1 августа 2000 г.
Обзор прессы
01.08.00
"Время МН"
В материале "Роснефть" прирастает Сахалином" (автор - Михаил Классон) сообщается, что на прошедшей неделе дочернее предприятие "Роснефти" - "Сахалинморнефтегаз" начало бурить первую разведочную скважину на Астрахановской морской структуре, разрабатываемой в рамках проекта "Сахалин-4". Партнером "Роснефти" в "Сахалине-4" была американская компания "Арко", но она в начале года вышла из него. Расчетливые американцы решили, что у проекта мало шансов попасть в список месторождений, разрабатываемых на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). Однако "Роснефть" уже в состоянии (после того как ее финансовое положение значительно улучшилось) в одиночку начать реализацию замороженного с 1997 г. проекта. Тем более что возникла угроза отзыва лицензии на геологоразведку Астрахановской структуры. Поэтому нефтяники срочно перебазировали плавучую буровую установку "Оха" на северо-запад Сахалина. Кроме того, Астрахановская структура попала-таки в законодательство по СРП. Возможно, поэтому интерес к "Сахалину-4" стала проявлять корпорация "Бритиш петролеум амоко". Однако в "Роснефти" считают, что теперь целесообразно самостоятельно потратиться на оценку перспективности Астрахановской структуры.
Если в ней будут подтверждены значительные запасы углеводородов, тогда долю в проекте удастся продать западным компаниям за значительно большую сумму, чем сейчас. К освоению Астрахановской структуры проявила интерес не только "Би-пи амоко", но и, как сообщил газете "Время МН" вице-президент "Роснефти" Сергей Оганесян, "Петровьетнам". Продолжается сейчас разведочное бурение и в проекте "Сахалин-1", где российские нефтяники имеют долю в 40 процентов. В прошлом году оно было приостановлено из-за ужесточения требований Госкомэкологии РФ. Москва потребовала прекратить сбрасывать отходы бурения в море. Теперь бурение производится с закачкой отходов в пласт, что удорожает проект. Первая нефть у "Сахалина-1" может появиться в 2005 г. А у "Сахалина-4", по-видимому, годом позже. "Роснефть" уже несколько месяцев ведет переговоры с индийской компанией "Оу-эн-джи-си" о продаже ей части своего пакета в "Сахалине-1" и соответствующем финансировании проекта. Недавно на Сахалине побывал президент "Оу-эн-джи-си" Атул Чандра. Он пообещал губернатору области Игорю Фархутдинову инвестировать не менее 1 млрд долл. в нефтегазовые проекты на острове. Дело в том, что Индия импортирует около 60 млн т нефти из арабских стран и Мексики, а через 25 лет импорт возрастет до 350 млн тонн. Поэтому у республики появился интерес и к поставкам сырья из России. Как пояснил Оганесян, сейчас заканчивается подготовка к переговорам "Роснефти" с "Оу-эн-джи-си", которые могут начаться уже в августе. В рамках этой подготовки Чандра подписал соглашение о конфиденциальности информации по "Сахалину-1", и теперь "Роснефть" готовится передать индийской компании геофизические данные (которые стоят не менее миллиона долларов). Часть доли "Роснефти" может быть продана "Оу-эн-джи-си" напрямую или же через создание совместной компании. "Роснефть" готова довольствоваться 20 процентами в "Сахалине-1", то есть половиной от нынешней доли.
*****
"Время новостей"
В материале "Каспийская головоломка" (автор - Аркадий Дубнов) сообщается, что вчера новоиспеченный российский дипломат в ранге замминистра иностранных дел Виктор Калюжный, которого президент Путин пару месяцев назад назначил спецпредставителем по вопросам урегулирования статуса Каспийского моря, вчера впервые прибыл в Тегеран. Это последняя "каспийская" столица, которую он посетил за две недели. До этого в Астане, Баку и Ашхабаде г-н Калюжный выверял российские позиции по каспийской проблеме с руководством Казахстана, Азербайджана и Туркмении. Такая последовательность маршрутов челночной дипломатии спецпредставителя президента не случайна. Именно со "временем по Астане" стрелки "каспийских" часов Москвы сегодня расходятся меньше всего. Подписание 6 июля 1998 года российско-казахстанского "Соглашения о разграничения дна северной части Каспийского моря" дало возможность как минимум двум из пяти прибрежных государств выйти из клинча, в котором оказались отношения между странами региональной "пятерки" после распада СССР. Вместо двух каспийских государств, Советского Союза и Ирана, в одночасье их стало пять. А после обнаружения в середине 90-х годов в акватории Каспия колоссальных месторождений нефти и начала явочного освоения их отдельными государствами -- в первую очередь Азербайджаном -- "каспийские" правила игры, определенные советско-иранскими договорами 1921 и 1940 годов, каждое из государств, поначалу признававшее их юрисдикцию, стало трактовать в собственных интересах.
Попытки Москвы, не всегда, впрочем, последовательные, отстоять идею "общего моря" успехом не увенчались, и в каспийских столицах заговорили о делении Каспия на национальные сектора. Выход из конкурентной нефтяной междоусобицы Москва и Астана предлагают на основе достигнутого между ними в 1998 году компромисса. Осуществляя "суверенные права на недропользование на частях дня, разграничить которые предстоит в соответствии с заключенным тогда соглашением". Это цитата из заявления, подписанного президентами Путиным и Назарбаевым 19 июня этого года. Поверхность моря предлагается сохранить в общем пользовании для свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды. Это российско-казахстанское ноу-хау Виктор Калюжный предлагал в качестве образца решения каспийской головоломки в Баку и Ашхабаде, а вчера привез в Тегеран. Проблема, однако, в том, что для Ирана подобный рецепт малоутешителен, в его прибрежной, самой маленькой среди стран "пятерки" акватории, нефти практически нет. Поэтому Тегеран, отстаивавший принцип "общего моря", оказался после 1998 года в одиночестве и теперь требует поделить Каспий "по-братски", на пять равных частей. Но Баку, Москва и Астана себе в убыток "нарезать" море не готовы. Сочувствует Тегерану лишь Ашхабад.
*****
"Бизнес в России" (приложение к "Российской газете")
В заметке "Воронежский хлеб в нефтяных закромах" (автор - Геннадий Литвинцев) сообщается, что главный вопрос для хлеборобов Воронежской области сегодня - наличие ГСМ. Как отмечает автор, "для уборки зерновых потребуется 65 тысяч тонн дизтоплива и 30 тысяч тонн бензина. Отсутствие запасов ГСМ и наличных средств вынудило областные власти обратиться к займу. На днях областная Дума утвердила предложенный администрацией план товарного кредита у "ЮКОС" на 170 миллионов рублей под гарантии областного бюджета. Председатель правительства области Александр Сысоев убеждал депутатов в выгодности сделки и отсутствии финансового риска: кредит будет гаситься зерном по рыночным ценам, сложившимся на момент окончания уборки. Однако, по мнению председателя аграрной комиссии областной Думы Леонида Самохвала, кредит ставит область в двойную зависимость. Во-первых, горючее придется брать по ценам "ЮКОСа", во-вторых, отданное в залог зерно затем выкупать для областного продовольственного фонда, и опять же с "накруткой". По словам Л. Самохвала, уборка обошлась бы хозяйствам вдвое дешевле, если покупать горючее за банковский кредит".
*****
Со ссылкой на НЭБ сообщается, что Петербургский нефтяной терминал (ПНТ) планирует к 2005 году обеспечить перегрузку 15 млн т нефтепродуктов ежегодно, намереваясь серьезно пошатнуть позиции портов прибалтийских стран. По словам председателя совета директоров ПНТ Александра Дюкова, за 5 лет в развитие компании планируется инвестировать $150 млн. Однако сегодня ПНТ еще значительно уступает по мощности портовым комплексам прибалтийских стран. "По оценке главного эксперта Гендирекции госзаказчика по реализации программы возрождения торгового флота России Виталия Николайчика, сегодня прибалтийские порты "перехватывают" порядка 50% перевалки нефтепродуктов".
*****
Со ссылкой на "Финмаркет" сообщается, что за первое полугодие 2000 года в Томской области индекс физического объема в газовой отрасли возрос по сравнению с уровнем за аналогичный период 1999 года в 18,9 раза. В Томской области наиболее динамично развивается газовая отрасль. За истекшее полугодие индекс физического объема в ней выше прошлогоднего уровня в 18,9 раза. По химической и нефтехимической отраслям этот показатель составляет 151,6 проц.
*****
Со ссылкой на "Финмаркет" сообщается, что в июне 2000 года ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" (АНХК) было переработано 868 тысяч тонн нефти. Об этом сообщил председатель Совета директоров "АНХК", Виталий Машицкий на встрече с администрацией г. Ангарска. Он оценивает положение нефтехимической компании как "движение к стабильной работе". Решены основные вопросы: реструктуризация кредиторской задолженности (5 лет отсрочки, затем платежи в течение 10 лет), реструктуризация в федеральный бюджет (выплаты с третьего квартала этого года в течение 10 лет). По итогам работы за 2000 год ожидают балансовую прибыль, что даст возможность выплачивать долги.
*****
Со ссылкой на "Россия.Регионы" сообщается, что ресурсы нефти в Удмуртии составляют 900 млн тонн. По оценке министерства природных ресурсов Удмуртии прогнозные ресурсы нефти в республике составляют в настоящий момент 900 млн тонн. Всего за время разработки нефти в республике открыто 104 месторождения. В разработке находятся 38 месторождений, подготовлено к разработке - 40. С 1968 года, когда началась добыча нефти в республике, накопленная добыча нефти на 1 января 2000 года по республике составляет 244,893 млн тонн. Остаточные ресурсы нефти категорий А, В, С1 составляют 356,086 млн тонн, категории С2 - 56082 млн тонн, категории С3 - 110,533 млн тонн.
*****
"Экономический союз" (приложение к "Российской газете")
В материале "Беларусь расплатится за российский газ тракторами для Кубани" (автор - Владимир Удачин) сообщается, что на днях в Минске подписано трехстороннее соглашение о поставках сельскохозяйственной техники из Белорусси в обмен на кубанское продовольствие. Как отмечает автор, "третья сторона, участвующая в соглашении, - РАО "Газпром". "Газпрому" и принадлежит формула соглашения. Она проста: компания предоставляет инвестиционный кредит кубанским сельхозпредприятиям. Они получают технику прямо на белорусских заводах и за нее расплачиваются с "Газпромом" продовольствием. Поставки же сельхозмашин будут засчитываться в погашение белорусского долга России за газ. Заместитель председателя правительства края Михаил Курков, участвовавший в подготовке соглашения, считает, что оно выгодно всем сторонам. Белоруссия гасит свой "газовый" долг, через госзаказ обеспечивает загрузку своих машиностроительных предприятий, "Газпром" получает необходимое ему продовольствие, а кубанский АПК - необходимую технику. Соглашением предусмотрена поставка на Кубань 1500 тракторов МТЗ 80-82, 500 кормоуборочных комбайнов и 1000 рулонных средств-подборщиков. Сумма этих поставок согласована в размере 54 миллионов долларов. Погашение инвестиционного кредита пройдет в течение 12-18 месяцев, причем первый "взнос" продовольствием для каждого из сельхозпредприятий составляет от 10 до 20 процентов от общей суммы сделки".
*****
В материале "Польская цена украинских интересов" (автор - Алексей Балиев) сообщается, что Варшава решила-таки сыграть роль "защитника Киева" перед Россией: польский министр экономики Януш Штейнхофф недавно заявил, что "мы не хотим, чтобы транзит российского газа через Польшу наносил ущерб Украине. Мы не можем согласиться с маршрутом, предложенным Россией". Позиция Польши ставит под вопрос долговременный проект экспорта российского газа в Европу через Белоруссию и Польшу - в обход Украины. Это чревато потерями российских газоэкспортных доходов как минимум в 5 миллиардов долларов. "Несанкционированные отборы" российского газа на украинской территории и неспособность Украины выплачивать России долг за потребленный газ обусловили возникновение упомянутого проекта ("Ямал-Белоруссия-Европа"). Вдобавок Киев периодически и без предварительного уведомления российской стороны увеличивает газо- и нефтетранзитные тарифы, что тоже снижает рентабельность газоэкспортного маршрута в Европу через Украину. Однако некоторые его ответвления пересекают и территории Белоруссии, Молдавии, а в целом украинский транзит российского газа идет более чем в 10 стран, в том числе в Грецию и Турцию. По "трансукраинскому" направлению (с учетом последующего транзита через Молдавию и Южную Белоруссию) уже не первый год перекачивается свыше 65 процентов российского газа, экспортируемого в Европу. Понятно, что быстро найти и освоить альтернативный маршрут едва ли возможно. Это, безусловно, понимают не только в Киеве, но и в Варшаве. И неспроста руководство Польши недавно отвергло предложение России соединить газопроводные системы Словакии и юго-восточной Польши, чтобы и с западного фланга застраховаться от транзита через Украину. Министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов, проинформировав Варшаву о трудностях в "газовых" переговорах с Россией, заявил в польской столице, что расценивает позицию Польши как "проявление стратегического партнерства двух стран". Правда, такое заявление имеет больше пропагандистскую, чем экономическую начинку. Например, Варшава в прошлом году повысила пошлины на импорт из Украины и остальных стран СНГ, а также расценки на транзит из государств Содружества, как того требуют предписания Евросоюза, адресованные кандидатам на вступление в ЕС. Но в то же время Польша в 1999 году предварительно согласилась с возможным транзитом, причем по льготным тарифам, норвежского или голландского газа на Украину - ввиду, дескать, "энергетического прессинга" Москвы и Ашхабада на Киев (об этом сообщала "Российская газета").
Транзит энергоресурсов из бывшего СССР, можно сказать, контролируется Европейской энергетической хартией (ЕЭХ), подписанной в 1991 году, но пока не ратифицированной Россией. Недавний же протокол к этому документу, подписанный в Брюсселе, предусматривает, в частности, возможность введения международного контроля за энерготранзитными артериями, если их работа срывает топливообеспечение стран-импортеров. А в дальнейшем "виновника" могут отлучить от инвестиций, поставок технологий, заставить вводить заниженные контрактные цены на энергосырье, и так далее. Эти документы подписаны всеми странами-членами НАТО, а также Японией и Австралией. Иными словами, нынешняя польская позиция опирается на международные документы. А поскольку доля российского газа в газообеспечении Восточной Европы ныне превышает 80 процентов, Западной и Центральной Евпропы - достигает 35 процентов, любые осложнения в этих поставках подпадают, в принципе, под действие европейских санкций. Есть у Варшавы и другой козырь - решения Евросоюза 1997-1999 годов о либерализации европейского газового рынка. Они предусматривают возможность "смены флага" страны-газоэкспортера в трансъевропейских распределительных сетях. То есть транзитное государство или его компания могут выступать в роли фактических поставщиков газа. В числе "новых" экспортеров российского газа оказалась и Польша. Потери же России от таких манипуляций за истекшие полтора года превышают 1,5 миллиарда долларов. Но, видимо, это отнюдь не предел. Украина не только потребляет "отбираемый" российский газ, но и экспортирует его своим восточноевропейским соседям (а также в Молдавию): по ряду оценок, общий объем таких поставок за 1998 год - первое полугодие 2000 года превысил 6 миллиардов кубометров. Самое парадоксальное здесь в том, что Киев по сути дела присоединился к вердиктам ЕС о либерализации европейского газового рынка, сбивая вдобавок и без того невысокие экспортные расценки на российский газ: при нынешней экспортной цене сырого газа в Европе в 65-70 долларов за тысячу кубометров, фактическая цена российского газа на еврорынке - максимум 63 доллара. По оценкам польских и голландских экспертов, политика Киева, способствующая внутриевропейским перепродажам российского газа, предопределила и согласие Варшавы на транзит нидерландского и норвежского газа на Украину, и поддержку польской стороной украинских транзитных интересов. Не исключено, что по мере усугубления российско-украинских газовых проблем ЕС поддержит меры Киева по распространению либерализации газового рынка в западный регион Содружества. Значит, появится дополнительный рычаг для снижения российских газовых цен. Ведь фактически Украина "продвигает" торговые вердикты Евросоюза за его пределы. У России нет географической альтернативы поставкам газа через Белоруссию или Украину. К тому же от украинского коридора, как мы отметили, вряд ли можно отказаться из-за внезапного "проукраинского" демарша Варшавы. Правда, если бы Россия стимулировала экспорт сжиженных газов (как, например, ее конкуренты на европейском рынке - Алжир, Ливия, Норвегия), тогда при наличии газоперерабатывающих мощностей и близлежащих экспортных терминалов можно было бы увеличить вывоз сжиженных газов, причем в обход Белоруссии и Украины. Но пока Россия остается зависимой от экспорта сырого газа, который на 20-30 процентов дешевле сжиженных природного и нефтяного газов. Поэтому придется договариваться с Киевом и Варшавой.
*****
"Версты"
Газета публикует материал "Область в кармане" (автор - Екатерина Васильченко), посвященный тому, как депутаты Омского областного Законодательного собрания обвинили компанию "Сибнефть" в злоупотреблении своим монопольным положением на местном рынке (подробно см. в рубрике "Компании")
*****
"Труд"
В заметке "Разворовали весь резерв" (автор - Леонид Иванов) соощается, что около 500 тонн горючего - весь резерв расквартированных в Тюменской области подразделений железнодорожных войск - умыкнули и продали сами военные. Поначалу торговали канистрами, а войдя во вкус, реализовали краденое уже бензовозами и топливозаправщиками, получая за товар наличными. К уголовной ответственности привлечено тринадцать человек. Им грозит от пяти до десяти лет. Сумма похищенного составила, по утверждению агентства "Тюменская линия", порядка двух миллионов рублей.
*****
Со ссылкой на Financial Times сообщается, что "мечты западных корпораций о фантастических нефтяных доходах на Каспии рассеиваются после столкновения с тонкой политикой, особенно там, где в дело вовлечена Москва. От позиции Москвы, а точнее - Владимира Путина будет зависеть, как будут развиваться события. Риторика Путина уже снискала ему некоторую популярность в прикаспийских республиках, и российскому президенту, похоже, удается добиться положительных сдвигов в отношениях с Азербайджаном, где раньше антироссийский настрой был сильнее всего. Это впрямую сказывается на деятельности западных нефтяных компаний - их доступ к рынкам может сократиться".
*****
"Экономика и время", еженедельник (г. Санкт-Петербург)
В заметке "Плановая добыча нефти - под вопросом" сообщается, что на 400 тысяч тонн нефти меньше могут добыть нефтяники Коми в этом году из-за неудовлетворительной работы некоторых компаний. "Об этом сообщил заместитель министра угольной, нефтяной и газовой промышленности РК Анатолий Губарев.По его словам, такие компании, как ЗАО 'КомиАрктикОйл", ЗАО 'Компания 'Байтек Силур", ЗАО 'Нобель Ойл" и ООО 'АмКоми", добывая меньше нефти, чем предусмотрено производственными планами, нарушают условия лицензионных соглашений. Из-за невыполнения плана этими компаниями, отметил А. Губарев, только в первом квартале 2000 года в различные уровни бюджетов РК недополучено около 150-200 млн руб.Как подчеркнул А. Губарев, ничто не мешает этим предприятиям выполнять производственные задания. ЗАО 'КомиАрктикОйл", ЗАО 'Компания 'Байтек Силур" и ЗАО 'Нобель Ойл" уже получили предупреждения, что могут лишиться лицензий".
*****
Под заголовком "Цена транзитных нефтедолларов" (авторы - Алексей Балиев, Вячеслав Гончаров) публикуется материал о проект БТС (подробно см. в рубрике "Проекты")
*****
ГТРК "Сахалин"
В новостной программе сообщается, что сегодня исполнился ровно месяц, когда на акватории порта Шахтерск был обнаружен очередной разлив нефтепродуктов, предположительно с затонувшего 21 год назад японского теплохода "Такэо Мару". Тогда оперативное обследование судна не подтвердило наличие на нем трещин. Но специалисты утверждают, что само затонувшее судно является "миной замедленного действия", которая в любой момент может привести к экологической катастрофе. Ориентировочно на разлагающемся судне находится около трехсот тонн мазута и порядка тридцати тонн дизельного топлива. Решением местных властей за опасной береговой зоной ведется круглосуточное наблюдение силами шахтерских портовиков.
*****
"Сибирский посад", еженедельник (г. Тюмень)
Со ссылкой на "Север-Пресс" сообщается, что частью экологической программы ОАО "Роснефть-Пурнефтегаз" является рекультивация и восстановление использованных участков земли. Только на Северном и Южном Харампуре в этом году планируется провести рекультивация на восьми кустах скважин. В среднем на один куст отводится около восьми гектаров земли. На Харампурской группе месторождений восстановительные работы выполняет коллектив ноябрьской механизированной колонны номер 15. Уже выполнен весь объем работ на трех кустах Южно-Харампурской площади - на площади более двадцати гектаров. На днях механизаторы приступили к работе на четвертой кустовой площадке этого же месторождения.
*****
Со ссылкой на Интерфакс-АНИ сообщается, что Тюменская нефтяная компания в октябре начнет полномасштабное использование кредитов под гарантии Эксимбанка США на общую сумму $500 млн., заявил президент ТНК Семен Кукес. По его словам, группа специалистов компании в настоящее время находится в США, согласовывая детали контрактов на поставку оборудования в Россию. В апреле текущего года Ex-Im Bank США предоставил гарантии по кредитам ТНК, которые компания планирует использовать для реабилитации разрабатываемого ею Самотлорского нефтегазоконденсатного месторождения ($292 млн. от американской Halliburton Energy Services) и реконструкцию своего дочернего нефтеперерабатывающего предприятия - Рязанского НПЗ ($198 млн. от американской ABB Lummus Global). Как неоднократно заявляли представители ТНК, компания уже начала инвестировать, в частности, в реконструкцию РНПЗ. В текущем году планируется затратить на эти цели в счет ожидаемого кредита более $90 млн. собственных средств.
*****
Со ссылкой на пресс-службу ТНК сообщается, что президент, председатель правления Тюменской нефтяной компании Семен Кукес избран в состав Совета директоров компании Parker Drillling Company - одного из мировых лидеров в области буровых услуг и поставок нефтяного оборудования в лизинг. 26 июля 2000 года Семен Кукес впервые принял участие в заседании Совета директоров Parker Drillling в г.Тулса (штат Оклахома, США). Насколько известно, это первый случай вхождения российского бизнесмена в руководящие органы крупной американской компании, акции которой котируются на Нью-Йоркской фондовой биржи. Parker Drilling активно проникает на новые рынки, в частности, в Китай и Вьетнам, более десяти лет работает в странах СНГ. В настоящее время компания осуществляет буровые проекты в Казахстане, на шельфе Каспия и на Сахалине.
*****
"Ежедневные новости" (г. Владивосток)
Отдел происшествий газеты сообщает, что в конце прошлой недели Владивосток оказался на грани экологической катастрофы: несколько десятков тонн мазута вылилось из чьих-то закромов и потекло по Первой речке в Амурский залив. Какими последствиями это грозило всему живому в самом заливе, а также перспективам рекреации на его берегах, лучше не думать...
27 июля. 19.20. Работники нефтебазы "Приморнефтепродукта", расположенной в низовьях Первой Речки, заметили в воде слой мазута толщиной 2 см. О ЧП сразу доложили во все уполномоченные службы. На место происшествия оперативно выехала группа, укомплектованная спецами природоохранной прокуратуры и милиции, пожарными. Чтобы мазут не распространился по акватории Амурского залива, в устье речки были установлены дополнительные боновые заграждения. Пожарные при помощи брандспойтов не давали мазуту растекаться, а работники ПНП собирали его в специальные резервуары. Авральные работы продолжались до 4 утра, пока слой мазута не стал меньше. К этому времени его было собрано около 20 тонн. Позже количество выросло до 33 тонн. В поисках источника разлива опергруппа прибыла к проходной флотской в/ч, расквартированной в районе Снеговой. Однако ознакомиться с ситуацией на месте не удалось: прибывших спецов на территорию в/ч не пустили. Сначала и.о. командира части капитан Русецкий, а потом и замкомандующего ТОФ по тылу контр-адмирал Ивлиев в безапелляционной форме посоветовали проверяющим покинуть территорию части. Между тем, по словам и.о. главного инженера ПНП Владимира Колесова, названная часть уже не в первый раз становится источником нефтяных разливов. По предварительным данным межрайонной природоохранной прокуратуры, на этот раз причиной аварии послужил порыв на трубопроводе. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 250 УК РФ - "загрязнение вод". Ведь если бы мазут прорвался через заграждения, под пленкой оказался бы весь Амурский залив! Игорь Серых, и.о. прокурора межрайонной природоохранной прокуратуры: "По фактам проверки на данный момент мы можем сказать только об одном виновнике происшедшего - вышеуказанной части. Слив произошел именно оттуда. Мне уже не раз приходилось сталкиваться с позицией ТОФ. Обычная практика у них такая: люди увольняются, факты замазываются, картина преподносится в выгодном для флота свете. Сегодня мы еще раз побываем на месте происшествия, а затем дело будет передано в военную прокуратуру".
*****
"Правда Севера" (г. Архангельск)
В заметке "Бензин: дорожает и будет дорожать?" сообщается, что в конце прошлой недели на автозаправках Архангельска сменили ценники: высокоактановый бензин подорожал на 30-40 копеек. С чем это связано и что ждать дальше? Об этом мы поинтересовались у нескольких крупных поставщиков нефтепродуктов. Первопричиной подорожания они называют то, что основные заводы-поставщики подняли цену на свою продукцию в пределах 300 рублей за тонну, в том числе и на "пролетарскую" марку А-76. Правительство повышает акцизы на бензин, МПС - увеличивает тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, - все это тоже не может не подтолкнуть цены. Кроме того, идет уборка урожая, значит, повышается спрос на нефтепродукты. Соответственно, подрастает и цена. По неподтвержденным данным, увеличились экспортные поставки нефтепродуктов за границу, и у некоторых наших компаний-поставщиков уже начались проблемы где купить топливо. Что из этого вытекает? Не хотелось бы сгущать краски, но мы это уже много раз проходили. Бензиновые кризисы начинаются почти всегда одинаково: у поставщиков проблемы, ценники меняются каждый день, водители, пытаясь сэкономить, затаривают баки и канистры. Дай-то Бог, чтобы на этот раз все обошлось. Во всяком случае, в Архангельске пока никакого ажиотажа: бензин подорожал, но он есть и никаких очередей. А вот в Емецке, по нашим данным, в эти выходные на заправках не было горючего. Правительство повышает акцизы на бензин, МПС - увеличивает тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, - все это не может не подтолкнуть цены.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены