4 августа 2000 г.
Обзор прессы
04.08.00
"Время МН"
В материале "Азербайджан наращивает нефтедобычу" (автор - Владимир Мишин) сообщается, что Азербайджанская международная операционная компания (АМОК), осваивающая углеводородные месторождения Азери, Чираг и глубоководную часть месторождения Гюнешли на шельфе Каспия с извлекаемыми запасами нефти в 640 млн тонн, намерена завершить к концу года монтаж более мощного оборудования на "Чираге-1". Это пока единственная морская стационарная нефтедобывающая платформа (МСНП), с которой добывается нефть в азербайджанской части каспийского шельфа. После модернизации c "Чирага-1" можно будет бурить наклонно направленные скважины с рекордным для Каспия отклонением от вертикали в 5500-6000 метров. Это позволит поднять уровень ежесуточной нефтедобычи с нынешних 100 тыс. до 130 тыс. баррелей. Для обеспечения транспортировки нефти с "Чирага-1" на берег планируется увеличить рабочее давление в подводном 178-километровом нефтепроводе, соединяющем МСНП с Сангачальским нефтеналивным терминалом. Аналогичным образом должна быть увеличена и пропускная способность 830-километрового нефтепровода Баку - Супса (Грузия). Иными словами, на действующих насосно-компрессорных станциях западного маршрута должны быть наращены мощности технологического оборудования, увеличивающие пропускную способность магистрали на 20 проц., то есть с нынешних 5 млн до 6 млн тонн в год. Таким образом, если в конце 2001 года "Чираг-1" действительно выйдет на добычу 6,5 млн тонн нефти в год, то 0,5 млн тонн контрактной нефти АМОК, "не поместившиеся" в трубу Баку - Супса, могут достаться и нефтепроводу Баку - Новороссийск. На реализацию этих задач АМОК в 2000 году выделила 225 млн долларов. Всего же бюджет АМОК на 2000 год (капитальные и текущие затраты) оценивается в 328 млн долларов.
*****
"Время новостей"
В материале "А газ и ныне там" (автор - Андрей Денисов) сообщается, что делегация российских правительственных экспертов вчера вернулась из Киева после очередного раунда переговоров об урегулировании украинских долгов за газ. О каком-либо результате говорить не приходится -- диалог шел на фоне заметного похолодания в отношениях главных переговорщиков, вызванного резкой активизацией дипломатической активности Киева. В отсутствие Виктора Христенко, отказавшегося ехать в Киев, российскую делегацию возглавлял один из сотрудников секретариата Михаила Касьянова. За последние недели Украина предприняла попытки избавиться от "энергетической зависимости" от России сразу по двум направлениям -- польскому и туркменскому. Причем если в Ашхабаде вице-премьер украинского правительства Юлия Тимошенко договаривалась о покупке туркменского газа, что при удачном завершении сделки действительно избавило бы Украину от российской зависимости, то, уговаривая Польшу отказать России в строительстве "обходного" газопровода, Киев как раз старается эту зависимость сохранить. Этот парадокс, по всей видимости, отражает отсутствие четкой позиции в украинском руководстве по отношению к российскому газу. Одна часть высших госчиновников -- ее представляет, в частности, председатель Совета национальной безопасности Евгений Марчук -- считает, что сотрудничество с Россией в газовой сфере неизбежно. Другая -- представленная премьером Виктором Ющенко и его замом по ТЭКу Юлией Тимошенко -- всеми силами стремится развернуть газовые "реки". Сейчас все зависит от того, чью сторону займет Леонид Кучма. На Украине ждут, что в скором времени президент, как и обещал, посетит Ашхабад и лично обсудит с Туркменбаши перспективы поставок на Украину туркменского газа. Правда, вчера в администрации г-на Кучмы газете "Время новостей" заявили, что сроки визита пока неизвестны. В России же тем временем ждут реальных предложений от Киева о погашении долга за газ в объеме почти 1,5 млрд долларов. В начале этой недели украинский премьер Виктор Ющенко заявил, что в качестве вариантов рассматриваются возможность передачи России в концессию части газопроводной системы Украины, а также передача бомбардировщиков Ту-95МС, ракетоносцев Ту-160 и других видов авиатехники. По сведениям из российских источников, эти предложения были сделаны украинской стороной в самом общем виде и практически не обсуждались.
*****
В материале "Славнефть" по-новому метет" (автор - Николай Горелов) сообщается, что Ярославский нефтеперерабатывающий завод имени Менделеева, входящий в структуру компании "Славнефть", до конца этого года имеет шанс выбраться из кризиса. Об этом объявил президент "Славнефти" Михаил Гуцериев. Его компания уже выделила на реконструкцию завода 15 млн долл., которые будут направлены на модернизацию производства масел. Кризис менделеевского завода нынешний менеджмент "Славнефти" связывает с деятельностью прежнего руководства НПЗ. Так, бывший финансовый директор завода Александр Прядунов в настоящий момент дожидается суда в следственном изоляторе, а начальники коммерческого отдела Александр Лыгин и финансового Дмитрий Трофимов также фигурируют в уголовных делах по фактам хищения. Как рассказал корреспонденту газеты "Время новостей" вице-президент "Славнефти" Николай Дюрик, вышеназванные лица в конце прошлого года перевели 9 млн руб. в Пенсионный фонд через проблемные банки, в результате чего деньги до адресата не дошли и НПЗ понес убытки. Напомним, что конец 1999 года для холдинга "Славнефть" был по сути переломным: прежний менеджмент уже объявил о своей отставке, а новый еще не был избран. В этой ситуации, полагает г-н Дюрик, достаточного контроля за деятельностью руководителей менделеевского завода просто не было. Новый же менеджмент получил завод, как выразился Михаил Гуцериев, в "таком безобразном состоянии, что сейчас директор в отчете докладывает о латании дыр в заборе!" Со следующей недели, по словам г-на Гуцериева, ситуация на НПЗ должна быть переломлена. "Мертвая" дебиторская задолженность, которая сейчас составляет 50 млн руб., по указанию президента "Славнефти" до конца года должна быть ликвидирована. "Это наверняка было по сговору, настоящее же воровство!", -- возмущался он. В связи с этим без предоплаты продукция НПЗ теперь отпускаться не будет. Чтобы предотвратить воровство, г-н Гуцериев распорядился "создать самую лучшую в Ярославской области систему секьюрити", для этого выделяется 7,5 млн руб. И только после того, как все будет охраняться на высшем уровне, начнется модернизация производства. Результатом, по словам главного исполнительного директора менделеевского завода Михаила Чуркина, должно стать производство 120 тыс. т масел в год, около 100 тыс. т реактивного топлива JT-1 и пока еще не рассчитанный объем ракетного топлива для ракеты-носителя "Протон" (все зависит от того, как часто их будут запускать). Нефть же для переработки -- 25--30 тыс. т в месяц -- будет поставляться из Краснодара, так как завод изначально был спроектирован именно под кубанские и казахстанские смеси.
*****
В материале "Нефтяникам в Нигерии тяжело" (автор - Игорь Тарутин) сообщается, что международная нефтедобывающая корпорация Shell объявила вчера, что достигнута принципиальная договоренность об освобождении 165 сотрудников компании, захваченных экстремистами в Нигерии. Среди них 145 нигерийцев и 20 иностранцев, в числе которых граждане США, Великобритании, Австралии и Ливана. Инцидент произошел в среду на месторождениях в дельте реки Нигер к северо-западу от города Порт-Харкорт. Похитителями оказались молодые люди, которые требуют не только денежного выкупа, но и справедливости в распределении рабочих мест компании. Обитатели тех районов, где ведется нефтедобыча, утверждают, что им не достаются даже крохи от миллиардных доходов. Это стало причиной постоянных конфликтов между аборигенами и транснациональными фирмами. Shell -- крупнейшая из них, на ее долю приходится примерно половина из 2 млн баррелей нефти, ежедневно выкачиваемых из недр Нигерии (страна занимает 10-е место в мире по добыче нефти). Экспорт жидкого топлива обеспечивает свыше 90% валютных поступлений в национальную казну. Однако дельта реки Нигер, основной источник нефтяных богатств, остается одним из самых отсталых регионов страны. В последние годы здесь то и дело происходят вспышки насилия с многочисленными жертвами. Для наведения порядка правительство привлекает армию, так как полиция не в состоянии навести порядок. Страшными трагедиями оборачивается местный воровской промысел -- трубопроводы варварски вскрываются для добычи нефтепродуктов, при этом достаточно искры, чтобы вспыхнул пожар. В 1998 году в огне заживо сгорели 1000 человек. В прошедшем июле взрыв унес 250 жизней.
*****
"Сегодня"
В материале "Альянс" засудил "Сиданко" (автор - Милана Давыдова) сообщается, что служба судебных приставов Центрального административного округа Москвы в среду вынесла решение о возбуждении исполнительного производства в отношении нефтяной компании "Сиданко". Таким образом, борьба между "Группой "Альянс", являющейся одним из кредиторов дочернего предприятия "Сиданко" - ОАО "Варьеганнефтегаз" (ВНГ), и НК "Сиданко" вступила в новую, судебную стадию. Напомним, что в начале недели Советский районный суд Владикавказа вынес определение о запрете "Сиданко" осуществлять обязательства третьих лиц перед кредиторами ВНГ. Такое решение было принято в качестве обеспечения иска одного из кредиторов "Сиданко" (компания сама находится под процедурой банкротства), требующего погашения долгов. Суд посчитал, что оплата "Сиданко" долгов ВНГ может привести к тому, что "Сиданко" не расплатится со своими кредиторами. В "Сиданко" считают, что юристы "Альянса" просчитались. Как заявил "Сегодня" пресс-секретарь "Сиданко" Денис Давыдов, компания погасила долг ВНГ перед кредиторами общества пятой очереди в качестве третьего лица (что, собственно, и запрещает ей решение Владикавказского суда) еще 10 июля текущего года, а судебное решение о запрете выплат было принято гораздо позже. Что касается расчетов ВНГ с бюджетом, которые были совершены 1 августа 2000 г. (уже после того, как суд вынес свое решение), то компания их осуществляла самостоятельно, на средства, которые были ей предоставлены НК "Сиданко". "С юридической точки зрения НК "Сиданко" не совершала данных выплат", - заявил Денис Давыдов. В пресс-службе "Группы "Альянс" "Сегодня" убеждали, что "любые действия "Сиданко" по выплате долгов являются незаконными". Понять, чьи юристы более подкованны, весьма сложно. Очевидно, что компания, выплачивая долги "Варьеганнефтегазу", пытается таким образом усилить на нее свое влияние. Нежелание "Альянса" сдавать свои позиции тоже объяснимы: ВНГ является для нее стратегически важным объектом.
*****
В материале "В ТНК ожидается пополнение" (автор - Милана Давыдова) сообщается, что явное нежелание государства выставлять госсобственность на торги заставляет нефтяников искать другие способы применения своим экспортным доходам. Главный способ здесь - укрупнение владений. И, как показывает опыт, фактор экономической целесообразности порой перевешивает проблемы межличностных взаимоотношений владельцев компаний, в конце концов заставляя их садиться за стол переговоров. Одним из таких примеров может стать объединение активов Тюменской нефтяной компании (ТНК) и НК "Сиданко". На недавней пресс-конференции управляющий директор Альфа-банка (совладелец ТНК) Алекс Кнастер заявил, что между акционерами ТНК и "Сиданко" на сегодняшний день уже достигнуты предварительные договоренности об обмене активов "Черногорнефти" на 25% акций "Сиданко". Как сообщил Кнастер, параллельно компании ведут переговоры об учреждении совместного предприятия для освоения Самотлорского месторождения. Глава группы "Интеррос" Владимир Потанин фактически уже высказался в пользу подобного объединения. По его словам, если сделка будет признана экономически оправданной, то "Интеррос" не будет ее блокировать. Пресс-секретарь "Сиданко" Денис Давыдов заявил "Сегодня", что "при согласии всех акционеров слияние бывших врагов - ТНК и "Сиданко" вполне реально". Главным препятствием на пути к объединению является позиция западного акционера "Сиданко" - компании "Бритиш петролеум - Амоко".
"Бритиш петролеум", "вложившись" в "Сиданко" два года назад, буквально перехватила бизнес компании. Купив за 600 млн долл. 10-процентный пакет акций "Сиданко", англо-американская корпорация уже год фактически руководит ее товарными и финансовыми потоками. По некоторым данным, доля "Бритиш петролеум - Амоко" в "Сиданко" за это время выросла до 30%, причем компания особо не церемонилась с нефтедобывающими дочками - неплатежи холдинга за нефть сильно выросли. Эта тактика вполне себя оправдала: несмотря на фактическое банкротство дочек, англо-американская компания осталась при своих акциях без потерь. До последнего времени главную опасность для действий "Би Пи" представляла ТНК, пытавшаяся путем скупки дочерних предприятий "подмять" под себя "Сиданко". Их противостояние закончилась в конце прошлого года договоренностью о возвращении в состав "Сиданко" ее же дочернего предприятия - "Черногорнефти" в обмен на получение ТНК 25% акций уставного капитала "Сиданко". До последнего времени этот "мир" выглядел очень шатко. Но сейчас ситуация изменилась. "После того как несколько месяцев назад "Бритиш петролеум" купила нефтяную компанию АРКО, которой принадлежат 12% ЛУКОЙЛа, у нее появился отличный шанс красиво уйти из "Сиданко", - заявил "Сегодня" аналитик инвестиционной компании АТОН Стивен Дашевский. - Сейчас в "Бритиш петролеум" идет пересмотр российских проектов, и, вероятнее всего, им придется отказаться от сиданковского, сохранив при этом свое лицо. Партнерство с ТНК приносит "Би Пи" сплошные проблемы". Подобную оценку подтверждает тот факт, что на намеченном на 25 августа внеочередном собрании акционеров "Сиданко" главным вопросом станет увеличение уставного капитала компании путем размещения дополнительной эмиссии акций. Эти акции нужны для вхождения в число учредителей "Сиданко" акционеров ТНК. Об этом компании договорились еще в конце прошлого года. По мнению Дашевского, став акционером, ТНК, скорее всего, сразу попытается выкупить долю "Би ПИ Амоко". "Два злейших врага не уживутся в одной компании. К тому же ТНК настроена на рост и сможет куда целенаправленнее использовать активы "Сиданко", нежели "Би Пи", - считает Дашевский. Эксперт инвестиционной компании "Тройка-Диалог" Иван Мазалов также полагает, что согласованные действия акционеров ТНК в конечном счете приведут к объединению, но случится это не в этом году.
*****
"Независимая газета"
В материале "Цена на нефть начинает расти" (автор - Сергей Правосудов) сообщается, что, по всей видимости, продолжавшееся в течение последнего месяца падение цен на нефть прекратилось. Напомним, что в июле цена на нефть марки Brent упала с 30 до 25 долл. за баррель. Стоимость же российской нефти - Urais снизилась до 22 долл. Во многом это было связано с заявлением министра нефтяной промышленности Саудовской Аравии об одностороннем увеличении добычи нефти на 500 тыс. баррелей в день. Представители других стран ОПЕК выступили против такой политики одного из своих членов. Однако это не остановило Саудовскую Аравию, и, по некоторым сведениям, она увеличила добычу на 250 тыс. баррелей в день. Ни для кого не является секретом, что Саудовская Аравия находится в теплых отношениях с США, и поэтому нет ничего удивительного в том, что именно эта арабская страна первой откликнулась на просьбу американцев увеличить добычу для уменьшения цены на нефть. Снижение цен на нефть вызвало в России множество разговоров о скором прекращении экономического роста. Однако теперь ситуация несколько улучшилась. Цена на нефть начала расти уже во вторник, когда стало известно о повышении стоимости бензина в США, вызванном информацией о приостановке 31 июля работы одной из установок каталитического крекинга на НПЗ компании "Бритиш Петролеум" в Техасе. Еще одним поводом для повышения цен на нефть стала публикация статистического еженедельного доклада Американского института нефти. Вопреки прогнозам и ожиданиям, в Соединенных Штатах по итогам прошлой недели запасы сырой нефти, бензина, а также иных нефтепродуктов, за исключением дизельного топлива, понизились. Причем уменьшение запасов стало не просто неожиданным, но и рекордным. По состоянию на 28 июля запасы сырой нефти по сравнению с 21 июля сократились на 9,002 млн. баррелей (прогнозировался рост на 0,3-0,7 млн. баррелей) и достигли 284,746 млн. баррелей. Запасы бензина понизились на 1,068 млн. баррелей. Информационное агентство АК&М приводит заявление одного из нефтяных трейдеров: "Цифры, приведенные в обзоре API, оказались неожиданными для аналитиков; конечно, все прогнозировали уменьшение объемов нефтепродуктов в американских нефтехранилищах, но мало кто рассчитывал, что темпы этого процесса окажутся столь значительными". По мнению большинства трейдеров, спрос на нефть в итоге может значительно возрасти, причем, как и в предыдущие месяцы, основными покупателями будут выступать американские компании, страдающие от дефицита нефтепродуктов на биржах США. Вместе с тем, по мнению специалистов, огромную роль могут в ближайшее время сыграть заявления и действия стран - членов ОПЕК. Напомним, что в сентябре ОПЕК должна принять решение об увеличении объемов добычи и экспорта нефти. Сегодня представители Венесуэлы уже заявили об увеличении мощности своей нефтедобывающей промышленности в этом году на 8,6% - до 3,8 млн. баррелей в день.
*****
"Известия"
В материале "Самое Черное в мире" (автор - Игорь Иванов) сообщается, что глава компании "Роснефть" Сергей Богданчиков заявил в Краснодаре о готовности начать разработку месторождений на шельфе Черного моря и в лиманной части Азовского. Если местная администрация проявит заинтересованность, добыча нефти в крае может увеличиться в 4 раза - с 1,5 млн тонн до 6 млн. Оказывается, нефть есть и на шельфе Черного моря. Собственно говоря, эти месторождения были открыты еще лет 10 назад. Однако сведения о них были полусекретными - нефтяники старались не разглашать их. Данные сейсморазведки подтверждают наличие сотен миллионов тонн нефти на Славянско-Темрюкcком участке (лиманы Азовского моря), в структуре Паласса (в районе российско-украинской морской границы), а также на шельфе Геленджика. Впрочем, пока не экологи являются главным препятствием для начала разработки черноморских месторождений. Дело в том, что компания "Роснефть" практически утеряла контроль над своими подразделениями, находящимися на территории Краснодарского края. Сейчас госкомпания контролирует лишь сбытовые подразделения (более 150 АЗС) и Туапсинский НПЗ, который в 1998 году удалось спасти от банкротства. "Краснодарнефтеоргсинтез" не контролируется "Роснефтью" - на нем введено внешнее управление. С Краснодарской нефтебазой ситуация еще сложней. База практически продана. По данным "Роснефти", покупателем выступают структуры, близкие к компаниям "Атлас" и "Югнефтепродукт", патронируемые депутатом Госдумы Иосифом Кобзоном.
С добывающим предприятием (которому, кстати, и принадлежат лицензии на разработку морских месторождений) все тоже непросто. "Краснодарнефтегаз" три года не выплачивал дивиденды, в результате чего в соответствии с законом "Об акционерных обществах" привилегированные акции компании были конвертированы в голосующие. Соответственно пакет акций "Роснефти" в 38% перестал быть контрольным. Говорят, что финансовым консультантом этой сделки выступал известный "стервятник" Кеннет Дарт, который имеет в АО свои интересы в размере нескольких процентов. Реально компания контролируется блоком из администрации края и компанией "Пак-инвест", в свое время попытавшейся "умыкнуть" "Пурнефтегаз" - еще одно добывающее предприятие "Роснефти". Сообщение Сергея Богданчикова о готовности материнской компании вложить средства в разработку месторождений на Черном и Азовском морях является частью кампании по переманиванию на свою сторону администрации края, так сказать "пряником". "Кнут" "Роснефть" уже опробовала, срезав экспортные квоты Краснодара на этот год с 80% до 30%.
*****
"Век", еженедельник
В материале "Политическая труба" (автор - Каха Кахиани) сообщается, что глав четырех субъектов РФ, министра энергетики и генерального директора "Каспийского трубопроводного консорциума" (КТК) собрал в одном месте - в Новороссийске - довольно серьезный инвестиционный проект. Речь идет о строительстве системы КТК - нефтепровода, который соединит Тенгизское месторождение в Западном Казахстане с терминалом на российском побережье Черного моря. Сейчас многие трудности этого крупнейшего проекта остались позади: противоречия среди акционеров благополучно разрешены, экологи получили гарантии безопасности строительства и эксплуатации трубопровода и нефтеналивного терминала. Строительство идет полным ходом, через год первый танкер с нефтью должен отойти от нового порта в Южной Озерейке. Но все же нельзя окончательно сказать, что будущее КТК безоблачно. Изначально предполагалось, что оператором эксплуатации трубопровода станет государственная компания "Транснефть". В момент реструктуризации КТК в декабре 1996 года государства-учредители - Россия, Казахстан и Оман - были вынуждены передать половину акций консорциума частным нефтедобывающим компаниям в обмен на гарантии прокачки нефти и финансирование строительства трубопроводной системы. "Транснефть", с 1992 года выступавшая одним из инициаторов проекта, осталась тогда без акций (как компания, собственную нефть не добывающая), но получила обещание от акционеров стать оператором эксплуатации всей системы - и российского, и казахстанского участков. Это снимало многие проблемы. Однако теперь от былой договоренности не осталось и следа. "Мы вели с "Транснефтью" переговоры по вопросам эксплуатации трубопровода, но не пришли к согласию", - объявил в Новороссийске генеральный директор КТК Виктор Федотов. В связи с этим становятся актуальными вопросы: захочет ли теперь "Транснефть" иметь в лице КТК конкурента, уживутся ли они вместе и не будет ли в будущем "Транснефть" вставлять палки в колеса КТК?
Другой, еще не до конца ясный вопрос - отношения КТК с губернаторами. Николай Кондратенко, губернатор Краснодарского края, заявил "Парламентской газете", что приостановит строительство трубопровода, если Центр не разрешит энергетический кризис в крае (РАО "ЕЭС России" начало отключать неплательщиков). Конечно же, Кондратенко не намерен приостанавливать строительство трубопровода ("За нами интересы пяти миллионов человек, налоговая база, занятость людей - значит, трубопровод строить надо", - признался он "Веку"), но карта КТК в отношениях с центральной властью может стать козырной. Губернаторов Ставропольского края Александра Черногорова и Астраханской области Анатолия Гужвина волнует вопрос о том, можно ли прокачивать нефть через систему КТК. Но квоты на прокачку нефти уже давно распределены среди акционеров. "По поводу выделения квот обращайтесь к федеральному руководству", - переадресовал губернаторов генеральный директор КТК. Кирсана Илюмжинова, президента Республики Калмыкия, волнует другая проблема: "Федеральный Центр хочет снова обойти субъектов РФ и местное население, забрав плату за транзит нефти себе, а потом хочет, чтобы мы приезжали за деньгами в Москву. С этим надо бороться".
*****
"Зеркало" (Азербайджан)
В заметке "Завершена работа над моделью нефтяного фонда Азербайджана" со ссылкой на агентство "Тренд" сообщается, что British Know Нow Fund завершил работу над моделью Нефтяного фонда (НФА) и представил ее правительству Азербайджана. Как сообщил представитель фонда, экономический советник группы макроэкономической политики Джейкоб Нелл, предложения группы основаны на идее постоянного дохода, то есть на определении того, сколько можно денег использовать из нефтяного богатства без уменьшения его стоимости. Группа разработала модель экономики Азербайджана, которая позволяет правительству страны составлять прогнозы и использовать их при подготовке бюджета. Она предполагает два направления прогнозирования бюджета с учетом определения суммы доходов и дефицита бюджета. Указанная модель направлена на достижение макроэкономической стабильности, проведение приватизации, то есть на решение системных вопросов. В группе, возглавляемой заместителем министра финансов АР Гейдаром Асадовым, работают шесть человек из различных отделов этого министерства, в том числе бюджетного, внешнеэкономических связей, казначейства. Чтобы определить расходы, необходимо установить приемлемый уровень дефицита, который составляет сейчас 2,6%, и со стороны группы было предложено постепенно снижать эту цифру по мере того как Азербайджан приближается ко времени "большой нефти", когда правительство должно иметь профицит. Однако в этом случае существует опасность "голландского синдрома", когда обменный курс, денежная масса увеличиваются за счет притока из нефтяного сектора, что делает неконкурентоспособным ненефтяной сектор, и тогда возникает опасность, что появится мононаправленная экономика из-за стагнации в других отраслях. Таким образом, предлагаемая модель НФА - вкладывать средства от нефтеэкспорта в иностранные активы, а полученный доход от этого использовать, что не будет уменьшать нефтяное богатство. Кроме того, что, по мнению Дж.Нелла, это необходимо делать в обход экономики во избежание "голландского синдрома". Государству нужно создать механизм идентификации проектов и следить за использованием средств. То есть необходимо выработать механизм определения качественности проектов, а также установить ряд критериев, которые должны быть выполнены для получения средств из Нефтяного фонда. При этом было бы желательно, чтобы фонд финансировал не весь объем проекта, а лишь 30-40%, подчеркивает Дж.Нелл. Со временем, по его мнению, можно постепенно увеличивать объем средств Нефтяного фонда, вкладываемых в экономику, но на первом этапе необходимо вложение в иностранные активы, чтобы не повышать обменного курса, увеличения денежной массы и т.д. Отметим, что фонд создан в 1990 году для поддержки экономики Восточной Европы и стран СНГ в переходный период.
*****
В заметке "Самая крупная "рыба" (автор - Фуад) сообщается, что как явствует из сообщения АМОК, за период с 1995-го по июль 2000 года, компания осуществила налоговые выплаты в госбюджет Азербайджана в размере 100 млн. долларов США. Причем эти выплаты включают следующие виды сборов - налоги иностранных и местных сотрудников, выплаты в Пенсионный фонд и Фонд занятости, налоги с физических лиц и иностранных субподрядчиков. По этому, своего рода юбилейному событию, менеджер компании по налогам Фархат Шейх заявил, что АМОК очень рада получить подтверждение от Министерства по налогам относительно того, что АМОК является самым крупным иностранным налогоплательщиком в Азербайджане. Согласно контракту по разработке месторождений "Азери", "Чыраг" и "Гюнешли", АМОК будет и впредь продолжать обеспечивать своевременную выплату налогов. За январь-июль компания выплатила в бюджет в виде налогов свыше 22 млн. 500 тыс. долларов. В настоящее время акционерами АМОК являются компании Вp-Amoco - оператор, "Unokal", "Statoil", "Exxon", TPAO, "Pennzoyl", "Itochu", "Ramco", "Delta Oil" и "Amerada Hess", которые ежесуточно добывают 110 тыс. баррелей нефти из платформы "Чыраг".
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены