Балтийской трубопроводной системы (БТС) , которая свяжет с морскими портами южную часть Тимано-Печоры (в основном это территория Республики Коми). Северный же маршрут будет частным - его создание "ЛУКОЙЛ" полностью взял на себя. Именно в северной части провинции находятся наиболее продуктивные месторождения, где скважина дает 100 - 200 т легкой нефти в сутки (для сравнения: в Западной Сибири даже из новой скважины получают всего 15 - 20 т). Подконтрольные "ЛУКОЙЛу" структуры располагают здесь разведанными запасами в объеме около 400 млн т.
Как рассказал "Ведомостям" начальник управления морского и речного транспорта "ЛУКОЙЛа" Николай Куликов, новая транспортная система состоит из терминала и танкерного флота (сейчас работают уже пять судов, строятся еще два). Все танкеры - усиленного ледового класса, что обеспечивает их автономную эксплуатацию в течение 11 месяцев в году. Терминал мощностью 5 млн т нефти в год представляет собой находящиеся на берегу накопительные резервуары, от которых по дну моря проложена четырехкилометровая труба к выносным швартовочным устройствам. Нефть в резервуары поступает по пятикилометровому трубопроводу с близлежащего Варандейского месторождения. По словам Куликова, был выбран самый дешевый вариант строительства терминала - за $10 млн. Все работы выполнены Мурманским морским пароходством по заказу "Архангельскгеолдобычи". Обе эти структуры контролируются "ЛУКОЙЛом". Пока объемы транспортировки относительно невелики, компания собственными танкерами будет экспортировать нефть на северо-запад Европы. В дальнейшем они будут ходить до Мурманска, где нефть должна переваливаться на супертанкеры - предположительно компании "Совкомфлот". Параллельно проектируется более мощный терминал пропускной способностью 25 млн т в год. Таким образом, в России создан прецедент - появилось полноценное экспортное направление, к которому не причастна "Транснефть". Соответственно, все вывозимое по нему сырье не будет подпадать под квотирование со стороны Минэнерго или иных госструктур. По данным "ЛУКОЙЛа", отсутствие в схеме экспорта "Транснефти" также значительно удешевляет транспортировку (см. табл. ).
*****
В материале "ТНК переключилась на "ОНАКО" (автор - Юлия Бушуева) сообщается, что в минувшую пятницу стало известно, что ТНК и дружественная ей фирма "ЕвроТЭК" подали заявки в Министерство по антимонопольной политике (МАП) с просьбой разрешить им приобретение 85% акций "ОНАКО", которые будут выставлены на инвестконкурс в сентябре этого года. До сих пор ТНК не проявляла интереса к оренбургской компании. Последние полгода она сконцентрировала свои усилия на скупке акций "Славнефти" и ее дочерних предприятий. Затраченные на эти цели $250 млн вряд ли окупятся в ближайшем будущем - менеджмент "Славнефти" прилагает все усилия, чтобы не допустить представителей ТНК к финансовым и товарным потокам компании. А намеченный на вторую половину этого года аукцион по продаже 19,68% акций "Славнефти", в результате которого ТНК могла бы довести свой пакет в этой госкомпании до блокирующего, так и не был объявлен. Очевидно, поняв, что тратиться на покупку "Славнефти" в этом году уже не придется, ТНК решила попробовать купить то, что продается. "Решение ТНК довольно неожиданное. Но, в принципе, "ОНАКО" - это довольно хороший нефтяной актив, который выставляется по приемлемой цене. Почему бы не попробовать его купить? " - считает аналитик United Financial Group Дмитрий Авдеев. В самой ТНК в пятницу подтвердили информацию о поданных в МАП заявках, однако отказались от более подробных комментариев.
*****
"Известия"
В материале "Газпромбаши" (автор - Семен Новопрудский) сообщается, что 11 августа Национальный институт государственной статистики и информации Туркмении обнародовал данные, согласно которым положительное сальдо внешней торговли этой страны с Россией в первом полугодии 2000 года составило $407,6 млн. При этом туркменский экспорт в Россию по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос в 25 раз. Чтобы понять все значение этих скучных цифр, достаточно сказать, что Россия в январе--июле 2000 года "наварила" на внешней торговле $32 миллиарда. Она осталась в "плюсе" в торговле со всеми странами Содружества, имея превышение экспорта над импортом. Со всеми, кроме Туркмении. Между тем еще в январе--июне прошлого года туркмены имели дефицит в торговле с Россией -- пусть небольшой, $64 миллиона. И решительно ничего не предвещало расцвета наших торговых отношений. Все поменялось в начале нынешнего года, когда глава "Газпрома" Рем Вяхирев приехал в Ашхабад и договорился о поставках в Россию в 2000 году 20 миллиардов кубометров туркменского газа. В результате доля России в туркменском экспорте сразу подскочила с 3 до 44 процентов. И этот рост практически полностью был обеспечен именно газовыми поставками.
*****
"Сегодня"
В материале "На Сахалине - мазутная тревога" (автор - Евгения Ленц) сообщается, что японский теплоход "Такэо-мару", вот уже 20 лет покоящийся на дне близ берегов Сахалина в заливе Гаврилова, вновь напомнил о себе обильными выбросами мазута. В пятницу в ближайшем сахалинском морском порту Шахтерск после обнаружения на поверхности воды над судном нового огромного пятна длиной свыше 70-ти метров и площадью около 500 квадратных метров была объявлена чрезвычайная экологическая ситуация. По мнению специалистов, причиной очередного выброса стало недавнее землетрясение: корпус затонувшего судна, обветшавший от коррозии, во время сейсмических колебаний еще больше деформировался и дал новые трещины. Как сообщили корреспонденту "Сегодня" в Главном управлении по делам ГО и ЧС Сахалинской области, утечка топлива из теплохода продолжается. К настоящему времени на затонувшем судне осталось около 290 тонн мазута и 50 тонн дизтоплива, поэтому, если течь не остановится сама собой, как это уже случалось (затонувший танкер давал течь дважды за последний год. - Прим. ред.), то заливу и всей береговой полосе Сахалина, а также значительной части Охотского моря грозит серьезное загрязнение нефтепродуктами. Танкер "Такэо-мару" затонул на рейде порта 26 октября 1979 года. В момент катастрофы на его борту находилось более 320 тонн нефтепродуктов. Огромные волны захлестнули незакрытые трюмы, и судно перевернулось. Спаслись лишь два моряка, остальные 19 членов экипажа погибли. Впервые давняя катастрофа напомнила о себе 1 августа 1999 года, когда на рейде порта впервые появились крупные нефтяные пятна. Водолазы, обследовав год назад судно, пришли к выводу, что топливные танки теплохода, который пролежал на 15-метровой глубине 20 лет, разъела соленая морская вода, что и стало причиной выхода на поверхность нефтепродуктов. Местные экологические организации уже не раз поднимали вопрос о том, что "мазутную бомбу" необходимо поднять со дна. Однако у российских спасателей средств для этого нет, а бывшие японские владельцы "Такэо-мару" предпочитают отмалчиваться.
*****
"Новая газета"
Газета публикует материал "Как рассеиваются мифы", посвященный оборотной стороне "экономического чуда", сотворенного ЛУКОЙЛом в арктической тундре (подробно см. в рубрике "Компании")
*****
"Время новостей"
Газета публикует материал "Сахалинская область догоняет Москву" (автор - Николай Горелов), в котором говорится, что 31 августа на заседании правительства будет рассмотрен вопрос о доработке нормативной базы, касающейся соглашений о разделе продукции (СРП). А уже 1 сентября президент Владимир Путин перед встречей в Окинаве посетит Сахалинскую область и примет участие в семинаре, посвященном проблемам работы по соглашениям о разделе продукции. О том, какими проблемами нефтяники поделятся с президентом, корреспонденту газеты "Время новостей" рассказала Елена Золотарева -- глава московского представительства "Сахалинской энергии", компании-первооткрывателя СРП в России. Приводим выдержки из интервью.
"- Какие проблемы будут подниматься на семинаре?
-- Я думаю, обсуждение будет носить общий характер. Мы надеемся, что в России наконец будут созданы одни, единые для всех ведомств и неизменные правила, реальные для участников соглашений о разделе продукции. Такие, при которых мы не будем бегать из ведомства в ведомство, чтобы решить самую пустяковую задачу.
-- Что вы имеете в виду?
-- Дело в том, что та же налоговая инспекция действует не только на основании закона о СРП, но и на основании соответствующего указания Министерства по налогам и сборам. Так вот, закон есть, а указания нет. То же самое по другим ведомствам. Половина нормативных актов не издана!
-- Какие потери из-за этого вы несете?
-- Только по НДС с 1995 года нам не вернули 45 млн долл., вообще еще ничего не вернули. Пока указания министра нет, они ничего не делают, хотя нам говорят, что прекрасно понимают ситуацию... Самое же интересное, что с 1 июля этого года министр издал это указание, но теперь, как нам говорят, нет соответствующего разъяснения -- указания на указание."
"- Кстати, какую прибыль Россия получила за годы деятельности "Сахалинской энергии"?
-- Считайте сами: мы заплатили в фонд развития Сахалина 70 млн долл., при подписании ТЭО проекта "Сахалин-2" в качестве бонуса -- 15 млн долл. и столько же в конце 1997 года -- второй бонус. Когда начнем разработку Лунского месторождения, выплатим еще 20 млн долл. А ежеквартально мы платим по 4 млн долл. за затраты на проведенные еще в советское время геологоразведочные работы."
" -- Когда, ..., вы начнете разработку Лунского газоконденсатного месторождения?
-- Назвать конкретную дату сейчас невозможно. Ведь для этого сначала нужно найти рынок сбыта, затем построить завод по сжижению газа, а это не один год. Экспортировать газ планируем в Юго-Восточную Азию -- в Японию, Корею, Китай, на Тайвань. Но вся сложность в том, что покупатели заключают контракты на 20--30 лет, и нам нужно попасть в такой промежуток, когда один контракт уже закончился, а следующий еще не заключен. Мы ведем переговоры с покупателями и выступаем как потенциальный поставщик, ведь мы уже начали добывать нефть по проекту, а это уже знак, что с нами в будущем можно иметь дело."
*****
"Эксперт", еженедельник
Публикуется материал "Сибнефть" раскрыла карты" (автор - Екатерина Дранкина), в котором говорится, что борьба между тремя российскими нефтяными гигантами за компанию "Онако" перешла в открытую фазу (подробно см. в рубрике "Компании")
*****
"Российская газета"
Публикуется интервью президента НК "Славнефть" Михаила Гуцериева " "Cлавнефть" пролагает пути к интеграции не только в экономике" (подробно см. в рубрике "Персоналии")
*****
ГТРК "Сахалин"
Сообщается, что на морской поверхности вблизи порта Шахтерск было обнаружено нефтяное пятно. Сегодня же официально стало известно, что образовалось оно в результате разгермитизации одного из пластырей на борту затонувшего 20 лет назад японского судна "Тaкео мару" и никакой угрозы для биологического фона западного побережья Сахалина не представляет. Более 20 лет назад в акватории порта Шахтерск затонуло японское судно "Тaкео мару". Поднимать его со дна моря за свой счет власти Японии тогда отказались, и судно законсервировали, указав место его нахождения специальным буем. И только сейчас после недавнего землетрясения из проржавевшего насквозь корабля на поверхность моря стали подниматься остатки нефтепродуктов, образовав на территории шахтерского порта пятно более трех метров в ширину и ста метров в длину. Причиной появления данного пятна стала разгерметизация одного из пластырей, наложенных на поврежденный борт судна несколько месяцев назад. Пузырькообразные капли появлялись на поверхности с разницей в две минуты, образовывая пленку величиной в один квадратный метр. Специалистами сахалинского комитета экологии сделаны химические пробы для того чтобы узнать состав данного пятна. Но уже сейчас известен положительный факт : загрязнения пляжа западного побережья Сахалина и биологических морских объектов не произошло. Сегодня на судне группой водолазов Сахалинского бассейнового аварийно-спасательного управления завершены ремонтные работы. Но нет гарантии, что при повторении подземных толчков, разгерметизация пластырей не произойдет вновь. А по линии Министерства иностранных дел с Японией до сих пор решается вопрос о том, возьмут ли на себя японские власти ответственность за подобный экологический инцидент. Согласитесь, за 20 минувших лет с того дня, когда затонуло "Тaкео мару", можно было не только поднять корабль со дна, но и провести определенные работы по его уничтожению. Как стало известно к этому часу, пятно обнаруженное в 7 км от Углегорска имеет меньшие размеры чем предполагалось ранее и по мнению специалистов Сахалинского комитета по экологии реальной угрозы не представляет.
*****
"Вечерний Оренбург"
В заметке "Бензин нынче дорог - не укупишь..." (автор - Ольга Калугина) сообщается, что так, слегка перефразировав чеховского героя, можно охарактеризовать ситуацию, сложившуюся с бензином в Оренбуржье. С начала августа нефтяная компания ОНАКО повысила цену на свою продукцию. По словам начальника отдела внешних связей компании Ирика Узбекова, бензин марки Аи-92 стоит теперь 6 рублей 50 копеек, А-76 - 5 рублей 50 копеек. А предпринято повышение потому, что по просьбе областных властей с начала августа стоимость дизтоплива для сельских товаропроизводителей снижена на 10%. Желая хотя бы частично компенсировать убытки, ОНАКО решила повысить цены на популярные марки бензина. Но все убытки, как говорит Узбеков, компания себе вернуть не может. Таким образом проблемы аграрников ложатся на плечи нефтяников и автовладельцев.
*****
"Бизнес&Балтия"
В заметке "Itera Latvija инвестирует в газ " (автор - Галина Молочкова) сообщается, что еще вчера днем агентство LETA со ссылкой на данные Регистра предприятий Латвии сообщило, что Parex Banк и Unibanka прокредитовали компанию Itera Latvija на общую сумму более 31 млн. Ls. Однако в разговоре с "&" президент IL Юрис Савицкис опроверг эту информацию. По его словам, в нынешнем году IL получила кредит от Parex Bank в размере 10 млн. USD - под договор о поставках российского газа в Латвию. Ю.Савицкис сказал, что эти средства предназначены для инвестиций в развитие газовых месторождений России. Президент IL подчеркнул, что доходы компании от реализации природного газа в Латвии в среднем составляют порядка 30 млн. USD в год. Оставшиеся после покрытия кредита 20 млн. USD предназначены в том числе для расчетов с партнерами за поставляемый газ. Говоря об отношениях между IL и Unibanka , Ю.Савицкис подтвердил, что компания достаточно регулярно получает в этом банке краткосрочные кредиты в объеме 5-10 млн. USD. Однако он отметил, что сейчас все кредиты этому банку возвращены и никакой кредитной линии Unibanka для Itera Latvija не существует. Как уже сообщала "&", в ноябре 1999 года IL заключила долгосрочный договор о поставках природного газа в Латвию до 2005 года в объеме 300 млн. кубометров. Договор также устанавливает фиксированные цены на газ вплоть до 2003 года.
*****
"Казахстанская правда"
Сообщается, что в Астане ННК "Казахойл" и японская корпорация "Марубени Корпорейшн" заключили рамочное соглашение о реконструкции Атырауского нефтеперерабатывающего завода. Реализация проекта реконструкции стоимостью в 308 млн. долларов США позволит не только наладить глубокую переработку углеводородного сырья, но и увеличить выпуск светлых нефтепродуктов. Как сообщила пресс-служба ННК "Казахойл", до миллиона тонн в год возрастет производство автобензина, в том числе - АИ-80 в 1,2 раза, АИ-93 в 6,4 раза. Впервые на заводе будет выпускаться бензин АИ-95. Увеличится производство высококачественного зимнего дизтоплива и авиакеросина. Причем все горючее будет соответствовать европейским стандартам. К преимуществам проекта специалисты относят прекращение выпуска бензинов со свинцовыми добавками, улучшение экологической ситуации в окрестностях завода. Японские капиталовложения будут защищены соответствующими гарантиями Правительства Казахстана.
*****
"Белорусская газета"
В материале "Наименьшее зло от "Белнефтехима" (автор - Наталия Гриб) сообщается, что на нефтяном рынке Беларуси - налицо тенденция монополизации. В июле 2000г. концерн "Белнефтехим" и его предприятия закупили и добыли 456 тыс. т углеводородного сырья - 38,5% от общего объема переработанной в стране нефти, который составил 1184 тыс. т. Согласно правилам мировой торговли, компания считается монополистом, если ее продукция занимает треть рынка и больше. "Белнефтехим" и ведет себя, как монополист.
Процессы укрупнения нефтекомпаний в России приводят к поглощению добывающих предприятий вертикально организованными холдингами. По мнению российских экспертов, после многочисленных перепродаж и слияний в России останутся 4-5 действительно крупных корпораций, которые смогут соперничать на мировых рынках по объемам добычи, экспортным поставкам и инвестиционному портфелю. В частности, не так давно Кремль объявил о продаже акций государственной ОНАКО с передачей средств в федеральный бюджет. Среди наиболее вероятных претендентов российские СМИ называют "ЛУКойл" и выводят в аутсайдеры ТНК и "Роснефть". Но сегодня нас интересует другое. В условиях рыночной конкуренции в России выживет действительно сильнейший. После укрупнения компании минимизируют административные расходы, отточат экспортную политику и, на что надеются российские финансисты, увеличат сумму платежей в бюджет. Российское государство заинтересовано в создании нормальной конкуренции на нефтяном рынке. В Беларуси тоже происходит укрупнение, но по совсем другим правилам. Главная черта отечественного рынка нефти - это плавное перетекание, как правило, российского капитала из одной компании в другую, с сохранением прежней команды менеджеров. Так, в 2000г. на рынке были замечены новички: ООО "Проскейл", ПКФ "Саллен", ООО "ТК Сервис М", а также ООО с названием реформированного отраслевого концерна - "Белнефтепродукт". За новыми именами поставщиков углеводородного сырья стоят ресурсы хорошо известных добывающих предприятий: "Соболь", "Полярное сияние", "Сургутнефтегаз", "Пермьтотинефть". Справедливости ради, заметим, что перечисленные компании поставляют небольшие объемы и погоды на рынке не делают. Концерн "Белнефтехим" и российско-белорусская "Славнефть" в последние месяцы перерабатывают значительно больше остальных поставщиков и совершают монополистические действия в отношении других участников рынка. Так, в последнее полгода концерн поступает предельно просто, если не сказать нагло: перерабатывает сначала всю свою нефть, а потом подпускает на завод коммерсантов-давальцев. Механизм таков: "Белнефтехим" оговаривает с основным своим ресурсодержателем - компанией "Сургутнефтегаз" - объемы покупки, исходя из имеющейся в наличии валюты, после чего согласовывает контракты на покупку у того же "Сургута" другим операторам рынка. Как известно, сам "Сургут" нефть в Беларусь не поставляет, поэтому на конкурентную среду никак не влияет.
Ту же политику в последние месяцы проводит и "Славнефть", получившая право курировать переработку нефти на Мозырском НПЗ. Компания поставляет сырье из своих ресурсов и перекупает у конкурентов нефть еще в России. Конкуренты встречают подобные инициативы без особого энтузиазма. Однако завезти нефть в Мозырь можно только после согласования со "Славнефтью". Поэтому холдинг "Швебел" перешел с Мозыря в Новополоцк (холдинг совместно с афелированными с ним компаниями поставлял около 1,5 млн. т нефти в год). Беларусь имеет огромное преимущество перед Россией. В то время, как Кремль меняет таможенные ставки на нефтепродукты, естественно, в сторону увеличения, белорусские власти оставили без внимания эту статью доходов. В Беларуси таможенных пошлин на бензин и солярку нет. Поэтому все поставщики углеводородного сырья заинтересованы в получении отличного дохода от вывоза солярки за рубеж. Разница между европейской ценой на бензин и белорусской относительно невысокой ценой на нефть удовлетворит аппетит любого игрока на нефтяном рынке. Концерн "Белнефтехим" в этом году не просто экспортирует, он заключает сделки с оптовыми поставщиками нефтепродуктов, владеющими крупными хранилищами в портах Балтики. Это такие компании как "Марк Рич", "Остман Трейдинг", "Тинтрейд". Только в июне, по неофициальной информации, "Белнефтехим" заработал более $1 млн. Топ-менеджеров концерна можно поздравить с первой столь крупной удачей. Все хорошо. Жаль только, что солярки едва хватает на уборочную кампанию. Заводы работают при полной нагрузке. За 9 дней августа Мозырский и Новополоцкий НПЗ переработали 800 тыс. т нефти при среднемесячном объеме переработки - 1.000 тыс. т. Процесс максимально оптимизирован и сжат во времени. В прошлые годы концерн и коммерческие операторы закупали недостающий объем солярки за рубежом. В этом году "Белнефтехим" принял решение направлять всю валюту на закупку сырья. Менеджеры концерна считают роскошью тратить доллары на импорт солярки, если ее можно получить из нефти по более дешевым ценам. То есть, валюта используется более рационально. Все логично. В этой логике есть два подводных рифа. Россия может запретить продажу нефти в Беларусь, поскольку на нужды народного хозяйства нашей страны предусмотрено только 10 млн. т в 2000 г. За 7 месяцев два отечественных завода переработали 7,1 млн. т. Если темпы останутся прежними, то уже в октябре у Минтопа России будет основание поинтересоваться, почему Беларусь съедает так много бензина. Бухгалтерия же прозрачна. А недавний прецедент обострения отношений в Москве еще не забыли. В первом полугодии 1999г. концерн "Белнефтехим", предприятие транспорта нефти "Дружба", Мозырский и Новополоцкий заводы вывозили за рубеж нефтепродукты. В августе того же года тогда еще министр топлива России Виктор Калюжный прислал гневное письмо с требованием прекратить реэкспорт нефтепродуктов. Калюжный не на шутку разозлился и пригрозил продать Беларуси по заниженным ценам только 6 млн. т вместо обычных 12 млн. т в следующем году. Столько, по мнению российских экспертов, Беларусь использовала на нужды своего народного хозяйства за год. Трудно сказать, чем бы окончился диалог с Калюжным, не получи он должность первого замминистра иностранных дел России и не уйди с головой в раздел каспийского шельфа. Новый отраслевой министр пока разбирается в проблемах российских нефтяников. Однако не будем забывать, что на дворе лишь середина года. Тем временем концерн "Белнефтехим" в начале года ввел ограничение на вывоз светлых нефтепродуктов за пределы Беларуси, а сейчас снизил доступ к переработке, поставив коммерческих трейдеров в хвост очереди. В итоге один крупнейший поставщик нефти холдинг "Швебел" создал совместное предприятие с "СИБУРом" (Россия) в области ароматики и рассматривает альтернативные варианты ведения бизнеса и вложения капитала. Второй серьезный нефтетрейдер "ЮКОЛА" постепенно осваивается на авторынке (дилер "Дженерал Моторс") и намерен перевести капитал в строительный бизнес. В случае реального ухода только этих двух игроков нефтяной рынок потеряет до 3 млн. т нефти в год. Для их восполнения потребуется очень приличная валютная добавка. В июле концерн покупал нефть по 120 $/т. В этом случае придется изыскивать $360 млн. Государство не сможет обеспечить нефтяной концерн такой поддержкой. Возможно, цена не будет держаться на протяжении года на таком уровне. Но в августе Россия продолжает поднимать цену на предложение для Беларуси. В начале месяца концерн "Белнефтехим" закупил партию нефти по $126/т, а в конце прошлой недели предложение поднялось в цене до $130/т. Повышение таможенных пошлин на нефть и введение госзадания в России могут повторить ситуацию прошлого года, когда обязательность поставок на внутренний рынок была важнее любых договоров с Беларусью. Об этом не стоит забывать. Приемлемые условия для работы давальцев выгодны не только российскому бизнесу. Они также приносят определенные дивиденды белорусскому государству.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены