Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут

 
 
2 августа 2002 г.
Автор: Константин Баскаев, (С) Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА"
Партнеры газового гиганта
Европейский рынок - основа могущества "Газпрома"
Главный рынок "Газпрома"
Не смотря ни на что, Европа пока остается главным рынком "Газпрома". "Газпром" более 30 лет поставляет газ в европейские страны. За эти годы никогда не были сорваны его контрактные обязательства. Поэтому "Газпром" имеет в Европе репутацию надежного поставщика и партнера.
В 1998 году Европейское сообщество приняло Газовую директиву, направленную на либерализацию рынка Европы. Цель либерализации - снижение цены на газ вследствие усиления конкуренции и полная ликвидация долгосрочных контрактов. Подобная "реформа" европейского газового рынка "Газпром", естественно не устраивает.
"Переговоры, которые мы ведем с Энергетической комиссией в Брюсселе, обнадеживают, и в настоящее время первоначальная постановка вопроса о полной ликвидации долгосрочных контрактов снята. Долгосрочные контракты, которые на сегодня уже заключены, будут действовать. И что самое главное - будет сохранено существенное условие этих контрактов: "take or pay" (бери или плати)", - подчеркнул заместитель председателя правления Александр Ананенков на ежегодном общем собрании акционеров газового концерна. Альтернативы долгосрочным контрактам поставок газа в Европу на сегодняшний день нет.
"Спотовый рынок, без сомнения, должен расти. Ведь речь идет о дополнительных объемах газа, которые появляются на рынке. Но основу все-таки должны составлять долгосрочные контракты, позволяющие нам привлекать инвестиции", - полагают в "Газпроме".
"Газпром", как известно, осуществляет ряд крупных инвестиционных проектов по поставкам газа в зарубежные страны. Идет завершение строительства газопроводов Ямал-Европа и Россия-Турция. Один из экспортных проектов "Газпрома" - Североевропейский газопровод, пролегающий с территории Ленинградской области по дну Балтийского моря до территории Германии, - получил трансевропейский статус. Этот статус позволяет привлекать для инвестирования данного проекта средства Европейского Инвестиционного Банка.
Согласно годовой финансовому отчету ОАО "Газпром" за 2001 год, выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг достигла 474,5 млрд рублей. Это более чем на 26% выше уровня 2000 года (375,390 млрд рублей). Увеличение выручки от продажи товаров было вызвано в основном ростом цен на газ, поставляемый в дальнее зарубежье, а также повышением курса иностранных валют к российскому рублю. Продажа природного газа на экспорт составляет 77% от общей суммы выручки ОАО "Газпром". Всего в 2001 году выручка от продажи газа увеличилась на 15% по сравнению с 2000 годом и составила более 365,8 млрд рублей. Из них в дальнее зарубежье "Газпром" продал газа на сумму 326,135 млрд рублей, в ближнее зарубежье - 33,180 млрд рублей, в страны Балтии - 6,400 млрд рублей. Выручка от продажи газа на внутреннем рынке составила 0,138 млрд рублей.
На выставке "Нефтегаз-2002", прошедшей в Москве в июне, большую активность проявили германские фирмы - одна за другой прошли пресс-конференции и презентации на стендах Verbundnetz Gas AG, Wintershall AG, Ruhrgas AG. Интересно, что все эти компании не только конкурируют между собой на германском рынке, но и являются партнерами "Газпрома".
Именно Ruhrgas, с одной стороны, открыл путь для российского газа в Германию и в Западную Европу, с другой - создал условия для развития газового рынка Германии. За почти 30-летнюю историю поставок российского газа Ruhrgas в общей сложности закупил у "Газпрома" голубого топлива 400 млрд м3 на сумму эквивалентную 37 млрд евро.
И роль "Газпрома" как поставщика природного газа в Западную Европу будет только возрастать. Притом, что "Газпром" сегодня оценен существенно ниже своей фактической стоимости. Кроме того, оба предприятия сотрудничают в компаниях Центральной и Северной Европы, в которых они имеют долевое участие, а также в совместном осуществлении крупных инфраструктурных проектов. Заключенные долгосрочные контракты на поставку газа обеспечивают России надежный и предсказуемый источник доходов на десятилетия вперед и создают основу для тесного партнерства между Германией, ЕС в целом, и Россией, которым в диалоге между Востоком и Западом всегда придавалось особая политическая значимость.
На третьем германо-российском энергетическом конгрессе в апреле этого года Ruhrgas заявил о том, что реконструкция и модернизация российской энергетики станут локомотивом дальнейшего экономического развития страны. Основа сотрудничества Ruhrgas с "Газпромом" в этом вопросе - это, как и прежде, поставки природного газа, но отношения между двумя компаниями сегодня выходят далеко за рамки этого. Примерами могут служить совместные проекты в области техники и экологии. Например, проект "совместного осуществления" с предприятиями "Газпрома", который постоянно расширяется и в 1997 году признан пилотным на международном уровне. Целью проекта является оптимизация магистрального транспорта газа в России. При помощи только лишь компьютерной оптимизации можно уменьшить расход энергии на привод компрессорных станций вдоль газопроводов. Это позволяет в общей сложности сократить вредные выбросы двуокиси углерода приблизительно на 450 тыс. т в год.
О проблемах, с которыми сталкиваются западные инвесторы, Ruhrgas знает не понаслышке. Уже в 1998 году, непосредственно после финансового кризиса в России, Ruhrgas был одной из первых западных компаний, которая осуществила крупные инвестиции в России и приобрела 2,5% в "Газпроме" за 660 млн долларов. Это стратегические инвестиции Ruhrgas, которые дополняют долгосрочные партнерские отношения с "Газпромом". Ruhrgas увеличивал свое долевое участие, сегодня оно превышает 5%.
Не менее тесные отношения у "Газпрома" и с другой немецкой компанией - Wintershall AG (дочкой химического концерна Basf). Интересно несколько моментов. Во-первых, недавно "Газпром" и Wintershall AG отмечали 10-летие СП "Вингаз". Как образно выразился председатель правления Wintershall AG Райнир Свитсерлот: "Наше маленькое судно - СП "Вингаз" - за 10 лет стало импозантным крейсером". Действительно, только в минувшем году "Вингаз" поставил на рынок Западной Германии газа на 121 млрд кВт-ч. СП имеет развитую инфраструктуру, включающую 1,9 тыс. км трубопроводов и крупнейшее в Западной Европе подземное газохранилище. В создание этой инфраструктуры партнерами вложено 2,7 млрд евро. Во-вторых, Wintershall AG учреждает в Новом Уренгое новое СП. Это предприятие, создаваемое совместно с "Уренгойгазпромом" будет осваивать Ачимовское месторождение.
Если Wintershall конкурирует в вопросах поставок газа в Западной Германии с Ruhrgas AG, то Verbundnetz Gas AG (VNG) "отвечает" за снабжение газом Восточной Германии (земли бывшей ГДР). Эвальд Хольст сообщил, что доля компании на германском газовом рынке составляет 16%. По объему товарооборота VNG является одним из крупнейших предприятий восточной Германии. Успех ориентированной на развитие рынка и работу с клиентами стратегии нашел отражение в высокой доле газа - более 27% - в общем объеме потребления первичных энергоносителей на территории деятельности компании, в то время как в среднем по Германии эта доля составляет 21%. VNG сбывает газа больше, чем потребляют Австрия, или Венгрия. Вместе с клиентами VNG намеревается увеличить этот показатель в новых условиях либерализации рынка. Эвальд Хольст подчеркнул, что "Газпром" является долгосрочным партнером VNG, и вряд ли в этом смысле что-либо изменится. Он считает, что энергетический рынок в целом в Европе хорошо сбалансирован, и поэтому ожидать масштабного прихода новых поставщиков не приходится.
Кстати, поэтому представители VNG критически относятся к новым энергетическим инициативам Европейского Союза. "Что даст дешевый газ, если его не будет?", - так отозвался о газовой директиве Европейской Комиссии (ЕК) Эвальд Хольст. Правда, тут же он сказал, хуже всего то, что сразу же после появления этой директивы, вместо работы по ее совершенствованию стали обсуждаться совершенно новые идеи. А хуже всего то, что ЕК диалог с производителями газа - Россией и Норвегией - начала слишком поздно.
Анатолию Чубайсу не удалось склонить Европу к адюльтеру
Председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс попытался склонить Европу изменить "Газпрому". Его предложение заключалось в объединении электросетей. Европейцы ответили уклончиво. То есть, Европа намерена сохранить верность своему давнему партнеру - "Газпрому".
Выступая в июне в Брюсселе на заседании Европарламента с докладом "В направлении либерализации и интеграции постсоветского и европейского энергетических рынков" Анатолий Чубайс не только ознакомил европейских парламентариев с содержанием и ходом реформы электроэнергетики России, а также с деятельностью РАО ЕЭС по привлечению иностранных инвестиций.
Анатолий Чубайс еще предложил создать Евроазиатское энергообъединение. Переход энергосистем стран СНГ и Балтии на параллельную работу с Трансевропейской синхронной объединенной электроэнергетической системой государств Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы (TESIS), по Чубайсу, якобы позволит оптимизировать графики электрической нагрузки, повысить эффективность их работы за счет рационального использования энергоресурсов и резервов мощности. Очень хочется А. Чубайсу стать в Европе этаким "энергетическим "Газпромом". А может быть ему хочется к званию "лучший министр финансов", полученному накануне дефолта, присовокупить и звание "лучший электрик Европы". Но в Европе к такому отнеслись прохладно.
Дело в том, что сегодня европейская энергетика достаточно хорошо сбалансирована. И европейская Энергетическая хартия рассматривает развитие энергетики, по сути, лишь через нарастание "недискриминационных" поставок из России и других стран энергоносителей, а не самой электроэнергии. Поэтому, кстати, и пересматриваются положения Газовой директивы. Европа намерена получать из России в будущем больше газа и сама вырабатывать электроэнергию. Ради увеличения поставок газа все большее число европейских стран допускают "Газпром" даже до розничной торговли голубым топливом.
"Газпром" пускают на розничный рынок
Так, германская компания E.ON AG, вторая по величине коммунальная компания Европы, получила согласие правительства страны на приобретение газовой компании Ruhrgas AG за 10,3 млрд евро (10 млрд долларов), в результате которого она станет третьей по величине газовой компанией Западной Европы.
Эта сделка позволит E.ON контролировать более половины газового рынка Германии с оборотом 20 млрд долларов. Сумма сделки является второй по масштабам в европейской газовой индустрии после сделки слияния британских компаний National Grid Group Plc. и Lattice Group Plc., которая оценивается в 18 млрд долларов. "Наше решение позволит воспользоваться преимуществами, предоставляемыми этим слиянием, на международных рынках, - заявил заместитель министра экономики Германии Альфред Таке (Alfred Tacke), - поскольку ранее у Ruhrgas были весьма ограниченные возможности для роста".
Для поддержания надлежащего уровня конкуренции правительство обязало E.ON и Ruhrgas продать свои доли в пяти газовых компаниях. Соглашения с BP Plc., Exxon Mobil Corp. и Royal Dutch/Shell Group, в рамках которых они продадут свои доли в Ruhrgas компании E.ON, позволят этим компаниям расширять свои независимые операции в Германии, отметил Таке.
Ряд немецких компаний проявили интерес к активам, принадлежащим Ruhrgas и E.ON. В частности, химический концерн Basf, чья дочка Wintershall занимается поставками газа для частного сектора в Западной Германии и имеет СП с "Газпромом", проявила интерес к приобретению 42% Verbundnetz Gas AG, торгующей газом в восточных землях Германии. E.ON также должна продать 27,45 акций компании EWE AG и 22% Bayerngas Gmbh, а также 35% Бременской муниципальной энергокомпании.
А сам Ruhrgas намерен в ближайшее время довести свою долю участия в уставном капитале "Газпрома" до 8-10%, глава германского газового концерна и член совета директоров "Газпрома" Буркхард Бергманн. В минувшем году Ruhrgas удалось аккумулировать 0,3% акций "Газпрома", а всего на сегодняшний день германский концерн владеет 3,5% уставного капитала российской компании напрямую и 1,5% через СП "Геросгаз", в котором ему принадлежит 49% акций. Таким образом, Ruhrgas смог сэкономить на курсовой разнице акций "Газпрома" на внутреннем и внешнем рынках около 142 млн долларов. Однако немецкий концерн скупает акционерный капитал российской компании отнюдь не с целью последующей перепродажи акций. Как отметил Б. Бергманн, вхождение в уставной капитал "Газпрома" является одним из стратегических направлений деятельности Ruhrgas в ближайшие годы.
Гораздо менее громкий резонанс получил протокол о намерениях, подписанный "Газпромом" с Enel, одной из ведущих итальянских энергокомпаний. В основе договоренностей впервые в истории "Газпрома" может быть заключен контракт о прямых поставках газа европейским конечным потребителям. Прежде "Газпром" продавал газ в Европу только компаниям-перепродавцам (Ruhrgas, ENI, Gas de France) или совместным предприятиям-посредникам. Однако теперь положение может измениться и "Газпром" сможет дойти до конечного потребителя газа, что позволит ему получать за топливо розничную, а не оптовую цену. В соответствии с документом стороны договорились вступить в переговоры по согласованию условий купли-продажи российского природного газа на долгосрочной основе. В частности, предусматривается обсудить возможность заключения контракта между "Газэкспортом" и Enel сроком на 20 лет для осуществления прямых поставок российского газа в объеме 3 млрд м3 в год.
В случае реализации сделки между ОАО "Газпром" и Enel общий объем экспорта природного газа из России в Италию, учитывая поставки газа по долгосрочным контрактам с ENI и Edison, превысит к 2010 году 30 млрд м3 в год.
Теперь "Газпром" имеет доступ к конечным потребителям газа в Германии, может быть, получит в Италии. А зампред правления газового холдинга Юрий Комаров уверен, что вскоре подобное произойдет и в Англии - в эту страну идет газопровод, принадлежащий Wintershall. Вот только во Франции "Газпрому" пока не реально стать "коммунальным" поставщиком газа. Цена вопроса, между тем, немалая. Обычно на границе "Газпром" прощался со своим газом по цене 100-120 долларов за тысячу кубометров, а в коммунальном секторе тоже количество голубого топлива стоит уже 400-450 долларов, для промышленных предприятий - 160-170 долларов. Эта-то разница в цене, а значит, и большие прибыли и интересуют "Газпром". И чем более тесные партнерские взаимоотношения у российского холдинга с европейскими энергетиками и газовиками, тем глубже он проникает на европейский рынок. Но вот Чубайса и РАО "ЕЭС России" там пока не ждут.
О том, что "Газпрому" в ближайшем будущем предстоит установить очень тесные контакты с немецкой E.ON свидетельствует тот факт, что интересы обеих компаний пересеклись в Прибалтике. Так, "Газпром" намерен участвовать в конкурсе приватизации Lietuvos Dujos (LD), на который будет выставлена треть акций общества. В адрес "Газпрома" поступило официальное приглашение Фонда госимущества Литвы участвовать в приватизации LD.
В письме "Газпрому" отмечается, что для поставщика газа будут созданы такие же условия участия в деятельности LD, как и для стратегического западного инвестора. Подчеркивается также, что поставщик газа сможет присоединиться к договору акционеров LD, подписанному на этой неделе западным стратегическим инвестором и правительством Литвы. Договор увенчал первый этап приватизации LD.
Он завершился тем, что за 34% акций LD стратегический инвестор - объединение Ruhrgas AG и E.ON Energie AG - заплатил Литве 116 млн литов. Приглашение потенциальным инвесторам участвовать в приватизации еще 34% акций LD было опубликовано в печати, а в прошлый четверг были направлены приглашения и двум наиболее реальным претендентам. Правительство Литвы хочет завершить второй этап до конца года.
В ответном письме "Газпром" сообщил, что концерн заинтересован в приобретении 34% пакета акций LD и заявляет о полном соответствии критериям, изложенным в материалах приватизации. "Газпром" является крупнейшей в мире компанией по добыче и транспортировке природного газа, ее квалификация и репутация общеизвестны. Он располагает запасами в 26 трлн м3, что составляет 60% от общероссийских промышленных запасов природного газа и около 20% - от мировых. Прирост запасов газа в прошлом году по всем предприятиям "Газпрома" составил 166,2 млрд м3, говорится в сообщении.
Консорциум по транзиту
Украина тоже партнер "Газпрома". Правда, не такой близкий (не в географическом смысле) и надежный как, скажем, германские компании. Чего стоят одни только истории о "прихватизации" и реэкспорте российского газа!
Встреча российского и украинского премьеров в Харькове подавалась как историческая. Михаил Касьянов и Анатолий Кинах должны были поставить точку в затянувшейся истории с условиями транзита российского газа через территорию Украины.
Главный итог встречи - украинская сторона согласилась принимать плату за транзит не натурой, а деньгами. По итогам встречи подписан контракт между НАК "Нефтегаз Украины" и "Газпромом" о транспортировке природного газа до 2013 года в объеме не менее 110 млрд м3. Таким образом, в ближайшие 10 лет Украина обещает отказаться от реэкспорта российских энергоносителей, которые до последнего времени оставались одной из самых скандальных доходных частей украинского бюджета. До сих пор России приходилось мириться с таким положением, потому что альтернативы украинскому газопроводу просто не было. Планировавшийся "Газпромом" второй маршрут для российского газа через Польшу по трубопроводу Ямал - Европа пока не заработал на полную мощность. Вместо ежегодных 33 млрд м3 газа по нему перегоняется пока около 20 млрд. Загвоздка в 200 млн долларов, необходимых для достройки трех компрессорных станций. Профинансировать строительство станций должна польская сторона, но средств найти пока не удается.
Отвечающая за эту работу компания EuroPolGaz (по 48% акций принадлежит "Газпрому" и польской стороне) в долгах как в шелках. Не лучше обстоят дела и со второй ниткой трубопровода Ямал - Европа, которая должна была обеспечить тот самый "обход" Украины, перебрасывая голубое топливо через южные воеводства Польши в Словакию. Ее эксплуатация должна была начаться еще в прошлом году. Но строительство до сих пор не началось. Приходится полагаться на старый украинский маршрут.
Оптимальный вариант, который бы полностью устроил Россию, но пока не устраивает Украину, - это приватизация трубы с передачей контрольного пакета акций российской стороне. Такое положение вещей устраивало бы и Россию, и ЕС - в общем, всех, кроме украинской стороны.
Этот вариант обсуждался на встрече Кучмы и Путина в Санкт-Петербурге, но не прошел. Кучма предложил компромисс - создание совместного консорциума. Труба должна эксплуатироваться специалистами из России, Украины и стран ЕС. Даст ли новый консорциум гарантии того, что украинцы перестанут "прихватизировать" российский газ?
Справка
Схема оплаты использования украинских транспортных магистралей российским газом возникла еще в 1992 году. Предполагалось, что энергоресурсы будут использоваться только внутри страны. Вместо этого Украина начала реэкспортировать газ по мировым ценам, не гнушаясь прямым воровством. Во всяком случае, и года не обходилось без обвинений в адрес украинской стороны в несанкционированном доступе к трубе. Реэкспорт породил сложную систему взаимозачетов, когда газом стали оплачивать все, что угодно.
Уже в июле Киев и Москва согласовали объемы транзита российского газа через украинскую территорию, а также определили цены за его прокачку на 2003 год. Стороны подписали украинско-российский протокол к долгосрочному соглашению о транзите российского газа через территорию Украины. Ориентировочный объем транзита через украинскую территорию составит 127,8 млрд м3 газа. При этом тарифы на его транспортировку сохранятся на уровне первого полугодия 2002 года и составят 1,93 доллара США за 1 тысячу м3 при транспортировке на сто километров. Между двумя странами был заключен также контракт об условиях и объемах хранения российского газа в украинских подземных хранилищах до 2013 года. Подписи под этим документом поставили заместитель председателя правления ОАО "Нефтегаз Украины" Владимир Триколич и заместитель председателя правления "Газпрома" Юрий Комаров.
Справка
В конце июня в Варшаве состоялось заседание наблюдательного совета и внеочередное собрание акционеров EuroPolGaz , в котором приняли участие представители "Газпрома", АО "ПГНиГ" и АО "Газ-Трейдинг". Там предполагалось окончательно решить вопрос об организации финансирования последнего этапа строительства первой нитки газопровода Ямал-Европа. Однако из-за расхождения позиций российской и польской сторон решение по этому вопросу принято не было.
Для финансирования двух компрессорных станций на территории Польши российская сторона предложила увеличить на паритетной основе уставный капитал EuroPolGaz. В настоящее время эта компания возвращает кредиты "Газпрому" и АО "ПГНиГ". Эти средства и предполагалось внести в уставный капитал.
Предложенная российской стороной схема учитывает интересы всех акционеров EuroPolGaz и позволяет наиболее эффективно решить вопрос финансирования строительства двух компрессорных станций. Она направлена на улучшение финансовой ситуации EuroPolGaz, а также сможет привести соотношение его собственного и заемного капитала в соответствие с общепринятыми в Европе нормами. Данная схема обоснована с экономической точки зрения, просчитаны последствия ее реализации и, кроме того, она одобрена и рекомендована аудитором PriceWaterhouseCoopers при составлении заключения по финансовому отчету EuroPolGaz за 2001 год.
В последние годы ПХГ Украины используются приблизительно наполовину (16-18 млрд м3 газа), и российский газ составляет до двух третей общего объема хранящегося топлива.
Россия зачастую воспринимается мировым сообществом в качестве кладовой голубого топлива, а Украину в этом разрезе можно обозначить как трубопровод в Европу. Геополитическое положение тому способствует - обойтись без украинских газовых труб для России означает потерять изрядную долю прибыли от одного из основных своих экспортных товаров - газа, поставляемого в Европу. Но и Украина остаться только с "газовой дорогой" без самого топлива позволить себе не может. Для России важнейшим вопросом развития нефтяной и газовой отрасли страны является устойчивое функционирование транспортной системы - постольку, поскольку отечественная экономика напрямую зависит от поставок топлива за границу. Значит надо договариваться именно с Украиной - этот путь пока основной. Радует тот факт, что оба государства постепенно отказываются от взаимных претензий и принимают на себя долговременные обязательства друг перед другом.
На Украине правительством создана Межведомственная рабочая группа по разработке проектов концепции и соглашения о создании международного консорциума по управлению и развитию магистральной газотранспортной системы Украины. При этом украинская сторона намерена жестко отстаивать такую позицию, чтобы условия функционирования консорциума не давали возможности монопольного влияния на его деятельность со стороны того или иного партнера. По-видимому, прежде всего, имеется в виду именно российская сторона.
При создании этого консорциума на первом этапе Украина не рассматривает возможности приватизации газотранспортной системы. Премьер Украины А. Кинах полагает, что газотранспортная система является стратегическим объектом, поэтому следует искать "варианты управления", которые будут отвечать интересам Украины и "работать на будущие поколения".
Первыми из иностранцев о желании участвовать в "газотранспортном" украинском консорциуме заявили, естественно, немцы. Германия все же получает из-за рубежа почти 80% необходимого ей газа. Около половины этого количества поставляет "Газпром". Поэтому германская сторона хочет всемерно себя обезопасить от всяких украинских "сюрпризов".
В частности, представители Ruhrgas во время международной деловой конференции "Развитие нефтегазового комплекса Украины и возможности привлечения иностранных инвестиций", прошедшей в конце июня в Брюсселе, заявили о намерении поддержать украинские проекты в сфере транспортировки газа и предоставить компьютерное обеспечение, которое позволит сократить расходы газа на компрессорных станциях и уменьшить выбросы углекислого газа. ЕБРР там же согласился возобновить переговоры по кредитованию проекта "Установление счетчиков в газифицированном жилищном фонде" на сумму около 100 млн евро. Кроме того, банк рассмотрит возможность открытия кредитных линий на проекты реконструкции газотранспортной системы под гарантии госкомпании "Укртрансгаз".
Буквально через несколько дней, подводя итоги своего визита во Францию, премьер российского правительства Михаил Касьянов объявил, что Франция, возможно, войдет в газотранспортный консорциум, образованный Россией, Украиной и Германией. Российский премьер в ходе поездки обнаружил "весьма существенный" интерес французской стороны. Впрочем, сначала Украина и Россия (у которых в области газа много нерешенных проблем) должны разобраться в юридических основах консорциума. Напомню, что Франция получает из России сегодня около 25% необходимого ей газа. То есть интерес галлов к консорциуму также вполне объясним.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены