11 августа 2000 г.
Обзор прессы
11.08.00
"Ведомости"
В материале "Сибнефть" "равноудалили" (автор - Юлия Бушуева) сообщается, что "наезды" силовых органов на крупные российские компании в последнее время успели стать привычным делом. Однако вчерашний рейд налоговой полиции вряд ли можно назвать обычным. На этот раз проверке подвергся московский офис нефтяной компании "Сибнефть", владелец которой Роман Абрамович считается одним из наиболее близких к Кремлю олигархов. В отличие от нашумевших дел "ЛУКОЙЛа" и "АвтоВАЗа" источником информации на этот раз стала не Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) , а проверяемая компания. Незадолго до шести часов вечера в информационных агентствах со ссылкой на представителей "Сибнефти" появились сообщения о том, что налоговики уже в течение нескольких часов проводят выемку документов в московском офисе компании. В пресс-службе "Сибнефти" эту информацию тут же подтвердили, однако отказались сообщить какие-либо подробности происшедшего. Пресс-секретарь компании Алексей Фирсов прокомментировал "Ведомостям" действия налоговой полиции следующим образом: "Руководство "Сибнефти" считает это обычной проверкой и не видит за ней никакого политического смысла. ФСНП были предоставлены все необходимые документы". В ФСНП от объяснений причин рейда в "Сибнефть" просто отказались. "Информация будет на следующей неделе", - сказали "Ведомостям" в управлении общественных связей налоговой полиции. Формальная причина у налоговиков наведаться в "Сибнефть", конечно, была. Всего две недели назад президент РФ Владимир Путин на встрече с олигархами выразил недовольство тем, что некоторые российские компании платят не так много налогов, как могли бы. В числе минимизирующих платежи в бюджет была названа "Сибнефть". Если считать, что замечания Путина и подвигли налоговых полицейских на проведение проверки, то в ближайшее время стоит ожидать аналогичных визитов ФСНП в другие крупные нефтяные компании. Ведь, выражая недовольство уплатой налогов, президент основывался на справке, подготовленной Министерством финансов. А в ней помимо "Сибнефти" также критиковались Тюменская нефтяная компания, "ЮКОС" и "Славнефть". Вчера представители этих трех компаний сказали "Ведомостям", что к ним налоговики не заглядывали (правда, просили постучать по дереву - "чтоб не сглазить").
*****
В материале "Минэнерго в осаде" (авторы- Александр Тутушкин, Юлия Бушуева) сообщается, что вице-премьер правительства Виктор Христенко заявил вчера, что вопросы регулирования законодательства о соглашениях о разделе продукции (СРП) могут быть переданы из Минэнерго в Минэкономразвития. И это уже не первое покушение на полномочия ведомства Александра Гаврина. Похоже, влияние Минэнерго сжимается как шагреневая кожа. До недавнего времени казалось, что объявленная реорганизация энергетического ведомства ограничилась лишь сменой его вывески - Минэнерго вместо Минтопэнерго. В утвержденном в прошлом месяце положении о министерстве за ним сохранились все его прежние функции. В том числе и решение вопросов, связанных с СРП, которые безуспешно пыталось "перетянуть" на себя Минприроды. За этим, однако, последовало методичное наступление на права Минэнерго. В конце июля департамент энергетических и природных ресурсов аппарата правительства направил Михаилу Касьянову предложение передать Межведомственную комиссию по доступу к экспортным трубопроводам и терминалам (МВК) из ведения Минэнерго на правительственный уровень. Это мотивировалось тем, что экспорт нефти и нефтепродуктов осуществляется бесконтрольно и зачастую вразрез с государственными интересами.
В качестве примера приводился вывоз нефти по государственным программам, который МВК разрешает без должного оформления в правительстве и вопреки указу президента. И уже через несколько дней после этого Минэнерго предложило "Транснефти" приостановить оформление экспорта по трем госпрограммам - на финансирование торжеств по поводу 55-летия Победы, новых технологий в рамках программы ООН и Радиационного центра МЧС. В пресс-центре министерства этот шаг объясняют необходимостью увеличения сезонных поставок топлива для северных регионов, однако напрашивается предположение, что это реакция министерских чиновников, обеспокоенных возможным отлучением от раздачи экспортных квот. Другой лакомый кусок, который могут отнять у Минэнерго, - СРП. Не секрет, что компании тратят огромные деньги на проталкивание своих проектов в коридорах власти. Как сообщил журналистам Виктор Христенко, в ближайшее время президент Путин может подписать указ о передаче вопросов СРП в ведение Министерства экономического развития и торговли. По словам Христенко, в правительстве уже создана рабочая группа по СРП во главе с министром экономического развития Германом Грефом. Она должна наметить план действий по совершенствованию законодательной базы СРП, дабы ускорить реализацию уже существующих проектов разработки недр. 31 августа этот вопрос планируется вынести на заседание правительства. Нефтяников ослабление влияния Минэнерго не беспокоит. По словам представителя одной из крупнейших компаний, "то, что Греф берет под себя СРП, - даже хорошо. У него больший политический вес, чем у Гаврина, значит, и дело с мертвой точки сдвинется быстрее". Он полагает также, что "Гаврин слишком долго раскачивается", поэтому и ведомство его страдает. Менеджер другой компании сказал "Ведомостям", что Минэнерго в его нынешнем виде вообще не нужно и "уже пошел процесс его превращения в центр по составлению нефтяных балансов". Ранее руководители нефтяных компаний высказывались не менее жестко. Так, председатель правления компании "ЮКОС" Михаил Ходорковский сказал на своей пресс-конференции вскоре после назначения Гаврина, что лучшее, что может сделать новый министр, - это "подготовить министерство к ликви дации".
*****
В заметке "Texaco возвращается" сообщается, что торговая марка Texaco возвращается на рекламный рынок. С осени этого года совместное предприятие Texaco и российской ТНК начнет массированную рекламную кампанию, в которой будут задействованы практически все ведущие средства массовой информации, в том числе каналы РТР и НТВ. Первоначально будет рекламироваться полусинтетическое автомобильное масло "ТНК", "которое будет позиционироваться на 15% дешевле аналогичного продукта "ЛУКОЙЛ", сказал брэнд-менеджер ТНК-Texaco Степан Чупилкин. По его словам, весной будущего года на рекламном рынке появится реклама продуктов под маркой Texaco. Кампания Texaco продлится несколько месяцев. Продвижение масла "ТНК" поручено агентству Young & Rubicam, часть работы по размещению наружной рекламы досталась агентству "Арт Пикчерс". По некоторым данным, бюджет обеих кампаний составит около $1,5 млн.
*****
"Время новостей"
В материале "Мировой кормилец" (автор - Василий Вербин) сообщается, что в нынешнем году голода в России не будет. "Вопреки прошлогодним прогнозам, в этом году страна не будет испытывать дефицита продовольствия", -- заявил вчера вице-премьер по АПК Алексей Гордеев, особо подчеркнув, что обеспечена страна будет в основном отечественной едой. И это только начало. "В перспективе мы будем кормить значительное количество народа в разных странах", -- уверен г-н Гордеев. Когда наступит это светлое будущее, вице-премьер уточнять не стал. По мнению экспертов, никаких поводов для радости у правительства быть вообще не должно, так как в последнее время из-за нехватки кормов сократилось поголовье скота и особенно птицы, соответственно уменьшилось производство мяса. Впрочем, большую часть внутреннего рынка действительно занимает российская продукция, так как после кризиса 1998 года импортная еда стала большинству населения просто не по карману. Уверяя, что поголовье скота выросло, г-н Гордеев, все же не стал отрицать благодатного действия девальвации. "К сожалению, мы вынуждены констатировать, что девальвация не была плановой акцией правительства. Просто так повезло", -- честно признался вице-премьер. В то же время г-н Гордеев опроверг пессимистические прогнозы относительно невысокого урожая зерна: "Ранее мы говорили, что планируем собрать около 65 млн тонн зерна (потребность около 80 млн тонн). По последним данным, эта цифра будет немного выше. Но называть ее не буду, чтобы не сглазить". Впрочем, "сглазить" урожай может не только вице-премьерское черное око, но и банальная нехватка горючего и техники. Правда, по словам главного агрария, правительство нашло эффективный способ борьбы с нехваткой горюче-смазочных материалов. "В сентябре нефтяные компании получат балансовые задании на поставку ГСМ для села. Кроме того, будут повышены экспортные пошлины на топливо", -- порадовал нефтяников г-н Гордеев. В результате таких "рыночных" мер село, несомненно, получит столько топлива, что сможет собрать невиданный урожай. Причем, по прогнозам г-на Гордеева, зерна будет столько, что из-за его избытка могут резко упасть цены. Чтобы этого не допустить, правительство намерено использовать минимальные закупочные цены на зерно.
*****
"Независимая газета"
В заметке "Борьба за нефть" (автор - Серегй Правосудов) сообщается, что вице-премьер Виктор Христенко заявил, что правительство Российской Федерации до конца августа намерено создать новую нефтяную компанию, которой предстоит восстанавливать нефтегазовый комплекс Чечни. По его словам, это будет компания со 100-процентным государственным участием. Вместе с тем конкретная организационная форма до сих пор не согласована и будет определена в ближайшее время. Виктор Христенко отметил, что нефтяная компания может быть как акционерным обществом, так и государственным унитарным предприятием. Новая нефтяная компания будет заниматься разработкой нефтегазовых месторождений в Чечне. При этом вся прибыль, полученная компанией, будет оставаться на территории республики. Более того, платежи компании в бюджеты различных уровней, социальные отчисления и прочие выплаты будут направляться также в Чечню. Напомним, что в прошлом году работы по восстановлению нефтяного комплекса Чечни была уполномочена проводить государственная компания "Роснефть". Она начала тушить горящие скважины и возобновила добычу нефти. Однако в результате конфликта с бывшим полпредом правительства РФ в Чечне Николаем Кошманом компания свернула деятельность в республике. Проблема заключалась в том, что Кошман хотел сам контролировать добычу нефти в Чечне и подписал распоряжение о создании компании "Грознефть". Вскоре Николай Кошман был отправлен в отставку, а его место занял Ахмад Кадыров. "Роснефть" сразу возобновила свои попытки создать в Чечне дочернюю компанию. Предполагается, что вся выручка за нефть должна оставаться в Чечне. Между тем Ахмад Кадыров, как и Николай Кошман, считает, что компания по добыче нефти в Чечне должна подчиняться местной администрации. Федеральная власть, по всей видимости, его в этом поддерживает. При этом ни для кого не является секретом, что чеченцы продолжают несанкционированную добычу нефти и перерабатывают ее в бензин на подпольных заводах. Самопальный чеченский бензин очень широко распространен на Северном Кавказе. По некоторым сведениям, в соседнем Дагестане его доля превышает 50%. Президент "Роснефти" Сергей Богданчиков заявил по поводу "чеченского" бензина следующее: "Все знают, что если бы мы пришли в Чечню, нам было бы важно, чтобы ни одного нелегального завода не было. И мы бы все это организовали - возможно, поэтому нас не хотят туда пускать".
*****
В заметке "ФСНП интересуется банкротством "Роспана" (автор - Сергей Правосудов) сообщается, что на днях заместитель начальника отдела работы с топливно-энергетическим комплексом ФСНП Андрей Лазарев дал пресс-конференцию по поводу банкротства компании "Роспан", принадлежащей фирме "Итера". Представитель налоговой полиции рассказал журналистам о ходе следствия по делу, возбужденному против компании "Роспан" по статье 199 ч. 2 Уголовного кодекса - уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах. Компания "Роспан" была создана 1984 году и обладает уникальными установками по сверхглубокому бурению. Скважины этого предприятия достигают глубины 4 км, в то время как "Газпром" бурит не глубже 2 км. В результате месторождения, разрабатываемые "Газпромом", близки к истощению, и для получения необходимых объемов газа необходимо использовать "роспановскую" технологию сверхглубокого бурения. Однако на сегодняшний день компания "Роспан", добывающая около 80 млн. кубометров газа в месяц, является банкротом. По словам представителей налоговой полиции, это связано с деятельностью известной компании "Итера".
Дело в том, что когда "Роспан" принадлежал "Газпрому", реализацией газа, добываемого этой компанией, занималась именно "Итера". "Роспан" добывал на Ямале газ и продавал его "Итере" по цене в 2-3 долл. за тысячу кубометров при цене на мировом рынке около 60 долл. Вся прибыль, по словам Андрея Лазарева, шла в доход "Итеры". В результате получалось, что чем больше газа добывал "Роспан", тем больше были у него долги. Это привело к тому, что в 1998 году "Итера" купила 51% акций "Роспана" за 200 долл. (сведения налоговой полиции). В этом же году была начата процедура банкротства добывающего предприятия, так как его задолженность превысила 80 млн. долл. Собрание кредиторов "Роспана" 30 июля этого года приняло решение обанкротить "Роспан" и продать его на рынке. По некоторым оценкам, это предприятие может быть оценено более чем в 1 млрд. долл. На днях арбитражный суд Москвы подтвердил это решение и признал "Роспан" банкротом. Сами факты, изложенные налоговыми полицейскими, не представляют из себя особой сенсации. Все знают, что в России практически мало кто платит налоги в полном объеме: существует масса схем укрывания доходов. Случай с "Итерой" и "Роспаном" лишь один из многих, причем совсем не выдающийся. Интересен сам факт проведения пресс-конференции налоговой полицией до суда. Представители этого ведомства намекнули журналистам, что они хотят подать сигнал бизнесменам, что налоги надо платить, - иначе у них возникнут большие проблемы. Налоговые полицейские сообщили, что у них накопилась очень много фактов по поводу неуплаты налогов предприятиями ТЭКа, и в ближайшее время будет возбуждено несколько уголовных дел.
*****
В материале "Нефтяноые компании активизируются в Москве" (автор - Сергей Правосудов) сообщается, что московский рынок бензина является самым лакомым куском для всех производителей топлива. Это связано с тем, что Москва - самый населенный и самый богатый регион России. Пока самым сильным игроком здесь является Центральная топливная компания (ЦТК), обладающая 130 бензоколонками. ЦТК на 100% принадлежит московской мэрии, что дает ей явное преимущество перед другими компаниями. Дело в том, что ни одна бензоколонка в Москве не может быть открыта без разрешения мэрии. Городское правительство, в свою очередь, уверено, что нынешнего количества бензоколонок (порядка 900) достаточно для города, и не стремится давать разрешения на строительство новых заправочных станций. Однако проблема заключается в том, что у ЦТК нет своей добычи нефти и она вынуждена покупать нефть у "ЛУКОЙЛа" и "Татнефти" для ее переработки на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Чтобы снять эту проблему, правительство Москвы решило пойти на создание вертикально интегрированной нефтяной компании с собственной добычей нефти. Оно договорилось с "СТ-Групп" Шалвы Чигиринского о создании Московской нефтяной компании. Мэрия внесла в эту компанию ЦТК, а Шалва Чигиринский - несколько разведанных месторождений нефти. Однако нефть на них пока не добывается, и для начала добычи нужны немалые инвестиции. В свою очередь, другие нефтяные компании не дремлют. ТНК уже открыла в Москве 62 бензоколонки и не собирается на этом останавливаться. Одно время руководство ТНК заявляло, что планирует в ближайшее время довести свою сеть АЗС до уровня 20% всего рынка города. Напомним, что сейчас оно контролирует чуть менее 10%. Однако, встретив непонимание со стороны городского правительства, представители компании перестали публично озвучивать свои планы. Вместе с тем они продолжают утверждать, что собираются расширять свое присутствие на бензиновом рынке Москвы. При этом большие надежды возлагаются на принадлежащий им Рязанский НПЗ, который расположен близко к Москве. После окончания его реконструкции в распоряжении ТНК окажутся большие объемы высокооктанового бензина, который компания надеется реализовать в столице.
Активно вторгается на московский рынок и "ЛУКОЙЛ". Пока компания открыла в Москве 25 станций, но новые бензоколонки с маркой "ЛУКОЙЛ" появляются практически каждую неделю. Руководство компании неоднократно заявляло об амбициозных планах на московском рынке. При этом в компании отказались назвать нам точное количество станций, которые будут открыты в ближайшее время. Очевидно, это связано с опасностью ответных действий московской мэрии. Бензин для своих заправок "ЛУКОЙЛ" получает с Московского НПЗ. Единственной компанией, которая не стала скрывать своих планов строительства бензоколонок, оказалась "Бритиш Петролеум". Генеральный директор компании "Петрол Комплекс", занимающейся строительством заправок с маркой BP, Джеф Френкс заявил корреспонденту "НГ", что к 2004 году компанией будет построено в Москве 120 АЗС. Напомним, сейчас в Москве действует 23 бензоколонки с лейблом "Бритиш Петролеум". Возможно, такая уверенность представителя англо-американской компании обусловлена хорошими отношениями с Шалвой Чигиринским. Ведь его "СТ-Групп" вместе с "Бритиш Петролеум" является совладельцем компании "Петрол Комплекс". Генеральный директор последней заявил, что, по его мнению, через несколько лет лицо рынка бензина в Москве сильно изменится. Он уверен, что многие бензоколонки не имеют будущего, так как строились бездумно, неудачно расположены и не обладают достаточной инфраструктурой. При этом Джеф Френкс отметил, что считает основным конкурентом своей компании на московском рынке "ЛУКОЙЛ". Однако необходимо отметить, что в случае осуществления плана МНК о поставках собственной нефти на МНПЗ, "ЛУКОЙЛ" окажется в тяжелом положении. У него не будет своей нефтепереработки вблизи от Москвы, поэтому ему придется покупать бензин у МНК или ТНК, у которых свои виды на бензиновый рынок Москвы. С другой стороны, "ЛУКОЙЛ" может решить проблему с собственным бензином, купив Нижегородский НПЗ, который сейчас продается за долги. Очевидно, что в ближайшее время основная борьба на московском рынке бензина развернется между коммерческими предприятиями московской мэрии (МНК-ЦТК) и частными нефтяными компаниями. На днях Центральная топливная компания получила кредит в размере 110 млн. долл. от банка Credit Suisse First Boston. Средства предполагается полностью истратить на модернизацию и строительство новых автозаправочных комплексов. Интересно, как в этой ситуации поведут себя частные компании.
*****
В материале "Острые берега Каспия" (автор - Эдуард Петров) сообщается, что намеченное на середину августа совещание экспертов прикаспийских стран, на котором планировалось продолжить дискуссию о разграничении на водоеме, не состоится. Главная причина - отказ Ашхабада и Тегерана участвовать в этой встрече, которая, по словам посла по особым поручениям, спецпредставителя президента Туркменистана по вопросам Каспия Бориса Шихмурадова, "в сложившихся условиях может оказаться контрпродуктивной". Своеобразный демарш Туркмении и Ирана напрямую связан с миссией спецпредставителя президента РФ Виктора Калюжного, который недавно совершил вояж по всем прикаспийским столицам с тем, чтобы ознакомить руководство прибрежных стран с очередными российскими инициативами. Ашхабад и Тегеран не нашли в них главного - предложений по новому международно-правовому статусу Каспия. Опытный хозяйственник, Виктор Калюжный решил пойти от экономики и едва ли не главное внимание сосредоточил на проблеме спорных месторождений, предлагая при их разработке использовать принцип 50 на 50, когда вторая из претендующих на залежи нефти стран компенсирует половину затрат соседнему государству, которое раньше занялось разработкой и добычей углеводородов со дна Каспия. Кроме того, Виктор Иванович выдвинул идею создания центра стратегического развития Каспийского моря, задачами которого, по мнению российской стороны, должны стать мониторинг ситуации и выработка предложений для глав государств. Разместить центр Виктор Калюжный решил в Баку.
Озвучив эти предложения в столице Азербайджана, новоиспеченный замминистра иностранных дел РФ, будь его дипломатический опыт побогаче, мог бы уже и не лететь в Ашхабад, ибо реакция президента Туркмении Сапармурата Ниязова не могла не быть отрицательной уже по определению. Да и как иначе, если туркменское руководство начиная с 1996 года пытается добиться от Азербайджана признания того, что он не имеет единоличных прав на разрабатываемые им месторождения Чираг и Азери. Первое из них частично, а второе полностью, согласно доказательствам Ашхабада, принадлежат Туркмении. Однако на западном берегу, игнорируя аргументы соседей, давно уже преспокойно качают "черное золото", не собираясь им ни с кем делиться. Более того, Баку пытался "прибрать" к своим рукам и месторождение Сердар (в азербайджанском варианте Кяпаз), на целых 80 км расположенное ближе к туркменскому, нежели к западному берегу. Лишь вмешательство первого президента РФ Бориса Ельцина не позволило состояться российско-азербайджанскому соглашению по Сердару-Кяпазу. Сегодня правительство Туркмении, которое, как известно, объявило о том, что готовит документы для подачи в международный арбитражный суд по поводу принадлежности Чирага и Азери, считает инцидент с Сердаром-Кяпазом исчерпанным. По некоторым данным, во время последних встреч Ниязова с Алиевым азербайджанский президент твердо заявил об отсутствии претензий со стороны Баку на это месторождение. По информации "НГ", полученной из осведомленного источника в правительстве Туркмении, Ашхабадом уже решены все необходимые формальности относительно начала разработок на Сердаре, куда будет привлечена либо иранская, либо одна из известных мировых нефтедобывающих компаний. Собеседник "НГ" подчеркнул, что главное значение в правительстве сейчас придают вопросу проведения срединной линии между Туркменией и Азербайджаном, но, по мнению Ашхабада, "позиция Баку далека от реальностей". Основываясь на своем опыте общения с официальным Баку, в Ашхабаде не сомневаются, что и положительная реакция Гейдара Алиева на те же предложения Виктора Калюжного о принципе 50 на 50 - не более чем очередной элемент большой политической игры вокруг каспийской нефти.
Еще более удивило туркменское руководство прозвучавшее в Баку предложение Калюжного о создании некой единой платформы каспийских стран СНГ по вопросам будущего статуса моря. Ашхабад увидел в этой инициативе, которая позже, правда, была оперативно дезавуирована российской стороной, ущемление позиций своей и Ирана. И хотя спецпредставитель президента РФ попытался придать своим предложениям более конструктивный характер, в Туркмении и Иране его ждал прохладный прием. А последовавшая сразу после его отлета из Тегерана поездка в Ашхабад замминистра иностранных дел ИРИ Мортеза Сармади и его переговоры с Сапармуратом Ниязовым подтвердили, что два южных государства Каспия выступили с единой позицией. Туркмения и Иран считают, что прежде чем решать пусть и очень важные, но все же второстепенные вопросы, необходимо определиться с главным, а именно - выработать согласованный "пятеркой" новый статус моря, провести на водоеме разграничение. Следует напомнить, что туркменский лидер уже давно говорит о том, что проблему международно-правового статуса Каспия необходимо вынести на обсуждение специального саммита глав прибрежных государств, что усилиями экспертов накопившиеся противоречия снять уже невозможно. Сегодня, похоже, эти слова услышаны и в Москве, во всяком случае представители МИД РФ заявляют о возможности проведения "каспийского саммита" на высшем уровне. Тема каспийского урегулирования в ближайшее время будет одной из главных во время визита в Ашхабад иранского президента Мохаммада Хатами, причем уже готовятся к подписанию документы, где будут определены позиции Ирана и Туркменистана по формированию нового международно-правового статуса моря, отражены принципиальные подходы Ашхабада и Тегерана к проблемам использования минеральных и биологических ресурсов Каспия, к определению методики разграничения между всеми сопредельными странами. Обе стороны не скрывают, что "будет выработана программа согласованных мер, которые будут предприняты Ашхабадом и Тегераном, чтобы обеспечить эффективность двусторонних действий правового, политического, экономического и иного характера в вопросах, связанных с Каспийским морем". Известно, что в готовящихся совместных туркмено-иранских документах по проблемам водоема предполагается провозгласить отказ от практики дискриминации какой бы то ни было из прикаспийских стран на двусторонней или коллективной основе. Впрочем, судя по всему, Туркмения и Иран готовы откликнуться на новые российские предложения относительно статуса Каспия, если таковые последуют. Как заметил на днях журналистам спецпредставитель президента Туркмении по вопросам Каспия Борис Шихмурадов, "Ашхабад и Тегеран надеются на то, что во всех прикаспийских странах все-таки возобладают прагматизм, реализм и ответственность за то, чтобы не просто решить каспийскую проблему любой ценой, а сделать это таким образом, чтобы новый международно-правовой статус Каспия отвечал национальным интересам каждой из прибрежных стран".
*****
В материале "Равноудаление Абрамовича" (автор - Николай Чеховский) речь идет также о визите налоговой полиции в "Сибнефть". Примечательно, пишет автор, что вчерашний визит налоговой полиции последовал спустя несколько дней после неофициальной утечки информации, содержащейся в известной справке Минфина. В этом документе говорилось, что некоторые нефтяные компании в пересчете на тонну продукции платят налогов в несколько раз меньше, чем их коллеги. Рекордсменом в этом отношении стала именно "Сибнефть", чье налоговое бремя оказалось в восемь раз ниже, чем в среднем по отрасли. Представители компании ранее заявили, что в расчеты Минфина вкралась какая-то ошибка: только нефтяной акциз они платят по ставке 61 руб./т, а в справке говорится, что общая сумма налогов составляет 23 руб./т. Тем не менее факты остаются фактами: еще в начале 1999 года среди предприятий нефтяной отрасли "Сибнефть" являлась одним из крупнейших должников в бюджет. Правда, на сегодняшний день эти долги в основном ликвидированы. "Я не вижу никакой связи между сегодняшними действиями и справкой Минфина", - подчеркнул сотрудник пресс-службы "Сибнефти". Вчерашний визит налоговых полицейских в "Сибнефть" может быть истолкован как продолжение процесса "равноудаления" олигархов от власти. После атак силовых органов на "Норильский никель", ЛУКОЙЛ и "АвтоВАЗ" сотрудники ФСНП заявились в компанию, контролируемую близким к Кремлю олигархом Романом Абрамовичем. Выемка документов "Сибнефти" должна, видимо, продемонстрировать, что перед властью все олигархи равны.
*****
"Труд"
В заметке "Чавес едет в Багдад" сообщается, что президент Венесуэлы Уго Чавес отправился в Багдад для встречи с иракским лидером Саддамом Хусейном, несмотря на активные возражения со стороны США. Он - первый зарубежный лидер, посещающий Багдад со времен окончания войны в Персидском заливе в 1991 году. Через два месяца в Венесуэле пройдет саммит стран -экспортеров нефти, входящих в ОПЕК, и как будущий хозяин встречи президент объезжает все государства-члены организации. США, которые выступают за международную изоляцию Ирака, заявили, что лидеру демократической страны не подобает встречаться с "диктатором". Представитель Венесуэлы охарактеризовал точку зрения США как абсурдную. "Венесуэла - суверенная страна и принимает решения вполне самостоятельно", - заявил Чавес. В Багдаде считают, что визит президента Венесуэлы "станет пощечиной Соединенным Штатам".
*****
Газета публикует статью, посвященную руководителю "Межрегионгаза" Валентину Никишину (подробно см. в рубрике "Персоналии")
*****
В заметке "Исчез нефтяной магнат" (автор - Юрий Строганов) сообщается, что внимание литовских СМИ недавно привлекло таинственное исчезновение бывшего генерального директора литовского нефтеконцерна "Мажейкю нафта" Гедиминаса Кесуса с сыном Вальдасом и водителем. В одном из вильнюсских районов удалось найти лишь джип "Мерседес-Бенц", принадлежащий магнату. Следов насилия не обнаружено. Интерпол объявил розыск. Возможно, это случайное совпадение: Г.Кесус пропал практически одновременно с повышением внимания Генеральной прокуратуры России к ЛУКОЙЛу и некоторым действиям этого концерна, связанным с экспортом нефти. В период правления Г.Кесуса ЛУКОЙЛ активно работал с литовским нефтяным концерном. Казалось, ничто не предвещало неприятностей бывшему шефу "Мажейкю нафты". Нефтяной магнат, 45-летний житель города Мажейкяя, приехал в Вильнюс, чтобы встретить сына, прилетевшего с учебы из Великобритании. И по пути из аэропорта исчез. Несмотря на то, что Г.Кесус не так давно покинул пост генерального директора литовского нефтеконцерна, молва приписывала ему огромные богатства. Дело в том, что у нефтяного магната были большие заработки и он слывет опытным бизнесменом. После ухода с предприятия стал заниматься вместе с женой другим бизнесом. В центре Мажейкяя построил почти за 250 тысяч долларов центр услуг с магазином, химчисткой, кафе, пивбаром. Одним из партнеров стала жена бывшего коллеги Г.Кесуса по нефтеконцерну, человека, руководившего поставками сырья и производством на "Мажейкю нафте". Любопытно, что он в отличие от своего бывшего директора не оставил нефтяной бизнес, хотя тоже ушел с предприятия: по сведениям печати, руководит нефтеперерабатывающим заводом в Болгарии, якобы приобретенным ЛУКОЙЛом. Кто знает: возможно, Г.Кесус через него тоже каким-то образом оставался связан с нефтяным бизнесом? И что самое интересное: Г.Кесус подал в отставку, когда выяснилось, что Литва предпочла в качестве стратегического партнера в развитии нефтяного концерна не российский ЛУКОЙЛ, а американскую компанию "Вильямс Интернешнл". Ради нее был даже принят специальный закон, позволивший передать американцам уп равление нефтяным концерном республики. Сразу после этого Литва стала испытывать серьезный дефицит нефти. Ритмичность поставок топлива, которую обеспечивал ЛУКОЙЛ, была нарушена. После внедрения американцев в нефтяной концерн Литвы состоялись ревизионные проверки и выяснилась пикантная деталь. На ритмично работавшем до их прихода предприятии в прошлом году было списано в убытки 25 миллионов долларов. Часть - еще при Г.Кесусе. Из полицейских структур просочились сведения об одной из версий пропажи нефтяного магната: будто бы он сам устроил это исчезновение, чтобы не отвечать на вопросы дотошных следователей о причинах убытков. Все же основная версия - похищение Г.Кесуса и сына с целью выкупа. По мнению литовских экспертов, нефтяного магната могла похитить международная группировка, специализирующаяся на подобных делах.
*****
В материале "Формула успеха рязанских нефтепереработчиков" (автор - Елизавета Прозорова) сообщается, что есть предприятия, где при грамотном руководстве, верной экономической стратегии и оптимальном планировании удалось добиться значительных успехов. Примером тому может служить одно из крупнейших предприятий Центральной России - Рязанский нефтеперерабатывающий завод (РНПЗ). "Нефтяная" тема привлекает сейчас повышенное внимание массовой информации. Комментарии, интервью и прогнозы по вопросам топливно-энергетического комплекса постоянно находят свое отражение на газетных страницах и в телепередачах. Но если говорить об успешной работе одного, конкретного завода, то сухие цифры подчас оказываются красноречивее пространных рассуждений. Судите сами. За первое полугодие 2000 года на Рязанском НПЗ переработано более 5 миллионов тонн нефти. На сегодняшний день это - третий показатель по России. Среднемесячный объем переработки нефти на РНПЗ приближается к 1 млн. тонн. Производство высококачественного бензина марки Аи-95 всего за один год возросло более чем вдвое и составило за шесть месяцев этого года 55 тысяч тонн. За тот же период завод выработал 1 млн. 468 тыс. тонн дизельного топлива, ассортимент которого значительно расширился, в том числе и за счет зимних марок. Прирост производства масел к уровню прошлого года составил 36,7 процента. Всего за шесть месяцев 2000 года на РНПЗ произведено 99 тысяч тонн масел. В рамках совместного предприятия "ТНК - Тексако" организован выпуск фасованного масла в канистрах оригинальной формы с использованием современных способов защиты от фальсификаторов. Конечно, удачное географическое положение завода, его близость к столичному региону являются весьма благоприятным фактором для роста производства. Но секрет успеха рязанских нефтепереработчиков не только в этом. Без современных технологий на динамично развивающемся топливном рынке сегодня делать нечего. Так, впервые в стране на РНПЗ была внедрена технологическая схема изомеризации легких бензинов с использованием принципиально новых катализаторов, разработанных российскими учеными. В результате качество товарного бензина значительно улучшилось, октановое число возросло на 10-12 пунктов, а вредных примесей стало меньше.
Кроме того, специалистами РНПЗ и "Тюменской нефтяной компании" разработана программа модернизации установок гидроочистки дизельного топлива. Не секрет, что именно дизели вносят наибольший вклад в загрязнение воздуха, особенно в крупных городах. Рязанцы пошли на немалые затраты: установили дополнительные реакторы, заменили часть оборудования, оптимизировали условия работы катализатора. В итоге завод начал выпускать дизельное топливо с улучшенными экологическими характеристиками (содержание серы - менее 0,034 процента, что соответствует мировым стандартам по уровню качества). Первая партия нового продукта успешно произведена в феврале текущего года. Дальнейшая реконструкция позволит заводчанам уже с первого квартала 2001 г. выпускать весь объем дизтоплива в соответствии с европейскими спецификациями, предусматривающими очень жесткие экологические требования. Таким образом, наращивание производства продукции на Рязанском НПЗ органично сочетается с учетом интересов охраны окружающей среды. Конечно, рост числа автомобилей в нашей стране - это объективный фактор, от которого никуда не денешься. Но переход на производство и потребление высококачественного моторного топлива позволяет надеяться, что воздух российских городов станет хоть немного чище.
 
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены